Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Шумило Сергей Викторович, директор Международного института
афонского наследия,
2020. Вып. 95. С. 94-117
Б01: 10.15382Миг11202095.94-117
гл. редактор научного альманаха
«Афонское наследие»
Украина, 03150, г. Киев,
Большая Васильевская ул., 126, оф. 1
ОИСГО: 0000-0001-7041-7766
Неизвестное письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II как источник к истории скита «Черный Вир» и «имяславских споров» на Афоне
Аннотация: В статье впервые подробно исследуется и вводится в научный оборот письмо иеросхимонаха Антония (бывшего командира гусарского эскадрона А. К. Булатовича; 1870—1919) на имя императора Николая II. В качестве приложения к статье публикуется и сам текст письма, сохранившийся в архиве сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Этот документ является ценным источником как по истории афонского «казацкого» скита «Черный Вир», так и истории «имяславских споров» на Афоне и биографии самого иеросхимонаха Антония. Он восполняет ряд пробелов в биографии Булатовича за 1912 год, в частности, относительно его попыток после возвращения из Эфиопии заполучить заброшенный бывший «казацкий» скит «Черный Вир» для переселения в него своих единомышленников-монахов — бывших «отставных военных» и «имяславцев». В статье рассматриваются сведения и легенды о банковском вкладе и субсидиях, выделенных императрицей Елизаветой Петровной в 1740-е гг. на банковские счета скита «Черный Вир», немалые проценты от которого за более чем 100 лет надеялся получить о. Антоний (Булатович). Кроме того, в статье рассматриваются попытки создания им собственного монастыря в Эфиопии и причины конфликта с игуменом Андреевского скита, после которого он возглавил на Афоне радикально-оппозиционную партию «имяславцев». Несмотря на то что о Булатовиче написано довольно много, некоторые моменты его биографии до сих пор остаются недостаточно изученными. Поиск и изучение архивных документов помогли бы выявить многие неизвестные или приукрашенные факты как биографии этого человека, так и истории «афонской смуты» начала ХХ века.
Ключевые слова: Антоний Булатович, Николай II, Афон, Святая Гора, Эфиопия, Андреевский скит, «Черный Вир», «Мавро Вир», Имяславие, Имябожие, Афонская смута.
С. В. Шумило
В ходе одной из научных экспедиций Международного института афонского наследия на Святую Гору Афон в 2015 г. украинскими исследователями С. В. Шумило и Ю. В. Данильцом во время работы в архиве сербского Хилан-дарского монастыря была обнаружена копия письма иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II за 1912 г. В нем бывший командир гусарского эскадрона и исследователь Эфиопии, а на тот момент уже афонский монах, просил российского монарха помочь передать ему на Афоне для проживания и восстановления заброшенный бывший «казацкий» скит «Черный Вир» (известный из греческих документов также как «Мавро Вир» (Маирос; В^рбс;)), построенный украинскими казаками в 1740-е гг. на землях болгарского Зограф-ского монастыря1.
Впервые этот документ был использован автором данной статьи в исследовательской работе в 2016 г.2, однако детально он так и не был описан и опубликован. В то же время документ этот является ценным источником как по истории афонского скита «Черный Вир» и истории «имяславских споров» на Афоне в начале ХХ в., так и биографии самого его автора — иеросхимонаха Антония (Була-товича).
В этой статье письмо иеросхимонаха Антония на имя императора Николая II за 1912 г. впервые подробно исследуется и вводится в научный оборот. В качестве приложения к статье публикуется и сам текст письма, сохранившийся в архиве сербского Хиландарского монастыря на Афоне.
Следует отметить, что история «казацкого» скита «Черный Вир» на Афоне исследована и описана автором этой статьи достаточно подробно3. Поэтому здесь мы не станем детально касаться истории этой обители.
Прежде чем перейти к рассмотрению письма о. Антония, необходимо коснуться личности его самого и событий, предшествовавших появлению этого документа. Без этого будет сложно понять причины и мотивы появления письма.
1 Архив Сербского Хиландарского монастыря на Афоне (АСХМА). Д. 198. Переписка (кощалник) Благовештенске Келjе. Хиландар, 1912. Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II, 1912 г. Л. 10—10 об.
2 Шумило С. Афонский скит «Черный Выр» и попытки воссоздания нового Русика в XVIII в. на Святой Горе // Афон и славянский мир. Сб. 3: Материалы междунар. науч. конференции, посв. 1000-летию присутствия рус. монахов на Святой Горе (Киев, 21—23 мая 2015 г.). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 214—246; Шумило С. Козацький скит «Чорний Вир» на Афош у XVIII ст. за маловщомими аривними джерелами // Церква — Наука — Сусшльство: питання взаемодй. Матерiали 15-1 мшнародно! науково! конференцн (29 травня — 3 червня 2017 р.). К.: Нащональний Киево-Печерський юторико-культурний заповедник, 2017. С. 69—77.
3 Шумило С. Афонский скит «Черный Выр» и попытки воссоздания нового Русика... С. 214—246; Он же. Козацький скит «Чорний Вир» на Афош у XVIII ст... С. 69—77; Он же. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. Киев: Издательский отдел УПЦ, 2015; Шумило С., Алфьоров О. Печатка «козацького» скиту «Чорний Вир» на Афош (середина XVIII — початок Х1Х ст.) // Кшвсью юторичш студи (Kyiv Historical Studies). Науковий журнал Кшвського ушверситету iменi Бориса Гршченка. 2020. № 1 (10). С. 6—10; Шумило С. Бунчуковий товариш Шжинського полку Григорш Голуб та за-снування ним скиту «Чорний Вир» на Афош // Оверянський лггопис: Всеукрашський науковий журнал. 2020. Березень—кытень. № 2 (152). C. 60—80.
«Гусар-схимник» Антоний Булатович
Биография бывшего афонского иеросхимонаха Антония (в миру ротмистр гусарского полка Александр Ксаверьевич Булатович; 1870—1919) исследовалась довольно подробно и неоднократно разными авторами. Наверное, ни один афонский монах не удостаивался такого внимания не только в церковных, но и в светских кругах как в начале ХХ в., так и в наше время. Даже в знаменитом романе «Двенадцать стульев» в «рассказе о гусаре-схимнике» в качестве прототипа И. Ильф и Е. Петров за основу взяли биографию А. К. Булатовича. А Валентин Пикуль посвятил ему рассказ «Гусар на верблюде»4.
Жизнь и деятельность Антония (Александра Булатовича) довольно подробно исследована в работах И. Кацнельсона и Г. Тереховой5, митрополита Илариона (Алфеева)6, С Половинкина7, А. Киселева8, С. Котницкой9, Т. Сени-ной10, Г. Ижицкого11 и других. Кроме того, о Булатовиче в разное время писали Ф. Криндач12, А. Панкратов13, Р. Зальтцер14, А. Михайлов15 и другие. Несмотря на то что написано о Булатовиче довольно много, некоторые моменты его биографии до сих пор остаются недостаточно изученными.
Основные биографические сведения о Булатовиче очень часто черпаются из его же личных свидетельств, дневников и писем. Наиболее известные из них — записки об экспедициях в Эфиопию16. Некоторые подробности о себе Булато-
4 Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М., 2000. С. 88—89; Пикуль В. Гусар на верблюде // Пикуль В. Тайный советник. Исторические миниатюры. М.: АСТ; Вече, 2002.
5 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. М., 1975; Кацнельсон И. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник // Булатович А. К. С войсками Менели-ка II. М., 1971. С. 3-31.
6 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Изд. 3-е, испр. СПб., 2013.
7 Половинкин С. Хроника Афонского дела // Начала. 1995. № 1-4. С. 7-42; Он же. Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 618-620.
8 Киселев А. Белые пятна в биографиях Булатовичей. Сумы: Киселев и Ко, 2014.
9 Котницька С. Отець Антонш (О. К. Булатович). Суми: Ярославна, 2009.
10 Сенина Т. (монахиня Кассия). Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.
11 Ижицкий Г. Имяславец: Очерк о духовном и жизненном пути Александра Ксаверьеви-ча Булатовича. Харьков: Майдан, 2013.
12 Криндач Ф. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1897.
13 Панкратов А. Гусар-схимник. Беседа сотрудника «Русского слова» А. С. Панкратова с иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) // Сумской вестник. № 252. 16 ноября 1913; № 254. 17 ноября 1913; № 255. 19 ноября 1913; Он же. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами) // Биржевые ведомости. № 14 (101). 15.04.1914.
14 Seltzer Richard. The Name of Hero, historical novel. Tarcher/Houghton Mifflin, 1981.
15 Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара-схимника // Родина. 1999. № 9. С. 64.
16 Булатович А. От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 гг. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1897; Он же. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа // Известия Русского географического общества. Т. 35.
вич сообщает в полемической брошюре «Моя борьба с имяборцами»17. Однако эти сведения нередко носят субъективный характер и нуждаются в критическом анализе и перепроверке. До сих пор не предпринимались попытки системно и целостно проработать все имеющиеся архивные источники.
Известность в России молодой офицер А. К. Булатович приобрел после 1896 г., когда побывал в Эфиопии. О своих приключениях в Африке он составил подробные описания, ставшие очень популярными после их издания в России. Благодаря этим эфиопским приключениям гусар Булатович обрел довольно широкую известность.
Следует заметить, что в это время российское правительство имело особые политические интересы в Эфиопии, где также пытались установить свое влияние Италия, Франция и Англия. Из России в Эфиопию направляются военные, дипломатические и гуманитарные миссии. Подробные описания приключений казаков в Африке оставил начальник конвоя российской миссии в Абиссинии, будущий деятель Белого движения и атаман Всевеликого войска Донского П. Н. Краснов18. Предпринимались попытки учреждения Абиссинской православной миссии и ряда русских колоний в Эфиопии19.
По всей видимости, уже тогда Булатович загорелся идеей переселения в Эфиопию. Как увидим позже, став афонским монахом, он попытается открыть в этой стране подворье Афонского Андреевского скита.
В своих дневниках Булатович уделил особое внимание церковным и монашеским традициям эфиопских христиан, посвятив этому отдельный раздел из 25 страниц20. Он неоднократно подчеркивал, что «абиссинские монахи отличаются подвижничеством», что «они очень близки к православию» и сохранили «много особенностей древней апостольской церкви», что «между нашей церковью и большинством абиссинцев существует очень мало важных различий в догматах, поэтому соединение церквей в недалеком будущем весьма возможно»21.
С 1896 по 1900 г. Булатович в составе российских миссий трижды направлялся в Эфиопию. Перед третьей поездкой, 5 марта 1899 г., он был лично принят
1899. Вып. 3; Он же. С войсками Менелика II: Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольфа. СПб.: Тип. Товарищества художественной печати, 1900; Он же. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987.
17 Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Пг.: Исповедник, 1917.
18 Краснов П. Казаки в Абиссинии. Дневник Начальника конвоя Российской Императорской Миссии в Абиссинии в 1897—98 году. СПб., 1900.
19 Абиссинская миссия архимандрита Паисия и Н. И. Ашинова (Рассказ участника экспедиции Л. Николаева). Одесса, 1889; Jean Robert Constantin. L'Archimandrite Paisi et l'ataman Achinoff. P., 1891; Елисеев А. Отец Паисий и Русская духовная миссия в Абиссинии // Русский паломник. 1888. № 44. С. 522-523; № 45. С. 535-537; № 47. С 563-567; Луночкин А. В. Атаман «вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999.; Пугач Э., Чернецов С. Русский офицер на службе императора Эфиопии // Africana.ru. URL: https://africana.ru/lands/Ethiopia/senigov.htm [дата обращения: 12.05.2020];
20 Булатович А. От Энтото до реки Баро... С. 155-180.
21 Там же. С. 98-103, 178-180, 182.
императором Николаем II22. Впоследствии император отзовется о нем как о «лихом офицере»23. Ему было поручено изучить политическую обстановку в стране, проанализировать состояние эфиопской армии, спрогнозировать последствия возможного конфликта с Англией и попытаться стать военным советником эфиопского императора. Булатович представил императору Менелику II подробный план военной реформы армии и предложил стать постоянным слугой негуса в качестве наместника земель по реке Баро, с тем чтобы собрать 15-тысячное войско. Однако эти предложения не были поддержаны, и в феврале 1900 г. «не без грусти» Булатович вынужден был покинуть Эфиопию24.
Разочарованный неудачей, по возвращении в Россию Булатович подал прошение отправить его на Китайскую войну в Маньчжурию25. Однако в конце 1902 г. в судьбе «лихого гусара» произошел резкий перелом. 18 декабря 1902 г. он был освобожден от командования эскадроном, 27 января 1903 г. по «семейным обстоятельствам» был уволен в запас, а позже стал послушником Важеозерской пустыни26. Никто из исследователей так и не дал точного ответа о причинах таких кардинальных перемен. Назывались различные версии — от неудачной любви к дочери командира полка князя Васильчикова и «нервного расстройства» от кровавых подавлений сопротивления китайцев до влияния на него протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского27.
Некоторый свет на эти события проливает сестра А. Булатовича Мария Кса-верьевна, которая в письме к Р. Зальтцеру сообщала, что у брата будто бы были какие-то трения с командованием28. Эти свидетельства отчасти перекликаются с утверждениями настоятеля Афонского подворья Андреевского скита в Одессе архимандрита Питирима (Ладыгина; 1866-1957), впоследствии ставшего ката-комбным схиепископом Петром, встречавшегося с императором Николаем II по делу Булатовича. Он утверждал, что по вине Булатовича в одном из боев погибло много русских солдат29.
Как бы там ни было, 30 марта 1906 г. А. К. Булатович окончательно вышел в отставку. Предполагается, что сразу после этого он принял монашеский постриг30. В частности, архимандрит Питирим (Ладыгин) утверждал, что он постригся в 1906 г. на Никифоровском подворье в Санкт-Петербурге31. Одна-
22 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви... С. 415.
23 Кравецкий А. К истории спора о почитании Имени Божия // Богословские труды. Сб. 3. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997. С. 162.
24 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 415.
25 Кацнельсон И. Булатович — гусар, землепроходец, схимник... С. 25-28;
26 Кацнельсон И. Указ. соч. С. 26-29; Ижицкий Г. Имяславец... С. 56.
27 Кацнельсон И. Указ. соч. С. 26-29; Киселев А. Указ. соч. С. 133-148.
28 Письмо княгини Марии Ксаверьевны Орбелиани (1874-1980) к Р. Зальтцеру от 14 июня 1973 г. Letters from Princess Mary (Mariya Ksaveryevna) Orbeliani, sister of Alexander Bulatovich, to Richard Seltzer // Seltzer Books. URL: http://www.seltzerbooks.com/heroorb.html (дата обращения: 12.05.2020).
29 Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина) // Схиепископ Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной / публ., подг. текста, вступ. ст, сост., коммент. В. В. Шумило, С. В. Шумило. Глазов, 2013. С. 61.
30 Кацнельсон И. Указ. соч. С. 28-30; Половинкин С. Указ. соч. С. 618-620.
31 Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина). С. 61.
ко в рапорте Лебединского уездного исправника Жилло на имя Харьковского губернатора отмечается, что на Афон Булатович поступил послушником, а не монахом32. Тот же лебединский исправник сообщал, что «через год после поступления послушником» 8 марта 1907 г. Булатович на Афоне принял схиму, а еще через три года, 8 мая 1910 г., рукоположен в иеромонаха33.
Уход на Афон и новые эфиопские приключения
На Афоне Булатович был принят в число братии российского Андреевского скита, игуменом которого с 1908 г. был схиархимандрит Иероним (Силин; 1866— 1920)34. Сам Булатович поначалу неоднократно называл его своим «духовным
отцом»35.
Интересные подробности того, как ротмистр Булатович очень скоро стал иеросхимонахом, сообщает один из его последователей — бывший афонский монах-имяславец Паисий. Он вспоминал, что в Андреевском скиту Булатович пользовался особым почетом как человек знатного дворянского происхождения, поскольку при поступлении внес в обитель большой денежный вклад, много драгоценных пожертвований и другие ценности, так что его считали «ктитором обители»36. Жил он в скиту не вместе со всеми остальными монахами, а в «особой каливе»37.
Вместе с Булатовичем в монахи ушли шестеро солдат его эскадрона38. Как отмечает митрополит Иларион (Алфеев), «вслед за своим командиром они отправились на Святую Гору Афон, где поселились вместе с ним в Андреевском
скиту»39.
Несмотря на отсутствие духовного образования и монашеского опыта, 8 мая 1910 г. Булатович был рукоположен в иеромонаха40. По словам настоятеля Андреевского подворья в Одессе архимандрита Питирима (Ладыгина), поспешное рукоположение в иеромонаха произошло по инициативе игумена Иеронима, поскольку монах Антоний настаивал, чтобы его причащали каждый день, тогда
32 Забытые страницы русского имяславия: Сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910—1913 гг. и движению имяславия в 1910—1918 гг. / сост. А. М. Хитров, О. Л. Соломина. М.: Паломник, 2001. С. 124; ГА РФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190-191 об.
33 Забытые страницы русского имяславия. С. 124; ГА РФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190191 об.
34 Монахологии русских обителей на Афоне. Серия: Русский Афон ХГХ-ХХ вв. / под ред. иером. Макария (Макиенко). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 18-19.
35 Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами... С. 55, 56.
36 «История Афонской смуты» афонского изгнанника иеромонаха Паисия // Имяславие: Сб. богословско-публицистических статей, документов и комментариев / ред., сост. и ком-мент. прот. К. Борщ). М., 2005. Т. 3. С. 68.
37 Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами... С. 15.
38 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177; Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 418-419.
39 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 418-419.
40 Забытые страницы русского имяславия. С. 124; ГА РФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190191 об.
как по уставу скита это разрешалось лишь иеромонахам, а в отношении монахов ежедневное причащение не практиковалось41.
Судя по всему, размеренная и однотипная жизнь в Андреевском скиту на Афоне не очень удовлетворяла эмоциональный характер бывшего «лихого гусара» и его армейских сослуживцев. Не любивший подчиняться армейскому начальству и из-за этого нередко вступавший в конфликты с командованием, влекомый новыми приключениями и подвигами, он задумался о создании собственной обители для таких же, как и он, «бывших отставных военных». Из его воспоминаний мы знаем, что в это время он был совершенно безразличен к зародившимся в среде российского афонского монашества «имяславским спорам». Его по-прежнему влекла экзотическая Эфиопия, где он мечтал основать вместе со своими бывшими сослуживцами-монахами отдельный монастырь.
С этой целью вскоре после рукоположения он добился от игумена Иеронима разрешения на поездку в Эфиопию под предлогом необходимости причащения своего эфиопского воспитанника. Подлинной причиной было желание открыть там монастырь.
Как уже отмечалось, идеи открытия миссии в Эфиопии вынашивались давно, и Булатович не был в этом первым. Так, еще в конце XIX в. здесь предпринималась попытка учреждения Абиссинской миссии, которую возглавил тогда афонский архимандрит Паисий (Балабанов). Под прикрытием миссии казачий атаман Н. И. Ашинов близ г. Сагалло построил крепость и основал здесь русскую колонию, получившую название «Новая Москва»42. Другой российский офицер Е. В. Сенигов также пытался создать в Эфиопии на одном из островов нечто вроде «толстовской коммуны», куда должны были переехать на поселение представители «толстовских общин» из России43. Как известно, и сам Булатович в молодости был сторонником идей «толстовства».
Потерявший, по собственному признанию, в молодости интерес к православию и увлекшийся идеями «толстовства», Булатович в Эфиопии обрел новый духовный опыт. Он участвовал здесь в богослужениях Эфиопской Церкви, подробно изучал местные церковные традиции и вероучение. «Богослужение, — писал Булатович, — произвело на меня неизгладимое впечатление. Темная, похожая на сарай церковь, убогая, нищенская обстановка, но какой экстаз, какая сила веры у этих черных христиан. Какая проникновенная молитва, какое глубокое, тро-
41 Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина). С. 61.
42 Абиссинская миссия архимандрита Паисия и Н. И. Ашинова (Рассказ участника экспедиции Л. Николаева). Одесса. 1889; Jean Robert Constantin. L'Archimandrite Paisi et l'ataman Achinoff. P., 1891; Елисеев А. Отец Паисий и Русская духовная миссия в Абиссинии // Русский паломник. 1888. № 44. С. 522-523; № 45. С. 535-537; № 47. С 563-567; Луночкин А. Атаман «вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999; Затекин Т., архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии. Архимандрит Тихон // Иерусалимский вестник ИППО. № 5-6. 2014. URL: http:// jerusalem-ippo.org/sv_z/vestnik/5-6/i/3/ (дата обращения: 12.05.2020); Пахомов П., диак. Атаман Ашинов и архимандрит Паисий в подлинном освещении // Сайт храма свт. Димитрия в Москве. URL: http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=400 (дата обращения: 12.05.2020).
43 Пугач Э., Чернецов С. Русский офицер на службе императора Эфиопии // Africana.ru. URL: https://africana.ru/lands/Ethiopia/senigov.htm (дата обращения: 12.05.2020).
гательное чувство сияет на лицах беззаветно преданных своей религии людей!.. Воображение невольно переносило меня в первые века христианства»44.
Этот эфиопский духовный опыт, по всей видимости, Булатович не позабыл и когда стал афонским монахом. Не исключено, что под влиянием этого опыта у него сформировалось какое-то свое представление о монашестве и христианском мистицизме. Увлеченность Эфиопией и неудовлетворенность порядками в Андреевском скиту подтолкнули его к новым приключениям, и в марте 1911 г. он покинул Афон и вновь отправился в эту экзотическую африканскую страну.
Сам Булатович в своих воспоминаниях о последнем, четвертом по счету, путешествии в Эфиопию оставил крайне скупые сведения. По официальной версии, он отпросился поехать причастить своего воспитанника и крестника Вась-ку45. Однако более подробно об этом очередном эфиопском проекте Булатови-ча мы узнаем из отчета поверенного в делах Российской империи в Абиссинии Б. Чемерзина от 15 декабря 1911 г.46
Согласно донесению российского дипломата, о. Антоний (Булатович) надеялся, используя прежнее знакомство с эфиопским императором, получить участок земли на острове посреди озера Хорошал, находящегося в трех днях пути к югу от Аддис-Абебы. Участок этот располагался «на лишенном пресной воды острове, в местности, не отличающейся здоровым климатом, вдали от всякого человеческого жилья». На этом участке он планировал построить миссию и монастырь со статусом «подворья Афонского Свято-Андреевского скита, в каковом поселился бы сам о. Антоний с 5-6 другими монахами, избранными им из числа уже высказывавших ему желание составить братию упомянутого подворья»47. Судя по всему, речь шла о тех самых его бывших сослуживцах, которые вместе с ним оставили армию и ушли в монахи на Афон.
Как замечает Б. Чемерзин, «я выяснил в беседах с последним, у него самого планы были весьма смутны и не вылились в определенную форму». По словам дипломата, о. Антоний имел «надежды на прилив пожертвований на такое специальное дело» из России, что оказалось весьма сомнительным48. Этот же факт подтверждает и епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский), докладывавший по делу Булатовича на заседании Государственной думы. По его словам, во время поездки в Эфиопию Булатович «настойчиво требовал также денег на построение в Абиссинии монастыря»49.
По словам Чемерзина, «здесь ожидало его разочарование: как члены правительства (эфиопского. — С. Ш), так и вообще знатные туземцы <...>, как только
44 Булатович А. С войсками Менелика II... С. 70-71.
45 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 419.
46 Архив внешней политики России (АВПР). «Греческий стол». Д. 678. Доверительное письмо поверенного в делах посольства России в Эфиопии Б. Чемерзина от 15 декабря 1911 г. товарищу министра иностранных дел России А. А. Нератову; А. К. Булатович. Третье путешествие по Эфиопии. М.: Глав. ред. вост. лит., 1987. иИЬ: http://www.vostlit.info/Texts/Doku-menty/Aethiopien/Bulatovich4/1-20/14.phtml?id=6684 (дата обращения: 11.03.2020).
47 Там же.
48 Там же.
49 Стенограмма заседания Государственной Думы. 28 апреля 1914 г. Обсуждение вопроса об изгнанных с Афона иноках имяславцах // Колокол. 1914. 1 мая. № 2399.
дело зашло об уступке для сооружения подворья русского монастыря острова на озере Хорошал <...>, нашли массу возражений, и о. Антонию так и не удалось заручиться положительным обещанием уступки ему намеченного участка
земли»50.
интересные детали об этом «эфиопском деле» сообщает архимандрит Пи-тирим (Ладыгин). По его словам, Булатович в Эфиопию взял с собой с Афона двух монахов и, «приехав туда, он вздумал там без благословения открывать монастырь. Потребовал с Афона 50 монахов в Абиссинию, чтобы там устроить монастырь. Из монашествующих Афона никто не пожелал ехать, и те, которые два монаха были с ним, тоже возвратились обратно на Афон. Он остался один и пробыл там год»51.
При этом Б. Чемерзин уточняет, что планы по созданию монастыря в Эфиопии и переселению туда афонских монахов, судя по всему, не были согласованы не только с российским Святейшим Синодом, но и со священноначалием Андреевского скита. Как пишет дипломат, «духовное начальство Свято-Андреевского скита неодобрительно, по-видимому, относится к его затее, что сказалось в настоятельном и спешном вызове его обратно на Афон <...> 8 декабря о. Антоний Булатович выехал отсюда на Афон, увозя с собою одни надежды и ни одного положительного обещания со стороны власть имущих»52.
Судя по всему, Б. Чемерзин дает здесь разгадку причин последующего конфликта о. Антония (Булатовича) со своим «духовным отцом» и игуменом Андреевского скита схиархимандритом Иеронимом (Силиным). Задолго до откровенной конфронтации с игуменом о. Антоний все время старался жить обособленно от остальной братии Андреевского скита, на «отдельной каливе», ища возможности создания собственной обители. Действия игумена Иеронима, не поддержавшего идею переселения андреевских монахов в Эфиопию, могли послужить причиной провала этих планов, в частности относительно поддержки «эфиопского проекта» со стороны Синода и его финансирования. Все это могло послужить причиной затаившейся обиды, которая не выказывалась публично, но уже через несколько месяцев вылилась в откровенный конфликт, а еще через полгода и в насильственное выдворение о. Иеронима из Андреевского скита.
Возвращение из Эфиопии и конфликт с игуменом Андреевского скита на Афоне
Из Эфиопии на Афон о. Антоний (Булатович) возвратился 8 января 1912 г. и, по собственному признанию, вскоре выступил в защиту выдворенных из Фи-ваидского скита оппозиционных иноков-имяславцев, с которыми начал тесно общаться53. По мнению афонского корреспондента российского консульства в Салониках А. А. Павловского, много помогавшего Андреевскому скиту, одной
50 АВПР. «Греческий стол». Д. 678. Доверительное письмо поверенного в делах посольства России в Эфиопии Б. Чемерзина от 15 декабря 1911 г. товарищу министра иностранных дел России А. А. Нератову.
51 Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина). С. 61—62.
52 АВПР. «Греческий стол». Д. 678. Доверительное письмо.
53 Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами... С. 15.
из причин включения о. Антония в «имяславскую партию» было его недовольство своим «малозначительным положением в скиту»54.
Если ранее Булатович был совершенно равнодушен к «имяславским спорам» и не поддерживал их, то по возвращении из Эфиопии он начал не только покровительствовать фиваидским «имяславцам», но и написал несколько статей в защиту «имяславия», тиражировал и разослал их в разные российские издания, а также вступил в полемику с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким), жестко осуждая его за критику «имяславия». По сути, после возвращения из Эфиопии Булатович возглавил радикальную «имяславскую партию», которая до этого не имела еще ни четко выраженных форм какого-то отдельного движения, ни четко выраженной идеологии и лидера.
Уже в середине мая 1912 г. он написал основной вероисповедный документ движения — «Апологию веры в Божественность Имен Божиих и Имени "Иисус" (Против имяборствующих)»55. Составлял он ее не самостоятельно, в этом ему помогали выдворенные из Фиваидского скита иноки-имяславцы, нашедшие в нем влиятельного защитника и покровителя. Они присылали ему различные цитаты и выписки, посвященные имени Божию, которые о. Антоний вставлял в свою «Апологию»56.
Представленный на суд игумена Иеронима труд вызвал резкую критику. Игумен назвал это сочинение «салатом» и запретил о. Антонию писать на богословские темы без необходимых для этого знаний и образования, а также общаться с опальными фиваидскими «имяславцами».
Этот инцидент, случившийся 24-25 июля 1912 г., подробно описан Антонием в его работе «Моя борьба.».
Приняв меня необыкновенно сурово, он (игумен. — С. Ш.) объявил мне гнев владыки Антония по поводу моего письма к нему, укорял меня за мою дерзость возражать архиепископу Антонию, доктору богословия и первостепенному российскому иерарху, говорил со мной грубо и сказал, что строго запрещает мне как принимать фиваидцев, так и что-либо писать о Имени Божием, под угрозой запрещения мне священнослужения. Но я не мог соизволить на такое насилие над моей духовной свободой и отказался исполнить его требования, чем весьма разгневал его. «Ну, так нет тебе больше благословения служить» <...> На следующий день он меня снова призвал и, грубо указывая на апологию, сказал: «Тут у тебя целый салат написан». Салатом он, очевидно, назвал апологию по обилию в ней разнообразных свидетельств <...> Игумен прервал наш богословский спор и грубо сказал: «Ну, одним словом, я тебе приказываю немедленно сжечь эту книгу и не
54 Архив Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря (АРПМА). Оп. 10. Д. 180. Док. № 163. Л. 44 об.
55 Отдел рукописей РГБ. Ф. 765 к. 4 №13. «Апология веры в божественность имен Божиих и имени "Иисус". (Против имяборствующих)».
56 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 364; Шкаровский М. Имя-славская смута // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1912 до 2015 года: в 6 т. Серия: Русский Афон ХГХ-ХХ вв. Афон: Пантелеимонов монастырь, 2015. Т. 6. С. 32.
сметь больше принимать пустынников фиваидских». Тогда я сказал, что не могу этого требования исполнить, в ответ на что игумен объявил мне, что запрещает мне священнослужение. Но тогда я сказал: «Ваше высокопреподобие, я отселе больше не ваш послушник, а вы не мой игумен, и прошу вас отпустить меня на все четыре стороны». Это заявление вывело игумена окончательно из себя <...>. Но я ни слова не ответил больше, сделал земной поклон перед святыми иконами, приложился к ним, сделал земной поклон игумену, как то полагалось обычно, но не взял благословения и, сказав: «Простите», ушел и немедленно же в хозяйственном управлении скита попросил дать мне вьючных мулов для перевозки моих вещей на келию Благовещения, куда меня с любовью принял маститый старец о. Парфений57.
Именно здесь, на Благовещенской келлии о. Антоний с июля 1912 г. начал формировать группу своих сторонников из числа радикально настроенных оппозиционных монахов-имяславцев из русских Андреевского и Фиваидского скитов, а также из Пантелеимоновского монастыря. Впоследствии это привело к так называемым имяславским бунтам в Андреевском скиту и Пантелеимоновом монастыре, известным в истории как «афонская смута». События эти подробно описаны в историографии58. Каждая из сторон конфликта оценивала их по-разному. По мнению оппонентов Булатовича, дело дошло в Андреевском скиту до избиения его сторонниками противников «имяславия» и насильственного изгнания из обители в январе 1913 г. игумена Иеронима (Силина) и более 50 его сподвижников59. По их словам, руководил переворотом опытный военный Бу-латович, а помогали ему такие же опытные военные из его бывшего гусарского эскадрона, принявшие вместе с ним монашество и ушедшие на Афон. Сторонники «имяславия» тоже не отрицали силовой сценарий событий в Андреевском скиту, хотя и преподносили это в более мягких тонах60. На Афоне ими был учрежден «Союза Михаила Архангела», а в России их поддержал влиятельный при императорском дворе Григорий Распутин61. В то же время архиепископ Антоний (Храповицкий) и ряд других влиятельных российских иерархов выступи-
57 Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба с имяборцами... С. 25—27.
58 Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 342—577; Он же. Имяславие // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 457—495; Шкаровский М. Имяславская смута... С. 20—107; Сенина Т. (монахиня Кассия). Последний византиец... С. 52—86; Шумило С. Булатовичники // Енциклопещя сучасно! Украши. Т. 3 («Бю» — «Бя»). Кшв: 1нститут енци-клопедичних дослщжень НАН Украши, 2004; Половинкин С. Хроника Афонского дела // Начала. 1995. № 1-4. С. 7-2.
59 Климент, мон. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги «На горах Кавказа». М., 2005; Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина). С. 52-62; Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 г. в Пантелеимоновом монастыре. М., 1913; Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914; Он же. Афонская смута // Святое Православие и именобожническая ересь. Х., 1916. С. 101-148; История афонской смуты. Пг., 1917. Вып. 1; Имябожники и Церковь // Новое время. 07.05.1914. № 13 703; Петр Пиголь, игум. Краткий исторический очерк афонской смуты. М., 2005; Он же. Афонская трагедия. М., 2005. С. 36-120.
60 Забытые страницы русского имяславия. С. 261-265 (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 30-35); Антоний (Булатович), иеросхим. Моя борьба. С. 25-73.
61 Шкаровский М. Имяславская смута. С. 35, 59, 61.
ли с жесткой критикой действий «имяславцев» и их «нового имябожнического учения», назвав его «гусарским богословием».
Все эти споры с применением силы против оппонентов в дальнейшем привели к трагическим событиям: осуждению «имяславцев» как еретиков Священным Кинотом Афона, Константинопольским Патриархом и Священным Синодом при нем, а также Святейшим Синодом Российской Церкви, после чего по требованию греческой стороны все русские монахи-имяславцы (более 800 человек) были при помощи солдат насильно выдворены с Афона и расселены по разным российским монастырям62.
Однако, прежде чем произошли вышеописанные события «афонской смуты» 1913 года, о. Антоний пытался создать на Афоне собственный скит «для бывших отставных военных», о чем и написал в 1912 г. письмо императору Николаю II.
Изначально иеросхимонах Антоний, покинув 25 июля 1912 г. Андреевский скит, нашел временное пристанище в Благовещенской келлии. Обитель эта была расположена недалеко от Андреевского скита, вверху над монашеским поселком Кариесом — административным центром Афона и принадлежала сербскому Хи-ландарскому монастырю. К началу ХХ в. в этой келейной обители проживало свыше 70 человек братии. Обитель представляла собой несколько строений на небольшом участке земли: ветхий корпус с параклисом (храмом) Благовещения Богородицы; новый каменный четырехэтажный корпус с параклисом Воскресения Христова; двухэтажный дом с кельями; большое здание под столярные и другие мастерские и кладовые; пониже нового корпуса — конный двор с большим, в два с половиной этажа, домом для рабочих и под конюшни. Рядом длинное здание занимала кузница и большая слесарная мастерская. Помимо этого, при обители была иконописная мастерская. Также на пристани Дафни обитель имела собственное помещение для приема паломников63.
Настоятелем Благовещенской келлии с 1887 г. был отец Парфений (Гвоздев; 1840-1917)64, который отстроил эту обитель буквально из руин и который славился на весь Афон оказанием в обители приюта и гостеприимства всем нуждавшимся бедным монахам, сиромахам и пустынникам, с которыми братия делилась всем, что у них было.
62 Забытые страницы русского имяславия. С. 66-210; Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 г. в Пантелеимоновом монастыре. М., 1913; Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. С. 386-405, 548-577; Он же. Имяславие... С. 457-495; Шкаров-ский М. Имяславская смута... С. 78-86.
63 Анатолий, иером. Святая Гора Афон и ее Благовещенская обитель. Казань. 1901; Павловский А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 67-73; Павловский А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. С. 46-49; Он же. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых: Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 179-182; Русская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы // Монахологии русских обителей на Афоне. Серия: Русский Афон ХЬХ-ХХ веков / под ред. иером. Макария (Макиенко). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 183-186.
64 Монахологии русских обителей на Афоне. С. 188.
В этой келейной обители, наряду с прочими бездомными сиромахами и пустынниками, с июля по декабрь 1912 г. нашел себе временное пристанище и о. Антоний с несколькими своими сторонниками.
Однако долго жить в чужой обители, в подчинении у другого настоятеля и следовать установленным здесь общим правилам и порядкам не входило в планы дворянина и бывшего офицера, к тому же состоятельного и не лишенного амбиций. Булатович начал подыскивать на Афоне заброшенную и в то же время пристойную обитель, куда мог бы переселиться со своими последователями, и остановил свой выбор на бывшем «казачьем» скиту «Черный Вир», построенном украинскими казаками в 1740-е гг. на землях болгарского Зографского монастыря.
Неизвестное письмо о. Антония (Булатовича) императору Николаю II по поводу скита «Черный Вир»
Письмо императору Николаю II датируется 1912 г. и помещено в подшивке копий документов Благовещенской келлии, относящейся к Хиландарскому монастырю. Сама подшивка представляет собой объемный журнал в твердом переплете формата А4, куда переписывались копии всех исходящих документов Благовещенской келлии за 1912 год. В архиве Хиландарского монастыря этот сборник значится как «Переписка (коп|алник) Благовештенске Кел|е. Хиландар. 1912». Инвентаризационный номер 198.
Согласно проставленной в журнале нумерации, на листах 10-10 об. помещен текст письма о. Антония (Булатовича) на имя императора Николая II65.
Документ составлен на русском языке, написан рукописным шрифтом в дореформенной орфографии, действовавшей в России до 1918 г. К сожалению, на копии документа не указана точная дата составления и отправки письма. Поэтому можно с уверенностью лишь сказать, что составлено оно было в период с июля по ноябрь 1912 г., когда о. Антоний жил при Благовещенской келлии Хиландарского монастыря в Кариесе.
В письме кратко описывается история «казацкого» скита «Черный Вир» от основания его «малороссиянами военными» в 1747 г. до состояния его на момент составления письма в 1912 г. Булатович сообщает, что скит «Черный Вир» был устроен «при Царственных пособиях Императрицы Елисаветы Петровны, в 1747 году, и оконченный в 1754 г. при Зографском архимандрите Акакии». Описывается местонахождение скита и его состояние. Кроме того, Булатович сообщает важную деталь относительно численности и национального состава насельников «Черного Вира» к началу XIX века: «пред турецкой войной 1829 г. в нем (в скиту. — С. Ш.) жило до 30 малороссиян (военных), но с той поры скит опустел»66.
65 Архив Сербского Хиландарского монастыря на Афоне (АСХМА). Д. 198. Переписка (кощалник) Благовештенске Кел|е. Хиландар, 1912. Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II, 1912 г. Л. 10-10 об.
66 АСХМА. Там же. Л. 10.
Из письма о. Антония становится известна интересная деталь: оказывается, зографские монахи дважды пытались снести запустевший скит, однако это им не удавалось. Вокруг этих событий на Афоне ходили легенды. Как пишет Булатович, «в настоящее время Зографские иноки хотели дважды сломать и снести храм и все постройки в Черном-Вире, но оба раза появлялся огромный черный Змей и прогонял о. эконома с его рабочими почему скит до сих пор не разрушен»67.
Еще одна важная деталь, которую сообщает о. Антоний, это сведения о денежном вкладе на скит, положенный на банковские счета обители еще в XVIII в. Об этом вкладе и возможных банковских процентах от него, набежавших за более чем 100 лет, на Афоне ходили всевозможные легенды и слухи. Ссылаясь на накопившиеся банковские проценты от вклада на «Черный Вир», о. Антоний (Булатович) обращается к императору Николаю II с просьбой помочь восстановить обитель для отставных военных, поскольку и сам этот скит в свое время был построен именно с этой целью.
Заключает Булатович свое письмо к императору такими словами:
Поэтому мы, Ротмистр Гвардии в отставке Александр Ксавериевич Булатович, ныне Иеросхимонах о. Антоний, Штабс-Ротмистр числящийся по конному народному ополчению П. Д. Григорович68 и Духовник иеромонах о. Маркелл, плававший во время Русско-Японской войны с эскадрой Рождественского адмирала, и имеющий за эту войну кабинетный крест на Георгиевской ленте, — находясь теперь на Афоне, не имеем свои главы преклонить вместе со многими другими, нам подобными, всеподданейше просим Ваше Императорское Величество обратить внимание на скит Черный-Вир и вручить его нам, отставным слугам Вашего Величества, со всеми, принадлежащими ему правами и капиталами, для полной его реставрации и возрождения в нем монашеского жительства на началах древне-иноческих уставов69.
Также в письме имеется приписка такого содержания:
Мы, престарелые и раненные военные, желаем остаток наших дней провести на Св. Афонской Горе, в монашестве и молитве за Царя и весь Царствующий Дом и за весь род наших царей. А для сего предмета на Афоне,
67 АСХМА. Там же. Л. 10 об.
68 О бывшем штаб-ротмистре Переяславского драгунского полка П. Д. Григоровиче протопресвитер Михаил (Польский) в своей книге «Новые мученики Российские» сообщает следующее: «В 1928 г. или в начале 1929 г. в кавказских горах была отыскана и расстреляна группа имяславцев, монахов-подвижников, высланных с Афона после известного имяславского движения. Во главе стоял Павел Дометич Григорович, дворянин, помещик и ротмистр из Киевской губернии, который после 20 лет монашества, по призыву в Армию, был на войне 1914 г. и после ее окончания, в революцию, вернулся в Кавказские горы и носил имя Пантелеймона. Составитель этой книги был с ним лично знаком, как и с другими имяславцами, потому что в 1918 г. во время Гражданской войны и власти Белых на Кубани, у кубанских миссионеров (среди которых был и он) состоялось несколько совещаний с имяславцами в целях примирения их с Православной Церковью в догматическом споре об имени Божием. Был выработан целый ряд догматических положений, которые и были подписаны обеими сторонами» (см.: Польский М., протопр. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957. С. 248). Также о П. Григоровиче см.: Забытые страницы русского имяславия. С. 11-12.
69 АСХМА. Д. 198. Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича). Л. 10 об.
при Зографском Болгарском монастыре, имеется бывший Скит, называемый Черный-Вир70.
Какова была реакция императора Николая II на такое обращение и была ли она вообще, неизвестно. Ответ на этот вопрос еще предстоит отыскать в российских архивах. Однако дальнейшие события, связанные с «имяславской смутой», во главе которой стоял о. Антоний, не только не способствовали восстановлению скита «Черный Выр», но и привели к серьезному подрыву авторитета и влияния славянского монашества на Афоне.
Обращает на себя внимание тот факт, что в письме на имя монарха о. Антоний совершенно умалчивает об уже имевшемся на тот момент «имяславском» конфликте и причинах оставления им Андреевского скита. Он делает акцент на необходимости создания отдельной обители для монахов — «отставных военных, участвовавших в военных действиях и продолжительно служивших». Причем такую идею он вынашивал еще задолго до включения в «имяславские споры». Собственно это было одной из целей его неудавшегося «эфиопского проекта». Вероятнее всего, что на момент составления письма о. Антоний еще не настолько глубоко проникся «имяславскими спорами» и все еще продолжал лелеять мечту о создании на Афоне собственной «воинской» обители, по примеру древнего «казачьего» скита, со своим уставом, правилами, порядками и т. п. Или же он планировал этот скит сделать центром «имяславия», но умышленно умалчивал о подлинных причинах, надеясь вызвать сочувствие у императора к идее обители «отставных слуг государевых» на Афоне.
По всей видимости, о. Антоний был не первым, кто пытался возобновить скит «Черный Выр». Болгарский епископ Браницкий Неофит (Николов, 18441908) — бывший протосингел Болгарского экзархата и ректор болгарской семинарии в Константинополе, в письме на имя игумена Зографского монастыря архимандрита Григория упоминает письмо зографского игумена № 60 от 23 мая (в период с 1902 по 1908 г.), в котором сообщалось, что «русские келлиоты в очередной раз хотели завладеть Скитом, претендуя на 1) то, что когда-то он был русским; 2) что Зограф отрекся от него перед российским правительством, чтобы завладеть имуществом в Бессарабии, половина которого тогда якобы принадлежала монастырю, а другая — Скиту; 3) что те келлиоты русы было направили соответствующие просьбы к императору и в Синод, подкрепив их доказательствами, взятыми из какой-то книги с подписями, которая была им продана каким-то монастырским библиотекарем и на которой было 600 подписей»71.
Епископ Неофит в своем письме настоятельно рекомендовал игумену Зо-графского монастыря оставаться «благоразумным и неподатливым»72 и не отступать на будущее даже «перед разными видами насилия»73 относительно попыток русских святогорцев возобновить «Черный Выр», представляя русских иноков в
70 АСХМА. Д. 198. Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича). Л. 10.
71 Архив Болгарского Зографского монастыря на Афоне (АБЗМА). История за Скито Чернъ Виръ. Препис от писмото на Браницкия епископ Неофит до архимандрита Григория, игумен на Свещената Зографска обител. Рукопись. С. 18-19.
72 Там же. С. 28.
73 Там же. С. 23-24.
крайне негативных тонах. Кроме того, он советовал игумену уничтожить скитскую печать: «Должны поискать ту печать и как найдете — уничтожьте ее, потому что в братстве может найтись другой Иуда, который может ее украсть и передать какому русину, который грезит Черным Виром, а это зло повлечет гораздо большее зло, чем подписи на книге»74.
Причины негативного отношения епископа Неофита (Николова) и других представителей болгарского Зографского монастыря к восстановлению «Черного Вира» как «русского скита» подробно описаны в других наших исследованиях75, поэтому здесь не будем повторяться. В то же время стоит обратить внимание, что о. Антония (Булатовича) в деле бывшего «казацкого» скита «Черный Вир», похоже, интересовало не столько его духовно-историческое наследие, сколько «особый капитал» и проценты с него76.
По преданию, учреждение скита было осуществлено украинскими казаками при поддержке российской императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761), которая состояла в тайном морганатическом церковном браке с графом Алексеем Разумовским (Розумом), родным братом Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины и Войска Запорожского. Так, в воспоминаниях монаха Игнатия (Деншина) за 1768 г. сообщается, что «оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны <.> В архидраге прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память»77. При этом Игнатий уточняет, что «в оном монастыре начальствующий строитель Григорий, пострижен-ник Киево-Печерския лавры»78. Упомянутый здесь «начальствующий строитель Григорий» — бывший бунчуковый товарищ Нежинского казачьего полка, а на тот момент уже афонский иеросхимонах Григорий (Голуб). По всей видимости, через свои родственные связи он был знаком с бывшими казаками Козелецкой сотни (ныне Козелецкого района Черниговской области) братьями Розумами (Розумовскими), через которых мог получить разрешение от императрицы Елизаветы на создание казаками собственного скита на Святой Горе и выделение на его нужды казенных средств.
Более подробно о денежной субсидии, выдававшейся в России Зографско-му монастырю на нужды скита «Черный Вир», повествуется в исследовании об основателе скита иеросхимонахе Григории (Голубе)79.
Следует обратить внимание, что в начале ХХ в. о получении Зографом упомянутой субсидии на «Черный Вир», помимо о. Антония (Булатовича), сообщалось и в «Путеводителе по Афону» за 1913 г., где Черно-Вырская обитель хоть и
74 АБЗМА. Там же. С. 17-18.
75 Шумило С. Афонский скит «Черный Выр» и попытки воссоздания нового Русика... С. 214-246; Он же. В. Козацький скит «Чорний Вир» на Афот у XVIII ст... С. 69-77; Он же. Бунчуковий товариш Ншинського полку Григорш Голуб... С. 60-80; Шумило С., Алфьоров О. Печатка «козацького» скиту «Чорний Вир»... С. 6-10.
76 АСХМА. Д. 198. Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича). Л. 10-10 об.
77 Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую гору, Святую Землю и Египет. 1766-1776 гг. // Православный палестинский сборник. СПб., 1891. Т. XII. Вып. 36 (3). С. 12-13.
78 Там же.
79 Шумило С. Бунчуковий товариш Шжинського полку Григорш Голуб... С. 60-80.
указывалась в перечне скитов Афона, но при этом уточнялось, что «скит запустел и хотя получает из России субсидию, но его не возобновляют»80.
Интересные сведения об этой субсидии имеются и в малоизвестной рукописи на румынском языке под названием «Memoriu»81. В этом документе сообщается, что скит «Черный Вир» в начале XIX века «опустел и по этой причине его земля и все имущество и строения Скита отошли в собственность Монастыря-продавца. И таким образом монастырь Зограф унаследовал заброшенный Скит и до сего дня получает регулярно из России ежегодную сумму в размере 3000 рублей, которая была назначена Скиту в качестве субсидии на его строительство. Сейчас во всем Скиту не живет никто, кроме охранника, и все строения постепенно разрушаются по причине отсутствия ухода за ними»82. При этом в «Memoriu» уточняется, что имущество скита «Черный Вир» на начало ХХ в. «оценивалась тогда в сумме 100 000 рублей»83.
В то же время болгарский епископ Неофит (Николов), пытаясь оспаривать претензии русских монахов на скит, утверждал, что императрицей Елизаветой Петровной на скит было подарено всего лишь 1000 рублей. Однако при этом в письме на имя игумена Зографского монастыря он уточнял, что получаемые из России субсидии монастырь держит в Херсонском банке, настоятельно рекомендуя зографскому игумену немедленно забрать их оттуда и перевести во французский банк «Креди Лионне» (фр. Crédit Lyonnais)84.
Как видим, легенды о денежных вкладах с позволения или по поручению императрицы Елизаветы Петровны на банковские счета афонского скита «Черного Вира» имели под собой основания. С момента учреждения обители в 1740-е гг. банковские проценты от этого вклада могли составлять весьма солидную сумму. Это и привлекло особое внимание о. Антония (Булатовича) к этой старинной «казацкой» обители.
В то же время, как было показано выше, попытки восстановления «Черного Вира» в начале ХХ в. столкнулись с серьезным противодействием как со стороны влиятельного болгарского иерарха Неофита (Николова), так и священноначалия Зографского монастыря. Причины этого объясняет игумен соседнего греческого монастыря Эсфигмен и очевидец тех событий архимандрит Герасим (Смир-накис), который сообщает, что епископ Неофит не скрывал своего нежелания принимать в Зографе русских монахов из-за опасений, что те могут захватить и весь Зографский монастырь и изгнать из него болгар85. Именно он настоятельно убеждал игумена и братию Зографа не допустить восстановления «Черного Вира» в начале ХХ в.
80 Путеводитель по Св. Горе Афонской / сост. А. А. Павловский. Афон, 1913. С. 99.
81 Memoriu [al calugarilor rusi, proprietari de Chilii si Colibe in Sf.Munte al Athonului catre Guvernul Majestatii Sale Domnului si Imparatului tuturor Rusiilor, unicului Protector natural al compatriotilor sai in Turcia]. Рукопись. Л. 13 об. (коллекция А. Маголы, перевод с румынского его же).
82 Там же.
83 Там же. Л. 16.
84 АБЗМА. История за Скито Чернъ Виръ... С. 9-11, 21, 30-32.
85 Г. То ^yiov Юрод. A6f|va, 1903. 2. 560-561.
К сожалению, как показывают последующие события «имяславской смуты» в Андреевском скиту и Пантелеимоновом монастыре, опасения болгар, в частности в отношении иеросхимонаха Антония (Булатовича), на тот момент оказались небезосновательными. Наличие большого количества бывших военных среди российских афонских монахов, как и преобладающее большинство выходцев из Российской империи среди афонского монашества (4800 русских против 3900 греческих монахов)86, вызывало в начале ХХ в. опасения не только у болгар, но еще больше у греков. Поскольку в конце 1912 — начале 1913 г. Афон был занят греческими войсками и введен в состав Греческого государства, греки воспользовались «имяславской смутой» для выселения и уменьшения численности российских подданных на Афоне.
Что касается судьбы скита «Черный Вир», то еще в начале ХХ в. он использовался болгарскими иноками как келлия, где «уединяются там человека по два или по три по благословению настоятеля монастыря»87. Известно, что еще в 1930 г. «Черный Выр» функционировал, хотя там и оставался всего один монах-болгарин. Об этом известно из годового отчета Афонского Свято-Ильинского скита в Протат за 1930 г.88
Существование на Афоне «казачьего» скита «Черный Выр» (Мавро Вир) и попытки его восстановления в конце XIX — начале ХХ в. являются важной и одновременно малоисследованной страницей в истории отечественного свято-горского монашества.
Эта совершенно забытая ныне «казачья» обитель в автономной монашеской республике долгое время была единственным духовно-культурным связующим звеном между центром православного аскетизма и запорожским казачеством, благодаря чему в начале ХХ в. привлекла к себе внимание лидера афонских «имяславцев» иеросхимонаха Антония (Булатовича). К сожалению, существование на Афоне этого скита по сей день остается одной из наименее изученных страниц в истории как Святой Горы, так и ее взаимоотношений со славянским миром.
Рассматриваемая в статье личность о. Антония и его деятельность в истории Афона и Русской Церкви неоднозначны и до сих пор вызывают споры и противоречивые оценки. Одно можно сказать с уверенностью, что человек это был незаурядный, до фанатизма искренний и энергичный, хотя и направлял свою энергию нередко в непредсказуемое и не всегда миротворческое русло. Жизнь его трагически оборвалась в 1919 г. во время революционной смуты. Поиск и
86 В 1912 г. на Афоне в Пантелеимоновом монастыре, Андреевском и Ильинском скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около 4800-5000 насельников из пределов Российской империи, что составляло более половины всех монахов Афона — в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. В одном только Пантелеимоновом монастыре состояло около 1900 насельников (см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1912 до 2015 года. Серия: Русский Афон XIX—XX вв. Т. 6. Афон: Панте-леимонов монастырь, 2015. С. 117).
87 Путеводитель по св. Афонской Горе и указатель ее святынь и прочих достопамятностей, с 29-ю видами монастырей и скитов, и картою Афона. Изд. седьмое Афонского Русского Пан-телеимонова монастыря. М., 1895. С. 60.
88 АРПМА. Д. 3. Оп. 36. Док. А 1268 (Письма из Ильинского скита 1857-1958 гг.). Л. 1064.
изучение архивных документов помогли бы выявить многие неизвестные или приукрашенные факты биографии этого человека, вошедшего в историю Афона и Русской Церкви начала ХХ века.
Приложение
Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II, 1912 г.89
Иисусе Христе, помогай нам!
Пресвятая Владычица наша Богородице, спаси нас!
Ваше Императорское Величество, Государь наш!
Мы, престарелые и раненные военные, желаем остаток наших дней провести на Св. Афонской Горе, в монашестве и молитве за Царя и весь Царствующий Дом и за весь род наших царей. А для сего предмета на Афоне, при Зограф-ском Болгарском монастыре, имеется бывший Скит, называемый Черный-Вир, устроенный русскими, при Царственных пособиях Императрицы Елисаветы Петровны, в 1747 году, и оконченный в 1754 г. при Зографском архимандрите Акакии.
Черный-Вир отстоит только на полчаса ходу от Зографа. Соборный храм его посвящен Рождеству Пресвятыя Богородицы; а по сторонам, правый придел в честь Печерских Святых, левый — в честь преп. Иоанна Рыльского. Пред турецкой войной 1829 г. в нем жило до 30 малороссиян (военных), но с той поры скит опустел. (Путеводитель по Св. Афонской горе, изд. Скита Св. Прор. Илии. 1902 г.).
Для поддержания скита и для содержания братии в нем Императрицею Ели-саветою был назначен особый капитал, проценты с которого до сего времени выдаются Св. Синоду на сей именно предмет. Поэтому в Св. Синоде, за 80 лет запустения Скита Ч-Вир, накопилась значительная сумма с процентов этих, на которую можно вполне реставрировать Скит и яр90 восстановить иноческое в нем жительство из лиц отставных военных, участвовавших в военных действиях и продолжительно служивших.
Поэтому мы, Ротмистр Гвардии в отставке Александр Ксавериевич Булато-вич, ныне Иеросхимонах о. Антонш, Штабс-Ротмистр числящийся по конному народному ополчению П. Д. Григорович и Духовник иеромонах о. Маркелл, плававший во время Русско-Японской войны с эскадрой Рождественского91 адмирала, и имеющий за эту войну кабинетный крест на Георгиевской ленте, — находясь теперь на Афоне, не имеем свои главы преклонить вместе со многими другими, нам подобными, всеподданейше просим Ваше Императорское Вели-
89 АСХМА. Д. 198. Переписка (кощалник) Благовештенске Кел|е. Хиландар. 1912. Л. 1010 об.
90 Зачеркнуто.
91 Фамилия в тексте написана с ошибкой. Имеется в виду вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский (1848-1909).
чество обратить внимание на скит Черный-Вир и вручить но его нам, отставным слугам Вашего Величества, со всеми, принадлежащими ему правами и капиталами, для полной его реставрации и возрождения в нем монашеского жительства на началах древне-иноческих уставов.
В настоящее время Зографские иноки хотели дважды сломать и снести храм и все постройки в Черном-Вире, но оба раза появлялся огромный черный Змей и прогонял о. эконома с его рабочими почему скит до сих пор не разрушен.
Список литературы
Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина) // Схиепископ Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной / публ., подг. текста, вступ. ст., сост., коммент.
B. В. Шумило, С. В. Шумило. Глазов, 2013.
Елисеев А. Отец Паисий и Русская духовная миссия в Абиссинии // Русский паломник.
1888. № 44. С. 522-523; № 45. С. 535-537; № 47. С 563-567. Забытые страницы русского имяславия: сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910-1913 гг. и движению имяславия в 1910-1918 гг. / сост. А. М. Хитров, О. Л. Соломина. М.: Паломник, 2001. Затекин Т., архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии. Архимандрит Тихон //
Иерусалимский вестник ИППО. 2014. № 5-6. Ижицкий Г. В. Имяславец: Очерк о духовном и жизненном пути Александра Ксаверьеви-
ча Булатовича. Харьков: Майдан, 2013. Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Ид. 3-е, испр. СПб., 2013. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22.
C. 457-495.
Имяславие: Сб. богословско-публицистических статей, документов и комментариев /
ред., сост. и коммент. прот. К. Борщ. Т. 3. М., 2005. Имябожники и Церковь // Новое время. 07.05.1914. № 13 703. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. М., 1975. Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник / Булатович А. К.
С войсками Менелика II. М., 1971. С. 3-31. Киселев А. Белые пятна в биографиях Булатовичей. Сумы: Киселев и Ко, 2014. Климент, мон. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги «На горах Кавказа». М., 2005.
Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия // Богословские труды.
Сб. 3. М.: Изд-во Московской патриархии, 1997. С. 155-164. Котницька С. П. Отець Антонш (О. К. Булатович). Суми: Ярославна, 2009. Луночкин А. В. Атаман «вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара-схимника // Родина. 1999. № 9. С. 64-69. Монахологии русских обителей на Афоне. Серия: Русский Афон ХГХ-ХХ вв. / под ред.
иером. Макария (Макиенко). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 18-19. Пахомов П., диак. Атаман Ашинов и архимандрит Паисий в подлинном освещении // Сайт храма свт. Димитрия в Москве. URL: http://www.hram-sdr.ru/index. php?module=pages&id=400 (дата обращения: 12.05.2020). Пиголь Петр, игум. Краткий исторический очерк афонской смуты. М., 2005. Пиголь Петр, игум. Афонская трагедия. М., 2005.
Половинкин С. М. Хроника Афонского дела // Начала. 1995. № 1—4. С. 7—42.
Половинкин С. М. Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 618-620.
Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Нью-Иорк; Джордан-вилль, 1957. Т. 2.
Пугач Э., Чернецов С. Русский офицер на службе императора Эфиопии // Africana.ru. Сетевой ресурс. URL: https://africana.ru/lands/Ethiopia/senigov.htm (дата обращения: 12.05.2020).
Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.
Шкаровский М. В. Имяславская смута // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1912 до 2015 года. Серия: Русский Афон XIX-XX вв. Т. 6. Афон: Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 20-107.
Шумило С. В. Булатовичники // Енциклопедiя сучасно! Украши. Т. 3 («Бю» — «Бя»). Ки!в: 1нститут енциклопедичних дослщжень НАН Укра!ни, 2004.
Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. Киев: Издательский отдел УПЦ, 2015.
Шумило С. В. Афонский скит «Черный Выр» и попытки воссоздания нового Русика в XVIII в. на Святой Горе // Афон и славянский мир. Сб. 3: Материалы междунар. науч. конф., посв. 1000-летию присутствия рус. монахов на Святой Горе (Киев, 21-23 мая 2015 г.). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 214-246.
Шумило С. В. Козацький скит «Чорний Вир» на Афош у XVIII ст. за маловщомими архiвними джерелами // Церква — Наука — Сустльство: питання взаемоди. Матерiали 15-! мiжнародноl науково! конференций (29 травня — 3 червня 2017 р.). К.: Нащональний Киево-Печерський юторико-культурний заповщник, 2017. С. 69-77.
Шумило С. В., Алфьоров О. А. Печатка «козацького» скиту «Чорний Вир» на Афош (середина XVIII — початок Х1Х ст.) // Кшвсьи юторичш студи (Kyiv Historical Studies). Науковий журнал Кшвського ушверситету iменi Бориса Гршченка. 2020. № 1 (10). С. 6-10.
Шумило С. В. Бунчуковий товариш Шжинського полку Григорш Голуб та заснування ним скиту «Чорний Вир» на Афош // Оверянський лггопис: Всеукра!нський науковий журнал. 2020, березень-квиень. № 2 (152). C. 60-80.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2020. Vol. 95. P. 94-117 DOI: 10.15382/sturII202095.94-117
Sergey Shumylo, Director of the International Institute of Athonite Legacy, Editor-in-Chief of the Academic Anthology "The Athonite Heritage", 126 Velyka Vasylkivska Str., Office 1, Kyiv 03150, Ukraine [email protected]
ORCID: 0000-0001-7041-7766
Unknown Letter of Hieroschemamonk Antoniy (Bulatovich) to Emperor Nicholas II as a Source for the History of the Skete "Black Whirlpool" and the History of "Disputes of Name-Glorifiers" in Athos
Abstract: This article studies for the first time and makes public the letter of hieromonk Antoniy (A. K. Bulatovich, 1870—1919, former commander of a hussar squadron) addressed to Emperor Nicholas II. The text of the letter itself, preserved in the archive of the Serbian Hilandar monastery on Mount Athos, is also published as an appendix to the article. This document is a valuable source both for the history of the Athonite "Cossack" skete "Black Whirlpool", and on the history of the "disputes of Name-Glorifiers" in Mount Athos, as well as for the biography of hieromonk Antoniy (Bulatovich). It fills a number of gaps in Bulatovich's biography in 1912, particularly regarding his attempts after returning from Ethiopia to acquire the abandoned former "Cossack" skete "Black Whirlpool" to resettle his like-minded monks, former "retired military men" and "Name-Glorifiers". The article discusses information and legends about the bank deposit and subsidies given by Empress Elizaveta Petrovna in the 1740s to bank accounts of the "Black Whirlpool" skete; Antoniy (Bulatovich) was hoping to get hold of the considerable interest amassed on this account. Besides, the article discusses attempts by Bulatovich to create his own monastery in Ethiopia and reasons for the conflict with the abbot of St. Andrew's Skete, after which he became leader of a radical opposition party of "Name-Glorifiers" on Mount Athos. Despite the fact that a rather great deal has been written about Antoniy Bulatovich, some aspects of his biography still remain insufficiently studied. A search and study of archival documents would help to reveal many unknown or embellished facts of both the biography of this person and the history of "Athos tumult" of the early 20th century.
Keywords: Antoniy Bulatovich, Nicholas II, Athos, Holy Mountain, Ethiopia, St. Andrew's Skete, Black Whirlpool, Mavroviros, Name-Glorifiers, Name of God, Athos tumult.
S. Shumylo
References
Avtobiografiia skhiepiskopa Petra (Ladygina) (2013) [Autobiography of Schema-Bishop Petr (Ladygin)], in V. V. Shumilo, S. V. Shumilo (eds) Skhiepiskop Petr (Ladygin): Nepokolebimyi stolp TserkviKatakombnoi [Schema-Bishop Petr (Ladygin): Unwavering pillar of catacomb church]. Glazov (in Russian).
Khitrov A., Solomina O. (eds) (2001) Zabytye stranitsy russkogo imiaslaviia [Forgotten pages of Russian Name-Glorifying]. Moscow (in Russian).
Zatekin T., archmandrite (2014) "Otets Paisii i Russkaia Missiia v Abissinii. Arkhimandrit Tikhon" [Father Paisiy and Russian Mission in Abissinia. Archmandrite Tikhon]. Ierusalimskii vestnik IPPO, 5—6 (in Russian).
Izhitskii G. (2013) Imiaslavets: Ocherk o dukhovnom i zhiznennom puti Aleksandra Ksaver'evicha Bulatovicha [Name-Glorifier: a biography of Alexander Xaverievich Bulatovich]. Khar'kov (in Russian).
Ilarion (Alfeev), metropolitan (2013) Sviashchennaia taina Tserkvi: Vvedenie vistoriiu iproblematiku imiaslavskikh sporov [Sacred mystery of Church: Introduction to the history and problems of discussions of Name-Glorifiers]. St Petersburg (in Russian).
Ilarion (Alfeev), archbishop (2009) "Imiaslavie" [Name-Glorifying], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 22. Moscow. P. 457—495 (in Russian).
Borshch K. (ed.) (2005) "Imiaslavie" [Name-Glorifying], vol. 3. Moscow (in Russian).
Katsnel'son I., Terekhova G. (1975) Po neizvedannym zemliam Efiopii [Across the unexplored lands of Ethiopia]. Moscow (in Russian).
Katsnel'son I. (1971) "A. K. Bulatovich — gusar, zemleprokhodets, skhimnik" [A. K. Bulatovich, the hussar, pathfinder, ascetic], in Bulatovich A. K. S voiskami Menelika II[With the troops of Menelik II]. Moscow. P. 3—31 (in Russian).
Kiselev A. (2014) Belyepiatna v biografiiakh Bulatovichei [Gaps in the biographies of the Bulatovi-ches]. Sumy (in Russian).
Kliment, monk (2005) "Imiabozhnicheskii bunt, ili Plody ucheniia knigi «Na gorakh Kavkaza»" [The riot of Onomatodoxy, or the fruits of the doctrine of the book "On the mountains of the Caucasus"]. Moscow (in Russian).
Kravetskii A. (1997) "K istorii spora o pochitanii Imeni Bozhiia" [To the discussion about glorifying the Name of God]. Bogoslovskie trudy, 3. Moscow (in Russian).
Kotnits'ka S. (2009) Otets'Antonii (O. K. Bulatovich) [Father Antoniy (o. K. Bulatovich)]. Sumi (in Ukrainian).
Lunochkin A. (1999) «Ataman vol'nykh kazakov» Nikolai Ashinov i ego deiatel'nost' ["Leader of the free cossacks" Nikolai Ashinov and his activities]. Volgograd (in Russian).
Mikhailov A. (1999) "Znamenityi Sashka Bulatovich. Istinnaia istoriia gusara-skhimnika" [The famous Sashka Bulatovich. A true story of the hussar-ascetic]. Rodina, 9, p. 64 (in Russian).
Makarii (Makienko), hieromonk (2016) Monakhologii russkikh obitelei na Afone. Seriia: Russkii Afon XIX—XX v. [Monkology of Russian monasteries in Athos. Series: Russian Athos of the 19th — 20th centuries]. St. Panteleimon Monastery, Athos. P. 18—19 (in Russian).
Pigol' Petr, hegumen (2005). Kratkii istoricheskii ocherkafonskoismuty [Brief historical outline of Athonite tumult]. Moscow (in Russian).
Pigol' Petr, hegumen (2005). Afonskaia tragediia [Athonite tragedy]. Moscow (in Russian).
Polovinkin S. (1995) "Khronika Afonskogo dela" [Chronicle of the Athonite case]. Nachala, 1—4, p. 7—42 (in Russian).
Pol'skii Mikhail, archpriest (1957) Novye mucheniki rossiiskie [New Martyrs of Russia], vol. 2. New York (in Russian).
Senina T. (2013) Poslednii vizantiets. Religiozno-filosofskaia mysl' ieroskhimonakha Antoniia (Bulatovicha) i ee vizantiiskii kontekst [The last Byzantian. Religious and philosophical thought
of Hieroschemamonk Antoniy (Bulatovich) and its Byzantian context]. St Petersburg (in Russian).
Shkarovskii M. (2015) "Imiaslavskaia smuta" [The tumult of Name-Glorifiers], in Istoriia Russkogo Sviato-Panteleimonova monastyria na Afone s 1912 do 2015goda. Seriia: Russkii Afon XIX—XXvv. [History of the Russian St. Panteleimon Monastery in Athos from 1912 to 2015. Series: Russian Athos of the 19th — 20th centuries], vol. 6. St. Panteleimon Monastery, Athos. P. 20-107 (in Russian).
Shumilo S. (2004) "Bulatovichniki" [Followers of Bulatovich], in Entsiklopediia suchasnoï Ukraïni [Encyclopaedia of the present-day Ukraine], vol. 3. Kiev (in Ukrainian).
Shumilo S. (2015) «Dukhovnoe Zaporozh'e» na Afone. Maloizvestnyi kazachii skit «Chernyi Vyr» na Sviatoi Gore ["Spiritual Zaporozhye" in Athos. Little-known cossack skete "Chernyi Vyr" in the Holy Mountain]. Kiev (in Russian).
Shumilo S. (2016) "Afonskii skit «Chernyi Vyr» i popytki vossozdaniia novogo Rusika v XVIII v. na Sviatoi Gore" [Athonite skete "Chernyi Vyr" and attempts to recreate new Rusik in the 18th century in the Holy Mountain], in Afon i slavianskii mir. Sbornik 3: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 1000-letiiu prisutstviia russkikh monakhov na Sviatoi Gore (Kiev, 21—23 maia 2015g.) [Athos and the Slavonic world. Collection 3: Materials of the conference commemorating the 1000th anniversary of the presence of Russian monks in the Holy Mountain (Kiev, 21-23 May, 2015)]. St. Panteleimon Monastery, Athos. 2016. S. 214246 (in Russian).
Shumilo S. (2017) "Kozats'kii skit «Chornii Vir» na Afoni u XVIII st. za malovidomimi arkhivnimi dzherelami" [Cossacks' skete "Chornii Vir" in Athos in the 18th century in the light of little-known archival sources], in Tserkva — Nauka — Suspil'stvo: pitannia vzaemodiï. Materiali 15-ï mizhnarodnoï naukovoï konferentsiï (29 travnia — 3 chervnia 2017 r.). Kiev. P. 69-77 (in Ukrainian).
Shumilo S., Alforov O. (2020) "Pechatka «kozats'kogo» skitu «Chornii Vir» na Afoni (seredina XVIII — pochatok XIX st.)" [Stamp of the "cossacks'" skete "Chornii Vir" in Athos (mid-18th — early 19th centuries]. Kiïvs'ki istorichni studiï (Kyiv Historical Studies). Naukovii zhurnal Kiïvs'kogo universitetu imeni Borisa Grinchenka, 1 (10), pp. 6-10 (in Ukrainian).
Shumilo S. (2020) "Bunchukovii tovarish Nizhins'kogo polku Grigorii Golub ta zasnuvannia nim skitu «Chornii Vir» na Afoni". Siverians'kii litopis: Vseukraïns'kii naukovii zhurnal, 2 (152), p. 60-80 (in Ukrainian).