Научная статья на тему 'Неизвестная страница истории дореволюционной Мордовии'

Неизвестная страница истории дореволюционной Мордовии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестная страница истории дореволюционной Мордовии»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бухарин Н. И. Проблемы теории и прак-, тики социализма. М.: Политиздат, 1989.

С. 94 — ,121.

2. Данилов В. П. Коллективизация. Переписка на исторические темы. М., 1989. С. 372 — 383. , I

:3. КПСС в резолюциях л рещениях съездов, конференций и пленумов ЦК- М.: Политиздат, 1984. ¡Т. 4. С. 299.

4. Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом //Поли. собр. соч.

Т. 43. С. 57 — 84.

5. Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922—1972 гг.: Юбилейный стат. сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 247 с.

6. Народное хозяйство .СССР за 70 лет. М.: Финансы я статистика, 1987. 731 с.

7. Правда. 1990. 4 июня.

8. Сталин И. В. Год великого церелома // Соч. М, 1949. Т. 12. С. 125 — 132.

9. Сталин И. В. Речь на первом съезде колхозников-ударников // Соч. М., 1951. Т. 13. С. 243 — 256. ч

10. ЦГА'МССР,. ф. 193, он. 1, д. 46, л. 71.

11. ЦГА МССР, ф. 238, оп. 4, д. 4, л. 162 — 163.

12. ЦГА МССР, ф. 401, оп. 1, д. 46, л. 3—4.

13. ЦГА МССР, ф. 401, оп. 1, д. И, 13, 16, 21.

НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОРДОВИИ

В. ф. АЛУЕВ, соискатель кафедры истории Отечества

I

В наше тревожное и противоречивое время углубляющегося кризиса общества в России, в том числе и в Мордовии, формируется многопартийнай система, что вызывает растущий 'интерес общест* венности к истории этого сложного- процесса. Среди многих вопросов, на которые мы ищем сейчас ответ, есть и такие: какие партии действовали, в дореволюционной Мордовии; когда они возникли?

К сожалению, пока далеко не на все вопросы имеются достаточно обосдю: ванные ответы. Но- все же, правда, медленно и с большим трудом, дело- начинает меняться. В данной статье, в частной ытка р аскр ыть' •и противоречивый- процесс возникновения первых групп и организаций »партии эсеров и их деятельности в Мор до, в.и и, что до настоящего времени оставалось одним из «белых пятен» в истории нашей республики. В основу статьи, положены новые документы,

из

»ости, делается сложный

извлеченное автором из архивов Садкт-Петербурга, Пензы и Саранска.

Необходимо подчеркнуть, что основные политедаские партии в дореволюционной

складывдлись главным

азом в условиях нарастания революционного кризиса и в, ходе первой <бу р жу а з но-де м о<кр ати ч еской рев о л ю-

ции. 'Именно так произошло и с партией эсеров. Это во-первых. Во-вторых, все „возникающие партии входили в три политических лагеря, боровшихся за власть: правительственный, либерально-демократический и революционно-д емокр атический.

Самым многочисленным и крупным б ы л революционно-демокр атический

Ею» возглавляли большевики-

лагерь. Объединял

он меньшевиков, эсеров

анархистов и некоторые другие партии.

Эсеры называли себя крестьянской партией и считались наследниками народ нигков, корни шю&рых уходили в 60-е гг. XIX в. После разгрома в 1881 г, «Народной воли» в России- и за границей действовали отдельные их группы. .В конце 1901 г. наиболее крупные из них объединились. , В январе 1902 г. в

газете «Революционная Россия» было объявлено О! создании1 партии социалистов-революционеров (эсеров). Так появилась на политической арене крупнейшая мелкобуржуазная партия России.

Следует сказать, что еще до этого события начался процесс организационного оформления эсеров в таких губернских городах, как Нижний Новго-туг>1 тт* (Ъшбипск. Тамбов и Пенза. Эсеры

вели среди

паганду и агитацию,

крестьянства устцую про-

распространялн

.листовки и прокламации. Наиболее успешно- вначале это происходило в Пензенской губернии», так как в Пензе находилась хорошо оборудованная общепартийная типография эсеров (всего их-было> три). .Однако в конце 1902 г. она <5ыла выявлена и разгромлена полицией. Но деятельность эсеров продолжалась. Появились их первые последователи и среди -крестьянства Мордовия*

Так, вуИнсарско<м уезде в селе Бутур-лино довольно активно действовал И. Сафонов; в селе Новые Верхисаы — Е. Фирстов; в селе Ускляй— И.Ма-:зин. В деревне Дубровки Наровчатско-то уезда эсеровскую пропаганду вел местный крестьянин М. Чудаев. В Саранском уезде пытался развернуть революционную работу мещанин И. Стры-гин.

Эсеровские пропагандисты и агитаторы стремились расширить свое революционное. воздействие на русское и мордовское крестьянство. В этих целях они начали использовать массовые скопления тружеников деревни на крупных местных базарах и во время ярмарок, например, в уездном центре 'Наровчате.

В ходе развития революционной ра-возникали первые эсеровские группы и организации. Одна из «их появилась в конце 1902 г. в селе Парны Инсарского уезда. В нее вошли крестьяне И. Ф. Алексеев, И. И. Семин, •С. С. Гарин, О. Я. Бычков и другие. До хлаве организации стоял Н. С. Никитин. Крестьяне периодически тайно собирались по вечерам в доме И. Ф. Алексеева, где читали и обсуждали нелегальную литературу, получаемую .от революционеров станции Арапово Московско-Казанской железной дороги. Они ^распространяли эсеровские листовки и воззвания среди русского и? мордовского крестьянства соседних сел и деревень. *

Деятельность революционеров был а замечена местными властями. В январе 1903 г. инсарский уездный пристав попытался внедрять в организацию провокатора. Но он был разоблачен крестьянами, а члены революционной организации представили свою дея-

движения,

В

тельность только как просветительно-обр а зов а те ль н у ю и продолжали, работу. ,

Однако так получалось крайне редко. Обычно эсеровские группы ,и организации беспощадно уничтожалась полицией. Например, в феврале 1903 г. в селе Куликовка Инсарского уезда оыл разгромлен нелегальный кружок рабочих мельницы. Его руководитель И. А. Калинин был сослан в Сибирь, а другие арестованы и посажены в тюрьму.

Но репрессии не могли остановить р астущего крестьянского' усиления влияния на него эсеров. Инсарском и Саранском уездах «наиболее крепкие .позиции они имели в таких русских и мордовских селах,, как Ряза-навка, Токмово, Любятино, Ускляй, Новое и Старое Акшино-, Напольный Вьяе, Пишля и др.

'Необходимо- подчеркнуть, что эсеры действовали, не имея еще программы и уетава партии, что-, естественно, отрицательно-сказывалось на всей их революционной работе. Они создали «Крестьянский союз ¡партии социалистов-революционеров», от имени которого в 19Q2 г. было* опубликовано-два воззвания: «Ко всем работникам революционною- социализма в России» и «Ко всему русскому крестьянству». Это были интересные и весьма характерные для эсеров исторические документы. Ода, достаточно определенно показывали прсУшвЬречивость и непоследовательное! ь револ кщ ионных п рогнозов эсеров, их тактических уловок.

Так, они явно.преувеличивали рево-

л юционну ю а ктив ность кресть я нств а охраны и свое влияние на развитие •крестьянского движения. Эсеры всерьез язодагали, что уже в 1902 г. все крестьянство России было- гртово к восприятию их революционных идей, к восстанию против существующего порядка и лишь ждало своих руководителей, которыми, разумеется, они считали только -себя. При этом эсеры не учитывали, что среди крестьянства росло влияние российской социал-

демократическои рлоочеи .партии, особенно среди бедняков и нолупролетар-

•с к их слоев деревни. Эсеры делали став-* ку на все крестьянство', не учитывая его реального расслоения на бедняков', середняков и кулаков, не говоря уже о многих переходных и смежных социальных слоях и группах.

Эсеры считали крестьянство главной движущей силой будущей революции!. В то; же время в своем первом'воз-звании они обращались ко всем работникам ,революционного социализма в России, призывая «покрыть всю страну сетью тайных крестьянских организаций». Перед местными комитетами и группами эсеровской партии ставилась задача расширения воздействия на крестьянство, чтобы вовлечь его в решительную борьбу против самодержавия.

Определяя тактику и формы борьбы •крестьянства, естественно, под их руководством, эсеры давали весьма неопределенную и расплывчатую установку о возможности использования всего ар-сеиала средств: от мирной пропаганды до вооруженных террористических нападений, в том числе и на правитель-

г

ство.

Итак, опять террор — дань старой традиции народничества. Но нужно признать, что в рассматриваемое время эсеры все большее внимание уделяли мирной, пропаганде и агитации среди

крестьянства. В 1902— 1903 гг. в Пензенской, Тамбовской и Нижегородской губерниях появилась нелегальная литература «Народной революционной библиотеки» — совместное издание партии социалистов-революционеров и аграр-но-социалистической лиги. Проникала она и в Мордовию. Здесь, в частности, распространялись брошюры «Воля пар- < екая и воля народная», «Пауки и мухи», «Народный герой» и др-. В селах т них собирались целые библиотеки, п оль з о в а в ш и е с я б о л ь щ ой п о-п у л я р -ностью у крестьян. Так, начальник Пензенского губернского жандармского управления в мае 1903 г. получил сведения, что в селах Инсарского уезда существуют «тайные народные библиотеки, составленные преимущественно из тенденциозных изданий. Некоторые

из этих библиотек находятся в завело-

/

вании крестьян, а другие — учителей и учительниц... Крестьяне охотно читают эти издания и усваивают вредные

идеи».

Под влиянием прочитанного и революционных речей агитаторов (среди них были эсеры и социал-демократы) крестьяне отказывались платить налоги, переставали работать на помещика, сжигали поместья, «разбирали» амбары с хлебом. Все громче раздавались требования земли и воли, неповиновение и сопротивление властям возрастали. Одна из помещиц Пензенской губернии сообщала министру внутренних дел о движении крестьян осенью

1903 г.: «Почти ни одного дня не прохо-' дило без набатного звона и пожара...». BJ Мордовии среди многочисленных крестьянских выступлений в 1903 —

1904 гг. наиболее крупными являлись волнения в Новом Акшине Инсарского, Васильевке Наровчатского и Заулках Темниковского- уездов.

- Под эсеровским влиянием находи,-. лись некоторые молодежные и студен-♦ ческие организации Среднего Поволжья. Одной из них был «Временный центральный организационный совет семинаристов» с центром в Казани. Осенью 1901 г. представитель совета объехал многие, семинарии и создал там местные комитеты, в том числе в Пензе, Тамбове, Симбирске и других ; городах. Они начали действовать и в уездах, в том числе на территории Мордовии. ( .

К о гд а началась р ус с ко- япо н екая война, • эсеры усилили свою работу в войсках, среди запасных и новобранцев. Вот что говорилось в прокламации «К солдатам» Саратовского комитета эсеров: «...Не пройдет и нескольких месяцев, и война воочию всем покажет и докажет гнилость и неспособность ' нашего правительства... Солдаты! Если вы не рабы и наемники, если вы не чужаки своему народу, не враги земли русской, то вы должны чувствовать и понимать, чего' от вас требует ваша Родина. Она требует от вас своего освобождения! Освободить же Россию — значит свергнуть правительство и обуздать богачей». .

Как видно' из текста, призыв эсеров к освобождению России звучит определенно и сильно. Но в то же время совершенно неясно, почему освободить Россию — значит свергнуть правительство, а не самодержавие, весь царский режим. И уж совсем непонятно, что имели в виду эсеры, когда призывали солдат «обуздать богачей».

Между тем эта прокламация, как и некоторые другие,, была распространена в губерниях и уездах Среднего Поволжья, в том числе в Мордовии. Листовки подобного содержания выпускали и другие комитеты эсеров. Так,

к

летом 1904 г. Пензенский комитет эсеров выпустил прокламации «О войне с Японией» и «Во; что обходится народу содержание царя». Последняя из них была обнаружена в ИнсарЬком уезде близ села Медведовка. В селе Большие Кавендры Наровчатского уезда крестьянин Н. Мясников распространял эсеровские листовки, в том числе. «Революционная Россия».

В результате развития революционной активности партии эсеров увеличились ее ряды, рос авторитет среди трудящихся. Такова правда истории, а ее необходимо знать.

БЫЛА ЛИ СВОБОДА СОВЕСТИ!

(К ИСТОРИИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОРДОВИИ В 40-е ГОДЫ)

А. И. БЕЛКИН, аспирант

В последнее время мы являемся свидетелями того, как в условиях демократизации рухнуло негласное табу на решение ¡проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций. На страницы прессы хлынул поток разнообразных материалов и стало очевидным, сколь глубоко волнует эта тема все слои общества. Одновременно1 выявилась потребность в объективном изложении послереволюционной истории взаимоотношений церкви и государства.

Тема эта не был.а обойдена вниманием исследователей, однако недоступность множества документов, отражающих объективную картину, не позво-

ляла раскрыть ее в полной мере. ,

В рамках небольшой статьи трудно осветить, как складывались отношения между церковью и государством втече-г ние семи десятилетий. Попытаемся проанализировать лишь «небольшой отрезок истории, когда в этих отношениях наметился перелом, появились некоторые обнадеживающие тенденции. Это относится к середине 40-х годов.

Деятельность религиозных организаций в годы Великой Отечественной

воины вступила в прямое противоречие с тем стереотипом их, социально-политических воззрений, который насаждался- официальной,пропагандой в общественном сознании

' I

фашистов.

накануне Иллюзии об

вторжения успешном и повсеместном, «преодолении» религии, победе «безбожного движения»

правде

рассеивались, уступали место жизни, Миллионы верующих, уставших от административного диктата, надеялись, что сейчас-то их внутренние убеждения оставят в ¡покое, дадут возможность молиться и верить так, как жаждет их душа, измученная: бедой, что государство', пойдет на «примирение с церковью, которая заняла патриотические шозиции.

В на!чале 1943 г. Сталин и его окружение пришли к -решению о необходимости нор м а л из а ци и госуд а р ственно-церко'вных отношений. 14 сентября 1943 г. было принято 'постановление Совнаркома СССР об организации Совета по делам Русской православной цер к в и, п р и з в а ц н ого о существ л>ятъ связь государства с церковными организациями. В каждой области и рес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.