Научная статья на тему 'Некоторые аспекты конкурентоспособности предприятий российского рынка трубного производства (на примере Южного федерального округа)'

Некоторые аспекты конкурентоспособности предприятий российского рынка трубного производства (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
металлургическая промышленность / конкурентоспособность / стратегия развития. / metallurgical industry / competitiveness / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Билетов Е.А., Полусмакова Н.С.

В статье рассматривается особенности рынка трубной продукции различных Федеральных Округов и его основных производителей. Уточняется содержание определения конкурентоспособности соответствующих предприятий, представляющее собой наличие свойства, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения потребности в трубной продукции различного назначения по сравнению с другими предприятиями данной отрасли других федеральных округов. Актуальность данной тематики определяется общим стратегическим направлением развития отраслей отечественного производства и необходимостью применения теории конкурентоспособности как основы интенсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RUSSIAN MARKET COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES PIPE PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

The article discusses the features of the market of pipe products of various federal district and its major producers. Clarifies the definition of the content of the competitiveness of the enterprises concerned, which is the availability of properties with a degree of actual or potential to meet the needs of tubular products for various purposes in comparison with other companies of the industry of other federal districts. The relevance of the subject is defined by the overall strategic direction of development of domestic industry and the need to use the theory as a basis for the intensification of competitiveness.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты конкурентоспособности предприятий российского рынка трубного производства (на примере Южного федерального округа)»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь

References

1. Blank I.A. Finansovyj menedzhment. - 2-e izd., pererab. i dop. - K: Jel'ga, Nika-Centr, 2010. - 521 s.

2. Kovalev V. V. Finansovyj menedzhment: teorija i praktika. - 3-e izd., pererab. I dop. - Moskva: Prospekt, 2015. - 1104 s.

3. Mochalova, L.A. Finansovyj menedzhment: ucheb.posobie / L. A. Mochalova, A. V. Kas'janova, Je. I. Rau; Pod red. L.A. Mochalovoj. - M.: Knorus, 2012. - 384 s.

4. Mochalova L. A. Model' risk-orientirovannoj finansovoj strategii korporacii // Vestnik Sib. Gosudarstvennogo aviacionnogo universiteta, №2 - 2010 - S. 170-174.

Билетов Е.А.1, Полусмакова Н.С.2

1 Студент, 2кандидат экономических наук, Волгоградский государственный университет Выполнена при поддержки гранта РГНФ №15-12-34012 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУБНОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Аннотация

В статье рассматривается особенности рынка трубной продукции различных Федеральных Округов и его основных производителей. Уточняется содержание определения конкурентоспособности соответствующих предприятий, представляющее собой наличие свойства, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения потребности в трубной продукции различного назначения по сравнению с другими предприятиями данной отрасли других федеральных округов. Актуальность данной тематики определяется общим стратегическим направлением развития отраслей отечественного производства и необходимостью применения теории конкурентоспособности как основы интенсификации.

Ключевые слова: металлургическая промышленность, конкурентоспособность, стратегия развития.

Biletov E.A., Polusmakova N.S.

Student, 2PhD in Economics, Volgograd State University SOME ASPECTS OF THE RUSSIAN MARKET COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES PIPE PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

Abstract

The article discusses the features of the market of pipe products of various federal district and its major producers. Clarifies the definition of the content of the competitiveness of the enterprises concerned, which is the availability ofproperties with a degree of actual or potential to meet the needs of tubular products for various purposes in comparison with other companies of the industry of other federal districts. The relevance of the subject is defined by the overall strategic direction of development of domestic industry and the need to use the theory as a basis for the intensification of competitiveness.

Keywords: metallurgical industry, competitiveness, development strategy.

Трубная промышленность является важнейшей отраслью черной металлургии Российской Федерации. Именно развитие этой области народного хозяйства во многом определяет потенциал экономики страны в целом. Трубная продукция более семидесяти российских предприятий востребована во многих секторах экономики, основными ее потребителями являются нефтегазовая промышленность, машиностроение, энергетика, жилищно -коммунальное хозяйство и строительство. В этих отраслях применяется широкий ассортимент сварных и бесшовных труб. Как и металлургия в целом, российская трубная промышленность в настоящее время удовлетворяет нужды внутреннего потребителя, который дает 80% прибыли в структуре доходов отрасли. В I квартале 2015 г. производство труб в России выросло на 12% по сравнению с АППГ - до 2,666 млн т. Экспорт увеличился на 14%, правда, в абсолютном значении это только 27,6 тыс. т. Импорт уменьшился на 57%, или почти на 100 тыс. т по сравнению с I кварталом 2014 г. Потребление трубной продукции в январе - марте 2015 г. выросло на 7% - до 2,524 млн т. Необходимо учитывать, что положительные показатели начала года были достигнуты прежде всего за счет труб большого диаметра, которые используются в новых крупных трубопроводных проектах. Их потребление в I квартале текущего года увеличилось на 76% по сравнению с АППГ - до 854,3 тыс. В то же время в других секторах рынка произошел спад. Особенно глубоким он оказался в строительстве - на 17%, или на 185 тыс. т, по сравнению с началом прошлого года [13]. Все большее значение уделяется поставкам продукции на внешние рынки, список стран которых расширился с 15 до 85. Определенную роль в расширении экспортных поставок сыграла сертификация российской продукции в соответствии с мировыми стандартами.

Ежегодно на трубном рынке России возникают новые субъекты, организующие свою деятельность открытием мини-заводов по производству труб, ставшей основной тенденцией. Крупные металлоторговые компании начинают осваивать собственное производство трубной продукции. По оценкам экспертов, суммарная производственная мощность озвученных на сегодняшний день проектов ввода нового оборудования по производству сварных труб составляет 2,6 млн т. Именно переизбыток мощностей является основной проблемой металлургического сектора. Указанные факторы сильно повышают и ужесточают конкуренцию между производителями. Актуальность исследования обусловлена превышением предложения трубной продукции над спросом как на рынке южного федерального округа, так и на рынке РФ в целом.

Под конкурентоспособностью предприятий трубной отрасли Южного федерального округа будем понимать их свойства, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения потребности в трубной продукции различного назначения по сравнению с другими предприятиями данной отрасли других федеральных округов. Конкурентоспособность предприятий трубной отрасли Южного федерального округа можно определить, как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного производителя от конкурентов как

11

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь

по степени удовлетворения своими товарами потребителей, так и по эффективности производственной деятельности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью можно понимать способность опережать других, используя конкурентные преимущества в достижении поставленных стратегических целей.

Факторы конкурентоспособности для предприятий трубной отрасли принципиально не отличаются от факторов в других отраслях экономики: качество, ценообразование, продвижение, система сбыта, аналитическое сопровождение и послепродажное обслуживание, но некоторые из них являются ключевыми в данной сфере деятельности.

Рассмотрим рынок трубного производства, акцентируя внимание на соответствующих производителях как в целом по РФ, так и в разрезе Южного федерального округа. Всего в России насчитывается более 70 производителей стальных труб, соотнесение которых представим в разрезе регионального распределения на следующем рисунке 1:

Центральный ФО Северо-Западный ФО Сибирский ФО Северо-Кавказский ФО Уральский ФО Южный ФО Дальневосточный ФО Приволжский ФО

Рис.1 - Региональное распределение трубных производств РФ

*составлено автором

В Южном федеральном округе насчитывается 7 предприятий, специализирующихся на производстве стальных сварных труб, причем 5 из них находятся в Волгоградской области. Как видно из приведенной диаграммы, доля ЮФО по количеству производителей относительно других округов РФ составляет 11%.

Основными заводами-изготовителями трубной продукции в южном федеральном округе являются:

- Волжский трубный завод, входящий в состав крупнейшего холдинга производителей труб - Трубной металлургической компании и объем выпуска - 95 000 тонн в месяц.

- Волжский трубопрофильный завод, объем выпуска труб которого составляет - 7 000 тонн в месяц.

-Производственная компания «ДИА», находящаяся в городе Волжский. Объем выпуска труб на предприятии - 12

000 тонн в месяц.

-Трубный завод «Профиль-Акрас» им. Макарова В.В, территориально расположенный в городе Волжский. Объем выпуска труб на предприятии составляет - 17 000 тонн в месяц.

- ООО «ВАЗЛ», расположенное в городе Волжском. Объем выпуска труб на предприятии - 2 000 тонн в месяц.

- Таганрогский металлургический завод - ПАО «Тагмет», который как и Волжский трубный завод, входит в Трубную металлургическую компанию, объем выпуска его труб составляет 60 000 тонн в месяц.

- ООО «Новый кубанский профиль», находящееся в городе Краснодар. Объем выпуска данного предприятия составляет 3 000 тонн в месяц.

Проведем сравнение по объемам производства между предприятиями ЮФО и остальных федеральных округов (рис.2).

12

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь

300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

Рис. 2 - Объемы производства трубной продукции по федеральным округам

*составлено автором

Таким образом, суммарный объем производства стальных труб в ЮФО составляет более 190 000 тонн ежемесячно. Производителями из других регионов ежемесячно выпускается порядка 670 000 тонн. Как видно из диаграммы, несмотря на то, что по количеству трубных предприятий ЮФО находится на 4 месте, по объемам производства он занимает 2 место, уступая лишь самому развитому в промышленном плане округу России -Уральскому.

Рассмотрим показатели производства с начала 2014 года самого крупного трубного предприятия ЮФО -Волжского трубного завода по ассортиментному назначению в сравнении с основными конкурентами на рынке РФ (табл. 1):

Таблица 1 - Сравнение показателей производства Волжского ТЗ с основными конкурентами

Бесшовные трубы общего назначения

Первоуральский НТЗ 492 400 тонн

Волжский ТЗ 215 500 тонн

Синарский ТЗ 198 700 тонн

Челябинский ТПЗ 112 100 тонн

Ижорская ТК 55 400 тонн

Нефтегазопроводные трубы

Таганрогский МЗ 211 700 тонн

Волжский ТЗ 186 100 тонн

Челябинский ТПЗ 124 600 тонн

Северский ТЗ 97 600 тонн

Обсадные трубы

Волжский ТЗ 195 300 тонн

Северский ТЗ 173 800 тонн

Таганрогский МЗ 150 400 тонн

Синарский ТЗ 108 600 тонн

Первоуральский НТЗ 49 600 тонн

Челябинский ТПЗ 28 200 тонн

Нержавеющие бесшовные трубы

Волжский ТЗ 5 600 тонн

Первоуральский НТЗ 4 600 тонн

ТМК-Инокс 2 600 тонн

Челябинский ТПЗ 1 100 тонн

Сварные трубы большого диаметра

Выксунский МЗ 884 100 тонн

Челябинский ТПЗ 839 000 тонн

Волжский ТЗ 363 100 тонн

Ижорский ТЗ 334 400 тонн

Как видно из данной таблицы 1, Волжский ТЗ занимает лидирующие позиции среди своих конкурентов по основным производимым товарным группам.

Это говорит о том, что продукция Волжского трубного завода, являющегося самым крупным производителем труб в ЮФО и одним из крупнейших в РФ, обладает высококонкурентными свойствами. Он является лидером по производству обсадных и нержавеющих бесшовных труб, вторым в отрасли по производству бесшовных труб общего

13

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь

назначения и нефтегазопроводных труб, третий по выпуску сварных труб большого диаметра. В десятку крупнейших входит и Таганрогский металлургический завод, остальные производители ЮФО относятся к предприятиям среднего либо малого бизнеса, но также занимают свою нишу в трубном производстве, наращивают и расширяют существующие мощности. Например, ЗАО «Трубный завод «Профиль-Акрас имени Макарова В.В.» за последние три года увеличил общее производство со 150 000 до 190 000 тысяч тонн труб в год, производство профильных труб различного сечения с 97 500 до 130 000 тысяч тонн в год. Количество потребителей за эти же три года выросло с 500 до 564 единиц как в пределах ЮФО, так и в других регионах. Завод начал поставлять свою продукцию в целый ряд стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, в частности Германию, Польшу, Финляндию, Литву, Казахстан, Таджикистан, Белоруссию.

Таким образом, предприятия трубного производства ЮФО имеют высокий конкурентный потенциал, в том числе и для дальнейшего развития и наращивания мощностей. В современных условиях перехода страны на политику импортозамещения, изменения вектора стратегического партнерства в пользу стран БРИКС, отказа от реализации проекта газопровода Южный Поток и принятия стратегических решений о новых масштабных поставках энергоносителей в Турцию и Китай, освоение новых месторождений нефти и газа в Арктике, трубники ЮФО в том числе получают стратегическую возможность не только сохранить, но и упрочить лидирующие позиции на внутреннем и международном рынке.

Литература

1. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д.С. Воронов. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - 96 с.

2. Иванов, Д. Торговля и защита металлургического рынка / Д. Иванов // Металлоснабжение и сбыт. - 2014. -№7. - С. 11-14.

3. Иванченко, Р. Обзор региональных рынков стальных труб / Р. Иванченко // Металлоснабжение и сбыт. -2014. - №3. - С.33-35.

4. Игнатенко, Т. Правила игры для рынка металлов Сибири/ Т. Игнатенко // Металлоснабжение и сбыт. - 2014. -№ 2. - С.17-18.

5. Клименко, С. Новая волна мини-заводов / С. Клименко // Металлоснабжение и сбыт. - 2014. - №9. - С.41-44.

6. Малый, В. Точки роста российской промышленности /В. Малый// Металлоснабжение и сбыт. - 2014. - №4. -С. 23-27.

7. Неходченко, П. Рынок металлопроката Урала / П. Неходченко // Металл-Курьер. - 2013. -№11. - С. 11-14.

8. Остапин, К. ТМК - крупный игрок на мировом рынке стали / К. Остапин // Металл-Курьер. - 2014. - №17. -С. 14-19.

9. Петров, К. Сортовой прокат: закономерности и тенденции / К. Петров // Металл-Курьер. - 2014. - №1. - С. 14-17.

10. Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход /Н.С. Полусмакова // Вестник Волгоградского государственного университета Серия Экономика. Экология. - 2011. - №1 (18). - С.13-20.

11. Привокин, М. Развитие российской металлургии на мировом рынке / М. Привокин // Металл-Курьер. - 2014. -№ 4. - С. 22-25.

12. Рогожин, С. Влияние китайских производителей стали на российскую металлургию / С. Рогожин // Металл -Курьер. - 2014. - №7. - С.33-37.

13. Рынок трубной продукции: неутешительные прогнозы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://www. rspmp.ru/ru/about/news/?id=12222&subj ect=smi

14. Степаненко, А. Тенденции мирового рынка стали / А. Степаненко// Металлоснабжение и сбыт. - 2014. -№10. - С. 7-8.

15. Тарнавский, В. Новый российский прокат / В. Тарнавский // Металлоснабжение и сбыт. - 2014. - №8. - С.25-28.

16. Тарнавский, В. Потеснитесь все - китайцы пришли! Расширение китайского экспорта стали / В. Тарнавский // Металлоснабжение и сбыт. - 2014. - №5. - С.20-22.

17. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: Маркет ДС, 2008. - 432 с.

18. Шахов, М. Эффективность производства стали /М. Шахов// Металлоснабжение и сбыт. - 2013. - № 12. - С. 5-7.

19. Шинокин, Е. Состояние рынка бесшовных труб РФ / Е. Шинокин // Металл-Курьер. - 2013. -№22. - С.21-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Voronov D.S. Konkurentosposobnost' predprijatija: ocenka, analiz, puti povyshenija / D.S. Voronov. - Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2001. - 96 s.

2. Ivanov, D. Torgovlja i zashhita metallurgicheskogo rynka / D. Ivanov // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №7. -S.11-14.

3. Ivanchenko, R. Obzor regional'nyh rynkov stal'nyh trub / R. Ivanchenko // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №3. -S.33-35.

4. Ignatenko, T. Pravila igry dlja rynka metallov Sibiri/ T. Ignatenko // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - № 2. - S. 17-18.

5. Klimenko, S. Novaja volna mini-zavodov / S. Klimenko // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №9. - S.41-44.

6. Malyj, V. Tochki rosta rossijskoj promyshlennosti /V. Malyj// Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №4. - S. 23-27.

7. Nehodchenko, P. Rynok metalloprokata Urala / P. Nehodchenko // Metall-Kur'er. - 2013. -№11. - S.11-14.

8. Ostapin, K. TMK - krupnyj igrok na mirovom rynke stali / K. Ostapin // Metall-Kur'er. - 2014. - №17. - S. 14-19.

9. Petrov, K. Sortovoj prokat: zakonomernosti i tendencii / K. Petrov // Metall-Kur'er. - 2014. - №1. - S.14-17.

10. Polusmakova N.S. Razvitie koncepcij konkurencii: jevoljucionnyj podhod /N.S. Polusmakova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta Serija Jekonomika. Jekologija. - 2011. - №1 (18). - S.13-20.

11. Privokin, M. Razvitie rossijskoj metallurgii na mirovom rynke / M. Privokin // Metall-Kur'er. - 2014. - № 4. - S. 22-25.

14

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 1 ■ Октябрь

12. Rogozhin, S. Vlijanie kitajskih proizvoditelej stali na rossijskuju metallurgiju / S. Rogozhin // Metall-Kur'er. - 2014. -№7. - S.33-37.

13. Rynok trubnoj produkcii: neuteshitel'nye prognozy [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http ://www. rspmp.ru/ru/about/news/?id=12222&subj ect=smi

14. Stepanenko, A. Tendencii mirovogo rynka stali / A. Stepanenko// Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №10. - S. 7-8.

15. Tarnavskij, V. Novyj rossijskij prokat / V. Tarnavskij // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №8. - S.25-28.

16. Tarnavskij, V. Potesnites' vse - kitajcy prishli! Rasshirenie kitajskogo jeksporta stali / V. Tarnavskij // Metallosnabzhenie i sbyt. - 2014. - №5. - S.20-22.

17. Fathutdinov R.A. Upravlenie konkurentosposobnost'ju organizacii / R.A. Fathutdinov. - Moskva: Market DS, 2008. -432 s.

18. Shahov, M. Jeffektivnost' proizvodstva stali /M. Shahov// Metallosnabzhenie i sbyt. - 2013. - № 12. - S. 5-7.

19. Shinokin, E. Sostojanie rynka besshovnyh trub RF / E. Shinokin // Metall-Kur'er. - 2013. -№22. - S.21-25.

Брюханова О.И.

Аспирант экономических наук, РАНХиГС при Президенте РФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Аннотация

В данной статье рассмотрено - регулирование и стимулирование инновационной деятельности в развитых странах, таких как США, Франция, Германия, Япония, а также построена модель, на основе опыта данных стран, которая была бы применима для России и способствовала ее развитию в сфере инноваций.

Ключевые слова: инновации, государства, инновационная политика.

Bryukhanova O.I.

Postgraduate, RANEPA

STATE SUPPORT OF INNOVATION IN CORPORATIONS OF DEVELOPED COUNTRIES

Abstract

This article discusses the regulation and promotion of innovative activity in developed countries such as USA, France, Germany, Japan, and built the model, based on the experience of these countries, which would be applicable for Russia and contributed to its development in the field of innovation.

Keywords: innovation, states, innovation policy.

Currently, in the developed society, more and more interest is paid to the innovative activities of companies. Innovation has become the engine of progress, stimulating consumer demand and increasing competition, thereby encouraging firms to increase innovation. However, any R&D require a considerable investment from the company, especially when it comes to high-tech innovation, impact, future, global restructuring and the functioning of the production processes of the economy. As a result, many organizations do not have the resources or priorities in investing significant funds in R&D. In this regard, a major role in the innovative development belong to the government. If we compare R&D expenditure of the public sector in different countries in 2010 and 2012, we will see the following picture:

Table 1 - The internal structure of R&D expenditures by source of funding in 2010 and 2012

Country Funds of the State 2010 Funds of the State 2012 Funds of business enterprise sector 2010 Funds of business enterprise sector 2012 Other national sources 2010 Other national sources 2012 Foreign sources2010 Foreign sources 2012

Russia 70.3% 67.8% 25.5% 27.2% 0.6% 1.0% 3.5% 4.0%

Italy 42.1% 41.9% 44.2% 45.1% 4.3% 3.9% 9.4% 9.1%

France 39.7% 35.4% 51.0% 55.0% 2.0% 1.9% 7.3% 7.7%

Canada 34.3% 34.5% 46.5% 48.4% 11.9% 11.3% 7.3% 5.8%

USA 31.3% 30.8% 61.6% 59.1% 7.1% 6.3% 0.0% 3.8%

Germany 29.7% 29.8% 66.1% 65.6% 0.3% 0.3% 3.8% 4.2%

UK 32.1% 28.9% 45.1% 45.6% 6.3% 5.7% 16.4% 19.7%

Es Republic of Korea 26.7% 23.8% 71.8% 74.7% 1.2% 1.1% 0.2% 0.3%

China 24.0% 21.6% 71.7% 74.0% 0.0% 0.0% 1.3% 1.0%

Japany 17.2% 16.8% 75.9% 76.1% 6.4% 6.6% 0.4% 0.4%

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.