НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ АДВОКАТУРЫ
Чабаева И. С., соискатель МГЮА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
История становления адвокатуры интересна:
во-первых, тем, что многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды;
во-вторых, сегодня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общественного мнения и, с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката реально неизмеримо возросла1.
По мнению М. Винавера, появление адвокатуры в европейских государствах совпадает с возникновением борьбы между средневековым укладом жизни и новой централистической государственной идеей2. При этом адвокаты являлись неким наследием римских юристов и появились при становлении правовых систем западноевропейских государств под влиянием рецепции римского права.
Вплоть до знаменитой судебной реформы 1864 г., осуществленной Александром II, адвокатуры, в понимании близком к сегодняшнему, в России не существовало. И это несмотря на то, что в западноевропейских государствах институт адвокатуры не только сформировался, но и получил законодательное оформление своего статуса гораздо ранее. Российские императоры, начиная с Петра I, страдающие болезненной любовью ко всему западному, с одинаковым недоверием относились к возможности заимствования опыта построения адвокатуры и насаждения такового в России. До эпохи Николая I в Российской империи правотворительная и правоприменительная инстанции исходили из представления Екатерины II об адвокатах как о людях, способных одинаково "поддерживать то ложь, то справедливость, то несправедливость". Николай II, когда ему намекнули о необходимости введения адвокатуры в России, воскликнул: "Адвокаты погубили Францию. Кто были Мирабо, Марат, Ро-
1 Барщевский М. Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. М., 1997.
2 Очерки об адвокатуре, СПб., 1902 (Адвокат в уголовном
процессе, М., Новый юрист, 1997).
беспьер и другие? Нет, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты; проживет и без них".
Подготовка судебной реформы началась в первой половине 19 века. В 1858 году обсуждения судебной реформы вышли за стены чиновничьих кабинетов и перешли на страницы журналов и иных печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые взгляды. 8 сентября 1858 года начальник второго отделения имперской канцелярии граф Н. Д. Будалов подал императору Александру Второму доклад «Об установлении присяжных стряпчих», т.е. об учреждении адвокатуры3. В 1861 году Н.Д. Будаловым была образована комиссия, результатом работы которой стали «Основные положения преобразования судебной части в России», учрежденные Александром Вторым 29 сентября 1862 года. Принципы «Основных положений преобразования судебной части в России» легли в основу Учреждения судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 года, которыми впервые в России учреждается адвокатура.
Адвокаты, которые в соответствии с Разделом IX "О лицах, состоящих при судебных местах" Учреждения судебных установлений (1864 г.) именовались присяжными поверенными и частными поверенными, оформились как отдельная категория лиц, обладающих процессуальными правами, именно с момента принятия данного акта. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и результативно выступали на политических процессах.
Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов; и частных поверенных, - занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или
о выдержанных экзаменах по таким наукам, либо прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо состояли не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их поверенных. Профессиональные объединения присяжных поверен-
3 Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа в России. Воронеж. 1989. С. 58.
ных организовывались по территориальному признаку, принадлежности к тому или иному органу судебной власти. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.
В отличии от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.
Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокатуру. В конце прошлого века применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин - "сословие", что означало сообщество юристов, "объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию". Однако о сословии относительно адвокатуры можно было говорить в отношении только адвокатуры Санкт-
Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах фактически адвокатура не возникла - были лишь отдельные адвокаты, но никак не "сообщества профессионалов".
Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.
24 ноября 1917 года был принят Декрет №
1 о Суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало.
Однако то, что адвокатура была лишена официального статуса, не остановило деятельность защитников. Например, общее собрание московских адвокатов постановило продолжать деятельность на основе законодательства 1864 г.4
4 Гаврилов С. Н.Адвокатура в Российской Федерации: учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2000.
Необходимо отметить, что согласно ст. 3 Декрета № 1 о Суде, к роли обвинителей и защитников допускались "все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Такое положение просуществовало до принятия 7 марта 1918 года Декрета № 2 "о Суде". Этот декрет ограничил круг лиц, выполняющих функцию защиты. Он предписывал организовать при местных Советах коллегии правозащитников, которые создавались крайне медленно.
В том же 1918 году Совнарком издал декрет, предписывающий местным властям образовать единую, организованную корпорацию за-
щитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. Таким образом, разорвалась связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.
Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации.
В ноябре 1918 года ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре.
Коллегии правозащитников заменялись коллегиями с еще более труднопроизносимым названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.
Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось5.
С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету №
2 о Суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента,
5 В. М. Семенов. Правоохранительные органы в СССР. М. ЮЛ, 1990.
за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.
11 мая 1920 года Совнаркомом издается постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому в трехдневный срок, после опубликования данного постановления, указанные лица обязаны зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. Таким образом, деятельность адвокатов заменяется формой трудовой повинности.
В июне 1920 года Третий всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности6.
Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.
Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.
Естественно, что это не устраивало новую власть и на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, комиссар юстиции Д. Курский охарактеризовывает перспективы развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика»7. И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры.
25 мая 1922 года принимается Положение «Об адвокатуре», но поскольку оно лишь в общих чертах говорило о вновь создаваемых коллегиях защитников, то Наркомюстом 5 июля 1922 года принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. За государственными орга-
6 Материалы народного комиссариата юстиции. Выпуск 1112.
7 Гарилов С. Н. Актуальные вопросы организации адвокатуры и участия защитника в уголовном процессе в России. История и современность. М.: 1998.
нами закреплялось право исключать адвокатов из членов коллегии. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. Целесообразность формирования коллегий защитников по административно-территориальному принципу деления территории государства обсуждается вплоть до настоящего времени.
Именно на основании этого закона, поставившего точку в метаниях нового режима от отмены всех судебных органов до организации полновластных судебных трибуналов без всякого права на судебную защиту и обжалование, и была создана организационная структура, которую можно назвать правопредшественником Московской областной коллегии адвокатов.
8 октября 1922 года в одной из аудиторий Московского Университета состоялось первое собрание членов коллегии защитников Московской губернии.
По мнению историков, значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях. К сожалению, очень трудно найти источники, подтверждающие или опровергающие верность данных о социальном происхождении состава коллегии защитников Московской губернии. Известно лишь, что в 1926 году в 16 уездах губернии работало 203 защитника. К ним обратилось за помощью более 60 тысяч граждан Подмосковья. То, что защитники и в то время достойно исполняли свой адвокатский долг, сомнений не вызывает. Наряду с судебными делами в том же 1926 году ими проведено свыше 700 докладов и бесед по быту и земельному праву, множество вечеров вопросов и ответов. Стал выходить еженедельный правовой журнал "Революционная законность".
14 января 1929 года в связи с введением нового административно - территориального деления Московская губерния была переименована в Московскую область. Коллегия вместо губернской стала именоваться Московской областной коллегией защитников.
Через 7 лет, в августе 1936 года, произошло разделение Московской коллегии адвокатов на городскую и областную. На территории области тогда работало около 100 адвокатов, распределенных по участкам, обслуживаемых судами. Для сравнения - сегодня в Московской областной коллегии работает почти 2000 человек. Да, конечно, увеличилось население, расширилась сфера применения адвокатского труда. Все это так, но представьте - 100 человек и вся Московская область! Пешком, на телеге, редко по же-
лезной дороге... С позиций сегодняшнего дня похоже на подвиг.
С тех пор Московская областная коллегия адвокатов, пополняя свои ряды за счет юристов-профессионалов высшей квалификации, стала обретать те черты организации и деятельности, которые свойственны ей на сегодняшний день.
Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных ин-ститутах8.
Юридическая пресса стала не только менее обстоятельной в освещении правовых вопросов, начиная с 1930 г., но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 г. перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников.
В конце 1938 года, через 9 месяцев после того, как в результате начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в советское верноподданническое учреждение9.
Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась "вредной" для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные Президиуму коллегии адвокатов.
Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед Президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы. При этом местонахождение большинства консультаций
8 Хазард Дж. Жизнь студентов-юристов в Москве. Цуг., 1978.
9 Иванова М. В. Историко- правовые аспекты становления адвокатуры России. М., 1998.
определялось Президиумом коллегии по адресу суда, в котором члены консультации осуществляли деятельность по защите прав граждан.
Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатами и юрисконсультами. Было запрещено сочетать работу в государственных учреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.
Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.
С первых дней войны Московская Областная Коллегия перестроила свою работу, подчинив ее задачам военной поры. Многие члены коллегии ушли на фронт или в народное ополчение, а оставшиеся сосредоточили внимание на оказании помощи военнослужащим, членам их семей, инвалидам войны. В 1942 г. коллегия перечислила в Фонд обороны 20 тысяч рублей и создала фонд постройки танка "Московский адвокат", в 1944 г. наши коллеги выделили из своих средств 100 тысяч рублей на постройку самолета, который назвали "Адвокат Московской области". Это не было единовременным порывом - в течение всех военных лет перечислялись средства в Фонд обороны, в помощь семьям фронтовиков и инвалидов войны, на постройку детских домов. Даже в тех, исключительно трудных условиях, адвокаты Областной коллегии выполнили свой долг перед людьми и страной.
В 50-е годы роль адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве уже не подвергалась никакому сомнению. Их "терпели" даже в кассационном суде, хотя в большинстве случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Типичное объяснение роли адвоката (защиты) в суде было следующим: "Защитник, так же как и прокурор, разъясняет в ходе судебного разбирательства общественно-политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полученные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, характеризует личность обвиняемого и высказывает свое понимание меры преступления или призывает к оправданию обвиняемого. То же самое и в гражданском деле".
В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР
1939 года было заменено республиканскими законами. Так, 25 июля 1962 года был принят Закон РСФСР "Об Адвокатуре", в котором пересматривалась часть закона 1939 года. Однако это был не реформаторский закон, поскольку Министерству юстиции, а когда оно было распущено, юридическим комиссиям, исполкомам и местным советам вменялось в обязанность осуществлять "общее руководство коллегиями адвокатов". Сюда включались вопросы шкалы ставок и установления сроков стажировки.
После принятия брежневской Конституции 1977 года на сессии ВС СССР 30 ноября 1979 года был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В РСФСР, а затем и в Российской Федерации, деятельность адвокатов регламентировалась Положением об адвокатуре РСФСР, которое было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 года. Организационно адвокатура была построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР "коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это значит, что адвокатура представляла собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов. Коллегии адвокатов являлись правоохранительной общественной организацией, а не разновидностью организаций сферы обслуживания. Основной задачей адвокатуры было оказание юридической помощи гражданам и организациям. Существовали различные виды такой помощи. Однако ни в каких случаях дача правовых советов, составление разнообразных юридических документов и другие виды юридической помощи не отождествлялись с обслуживанием, с услугами, т.к. под оказанием услуг подразумевалась соответствующая производственно-
хозяйственная деятельность по удовлетворению материальных и иных запросов населения.
Первоначально коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направлялось в Минюст РФ, которое при согласовании с ним направляло его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации. Действовали республиканские, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт- Петербурге) коллегии адвокатов. С согласия Минюста, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являлись юридическими ли-
цами, имели печать и штамп с обозначением своего наименования. Высшим органом коллегии адвокатов являлось Общее собрание- конференция членов коллегии, ее исполнительным органом- Президиум, контрольно-ревизионным органом- ревизионная комиссия.
05 июня 2002 г. Российская газета официально опубликовала ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Новый Закон пришел на смену действовавшему Закону РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР».
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 года содержит относительно детальные положения, касающиеся и принципов организации адвокатуры, и гарантий ее независимости, и структурных подразделений адвокатских сообществ. Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям”, утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетворявшиеся ранее нелегально (значит противозаконно) за счет так называемого микста. В ст. 1 этой Инструкции записано: “Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью”.
В целом история адвокатуры в России, безусловно, нашла свое отражение в новом законе об адвокатуре. Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц. Новый закон освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы её деятельности в условиях серьёзных социальных перемен в жизни общества. Возможно, что принятие закона об адвокатуре позволит институту адвокатуры в полной мере реализовать своё высокое предназначение. В законе учтены такие прогрессивные моменты, как самоуправление адвокатских коллегий, отсутствие подчинения коллегии и конкретного адвоката ничему и никому кроме закона и кодекса адвокатской этики, отсутствие административно-территориального препона в деятельности адвоката, отсутст-
вие необходимости учета, приписки к конкретному судебному органу.
Использованная литература:
1. Барщевский М. Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. М., 1997.
2. Закон об адвокатуре СССР от 30.11.79.
3. Образование и развитие СССР. Сборник документов. М.,1973.
4. Очерки об адвокатуре. СПб., 1902.
5. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Верховным Советом РСФСР от 20.11.80.
6. Постановление Правительства РФ «Об оплате труда адвокатов за счет государства» от 07.10.93.
7. Птицын В. В. Древние адвокаты и наши присяжные Цицероны // В.В. Птицын издание исправленное и дополненное. СПб.: Соколов,1894.
8. Семенов В. М. Правоохранительные органы в СССР. М., ЮЛ: 1990.
9. Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 05.06.02
10. Хазард Дж. Жизнь студентов-юристов в Москве.
Цуг., 1978.
11. Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М., 1993.