Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни на основе физкультурной грамотности студенток-медиков'

Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни на основе физкультурной грамотности студенток-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТКИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / LIFESTYLE / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иващенко Валерий Павлович, Бушма Татьяна Валерьевна, Халилова Лилия Ирековна, Ковшура Елена Олеговна, Комиссарова Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы сформированности здорового образа жизни и отношения к занятиям физической культурой как к важнейшей и необходимой потребности личности у студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на основе физкультурной грамотности. Для студенческой молодежи организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности является основным элементом здорового образа жизни. Для определения роли физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студенток-медиков авторами была проведена оценка сформированности мотивационно-потребностного отношения к занятиям физическими упражнениями, уровень соматического здоровья и работоспособности студенток. Исследование включало анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математико-статистическую обработку данных и анализ результатов. В результате исследования у студенток выявлена необходимость развития устойчивых привычек физического воспитания, совершенствования физических качеств и двигательных навыков, повышения уровня работоспособности, формирования ответственного отношения к собственному здоровью средствами учебной дисциплины «Физическая культура».The article discusses the issues of the formation of a healthy lifestyle and attitude to physical education as the most important and necessary needs of the individual among medical students of St. Petersburg State Pediatric Medical University based on physical education. For students, the organization of the individual appropriate regimen of physical activity is the main element of a healthy lifestyle. To determine the role of physical culture in ensuring a healthy lifestyle for medical students, the authors evaluated the formation of the motivational-needful attitude to physical exercises, the level of somatic health and students' performance. The study included questionnaires, pedagogical observation, pedagogical experiment, mathematical and statistical data processing and analysis of the results. As a result of the study, students revealed the need to develop sustainable habits of physical education, to improve physical qualities and motor skills, to increase working capacity, and to form the responsible attitude to their own health by means of the physical education discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иващенко Валерий Павлович, Бушма Татьяна Валерьевна, Халилова Лилия Ирековна, Ковшура Елена Олеговна, Комиссарова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни на основе физкультурной грамотности студенток-медиков»

9. Лялюк, А.В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова. - Краснодар : [б. и.], 2018. - 210 с.

10. Матвеев, В.С. Эффективность физического воспитания студентов / В.С. Матвеев, И.Г. Лучинина, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (128). -С. 160-163.

11. Рыбачук, Н.А. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов педагогических специальностей / Н.А. Рыбачук, А.П. Романова, Н.Г. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11. - С. 380-383.

12. Шилько, В.Г. Инновационные технологии физического воспитания студентов / В.Г. Шилько // Материалы II международного конгресса «Спорт и здоровье». - Санкт-Петербург, 2012. -С. 326-327.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Yu., Ilyinich, V.I., Maslyakov, V.A. and Scherbakov, V.G. (1994), Physical education: A sample curriculum for higher education, Moscow.

2. Eremenko, V.N., Medvedev, A.S. and Levchenko, А.А. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3, рр. 353-355.

3. Ivanova, N.G. (2012), "The effectiveness of the process of physical education of students of the Kuban State Technological University", Innovative processes in higher education: a collection of materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 97-99.

4. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Yu. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

5. Laskova, I.S., Grinchenko, V.S., Ivanova, N.G., Anufriev, I.A. (2018), "Healthy lifestyle of the student: modern view of the problem", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials of animal origin: collection of materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 196-201.

6. Leibovsky, A.Yu. and Ivanova, N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State University of Technology for various types of motor activity in physical education classes (based on the results of the questionnaire)", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

7. Leibovsky, A.Yu. and Ivanova, N.G. (2012), "Dynamics of physical development, physical and functional preparedness of students of the Kuban State University of Technology and compliance of the researched parameters with normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 59-64.

8. Ivanova, N.G. and Lyalyuk, A.V. (2018), "Some constructive solutions to ensure the safety of educational environment", Baltic Humanitarian Journal, V. 7, No. 2, pp. 243-246.

9. Lyalyuk, A.V., Sinelnikova, N.A. and Ivanova, N.G. (2018), Shaping a safe and healthy lifestyle in an educational environment: monograph, Krasnodar.

10. Matveev, V.S., Luchinina, I.G. and Romanov, D.A. (2015), "Effectiveness of physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (128), рр. 160-163.

11. Rybachuk, N.A., Romanova, A.P. and Ivanova, N.G. (2019), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of vocational-applied physical culture of students of pedagogical specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рр. 380-383.

12. Shilko V.G. (2012), "Innovative technologies of physical education of students", Materials of the IIInternational Congress "Sport and Health", St. Petersburg, pp. 326-327.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.04.2020

УДК 796.011.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОК-МЕДИКОВ

Валерий Павлович Иващенко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Ирековна Халилова, канди-

дат педагогических наук, доцент, Елена Олеговна Ковшура, доцент, Ольга Александровна Комиссарова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сформированности здорового образа жизни и отношения к занятиям физической культурой как к важнейшей и необходимой потребности личности у студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на основе физкультурной грамотности. Для студенческой молодежи организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности является основным элементом здорового образа жизни. Для определения роли физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студенток-медиков авторами была проведена оценка сформированности мотивационно-потребностного отношения к занятиям физическими упражнениями, уровень соматического здоровья и работоспособности студенток. Исследование включало анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математико-статистическую обработку данных и анализ результатов. В результате исследования у студенток выявлена необходимость развития устойчивых привычек физического воспитания, совершенствования физических качеств и двигательных навыков, повышения уровня работоспособности, формирования ответственного отношения к собственному здоровью средствами учебной дисциплины «Физическая культура».

Ключевые слова: физическая культура, студентки, образ жизни, тестирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p185-190

SOME ASPECTS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE BASED ON PHYSICAL CULTURE LITERACY OF MEDICAL STUDENTS

Valery Pavlovich Ivashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Valeryevna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lilia Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Olegovna Kovshura, the senior teacher, Olga Aleksandrovna Komissarova, the senior teacher, St. Petersburg State Pediatric Medical University

Abstract

The article discusses the issues of the formation of a healthy lifestyle and attitude to physical education as the most important and necessary needs of the individual among medical students of St. Petersburg State Pediatric Medical University based on physical education. For students, the organization of the individual appropriate regimen of physical activity is the main element of a healthy lifestyle. To determine the role of physical culture in ensuring a healthy lifestyle for medical students, the authors evaluated the formation of the motivational-needful attitude to physical exercises, the level of somatic health and students' performance. The study included questionnaires, pedagogical observation, pedagogical experiment, mathematical and statistical data processing and analysis of the results. As a result of the study, students revealed the need to develop sustainable habits of physical education, to improve physical qualities and motor skills, to increase working capacity, and to form the responsible attitude to their own health by means of the physical education discipline.

Keywords: physical education, students, lifestyle, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений развития современного общества является формирование индустрии здоровья. Индустрия здоровья - это функциональная многоотраслевая подсистема национального хозяйства, выражающая взаимосвязь, взаимодействие здравоохранения и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности по охране и укреплению здоровья молодежи. [1]. Она может стать настоящим социокультурным феноменом, который поможет реализовать потребности человека в двигательной деятельности, с целью оздоровления функциональных систем организма и психологической сферы. Физическая культура сегодня имеет большое значение и социальную силу, и значение, играет реша-

ющую роль в формировании личности и её развитии [2, 3]. Молодой специалист может в дальнейшем использовать профессиональные знания и умения только при хорошем состоянии здоровья и высокой работоспособности, которые могут быть приобретены во время регулярных и специально организованных занятиях физической культурой в вузе. Для приобщения студенток к здоровому образу жизни и повышению заинтересованности к занятиям физическими упражнениями в СПбГПМУ используется современное спортивное оборудование, новейшие приспособления фитнес-индустрии, музыкальное сопровождение и т.п.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перед авторами стояла цель - определить роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студенток-медиков. Оценить уровень физкультурной грамотности. имеющей непосредственное влияние на сформированность мотивационно-потребностного отношения к занятиям физическими упражнениями, уровень соматического здоровья и работоспособности студенток СПбГПМУ

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве субъектов исследования выступили 504 студентки 1-3 курсов СПбГПМУ. Исследование включало изучение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, получение данных, математико-статистическую обработку данных и анализ результатов. По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета Excel. Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий Стьюдента). Вероятность p <0,05 определяли как достаточную для вывода о статистической значимости различий средних значений исследуемых показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное анкетирование девушек 1-3 курсов выявило недостаточную физкультурную грамотность и, как следствие, несформированность мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями у большинства опрошенных. Только 9% студенток занимаются в фитнес-клубах и секциях, 19% - тренируются самостоятельно, но не регулярно, а 72% - посещают только учебные занятия по физической культуре в вузе. При этом 29% из них делают это с целью получения зачета по дисциплине, а 28% -предпочли бы не посещать занятия по физической культуре по медицинским показаниям. Кроме того, 49% обучающихся придерживаются суждения о том, что учебные занятия по данной дисциплине в вузе не способны существенно повлиять на их грамотность в области физической культуры и сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Напряжённая учебная нагрузка студенток в вузе, стрессы во время экзаменационной сессии приводят к переутомлению и снижению показателей соматического здоровья. Для того, чтобы повысить эффективность учебно-тренировочных занятий по физической культуре и нейтрализовать негативное влияние учебных стресс-факторов, необходим анализ морфофункционального развития студенток [1, 4, 5].

Исследование индекса массы тела (ИМТ) студенток - один из физиологических показателей здоровья. ИМТ характеризует степень соответствия роста и массы человека. Результаты оценки ИМТ показали, что только 57,2% исследуемых имеют нормальную массу тела (рисунок 1). Нормальная масса тела свидетельствует о том, что количество жирового компонента в организме студенток находиться в норме. ИМТ является показателем хорошего соматического здоровья, что оказывает положительное влияние на качество жизни. Эти данные позволяют рекомендовать расчёт ИМТ для самостоятельного контроля веса, режима питания.

Избыточна* масса тела 29,4%

Рисунок 1 - ИМТ студенток 1-3 курса

Еще одним показателем соматического здоровья студенток является работоспособность. Она характеризует уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы. Для определения уровня физической работоспособности использовался индекс Руфье. Его результат - объективный показатель работы сердца человека во время физической нагрузки и характеризует степень тренированности сердечно - сосудистой системы. При расчете данного индекса учитываются величины пульса в покое, после нагрузки и в конце первой минуты восстановления:

Индекс Руфье = [4(Р1+Р2+Р3)-200] / 10, где Р1, Р2, Р3 - ЧСС за 15 секунд, 4, 200 и 10 - коэффициенты. Для оценки адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам по индексу Руфье, используется следующая таблица 1.

Таблица 1 - Оценка состояния адаптации организма по индексу Руфье

Значение индекса Руфье Состояние

0-3 Отличное

3-6 Хорошее

6- 0 Удовлетворительное

10-15 Плохое

15 и более Неудовлетворительное

Показатель уровня физической работоспособности девушек СПбГПМУ в среднем составил 15,1, что соответствует неудовлетворительному уровню (рисунок 2). Причем, наилучший результат показали студентки 2 курса - 13,1, у первокурсниц этот показатель - 15,4, наихудший результат у студенток 3 курса - 15,9.

□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс

70,3

68,2

45,4

21,6

13,6

18,2

1 Г

8,1 6,1

т

0

6,1

100 80 60 40 20 0

неудовл. плохо удовл. хорошо отлично

Рисунок 2 - Результаты оценки работоспособности

Оценку «неудовлетворительно» получили 70,3% первокурсниц, 42,4% студенток второго курса и 68,2% студенток третьего курса. Оценку «хорошо» получили только 6,1% студенток второго курса.

42,4

г

п

Перед началом теста, только у 8,3% тестируемых частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое - менее 80 уд/мин., в то время как у остальных он составил - 98 уд/мин, что не соответствует возрастно-половой норме. Высокий уровень ЧСС перед началом занятия можно объяснить эмоциональным стрессом, как одним из факторов, влияющих на ЧСС.

При определении индекса Руфье, выполнение 30 приседаний в течение 45 секунд определялось пульсовой стоимостью 144,4 уд/мин., в среднем по группе увеличение составило 47,8%. Полное восстановление ЧСС к исходному уровню через 1 минуту после нагрузки произошло только у 27,5% тестируемых.

Низкие показатели работоспособности студенток (ни один не выполнил задание на «отлично») свидетельствуют о слабом уровне адаптационных возможностей сердечнососудистой системы.

В результате дальнейшего педагогического воздействия необходимо сформировать у студентов представления о системе сохранения здоровья, потребности к занятиям физической культурой, а также индивидуальной внутренней здоровьесберегающей культуры посредством освоения здорового образа жизни и физкультурной грамотности. Анализ морфофункционального развития и оценка работоспособности студентов позволит подобрать рациональный, дозированный двигательный режим и обеспечит студентов знаниями о своих индивидуальных адаптационных возможностях.

ВЫВОДЫ

1. Большинство респондентов, обучающихся по направлениям восстановления и сохранения здоровья, имеют сходную структуру мотивации обучения. Выявлено, что доминирующим мотивом обучения у всех субъектов исследования (будущие врачи) на всех 3 курсах обучения является мотив сохранения здоровья. Установлено, что четверть респондентов, обучающихся по направлениям восстановления и сохранения здоровья людей, имеет прагматичные мотивы (получение диплома).

2. Выявлено отсутствие мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой, только 28% опрошенных занимаются физическими упражнениями во вне учебное время.

3. Существует проблема переоценки собственных возможностей, при сравнении результатов исследований с возрастно-половой нормой определен низкий уровень работоспособности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма, Т.В. Проблемы здорового образа жизни студентов / Т.В. Бушма // Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - Санкт-Петербург, 2012. - Т. 7, ч. 1. - С. 168-174.

2. Калина, И.Г. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе расширения применяемых в учебном процессе средств / И.Г. Калина, Г.Ш. Ашрафуллина // Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 106-109.

3. Ковшура, Е.О. Использование нетрадиционных видов физической культуры для подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО / Е.О. Ковшура, Т.Е. Ковшура, З.Н. Власова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1 (69). - С. 46-49.

4. Бушма, Т.В. Физическая работоспособность студенток 1 курса, занимающихся аэробикой / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 99-102.

5. Халилова, Л.И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе / Л.И. Халилова // Материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - Санкт-Петербург, 2014. - Т. 9, ч. 1. - С. 446-448.

REFERENCES

1. Bushma, T.V. (2012), "Problems of students' healthy lifestyle", Materials of the 7th all-Russian scientific and practical conference with international participation Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them, St. Petersburg, Vol. 7, Part 1, pp. 168-174.

2. Kalina, I.G. and Ashrafullina, G.Sh. (2011), "Increasing students' motivation for physical classes based on extensions of the tools used in the educational process", Pedagogical sciences, No. 1, pp. 106-109

3. Kovshura, E.O., Kovshura, T.E. and Vlasova, Z.N. (2019), "The use of non-traditional types of physical culture to prepare students to fulfill the standards of the GTO complex", Physical Culture and Health, No. 1 (69), pp. 46-49.

4. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova, L.M. (2016), "Physical performance of 1st year students in aerobics", Physical culture and health, No. 2 (57), pp. 99-102.

5. Khalilova, L.I. (2014), "Research of physical performance of students at the University", Materials of the 9th all-Russian scientific and practical conference with international participation Health -the basis of human potential: problems and ways to solve them, St. Petersburg, Vol. 9, Part 1, pp. 446-448.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.04.2020

УДК 796.011.3

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена модернизации процесса занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в Северо-Западном институте управления с использованием скандинавской ходьбы в комплексах оздоровительной направленности. В ходе анализа специальной литературы по исследуемой проблеме были выявлены разновидности скандинавской ходьбы и определены факторы, указывающие на оздоровительный аспект данного вида двигательной активности. Эффективность применения скандинавской ходьбы на учебно-тренировочных занятиях доказана положительной динамикой показателей функционального состояния студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, активный отдых, оздоровительная тренировка, степень заболевания, нагрузка, мышечный тонус, координация движений, травмы, реабилитация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p190-194

NORDIC WALKING AS A FORM OF ORGANIZATION OF CLASSES OF A SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT IN THE NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT FOR ELECTIVE COURSES Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Morozova, the senior teacher, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the modernization of the process of classes in the discipline "Elective courses in physical education" at the North-West Institute of Management by using Scandinavian walking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.