Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОМПОЗИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОМПОЗИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / культура / орфоэпия / рэп-музыка / вокальное обучение / интернет / Russian language / culture / orthoepy / rap music / vocal training / Internet

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Амамчян В.А.

В статье рассмотрено некоторые аспекты использования русского языка в культуре российской империи XVIII-XIX веков и в современной России, проанализировано влияние всемирной сети интернет, социальных сетей на формирование вкусов и предпочтений пользователей, дана характеристика творческой ценности произведений современных рэп-музыкантов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CORRECTNESS OF USE AND PRESERVATION OF IDENTITY OF RUSSIAN LANGUAGE IN COMPOSITIONS OF RUSSIAN RAP ARTISTS

The article examines some aspects of the use of the Russian language in the culture of the Russian Empire of the XVIII-XIX centuries and in modern Russia, analyzes the influence of the World Wide Web, social networks on the formation of tastes and preferences of users, characterizes the creative value of the works of modern rap musicians in Russia.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОМПОЗИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

УДК 070

Амамчян В.А.

студент магистратуры АНО ВО «Институт современного искусства» (г. Москва, Россия)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКТНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОМПОЗИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Аннотация: в статье рассмотрено некоторые аспекты использования русского языка в культуре российской империи ХУШ-Х1Х веков и в современной России, проанализировано влияние всемирной сети интернет, социальных сетей на формирование вкусов и предпочтений пользователей, дана характеристика творческой ценности произведений современных рэп-музыкантов России.

Ключевые слова: русский язык, культура, орфоэпия, рэп-музыка, вокальное обучение, интернет.

Неоспоримо вечная тема изучения русского языка красной нитью проходит сквозь века и эпохи. Ученые М.В. Ломоносов, В.И. Аннушкин, С.В. Иванов, В.Ю. Троицкий и другие посвящали немалое количество времени изучению лексических особенностей русского языка, проблемам риторики, сохранения традиционности, борьбе с засилием иностранных слов. Цикличность истории является устоявшимся фактом, и такое обширное распространение иностранных слов в русском языке происходит не в первый раз. И, если в XXI веке в русском языке широко используются англоязычные термины, то аналогичная картина наблюдалась с применением французских слов в период Российской империи XVШ - XIX веков. Во времена правления Екатерины Второй и позднее, в российском обществе существовало разделение в использовании разных языков. Так, на церковно-славянском языке было

1662

принято изъясняться лишь простолюдинам. Люди знатные и благородные повсеместно применяли только французский язык. Исследователи отмечают, что император Александр I впервые прочел Библию именно на французском языке. Влияние французского языка было огромным. Большинство использующих его людей владели им на высоком уровне, а дворянские семьи старались найти для своих детей гувернеров и учителей из Парижа.

Оборачиваясь на события истории двухвековой давности, проблемы увеличения количества англицизмов в современном русском языке уже не выглядят настолько пугающими. По крайней мере, в голове складывается четкая картинка того, что какого бы невероятного масштаба и силы ни было иностранное влияние на умы русских людей, — способность отразить эту вражескую атаку на основы культуры заложена глубоко в душах и пробуждается при осознании крайней необходимости. Существует лишь небольшое различие — если в те давние времена дворянство было весьма образованным слоем общества, то сейчас, в век интернета и развития информационных технологий, многие молодые люди позволяют себе пренебрегать некоторыми принципами, которые еще несколько десятков лет назад, до распада СССР, были само собой разумеющимися и обязательными к исполнению. Даже банальное некорректное использование норм орфографии и пунктуации влечет за собой последствия. Социальные сети, заполонившие жизнь современных людей, в особенности, молодежи, дали шанс проявлять свою личность, выставлять на всеобщее обозрение плоды своих творческих трудов, мыслей, убеждений.

Но наряду с положительными аспектами образовавшихся возможностей появились и отрицательные — помимо того, что теперь, в принципе, любое мнение и суждение имеет место быть услышанным и воспринятым, неважно при этом, позитивно оно в дальнейшем повлияет на умы людей или негативно, — даже те речевые обороты, которые были при этом использованы, определенная лексика и некорректная пунктуация уже имеют влияние на читателя. Любой современный человек, у которого есть телефон и выход в

1663

интернет, может, приложив определенное количество творческих и интеллектуальных усилий, а также, добавив немалую толику харизмы, завоевать любовь и внимание зрителя. При этом не играет роли ни наличие образования у подобного персонажа, ни приверженность традиционным моральным устоям общества. По сути, чем более ярким и эпатажным будет образ блогера, тем скорее им будет достигнута цель заполучить как можно большее количество подписчиков, которым впоследствии будет легко предлагать и продавать плоды своего творчества.

Именно таким способом и действовали в начале своего творческого пути многие ныне широко известные блогеры и, по совместительству, артисты. Среди наиболее ярких персонажей следует упомянуть Дарью Зотееву. Начав свою карьеру со съемок коротких юмористических видео, пользовавшихся популярностью у несовершеннолетних представителей молодежи, она, волею судеб, смогла завоевать интерес у такого большого количества зрителей, что решила взять на себя смелость и попробовать свою личность в качестве рэп-исполнительницы. Несомненно, жанр рэп-музыки был выбран не случайно. Помимо того, что на тот момент он был наиболее популярен у молодежи, немаловажным моментом является отсутствие требования выдающихся вокальных данных и абсолютного музыкального слуха у исполнителя данного жанра музыки. Стоит ли говорить, что высокую культурную ценность и достойную смысловую нагрузку в рэп-творчестве Дарьи Зотеевой найти весьма сложно. По каким-то причинам, все те, кто был причастен к созданию ее музыкального продукта, решили, что использовать цепляющий бит и небольшое количество повторяющихся колких, часто не обремененных смыслом слов достаточно для того, чтобы продвигать свое творчество и завоевывать все большую популярность.

К сожалению, подобные прецеденты и создают прямую ассоциацию между рэп-музыкой и глупыми текстами, не несущими в себе ни глубокого смысла, ни философских размышлений, ни красоты речевых оборотов,

1664

которыми так славится русский язык. ни красоты речевых оборотов, которыми так славится русский язык.

Подобное отсутствие важных компонентов качественного и имеющего ценность художественного произведения вполне характерно для творчества рэп-музыкантов, причисляющих себя к так называемой, «Новой школе». Слепое подражание творчеству западных рэп-артистов привело к тому, что язык, то есть, сама ткань, из которой произрастает рэп-музыка, —потерял свою красоту и лишился возможности услаждать слух. Но, все же, стоит отметить, что культура развивается таким образом, что прежние формы не умирают, а преображаются благодаря воздействию на них новых форм. Следовательно, остается надеяться, что данный период — это лишь еще один виток в развитии рэп-музыки и русского языка в целом, который даст толчок для осознания важности получения образования, академических знаний, навыков и умений, способных в дальнейшем повлиять на мировосприятие творческих личностей. Как говорил профессор, доктор филологических наук и литературовед В.Ю. Троицкий: «Состояние родного языка и словесности, уровень владения словом предопределяет и возможность обрести ясное сознание. Слово (язык) и словесность в целом образуют основу формирования мысли и становления личности человека, фундамент устроения образования, науки, культуры, т.е. по существу — всей жизни народа» [4, 5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аннушкин В.И. Русская словесность: история и современность. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА 2024. - 188 с;

2. Иванов, С. В. Феномен российского хип хопа : смыслообразование в контексте культурного взаимодействия. — Москва : диссертация по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01, 2012. — 147 с;

3. Троицкий, А. Поп-лексикон. — Новосибирск: АСК-интерпринт, 1990. — С. 63—63, 91, 96-97. — 109 с;

1665

4. Троицкий, В.Ю. Филологическое образование и традиции национальной духовной культуры // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа» М.: ИМЛИ РАН, 2008. — С.33 — 78;

5. Троицкий В. Ю. Филологическое образование и традиции национальной и духовной культуры /четыре статьи/ Минск. 75 с.

Amamchyan V.A.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

SOME ASPECTS OF CORRECTNESS OF USE AND PRESERVATION OF IDENTITY OF RUSSIAN LANGUAGE IN COMPOSITIONS OF RUSSIAN RAP ARTISTS

Abstract: the article examines some aspects of the use of the Russian language in the culture of the Russian Empire of the XVIII-XIX centuries and in modern Russia, analyzes the influence of the World Wide Web, social networks on the formation of tastes and preferences of users, characterizes the creative value of the works of modern rap musicians in Russia.

Keywords: Russian language, culture, orthoepy, rap music, vocal training, Internet.

1666

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.