Научная статья на тему 'Некоторые аспекты гражданского образования молодежи'

Некоторые аспекты гражданского образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты гражданского образования молодежи»

Из жизни вуза

71

вящейся личности «самоорганизующийся » микрокосм. Перед педагогом встает сложная образовательная задача концептуального осмысления, моделирования и практического конструирования психолого-педагогической реальности учебно-воспитательного пространства саморазвития личности. Так на пути становления новой парадигмы мышления человекув сложнейших контекстах современного нестабильного социума открывается реальная возможность быть, то есть Путь в будущее.

Литература

1. Арутюнян М.П. Мировоззрение и образо-

вание: становление новой парадигмы // Высшее образование в России. - 2004. - № 12.

2. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного

грека. Т. 1. - М., 2001; Т. 2. - М., 1997.

3. Микешина Л.А. Субъект. Образование. Ис-

тина // Изменчивость и поиск устойчивости: синергетика и образование. - М., 1997.

4. РозановВ.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

5. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. -

М., 1998.

Л. ФАРАФОНОВА, доцент

Наша страна вступает на путь формирования демократического государства и становления гражданского общества. Успех этого процесса зависит не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях.

Более 70 лет в России существовало монопольное право государства на решение большинства проблем жизнедеятельности каждого гражданина и общества в целом. Роль государства была гипертрофирована, оно брало на себя обязанность обеспечения практически всех потребностей граждан, получая взамен право на распоряжение ресурсами общества и самими гражданами.

В настоящее время в России происходит переход к иной модели общественного устройства, где ответственность государства значительно уменьшается, где публичная власть в целом будет исполнять только те функции, которые не могут эффективно осуществляться самоорганизующимися структурами гражданского общества на принципах индивидуальной и корпоративной ответственности.

Некоторые аспекты гражданского образования молодежи

Для этого необходимо, чтобы общество было готово взять на себя ответственность за их реализацию. Между тем сегодня уровень развития гражданского общества недостаточен для решения соответствующих задач. У населения еще сохранилось иждивенческое отношение к власти и государству. Основным инструментом воздействия на ситуацию в обществе большинство граждан все еще считают жалобы и давление на власть, полагая, что вся ответственность за положение дел лежит исключительно на государстве.

Изменение установок граждан потребу-

МЬ

72

Высшее образование в России • № 12, 2006

ет времени и целенаправленных усилий, в результате которых у них будет формироваться чувство ответственности за себя и свое окружение, готовность самостоятельно решать большую часть собственных и общественных проблем. Для этого необходимо прежде всего понимать сущность того или иного политического явления, знать пути решения существующих проблем и уметь вступать в социальное партнерство.

В вопросе о формировании потребных знаний, умений и навыков не следует рассчитывать на то, что время научит и придет опыт. Образованием граждан необходимо заниматься специально. При этом гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Оно должно представлять собой целостную систему, охватывающую все сферы деятельности человека и предполагающую использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Гражданское образование - это целенаправленная деятельность, в результате которой гражданин овладевает знаниями и умениями, осваивает ценности, смыслы и механизмы функционирования гражданского общества, приобретает навыки социальной активности, становится граждански компетентным. Гражданское образование предполагает массовое распространение демократических ценностей и создание условий для формирования демократических потребностей, высокой правовой и политической культуры, воспитания толерантности и преодоления ксенофобии.

Особое место в системе гражданского образования занимает система высшего образования. Последняя организационно сложилась и обладает необходимыми ресурсами. Она финансируется государством. Чтобы соответствовать современным потребностям, необходимо в уже существующей системе пересмотреть содержание образования, дополнив его общенаучную направленность более практико-ориенти-рованным, регионально акцентируемым подходом. Выпускники вузов должны об-

ладать знаниями, умениями и навыками для осуществления социального партнерства в целом и конкретно в данном муниципальном образовании, где они учатся и собираются работать. Молодые люди должны понимать особенности местного сообщества, формы своего участия в его делах, свои права и обязанности и т. д.

Взаимодействуя с органами самоуправления на местах в решении разнообразных вопросов, т.е. выходя за рамки своих основных задач, вузы не только расширяют поле социализации для студентов, но и выполняют социальное предназначение - способствуют формированию гражданского общества в регионе, в муниципальном образовании. Иначе вуз отрывается от жизни, его деятельность становится абстрактной, он живет «закрытой» жизнью и исключительно внутренними интересами. Студенты в таких вузах лишены возможности учиться понимать социальные процессы и копить опыт практического участия в них.

Многие исследователи сегодня подчеркивают важность компетентностного подхода для создания воспитательной системы и организации ее деятельности в рамках гражданского образования. Это значит, что гражданская компетентность (готовность и способность граждан активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике) должна рассматриваться как один из важнейших результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых предполагает наличие определенной совокупности способностей:

исследовательская компетентность -способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

компетентность социального выбора - умение осуществить выбор и принять ре-

Из жизни вуза

73

шение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

компетентность социального действия - способности, связанные с реализацией сделанного выбора, принятого решения;

коммуникативная компетентность -навыки взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

учебная компетентность - умение учиться, связанное с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

В рамках компетентностного подхода к организации гражданского образования необходимо отметить два важных момента:

• во-первых, его реализация не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию;

• во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности » может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, причем компетентность может реализовы-ваться опять же только в деятельности.

Поскольку гражданская компетентность выступает как синтезирующая, базирующаяся на целом ряде ключевых компе-тентностей, задача создания условий для ее становления не может быть решена только средствами традиционного образования. Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Важно, чтобы в результате осуществления системы гражданского образования осуществлялся переход от знаний к умениям и навыкам гражданского поведения. Навыки в большей степени формируются в активной деятельности, в практической работе. Это должно стать сущностным аспектом в организации воспитательной системы вуза.

Воспитательная работа является частью целостного педагогического процесса, раз-

нообразные компоненты которого также необходимо включать в целенаправленную деятельность по реализации задач гражданского образования молодежи. Для этого необходимо:

■ проектировать образовательную среду как пространство накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности;

■ разрабатывать и обосновывать модели гражданского образования (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики;

■ разрабатывать и внедрять в учебный процесс курсы и модули, связанные с подготовкой студентов как активных участников процесса демократизации общества, осуществляя при этом тесное сотрудничество с другими вузами;

■ акцентировать и обогащать граждано-ведческой проблематикой общегуманитарные и специальные учебные дисциплины;

■ создавать информационное обеспечение гражданского образования: интегра-тивные курсы, учебные модули, различные программы, банки данных, ориентированные на становление гражданина;

■ определять оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентнос-тей и нравственных ценностей;

■ разрабатывать критерии и показатели эффективности гражданского образования и диагностический инструментарий для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетенций у студентов.

Воспитать гражданина, члена демократического общества возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства и воспитательной системы вуза должно стать формирование демократического уклада жизни вуза по аналогии с моделью открытого гражданского общества.

74

Высшее образование в России • № 12, 2006

Для местной власти ориентация образовательных учреждений на развитие гражданского образования важна с точки зрения подготовки учеников, их родителей, а также педагогов, которые, приобретя определенные знания и став компетентными, могут быть привлечены для участия в решении вопросов местного значения. А это определяет особую роль в системе гражданского образования вузов, готовящих педагогические кадры для местного сообщества, и специфику организации воспитательной системы такого вуза.

Гражданское образование в вузе требует сотрудничества и взаимопонимания всех субъектов, заинтересованных в этом процессе: администрации, педагогов, студентов, работников вуза. Каждый из них выполняет свои задачи, но особая роль должна быть отведена следующим аспектам управления воспитательной системой вуза:

• стимулирование и поддержка интереса педагогов и студентов к задачам гражданского образования, в том числе с помощью СМИ и электронных средств коммуникации;

• объединение всех, кто заинтересован в решении проблем гражданского образования, и поддержка их инициатив;

• лоббирование и распространение

идей гражданского образования в государственных структурах;

• содействие организации и проведению независимых граждановедческих экспертиз;

• содействие в создании творческих площадок для проявления гражданских инициатив;

• привлечение дополнительных финансовых средств к решению проблем гражданского образования.

Гражданское образование - это своего рода социальный проект воспитательной системы вуза. Поэтому необходимо, чтобы каждый субъект его осуществления видел в нем актуальную задачу студенческого и педагогического сообщества, решение которой является основой для развития гражданского общества в конкретных муниципальных образованиях.

А. БЕЛЯНИНА, аспирант

роцесс интеграции российского обще-Л X ства в мировое экономическое, научное и образовательное пространство (присоединение России к Болонскому процессу, предстоящее вхождение в ВТО) ставит вопрос о непрерывном совершенствовании

Метод проектов в обучении иностранному языку

системы подготовки квалифицированных кадров, адекватных требованиям рынка труда. Вместе с тем отличительные для нашего времени социальные изменения в характере трудовой деятельности все более явно ориентируют образование на «свобод-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.