УДК 347.965
Н. А. Горбунова
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ
Аннотация. Статья освещает понятие и сущность адвокатуры, условия и особенности развития адвокатуры в античное время, а также условия, предшествующие становлению адвокатуры на Руси - начало формирования присяжной адвокатуры, содержит информацию о первых упоминаниях о судебном представительстве в старейших памятниках древней Руси - Русской правде X-XII веков и договорах с греками. Изложены также особенности судебной реформы 1864 года, положившей начало присяжной адвокатуре. Выявлены сложности, стоящие на пути зарождения и развития института адвокатуры, определены принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления. Реализация античных и более поздних принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов в современное время в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указанные принципы, преломленные сквозь призму морально-этических ценностей, нашли свое закрепление в Кодексе профессиональной этики адвоката.
Ключевые слова: история, адвокатура, законодательство, право, институт, юрист.
N. A. Gorbunova
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
HISTORICAL SPECIFICITIES OF DEVELOPMENT OF THE BAR IN RUSSIA
Abstract. Article lights features of development of legal profession in antique time, and also the conditions preceding formation of legal profession in Russia -the beginning of forming of jury legal profession, contains information on the first references of judicial representation in the oldest monuments to ancient Russia -the Russian truth of the 10-12th centuries and contracts with Greeks. Also features of the judicial reform of 1864 which laid the foundation for jury legal profession are stated. The difficulties getting in the way of origin and development of institute of legal profession are revealed, the principles of the organization and activities of legal profession in the course of its formation are determined. Realization of antique and later principles of legality, independence, self-government, corporate, equality of lawyers in modern time in the Russian Federation is regulated by the Federal law of May 31, 2002 no. 63-FZ «On Advocate's Activity and the Bar in the Russian Federation». Found the fixing in the Code of professional ethics of the lawyer, the specified principles refracted through a prism of moral and ethical values.
Key words: history, legal profession, legislation, right, institute, lawyer.
Адвокатура в Российской Федерации уже перешла 150-летний юбилей 20 ноября 2014 года. Существование и развитие адвокатуры вызвано определенными жизненными потребностями развития человечества.
Адвокат (от лат. advocates - призванный; англ. lawyer, barister, advocate) в самом общем смысле - юрист, оказывающий профессиональную правовую
помощь посредством консультаций, рекомендаций, защиты обвиняемого на всех стадиях следствия и суда, представляющий интересы потерпевших, и т.д.
Как в науке, так и в западноевропейских языках с понятием «адвокатура» (advocatio, l'avvocatio, abogacía, the advocacy и др.) объединяется понятие деятельности, отличной от деятельности поверенных, что подразумевает функционирование специального сословия профессиональных юристов.
С середины XIX в. термин «адвокатура» в русском разговорном языке стал означать профессию адвоката - присяжного поверенного, отличающуюся от оказывающих юридическую помощь частных поверенных, которые могут и не быть юристами. Этим же термином обозначались и отдельные адвокаты, а также их различные объединения. Таким образом, в юридический оборот вошло понятие «присяжный поверенный» [1, с.45].
Если обратиться к античной культуре, то начало истории адвокатуры этого времени связано с деятельностью Тиберия Корункания, который первым из римских юристов стал давать ответы на отдельные юридические вопросы всем обратившимся к нему гражданам и обучать всех желающих юридическим знаниям. Он показал гражданам Рима юриспруденцию, которая ранее скрывалась от народа, и поэтому его деятельность стала носить публичный характер [2, с.126].
На первых этапах правового развития каждой нации, когда юридические нормы настолько просты и несложны, что они доступны для понимания каждого, у тяжущихся сторон есть возможность вести свои дела лично, не прибегая к помощи извне. Но с развитием культуры жизненные отношения становятся все более разнообразными и сложными, и в то же время соответствующие правовые нормы усложняются. Знать и применять их трудно большинству граждан; те тяжущиеся стороны, которые не имеют специальной подготовки, больше не могут вести свой собственный бизнес. Им нужна помощь человека, который хорошо знаком с положениями материального права и формами процесса. Существует необходимость в специальном классе лиц, которые конкретно занимаются изучением законов и могут оказывать правовую помощь или защиту нуждающимся. Таким образом, юридическая профессия в собственном смысле слова является законным заступничеством, то есть классом лиц, оказывающих юридическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Предшественником российской адвокатуры можно условно назвать институт судебного представительства, существовавший в Древней Руси. Первые упоминания о нем имеются в памятниках права еще пятнадцатого века. К примеру, по Псковской судной грамоте правом иметь поверенных могли воспользоваться не все, а лишь женщины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие. А Новгородская судная грамота, напротив, предоставляла право на судебное представительство всем лицам. Обязанности поверенных могли исполнять не только родственники тяжущихся, но и все правоспособные граждане, за исключением состоящих на службе и, как следствие, облеченных властными полномочиями.
Как известно, деятельность и правовое состояние адвокатуры в целом невозможно понять без изучения истории ее становления, формирования и развития [3; 4]. В истории развития адвокатуры России и законодательства Российской империи огромную роль сыграла судебная реформа 1864 года.
Судебная реформа 1864 г., осуществленная Александром II, считается самой демократичной, так как суд отделили от административной власти, от влияния чиновников. Установили демократические принципы равенства всех перед законом и судом. Суд стал гласным и открытым. Впервые появились суды присяжных, несменяемость судей. Судебными уставами 1864 г. создавалась оригинальная и эффективная система правосудия [9, с. 184].
Кроме того, законы 1864 г. предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Наряду с присяжными поверенными ведением
гражданских и уголовных дел занимались частные поверенные. Этот институт возник в результате контрреформ в 1874 г. первоначально как временная мера.
Таким образом, Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего Сената от 20 ноября 1864 г., сделал адвокатуру новым юридическим учреждением России.
Наиболее четко выраженное нарушение гражданских прав в то время было допущено в отношении еврейского населения (1889 г.). Также до Февральской революции 1917 г. женщин в России вообще не допускали к юридической практике. В 1874-1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных, которая провалилась, так как Министерство юстиции запретило подобную практику.
Первая попытка создания общероссийской организации адвокатов совпала по времени с первой революцией. Первый съезд русской присяжной адвокатуры состоялся в Санкт-Петербурге с 28 по 30 марта 1905 г.
В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.
Ликвидировав старый институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде. Так, вопрос об организации защиты рассматривался в ноябре 1918 года на заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. В 1920 году состоялся 4-й Всероссийский съезд деятелей юстиции, решениями которого было признано, что государственная адвокатура не может существовать, и на котором пришли к необходимости независимой от государства судебной защите.
В такой обстановке первый учредительный съезд Советов Казахской АССР 6 октября 1920 г. принял Декларацию прав трудящихся КАССР, в которой говорилось: «Народную юстицию необходимо построить в точном соответствии с опытом Народного Революционного Суда России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемым настоящей Декларацией». Съезд в Резолюции «Об организации советской юстиции» обязал органы юстиции на местах организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультаций и судебной защиты. Для осуществления правовой защиты съезд предложил привлекать ответственных работников из партийных, профессиональных и общественных организаций. Для подготовки кадров юстиции открылись юридические курсы. Тем самым вопросам организации защиты была посвящена специальная глава Положения о народном суде КАССР, утвержденного Декретом ЦИК КАССР от 8 апреля 1921 г., где буквально повторялись некоторые статьи Положения о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г.
К концу 1921 года Народный комиссариат юстиции подготовил проект Декрета об адвокатуре, а затем, 26 мая 1922 г., было принято Положение об адвокатуре, согласно которому были созданы самостоятельные коллегии адвокатов как общественные организации. На отдельном этапе развития общества предпринимались различные поиски совершенствования форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры. Однако не унимались и ярые противники адвокатуры, которые не допускали ее права на существование.
История советской адвокатуры состоит из периодов: 1917-1922 гг. - период экспериментов с системой правозащитников; 1922-1939 гг. - деятельность защитников по положению 1922 года (1922-1929 гг. - становление коллегий защитников и 1929-1939 гг. - коллективизация адвокатуры); 1939-1989 гг. - адвокатура в системе советской власти (выделяются периоды: 1939-1956 гг. - жесткий административный контроль над адвокатурой, 1956-1970 гг. - судебный контроль,
1970-1989 гг. - административный контроль); адвокатура в период реформ и экспериментов, после 1989 года.
Реформа законодательства потребовала внести изменения в уставные документы коллегий. Например, в 1961 г. коллегии адвокатов Москвы и Ленинграда заменили общие собрания всех членов коллегии конференциями представителей консультаций коллегии (причем впоследствии это было закреплено и в Положении РСФСР об адвокатуре 1980 г.), что существенно сузило возможности для влияния рядовых адвокатов на решение профессиональных проблем.
В Положении об адвокатуре 1962 г. была предпринята, по сути, первая после ликвидации адвокатуры в 1917 г. попытка возвратить ей былую независимость. Несмотря на то, что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное. Коллегиальный орган руководства адвокатской деятельностью коллегии состоял из общего собрания адвокатов коллегии, ее президиума и ревизионной комиссии. В коллегиях, насчитывавших более трехсот адвокатов, вместо общего собрания могли созываться конференции. Президиум коллегии из своего состава открытым голосованием избирал председателя президиума и его заместителя; утверждал штаты и сметы юридических консультаций; распоряжался сметами коллегии, вел статистическую и финансовую отчетность; контролировал соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами; проверял выполнение правил внутреннего распорядка. Положение об адвокатуре закрепило обязанность оказания юридической помощи не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Поэтому адвокаты, будучи и государственными адвокатами, и юрисконсультами, не могли сосредоточиться на своей основной деятельности - судебном представительстве [5, с. 61].
Следует отметить, что из-за улучшения юридического образования, а также повышения статуса защиты в судебном процессе (по крайней мере, в соответствии с законом), все больше и больше людей хотели стать адвокатами, хотя их число для населения страны было значительно ниже, чем в большинстве западных стран. Кроме того, к концу 1950-х годов число студентов, обучавшихся по очной форме, сократилось по приказу Н.С. Хрущева, который считал, что в СССР слишком много адвокатов. Это привело к значительному различию в качестве подготовки юристов, обучающихся на дневных отделениях юридических школ, и юристов, окончивших вечер, а тем более заочно. Поскольку выпускники вечерних и заочных отделений не подлежали государственному распределению, многие бывшие государственные чиновники стремились получить такое образование.
Начавшиеся при Н.С. Хрущеве процессы, касающиеся, среди прочего, и адвокатуры, носили эволюционный характер, но не были столь однозначны при Л.И. Брежневе. Конечно, адвокаты могли проводить шумные кампании, в которых отстаивали свое видение реформы правовой системы, и были уверены, что их за это уже не казнят, но в этой системе им не отводили сколько-нибудь серьезного места.
После косыгинских реформ в связи с увеличением спроса на правовые услуги в экономической сфере значительно выросло число юрисконсультов, работавших на советских предприятиях. У адвокатов, которые в основном оказывали услуги в области применения хозяйственного права (хотя гражданские дела, как правило, продолжали рассматриваться без их участия), такое «вторжение» в их епархию вызывало озабоченность. Тогда ЦК КПСС и Совет Министров ССР выпустили 23 декабря 1970 г. совместное Постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», которым предусматривались меры по работе адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. 8 декабря 1972 г.
Министерство юстиции СССР утвердило Типовой договор «Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхоза) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов». Ровно через год был утвержден типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги колхозам.
В конце 70-х годов продолжалось развитие вопросов правового обоснования деятельности адвокатуры как института [6; 7]. В статье 161 Конституции СССР 1977 года адвокатура впервые была официально признана конституционным органом, и с этого момента она стала все более «государственным делом», а не полуавтономной и независимой профессией.
Одновременно с этим 30 ноября 1979 г. были приняты Всесоюзный закон и Закон РСФСР «Об адвокатуре», а 20 ноября 1980 г. - «Положение об адвокатуре в РСФСР». Эти документы четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя они не внесли каких-либо кардинальных изменений в структуру адвокатского сословия. Они, с одной стороны, придали юридической профессии большую легитимность, но, с другой стороны, подтвердили свою зависимость от Министерства юстиции СССР (РСФСР). Ассоциации адвокатов считались «общественными организациями», но могли образоваться только с одобрения местных государственных органов и республиканского Министерства юстиции.
Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в 80-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм.
Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как «адвокатура» и «адвокатская деятельность». Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в начале либеральных реформ 1991-1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.п. Вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры. Надо полагать, законодатель в лице Верховного Совета не ставил перед собой задачи расширения юридических структур. Перед ним стояла иная цель - приравнять функции адвокатуры к функциям правоохранительных и идеологических органов в целях соответствующего воздействия на гражданина.
В то же время законы об адвокатуре заложили основу для разработки и совершенствования законодательства об адвокатуре в новых условиях. Таким образом, наличие высшего юридического образования для юристов стало обязательным для всех без исключения. Большое внимание было уделено вопросам защиты уголовных процедур. В целях обеспечения максимально возможной процессуальной основы защиты, процесс предусматривал не только право адвоката запрашивать через юридические консультации государственных и общественных организаций справки, характеристики и другие документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязательство о выпуске этих документов или их копий в установленном порядке.
Завершая обзор советской эпохи [8], следует отметить, что на протяжении десятилетий государство удерживало число юристов на низком уровне (из расчета 1 адвокат на 13 тыс. человек), контролировало деятельность юристов, регистрируя дела и контролируя их поведение в зале суда. Помимо основной функции по оказанию юридической помощи гражданам и организациям, адвокаты должны были публиковать лекции о социалистической законности, поскольку их обязанности включали распространение правовых знаний.
Считалось, что юристы наиболее независимы в своих отношениях с государством, чем представители других юридических профессий. Эффективность работы адвоката в суде в определенной степени ограничивалась заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, поэтому адвокаты
испытывали трудности с доступом к клиентам и материалам дела до, а иногда и во время процесса. В ходе расследования адвокаты рассматривались как препятствие, поскольку их внимание к соблюдению процессуальных норм затрудняло смешивание уголовного дела. В этой игре следователи и прокуроры обычно побеждали, особенно на досудебной стадии. Адвокаты действовали в суде по 70% уголовных дел, но приняли участие лишь в одной трети предварительных расследований. Статистика Министерства юстиции СССР показывает, что в 1970-х годах более 70% заявлений и заявлений адвокатов РСФСР были отклонены следователями.
Становление и развитие организационных форм адвокатуры в новой российской истории тесно связано с произошедшими в начале 1990-х гг. коренными преобразованиями в политической и экономической сферах и провозглашением принципиально новых идеалов государственного и общественного строительства. Адвокатура стала одним из механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, реализуя конституционную гарантию на получение квалифицированной юридической помощи.
На протяжении 150-летней истории функционирования в нашей стране адвокатуры можно говорить о том, что выработанная к настоящему времени организационная и деятельная модель адвокатуры как института гражданского общества и профессионального объединения юристов, реализующего правозаступниче-ские функции на профессиональной основе, и есть оптимальное сочетание формы и содержания.
В современное время деятельность адвокатов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Данный закон действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Эти принципы, преломленные сквозь призму морально-этических ценностей, нашли свое закрепление в Кодексе профессиональной этики адвоката. Но они останутся лишь декларацией без следования адвокатом традициям российской (присяжной) адвокатуры, без осознания нравственной ответственности перед обществом, без поддержания профессиональной чести, без сохранения важнейших человеческих качеств - добросовестности и порядочности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алейников Б.Н. Начало истории Пензенской присяжной адвокатуры / Б.Н.Алейников, Э.М. Накашидзе // Адвокатская практика. — 2016. — № 5. — С. 41-45.
2. Алейников Б.Н. Собственность в Древнем мире: юридический справочник / Б.Н. Алейников. — Пенза: Ин-т истории и права Пенз. гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского, 2004. — 221 с.
3. Владыкина Т.А. Профессионализм и порядочность - непреходящие ценности российской адвокатуры /Т.А. Владыкина // Адвокатская практика. — 2015. — № 5. — С. 3-5.
4. Ильина Т.Н. Феномен «нелегальной адвокатуры» в России во второй половине XIX - начале XX века: к постановке проблемы / Т.Н. Ильина // Адвокатская практика. — 2016. — № 5. — С. 46-50.
5. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. Монография / А.Г. Кучерена. — М. : Пенатес-Пенаты, 2002. — 224 ^
6. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2015. — 434 с.
7. Сибирцев Г.И. Организация адвокатуры в Республике Польша и Российской Федерации: история и современность / Г.И. Сибирцев // Адвокатская практика. — 2016. — № 5. — С. 61-64.
8. Смирнов В.Н. Адвокатура в послевоенные годы. Урал 1946-1956 / В.Н. Смирнов // Российский юридический журнал. — 2015. — № 6. — С. 197-210.
9. Смирнов В.Н. Введение Судебных уставов 1864 г. в Пермской губернии / В.Н.Смирнов // Российский юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 181-190.
REFERENSES
1. Aleynikov B. N., Nakashidze E. M. Beginning of History of the Penza Sworn Advocacy. Advokatskaia praktika = Lawyer practice, 2016. no. 5, pp. 41-45 (in Russian).
2. Aleynikov B. N. Sobstvennost' v Drevnem mire: iuridicheskii spravochnik [Property in the Ancient world]. Penza, Institut istorii i prava Penzenskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo, 2005, 221 p.
3. Vladykina T. A. Professionalism and Decency - Inherent Values of the Russian Legal Profession. Advokatskaia praktika = Lawyer practice, 2015, no. 5, pp. 3-5 (in Russian).
4. Ilyina T. N. Phenomenon of «Illegal Advocacy» in Russia at the Second Half of XIX — the Beginning of XX Century: Revisiting the Problem Set-Up Advokatskaia praktika = Lawyer practice, 2016, no. 5, pp. 46 - 50 (in Russian).
5. Kucherena A. G. Rol' advokatury v stanovlenii grazhdanskogo obshchestva v Rossii. Monografiia [A legal profession role in formation of civil society in Russia. Monograph]. Moscow, 200, 224 p.
6. Avdonkin V. S, Bobrenev V. A., Diordiyeva O. N., Petukhov N. A., Mamykin A. S. Law enforcement and judicial authorities of Russia: textbook [Pravookhranitel'nye i sudebnye organy Rossii: uchebnik]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi universitet pravosudiia Publ., 2015, 434 p.
7. Sibirtsev G. I. Organization of Advocacy in the Republic of Poland and the Russian Federation: History and Modernity. Advokatskaia praktika = Lawyer practice, 2016, no. 5, pp. 61-64 (in Russian).
8. Smirnov V. N. Legal Profession in Post War Years. Urals 1946 - 1956. Rossiiskii iuridicheskii zhurnal = Russian Juridical magazine, 2015, no. 6, pp 197 - 210 (in Russian).
9. Smirnov V. N. Introduction of Judicial Charters of 1864 in Perm Gubernia. Rossiiskii iuridicheskii zhurnal = Russian Juridical magazine, 2013, no. 6, pp 181 - 190 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горбунова Наталья Анатольевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: notkanatkanatasha@mail. ru.
AUTHOR
Gorbunova Natalia Anatol'evna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: notkanatkanatasha@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Горбунова Н.А. Исторические особенности развития адвокатуры в России/ Н.А. Горбунова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Gorbunova N. A. Historical specificities of development of the Bar in Russia. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).