Научная статья на тему 'Некоторые аспекты использования мультимедиа в экспозиционных практиках (на примере Национального музея Республики Казахстан)'

Некоторые аспекты использования мультимедиа в экспозиционных практиках (на примере Национального музея Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
575
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТОЛ / INTERACTIVE TABLE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медеуова Кульшат Агибаевна, Бакытова Лейла Бакыткызы

Мультимедийные новинки воспринимаемые не только как инновационные средства, но и как продукты культурной демократии, обретают все большую популярность в сфере музейного дела. Техническая революция трансформирует восприятие музейных объектов, увеличивая интерес аудитории к экспозициям. В статье рассматривается проблема мультимедиа как эксперимента и инструмента экспозиции. Полем исследования был выбран мультимедийный зал (часть Исторического зала) Национального музея Республики Казахстан (Астана). В исследовательской работе были применены метод наблюдения, контент-анализ и семиотический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Медеуова Кульшат Агибаевна, Бакытова Лейла Бакыткызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF USE MULTIMEDIA IN THE EXHIBITION PRACTICE (On the sample of National Museum of the Republic of Kazakhstan)

A state-of-the-art multimedia is perceived neither an innovative tool nor a product of cultural democracy and it is getting popular in the scope of museology. The technological revolution is transforming the perception of museum objects, increasing audience interest in the exhibition. The article devotes on the multimedia’s issue as experiment and exhibition’s tool. As a research field was chosen a Multimedia Hall of the National Museum of the Republic of Kazakhstan (the part of History Hall). For research were used several type of methods such as observation, content analysis and semiotic analysis.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты использования мультимедиа в экспозиционных практиках (на примере Национального музея Республики Казахстан)»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ЭКСПОЗИЦИОННЫХ ПРАКТИКАХ (на примере Национального музея Республики Казахстан)

Медеуова Кульшат Агибаевна

д-р филос. наук, профессор кафедры философии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, 010008, Республика Казахстан, г. Астана, Янушкевич, 6

E-mail: mkulshat@gmail.com

Бакытова Лейла Бакыткызы

магистрант гуманитарных наук Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, 010008, Республика Казахстан, г. Астана, Янушкевич, 6

E-mail: 1992-leila@mail.ru

SOME ASPECTS OF USE MULTIMEDIA IN THE EXHIBITION PRACTICE (On the sample of National Museum of the Republic of Kazakhstan)

Kulshat Medeuova

Doctor of Philosophical Sciences, professor of Philosophy's department

of L.N. Gumilev Eurasian National University, 010008, Kazakhstan, Astana, Yanushkevich st. 6

Leila Bakytova

Master's student in Cultural Studies of L.N. Gumilev Eurasian National University 010008, Kazakhstan, Astana, Yanushkevich st. 6

АННОТАЦИЯ

Мультимедийные новинки воспринимаемые не только как инновационные средства, но и как продукты культурной демократии, обретают все большую популярность в сфере музейного дела. Техническая революция трансформирует

Медеуова К.А., Бакытова Л.Б Некоторые аспекты использования мультимедиа в экспозиционных практиках (на примере Национального музея Республики Казахстан) // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 1-4 (22) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3095 (дата обращения: 28.04.2016).

восприятие музейных объектов, увеличивая интерес аудитории к экспозициям. В статье рассматривается проблема мультимедиа как эксперимента и инструмента экспозиции. Полем исследования был выбран мультимедийный зал (часть Исторического зала) Национального музея Республики Казахстан (Астана). В исследовательской работе были применены метод наблюдения, контент-анализ и семиотический анализ.

ABSTRACT

A state-of-the-art multimedia is perceived neither an innovative tool nor a product of cultural democracy and it is getting popular in the scope of museology. The technological revolution is transforming the perception of museum objects, increasing audience interest in the exhibition. The article devotes on the multimedia's issue as experiment and exhibition's tool. As a research field was chosen a Multimedia Hall of the National Museum of the Republic of Kazakhstan (the part of History Hall). For research were used several type of methods such as observation, content analysis and semiotic analysis.

Ключевые слова: мультимедиа, эксперимент, экспозиция, интерактивный стол, коммуникация, интерпретация.

Keywords: multimedia, experiment, exposition, interactive table, communication, interpretation.

Национальный музей Республики Казахстан самый молодой и самый крупный музей в Центральной Азии. Музей был создан в рамках реализации Государственной программы «Культурное наследие» в 2013 году [1]. Этот музей можно считать основным музейным объектом, символизирующим новый период Независимости. Интерес к содержанию его экспозиций и к способам экспонирования определяется тем, что музей новый не только по дате возникновения, но он является таковым и по техническому оснащению. Наше исследование заключается попытке анализа того, как новые технические инструменты меняют «классические» музейные практики.

В структуре исследуемых экспозиции мы наблюдали, как проводятся эксперименты с применением мультимедийных технологии. Так, в одной из частей экспозиции в зале Истории, были представлены предметы начиная с периода образования Казахского Ханства, датируемого XVI веком, до современного периода - формирования независимого Казахстана. Мультимедийный раздел отражает ключевые события того исторического периода, который уже можно охватить видео- и фотоматериалами: установление советской власти; образование и деятельность партии «Алаш»; события, связанные с массовым голодом 1920-1921 и 1932-1933 годов; советская коллективизация и ее последствия; индустриализация; массовые политические репрессии 1937-1938 годов, создание лагерей «КАРЛАГ», «СТЕПЛАГ», «АЛЖИР»; участие казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов [1].

Если первая часть выставки репрезентирует классические линейные стратегии репрезентаций с фронтальным разворачиванием основных экспозиционных тем, то вторая часть предстает как «технически продвинутая» и одновременно позволяющая ставить вопросы о том, как и в каких формах возможна «деконструкция» традиционных музейных практик, позволяющих расширять и развивать функции современного музея.

Мультимедиа как экспозиционный эксперимент

Исходя из истории и философии науки, в XVIII веке общество переживало период «кризиса репрезентации», который был обусловлен сменой парадигм научных концепции. Требование «правдивости», «аргументированности», «логичности» заставляла естественные и гуманитарные науки доказывать способность устоять перед данным вызовом истории [7, с. 6-9].

Разница между номотетическими науками и идеографическими эпистеме ощущалась в экспозиционной трансформации музейного пространства. До периода «кризиса репрезентации» антропология как наука произвела инновационный подход в музеологии. Однако тренд валидации источников привело антропологию к сомнению в используемых методах, что повлияло

на подходы к исследованию: теперь они базировались на фотографии, in-depth описании, видеоконтенте. Текущее развитие тенденции перспективно проявлялась на экспозиционной площадке, призывая ко все более углубленному применению новых медиа. По мнению профессора антропологии университета Лондон Пола Басу и профессора социальной антропологии университета Манчестер Шарона Макдональда, данный феномен является инновацией; эксперимент представленный в ансамбле музейной площадки, заключается в консолидировании людей, идей, текстов, пространства и разных медиа [7, с. 9].

С другой стороны, «кризис репрезентации» позитивно повлиял на реанимацию старых медиа посредством новых веяний. Новые формы презентации были определены как «набор инструментов и технологий, используемых для создания новых приложении и, возможно, даже для обогащения имеющихся предметов через дополнительные звуки, движущиеся изображения, графики, анимации, контролируемые человеком» [3, с. 89]. Муляжи раскопок, коммуникационные технологии и интерактивные механические приборы изменили не только способ экспонирования, но и восприятие аудитории от пассивного зрителя к активной интеракции. Они решают проблему интерпретации и понимание музейных предметов, тем самым содействуют социальной интеракции между экспозицией и зрителем, что становится экспериментом и опытом участия для всех [9, с. 15].

Мультимедиа и коммуникация

Новые медиа демонстрируют новый уровень коммуникации между аудиторией и высокими технологиями. Рассматривая проблему репрезентации, мы обратились к статье Хеннинга «Legibility and Affect: Museums as New Media», в которой описаны три вида репрезентации:

1. Виртуальные музеи, включающие веб-сайты, которые существуют параллельно с музеями.

2. Использование технологии и таких новых медиа, как, например, сенсорный экран, которые оптимизируют выставочную и архивную работу.

3. Экспозиционный дизайн, который усиливает конвенцию и стиль нового медиа [4, с. 27].

Среди вышеуказанных пунктов остановимся на интерактивной (сенсорной) форме презентации экспозиционных предметов. При помощи визуального, слухового и тактильного каналов, сенсор активизирует перцепцию по психологической и фактической деятельности аудитории и комбинирует сенсорное восприятие с рациональным анализом, тем самым способ передачи способствует лучшему восприятию экспозиционного контента. Психологически диапазон выбора дизайнерских элементов помогает уменьшить музейную загруженность и монотонность экспонатов. Хупер-Гринхил выделяет коммуникационную функцию визуальных нарративов: интерактивный подход, имея способность создать более широкую и связную картину, становится интегралом для коммуникационных месседжей, что составляет нарративо-ориентированный тип экспозиции [5, с. 26].

Деконструкция музейных предметов в интерактивном виде экспонирования создает новый тип восприятия, на который эффективно влияют следующие факторы: 1) сочетание дизайна с сенсором; 2) коммуникация аудитории с техникой; 3) аккуратная подборка контента [8, с. 35-37].

В последствии индивидуальная работа с мультимедиа приводит к самостоятельной интерпретации аудиторией.

Мультимедиа как интерпретатор

Мультимедиа как способ экспонирования имеет множество вариации, в зависимости от опции аппарата: в некоторых каталог визуального материала находится подборка для зрителя, а в других интерактивная доска используется как мольберт для написания картин. В случае Национального музея РК в зале помещены 6 интерактивных столов, в которых презентованы «всплывающие» фотографии с определенным контентом, экспонированные следующим образом: «Средневековый Тараз», «Период Золотой Орды», «Вхождение Казахского ханства в состав Российской империи», «Литература», «Театр», «Кино», «Период Репрессии» (АЛЖИР) и «Вторая мировая война». Текстовый

материал подготовлен на трех языках: казахском, русском и английском, что дает возможность ознакомление с информацией не только гражданам страны, но и посетителям из других стран. Однако необходимо отметить, что по смыслу казахоязычный текст более насыщен информацией, чем другие.

1. Мультимедийный зал расположен между инсталляциями мавзолеев из Средневековья и общего зала Истории и представляет собой темную комнату, декорированнуюй черными обоями. Монотонность декора и минимализм в дизайне создают эффект конверсионной модели интеракции между человеком и машиной, в которой зритель становится действующим лицом в виртуальном театре (по Лоурел) [6, с. 689].

Рисунок 1. Зал мультимедиа

Рисунок 2. Сенсорный стол

2. Работа с интерактивным столом происходит следующим образом: гид-экскурсовод переходя из репрезентации средневекового рынка при Тюркском каганате поднимается по эскалатору и показывает инсталляцию мавзолеев, затем переходят в мультимедийный зал. Зал оснащен интерактивными столами для индивидуальной работы аудитории. На дисплее презентованы фотографии (рисунок 2) в произвольной форме с эффектом «живых обоев». Выбор

категории производится нажатием интересующей фотографии, также всплывает окно с текстовым материалом, который описывает определенный период. Мы получили положительные отзывы о мультимедиа, которые обусловлены легкостью использования. Также следует отметить многообразие в темах экспозиции, что предоставляет широкий выбор ознакомление с историографией.

3. Фактор вербальности в экспозиции с сенсорным аппаратом играет роль хранителя фокуса на музейном объекте [9, с. 36]. С этой точки зрения в мультимедийном зале каждый визуальный материал сопровождается текстом дескриптивного характера. Экспозиция визуального нарратива собрана по определенным темам, что показывает тематический способ экспонирования. Тексты выставлены на 3 языках, что важно для охвата широкой аудитории. Однако, когда мы смотрим на текст, возникает чувство необходимости синхронизации контента при трансляции (рисунки 3 и 4).

Рисунок 3. Автобиография просветителя и жертвы репрессии

на английском языке

Рисунок 4 Автобиография просветителя и жертвы репрессии

на казахском языке

Аккуратность выставки в мультимедиа основывается на дизайне компонентов и качестве презентации исторических данных для положительного содействия в изучении материала. Несомненно, концепция

зала влияет на перцепцию, однако в сенсорном подходе экспонирования роль экскурсовода переходит к гаджетам и индивидуальной работе аудитории. Зритель из пассивного слушателя переходит на уровень активного деятеля -исследователя, самостоятельно коллекционирующего и интерпретирующего.

Выявлены доминирующие особенности мультимедиа в экспозиции. В первую очередь, это связано с дизайном темного цвета, что дает эффект глубокого погружения в атмосферу репрезентации. Во-вторых, смена ведущего лица от гида-экскурсовода к самой личности, в которых последняя становится исследователем-интерпретатором. Мультимедийный аппарат, имея широкие возможности - релаксировать, развлекать, коллекционировать, сохранять и экспонировать, в случае Национального музея Республики Казахстан играет более просветительскую роль. Текстовый контент и фотографии подобраны по официальным данным, что соответствует стандарту, изложенному раннее. Мультимедиа в экспозиции, таким образом, могут реанимировать старые медиапродукты и экспонировать их в новом формате, что оптимизирует музейную загруженность и придает релаксационный характер.

Список литературы:

1. Официальный сайт Национального музея Республики Казахстан/раздел История музея / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nationalmuseum.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=23 &Itemid=118&lang=ru (дата обращения: 04.04.2016).

2. Alexander E.P., Alexander M. Museums in motion: An introduction to the history and functions of museums. - Rowman Altamira, 2007.

3. Fahy A. New technologies for museum communication //Museum, media, message. - 1995. - Р. 82-96.

4. Henning M. Legibility and affect: Museums as new media //Exhibition experiments. - 2007. - Р. 25-46.

5. Hooper-Greenhill E. The power of museum pedagogy. - 2006.

6. Kuan K. CoBlocks: using objects to improve voxel modelling to support // Measurement. - Vol. 48. - P. 687-693.

7. Macdonald S., Basu P. (ed.). Exhibition experiments. - John Wiley & Sons, 2008.

8. Mike-Ifeta E. MEseum: Constructing Digital Narratives For The Museum Visitor. - Carleton University Ottawa, Canada, 2013.

9. Vom Lehn D., Heath C. Accounting for new technology in museum exhibitions // International Journal of Arts Management. - 2005. - P. 11-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.