Научная статья на тему 'Основные тенденции развития отечественной адвокатуры в годы советской власти (1917 - 1991 гг. )'

Основные тенденции развития отечественной адвокатуры в годы советской власти (1917 - 1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2313
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОВЕТСКИХ СУДОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / КОЛЛЕГИЯ ЗАЩИТНИКОВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ АДВОКАТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / THE SYSTEM OF SOVIET COURTS / STATE PROTECTION / THE BOARD OF PUBLIC DEFENDERS / LEGAL AID / SELF-GOVERNMENT OF THE BAR INSTITUTION / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головин А. Ю., Соломатин Е. Н.

Анализируются основные тенденции развития адвокатуры в послереволюционный период: от изменения её первоначальной характеристики как вспомогательного элемента судебного учреждения до её восприятия как публичного института в системе правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития отечественной адвокатуры в годы советской власти (1917 - 1991 гг. )»

A.Y. Golovin, M.V.Baranov

INVESTIGATION VERSION AS THE SPECIFIC TYPE OF CRIMINALISTIC PURPOSE

It this case author characteristics of the investigation version as one of the purposes of the investigation are given, their structure and main functions are solved.

Key words: investigation version, criminalistic purpose, investigation aim.

УДК 347.965(470)«1917/1991»

А.Ю. Головин, д-р юрид.наук, тел. 8(4872)35-22-80,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

E.H. Соломатин, канд. ист. наук, доц., зав. кафедрой,

тел.8-910-581-20-59, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АДВОКАТУРЫ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1991гг.)

Анализируются основные тенденции развития адвокатуры в послереволюционный период: от изменения её первоначальной характеристики как вспомогательного элемента судебного учреждения до её восприятия как публичного института в системе правоохранительных органов.

Ключевые слова: система советских судов, государственная защита, коллегия защитников, юридическая помощь, самоуправление адвокатуры и государственный контроль.

Российская адвокатура юридически была учреждена в рамках судебной реформы 1864 г. С тех пор она прошла большой исторический путь развития, включающий ряд этапов, среди которых самый большой по продолжительности времени занимает советский период, начавшийся в октябре 1917 г. и продолжавшийся до 1991 г. В исследуемый период адвокатура претерпела существенные изменения по сравнению с дореволюционным периодом исходя из политико-идеологических установок советского правительства, что сказалось на дальнейшем ее развитии. Институт адвокатуры постоянно трансформировался и в различные периоды времени приобретал те или иные формы, обусловленные как развитием самого общества, так политико-экономическим положением в стране. Изменение основ функционирования адвокатуры в советский период наиболее ярко иллюстрирует этот тезис. [1]

Октябрьская революция повлекла за собой разрушение корпорации присяжных поверенных. Декретом «О суде» №1 1917 года социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а наряду с ними - присяжную и

частную адвокатуру. Этим же декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все неопороченные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Было объявлено, что «каждый человек может выступать в качестве адвоката защиты, пока у него или у неё имелось правильное сознание».[2]

Присяжные поверенные и юристы в целом не признавали новую власть. «О саботаже старых судей, прокуроров, следователей, адвокатов, поступали сообщения из Омска, Смоленска, Иркутска, Оренбурга и других городов России», - так писал в 30-е годы известный советский ученый-правовед, профессор М.В. Кожевников. [3] Представитель Западной Сибири на 1-м Всероссийском съезде губернских и областных Комисаров юстиции говорил: «У нас в Омске сейчас же после Октябрьской революции местная магистратура, прокуратура и адвокатура определили свою позицию по отношению к Советской власти: они относились к ней отрицательно и враждебно». [4] 26 ноября 1917 года петроградская адвокатура постановила признать декрет о суде №1 «как исходящий от организации, не признаваемой за власть страной, не имеющим силы закона; члены адвокатуры должны продолжать свою профессиональную деятельность до приостановления насилием деятельности суда».[5] 3 декабря 1917 г. московская адвокатура также постановила продолжать деятельность адвокатуры «на началах, установленных для сословия присяжных поверенных и их помощников Судебными уставами 1864 года и узаконениями, опубликованными в установленном порядке».[6] 16 декабря того же года адвокаты Смоленска также решили продолжать работу, не считаясь с декретами и постановлениями Советской власти... «В случае же применения силы прекратить всякую работу, уйти из суда и не входить с Советской властью в какие-либо переговоры о способах и времени учёта и передачи дел. Не облегчать её деятельности своим опытом и трудом канцелярии».[7]

Все эти факты указывают на то, что в первое время большевистского правления представители всех юридических профессий в России: судьи, адвокаты, юристы, государственные служащие - выступили единым фронтом против советской власти, отказываясь служить новой правовой системе. Правительствующий Сенат не признавал законной силы распоряжений каких бы то ни было «самочинных организаций». Это единодушно поддерживали суды и присяжная адвокатура. Недовольство революционными преобразованиями выражалось в саботировании адвокатами многих городов и областей России мероприятий и законодательных актов советской власти.

Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть попыталась в течение пяти лет найти более приемлемую форму защиту в новом советском суде. «На протяжении всех пяти лет нашего революционного строительства, - писал по этому поводу член коллегии НКЮ РСФСР Я.Н.

Бранденбургский, - мы ни разу не собирались уничтожить защиту в судебном процессе. Мы только несколько раз меняли форму организации защиты... мы прошли несколько этапов, исторически совершенно необходимых». [8]

Существовавшее пять лет после Октябрьской революции формы судебной защиты нельзя назвать институтом адвокатуры в строгом смысле слова, хотя М. Равич, А.Я. Вышинский, Я.Л. Берман, первые исследователи истории советской адвокатуры, утверждали в своих работах, что возникновение института советской адвокатуры связанно с принятием декрета «О суде» №1 от 22 ноября 1917 г. Современные ученые права А.Г. Кучерена, В.В. Ларин, М.Ю. Барщевский и другие полагают, что более правильно считать период 1917-1922 гг. переходным, подготовительным, а создании советской адвокатуры связано с 1922 г., когда начинает создаваться корпорация советских защитников, имеющая признаки адвокатуры. С данной точкой зрения согласен и автор статьи.

Первым официальным документом новой власти, содержащим попытку создания советской альтернативы адвокатуре, явилась инструкция «О революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г., которой определялась необходимость создания в каждой губернии коллегий обвинителей и защитников [9], для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях, причем главным образом преступлений, совершенных государственными служащими. [10]

Члены коллегий вели дела только в трибуналах, а всю иную юридическую помощь оказывали бывшие присяжные поверенные, занимавшиеся негласной адвокатской практикой. Обвиняемые по делам редко обращались к помощи защитников из созданных коллегий, а прибегали к помощи бывших адвокатов, профессионалов своего дела, имея на то полное право по Декрету СНК от 28 января 1918 г.

12 февраля 1918 г. в дополнение Декрета № 1, Комиссариатом юстиции принимается Декрет № 2 «О суде» [11], разработанный при непосредственном участии В.И. Ленина, которым определялось учреждение при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов коллегий правозащитников, избираемых и отзываемых этими Советами. Целью создания коллегий преследовалось содействие суду в целях наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе.

В период гражданской войны (1918 - 1920 гг.) система революционных трибуналов действовала организационно обособлено от системы народных судов. И только к концу гражданской войны при переходе на мирную работу по восстановлению народного хозяйства обе системы советских судов слились в одну. Созданная декретом «О суде» № 2 громоздкость общей судебной системы была устранена «Положением о едином народном суде» от 30 ноября 1918 г.[12] Это «Положение» внесло

некоторые изменения в порядок выборов народных заседателей. Теперь списки очередных народных заседателей составлялись рабочими народными организациями, волостными и сельскими советами по судебным участкам и выносились на утверждение исполнительных комитетов Советов. Новый порядок выборов народных заседателей вытекал из необходимости условий гражданской войны обеспечить надлежащий подбор судей, исходя из классовых позиций. Председатель, заместитель председателя и постоянные члены совета народных судей избирались губернскими съездами народных судей округа, утверждались соответствующими исполнительными комитетами и образовывали президиум Совета народных судей.

Положением «О народном суде РСФСР» 30 ноября 1918 года вводилась государственная защита, исполнявшаяся должностными лицами. Одной из причин замены защиты с оплатой по соглашению с клиентом государственной защитой советские исследователи, например, В.М. Курицын, считали обострение гражданской войны и переход к военному коммунизму с характерной для него системой распределения натуральных пайков и обесцениванием денег.[13]

Коллегии правозащитников заменялись коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Причем бывшие коллегии не распадались на три самостоятельные формы, а имели единую организационную структуру. Исключение в этом отношении составляла Украина. Здесь в соответствии со статьей 4 Временного положения о народных судах и революционных трибуналах, принятого в феврале 1919 г., были образованы отдельные коллегии обвинителей и коллегии правозаступников (защитников). Последние, в свою очередь, подразделялись на коллегии правозащитников, осуществляющих защиту в народных судах, и выступающих в революционны трибуналах.

Вскоре стало ясно, что новые учреждения не могли обеспечить ни надлежащего надзора за выступлениями своих служащих в судах, ни честного поведения этих лиц во взаимоотношениях с доверителями. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции в июле 1920 года признал, что опыт построения коллегий защитников по должностной форме не удался.

25 августа 1921 г. ВЦИК принял декрет «Об усилении деятельности местных органов юстиции», в котором подчёркивалось, что «твёрдое установление советского строя на всём пространстве РСФСР и переход к мирному строительство настойчиво требует, чтобы деятельность всех органов советской власти и должностных лиц была строго согласована с действующими законоположениями, чтобы советским органами и всем населением было ясно усвоено, что проведению в жизнь началу революционной законности является одной из самых насущных потребностей Советской республики». [14] В декрете также указывалось,

что на «деятельность органов юстиции должно быть обращено особое внимание, их авторитет должен быть укреплён и поднят на соответствующую высоту» [15].

Принятое Положение «Об адвокатуре» от 26.05.1922 года ознаменовало собой в правозащитной деятельности отход от издержек военного коммунизма и переход к НЭПу. Был определен статус члена коллегии защиты - адвоката. Предъявлялись определенные требования к кандидату на этот статус: высшее образование или стаж работы в органах юстиции не менее 2-х лет, высокие морально-нравственные качества. Было запрещено совмещение адвокатской деятельности со службой в государственных учреждениях и предприятиях.

Стремление советской власти гарантировать каждому гражданину право на адвоката-защитника, чтобы это было не только декларацией, а реально действующим институтом, объяснялось, с одной стороны, стремлением власти приспособиться к новым экономическим условиям, а с другой стороны, поднятием своего авторитета на международной арене, что требовало создания специальных юридических организаций. В резолюции Всероссийской конференции РКП(б) 1921 года говорилось: «Новой формой отношений, созданной в процессе революции и на почте проводимой властью экономической политике должны получить своё выражение в законе и защиту в судебном порядке. Для разрешения всякого рода конфликтов в области имущественных отношений должны быть установлены твёрдые гражданские нормы. Граждане и корпорации, вступившие в договорные отношения с государственными органами, должны получить уверенность, что их права будут охранены».[16] ВЦИК исходя из решений РКП(б) и съезда Советов в новых условиях поставил задачу о сворачивании деятельности ВЧК и её органов и обеспечении органов юстиции лучшими силами из опытных и надёжных работников госаппарата. Перед советской юстицией и партийными органами была поставлена задача по проведению партийной мобилизации среди советских граждан, обладающих юридическими знаниями или опытом, в целях усиления ими органами советской юстиции.

В условиях новой экономической политики наблюдается тенденция отхода от конфронтации с институтом адвокатуры и судебными органами и переход к партнерским отношениям с вышеуказанными органами исходя из требований социально-экономического развития страны.

После гражданской войны и стабилизации советского государства расширение сферы хозяйственных отношений должно было вызвать изменение в организации судебной защиты и судебного представительства. Кодификационные работы в законодательстве начала 20-х годов поставили на повестку дня вопрос о восстановлении основных институтов юстиции - адвокатуры и прокуратуры. Эти процессы

происходили практически параллельно, и связаны они были, прежде всего, с судебной реформой 1922 года.

Днём создания советской адвокатуры среди органов советской власти и среди общественности того периода признано считать 26 мая 1922 года. В этот день институт советской адвокатуры был учреждён в законодательном порядке на III сессии ВЦИК IX созыва, на которой было принято постановление об адвокатуре. В этом постановлении вносились изменения в статьи 43-49 Положения о народном суде от 21 октября 1920 года. [17] Следует отметить, что в статьях не упоминается термин «адвокат» и отдельного нормативного акта об адвокатуре на данный момент не было. Это объясняется тем, что само понятие «адвокат» вызывало недоверие со стороны органов государственной власти, поскольку оно ассоциировалось с дореволюционным институтом. Понадобилось время, чтобы преодолеть негатив к данному термину и принять общепринятую терминологию. Однако в юридической литературе многие авторы советского периода, обращаясь к истории возникновения и развития советской адвокатуры, берут за точку отчёта начала деятельности советской адвокатуры именно постановление ВЦИК от 26 мая 1922 года. [18]

Положение об адвокатуре заложило определенную автономность в организации адвокатов и урегулировало основные, первостепенные моменты, которые были необходимы для перехода к новому устройству защиты и представительства, и в дальнейшем получившие своё развитие в Положении о коллегии защитников. В соответствии с Положением об адвокатуре президиум губернских исполкомов по представлению губернских отделов юстиции утверждал членов коллегии защитников первого состава. В дальнейшем приём в члены производился самой коллегией, которая была обязана довести до сведения губернского исполкома, так как тот имел право отвода вновь принятых.

На основе Положения об адвокатуре народный комиссариат юстиции 5 июля 1922 г. утвердил положение о коллегии защитников [19], которое в последующем (7 июня 1923 г.) вошло отдельной главой в Положение о судоустройстве [20]. Затем в основу судоустройства СССР была включена статья 17, устанавливающая, что коллегии защитников обладают правом дисциплинарного надзора за действием своих членов и организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов и действуют на основе особого о них Положения, основные принципы которого издаются в порядке общесоюзного законодательства.[21] Но до 1939 г. на общесоюзном уровне не было издано нормативного акта об адвокатуре, а ее деятельность регламентировалась ответствующими положениями союзных республик.

Коллегии защитников должны были осуществлять оказание всесторонней юридической помощи гражданам путем дачи советов и

консультаций, ведением дел в судах, пропагандой советского права, осуществлявшейся через чтение лекций и проведение бесед с населением.

Возникал вопрос среди адвокатов и о возможность допущения их в качестве защитников интересов отдельных граждан в советских административных и хозяйственных учреждениях. Эта проблема была поднята на первом съезде адвокатов в 1922 г. в Тульской губернии. Мотивом явилось то, что советская власть на местах не считалась с законностью при отношениях с подчиненными и возникла необходимость правильного толкования декретов советской власти.[22] Однако такого полномочия для адвокатов Положением не предусматривалось. Советская власть не желала допускать высококвалифицированных защитников частноправового интереса в какие-либо другие органы помимо суда.

Хотя коллегия защитников и являлась общественной организацией, она имела особый правовой статус. Высшими органами самоуправления были: общее собрание членов коллегии и президиум. Однако адвокатура не являлась независимой общественной организацией. В частности, органы советской власти могли оказывать в пределах свое компетенции воздействие на коллегии защитников. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации, что являлось наиболее важным полномочием в сфере контроля за деятельностью адвокатуры. Необходимость наличия этого права формально объяснялась тем, что таким образом оказывалось влияние на качественный состав коллегии. На практике, как указывал Ю. Хаски, государственные органы этим правом отвода вскоре стали злоупотреблять, увольняя защитников без объяснений и невзирая на стаж работы коллегии. Постоянная угроза «чисток» способствовала созданию в адвокатских корпорациях атмосферы напряженности даже там, где они проводились довольно редко.[23] Из этого следует, что адвокатура являлась «огосударствленным» общественным институтом, хотя декреты ВЦИК и СНК относили защитников к лицам свободной профессии. [24]

Заложенные в это время общие принципы стали основополагающими в развитии советской судебной защиты. Данный институт сформировался в условиях жесткого государственного и партийного контроля как общественная организация. Основной формой ее деятельности являлось оказание бесплатной юридической помощи через сеть юридических консультаций, которые были созданы по всей стране. Основным недостатком этого периода было отсутствие нормативного акта о деятельности адвокатуры в СССР.

Очередным этапом развития российской адвокатуры является период коллективизации в конце 20-х - 1930-е гг. Становление коллективных форм деятельности привело к укреплению юридических консультаций. Упор делался на оказание коллективами защитников помощи государственным предприятиям и учреждениям, проводилась

общественно-правовая работа в виде лекций, бесед и через выступления в печати. Положение 1932 г. указывало на необходимость равномерного распределения нагрузки и оплаты, между членами коллектива исходя из принципа социалистической справедливости, установившейся в то время в нашей стране.

Советский защитник должен был стремиться в своей деятельности к точному соблюдению законов, толкуя их не с субъективной точки зрения интересов защиты клиента, а по общим принципам советского законодательства. Он был обязан защищать права подсудимого, если по долгу совести и убеждению признавал, что последний невиновен, или что он совершил преступление случайно, или правонарушение совершено при стечении смягчающих обстоятельств[25]. То есть основным органом в судебном процессе являлся суд, который действовал в целях ограждения завоевания пролетарской революции. При отсутствии состязательности, институт адвокатуры, в его классическом понимании, советскому правосудию был не нужен. Работа советского адвоката оценивалась исходя из вышеуказанных принципов, так на пленуме Ленинградского губернского суда деятельность президиума коллеги защитников в 1923 году была призвана неудовлетворительно, а деятельность коллегии несоответствующей задачам пролетарской адвокатуры[26].

Однако коллективизация привела к ряду недостатков и сопровождалась различными перегибами. В частности, в 30-е г. наблюдалось нарушение принципа добровольности при вступлении в коллектив. Адвокаты, имеющие возможность зарабатывать индивидуально, отказывались вступать в коллективы защитников. Поэтому применялись часто административные методы со стороны суда, как и в целом в деятельность других советских органов того времени. Негативно сказались на деятельности советской адвокатуры и политические репрессии, прокатившие по стране.

27 февраля 1932 году коллегия Наркомата юстиции приняла Положение о коллективных защитниках, в соответствии с которым была закреплена новая организация работы адвокатуры. Коллективы защитников создавались в районах, городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников, а общее руководство и надзор осуществляли областные суды. Они вели непосредственную судебную и консультационную работу, правовую пропаганду, призваны были способствовать политических и профессиональных знаний населения. Положение предусматривало организацию адвокатуры в виде областных, краевых и республиканских коллегий. Непосредственной руководство коллегией осуществлял выборный президиум. Положение подчеркивало коллективный характер деятельности адвокатуры.

Роль адвокатуры не только не повышалась, но и продолжила сохранять подчиненное положение в советской правовой системе. Практически не изменила статус советской адвокатуры и Конституция СССР 1936 г. Основной закон СССР посветил специальную главу (IX) суду и прокуратуре. Впервые на конституционном уровне было предусмотрено право обвиняемого на защиту, хотя данная норма имела разное толкование, когда применялась печально известная статья 58 об антигосударственной агитации. Сформировавшийся новый слой защитников в целом отвечал требованиям власти. В адвокатуру могли лишь вступить лица соответствующего классового происхождения и партийной принадлежности, имея высшее юридическое образование, что часто на практике не совпадало.

Положение 1939 г. явилось первым для всей страны нормативным актом об адвокатуре, которое установило принципы организации, цели и задачи адвокатуры на территории всего государства, во всех союзных республиках. Официально было введено общепринятое понятие «адвокат» вместо термина «защитник». Было определено место адвокатуры в государстве как общественной организации с особым статусом, обеспечивающей публично-правовую функцию защиты в судебных и других органах и реализующей оказание иной помощи населению и организациям по юридическим вопросам. Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный Комиссариат юстиции СССР. Непосредственное руководство коллегией адвокатов осуществлял выборный президиум коллегии. Положение подчеркивало коллективный характер деятельности адвокатуры.

Положение предусматривало стандартный для того времени набор предоставляемых адвокатами правовых услуг. Положение не допускало адвоката в стадию предварительного следствия, хотя этот вопрос становился актуальным и обсуждался в печати.

Устанавливались обязанности адвокатов: работать честно и добросовестно; блюсти дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; своевременно выполнять получаемые задания и поручения; бережно обращаться с имуществом консультации; являться в судебное заседание в точно назначенное время и т.п. Был регламентирован порядок дисциплинарного производства. К концу 30-х гг. сформировались принципы, организационная структура и адвокатская корпорация в целом в том виде, в котором просуществовала вплоть до 90-х гг. XX в.

В период 1940-1950-х гг. нормативной базой оставалось Положение об адвокатуре 1939 г. В годы войны адвокаты продолжали свою работу в тяжелейших условиях. Многие вступили в ряды советской армии или ушли в ополчение. Кроме этого, адвокатов переводи на работу в суды, прокуратуру в связи с нехваткой там кадров. Стало актуальной

необходимость организации ускоренной системы подготовки новых специалистов в области права для пополнения рядов адвокатов. Действовали шестимесячные курсы стажеров адвокатов. Продолжавшие свою деятельность адвокаты оказывали большую помощь военнослужащим, членам их семей, инвалидам войны. Был увеличен перечень случаев, когда указанным лицам помощь оказывалась бесплатна.

По причине военного положения некоторые права адвокатов, а соответственно права обвиняемых, были ограниченны, в частности в военных трибуналах. Но адвокатура как институт не упразднялась. Ранее установленные принципы ее организации и деятельности продолжали действовать после войны в полном объеме.

Положение дел стало меняться при Н.С. Хрущеве, который стремился усилить роль права и профессиональных юристов в строительстве социализма. Появилось гораздо больше возможностей участвовать на более ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий клиентов. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы

несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке судопроизводства. Законодатель обязал защитника использовать все указанные в законе средства и способы защиты в условиях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Адвокат не имел право отказываться от приятой защиты. С момента допущения к участию в деле защитник в праве был иметь свидание с обвиняемым; знакомиться с материалами дела и выписывать из него необходимые сведения; представлять доказательства заявлять ходатайства и отводы; участвовать в судебном разбирательстве; приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора и суда. Кроме того, с разрешения следователя защитник мог присутствовать при допросах обвиняемого и при производстве иных следственных действий.

Положение внесло изменения в права и обязанности адвокатов и председателя президиума коллегии, были расширены функции заведующего юридической консультацией, увеличен ценз для приема в адвокатуру.

Позитивным моментом конца 50-х - начало 60-х гг. следует отметить искоренение таких репрессивных методов, характерных для 30-х гг., как «чистки», которые коснулись и советской адвокатуры. Роль адвокатуры в 60-е годы несколько повысилось по сравнению со сталинским режимом. В частности процессуальное законодательство закрепило возрастающую роль адвоката в суде. Адвокат получил возможность участвовать в рассмотрении уголовного, гражданского дела в суде любой инстанции, вплоть до Верховного суда СССР. Были сняты ограничения на допуск в военные трибуналы. Концепция «адвокат-помощник суда» сменилось понятием «адвокат-представитель законных интересов подсудимого».

Прав был М.П. Шаламов, когда он называл коллегию адвокатов не вспомогательно-судебным учреждением, а общественной и самоуправляющейся организацией. [27] По выводу М.А. Чельцова, «юридическая природа нашей адвокатуры определяется тем, что советский адвокат осуществляет функцию государственного представительства прав и законных интересов отдельных граждан, выступающих в каченстве подсудимых, истцов и ответчиков в гражданском процессе.[28] Функции адвокатов действительно имеют государственное значение. Однако по справедливому замечанию А.Л. Ривлина, это вовсе не означает, что они осуществляют «государственное представительство», и при этом не только в уголовном, но и гражданском процессе.[29]

Много нового появилось и в объеме работы адвоката. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению на коллегии адвокатов возлагались обязанности по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности. Было закреплено право адвокатского запроса. Адвокату могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления.

Государственный контроль над адвокатурой по основным вопросам сохранялся. Методы управления со стороны органов власти заключались в проведении ревизий, обобщении практики, издание инструкций, контроль за кадровой политикой органов адвокатского самоуправления и т.п. В связи с этим сложно говорить о полной независимости адвокатуры как общественной организации. Однако можно отметить сам процесс формирования адвокатуры в виде общественной организации, наделенной государственно-правовыми функциями по защите прав и интересов граждан и организаций.

В Положении об адвокатуре 1962 года была предпринята - по сути первая после ликвидации адвокатуры в 1917 году - попытка возродить ее былую независимость. Несмотря на то, что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное. Коллегиальный орган руководства адвокатской деятельностью коллегии состоял из общего собрания адвокатов коллегии, ее президиума и ревизионной комиссии. Президиум коллегии из своего состава открытым голосованием избирал председателя президиума и его заместителя; утверждал штаты и сметы юридических консультаций; вел статистическую и финансовую отчетность; контролировал соблюдения порядка оплаты юридической помощи; проверял выполнение правил внутреннего распорядка. Положение об адвокатуре закрепило оказание юридической помощи не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам.[30]

Статья 161 Конституции СССР 1977 г., посвященная адвокатуре, считались важнейшей нормой общественных организации. [31] При этом, рассматривая юридическую природу адвокатуры, отмечался условный характер термина «общественная организация», который в принятом у нас смысле означал негосударственный характер организации, поэтому и говорилось, что «коллегии адвокатов - объединения негосударственные, профессиональные, добровольные»[32], что «адвокатура -самоуправляемая, независимая от государственных органов организация» .[33]

Завершающий этап развития российской адвокатуры в советский период обусловлен принятием в 1979 г. закона «Об адвокатуре СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г. Данное законодательство было основано на конституционных нормах. Впервые в Конституции СССР институт адвокатуры был закреплен отдельной статьей. Коллегии адвокатов образовывались как добровольные объединения лиц, у которых было намерения заниматься адвокатской деятельностью. Помимо традиционно существовавших на основе территориального деления коллегий, появилась возможность создавать региональные и иные альтернативные коллегии.

Норма, называющая высшим органом коллегии общее собрание адвокатов, по-прежнему оставалось в большей степени декларативной. Обязательными для адвокатуры были директивы ЦК КПСС, Правительства, органов юстиции, исполнительных и распорядительных органов. Новое Положение лишь несколько расширило самоуправляемость коллегий, что выразилось в отмене права государственных органов на исключении адвокатов из коллегий и утверждении вновь избранных председателя президиума коллегии и его заместителя.

В годы перестройки, именуемые периодом коренных изменений и активизации деятельности адвокатуры, корпорация, несмотря на внутренние проблемы, приобрела значительный авторитет. Адвокатуру стали называть организацией, контролирующей состояние законности с позиции интереса конкретного человека. Министерство юстиции СССР начало строить свои отношения с адвокатурой на основе взаимодействия, а не контроля и руководства.

В 1989 г., в целях объединения всех адвокатов СССР для отстаивания интересов адвокатуры на всех уровнях и распространения передового опыта адвокатов был создан Союз адвокатов СССР. Его задачами провозглашались формирование правового государства, создание сильной независимой адвокатуры и защита чести, достоинства, профессиональных и социальных прав адвокатов. Эта структура сыграла огромную роль в объединении адвокатов союзных республик, сохранил независимость и самостоятельность адвокатуры. С распадом Советского

Союза в 1991 г. и началом раскола в адвокатуре Союз адвокатов СССР преобразован в Международный союз адвокатов.

В то же время, а именно в июле 1990 г., по инициативе большинства адвокатов страны был создан Союз адвокатов России, основной целью которого, помимо повышения качества оказываемой юридической помощи, являлось объединение адвокатов в единую профессиональную общественную организацию.

Подытоживая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что эволюция регламентирующих основ функционирования института адвокатуры охватывает разноплановые периоды, отличающиеся идеологическим основаниями, предопределёнными состоянием политико-правовой ситуации в стране. Несмотря на то, что основными принципами адвокатуры на протяжении всего советского периода являлись принципы социалистической законности и подконтрольности адвокатуры государству, произошли существенные изменения основ её функционирования.

Определяющими тенденциями развития адвокатуры в послереволюционный период явились следующие:

- изменения понимания сущности института адвокатуры от его первоначальной характеристики как вспомогательного элемента судебного учреждения до его восприятия как публичного института в системе правоохранительных органов;

- демократизация судопроизводства, установление равенства прав участников судебного разбирательства, расширением гарантии права на защиту с последующим расширением прав адвокатов (в частности, на участие в уголовных делах на стадии предварительного расследования);

- развитие отношений между государством и адвокатурой от полного подчинения последней государственной и партийной власти до уровня определённой самостоятельности адвокатской корпорации в решении принципиальных вопросов внутренней жизни;

- постепенная «коллективизация» адвокатской деятельности (их объединение в коллегии), запрет на частную практику;

- введение базовых элементов самоуправляемости адвокатской корпорации (органы управления коллегий адвокатов);

- расширение сферы деятельности адвокатуры, за счёт закрепления за ней профилактической функции (правовое воспитание, повышение уровня правовой культуры граждан);

- целенаправленная политика ужесточения требований к представителям адвокатского сообщества, их профессиональному уровню.

Список литературы

1. Нечевин Д.К. Институт адвокатуры как субъект правоохранительной деятельности. Тула, 2010. - С.59.

2. Декрет Совета Народных Комисаров от 22 ноября 1917 г.

Ст.50.

3. Кожевников М.В. История советского суда. / Под ред. И.Т Полякова. М. 1937. - С. 10.

4. «Материал Народного комиссариата юстиции РСФСР» - 1918, вып. 1. - С. 19.

5. «Русские ведомости» от 24 ноября 1917 г.

6. «Русские ведомости» от 3 декабря 1917 г.

7. «Смоленский вестник» от 30 декабря 1917 года.

8. Бранденбургский Я.Н. Революционная законность, прокуратура и адвокатура // Советское право. 1922. №2.

9. Коллегии создавались посредством записи лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию, по рекомендации Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

10. Гаврилов С.Н. История русской адвокатуры. Т. I. - М., 1998. С.

376.

11. Декреты Советской власти. Т. 1. Стр. 464.

12. СУ РСФСР 1918 г. № 85. Ст. 889.

13. Курицын В.М. Становление социалистической законности. -М.: Наука, 1983. - С. 126.

14. СУ РСФСР. 1921. №63. Ст.456.

15. СУ РСФСР. 1921. №63. Ст.456.

16. ВКП(б) в резолюциях и решениях. 1941. 4.1. - С. 410-411.

17. Еженедельник советской юстиции. 1922. №21. проект поправок был принят НКЮ ещё в декабре 1921 г., см.: протокол коллегии НКЮ РСФСР № 320 от 7 декабря 1921 г. ГАРФ. Ф.А-353. оп.4. Ед. хр. 1. Л. 124.

18. См., например: Святоцкий А.Д. Учреждение и развитие советской адвокатуры. - С. 49; Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. - С. 72; Семянников В.В., Сухарев И.Ю. Советская адвокатура. М.: Знание. 1982. - С. 5 и др.

19. СУ РСФСР, 1922. № 36. Ст. 425.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. СУ РСФСР, 1923. № 48. Ст. 481.

21. СЗ СССР, 1924. № 23. Ст. 203.

22. Ростовский И. Первые шаги адвокатуры. // Еженедельник советской юстиции . 1922. № 36. - С. 3.

23. Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство, 1982. - С. 96-97.

24. Славин И. О защитниках и защите // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 1. - С. 3.

25. Вайсман С. Защитник в уголовном процессе // Рабочий суд. 1924. № 3-5. - С.138-139.

26. Вайсман С. О коллегии защитников- С.9.

27. Шаламов М.П. История советской адвокатуры. М., 1939. С. 3

28. Чельцев М.А. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры// Советское государство и право. 1940. N 7.C. 14.

29. Ривлин А.Л. Организация адвокатуры в СССР. Киев, 1974. С.

14.

30. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. Монография. М. 2002. С. 61.

31. См.: Конституционный статус общественных организаций в СССР. М., 1983. С. 86, 188. Общественные организации, право и личность. М., 1981. С. 213, 217-220, 228.

32. Осетров Н. Юридическая помощь адвокатов гражданам и организациям // Социалистическая законность. 1982. № 5. С. 24.

33. Советский адвокат // Известия. 1983. 12 авг.

E.N. Solomatin

In this paper consideration is given to principal trend in development of the Bar institution in the post-revolutionary period: its status shift from the subsidiary body of the court to the public institution in the system of law-enforcement agencies.

The key words: the system of Soviet courts, state protection, the board of public defenders, legal aid, self-government of the Bar institution, state control.

УДК 347.725

Ю.Г. Агеева, юрисконсульт ОАО «ТНТ-Телесеть», асп., +7 (926) 564-28-83, [email protected]

(Россия, г. Москва, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»)

ОЦЕНКА КРУПНОЙ СДЕЛКИ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

В статье рассматриваются некоторые проблемы применения норм об оценке крупных сделках в хозяйственных обществах.

Ключевые слова: крупная сделка, хозяйственные общества, активы, недействительность сделки.

В настоящее время одобрение в крупных сделок в хозяйственных обществах приобретает все большую актуальность, поскольку на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.