Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО / ИСТИНА / ДОБРО / СВОБОДА / КРАСОТА / ПОЛИФОНИЗМ / ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойко Л.А.

Каждый великий мыслитель имеет две жизни: одна - это творчество, развёртывающееся в рамках его существования, вторая - бытие его творческого наследия, которое усваивается различными поколениями. На заре двадцатого века многими философами Ф.М. Достоевский воспринимался как учитель. В данной статье была предпринята попытка рассмотрения влияния философских идей Ф.М. Достоевского на мировую литературу, на отечественную и западноевропейскую философскую мысль. Ф.М. Достоевский осмыслил проблему свободы духа человека, его нравственной сути, выбора между добром и злом, что позволяет говорить о писателе как о предтече философии экзистенциализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PHILOSOPHICAL HERITAGE OF F.M. DOSTOYEVSKY

Every great thinker has two lives: one is creativity unfolding within the framework of his existence, the second is the existence of his creative heritage, which is assimilated by different generations. At the dawn of the twentieth century, many philosophers perceived F.M. Dostoevsky as a teacher. In this article, an attempt was made to consider the influence of F.M. Dostoevsky's philosophical ideas on world literature, on Russian and Western European philosophical thought. F.M. Dostoevsky comprehended the problem of freedom of the human spirit, his moral essence, the choice between good and evil, which allows us to speak of the writer as the forerunner of the philosophy of existentialism.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-91-93

Аннотация. Каждый великий мыслитель имеет две ^жизни : одна - это творчество, развёртывающееся в рамках его существования, вторая - бытие его творческого наследия, которое усваивается различными поколениями. На заре двадцатого века многими философами Ф.М. Достоевский воспринимался как учитель. В данной статье была предпринята попытка рассмотрения влияния философских идей Ф.М. Достоевского на мировую литературу, на отечественную и западноевропейскую философскую мысль. Ф.М. Достоевский осмыслил проблему свободы духа человека, его нравственной сути, выбора между добром и злом, что позволяет говорить о писателе как о предтече философии экзистенциализма.

Ключевые слова: философские взгляды Ф.М. Достоевского, истина, добро, свобода, красота, полифонизм, философия существования.

Философская мысль является преемницей и продолжательницей традиций русской классической литературы. В русской культуре художественное созерцание переходит в область философского осмысления и наоборот. Неисчерпаемость и глубина творчества Ф.М. Достоевского тому подтверждение. За его сочинениями философскими по содержанию, как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока ещё не сказано. Ф.М. Достоевский - одна из вершин человеческого гения. Тайны мастерства его изучали В. Соловьёв, Н. Бердяев, К. Леонтьев, В. Розанов, Л. Шестов, М. Бахтин и другие отечественные мыслители.

В последние десятилетия девятнадцатого века характерной особенностью жизни Запада был расцвет позитивистских тенденций, проявляющихся не только в философии, но и в литературе, и других сферах искусства. Обращение к русской классике не было данью эстетической экзотике. Русская мода, всеобщее увлечение русским искусством, началась после 1912 года, когда в Англии был опубликован перевод К. Гарнеттом «Братьев Карамазовых». После первой Мировой войны европейцы и американцы стали считать Достоевского самым близким им современным худож-

ником, начинается культ Достоевского. Его творческое наследие оказало влияние на Т. Манна, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера. Искренность, пронзительная правдивость, органическое единство этического и эстетического, добра и красоты и вся его манера повествования далека от англо-саксонского морализаторства, французской фривольности, свободна от всякого дидактизма.

В.В. Розанов подчёркивал, что бесконечная интимность романов писателя значительнее, выше, ценнее, благороднее его идей [4]. Тон Достоевского есть уникальное, загадочное чудо. Л. Шестов полагал, что великий русский писатель постиг истину: к свободе знание не приводит человека, оно закрепощает его. В работе «Достоевский и Ницше» он сравнивает мыслителя с Иваном Карамазовым и Расколь-никовым, полагая, что они выражают подлинные убеждения писателя: нет идеалов и истин, а тем, кто это постиг -всё позволено [5]. Л. Шестов считал философию Ницше продолжением воззрений Достоевского: нет отличий от добра и зла, любовь и сострадание есть слабость, мораль нужна лишь для «тварей дрожащих». Когда писатель провозглашает высокие идеалы, утверждает, что самый забитый человек

называется «брат твой», он цинично лицемерит.

Н.А. Бердяев говорил о себе как о духовном сыне великого писателя, творчество которого он называл «словом о всечеловеческом» [2]. Ф.М. Достоевский способен был пропустить через своих героев искания, переживания, противоречия собственного духа. Для него, как и для Н. Бердяева, главным пороком социализма было неверие в Бога, в свободу духа человека. Религия социализма принимает все искушения, отвергнутые Христом в пустыне: превращение камней в хлебы, соблазн социального чуда, соблазн царствия мира сего.

Центральная тема произведений Ф.М. Достоевского, по Н.А. Бердяеву, -тема человека и его судьбы, особенно судьбы в свободе, переходящей в своеволие, в тот момент, когда человек восстал против объективного миропорядка, оторвался от природы. Ф.М. Достоевский предупреждает: свобода иррациональна, безумна, ведёт к своеволию, а это путь ко злу, которое порождает преступление. Достоевский называет преступлением не только реальные злодеяния, но и тайные помыслы человека, мысленное пожелание смерти и несчастий другому. Такие преступления остаются скрытыми от суда, но не от совести. Бердяев показывает: писатель отрицательно относится к теориям, объясняющим преступления социальными причинами, отрицающим обязательность наказание. По Достоевскому, такие идеи принижают глубину человеческой природы, свободу человеческого духа. Наказание неизбежно за каждое преступление. Муки совести тяжелее и ужаснее внешней кары закона. Не страх должен удерживать от преступления, не боязнь наказания, а собственная бессмертная природа человека, выражающаяся в совести.

М.М. Бахтин утверждал, что полифонический роман Достоевского есть сочетание неслиянных голосов в незавершимом диалоге [1]. Сознание героев произведений писатель изображает изнутри, герои осмысливают мир, а не автор. До Достоевского романы были монологичны. Он ломает эту традицию: сталкиваются не аб-

страктные идеи в произведении, а сознание живых людей - это непрерывный диалог. Из 34 произведений Достоевского 23 написаны от первого лица, чтобы главный герой мог сам сказать о себе правду. Его исповедь - это средство душевной гигиены, способ самопознания, шанс выиграть сражение со смертью и разгадать тайну, так как человек есть тайна.

Язык в произведениях Достоевского служит могучей творческой мысли писателя. Слово - это не только фундамент, первооснова, на которой строятся романы Достоевского, но и ключ к сердцу и разуму читателя. Достоевский считал, что слово есть великое дело, в нём сокрыта сила человеческого духа. Например, в записях к «Дневнику писателя» 1876 года он обращается к рассуждениям, связанным с глаголом «образить». Это слово Достоевский слышал от каторжан, оно его поразило: «образить человека», то есть придать ему образ, восстановить в человеке образ человеческий, «огуманить».

Нередко можно услышать: «Как сказал Достоевский, красота спасёт мир». Однако точных ссылок на источник почему-то не даётся или есть упоминание романа «Идиот», где эти слова используются в пересказе с явной насмешкой в адрес князя Мыш-кина. Только в рукописях этого романа есть фраза: «Мир красотой спасётся». В такой формулировке меняется тональность фразы и обретается её подлинный смысл. Если мир возьмёт в качестве духовного спасения Красоту, обустроенность, нравственное и эстетическое совершенство -он сам спасётся. В романе «Братья Карамазовы» ставится вопрос о глубоком кризисе русской культуры, о нарушении гармонии, целостности в обществе, где красота рассматривается в противоречии добру и морали [3]. Достоевского мучила проблема: может ли Красота склонять ко злу, будучи союзницей Добру? В Христианстве подлинная Красота неотделима от Истины и Добра. Человек стремится к Богу, совершенствуясь не только в познании истины и делании добра, но и в творении красоты. Не оттого человек служит добру, что боится Бога, а потому что любовь к Богу и

ближним есть радость и счастье, - считал Ф.М. Достоевский.

Подводя итог, следует отметить, что осмысление коренных вопросов бытия придаёт творениям Достоевского особую философскую напряжённость: стремление к развитию индивидуальности героев произведений нередко трансформируется в атеистическое своеволие, эгоизм, духовную деградацию. Противоречивость, непредсказуемость человеческой природы, существование в самом неприметном че-

двойных желаний и мыслей, соотнесение добра и зла в мире, влияние этих сил на судьбы человеческие, - вот, что волнует писателя. Ф.М. Достоевский помогает понять человека в его неоднозначности. Он уверен, что благородное и доброе в человеке не исключает в нем стремления ко злу. За месяц до смерти он сформулирует принцип гуманистического творчества: найти человека в человеке. Поэтому творчество Ф.М. Достоевского можно назвать философствованием экзистенциального типа, философией существования.

ловеке скрытых от него самого глубин,

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Эксмо, 2017. - 318 с.

2. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. - М.,1993. -171 с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 910 с.

4. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. - М., 1996. - 702 с.

5. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Сочинения в двух томах. Т. 1. - Томск: «Водолей», 1996. - 332 с.

SOME ASPECTS OF THE PHILOSOPHICAL HERITAGE OF F.M. DOSTOYEVSKY

L.A. Boyko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. Every great thinker has two lives: one is creativity unfolding within the framework of his existence, the second is the existence of his creative heritage, which is assimilated by different generations. At the dawn of the twentieth century, many philosophers perceived F.M. Dostoevsky as a teacher. In this article, an attempt was made to consider the influence of F.M. Dostoevsky's philosophical ideas on world literature, on Russian and Western European philosophical thought. F.M. Dostoevsky comprehended the problem of freedom of the human spirit, his moral essence, the choice between good and evil, which allows us to speak of the writer as the forerunner of the philosophy of existentialism.

Keywords: philosophical views of F.M. Dostoevsky, truth, goodness, freedom, beauty, polyphonism, philosophy of existence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.