Научная статья на тему 'Некоммерческие организации: общие положения в свете возможных изменений Гражданского законодательства'

Некоммерческие организации: общие положения в свете возможных изменений Гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ / NON-COMMERCIAL ORGANIZATION / CIVIL CODE / CIVIL LAW / CLASSIFICATION OF INCORPORATED PERSONS / REORGANIZATION / TERMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильина Дарья Сергеевна

Статья посвящена актуальной теме – планирующимся изменениям в Гражданском кодексе Российской Федерации. Автором проводится детальный анализ поправок, касающихся порядка осуществления деятельности юридических лиц, значительное внимание уделено некоммерческим организациям. Автор затрагивает такие темы, как: классификация юридических лиц, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT ORGANISATIONS: GENERAL PROVISIONS IN CONNECTION WITH POSSIBLE CHANGES OF THE CIVIL LEGISLATION

The article covers a topical subject: the alterations planned in the Russian Civil Code. The author made a detailed analysis of the alterations concerning the procedure of legal bodies operation. Great consideration is focused on noncommercial organizations. The author touches upon such subjects as classification of legal bodies, reorganization and termination of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации: общие положения в свете возможных изменений Гражданского законодательства»

УДК 347.191.1

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СВЕТЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Д. С. Ильина

NON-PROFIT ORGANISATIONS: GENERAL PROVISIONS IN CONNECTION WITH POSSIBLE CHANGES OF THE CIVIL LEGISLATION

D. S. Ilyina

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - планирующимся изменениям в Гражданском кодексе Российской Федерации. Автором проводится детальный анализ поправок, касающихся порядка осуществления деятельности юридических лиц, значительное внимание уделено некоммерческим организациям. Автор затрагивает такие темы, как: классификация юридических лиц, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций.

Ключевые слова: некоммерческие организации, гражданское законодательство, классификация юридических лиц, реорганизация, ликвидация.

Abstract. The article covers a topical subject: the alterations planned in the Russian Civil Code. The author made a detailed analysis of the alterations concerning the procedure of legal bodies operation. Great consideration is focused on noncommercial organizations. The author touches upon such subjects as classification of legal bodies, reorganization and termination of non-profit organizations.

Key words: non-commercial organization, civil code, civil law, classification of incorporated persons, reorganization, termination.

Гражданское законодательство довольно обширно и состоит из множества законов, регулирующих гражданские отношения. Кроме того, оно постоянно развивается и совершенствуется. 30 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон Ю02-ФЗ, который внес изменения в действующий Гражданский кодекс. 11 февраля 2013 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [1], [2]. В настоящее время активно обсуждается законопроект (далее - Проект), который был принят депутатами Государственной Думы в первом чтении 27 апреля 2012 г. и подготовлен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации ко II чтению 10.12.2012 г. [3]. В рамках данной статьи рассмотрим изменения, предусмотренные в Проекте, которые затронут первую часть Гражданского кодекса, а конкретно - некоммерческие организации.

В первую очередь стоит сказать об изменениях, которые коснутся общих положений о юридических лицах. Так, действующий Гражданский кодекс в абз. 2 п. 1 ст. 48 делает обязательным для юридических лиц наличие самостоятельного баланса и (или) сметы, что планируется исключить в ближайшем будущем: Проект ГК такого обязательства для юридических лиц не предполагает.

Основным и наиболее заметным станет изменение классификации юридических лиц и закрепление закрытого (исчерпывающего) перечня некоммерческих организаций.

Законодатели решили убрать из Кодекса деление юридических лиц на две группы в зависимости от характера правомочий их участников: обладание обязательственными или вещными правами (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Без изменений останется разделение организаций на коммерческие и некоммерческие. Основанием для разделения по-прежнему будет характер основной цели деятельности организации: извлечение прибыли для коммерческих организаций и отсутствие такой цели и распределения полученной прибыли между участниками для некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ и ст. 50 Проекта редакции Гражданского кодекса с изменениями, внесенными проектом федерального закона № 47538-6) [4].

В Проекте Федерального закона N 47538-6/2 законодатель предлагает деление юридических лиц на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации (п. 3 ст. 50 Проекта редакции ГК РФ) [3]. Такая классификация впервые вводится в российское законодательство. Основанием для разделения является наличие или отсутствие права на участие учредителей (участников, членов) в управлении деятельностью организаций (ст. 65.1 Проекта). Так, корпоративные организации (корпорации) предполагают наличие права членства у участников организации (п. 1 ст. 65.1 Проекта). В соответствии с п. 3 ст. 50 Проекта, к корпорациям будут отнесены потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, союзы граждан и (или) юридических лиц.

К унитарным организациям будут отнесены «юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства» (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 Проекта). К некоммерческим унитарным организациям будут относиться «общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации; государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; религиозные организации» (абз. 3 п. 3 ст. 50 Проекта).

Некоммерческие организации по-прежнему смогут заниматься предпринимательской или, согласно Проекту, «приносящей доход» деятельностью. Действующий ГК оперирует термином «предпринимательская деятельность» (например, п. 3 ст. 50 ГК РФ), в то время как Проект предусматривает иной термин. С одной стороны, они синонимичны. С другой стороны, «новый» термин более узок в своем значении, чем термин «предпринимательская деятельность».

Согласно Проекту ГК, виды деятельности, приносящей доход, должны служить достижению целей организации и соответствовать им, а также быть определенными в уставе. Важной особенностью становится то, что «некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь обособленное имущество... в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью» (абз. 2 п. 4 ст. 50 Проекта) [5]. П. 2 ст. 66.2 Проекта ГК предусматривает, что минимальный уставной капитал общества с ограниченной ответственностью не может быть менее 10000 руб.

Новую редакцию ГК планируется дополнить статьей, регулирующей решение о создании юридического лица (ст. 50.1 Проекта). Так, юридическое лицо должно быть создано на основании решения учредителей (единоличного либо единогласного). В настоящее время подобное положение предусмотрено п. 2 ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [1].

Кроме того, планируется существенно дополнить содержание статей 51-54, 56-58, 60-64 действующего Гражданского кодекса.

Для юридических лиц предусмотрена обязательная государственная регистрация с внесением записи о регистрации в единый реестр юридических лиц. Особенностью Проекта ГК является положение о том, что юридическое лицо несет ответственность за «непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных данных» (абз. 3 п. 2 ст. 51 Проекта). Также уполномоченный государственный орган обяжут проводить проверку достоверности представляемых данных (п. 3 ст. 51 Проекта).

В настоящее время признано, что отказ в государственной регистрации, а также уклонение от регистрации могут быть оспорены в суде (абз. 3 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В Проекте ГК законодатели установили, что в суде также может быть оспорено включение в реестр недостоверных данных (абз. 2 п. 6 ст. 51 Проекта). Кроме того, если были допущены грубые нарушения, которые носят неустранимый характер, то регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной.

Важной особенностью предлагаемых изменений станет исключение из перечня учредительных документов понятия «учредительный договор». С момента принятия закона, вносящего изменения в ГК, юридическое лицо сможет действовать только на основании устава (п. 1 ст. 52 Проекта). При этом учредители вправе использовать типовые уставы, формы которых утверждаются государственным органом и составляются в соответствии с законом о государственной регистрации (п. 2 ст. 52 Проекта), что существенно облегчит процедуру образования юридических лиц.

Важной новацией Проекта ГК является включение в текст Кодекса статей 53.1-53.4, которые регулируют отношения, связанные с аффилированно-стью, ответственностью лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, а также отношения, связанные с лицами, контролирующими юридическое лицо, их ответственностью. Что касается ст. 54 ГК РФ, связанной с регулированием наименования и места нахождения юридического лица, то тут законодатели оставили почти все положения без изменения. Однако добавили следующее:

- юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, направленных по адресу, указанному в государственном реестре, потому что сообщения, которые будут доставлены по адресу, указанному в едином реестре, будут считаться полученными юридическим лицом (абз. 2 п. 2 ст. 54 Проекта);

- в наименование юридического лица могут быть включены официальные наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, только в случаях, круг которых ограничен указами Президента РФ или актами Правительства РФ, а также на основании разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 1 ст. 54 Проекта);

- запрещено использовать полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, исключение есть только для случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ (абз. 3 п. 1 ст. 54 Проекта).

Ст. 57 действующего ГК РФ также может подвергнуться изменениям. В частности, предложено дополнить текст данной статьи разрешением реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных форм реорганизации, а также реорганизации с участием двух или более юридических лиц, относящихся к разным организационно-правовым формам. Однако предполагается введение ограничения: реорганизация с участием юридических лиц двух и более организационно-правовых форм может быть осуществлена, только если Кодексом или законом разрешено преобразование одной формы в другую (абз. 2 п. 1 ст. 57 Проекта). Кроме того, Проект ограничивает возможность преобразования некоммерческих организаций в коммерческие и наоборот (абз. 3 п. 1 ст. 57 Проекта). Исключение составляют случаи «реорганизации унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций, кроме общественных организаций, а также иные случаи, предусмотренные законом» (абз. 3 п. 1 ст. 57 Проекта).

Стоит отметить, что из Проекта ГК исключен термин «разделительный баланс». Согласно ст. 58 Проекта ГК, такие формы реорганизации, как разделение и выделение, будут осуществляться в соответствии с передаточным актом.

Статью 60 ГК РФ, посвященную гарантиям прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, планируется дополнить в новой редакции Гражданского кодекса статьями 60.1 и 60.2, которые регулируют последствия признания недействительным решения о реорганизации, а также признание реорганизации корпорации несостоявшейся.

Дополнения предлагается внести и в ст. 61 ГК РФ, касающуюся ликвидации юридических лиц. Так, основанием для исключения из единого реестра может стать непредставление документов отчетности в течение последних 12 месяцев и отсутствие осуществленных операций хотя бы по одному банковскому счету. Однако стоить оговорить, что в настоящее время действующее законодательство содержит подобную норму. Она предусмотрена в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6]. Также в Проект редакции ГК РФ внесено положение о том, что «неисполнение решения суда [о ликвидации юридического лица] является основанием для осуществления ликвидации . арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица» (абз. 2 п. 5. ст. 61 Проекта). При этом учредители (участники) понесут солидарную ответственность «при недостаточности у юридического лица средств на расходы по его ликвидации».

Что касается порядка ликвидации юридического лица, то для учредителей (участников) планируется предусмотреть конкретный срок в 3 рабочих дня для письменного сообщения в уполномоченный государственный орган о принятии решения о ликвидации (п. 1 ст. 62 Проекта). В настоящее время такое сообщение учредители (участники) должны подать незамедлительно, в соответствии с п. 1. ст. 62 ГК РФ. В п. 2. ст. 62 предусмотрено, что ликвидация осуществляется за счет имущества юридического лица, а при его недостаточности - за счет учредителей (участников).

Если денежных средств ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то возможна продажа имущества юридического лица с торгов (п. 3. ст. 63 ГК РФ). Однако новшеством в Гражданском кодексе станет оговорка, внесенная в п. 3. ст. 63 о том, что с торгов нельзя будет продать объекты, «цена которых в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом не превышает ста тысяч рублей» (п. 4 ст. 63 Проекта). При этом, если имущества юридического лица недостаточно, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, то далее порядок ликвидации регулируется законодательством о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 62 Проекта). Вещь, которая осталась после удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица и должна быть передана учредителям (участникам), но стала предметом спора между учредителями (участниками), согласно п.8 ст.63 Проекта, должна быть продана ликвидационной комиссией с торгов.

Ст. 64 ГК РФ в Проекте кодекса дополняется п. 5, в п.1 которого записано, что возможно возобновление или назначение процедуры ликвидации в течение 3-х лет с момента исключения юридического лица из государственного реестра. Условием возобновления (назначения) ликвидации является наличие достаточных средств для возобновления (назначения) и возможности распределения имущества среди заинтересованных лиц. Речь идет об имуществе, указанном в абз. 1 п. 5 ст. 64 Проекта: обнаруженное имущество ликвидированного юридического лица, а также «требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме».

Проект редакции Гражданского кодекса также содержит статьи, посвященные отдельным видам некоммерческих корпоративных и унитарных организаций. Однако правовое положение организационно-правовых форм некоммерческих организаций - обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 11 января. - № 3.

2. Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Российская газета. - 2013. - 15 февраля. -№ 6009.

3. Проект Федерального закона № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 10.12.2012) // Справочно-информационная система «Гарант».

4. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012) // Российская газета. - 2012. - 8 апреля.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. - 1992. - 24 января. - № 14.

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 29.12.2012) // Российская газета. - 2001. - 10 августа. - № 153.

Ильина Дарья Сергеевна студентка,

Национальный исследовательский университет - Высшая школа экон E-mail: [email protected]

Il'ina Dar'ya Sergeevna student,

National Research University -Higher School of Economics

УДК 347.191.1 Ильина, Д. С.

Некоммерческие организации: общие положения в свете возможных изменений гражданского законодательства / Д. С. Ильина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 251-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.