Научная статья на тему 'Управа на болезнь'

Управа на болезнь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яна Аржанова

Сахарный диабет — заболевание уникальное. Не излечимое полностью, зато поддающееся «менеджменту»: управлять диабетом учат каждого заболевшего. А значит, это область медицины, где необходимость ИТ-решений давно назрела, считает идеолог проекта «НормаСахар» Александр Подгребельный. Сегодня его сервис помогает врачам дистанционно отслеживать состояние больных сахарным диабетом 1 или 2 типа в режиме реального времени, а пациентам — контролировать заболевание и получать жизненно важные рекомендации через смартфон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управа на болезнь»

со

е

Управа

на болезнь

Яна Аржанова

Сахарный диабет — заболевание уникальное. Не излечимое полностью, зато поддающееся «менеджменту»: управлять диабетом учат каждого заболевшего. А значит, это область медицины, где необходимость ИТ-решений давно назрела, считает идеолог проекта «НормаСахар» Александр Подгребельный. Сегодня его сервис помогает врачам дистанционно отслеживать состояние больных сахарным диабетом 1 или 2 типа в режиме реального времени, а пациентам — контролировать заболевание и получать жизненно важные рекомендации через смартфон.

Успех лечения диабета напрямую зависит от того, насколько пациент сам осознает ответственность за свое здоровье. Больной вынужден постоянно измерять сахар в крови, высчитывать дозу инсулина, вводить препарат, следить за питанием. Все это — составляющие так называемого дневника самоконтроля, который ежедневно заполняется диабетиком. «НормаСахар» предоставляет пациентам возможность заносить данные не на бумагу, а в систему, к которой имеет доступ лечащий врач. Посмотрев на них, врач может оперативно дать консультацию и подкорректировать схему лечения.

«Эндокринологам действительно не всегда обязательно встречаться с пациентами в клинике, — говорит Александр Подгребельный, — достаточно просто быть с ними на связи. Поэтому у каждого хорошего специалиста телефон постоянно буквально разрывается». В этом смысле сервис «НормаСахар» способен облегчить жизнь и тем и другим, играя роль связующего звена, не исключая, впрочем, и очных консультаций.

НАЙТИ СВОЕ МЕСТО

Идея запустить специальный мобильный сервис для больных диабетом пришла в голову практикующему эндокринологу Александру Подгребельному еще в 2005 году. Но тогда денег на это не нашлось, да и развитие

мобильных технологий в тот момент еще не позволяло реализовать замысел.

Все сложилось в 2011-м. Подгребельный смог привлечь первые инвестиции на разработку сервиса от стартап-ак-селератора «Главстарт» — $100 тыс. В дополнение к этой сумме в начале 2012 года он получил грант Microsoft Seed Fund в размере $50 тыс.

Объясняя свое решение о вложении средств в медицинский стартап, руководитель «Главстарта» Аркадий Морейнис называет три причины: цинизм, доброту и веру. «Цинизм, — объясняет он, — потому что в России больных диабетом от 6 до 9 процентов: это большой рынок. Диабет неизлечим, и пациентам обязательно нужна оперативная связь с врачами, иначе осложнения проявятся очень быстро. Доброта — потому что это сервис, который реально спасает жизни. Американская статистика говорит о том, что люди, регулярно использующие подобные сервисы, на 25% реже посещают лечащих врачей. А еще была вера в автора проекта: он действующий врач-эндокринолог, который на самом деле понимает, что нужно врачам и пациентам. Никакому студенту или программисту я бы на подобный сервис денег не дал». Морейнис, стоит сказать, и по сей день продолжает поддерживать стартап, оставаясь его соучредителем и акционером.

Проектам, подобным «НормаСахару», уготована особая ниша на рынке. Она, как правило, неинтересна крупным

фармацевтическим компаниям, не требует больших денег, глобальных инноваций и исследований. В то же время это весьма сложная и проблемная ниша, связанная не с продажами, а с постоянным взаимодействием с пациентами. Опыт импорта медицинского оборудования, который имелся у Александра Погребельного, показал, что даже для такого направления медицинского бизнеса нужна как минимум процедура регистрации в России, отнимающая не менее полугода. «А если делать что-то принципиально новое и доказывать при этом окружающим, что оно работает, то потребуются явно не стартаперские деньги, — уверяет создатель «НормаСахара». — Это серьезный бизнес и большие инвестиции. Поэтому таких нишевых стартапов в медицине, как у нас, много не придумаешь».

ПРИНЦИП СТАБИЛЬНОСТИ

Сложная часть работы, с которой столкнулась команда медицинского проекта, заключалась в создании базы продуктов питания для диабетиков. Приходилось обходить большие супермаркеты, незаметно от работников фотографировать полки с товаром, некоторые продукты взвешивать, высчитывать данные в пересчете на штуки и упаковки. Использовались также и доступные открытые базы. Это очень кропотливая, но чрезвычайно важная работа. Ее результат — появление информации, необходимой для вынужденных сидеть на диете пациентов. Чем тщательнее

у практикующего эндокринолога телефон обычно разрывается от звонков пациентов. Своим проектом «НормаСахар» Александр Погребельный решил поставить на качественно новый уровень процесс взаимодействия между диабетиком и его лечащим врачом. И заработать на этом

подсчет углеводов и количества еды, тем точнее определение дозы инсулина для компенсации. Не зря в диабетологии принято учить пациентов правильно определять содержание углеводов с помощью таблиц хлебных единиц (одна ХЕ —количество продукта с 10-12 г углеводов). Диабетики с многолетним стажем со временем делают это на глаз. Без таких знаний в принципе невозможно управлять диабетом.

Пока удалось набить в базу только 2,5 тыс. продуктов, готово к публикации еще 7,5 тыс. наименований. Александр Подгребельный морально готовит себя к тому, что такая работа будет вестись постоянно, по возможности с участием самих пациентов. «В случае если человек не находит у нас того продукта, который покупает, он может сфотографировать упаковку, отправить изображение нам, а мы уже занесем его в систему», — говорит создатель «НормаСахара».

«

Модель монетизации у сервиса НормаСахар» самая распространенная в последнее время — «фримиум»: все опции бесплатны для пользователя, за исключением консультаций специалистов. Сейчас в системе зарегистрированы 4 тыс. пациентов и 14 врачей, но стартаперы рассчитывают на лавинообразный рост аудитории

В настоящее время Подгребельный ставит основной своей задачей запуск сервиса в широкомасштабную коммерческую эксплуатацию. Принцип монетизации у «НормаСахара» предельно прост. Есть два тарифа — «Разовый» и «Безлимитный». В первом случае однократная врачебная консультация обойдется диабетику в 800 рублей, во втором — за неограниченное количество консультаций в месяц придется заплатить 8 тыс. «Все опции, кроме консультации врача, бесплатны для пользователя, — уточняет Подгребельный. — Я считаю, что работа любого специалиста должна оплачиваться. Более того, оплата консультаций — это стабилизирующий фактор в системе, благодаря которому пациент четче формулирует свои вопросы, а врач ответственнее относится к запросу, понимая, что за это он получает деньги».

Количество зарегистрированных пользователей сегодня составляет 4 тыс. человек. Врачей пока только 14, но основатель «НормаСахара»

обещает, что по завершении в ближайшее время процесса оформления документов для сотрудничества в системе появятся еще 200 специалистов. Ожидается, что к новому году все зарегистрированные в системе диа-бетологи и диетологи будут активно привлекать в «НормаСахар» своих пациентов и активно же консультировать их за пределами клиник.

Разумеется, бизнес-идея Александра Подгребельного вовсе не уникальна. Независимая экспертная организация по оценке медицинских исследований Cochrane Library несколько месяцев назад представила обзор результатов 16 исследований с участием почти 3,6 тыс. больных диабетом 2 типа, которые пользуются мобильными устройствами и различными ИТ-сервисами для диабетиков. Специалистов организации больше интересовал медицинский аспект, однако попутно они высветили и конкурентную ситуацию. Сервисов на мировом рынке множество, однако решения digital health для диабетиков только в нескольких случаях продемонстрировали продолжительный положительный эффект. «Все-таки эффективный самоконтроль — это сложная проблема, которая требует изменений во многих аспектах жизни больных», — прокомментировал ведущий научный сотрудник Cochrane Library Кингшук Пэл. А значит, не всем сервисам удается призвать пользователей к самоконтролю — функционалом, простотой использования, удобством интерфейса и т. д. Из множества систем эксперты выделили Omada Health, Ginger.io и Glooko. Все три проекта очень привлекательны и для инвесторов. Например, Ginger.io финансируют пять солидных фондов, включая True Ventures и TechStars, а Glooko числит в своем внушительном списке инвесторов вице-президента компании Google и одного из «отцов» интернета — Винта Сёрфа.

Во всем мире диабетом страдают 347 млн людей (данные Cochrane Library), и на стартаперов эта цифра действует магически. Сервисы множатся из года в год, но качество большинства из них, к сожалению, оставляет желать лучшего.

«Сегодня в любой продвинутой стране запускаются подобные сервисы, — рассказывает Александр Подгребельный. — За рубежом инициатива чаще всего идет от клиник, и со временем такие проекты становятся отдельным бизнесом. Это современный тренд эндокринологии. Только комбинация очного лечения с дистанционным позволит улучшить долгосрочный прогноз по снижению инвалидизации

пациентов, снизить затраты страховых компаний и государства на лечение людей с сахарным диабетом. Согласитесь: лечить отслойку сетчатки гораздо дороже, чем проводить компенсацию осложнений. Эндокринологи уже давно пришли к пониманию, что дистанционное лечение диабета необходимо. И мне приятно осознавать, что наш проект вписывается в этот глобальный тренд».

В тесном сотрудничестве с программистами эндокринологу Александру Подгребельному удалось создать сервис, реагирующий на ввод данных пациентов и тем самым оказывающий реальную помощь. Больному достаточно ввести показатель сахара в крови, и система на основе рассчитанных коэффициентов сама определит необходимую для него дозу инсулина. Считать в уме ничего не нужно. «Исследования показали, что готовности вести дневник самоконтроля хватает только на месяц, — говорит Подгребельный. — Поэтому, разрабатывая сервис и приложение, мы ставили перед собой конкретную медицинскую цель — сделать для пациентов заполнение дневника максимально удобным и понятным». Сохраненные в профиле данные автоматически становятся доступны лечащему врачу. Больной постоянно получает обратную связь, что очень важно: это стимулирует его продолжать рассчитывать углеводы, вести контроль уровня сахара в крови, следить за своим весом.

Будучи методом наблюдения, а не лечения, «НормаСахар» все же, как и любой новый препарат, требует проверки. Первые результаты клинического исследования сервиса, проведенные в Морозовской детской городской клинической больнице и в НИИ акушерства и гинекологии им. Отта, были недавно представлены на VI Всероссийском диабетологическом конгрессе перед научной аудиторией и практикующими специалистами. Сервис для диабетиков, по словам Александра Подгребельного, получил одобрение и поддержку коллег. Для него это особенно важно: идеолог «НормаСахара» хочет, чтобы у его продукта была прежде всего надежная научная основа.

«ЗАЗЕМЛЕНИЕ» ЦИФРЫ

Среди 14 врачей, работающих в системе «НормаСахар», есть специалисты из Казахстана и с Украины. Так что фактически сервис уже вышел на международный рынок. «Конечно, рынок СНГ не такой объемный, как российский, но там живут русскоговорящие пациенты, которые с удовольствием пользуются сервисом», — рассказывает Александр Подгребельный. В основе системы — единый для всего мира алгоритм для лечения диабета, который может использоваться и на других зарубежных рынках. Тем не менее экспансия ограничена изначально: в тех странах, где страховая

медицина не позволяет напрямую работать с врачами, «НормаСахар» вряд ли принесет пользу. «В таком случае, — говорит основатель сервиса, — нам либо понадобится помощь инвесторов, которые привлекут в проект тех, кто работает со страховыми компаниями, либо мы просто будем выходить на рынки, похожие на российский, где нет строго действующей страховой медицины».

Андрей Зотов, управляющий партнер компании ADJ Consulting, считает, что отечественный рынок еще недостаточно готов к развитию цифровой медицины. «Само по себе оказание дистанционной медицинской услуги еще не означает наличия цифровой медицины, — уверяет он. — Да, Россия готова, мы немало продуктов делаем с точки зрения практической, сервисной медицины. Мы видим попытки использовать онлайновый доступ к ком-

Во всем мире — 347 млн больных сахарным диабетом, и на стартаперов эта цифра действует магически: большому рынку необходимы качественные решения его проблем. Онлайн-сервисы для диабетиков множатся из года в года, однако внимание инвесторов получают далеко не все

петенциям. Но такой медицине необходимо социальное доверие, а на то, чтобы оно сформировалось, требуется время. Люди сначала должны принять идею — и только потом начать ею пользоваться. «Был у нас проект «Кнопка жизни», но он не пошел, — говорит Андрей Зотов. — Почему? Потому что нет социального доверия, нет инфраструктуры поддержки, которая, по сути, предполагает создание полномасштабной клиники. Выходит, что подобный проект может осуществить тот, кто такую клинику уже имеет. Цифровые медицинские проекты с активным использованием интернета являются в полной мере услугой только тогда, когда заканчиваются «на земле» — в клинике или больнице».

У «НормаСахара», похоже, есть все шансы на то, чтобы заслужить социальное доверие. Сервис настроен на взаимодействие и с врачами, и с клиниками. Для пациентов-диабетиков, серьезно относящихся к своему здоровью, такая интеграция ■■■ важна. ■■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.