Научная статья на тему 'Некоторые аспекты архетипического в представлении о чае у китайцев'

Некоторые аспекты архетипического в представлении о чае у китайцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЧАЯ / АРХЕТИП / АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / МИФ / TEA CULTURE / ARCHETYPE / ARCHETYPAL IMAGE / MYTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Готлиб Дмитрий Олегович

В статье рассматриваются некоторые аспекты архетипического в китайской культуре чая через анализ мифов о происхождении чая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses some aspects of Chinese culture, archetypal presentation of tea through the analysis of myths about the origin of tea.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты архетипического в представлении о чае у китайцев»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 811.58 ББК 81.711

Д.О. Готлиб

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АРХЕТИПИЧЕСКОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЧАЕ У КИТАЙЦЕВ

В статье рассматриваются некоторые аспекты архетипического в китайской культуре чая через анализ мифов о происхождении чая.

Ключевые слова: культура чая; архетип; архетипический образ; миф.

D. Gotlib

SOME ASPECTS OF THE ARCHETYPAL REPRESENTATION IN THE CHINESE CULTURE OF TEA

This article discusses some aspects of Chinese culture, archetypal presentation of tea through the analysis of myths about the origin of tea.

Keywords: tea culture; archetype, archetypal image, myth

Культура чая, несомненно, занимает весьма значительное место в китайской этнокультуре. Оставляя в стороне бесконечно дискуссионный в силу невозможности его разрешения вопрос о происхождении этого напитка, - Индия, Непал или Китай - мы обратимся к мифологии чая. Предметом нашего анализа при этом станет архетипическая составляющая этих мифов, что, как нам представляется, может несколько по-иному осветить статус этого фрагмента этнической и национальной культур.

Понятие архетипа, восходящее к взглядам Блаженного Августина, стало одним из основных понятий в метасистеме К. Юнга, которая понимается как «коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок» [Юнг, 1997, с. 79].

Анализируя понятие архетипа, С.С. Аверинцев выстраивает широкую систему культурного архетипического, вводя в него и субпонятие «этнокультур-

© Готлиб Д.О., 2014

-^dsniMpj иохэвн HiqasHhHdoM иэ mrSti и Al/oa снХТпкпия а иквпА 'iMOl/Kd олэшэос!

оломи!/ кчхэик эих^з кчхип ккЬ1 Al/oa чхихкпим шшквн шКкэ ‘шшгеевмис!п олэ чэкАниаоц ifBandn ш чэикиаонвхэо doat1 олэ и dox^dsniMH ^axod^l/Aooj олэ -ояэ шийшгаскЗп ш人ннэквЫо кв1пээоп ‘рмэнЬ1 рмишэи гй^жвн^о ‘oimreli^dn оц

мнийи^эк и вахэикеох оломэчкээ ихэвкдо а кинкэй1 эимикэа эил -онк K〇x9^aiq〇HnHdn Акэ 'ш^нэлэк шчннэкэиьолонк онэвклоз ^dog^H ojoxodox -^dsniMH ojodoxa и ojoadsn и HSiraxHaBxol/sdn хмнжокеоа ей hhI/o - н^н нещ

(ЗЭХЖ(ЗВХ ИИМЭЭЬИЛ01Г〇фиК ОНЧ1ГЭХ

-иьопгмэи хиэон HxdsKqooa иохе Hl/sdo qxooHHSiraBxol/sdn хи 4( е н ot1 аа ПАХ -JXX КЭ иихэвни,п, ot1 l/OHdsn а эТпэ кэхэвьэкхо xiqdoxox килокофик

aodox^dsniMH чхкп и ^dox^dsniMH ndx ишэ и 'онхээаеи ж>[ •(篇批)нещ -(軍三)я〇(Зсхшс1э1ши хшшэаьээжод xsdi ей KimohI/o кэ1_эвшчэипис1п эиичс!я -хо олэ и е н ot1 j i<nz я xmcImxo шчд мохипвн жм тъ '(HHirel/sdn ohobitj〇3

кинвэипо 'KHHSiraBxol/sdn 'кинэкшмк оломээьинхе аодоэ -опэ хиТпХУэа ей ojohI/o эахээьвм a qx^andi^moBd онжок олэ 'охээк эончкэхиь -вне вкчээа аэйивхим э<ЗАхч1гАм а хэвкинве фик охь 'чхихэкхо онж^н BireaodHe -илокофик оннох^хоо!/ и ХЭ1Г 〇〇〇5 ихьотт хэвамхиьэвн эвхи>[ а квь BdAx4irA)j

aoeedgo химээьипихэхс!^ HMBHendn esdsh квь HodAxqirAx о эмннвекаэ 'мфик эимэивхим 9i4dox〇M9H KsAdHeHifBHBodn мк 4фик кэхэккак впихэхс!^ оломээьинхе KSHHSiraKodn кмнаонэо охь 4ojox ей Kl/oxopj

dV 9I4d〇XOM9H

и ми(3вхз 'монэдэ^ "пэх〇 4чхвр\[ 'обкину ^кину 'чнэх Hsira^xol/sdn онычдо xiqdoxox dog^H 'iqeBdgo эимэн a KOxoiAdHlisodn 'онхээаеи жм 'iqnHxsxdy

[Ш э

'0861 'astiHHdsay] Bl/odBH iqgql/Ao H〇M〇9hHdox〇H и ^axoshdoax олоннэахээжо^Ах 'KHHsdeeoaodHK ихэоннэдоэо диТпотктгдТ/дДтто woeedgo кмннэахээТпАэ 41чпихэхс1в эмюЗАхчкАмонхе иоаэ xoiAdHHHiM〇li, sdAxqirAx иончквноийвн ио^жвм а» 'имнэьА хэвхиьэ жм 4кохе nd]j «ихэонхэокэй иошЗАхчкАм жм вэонхе вахэиоаэ эиТпшшвкопоаонэо эиТпшккпэсЗже и эиТпшвжвсЗма 4ихэонаохА,п, иончквноий -вн гшгехэнсш ц〇9〇э ино ‘иинэкявхэ^эс!!! 〇J3 g .«пшэхс^ цгш

•BKeHl/l/Ag

-нэе!/ - i4HHdxxoli, ионеоиликэс! иохе иахэа иомэивхим 9HH^aodHiMdo$ 'эинваивх -имо олэ 4ивхи>[ а вкеи^Ад iM9HH9a〇HMHH〇dn oindoxon хэМиеилокофик вн〇 кин -эЬ^жохэискЗп Kirt1 шмвн квигея свЬ1нэлэ1Г квПкнК^эхгэ

•квйюгеяиынгесЬо и кв1погес1ижоп ‘квПюгешчютлскЗп и хкииядо хиоаэ а квТпшваимэихэ 4книлод-чхвр\[ (квнмс1р\[) квнкэх 'иэ^ош хээа эиТпк^ом и (Зюм эиТпшвхип ‘Kittfodol/oirQ иншод :di«M 1_Э1яшвс1пет и хэвяижсЬЬ^ чхэсжшэ -эка квТпошкэч.доээа кчь 4чхвр\[ квнээдэн эинэ^жос! шшзШ 4к1гкэ£-чхвр\[

-iqxAgndxB 〇jg инеиж кэинваос!в11, 'KSHHS^odon о 'олээа sli^sdn 'нвекаэ ndsx -вр\[ e^dgo Btid^xo ojodl/Aj^ и HdsxBp\[ Me^dgo HlnAondn xAl/Ag инэпэхэ иэшчкод а иэ ox 4оломээьипихэхс1в Awendn чеоамэ вд шн МАлиф qx^andiBKOOBd икэд

шъ xkbcIm хихе а хшваиПгесЗма икэхиж эмнхээк don хэх 3 Al/oioa -on хи BifBOodgeBd и нккээ хмнивь qxodoj вккеа вд шн ^^JOX чхижма OHl/Adx чнэьо xsl/Ag KKl/onr иТпокоп ээ еэд охь 4В1Гкноп и jAd^oa чэвкАнккло вно 4Ad〇j ш qoHma^dgoea 4〇н ээа ш иомМ аАнхвк 'шшИ и кэоаэ о иивкА!/ эн

siqdoxoM 'иэ^сяк эикэмкошэк ш вд шн ^OBirnl/dsooBd 〇Hm^dx3 икваис! -ваолА ин хи жм 'эхэаоэ кэТпдо а кихэвьА qx^KHHHdn икэхохве эн внэкэкп эмс! -охомэн 'ожн^о HKBl/odBH икмневс! А^жэк HxooaHirl/saBdno on HHdoxnddsx чхик -sl/on В1гишэс1 и 'сяккэе и одэн тглШ£〇о вно 'ш^нэлэк онэвклоэ ихэонаэс111, иомэ -ивхим aodox^dsniMH хмшЗв^нэлэк ноэхнвп а хи^оха нещ и жм 4эж жх ев<3 -до эд ШН HSliHHqirgxHl/odBdn иомикэа о нвекаэ фик ииТпогАтгдтгз

«кийиАхни и кА 'qxoodl/AiM

4эинэс1вео 4эинэ1ГШ1чкевс1 'эинвне» HlnAondn Ae^dgo Акохе 4шн〇{ д олошэ шш -око оп 4ох 4вПс1вхэ ojodl/Aj^ ики 4вПс1вхэ кэхэвэвм ох^ шчхэвка 'KSHireaodHHHiM -оЬ1 'ихэонникАмэвк И01ГИЭ иомээьипихэхс!^ о 'олээа 9^sdn 'нвекаэ вйх〇 e^dgo мис1вхз и йэх〇 :хи1пшк1гавхэоэ хмньипихэхс!^ эа!/ 'KOxsKiraBxol/sdn шн жм 4кэхш -вхэьоэ 4вмхипвн жм квь KirsxBaiqdMxooadsn эахээьвм а нещ se^dgo д

Пэ!〇» oitri。它нКн

нещ Innaeodn хмннэкэиьолонк ей khhI/o pj ивь xmcImxo шчд жх киТпшвжэа -эо чнэьо 1ГЭШВН и олэ ifBl/saxo 'Kodoaxo^d кэкишаиьХкоп KOirBaoosdsxHiree dox

эимэн жм qx^aHdxBKOOBd онжок охе и 'aoe^dgo химээьипихэхс!^ l/Kd имкэй хин а чхикэ^ма кэжок мк охь 'квевмоп 4оломээьипихэхс1в хин a KHaxoxAondn эхмэп -эв а квь iqdAxqirAx кэинэЬ^о^е о хмннвекаэ 'аофик химэивхим еиквну

qxHmdsaoo хижэк^вн Акэ siqdoxox 'ишмпАхэоп и иккиахэиэ,п, HKHxoshHodsj о ql/sdsho oiAadsn а нвекаэ e^dgo олэ ox 4K〇dsj вевс! -go кэхэвэвм эж охь 4эшма чэикваикавнвхэо эжА мк xsdx xiqadsn x^MExondax^d -тгх тгц ijodsj 4Пэс1вхэ Hiqdl/Aj^ 'чтщ 4Пэх〇 - aoe^dgo химээьипихэхс!^ dxxsno имкэй K〇x9KiraK〇dn s^HOodsn комээьификАкоп кохе а охь 'KOxsKiraBxol/sdn

•rmcfexlrtix'tfog

кожЗв^оп кэхэмгак 'Hxoodl/og anirndn чхваоахэаАь и кмнаихж кдээ qx^d9li, -квь оломэивхим оахэиоаз ииТгехи^эк м жм в 4иш1гэ,п, А^жэк меАвп шинэнкоп -ве мни мЬ^ж шинэкохА я жм oxoodn эн шихипэвь я кэхкэонхо SHKdHK и ихвн -ощ квь хчкАм и хэАахээШАэ 4кеи11,11,А9-нее11, H9iredxoodn〇Bd 'sl/esg хийкнАс! -ихи^эк хээа ккЬ1 ихэоннвнеоэо кокоакиэ - комхипвн кимэхэи^^Ад квхэ тъ 'мхэАм эмнивь a qoHiTHx^dasdn MKdBxl/Hx'tfog мйинээс! жм 4олох экэоц квь ишх -эАм Hiroododn мйинээс! олэ в 'нее!/ KOxd^Hdx^n Kiqadsn itbxo и хэк чхиазЬ1 sdslnsn a irsl/HOodn н〇 ошкэе ш хи irnoodg и имэа эиншХкэопэн irBesdxo 4жон кихвахэ BKd^xl/Hxl/og 'кдээ олошэ ш чэишаваэнлевс! 'bI/jox кэчхвамсЗмхо икэхох эн ияэчкэхШ/эс!!! bebitj он ‘эинэжокоп ээнжэс!п я (шэх ireliredaeoa н〇 _mi3irn вн BifBlz1 -вп 它aoiroj 它 ‘чэшшпшгэ ияэя эгагэжк丄.Bh sd〇j 它н эс1э1пэп я квяснЗши^эрм вшЗвх -l/Hxffog икэ^эн эа1^ иокАдвф ионьихвшс111, и iioxAHdsaeBd ээкод о - KBdoxg

ивь жм Мик эонхээаеи эинэхэвс! oiroodiqa кинэ^вп хи эхээк Md〇j Hoirao ш хи irnoodg и имэа эдээ квшЗма 'конэ оэ q〇Kdog ^kcIbxI/hx -l/og HHnKHAdHXHl/siM хин ей hohI/o оц швь м эинэшонхо эиТпшэки 'эа!/ 'sdsK иэнив(3м оп 4чхээ 'KS^HOodan кихе о хмннвекаэ ^нэлэк вахээжонк Hli,9d3

ахээАмэи хмаэод и MHXMBdn хмньикевс! ‘■врмеиМ^д-нэеЬ1 В(1шэй оппгенеис1п AwoNodnm олэ вкваоахэдоэопэ колонк оа чхоонч1гэхкэ11, олэ 'чниковщ эЛчхэвнок а КЭ1ГИ1ГЭЭОП BKdBxffHxl/og raHHl/saonodn

эаьээквя я gBui;)j я дишшч9и<3п ‘(么8乙S—Ott7 蠢碧著I悬)它wdBxlrtixffog хвнсж дияэ -ии^ни кэхэвхиьэ KHHSira^dnBH олохе аоминжокопоаонэо ей кин^о

глубинные этнокультурные признаки данного фрагмента китайской культурной традиции.

Библиографический список:

1. Аверинцев, С.С. Архетипы. [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 780 с.

2. Ван Лин. Китайское искусство чаепития [Текст] / Ван Лин. - М.: Центрополиграф, 2003. - 240 с.

3. Виногродская, В.Б. Страна Чая или Изысканность простоты [Текст] / В.Б. Виногродская. - М.: Ганга, 2008. - 240 с.

4. Какузо, О. Его величество чай [Текст] / О. Какузо. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 224 с.

5. Юнг, К.Г. Человек и его символы [Текст] / Г.К. Юнг. - М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.