Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / БАЛАНС / ГОСУДАРСТВО / СМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головач Андрей Александрович

Тема - право на информацию в Российской Федерации, некоторые особенности регулирования государством такого значимого права, как право на информацию. Проблема состоит в том, что государство должно грамотно и ответственно следить за информацией, ее потоком и сведениями, которые становятся общедоступны. Важен именно баланс, который должен быть соблюден государством. Объект - регулирование права на информацию. Цель - изучить особенность права на информацию и обозначить проблему, которую стремимся изучить. Результат - государство должно в целях безопасности не пропускать всю информацию в СМИ, но и ограничивать что-то особенно сильно тоже недопустимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STATE REGULATION IN IMPLEMENTING THE RIGHT TO INFORMATION

The theme of the right to information in the Russian Federation some features of state regulation of such important rights as the right to information. The problem is that the state must competently and responsibly to monitor the information flow and the information that becomes publicly available. It is important balance that must be met by the state. Object - regulation of the right to information. The goal is to study the feature of the right to information and identify the problem that you seek to explore. A result, the government should for security reasons not to miss all the information in the media, but also to limit something especially strongly, too, is unacceptable.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ»

StudArctic Forum 2 (6): 84-89, 2017 http://saf.petrsu.ru

DOI: 10.15393/j 102.art.2017.1663

Некоторые аспекты государственного регулирования в реализации права на

информацию

Головач Андрей Александрович Студент 5 курса, Институт экономики и права Петрозаводский государственный университет

Петрозаводск, Россия

Аннотация. Тема - право на информацию в Российской Федерации, некоторые особенности регулирования государством такого значимого права, как право на информацию. Проблема состоит в том, что государство должно грамотно и ответственно следить за информацией, ее потоком и сведениями, которые становятся общедоступны. Важен именно баланс, который должен быть соблюден государством. Объект - регулирование права на информацию. Цель - изучить особенность права на информацию и обозначить проблему, которую стремимся изучить. Результат - государство должно в целях безопасности не пропускать всю информацию в СМИ, но и ограничивать что-то особенно сильно тоже недопустимо.

Ключевые слова: право, информация, баланс, ограничение, государство, СМИ.

Some aspects of state regulation in implementing the right to information

Andrey Golovach Student, 5 course, The Institute of Economics and law Petrozavodsk State University Petrozavodsk, Russia E-mail: andrey.golovach.1995@mail.ru

Abstract. The theme of the right to information in the Russian Federation some features of state regulation of such important rights as the right to information. The problem is that the state must competently and responsibly to monitor the information flow and the information that becomes publicly available. It is important balance that must be met by the state. Object - regulation of the right to information. The goal is to study the feature of the right to information and identify the problem that you seek to explore. A result, the government should for security reasons not to miss all the information in the media, but also to limit something especially strongly, too, is unacceptable.

Keywords: right, info, balance, constraint, state, media.

Актуальность предлагаемой темы несомненна. Во все времена вопрос об информации был актуален. Еще со времен античности, государство вводило цензуру, т.е. нормативно регулировало ограничение информации, следило за распространением информации. Информация является важным объектом в сфере регулирования правоотношений современного государства. Сегодня роль информации значительно выросла, и контролировать ее распространение тяжело, в том числе благодаря активному развитию информационных технологий. Информация является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека, государства, общества. Теперь существует электронная очередь, электронная запись, электронное бронирование и покупка билетов, получение любой информации и многое другое. Законодатель обязывает предоставлять определенную информацию (например, ФЗ 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о

StudArctic Forum 2 (6): 84-89, 2017 ISSN 2500-140Х http://saf.petrsu.ru

деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ 22.12.2008 N 262- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Развивается регулирование в данной сфере в направлении установления электронного документооборота, электронного правосудия и электронного голосования, как форма реализации прав человека (например, поправки в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 08.06.2015, об электронной форме обращения в Конституционный Суд Российской, ст. 37: «Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации»). Информационные технологии шагнули далеко вперед и сейчас без них невозможно представить жизнь современного человека.

В связи с развитием информационных технологий увеличивается и количество информационных преступлений и преступлений в компьютерной сфере. В УК РФ предусмотрена даже отдельная глава № 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» по данному виду преступлений, за которые предусматривается уголовная ответственность, для лиц которые совершают компьютерные преступления. Таким образом, правовые проблемы, связанные с реализацией права на информацию многогранны и затрагивают многие аспекты.

В данной работе особое внимание будет уделено вопросу установления баланса при предоставлении информации, вопросам необходимого ограничения информации. Государство должно и обязано предоставлять достоверную и правдивую информацию, но с другой стороны государство должно ограничивать информацию в той мере, в которой это необходимо.

Обратим внимание на некоторые моменты использования и ограничения информации.

Одним из прав граждан, является право на информацию. Однако, как и любое другое право, оно не является абсолютным и имеет свои ограничения. Данная норма содержится в Конституции РФ 1993 года в ст. 55 ч. 3: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства». Об этом утверждает ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» это: информация, касающаяся банковской, налоговой, коммерческой, государственной, врачебной, адвокатской и других видов тайн. С одной стороны, человек заинтересован в получении многой и разной информации. С другой стороны носитель права заинтересован в ограничении доступа к информации, например, к персональным данным, тайна следствия, завещания, связи и др. При этом для каждого из этих видов закрытой информации существует определенный нормативный акт. Закон «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», ФЗ «О персональных данных», Налоговый Кодекс РФ это лишь неполный перечень нормативных актов, которые ограничивают доступ к конкретному виду информации.

1. Ограничение информации в интересах самого лица, несомненно, является благом до этого лица. Стоит отметить, что никому не понравиться, если о частной жизни лица узнают третьи лица, о его телефонных переговорах, о тайне переписки и некоторых других сведений, касающихся личной жизни этого лица. Конституция во второй главе защищает данные права, а УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления в данной сфере. Так

Б^ЛгсИс Богиш 2 (6): 84-89, 2017 ¡ББМ 2500-140Х http://saf.petrsu.ru

ст. 23 Конституции гарантирует: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Но право не абсолютно. Можно представить ситуацию: работник приходит устраиваться на работу к работодателю. Обязанность работника предоставить работодателю часть информации о себе, предоставить данные. Но ограничение полученной информации работодателем закреплено в законе. Работодатель может пользоваться полученными данными, но при этом на нем лежит обязанность по неразглашению этих данных другим лицам. В случае разглашения он будет привлечен к ответственности. Получение доступа к банковской карте гражданина, в связи с получением его персональных данных так же ведет к негативным последствиям для данного гражданина и так же должно наказываться в соответствии с законом. Заканчивая разговор об ограничении использования информации в интересах самого лица, можно привести ещё один пример того, как может быть нарушено право использования информации. Сегодня, как мы говорили ранее, информационные технологии шагнули далеко вперед и электронное голосование становиться популярнее с каждым годом. Законодатель предусматривает ответственность за использование чужих персональных данных, за «кражу» персональных данных. При голосовании может быть нарушено избирательное право и может быть неправильное волеизъявление. Здесь уже присутствует и публичный интерес. Таким образом, необходим баланс, обеспечивающий необходимое сочетание интересов субъекта права.

2. Продолжим говорить о публичном интересе на примере государственной тайны. Почему государство ограничивает государственную тайну? Согласно ст. 2 Закона «О государственной тайне»: государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». За нарушение государственной тайны законодатель предусматривает «уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность» (ст. 26). Осуществляют контроль специальные органы государственной власти. А теперь давайте представим, что гражданин Х обладает государственной тайной в военной сфере. Он разглашает данную тайну и тем самым наносит ущерб государственной безопасности. Такое, естественно, не допустимо. Именно, по этому, государство и назначает ответственность за разглашение государственной тайны. Это лишь единичный пример закрытой информации, которая доступна определенному кругу лиц. В интересах государства и общества определять перечень такой информации. Этот круг сведений направлен, прежде всего, на безопасность государства. Для этого и создается тот необходимый перечень нормативно правовых актов, регламентирующих определенные правоотношения в сфере информации. Ведь если государство ограничит доступ к той информации, которая может быть использовано против него самого, то риск негативных последствий резко снизится, а следовательно государство обеспечит и своим гражданам более благоприятные условия жизни. Безопасность государства и правопорядок в нем очень важное условие его существования.

3. С обсуждаемой проблематикой связана и проблема обеспечения права на свободу слова и, как следствие, на свободу СМИ. Существуют негативные примеры наступления негативных последствий для людей от несвоевременного ограничения информации. Примером данного тезиса могут послужить события, происходившие в Беслане в 2004 году. Когда террористы видели по ТВ как будут действовать силовики и тем самым были к этому готовы. В Конституции РФ 1993 года в ст. 29 ч.5. четко выделена строгая формула, закрепляющая факт того, что у нас гарантируется свобода массовой информации: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако как мы

StudArctic Forum 2 (6): 84-89, 2017 2500-140Х http://saf.petrsu.ru

говорили ранее, любое право не абсолютно и может иметь свои ограничения. Данная часть 29 ст. является своего рода гарантией для граждан. Данная гарантия воплощается в том, что существуют прямые запреты. В данной же части 29 ст. и говориться: «Цензура запрещается» - это и является гарантией свободы массовой информации. Почему государство должно следить за ограничением массовой информации на телевиденье? Конституция и другие нормативные акты стоят на страже конституционного строя и обязуются защищать жизнь и здоровье граждан, а не своевременное ограничение информации на телевиденье может сыграть злую шутку и подвергнуть жизни определенное количество людей. Поэтому нужно своевременно отлеживать информацию и стараться не допускать подобных случаев. Как это было в Беслане, в театре на Дубровке и в некоторых других случаях. Главное в данном моменте, который мы рассматриваем, то, что государство должно придерживаться определенного баланса в данном вопросе. Еще раз обратимся к печальному примеру с театром на Дубровке. С одной стороны государство через СМИ должно информировать общество о происходящих событиях (родственники заложников должны были располагать определенной информацией, должны были знать, что происходит с их близкими и родными), а с другой стороны государство, реализуя право на свободу, журналисты, освещая данное событие, не учло то обстоятельство, что благодаря чрезмерному количеству информации, созданы препятствия при осуществлении конкретных действий по освобождению заложников и будет причинен вред сотрудникам правоохранительных органов, которые участвовали в операции по освобождению заложников (это проявлялось в том, что террористы видели через средства массовой информации действия спецслужб). В подобных ситуациях, по моему мнению, государство должно действовать в зависимости от сложившейся ситуации и приведенный пример этой точки зрения абсолютно понятен. Однако этот пример несколько гипертрофированный и в более обыденной ситуации найти данный баланс интересов между свободой слова и правом на информацию очень трудно.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

- Любое право никогда не является абсолютным и всегда ограничения. Право на информацию не исключение. Право на информацию не абсолютно и должно и может быть ограничено нормативно, в форме закона;

- в любом государстве мира существует определенный перечень закрытой информации, обеспечивающей безопасность государства и это объективная необходимость и это необходимо закрепить в законодательстве, четко определяя пределы тайны;

- государство должно найти определенный баланс между свободой слова и правом на информацию. С одной стороны государство должно предоставлять информацию, а с другой не должно навредить себе и своим гражданам абсолютной свободой.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации" от 12.12.1993 // «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - № 31.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Российская газета». - 23.07.1994. - № 138.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от от 31.07.1998 N 146-ФЗ // «Российская газета». - 06.08.1998. - № 148-149.

4. Уголовный Кодек Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Российская газета». - 18.06.1996. - № 113.

5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // «Российская газета». - 10.02.1996. - № 27.

StudArctic Forum 2 (6): 84-89, 2017 ISSN 2500-140Х http://saf.petrsu.ru

6. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // «Российская газета». - 05.08.2004. - № 166.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // «Российская газета». - 29.07.2006. - № 165.

8. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Российская газета». - 05.06.2002. - № 100.

9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // «Российская газета». - 29.07.2006. - № 165.

10. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета». - 13.02.2009. - № 25.

11. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // «Российская газета». - 26.12.2008. - № 265.

12. Федеральный закон от 21.11.2011 N З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета». - 23.11.2011. - № 263.

13. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» // «Российская газета». - 21.09.1993. - № 182.

References:

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii" ot 12.12.1993 // «Sobranie zakonodatel'stva RF». -04.08.2014. - № 31.

2. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21.07.1994 N 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». - 23.07.1994. - № 138.

3. Nalogovyj Kodeks Rossijskoj Federacii ot ot 31.07.1998 N 146-FZ // «Rossijskaja gazeta».

- 06.08.1998. - № 148-149.

4. Ugolovnyj Kodek Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ // «Rossijskaja gazeta». -18.06.1996. - № 113.

5. Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 N 395-1 «O bankah i bankovskoj dejatel'nosti» // «Rossijskaja gazeta». - 10.02.1996. - № 27.

6. Federal'nyj zakon ot 29.07.2004 N 98-FZ «O kommercheskoj tajne» // «Rossijskaja gazeta».

- 05.08.2004. - № 166.

7. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ «O personal'nyh dannyh» // «Rossijskaja gazeta».

- 29.07.2006. - № 165.

8. Federal'nyj zakon ot 31.05.2002 N 63-FZ «Ob advokatskoj dejatel'nosti i advokature v Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». - 05.06.2002. - № 100.

9. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i zashhite informacii» // «Rossijskaja gazeta». - 29.07.2006. - № 165.

10. Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 N 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija» // «Rossijskaja gazeta».

- 13.02.2009. - № 25.

11. Federal'nyj zakon ot 22.12.2008 N 262-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti sudov v Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». - 26.12.2008. - № 265.

12. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». - 23.11.2011. - № 263.

13. Zakon Rossijskoj Federacii ot 21.07.1993 N 5485-1 «O gosudarstvennoj tajne» // «Rossijskaja gazeta». - 21.09.1993. - № 182.

© 2017. Головач А. А.

StudArctic Forum 2 (б): 84-89, 2G17 ISSN 25GG-14GX http://saf.petrsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.