Вестник фармации № 1 (31) 2006 Е.Н.Тарасова, В.В.Кугач
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Витебский государственный медицинский университет
В статье обсуждается возрастающая роль ОТС-препаратов при самолечении. Также представлены проблемы безрецептурного отпуска лекарственных средств.
В настоящее время в мире существует тенденция, которая выражается в стремлении граждан брать на себя ответственность за сохранение собственного здоровья, принимая решения в отношении профилактики, определения и лечения заболеваний, в том числе - применения безрецептурных лекарственных средств по собственной инициативе. Развитие концепции ответственного самолечения призвано сыграть позитивную роль в предоставлении населению более доступных, качественных и дешевых медицинских услуг. Мировая практика показывает, что всестороннее информирование медицинского сообщества и населения о современных подходах к ответственному самолечению и внедрение соответствующих норм для безрецептурных лекарственных средств могут привести к сокращению расходов на здравоохранение и улучшению общего состояния здоровья населения [14].
Вполне закономерно, что в условиях формирования фармацевтического рынка и сектора самопомощи и самопрофилактики возрастает роль фармацевтического работника. Специалисту с фармацевтическим образованием все чаще приходится выполнять функции консультанта (ибо именно он является самым доступным специалистом для пациента) по вопросам грамотного использования лекарственных средств, изделий медицинского назначения, пара-фармацевтической продукции, а также пропаганды здорового образа жизни. О том, что фармацевтический работник игра-
ет все большую роль в системе самопомощи и самопрофилактики, свидетельствует целый ряд публикаций, как в нашей стране, так и за рубежом [1,9,10,14].
Говоря о роли аптеки и фармацевтических работников в системе самопомощи и самопрофилактики, включая безрецептурный отпуск лекарственных
средств, следует знать, насколько готов сегодняшний специалист фармацевтического профиля к новым требованиям. Проведенные исследования в НИИ фармации Минздрава России (1999 - 2000 г.г.) показали, что в настоящее время фармацевтические работники не всегда могут (готовы) ответственно подойти к вопросам безрецептурного отпуска лекарственных
средств, с тем, чтобы до минимума снизить риск от их применения: они не всегда располагают необходимым объемом знаний для оказания высококвалифицированных информационно-консультационных
услуг.
В этой связи к фармацевтическому работнику должны предъявляться совершенно новые требования, заключающиеся в знании и умении оказывать высокопрофессиональные информационно-консультационные услуги [12].
Специалисты ВОЗ, занимающиеся программной гарантией безопасности лекарственных средств, считают, что основным механизмом регуляции отпуска лекарственных средств во всем мире является экономический фактор (компенсация затраченных пациентом средств), но отнюдь не интересы рациональной фармакотерапии. Во многих регионах мира не хватает врачебного персонала, а законодательство, регулирующее отпуск лекарственных средств, несовершенно или отсутствует. Кроме того, стоимость визита к врачу и время, затрачиваемое на это, оказываются непосильными для многих пациентов. Поэтому самолечение может повысить доступ к лекарственным средствам и снизить расходы на здравоохранение [7]. Таким образом, следует отметить позитивные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики (таблица 1) [14].
В результате анализа данной проблемы в Российской Федерации пришли к
парадоксальному выводу: безрецептурный отпуск лекарственных средств имеет объективное и необходимое значение. Иначе говоря, жесткое регулирование отпуска лекарственных средств практически невозможно на современном этапе развития российского здравоохранения. Главным аргументом является то, что бесплатное
медицинское обеспечение для граждан России в текущее время возможно лишь частично. Подтверждением может служить емкость лекарственного рынка, которая в России составляет 4 млрд. долларов США (в Японии - 10 млрд., в Германии - 20 млрд. долларов) [15].
Таблица 1
Позитивные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики
Государство Врачи Фармацевтические работники Потребитель (индивидуум)
1. Уменьшение расходов на здравоохранение 1. Высвобождение времени для тех, кто в этом нуждается 1. Увеличение объемов продаж ЛС, изделий медицинского назначения (ИМН), биологически активных добавок (БАД), парафармацев-тической продукции 1. Экономия времени, которое необходимо затратить на посещение врача, следовательно, увеличение контактов с фармацевтическим работником
2. Снижение трудопотерь от легких недомоганий 2. Общение с более подготовленным пациентом 2. Увеличение контактов с потребителями, большая вероятность свершения покупок 2. Повышение общего образовательного уровня
3. Общение с более подготовленным пациентом 3. Расширение прав и повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье своих родных и близких
4. Возрастающая роль (имидж профессии), увеличение возможностей, расширение границ специализации. Объективная необходимость расширения номенклатуры фармацевтических специальностей и должностей
Пациент рассматривает в качестве серьезной болезни только острые инфекционные и травматические повреждения, в то время как внимание к серьезным неинфекционным и нетравматическим заболеваниям у него катастрофически ослаблено. Поэтому неудивительно, что уровень смертности от болезней в России в 7 - 8 раз превосходит таковой в развитых странах.
В условиях сверхзагруженности медицины (российский врач принимает в поликлинике десятки пациентов в день, причем на прием одного больного отводится всего 10 - 15 мин.), качество диагностиче-
ского и клинико-фармакотерапевтического процесса ставится под сомнение.
Самолечение в реалиях современной жизни России и низкой материальной обеспеченности населения является естественным (стихийным) процессом и носит характер компенсаторного явления по отношению к недостаточности государственного обеспечения населения лекарственными средствами. Создавшаяся ситуация с массовым безрецептурным отпуском лекарственных средств заключает в себе явную опасность неправильного и неосторожного применения лекарственных
средств и, следовательно, прямую угрозу здоровья каждого жителя России.
Как показывают исследования, во всех развитых странах фармацевтический работник - самый доступный специалист системы медицинского обеспечения. Именно в его компетенцию входит принятие решения, в каком случае посетителя аптеки нужно отправить к врачу, а в каком случае можно проводить самолечение [14].
Фармацевтические работники Латвии, ориентируясь на общепринятые стандарты здравоохранения в странах ЕС, определили государственным постановлением требования к фармацевтическому обеспечению, а именно провизор должен:
• являться дистрибьютором лекарственных средств и других медицинских товаров;
• предоставлять фармакотерапевтиче-ские консультации;
• контролировать применение лекарственных средств;
• обеспечивать наблюдение за побочными эффектами, которые могут проявляться при применении лекарственных средств;
• проводить пропаганду здорового образа жизни и профилактики заболеваний на основе интересов потребителей.
Применительно к решению проблемы в России предложены следующие дополнительные направления деятельности:
• оптимизация информационного обеспечения рабочего места фармацевтического работника в торговом зале (обеспеченность справочной литературой, оснащенность персональным компьютером и возможность информационного поиска в электронной базе данных);
• организация регулярных занятий с приглашением специалистов по клинической фармакологии для повышения квалификации работников, чтобы впоследствии они смогли консультировать посетителей аптеки по вопросам рациональной фармакотерапии (правильного выбора, эффективного и безопасного применения лекарственных средств);
• приглашение врачей, имеющих опыт в сфере клинической фармакологии, для
консультирования больных в условиях аптеки.
Как правильно подмечает известный в биоэтике специалист Darryl Macer, современный фармацевтический работник (в случае отпуска безрецептурных лекарственных средств) оказывается “привратником” - “сторожем у входа” в медицинскую систему в целом, информируя пациентов в процессе их обслуживания [15].
Современный этап экономического развития Украины обозначен формированием новых рыночных отношений хозяйствования и управления, реструктуризацией фармацевтических предприятий и аптечных учреждений, повышением требований к качеству лекарственного обеспечения населения. Важнейшая глобальная проблема качества фармацевтических услуг определяется во многом эффективностью регулирования рецептурного и безрецептурного отпуска лекарственных средств.
Аптека всегда совмещала коммерческую деятельность с социальными функциями, однако в условиях повышенной коммерциализации системы здравоохранения и фармации на первый план выходят именно коммерческие интересы в ущерб интересам пациента. Такой подход не отвечает требованиям времени, и, прежде всего, положениям надлежащей аптечной практики (GPP). В Украине система компенсаций стоимости лекарственных средств развита очень слабо. Уровень компенсации населению составляет 13 - 15%, а в странах ЕС - 75 - 90%. Даже те категории потребителей, которые имеют право на льготы, не всегда могут воспользоваться своим правом в связи с недостаточным финансированием системы здравоохранения. Стало нормой, к сожалению, когда провизоры получают список лекарственных средств, рекомендованных врачом, на листке бумаги или из уст самого больного и подбирают наиболее дешевые или престижные из доступных лекарственных средств, забыв о биодоступности, схемах лечения, противопоказаниях, зачастую ориентируясь исключительно на экономические факторы, что постепенно превращает аптеку в обычный магазин.
Проблема безопасности лекарственных средств является актуальной во всем мире. Учитывая основные положения концепции ответственного самолечения, подробные рекомендации должен получать пациент от провизора при покупке ОТС-препарата (OTC - over-the-counter, т.е. безрецептурное лекарственное средство). На практике ситуация выглядит иначе. Сложности обусловлены тем, что в настоящий момент без рецепта отпускаются не только ОТС-препараты, но и рецептурные.
Сегодняшняя реальность - это множество больных, осаждающих аптечных работников вопросами о дозировках, порядке приема, побочных действиях лекарственных средств [10].
В Польше в последнее десятилетие изменилось законодательство, что привело к установлению прозрачных и понятных правил игры для всех участников рынка. Стандартизация и гармонизация законодательства с требованиями ЕС привели к оптимизации регуляторной политики в сфере регистрации и дистрибьюции лекарственных средств. Был упрощен процесс отнесения лекарственных средств к категории безрецептурных (ОТС) и четко описаны требования, предъявляемые к их рекламе.
В настоящее время в Польше на первом месте среди безрецептурных лекарственных средств находятся витамины и минеральные добавки; на втором - про-тивопростудные и жаропонижающие средства; на третьем - болеутоляющие средства. Сравнительно низкий в денежном выражении объем сегмента болеутоляющих средств обусловлен преобладанием в его структуре продукций местных производителей низкого ценового диапазона. Максимальными показателями роста характеризуется категория успокаивающих и снотворных средств.
Дистрибьюция безрецептурных лекарственных средств осуществляется преимущественно через аптеки, что обусловлено покупательскими предпочтениями и законами, регулирующими дистрибьюцию лекарственных средств. Но перечень разрешенных к отпуску через внеаптечные каналы безрецептурных лекарственных средств постепенно увеличивается.
Так, в период с 2001 по 2004 г. объем продаж ОТС-препаратов через внеап-течную сеть увеличился больше, чем на 35%. Основным фактором, повлиявшим на это, явилось развитие новых форматов розничной торговли товарами повседневного спроса (универсамы, супер- и гипермаркеты). Нельзя отрицать в этом процессе и большую роль рекламы лекарственных средств.
Законодательно определено, что продажа ОТС-препаратов возможна только в специально оборудованных для продажи лекарственных средств отделах супермаркетов, находящихся отдельно от мест продажи других товаров повседневного спроса. Структура продаж через внеаптечные каналы несколько отличается от структуры продаж ОТС-препаратов в целом. 78% объема продаж принадлежит болеутоляющим средствам. Группа витаминов и минеральных добавок является второй по величине и занимает 13%. Третье место принадлежит лекарственным средствам, влияющим на пищеварительную систему (4,5%).
Несмотря на рост доли продаж безрецептурных лекарственных средств через внеаптечные точки, они остаются достаточно низкими и составляют всего 8% всех продаж ОТС-препаратов (для сравнения: в странах Западной Европы этот показатель достигает 30%).
Эксперты прогнозируют, что благодаря упрощению процедуры регистрации и увеличению количеств выводимых на рынок новых лекарственных средств объем польского рынка безрецептурных лекарственных средств в ближайшие годы будет увеличиваться. Также положительное влияние на динамику фармацевтического рынка окажут увеличение количества потенциальных потребителей (что связано со старением нации) и повышение уровня доходов населения. Объем рынка в денежном выражении будет увеличиваться, в том числе за счет подорожания лекарственных средств и изменения потребительских предпочтений в сторону активно промон-тируемых дорогих ОТС-брэндов [13].
Законодательством Великобритании определены и четко соблюдаются требова-
ния по безрецептурному отпуску лекарственных средств, а также выверяются все рецепты на соответствие установленным требованиям. Официальное разделение лекарственных средств в Великобритании предполагает три группы:
• так называемые GSL (General Sales
List), или перечень общей продажи, т.е. ОТС-препараты. В эту категорию лекарственных средств входят малые упаковки анальгетиков, содержащие кислоту ацетилсалициловую/параце-
тамол (25 таблеток), большая часть ан-тацидов, простые микстуры от кашля, антисептики, леденцы для устранения симптомов фарингита и др.;
• Pharmacy medicines, т.е. лекарственные средства, отпускаемые без рецепта, но под контролем провизора;
• POM (prescription only medicines), что означает лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту.
Безрецептурные лекарственные средства включены в первые две группы и составляют 30% от всех лекарственных средств. Препараты GSL разрешены к реализации как в аптеке, так и в других местах, включая супермаркеты. Остальные должны отпускаться только из аптек, поскольку их отпуск предполагает рекомендации провизора, проверку возможных взаимодействий лекарственного средства и
- в случае РОМ - наличие рецепта [8,10,13].
В США в большинстве штатов чрезвычайно жесткие ограничения на продажу лекарственных средств без рецепта. Не только психотропные средства и антибиотики, но и большинство сульфаниламидных, сердечно-сосудистых препаратов, лекарственных средств, используемых в педиатрической практике, можно приобрести только по рецепту врача. Фармацевтам запрещено консультировать пациента по данной группе лекарственных средств -эта прерогатива отдана врачам.
Нужно учитывать особенность американского общества: принятые там законы исполняются большинством граждан. И если уж какое-то лекарственное средство можно приобрести только по рецепту, то
не стоит тратить время на поиск аптеки, где его отпустят просто так.
В типичной американской аптеке в зале для посетителей в свободном доступе находятся полки с безрецептурными лекарственными средствами и с сопутствующими товарами: игрушками, сувенирами, поздравительными открытками и т. п. Рецептурные лекарственные средства размещаются всего на нескольких полках, расположенных за отгороженным прилавком рабочим местом фармацевта. Но редко кто ходит в аптеку специально за безрецептурными лекарственными средствами, т.к. их можно приобрести в любом супермаркете. Доля безрецептурных продаж не превышает 10%. Основной доход аптека получает от продаж рецептурных лекарственных средств. В среднюю аптеку ежедневно поступает 100 рецептов. В крупные аптеки, зачастую входящие в структуру аптечных сетей, поступает около 600 рецептов ежедневно.
Сердце аптеки - ее компьютерная система. В компьютере о каждом пациен-те-покупателе содержатся сведения, какие лекарственные средства он приобретал ранее и какие принимает в настоящее время, на основании чего выдается заключение о предполагаемом взаимодействии с вновь выписанными лекарственными средствами. Таким образом, можно предупредить пациента и о возможном взаимодействии между принимаемыми им рецептурными лекарственными средствами и безрецептурными, которые пациент приобретает.
Компьютер выдает инструкцию о выписанном средстве и печатает специальную этикетку с наименованием лекарственного средства, именем пациента, врача и т. п., приклеиваемую на индивидуальный контейнер, в который помещаются таблетки, предназначенные для пациента.
На безрецептурные лекарственные средства розничная торговая наценка не лимитирована.
Штат небольшой аптеки состоит из одного фармацевта (специалиста с высшим образованием) и 2 - 3 технических работников. В обязанности фармацевта входит отвечать на все интересующие покупателя вопросы относительно прописанных ле-
карственных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодействий принимаемых пациентом лекарственных средств. Это неудивительно, поскольку пациенты приобретают лекарственные средства в одной аптеке, и, как было сказано, на каждого из них в компьютере имеется свой файл. Работа фармацевта довольно напряженная, т. к. ему приходится внимательно выслушивать и консультировать покупателей, в том числе и по телефону, причем делать это не формально, а с выражением искреннего участия и озабоченности по поводу каждого обращения. Помимо этого, в течение всего дня он работает с компьютером, фасует таблетки в индивидуальные контейнеры, составляет ежедневную заявку на лекарственные средства и делает многое другое.
Многие аптеки для повышения качества обслуживания населения выполняют дополнительные медицинские услуги: прививки против гриппа, биохимические анализы (например, определение уровня холестерина), дают консультации по диетическому питанию и др. [6,10].
В Австралии лекарственные средства относятся к той или иной категории отпуска в соответствии с рекомендациями Национального австралийского комитета по систематизации лекарственных средств и ядов (Australian National Drugs and Poisons Schedule Committee - NDPSC). Категории отпуска подробно описаны в Стандарте для единой систематизации лекарственных средств и ядов (Standard for the Uniform Sheduling of Drugs and Poisons -SUSDP):
• Категория безрецептурного отпуска без ограничений - продажа через аптеки или общую торговую сеть, самостоятельный выбор покупателями, разрешено прямое рекламирование для потребителя.
• S2 - реализация через аптеки с отчасти самостоятельным выбором (для безопасного применения лекарственного средства может понадобиться совет провизора или иного лица, имеющего соответствующую лицензию), размещение на витрине аптеки, разрешено
прямое рекламирование для потребителя. Рецепт не выписывается.
• Б3 - отпускаются провизором с соответствующими разъяснениями, однако могут отпускаться без рецепта, рекламирование ограничено, размещение за прилавком аптеки.
• Б4 - отпускаются через аптечную сеть только по рецепту, прямое рекламирование для потребителей не разрешено.
• Б 8 - лекарственные средства особого учета и контроля (могут приводить к злоупотреблению, вызывать психологическую и физическую зависимость), отпускаются только по рецепту врача, хранятся в аптеке в закрытом хранилище [5].
В соответствии с Испанским законодательством, лекарственные средства классифицируются следующим образом:
• Лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту;
• Безрецептурные лекарственные средства:
^ Категории ЕБР (ЕвреааНёаёеБ Баг-тасеийсаБ РиЬНскапаБ), к которой относятся лекарственные средства безрецептурного отпуска, применяемые исключительно для самолечения, затраты на приобретение этих препаратов не возмещаются, рекламирование для потребителя разрешено во всех масс-медиа; Категория поп-ЕБР могут отпускаться как по рецепту врача, так и без рецепта в аптеках, рекламирование для потребителей лекарственных средств со статусом поп-ЕБР запрещено, в отдельных случаях затраты на приобретение этих лекарственных средств возмещается системой социального страхования [3].
Во Франции:
1) Рецептурные лекарственные средства:
а) ЛС, включенные в перечень ядовитых веществ;
б) ЛС, включенные в перечень наркотических препаратов;
в) ЛС, ограниченно выписываемые, в основном для больниц;
Лекарственные средства безрецептурного отпуска:
а) ЛС с возвращаемой стоимостью (по льготным и бесплатным рецептам);
б) Продукты для самолечения;
2) Растительные лекарственные средства (ЛС, содержащие целые растения или экстракты растений);
3) Гомеопатические лекарственные средства (при наличии определенных медицинских показаний);
4) Витамины и минералы для профилактики и лечения заболеваний; отпуск только из аптек [8].
В Чехии:
1) Лекарственные средства:
а) Отпускаемые только по рецепту;
б) Рецептурные ЛС, разрешенные для безрецептурного отпуска;
в) ЛС, разрешенные для продажи не в аптеках;
2) Гомеопатические лекарственные средства (в основном рецептурные);
3) Растительные лекарственные средства (регистрация в качестве ЛС зависит от состава);
4) Витамины и/или минералы: ЛС, если их содержание в препарате превышает рекомендуемую дневную дозу и/или имеются медицинские показания [8].
В Индии доступ к большинству имеющихся лекарственных средств невероятно упрощен и, в конечном счете, определяется покупательной способностью клиентов [10].
Перечень лекарственных средств, разрешенных для самолечения, может существенно отличаться в различных странах в зависимости от существующих систем здравоохранения и социально-
экономических условий. В соответствии с Директивой Совета ЕС 92/26/ЕЕС (в настоящее время вошла в Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6 ноября 2001г. “О своде законов Европейского Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека”) все лекарственные средства доступны без рецепта, если они не подпадут под определенные критерии, которые служат основанием для отнесения лекарст-
венного средства к категории отпускаемых только по рецепту.
Тем не менее, несмотря на введение в действие положений Директивы Совета ЕС 92/26/ЕЕС, во многих государствах, национальные уполномоченные органы продолжают использовать различные подходы при отнесении лекарственных средств к определенной категории отпуска. Таким образом, некоторые лекарственные средства могут относиться к категории отпускаемых только по рецепту в одном государстве, в то время как они относятся к категории отпускаемых без рецепта в других (таблица 2) [11,12,16].
Представляет интерес отпуск анальгетиков. Так, ни в одной стране ЕС мета-мизол натрия не относится к категории лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, а в Республике Беларусь и в России в соответствии с их регламентами [11,12] он включен в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Комбинированные препараты, содержащие небольшое количество кодеина и дигидрокодеина (чаще всего не более 10 - 20 мг в единице дозирования (за исключением дигидрокодеина в Финляндии)), относятся к категории безрецептурного отпуска; в Республике Беларусь данные лекарственные средства отпускаются по рецепту.
Анализ литературных данных по безрецептурному отпуску в некоторых странах ЕС свидетельствует о том, что в отношении широко применяемых безрецептурных анальгетиков и лекарственных средств для лечения симптомов простуды и гриппа разовая эффективная доза парацетамола составляет 1 г, а не 0,2 или 0,5, как это было принято в Советском Союзе. Эффективная суточная доза парацетамола в странах ЕС - не ниже 2 г, а в большинстве случаев равна 4 г. Разовая доза ибупро-фена в лекарственных средствах для безрецептурного отпуска - 0,4 г, в лекарственных формах с контролируемым высвобождением активного вещества - 0,6 г [2].
В этой связи фармацевтическая группа Европейского Союза отмечает роль фармацевтического работника как главного источника достоверной и доступной для пациента информации. Фармацевтические
работники, безусловно, являются профессионалами, более других знающими о лекарственных средствах, их действии, побочных эффектах, правилах применения. К сожалению, они не всегда доносят эту информацию для пациента во всей ее полноте. В то же время пациенты стремятся уча-
ствовать в принятии решений, связанных с их лечением. Им необходимо как можно больше информации по вопросам здоровья и назначения рецептурных лекарственных средств.
Таблица 2
Правила отпуска некоторых лекарственных средств в различных странах
Наименование ЛС Рос- сия Австрия Фран- ция Герма- ния Ита- лия Испа- ния Нидер- ланды Вели- коб- рита- ния Рес- пуб- лика Бела- русь
Ацикловир (наружно) ОТС ОТС с 1994 ОТС с 1997 ОТС с 1992 Rx ОТС ОТС с 1996 ОТС с 1993 ОТС
Клотрима-зол (per vagina) ОТС ОТС с 2003 ОТС ОТС Rx Rx Rx ОТС ОТС
Цимети- дин Rx ОТС в дозе менее 200 мг ОТС с 1997 Rx ОТС с 1993 ОТС с 1996 ОТС с 1996 ОТС с 1994 Rx
Фамоти- дин ОТС 10 мг Rx ОТС с 1996 ОТС с 1999 ОТС -только 10 мг ОТС с 1996 ОТС с 1996 ОТС с 1994 Rx
Ранитидин ОТС ОТС в дозе менее 75 мг ОТС с 1997 ОТС с 1999 Rx ОТС с 199В ОТС с 1996 ОТС с 1994 ОТС -только 75 мг
Кетопро-фен (перорально и/или наружно) ОТС (на- руж- но) ОТС ОТС с 1996 ОТС с 199В ОТС Rx ОТС с 1996 ОТС с 1993 ОТС (на- руж- но)
Примечание: ОТС - лекарственные средства безрецептурного отпуска, Ях - лекарственные средства рецептурного отпуска.
Информация о лекарственных средствах сегодня общедоступна (прежде всего, благодаря рекламе и Интернету), однако далеко не всегда достоверна. В этой связи одной из важных задач для аптечного работника является обеспечение пациентов качественной информацией, продвижение среди них концепции рационального использования лекарственных средств. Фармацевтический работник остается ключевой фигурой, обеспечивающей грамотный выбор лекарственных средств при самопомощи. Обслуживая пациента, фармацевтический работник предлагает безрецептурное лекарственное средство, будучи уверенным, что оно не обладает тератогенным, мутагенным, канцерогенным действием, не оказывает отрицательного влияния на кровь, печень, почки, сердечную деятельность [4].
Действующие в настоящее время в Республике Беларусь регламенты о безрецептурном отпуске лекарственных средств подтверждают факт самолечения среди населения. В этой связи необходимы мероприятия, которые позволят управлять данной ситуацией и держать ее под профессиональным контролем.
Изучив состояние нормативноправовой базы безрецептурного отпуска лекарственных средств в Республике Беларусь, фармакотерапевтические группы и ассортимент лекарственных средств безрецептурного отпуска, применяемых населением при самолечении, а также необходимость уменьшения риска бесконтрольного их применения, мы приходим к выводу, что следует признать действующую нормативно-правовую базу в Республике Беларусь в данной сфере недостаточной и не позволяющей обеспечить надежную защиту прав потребителей лекарственных средств и фармацевтического работника.
Назрела настоятельная необходимость в разработке критериев отнесения лекарственных средств к безрецептурному отпуску и документов, регламентирующих этот отпуск.
Реализация поставленных задач позволит более четко регулировать процесс самопомощи, будет способствовать рациональному применению лекарственных
средств и совершенствованию системы реализации.
SUMMARY
E.N.Tarasova, V.V.Kugach.
SOME ASPECTS OF DISPENSING NONPRESCRIPTION MEDICINES The increasing role of the OTC drugs in the health care are discussed. The problems of dispensing nonprescription medicines are submitted.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годовальников Г.В. К вопросу разработки концепции самолечения// Материалы седьмого съезда фармацевтов Республики Беларусь «Фармация XXI века». - Витебск, 2004. - С.25 - 28.
2. Категории отпуска лекарственных средств// Еженедельник Аптека. - 2002. -№12 (http://www.apteka.ua).
3. Классификация некоторых активных ингредиентов по категориям отпуска в странах Европейского Союза и других странах мирового сообщества// Еженедельник Аптека. - 2002. - №10 (333) (http://www.apteka.ua).
4. Колесникова Н. Безрецептурный отпуск лекарственных средств и самолечение в контексте Надлежащей аптечной практики// Казахстанский Фармацевтический Вестник. - 2005. - №14 (234).
5. Мельникова Е. Фармпанорама: Аптеки Австралии// Фармацевтический вестник. - 2002. - №17 (256) (http://www. pharmvestnik.ru).
6. Мирошник О.А. Американская аптека: взгляд со стороны// Медицинская газета. - 1998. - №31 (http://www. biomedser-vice.ru).
7. Мошкова Л.В. Прогресс науки и фармации// Фармацевтический вестник. -
2000. - №43 (194). - С.10 - 11.
8. Мошкова Л.В., Коржавых Э.А., Федина Е.А., Саутникова Н.Л. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики.
- М.: МЦФЭР, 2001. - 313 с.
9. Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых государствах. Руко-
водство по разработке и внедрению новых стандартов// Провизор. - 2002 (кйр://’^^^ provizor.ru).
10. Немченко А. С., Котвицкая А. А. Экспертная оценка состояния рецептурного отпуска в Украине. (http://www.provi-zor.ru).
11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 января 2006 г. №1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 13 мая 2005 г. №11».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача».
13. Труханова Н. На английский манер// Вести от Протека. - 2005. - №11 (75) (http://www.biomedservice.ru). .
14. Федина Е. А. О необходимости
подготовки провизора-консультанта (в
системе самопомощи и самопрофилактики здравоохранения России)// Новая Аптека. -
2001. - №9 (http://www.nov-ap.ru).
15. Хруцкая О.А., Хруцкий К.С. Безрецептурный отпуск лекарств: состояния и перспективы// Фармация. - 2005. -№2. - С.15 - 17.
16. AESGP/WSMI (24 October, 2005) (http://www.wsmi.org).