106
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)
УДК 321.01
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
А.Р. Максютов, И.Ф. Сагитова
Проблема создания правового государства всегда имела как практическое, так и теоретическое значение. Государство, подчиненное нормам права и нравственности, являлось поводом для диспутов во все времена. Потому крайне важно понимать эволюцию концепций правового государства для устойчивого развития будущей государственности Российской Федерации. В этой связи в статье рассмотрены основные идеи правового государства Античности, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что представления о правовом государстве начали формироваться в Древнем мире под влиянием Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Гераклита и других философов. Концепты разумного государства периода Средневековья зародили идеи неотчуждаемости прав, разделения властей и конституционализма. Они были связаны с Ф. Аквинским, М. Па-дуанским, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Г. Гроцием. Концепции Нового и Новейшего времени, сосредоточенные вокруг Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Д. Дидро, явили миру формулы демократии, республики, главенства естественного права над позитивным.
Ключевые слова: правовое государство; государство; концепция; право; закон; демократия; права и свободы.
A.R. Maksyutov, I.F. Sagitova. SOME ASPECTS OF THE EVOLUTION OF THE CONCEPTS OF LEGAL STATEHOOD
The problem of creating a legal state has always had both practical and theoretical significance. The state, subordinated to the norms of law and morality, was a reason for disputes at all times. Therefore, it is extremely important to understand the evolution of the concepts of the rule of law for the sustainable development of the future statehood of the Russian Federation. In this regard, the article considers the main ideas of the legal state of Antiquity, the Middle Ages, Modern and Contemporary times. In the course of the study, the authors come to the conclusion that ideas about the rule of law began to form in the ancient world under the influence of Solon, Socrates, Plato, Aristotle, Heraclitus and other philosophers. The concepts of a reasonable state of the Middle Ages gave rise to the ideas of inalienability of rights, separation of powers and constitutionalism. They were associated with F. Aquinas, M. Padua, N. Machiavelli, T. Hobbes, G. Grotius. The concepts of New and Modern times, centered around J. Locke, J.-J. Rousseau, C. Montesquieu, I. Kant, D. Diderot, showed the world the formulas of democracy, the republic, the supremacy of natural law over positive.
Keywords: rule of law; state; concept; law; democracy; rights and freedoms.
В Древней Греции политика и понимание самого правового государства зачастую соотносились с конъюнктурой в полисе. Солон - афинский правитель и один из семи почитаемых мудрецов - провел ряд протоправовых реформ, направленных на либерализацию Афинского полиса. «Афинская полития» Аристотеля описывает Солона так: «Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой, издал законы и произвёл отмену долгов...» [1, с. 14]. Солон, по мнению Аристотеля, придал Аттике демократический характер.
Дальнейшими теоретиками идеального государства являлись Сократ, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и Цицерон. Первый выделил понятие «политическая добродетель».
Этот основной принцип сократовской этики стал решающим образом сказываться и на его политико-правовых взглядах.
Гераклит развивал идею единства полиса и законов. Он полагал, что народ должен сражаться за свои законы, а своеволие нужно гасить скорее, чем пожар. Под этим Гераклит предполагал верховенство закона.
Демокрит придерживался во многом ортодоксальной позиции в вопросах государства, права и осуществления власти, предпочитая зажиточной деспотии худо-бедную демократию.
Платон - теоретик идеи «верховенства права». Закон рассматривался им одним из методов искоренения разнообразия и достижения коллективного единства. Платон понимал, что
только правовое регулирование деятельности полиса способно формировать и развивать человеческие добродетели, сохраняя государственное устройство [13].
Аристотель являлся сторонником естественного права. Государственный строй, по мнению философа, является не демократией и не олигархией, а средним между ними - поли-тией. В понимании Аристотеля полития - форма общественного управления и лучшая форма государства.
М.Т. Цицерон - теоретик, разработавший модель античной концепции правового государства. Под правовым государством он понимал юридическое равенство субъектов правовых отношений. Мыслитель предположил: «Свобода - право на участие в политических процессах; закон же - высший разум, которому следует вверять свою свободу» [14, с. 94].
Ф. Аквинский в своих трудах соотнес концепцию Аристотеля с догмами Библии. Он разграничил тираническую форму правления от монархической, выдвинул собственную классификацию законов: высший - соответствующий справедливости, морали и разуму; естественный - основанный на природных потребностях; положительный - производный от естественного; закон-откровение - отраженный в Ветхом Завете и Новом Завете [12].
М. Падуанский определял в светском учении гражданскую общину как высшую форму взаимоотношения людей, условием существования которой являются законы. Схоласт отмечал, что законы должны создаваться теми, кто наполняет их особым справедливым смыслом. По мнению политического философа, на основах народовластия должно основываться и назначение на государственные чины должностных лиц [7].
Н. Макиавелли в трактате «Государь» отметил стержневые признаки доктрины современного правового государства: «...государю следует заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту...» [9]. Речь идёт о легитимности носителя власти и о взаимоотношении государства с гражданами. Н. Макиавелли разработал ряд положений для правильного управления государством: в основе государства - сохранность личности и незыблемость собственности; глава государства - корифей, не посягающий на права и свободы подданных.
Т. Гоббс впервые научно сформулировал идею правового позитивизма в трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Идеолог был непреклонным сторонником законности
естественного неотчуждаемого права. Он доказывал, что государство и право образованы волеизъявлением свободных и независимых индивидов, однако поддерживал безграничное самовластие суверена: неприкосновенность, ненаказуемость, сакральность носителя государственной власти. По мнению Т. Гоббса, правовая сила закона состоит в том, что он был принят по велению суверена - носителя абсолютной власти в государстве [3].
Г. Гроций отождествлял право и справедливость, утверждая, что право - «естественное предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым» [5, с. 226]. Те основы, которые заложил 400 лет назад Г. Гроций, например, в области международного права, не перестают действовать и на сегодняшний день.
Б. Спиноза придерживался мнения, что государство сильно только тогда, когда оно может гарантировать личности сохранение жизни и удовлетворение её интересов. В «Политическом трактате» философ проанализировал аристократическую, монархическую и демократическую формы правления, выделив такие признаки демократии, как верховное право граждан, равенство граждан, разумное сочетание элементов принуждения и свободы, общество, в котором гражданин вправе высказывать свои убеждения [4].
Вклад в развитие идей правового государства внес Дж. Локк, выделивший законодательную, исполнительную и судебную власти. По его мнению, в правильных государствах сами законотоворцы подпадают под действие тех законов, которые были ими созданы. Философ предположил, что право человека заключается в свободе мнения и выбора: «Каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания» [8, с. 86]. Также, по мнению Дж. Локка, все люди «могут работать или отдыхать, когда найдут нужным» [8, с. 86].
Идею народного суверенитета М. Паду-анского развивал Ж.-Ж. Руссо, который считал, что общая воля и личные свободы имеют правовой характер и укладываются в рамки естественного права, а суверенная власть является выражением общественного интереса в обеспечении исполнения естественных прав. В трактате «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо доходчиво изъяснил идею неотчуждаемости суверенитета: «...самым важным следствием из установленных выше принципов является то, что одна только общая воля может управлять силами государст-
108
вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4(50)
ва в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо...» [11, с. 19].
Ш. Монтескье утверждал, что разделение властей представляет собой систему сдержек и противовесов - фактор обеспечения политических прав и свобод граждан. В труде «О духе законов» он обосновал следующую мысль: свобода - это возможность делать всё, что не запрещено законом. Правовед также успел подвергнуть критике тезисы о власти и господстве Т. Гоббса: «Гоббс неправ, когда приписывает первобытным людям желание властвовать друг над другом... Она не может быть первой во времени идеей человека» [10, с. 10].
Согласно И. Канту гражданское правовое состояние основано на таких принципах, как свобода человека, равенство его с каждым другим как подданного, самостоятельность каждого члена общности [6]. И. Кант видел сущность правового государства в единстве права и нравственности, которым подчинена деятельность государства и граждан.
Д. Дидро правовую суть государства обосновал ее независимостью. Как считает философ, государственная власть основана на одобрении граждан, а правительство обязано предоставлять народу необходимые права. Люди частично передают государству свою независимость, потому они вправе требовать от государства исполнения собственных прав и свобод.
Вольтер считал важным в государстве не форму управления, а фундаментальные правовые начала, которые воплощаются с помощью форм управления. К.А. Гельвеций отмечал, что создание правового порядка - установка законодательных преобразований, за счет которых развивается государство.
Г.В.Ф. Гегель, исключая формальное толкование права и связывая идеи нравственности и моральности, понимал под правом нечто святое, потому что оно есть наличное бытие абсолютного понятия, самосознательной свободы. Он считал неверным разделение морального от правового, ведь всякая категория добродетели -это и есть право [2]. Г.В.Ф. Гегель, в отличие от марксистов, не отождествлял государство с аппаратом эксплуатации и принуждения, а бережно описывал ее как развитую систему свободы и права.
Немецкий юрист и представитель новой волны неопозитивизма Г. Еллинек придерживался мнения, что законы могут исполняться даже тогда, когда им свойственен антиправовой характер. Идея правового государства, по его словам, представляет собой модель государства, которая ограничена правом [15].
Влияние Г. Еллинека испытали многие деятели науки: Г. Харт, Дж. Роулс, Л. Фуллер, Р.М. Дворкин.
Таким образом, можно сказать, что представления о правовом государстве начали формироваться ещё в Древнем мире под влиянием Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Гераклита, Демокрита и Цицерона. Концепты разумного государства периода Средневековья зародили идеи неотчуждаемости прав, разделения властей и конституционализма и были связаны с Ф. Аквинским, М. Падуанским, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, К.А. Гельвецием, Г. Гегелем, Г. Еллинеком и др. Концепции Нового и Новейшего времени, сосредоточенные вокруг Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Д. Дидро и других философов, явили миру формулы демократии, республики, главенства естественного права над позитивным.
Список литературы
1. Аристотель. Афинская полития / пер. и примеч. С.И. Радцига. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 255 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1991. Т. 2. 590 с.
4. Голиков А.К.История политических учений: учеб. для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 383 с.
5. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладо-мир, 1994. 868 с.
6. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. 478 с.
7. Ключко Б.И. Законодатель в трактате Мар-силия Падуанского «Защитник мира» // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2015. № 2. C. 133-140.
8. Локк Дж. Опыт о веротерпимости. URL: https://www.library.ru/help/docs/n12094/lokkopyt. htm (дата обращения: 29.10.2022).
9. Макиавелли Н. Государь. URL: https://www. litres.ru/nikkolo-makiavelli/gosudar-123655/ (дата обращения: 29.10.2022).
10. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. 799 с.
11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. URL: https:// www.tivisbook.ru/files/File/Russo_O_dogovore.pdf (дата обращения: 29.10.2022).
12. Талянин В.В., Дмитриев В.К. Возникновение «образа» правового государства в поли-
тической мысли Средневековья и Возрождения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). C. 51-55.
13. ФатиховР.Ф. Формирование идеи правового государства в античной политической мысли // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-1. C. 179-182.
14. Цицерон М.Т. Диалоги о государстве. М.: Научно-издательский центр «Ладомир»: Наука, 1994. 222 с.
15. Чернов С.Н. Георг Еллинек о свойствах государственной власти и современные взгляды на суверенитет // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. С. 5-14.
References
1. Aristotel. Afinskaya politiya [Athenian polity] / per. i primech. S.I. Radtsiga. M.: Gosudarst-vennoye sotsialno-ekonomicheskoye izdatelstvo. 1937. 255 c.
2. Gegel G.V.F. Filosofiya prava [Philosophy of law]. M.: Mysl, 1990. 524 c.
3. Gobbs T. Leviafan, ili Materiya, forma i vlast gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo [Leviathan, or Matter, Form and Power of the Church and Civil State]. M.: Mysl, 1991. T. 2. 590 c.
4. Golikov A.K. Istoriya politicheskikh ucheniy [History of political doctrines]: ucheb. dlya vuzov. M.: Izdatelstvo Yurayt, 2020. 383 c.
5. Grotsiy G. O prave voyny i mira [On the right of war and peace]. M.: Ladomir.,1994. 868 c.
6. Kant I. O pogovorke «Mozhet byt, eto i ver-no v teorii, no ne goditsya dlya praktiki» [On the proverb «Maybe this is true in theory, but it is not suitable for practice»]. M.: Mysl, 1965. T. 4. Ch. 2. 478 s.
7. Klyuchko B.I. Zakonodatel v traktate Mar-siliya Paduanskogo «Zashchitnik mira» [Legislator in the treatise of Marsilius of Padua «Defender of
the World»] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. Istoriya. 2015. № 2. C. 133-140.
8. Lokk Dzh. Opyt o veroterpimosti [Experience about religious tolerance]. URL: https://www. library.ru/help/docs/n12094/lokkopyt.htm (data ob-rashcheniya: 29.10.2022).
9. Makiavelli N. Gosudar [Sovereign]. URL: https://www.litres.ru/nikkolo-makiavelli/gosu-dar-123655/ (data obrashcheniya: 29.10.2022).
10. Monteskye Sh.L. Izbrannyye proizvedeniya [Selected works]. M.: Gospolitizdat, 1955. 799 s.
11. Russo Zh.-Zh. Ob obshchestvennom dogov-ore ili printsipy politicheskogo prava [On the social contract or the principles of political law]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Russo_O_do-govore.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2022).
12. Talyanin V.V., Dmitriyev V.K. Vozniknoveni-ye «obraza» pravovogo gosudarstva v politiches-koy mysli Srednevekovia i Vozrozhdeniya [The emergence of the «image» of the rule of law in the political thought of the Middle Ages and the Renaissance] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta MVD Rossii. 2014. № 1 (61). C. 51-55.
13. Fatikhov R.F. Formirovaniye idei pravovogo gosudarstva v antichnoy politicheskoy mysli [Formation of the idea of a legal state in ancient political thought] // Gumanitarnyye. sotsialno-ekonomicheski-ye i obshchestvennyye nauki. 2014. № 5-1. C. 179182.
14. Tsitseron M.T. Dialogi o gosudarstve [State Dialogues]. M.: Nauchno-izdatelskiy tsentr «Ladomir»: Nauka, 1994. 222 c.
15. Chernov S.N. Georg Ellinek o svoystvakh gosudarstvennoy vlasti i sovremennyye vzglyady na suverenitet [Georg Jellinek on the properties of state power and modern views on sovereignty] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskiye nauki. 2004. S. 5-14.
МАКСЮТОВ Артур Ринатович - студент. Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологий. Россия. Нефтекамск. E-mail: maksyutovarthur@gmail. com.
САГИТОВА Ирина Фаритовна - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин. Нефтекамский филиал Уфимского университета науки и технологий. Россия. Нефтекамск. E-mail: [email protected].
MAKSYUTOV, Artur Rinatovich - Student. Neftekamsk branch of Ufa University of Science and Technology. Russia. Neftekamsk. E-mail: [email protected].
SAGITOVA, Irina Faritovna - Senior lecturer of the Department of Legal Disciplines. Neftekamsk branch of Ufa University of Science and Technology. Russia. Neftekamsk. E-mail: [email protected].