Научная статья на тему 'Неклинический случай'

Неклинический случай Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наталья Ульянова

В компании «ФРУ КТ МД» планируют разгрузить врачей от рутинной работы, а больницы — от пациентов. Устройство, которым сейчас занимаются разработчики, сможет дистанционно следить за самочувствием человека не хуже, чем медработники. И если чтото не так — сразу же в автоматическом режиме сообщать об этом лечащему врачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неклинический случай»

Неклиническии

случай

Наталья Ульянова

В компании «ФРУКТ МД» планируют разгрузить врачей от рутинной работы, а больницы — от пациентов. Устройство, которым сейчас занимаются разработчики, сможет дистанционно следить за самочувствием человека не хуже, чем медработники. И если что-то не так — сразу же в автоматическом режиме сообщать об этом лечащему врачу.

Первые образцы универсальной персональной системы диагностики здоровья один из основателей компании Максим Яцковский рассчитывает получить только в будущем году, но по дороге к созданию прототипа его команда уже успела выиграть конкурс «Сколково MD» на лучшую концепцию мобильного диагностического устройства. По словам руководителя ИТ-кластера наукограда Альберта Ефимова, разработчики предложили сбалансированное решение, основанное на существующих методах диагностики (таких как измерение давления, уровня сахара в крови и т. д.), а также на новых разработках. Так, уже некоторое время «ФРУКТ МД» консультирует российские компании, разрабатывающие диагностические устройства узкой специализации — портативный газоанализатор, способный выявлять риск заболевания гастритом и язвой желудка, а также биорадар, умеющий считывать на расстоянии частоту сердцебиения и дыхания. Все эти полезные функции в дальнейшем также можно будет интегрировать в единую систему мониторинга здоровья.

Как объясняет Ефимов, этот продукт компании не столько прибор, сколько интеграционная платформа, способная объединить разработки других фирм в области биосенсоров. Это немаловажный момент — если учитывать, например, что в области медицинского приборостроения с западными разработками довольно сложно конкурировать. Гораздо умнее — «возглавить процесс», то есть начать встраивать готовые решения (в том числе поступающие от конкурентов) в собственную систему. Для этого «ФРУКТ МД» и создает свою платформу — домашний хаб (к нему подключаются

различные диагностические устройства), работающий в связке с удаленным сервером, который отвечает за сбор и анализ поступающей информации с замерами пациента. Единственное, что потребуется от человека, — регулярно эти замеры производить.

«ФРУКТ МД» создали несколько специалистов, участвовавших в работе международной научной ассоциации FRUCT1. «Зарегистрировать ш свою компанию понадобилось для того, чтобы § стать резидентом Сколкова и продолжить ^ заниматься проектом, — объясняет Максим £ | ^ Яцковский. — Но если честно, такой статус ш Ч 1 ^ ^ для меня как человека, которому ближе на- у з х „ 1 учная среда, пока непривычен».

Сейчас российский стартап находится в ожидании гранта: за победу в конкурсе компания должна получить 9 млн рублей. И если все пойдет по плану, в 2014 году разработчики начнут осваивать сегмент В2В — возьмутся за внедрение продукта в московских больницах. А через год компания рассчитывает попробовать свои силы на рынке В2В: Максим Яцковский уверен, что вместе со средним классом в России уже появился класс «ответственных пациентов», готовых вкладываться в передовые разработки, чтобы заботиться о собственном здоровье не выходя из дома. Тем более что в отдаленной перспективе дома должны стать «умными» — такими, куда «умные» системы диагностики впишутся как нельзя лучше.

и ^ -О 1 Ь :

о. г с

' ^ ст ! # §

< ГС

I ^ | £2

II !

I

В перспективной нише, облюбованной стартапом, уже имеются конкуренты. Например, в прошлом году на российском рынке появилось портативное устройство, считывающее состояние человека. Ростовское ВНИИ «Градиент» выпустило браслет, который, по словам разработчиков, диагностирует состояние здоровья человека и с помощью встроенного в него чипа МТС сообщает о критических ситуациях в диспетчерский пункт. Конкурирующее техническое решение? Эти разработки находятся в разных плоскостях, уточняет Альберт Ефимов: ростовский продукт представляет собой мобильную систему «экстренной кнопки», оснащенную датчиком падения и системой связи с диспетчерским центром. «Ни о какой автоматизированной диагностике тут речи пока не идет, — говорит Ефимов. — Кроме того, разработка «ФРУКТ МД» предназначена в первую очередь для диагностики на дому и отслеживания состояния здоровья — а это принципиально иная ниша. Прямого пересечения продуктов нет. Возможно, в будущем функциональные свойства разработок станут ближе друг к другу, но об этом еще рано говорить».

Разработка «ФРУКТ МД» пока находится на стадии, когда стартаперы еще окончательно не определились, как будет выглядеть продукт «в железе»: формфактором занимаются партнеры компании. Команда «ФРУКТ МД» отвечает за содержание — программную часть, передачу и обработку данных. Пока ясно одно: универсальная диа-

удобный домашний хаб, к которому можно подключать различные диагностические устройства, чтобы вести мониторинг здоровья обитателей дома, — цель Максима яцковского и команды разработчиков из «ФруКТ МД»

гностика пациента не означает, что устройство обязательно должно быть «монолитным». «Не все датчики можно объединить физически в одном устройстве, — объясняет Максим Яцковский. — Да это и не нужно. Человеку, который страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, вовсе не обязательно регулярно измерять уровень сахара в своей крови».

Несмотря на то что формфактора пока нет, рынок для системы удаленной диагностики пациентов отчетливо прощупывается. У только что зарегистрированной компании уже есть предварительные договоренности с несколькими московскими клиниками, а параллельно ведутся переговоры с финскими лечебными учреждениями — «по линии» финских членов ассоциации FRUCT. «На рынке медицинских услуг Финляндии довольно много сегментов, в которых задействована мобильная медицина, — объясняет Яцковский. — К примеру, там работает программа,

< X

рассчитанная на больных диабетом детей, развита сеть так называемых ассистанских компаний, которые обслуживают пожилых людей. Игроков даже на глобальном рынке мобильной медицины пока не много, притом что спрос на дистанционную диагностику пациентов растет — вместе с ценой на медицинские услуги. Дело в том, что каждый день, проведенный пациентом в стационаре, слишком дорого обходится для страховых компаний, а в некоторых странах даже влияет на репутацию больниц. Так, в Голландии проводится ежегодный рейтинг лечебных учреждений, где главным критерием оценки эффективности больницы является количество дней, которые пациент там проводит. Чем меньше, тем лучше для больницы».

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Максим Яцковский «заболел» мобильной медициной около десяти лет назад. В 2004 году выпускник МТУСИ начал работать программистом в стенах лечебно-диагностического центра Министерства внешних экономических связей. «Так получилось, — рассказывает Максим, — что вместе со мной трудились люди, которые, как и я, в силу технического образования очень интересовались различными гаджетами. При этом было очень интересно попробовать применить новые технологии в медицине. Нам повезло: главный врач поликлиники очень поддерживал новые разработки. Так что у нас появилась возможность проводить исследования, не имевшие отношения к непосредственным должностным обязанностям, в рабочее время».

Эксперименты пошли еще быстрее, когда в России появились первые смартфоны. Несколько устройств тут же на собственные деньги купили

Пока в россии можно по пальцам пересчитать клиники, инфраструктура которых готова к тому, чтобы использовать удаленную диагностику пациентов. Но за этим — будущее

энтузиасты, ведь в телефонах нового поколения уже был необходимый интерфейс: Максим написал с коллегами программу для смартфона, позволяющую воспринимать сигналы медицинской техники, и приступил к клиническим испытаниям. «Начали с обработки данных измерения давления, — вспоминает разработчик. — В то время тонометр был единственным электронным прибором, который

можно было достать. В итоге пациенты клиники измеряли давление по своему графику, смартфон считывал сигнал и передавал данные врачу».

Техническое творчество все чаще пересекалось с маркетинговыми наблюдениями, ведь с каждым разом изобретатели все больше понимали, в чем практическая польза их экспериментов. Так, опытным путем выяснилось, что, диагностируя пациентов в автоматическом режиме, врач получает намного более достоверную информацию, чем когда по старинке использует разграфленный листочек для самостоятельных записей больного. Такие наблюдения в дальнейшем подкрепились исследованиями. «Не так давно немцы выяснили, что половина данных, которые пациенты вносят вручную, ими искажается — случайно или намеренно, — говорит Яцковский. — Люди, например, занижают давление, чтобы скрыть от работодателя свою профнепригодность по состоянию здоровья. Либо, напротив, повышают его — в расчете на получение инвалидности. Поручиться за достоверность данных, записанных вручную, невозможно».

От разработок на несколько лет отвлек финансовый кризис. Максим Яцковский вернулся к исследованиям в 2010 году, после того как познакомился с членами ассоциации FRUCT, которая представляет собой своеобразный «бизнес-инкубатор», разнесенный территориально. Здесь же он обнаружил несколько единомышленников, также работавших в области мобильной медицины. В общем, все сложилось.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ

Несмотря на то что сейчас дела у проекта идут в гору, сложно не заметить, что уровень информатизации здравоохранения России все-таки еще находится у подножия этой горы.

По мнению Яцковского, основную причину медленного внедрения новых технологий в медицину лучше всего иллюстрирует исследование PwC, проведенное в 2010 году. Судя по данным компании, Россия находится на особом счету. С одной стороны, у нас наибольшее количество врачей на душу населения в сравнении с развитыми странами, с другой — чрезвычайно низкие зарплаты медицинского персонала. «Между тем никакая новая технология никогда не сможет конкурировать с низкими зарплатами, — делает неожиданный вывод Максим. — Потребность в мобильной медицине во всем мире возникает вместе с необходимостью снижать себестоимость медицинских услуг, которые в развитых странах очень дороги. Россия же в наследство от СССР получила огромное количество кадров, низкие зарплаты и довольно средний уровень квалификации врачей». С другой стороны, размышляет Яцковский, и менталитет на-

родонаселения в России тоже особенный. И дело даже не в здоровом консерватизме. Особенность в том, что к терапевту в России не всегда идут за рецептами. Очень часто — за «терапевтической беседой», которая выступает важной частью жизни — прежде всего для пожилых людей. Это общение дорогого стоит: его не заменит никакое, даже самое эффективное ИТ-решение. Впрочем, сами врачи большей частью тоже не склонны пропагандировать новую медицинскую парадигму. С одной стороны, они с трудом привыкают к тому, что медтехника все больше перетекает в быт. Так, если электронный тонометр врачи уже успели принять, то, например, кардиограмма, полученная дома с помощью двух электродов, а не классических «двенадцати отведений», до сих пор вызывает скептическую улыбку специалистов. С другой стороны, врачи не могут не чувствовать изменений — и происходящее не может их не беспокоить.

«Распространение медицинских гаджетов и ин-g форматизация общества делают врачей все более о «уязвимыми» со стороны пациентов, — рассуждает гс Максим Яцковский. — Простой пример: врач выпи-S сал таблетки; пациент набирает название в Google s и обнаруживает, что у лекарства куча побочных -ё эффектов, притом что есть другие таблетки — более о эффективные и менее дорогие. Возможно, врач не-d g давно проходил курсы повышения квалификации, Si ™ но все забыл и вдобавок не пользуется интернетом. f £ Таким образом, он оказывается в заведомо проча § игрышной ситуации. Если еще двадцать лет назад | ^ пациенты делали то, что сказал врач (ведь специ-2 щ альную литературу было не найти), то сейчас инфор-s S мация становится все ближе к пациентам, которые "I к тому же мотивированы больше, чем врачи. В итоге § ^ вторые не успевают за первыми, проигрывая еще

и ш

ш g на старте — потеряв около десяти лет на получение ^ ш образования, в то время как знания устаревают все быстрее».

Об этом феномене хорошо написал американский врач, профессор геномики Исследовательского института Скриппса Эрик Топол в книге «Творческое

15 и ^ =

£ г N

Стратегия стартаперов из «ФРУКТ МД» не конкурировать с другими в области создания биосенсоров, а разработать интеграционную платформу, к которой могли бы подключаться в том числе и устройства конкурентов

разрушение медицины. Как цифровая революция улучшит систему здравоохранения»2, в которой прогнозирует, что в скором времени люди будут проходить общее медицинское обследование вне стен поликлиники, с помощью собственных смартфонов.

Очевидно, что результат подспудной борьбы врачей за элитарность своей профессии предсказуем. Впрочем, за границей вектор изменений задают частные клиники и страховые компании. В России — скорее представители среднего класса, которые привыкли пользоваться всевозможными гаджетами и располагают средствами для того, чтобы следить за своим здоровьем всеми передовыми методами. Пока в России можно по пальцам пересчитать клиники, инфраструктура которых готова к тому, чтобы использовать удаленную диагностику пациента. В первую очередь это крупные лечебные центры (такие как НИИ скорой помощи имени Склифосовского), а также частные клиники, где используют сложные программные продукты. Прежде всего — «электронную карту», позволяющую накапливать в автоматическом режиме историю болезни пациента. Что касается общей медицины, в целом она пока далека от этого.

Зато если задуманная Минздравом структура электронных сервисов когда-нибудь будет построена, решение «ФРУКТ МД», по мнению экспертов, в нее легко впишется. Все-таки Максим Яцковский не зря все эти годы писал программы для медицинских учреждений и многое знает изнутри.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.