Научная статья на тему 'НЕИЗДАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ГЕРАСИМА ВЛАХА'

НЕИЗДАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ГЕРАСИМА ВЛАХА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философский журнал
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРАСИМ ВЛАХ / СОФРОНИЙ ЛИХУД / ИСТОРИЯ ЛОГИКИ / ЛИТЕРАТУРА КРИТА / КРИТСКИЙ РЕНЕССАНС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спиридонова Лидия Валентиновна, Курбанов Андрей Викторович

Герасим Влах является одним из самых выдающихся греческих ученых XVII в., он также известен как учитель братьев Лихудов, основавших Славяно-греко-латинскую академию. Данная публикация посвящена его неопубликованной коллекции учебных логических работ, послужившей Софронию Лихуду образцом для создания собственного руководства по логике для студентов академии. На основании каталога частной библиотеки Герасима Влаха, составленного им в 1683 г., мы выявили сочинения, образовывавшие учебник по логике Герасима Влаха. После изучения всех известных рукописных свидетельств, предположительно содержащих тексты по логике Герасима Влаха, мы пришли к выводу, что в действительности только пять из восьми кодексов содержат подлинные труды Герасима Влаха и ни один кодекс не содержит учебник полностью. Данные, полученные в ходе нашего исследования, позволили нам расположить тексты в изначальном порядке, а также выявить для каждого сочинения базовую рукопись, на основании которой следует восстанавливать оригинальный авторский текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNPUBLISHED GERASIMOS VLACHOS’S LOGICAL WORKS

Gerasimos Vlachos was one of the most important Greek scholars of the 17th century, he is also known as the teacher of the brothers Leichoudes, the founders of the Slavic-Latin-Greek Academy in Moscow. The paper focuses on his unpublished student textbook on logic, which was a model for that of Sophronios Leichoudes. It appears that all the texts that make up this collection still remain unidentified. However, the catalogue of the Gerasimos Vlachos’s private library, composed by Vlachos himself in 1683, and preserved in the Hellenic Institute for Byzantine and Post-Byzantine Studies in Venice, provides us with the list of his logical writings. According to it, the whole collection comprises a common “Introduction in logic”, an “Introduction in questions and answers”, as well as the paraphrases and introductions to Porhyry’s “Isagoge”, Aristotle’s “Categories”, “On Interpretation”, “Prior Analytics” and “Posterior Analytics”. The main objective of the present investigation, therefore, is to identify the titles of the logical writings listed in a catalogue of his private library with the logical texts, attributed to Vlachos in the manuscripts. After examining all the known witnesses that are supposed to transmit Vlachos’s texts, we con-cluded that indeed only five of eight codices contain the genuine Vlachos’s works on logic, no single codex contains the whole collection of his logical treatises but it seems that all of them survived. These preliminary investigations allow us to arrange these writings in orig-inal order and identify them with the titles of the catalogue. Finally, the data obtained from this survey authorized us to present the arguments for the selection and priority of the wit-nesses as well as for the possible structure of the future edition.

Текст научной работы на тему «НЕИЗДАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ГЕРАСИМА ВЛАХА»

Философский журнал 2021. Т. 14. № 4. С. 144-156 УДК 160.1+003.341

The Philosophy Journal 2021, Vol. 14, No. 4, pp. 144-156 DOI 10.21146/2072-0726-2021-14-4-144-156

ФИЛОСОФСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Л.В. Спиридонова, А.В. Курбанов

НЕИЗДАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ГЕРАСИМА ВЛАХА*

Спиридонова Лидия Валентиновна - кандидат исторических наук, научный сотрудник. Русская христианская гуманитарная академия. Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А; e-mail: lydia.spyridonova@gmail.com

Курбанов Андрей Викторович - кандидат исторических наук, научный сотрудник. Русская христианская гуманитарная академия. Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А; e-mail: andrey.kurbanov@gmail.com

Герасим Влах является одним из самых выдающихся греческих ученых XVII в., он также известен как учитель братьев Лихудов, основавших Славяно-греко-латинскую академию. Данная публикация посвящена его неопубликованной коллекции учебных логических работ, послужившей Софронию Лихуду образцом для создания собственного руководства по логике для студентов академии. На основании каталога частной библиотеки Герасима Влаха, составленного им в 1683 г., мы выявили сочинения, образовывавшие учебник по логике Герасима Влаха. После изучения всех известных рукописных свидетельств, предположительно содержащих тексты по логике Герасима Влаха, мы пришли к выводу, что в действительности только пять из восьми кодексов содержат подлинные труды Герасима Влаха и ни один кодекс не содержит учебник полностью. Данные, полученные в ходе нашего исследования, позволили нам расположить тексты в изначальном порядке, а также выявить для каждого сочинения базовую рукопись, на основании которой следует восстанавливать оригинальный авторский текст.

Ключевые слова: Герасим Влах, Софроний Лихуд, история логики, литература Крита, Критский ренессанс

Для цитирования: Спиридонова Л.В., Курбанов. А.В. Неизданные логические сочинения Герасима Влаха // Философский журнал / Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 4. С. 144-156.

1. Введение

После завоевания Константинополя турками в 1456 г. о. Крит, находившийся с 1210 г. под венецианским владычеством, становится главным оплотом византийской культуры и прибежищем для греческих интеллектуалов. Его

* Исследование выполнено в рамках проекта Российского научного фонда № 18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции».

© Спиридонова Л.В. © Курбанов А.В.

тесные взаимоотношения с постренессансной Италией способствовали расцвету в науке и искусствах, названному Критским ренессансом, и благоприятствовали появлению на острове развитой образовательной системы, больших скрипториумов и печатных мастерских. В 1648 г. турки захватывают почти весь остров, за исключением крепости Кандия (современный г. Ираклион - столица Крита), павшей только в 1669 г. После полного захвата острова новая турецкая власть начала проводить политику вытеснения христианства и греческой культуры, в результате чего многие греческие интеллектуалы были вынуждены эмигрировать в Италию. Среди них был и Герасим Влах (Гераофо^ ВАахо^, 1605/7-1685) - один из самых ярких и плодовитых греческих интеллектуалов XVII в. Он оставался в осажденной Кандии вплоть до своего отъезда в Венецию, случившегося в 1655 г., когда ему удалось получить должность учителя в только что возникшей Греческой школе и в скором времени стать настоятелем Сан-Джорджио-деи-Гре-чи - центра греческой диаспоры. Будучи предстоятелем греков в Венеции, он стал активно заниматься политикой и даже составил сочинение «Одоление на турское царство», адресованное и лично переданное венецианскими послами царю Алексею Михайловичу1, которого он таким образом попытался вовлечь в войну с турками. Наконец, после переезда на о. Корфу в 1662 г. Герасим Влах получил возможность полностью посвятить себя научной работе и создать множество философских, филологических и богословских сочинений; этот плодотворный период длился вплоть до его назначения в 1679 г. митрополитом филадельфийским (т.е. греческим венецианским епископом).

Большая часть трудов Герасима Влаха до сих пор не была опубликована, между тем для истории российской науки и образования данные тексты представляют особый интерес, так как самыми известными учениками и продолжателями Герасима Влаха были братья Лихуды - первые наставники в Славяно-греко-латинской академии. В ходе подготовки к изданию учебника Софрония Лихуда по логике (преподававшейся тогда в европейских университетах на завершающей стадии обучения) перед нами встал неизбежный вопрос о его возможных источниках и заимствованиях. Благодаря описанию В. Татакисом рукописи Marc. gr. IV. 602, содержащей одно из логических сочинений Герасима Влаха, и последующему знакомству с самой рукописью нам стало очевидно, что одно из произведений Софро-ния Лихуда, включенное в курс по логике, имеет аналогичную структуру и даже буквально копирует из него определения и примеры. В этой связи нам показалось возможным предположить, что и весь учебник Софрония Лихуда был создан по образцу курса знаменитого критского дидаскала, сочинения которого Лихуды активно использовали в своей педагогической практике. Однако мы столкнулись с тем, что до сих пор в науке не установлен состав учебника по логике Герасима Влаха и не выявлены рукописи, содержащие его текст. Поиском логических сочинений Герасима Влаха уже начинали заниматься такие византинисты, как Василиос Татакис3, Георгиос

Полностью сохранилось только в славянском переводе: Уо Д.К. «Одоление на турское царство» - памятник антитурецкой публицистики XVII в. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 33. Л., 1970. С. 91-92.

Татакц<; В. Г£ра01цо^ ВАахо^ о Kpi^ (1605/7-1685), ф1А6оофо^, 9eoA6yo^, 9iA6Aoyo^.

Beveiia, 1973. L. 96-133.

Ibid.

2

Спиридакис4 и Василики Бобу-Стамати5, но им не удалось идентифицировать все произведения и выстроить их в той последовательности, в которой их задумал издать автор.

2. Авторский перечень логических сочинений Герасима Влаха

Наш поиск трудов Герасима Влаха начался с его собственной библиотеки, которую незадолго до смерти он передал греческой общине Венеции. В архиве Греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции сохранился перечень переданных печатных книг и рукописей (1151 ед.), составленный им самим в сентябре 1683 г. (регистрационный номер дела - 92). Несмотря на то, что полный каталог подаренной коллекции никогда не издавался, та его часть, где располагаются труды самого Герасима Влаха (лл. 69"-72г), была несколько раз опубликована6 (далее - «Перечень»). В этом списке его работ числятся и сочинения по логике, выделенные автором в отдельную группу, и поскольку до сих пор они не выявлены среди множества приписываемых ему трудов, сведения из данного каталога приобретают особое значение. Вот список логических сочинений, записанный рукой автора.

Гераофои ВЛахои ец т^ ЛоYlKlv (<Сочинения> Герасима Влаха по логике)

1. EíoаYMY^ ец апааот т^ ЛоYlKlv праYцатеíаv, прооíцюv 5lПрnцëvоv ец PlPЛía тpía (Введение во всё логическое учение: проэмий, разделенный на три книги).

2. Тои аитои, Ец т1^ тои Порфирюи парафрааец те кт ¿^т^цата (Того же, Введение в сочинения Порфирия: парафразы и вопросы изучения).

3. Тои аитои, Ец та^ 5ека катnYорíаq тои АрютотеЛои^ парафрааец те кт ¿^тпцата (Того же, Введение в «Категории» Аристотеля: парафразы и вопросы изучения).

4. Тои аитои, Ец то пер! £рцnvеíаg протера ка! иатера отаЛитжа тои АрштотеЛои^ ^т^цата (Того же, Введение в «Об истолкованиях», 1-я и 2-я «Аналитика» Аристотеля: вопросы изучения).

5. Тои аитои, АЛЛп 5оац ец т^ еíoаYШYПv ка! ец aпаoаv т^ ЛоYlKlv праYцатеíаv парафрааец те ка! ¿^т^цата (Того же, Прибавление к введению во всё логическое учение: вопросы изучения).

6. Тои аитои, Ец т^ ЛоYlKlv проо^шка ¿^тпцата (Того же, Введение в логику: вступительные вопросы).

К сожалению, коллекция книг Герасима Влаха, подаренная им греческой общине Венеции, достаточно быстро разошлась по разным библиотекам. Как сообщает В. Татакис7, собрание, изначально состоявшее из 1151 книги, в 1724 г. насчитывало 200 книг, а в настоящее время в Греческом институте

Епир18акц$ Г.К. Гера01цо^ ВЛахо^ (1607-1685) // 'Епет^рц тои Меаоашужои Археши. 1940. Т. 2. Е. 70-106.

Мпдцпои-Етацатц В. Парат^р^аец ата хефбурафа тшу Ерушу тои Гераа^ои ВЛахои // 'ЕЛЛ^ужа. 1975. Т. 28. Е. 375-393.

Татакц$ В. Гераа^о^ ВЛахо^ о Кр1^. Е. 38; Епир18акц$ Г.К. Гераа^о^ ВЛахо^. Е. 90-92; йщцтракопойХои А. Проа9^ка1 ка! Дшр9шаец ец т^у №оеЛЛ1^1ю^ ФlЛоЛоYÍаv К. Еа9а. Ае1ф(а, 1871. Е. 57.

Татакц$ В. Гераа^о^ ВЛахо^ о Кр1^. Е. 28.

4

5

6

византийских и поствизантийских исследований, унаследовавшем библиотеку греческой общины, не осталось вообще ни одной книги, принадлежавшей Влаху. Таким образом, задача выявления и отождествления его сочинений становится несколько сложнее. В различных библиотечных собраниях сохранилось значительное количество рукописей XVII и XVIII вв. с сочинениями Герасима Влаха, многие из которых до сих пор не выявлены. Однако содержащиеся в них тексты имеют рукописные подзаголовки, отличающиеся от данных самим Влахом в «Перечне», что создает трудности при их идентификации.

На сегодняшний день благодаря каталогам и описаниям нам стали известны уже несколько кодексов, которые, как следует из заголовков или книжных эпиграмм, включают логические сочинения Герасима Влаха. Далее подробно рассмотрим все эти списки на предмет возможной принадлежности их самому Герасиму Влаху и попробуем отождествить содержащиеся в них тексты с заглавиями авторского перечня трудов.

3. Рукописи логических сочинений Герасима Влаха

M - Венеция, Национальная библиотека св. Марка (Biblioteca Nazionale Marciana), gr. IV. 60. Данный кодекс состоит из 123 листов (21 х 15 см), содержащих исключительно произведения Герасима Влаха. Он особенно примечателен своим художественным оформлением и качественным исполнением. На последней странице (л. 123r) находится запись: «éYpá9n 5ш х^фо^ Mixa^ iepéM^ тои AYan^iou ката то ,axvY' ето^ то owTqpiov Aapáv терца Aúyoóotm 5n év тф nepi9paY^ó тои таАаш0рои Xáv5aKoq» ([сия книга], писанная рукой иерея Михаила Агапита, была доведена до спасительного конца 4 августа 1653 года внутри крепостных стен несчастной Кандии), из чего следует, что Герасим Влах создал входящие в нее тексты также еще в Кандии, до своего переезда в Венецию. Также запись свидетельствует о том, что писец, Михаил Агапит, работал практически сразу же после написания автором своих сочинений, скорее всего, по его заказу. Мы знаем, что в это время на Крите жил выдающийся иконописец - Михаил Агапит, который также был учителем греческого языка и коллегой Герасима Влаха по месту преподавания8, очевидно, он и был тем самым писцом, о котором говорит запись, что также объясняет особое изящество книги и ее безупречную орфографию.

После изучения кодекса становится очевидным, что он состоит только из двух сочинений, принадлежность которых Герасиму Влаху не вызывает никаких сомнений. Они соответствуют пятой и шестой позициям сочинений из каталога его личной библиотеки, т.е. «Введению к "Вступительным вопросам"» и самим «Вступительным вопросам»:

1. л. 1r: Ец ánaoav Tqv Aoyik^v пpaY|aтеíav тои АрштотеЛоид пapaфpáoец ка! Опиата, пара тои O090TáT0u, ка! XoYiMTáTou Kupíou Герао^ои, iepo^ováxou тои BAáxou ка! к^рико^ koivou Tqq пер1ф^цои поЛеи KpqTqq (Введение во всё логическое учение Аристотеля, парафразы и вопросы изучения от мудрейшего и ученейшего

О нем см.: Zúqq Л.Х. Ауаппто^ Mixai^ крок^ри^ ек Kp^Ti^ // Pa6á|iav9u^. 1928. Т. 13. L. 5-6.

кира Герасима, иеромонаха Влаха, учителя греческого языка и Евангелия знаменитого полиса Крита). Inc.: nu8aYópaq ó Eá^wq q Tqq ф1Лоо0фои e^wq ^eYaXóSwpoq xap^vq Kai tóv émOTq^óv q áAq8qq 5qAwoiq.

2. лл. 4r-123r: Z^tí^oto npooi^iaxá eíq Tqv тои ф1Лооофои Xoyik^v npaY-^aTeíav (Вступительные вопросы перед изучением логического учения Философа). Inc.: ZqTq^a aov. nÓTepov ó ApiOTOTeXqq éoTiv еирет^^ Tqq XoYiKqq émOTÍ^qq q етер0^ Tiq.

K - Афины, Греческая национальная библиотека (НEEQvikq ВфХюдщц rqc 'EÁÁáSoc), Собрание Святогробского подворья в Константинополе (ВфАюВ^кп тои MeToxíou тои navaYÍou Тафои év KwvOTavTivounóXei), № 156. Рукопись XVII в. на 102 листах (20,7 х 15 см), из которых чистыми остались лл. 45-52, 102. Согласно каталогу А.И. Пападопуло-Керамевса9, в рукописи находятся два произведения:

1. лл. 1-44: Eíq Tqv тои Порфирюи Kai ф1Аоо0фои eíoaY^YHv napa-фpáoеlq те Kai ¿^т^цата, éK5o8évTa napa repaoí^ou BXáxou ка8^ои-^évou тои KpqTÓq (Введение в сочинения философа Порфирия: парафразы и вопросы изучения). Inc.: KефáAaюv aov. Eraraq éoTiv évTau8a.

2. лл. 53-101: Eíq Taq тои АрютотеЛои^ 5éKa KaT^Yopíaq пapaфpáoеlq те Kai ZnTH^aTa, éк5o8évтa napa Tepaoí^u BЛáxou тои KpqTÓq Kai 5i-5áoкoAoq тои ^цетерои 5l5aoкáЛou (Введение в десять категорий Аристотеля: парафразы и вопросы изучения, написанные Герасимом Влахом Критским и учителем нашего учителя). Inc.: Пpooíцюv. Eraraq éoTiv évTau8a.

В. Бобу-Стамати сообщает, что в кодексе присутствует и третье сочинение, названное «Eíq tó a' tóv uOTépwv ávaAuTiKÓv пapaфpáoеlq те Kai ZlT^a-Ta» (Введение в 1-ю книгу 2-й «Аналитики» Аристотеля: парафразы и вопросы изучения)10, но не указывает, на каких листах располагается данный текст.

Вышеперечисленные названия со всею очевидностью соответствуют второму, третьему и фрагменту четвертого произведения из «Перечня». По всей видимости, рукопись является вторым томом целого корпуса, в этой связи примечательно, что она заканчивается словами: «TéAoq ánáoqq Tqq ЛoYlкqq пpaYцaтеíaq (Конец всего курса логики)». Также следует отметить, что она была создана при жизни Герасима Влаха и, как следует из заголовка, его учеником, использовавшим учебник учителя в своей педагогической практике.

I - Св. гора Афон, монастырь Ивирон (Movq Ifíqp^v), № 118 (= 4238). Кодекс XVIII в. на 621 листе (in octavo)11, состоящий исключительно из сочинений Герасима Влаха, которые в нем представлены под именем Георгия Влаха. Согласно каталогу С. Ламброса, в рукописи находятся следующие тексты:

1. л. 8r: EíoaY^YT еíq ánaoav Tqv AoYlкqv пpaYцaтеíav napa ^^pY^u BAáxou iеpoцováxou тои KpqTÓq éк5o8еToa (Введение во всё логическое

nanaSónouÁoc-KEpa^EÚc А. KaтáAoYoq kwSíkwv еúplOкoц£vшv év т^ р1рАш8г|кп тои év KшvoтavтlvouпóЛеl Metoxwu тои navaYwu Táфou. T. IV. "Ev П^ои^Ли, 1899. E. 141. Mnó^nou-Zra^árn B. napaTipqO£iq oto x£ipÓYpa9a twv £pY«v тои ^pao^u BAáxou. E. 105. См. каталог: Aá^npo; Z. KaтáAoYoq twv év Taiq р1рАш8^кац тои Aywu "Opouq éAAnviKwv kwSíkwv. T. P'. Cambridge, 1900. E. 22.

учение, написанное иеромонахом Георгием Влахом Критским). Inc.: npooí^iov. П0АА01 |iév töv nepi iqv 9iXooo9Íav áoxoXou^évMV 5ia-ф0рои^ Tqq XoYiKqq npaY^aTeíaq napa5e5ÓKaoiv ópio^oúq.

2. л. 102r: Eíq anaoav Tqv Xoyik^v npaY^aTeíav тои АрютотеЛои^, napa-фраое1^ Kai ^птпната, napa TeMpYÍou BXáxou npoTe8évTa (Введение во всё логическое учение Аристотеля: парафразы и вопросы изучения, изложенные иеромонахом Георгием Влахом). Inc.: npooí^iov. nu8aYÓpaq ó Eá^ioq q Tf¡q фlЛоoóфоu е^еи^ ^eYaXóS^poq xap^vq Kai töv emoTq^öv q

3. л. 107r: ZqTq^ara npooi^iaKa eíq Tqv тои фlЛоoóфоu Xoyik^v npaY^aTe-Tav (Вступительные вопросы во всё логическое учение). Inc.: ZqTq^a npÖTov. nÓTepov ó АрютотеЛ^^ eoTiv eúpeTqq Tqq XoYiKqq énioTq^qq q eTepóq Tiq.

4. л. 318r: Eíq Tqv тои Поpфupíоu eíoaY«Ynv пapaфpáoeц те Kai ZlT^a-Ta, napa TeMpYÍou BXáxou тои KpqTÖq éKTe8évra (Введение в сочинения Порфирия: парафразы и вопросы изучения, представленные Георгием Влахом Критским). Inc.: Пpооíцюv. Eíó8aoi npoq töv фlЛоoóфиv évvéa Tiva eni navToq пpоOфépeo8al ßlßЛíоu оити npoq aÜTÖv пpоЛеYÓцеva пpоoaYоpeuóцeva.

Несмотря на то, что каталог дает только первые четыре произведения, судя по количеству листов, рукопись должна содержать и другие, так как «Введение в сочинения Порфирия» не может занимать 300 листов (например, в рукописи этого же формата, МПТ № 156 (=K), оно занимает 44 листа). Скорее всего, последующие за ним титулы были не замечены составителем при описании рукописи, что случается достаточно часто, и, таким образом, кодекс, вероятнее всего, включает все логические сочинения Герасима Влаха. В Институте патристических исследований в Фессалониках находится микрофильм этой афонской рукописи. Мы позволили себе заказать копию только первого произведения, но в дальнейшем постараемся изучить данный микрофильм на месте, чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение о том, что кодекс содержит всю коллекцию логических сочинений Герасима Влаха.

В любом случае уже сейчас можно указать на то, что инципиты сочинений соответствуют инципитам других рукописей с сочинениями Герасима Влаха. Атрибуция сочинений некому Георгию Влаху, очевидно, происходит из ошибочного прочтения титула. По нашему предположению, в протографе должно было стоять: «napa Tepaoí^u BAáxоu, aßßa тои цеYáЛоu Te^pY^u Е^Литои» (От Герасима Влаха, настоятеля <монастыря> великого Георгия Скалота [т.е. San Giorgio Maggiore в Венеции]). Такой титул мы находим в «Историческом каталоге знаменитых мужей» Кесаря Дапонте, сохранившем фрагмент греческого текста «Одоления на турское царство» Герасима Влаха12.

B - Бухарест, Библиотека Румынской академии, греческий фонд, № 469 (=Litzica № 101). Рукопись XVIII в., насчитывающая 518 страниц (21 х 14 см). На 5-й странице запись: «'Ек töv тои Еáßßa óy^u oxоЛqg 1784» (Из [книг] школы св. Саввы [самого старого высшего учебного заведения Румынии, где преподавание изначально велось на новогреческом языке]). Согласно

12 repáai^oq bááxoq. ©pia^ßü^ KaTa Tqq töv TüupKÜv ßao^eiaq // MeoaiwviKq В1рЛш8^кп. Т. Г'. BeveTÍa, 1872. Е. 141.

каталогу13, рукопись содержит труд Герасима Влаха под названием (с. 15) «Eíq ánaoav iqv Aoyik^v ^é8o5ov екбеоц ouvieOeToa napa Гераофои BAáxou тои Kpqioq тои iöv enioiq^öv Kai' á^90iépaq Taq 5iaAéKiouq Koivoö Ka8qYH-тои Kai тои iepou euaYY^Aiou laneivoö KqpuKoq» (Изложение всего логического метода, составленное Герасимом Влахом Критским, учителем наук и обоих греческих диалектов и смиренным проповедником св. Евангелия). Inc.: ЛoYlкq |iév oüv éoiiv énioiq^q. На этом же листе имеется владельческая запись: «'Ек iöv тои re^pYÍou uiou ©еобирои тои Tpane^ouviíou» (Из книг Георгия, сына Феодора Трапезундского). Указанный в каталоге инципит совпадает с началом первой главы текста, соответствующего первому логическому труду из «Перечня», который был обнаружен нами в кодексе Ivi-ron 118; таким образом, можно предположить, что в этой рукописи нет проэмия и изложение начинается с первой главы. Некоторые отличия в названии, которые мы видим, допустимы, так как титулы давались текстам переписчиками, а не были авторской задумкой, тем более что похожим образом называется и сочинение Софрония Лихуда, имеющее аналогичную роль в логическом корпусе. Общее количество страниц в кодексе свидетельствует о том, что рукопись может содержать несколько сочинений Герасима Влаха, но, чтобы в этом удостовериться, необходимо ознакомиться с рукописью на месте.

О - Санкт-Петербург, Библиотека Академии наук, О № 6. Сборник различных сочинений по логике и риторике, переписанных шестью писцами XVI-XVII вв. (235 лл.; 209 х 13 см), в том числе содержащий тетрадь с фрагментом черновика Герасима Влаха на лл. 195-210 (автограф установлен Б.Л. Фонкичем14): «EíoaY^YH eíq ánaoav !qv AoYlкqv npaY^a!eíav ouv!e-8eíoa napa Tepaoí^u iepoцováxou BAáxou тои Kp^oq, тои tov emo^^v Ka!' áцфoтépaq !aq 5iaAéKTOuq ко^ои 5l5aoкáAou Kai тои tov iepou eúaYYeAí-ои Kqpuraq» (Введение во всё логическое учение, составленное Герасимом Влахом Критским, учителем наук и обоих универсальных языков, и проповедником св. Евангелия). Текст представляет собой только часть произведения, а именно короткий проэмий и первую главу первой книги. Нам неизвестно происхождение этого сборника, скорее всего, в Россию его привез Иоанникий Лихуд.

Судя по заглавиям сборника, он был создан Герасимом Влахом в Венеции15, таким образом, мы можем заключить, что первое произведение из «Перечня» было создано позднее пятого и шестого, написанных, как свидетельствует рукопись Marc. gr. IV. 60, еще в Кандии. Это объясняет наличие в каталоге переданных греческой общине Венеции Герасимом Влахом книг сразу двух введений в логическое учение. По всей видимости, шестое произведение в «Перечне» изначально мыслилось как самостоятельная книга с собственным введением, в роли которого выступало пятое сочинение из «Перечня». Наконец, после издания этих двух текстов Герасим Влах, уже проживая в Венеции, приступил к более пространному варианту изложения курса логики.

13 Litzica C. Biblioteca Academiei Romane. Catalogul manuscriptelor grece^ti. Bucure^ti, 1909. P. 60.

14 Фонкич Б.Л. Три автографа Герасима Влаха // Фонкич Б.Л. Исследования по греческой палеографии и кодикологии IV-XIX вв. М., 2014. С. 657.

15 Там же. С. 658.

V - Афины, Библиотека Парламента Греции (ВфХювцкц rqç bouÀqç), № 76. Рукопись XVIII в., в настоящее время состоит из 111 листов (21,5 X 15 см), первая тетрадь (или тетради) была утеряна, рукопись пронумерована уже после этого. Каталог Спиридона Ламброса не дает названий произведений, кроме первого, встреченного составителем каталога на л. 7r: «npooi^iarâ Z^тпцaтa év náo^ тд тoö ÄplOтaтéAauç Aoyik^ пpaYцaтeíg» (Вступительные вопросы во всё логическое учение Аристотеля)16; поскольку это сочинение начинается уже с 7-го листа, можно с уверенностью сказать, что от текста «Введения...» остались только заключительные фрагменты. Судя по количеству листов (111), рукопись не может вмещать в себя весь корпус логических сочинений Герасима Влаха, а только содержит указанное С. Ламбросом произведение «npooi^iarâ Znт^цaтa...». Тем не менее Васи-лики Бобу-Стамати сообщает, что рукопись имеет в составе другие логические тексты Влаха, при этом исследовательница не приводит инципитов и количество листов, что затрудняет идентификацию текстов17. Ее достаточно непривычное описание рукописи по десинитам и титулам (которые в данной рукописи вообще являются типичными окончаниями, указывающими на конец одного текста и начало другого) можно представить так:

(1) [Acephalos] - Des.: où eveKa Kai n^eïç eiKÔraç eiç ^v npoKei^évqv ек-5ooiv ápxó^e8a.

(2) Inc.: KeфáAala a'-Z' - Des.: TéAoç ^ç пapaфpáoeœç т™^ eiç Ka-тáAnфlv ^óvov râv napa ^ç óAoKAqpou тoö BAáxou Aoyik^ç Ypa-ф8évтœv.

(3) Tit.: npooi^iaKa Znт^цaтa év ánáo^ тд тaö ÄplOтaтéAauç Aoyik^ npaY^árav. npooí^iov (Znтпцaтa a'-e') - Des.: Kai oúraoi тéAaç tov npooi^iaKÖv Zn^^árav Kai [Tit.] ápxn oùv 0еф ^ç тaö Пapфupíau eioaY^Ynç Kai râv aù^ç пapaфpáoeœv Kai Zn^^árav.

(4) Des.: TéAoç râv пévтe ф^^ Kai [Tit.] npoç т^ кaтnYapíaç тaö Äpi-oтaтéAauç Znт^Haтa.

(5) Des.: TéAoç ^ç râv Ka^Yopiöv 5i5aOKaAiaç.

(6) Tit.: Eiç то a' râv ùoтépœv ávaA^itóv пapaфpáoelç Kai Znт^цaтa. Des.: TéAoç ^ç кaтà пapáфpaOlv пpaYцaтeíaç ^ç Aoyik^ç.

При анализе вышеприведенного описания может создаться впечатление, что кодекс является копией всего корпуса логических сочинений Влаха, однако это невозможно, учитывая общее количество листов. Он может содержать только парафраз сочинений Герасима Влаха, на это может указывать окончание второго текста: «TéAoç ^ç пapaфpáoeœç т™^ eiç кaтáAnфlv HÓvov râv napa ^ç óAoKAqpou тaö BAáxou Aoyik^ç Ypaф8évтœv» (Окончание парафраза, составленного для ознакомления с написанным Герасимом Влахом по всей логике), по всей видимости, речь идет о «Введении во всё логическое учение» Герасима Влаха; в этом указанном В. Бобу-Стамати тексте насчитывается 7 глав, а в рукописи Iviron 118, содержащей полный текст Герасима Влаха, имеется три книги, в каждой из которых находится по меньшей мере вдвое больше глав. Следующий текст, « npooi^iaKa Znт^цaтa...», очевидно, также является только парафразом оригинального произведения,

16 Лá^кpoq Z. KOTâAoYoç ràv kwôîkwv ràv év Â8qvaiç BißAio8nKwv nArçv т^^ 'E8viKqç. А' KôôiKeç т^^ BißAio8qKn^ т^^ BouArçç (áp. 69-77) Il Néoç ¿AAnvo^vq^wv. 1907. T. 4. Z. 110.

17 Мп0цпои-Ета^тц В. napon:npnO£iç oтa x£ipÓYpa9a rôv £pY«v тои ^pao^ou BAáxou. Z. 380 (n. 2), 381.

поскольку, как свидетельствует его титул, он имеет только 5 глав, а в рукописи Marcianus graecus IV. 60 их целых 9.

A - Афины, Греческая национальная библиотека (Н 'EQviKq ВфЛювцкц rqc 'EÁÁáSoc), № 2735. Рукопись XVIII в., 83 страницы (22 х 16,8 см), отсутствует в большом каталоге Линоса Политиса. Не имея возможности ознакомиться с рукописью, мы основываемся на описании нового электронного каталога Греческой национальной библиотеки и статье Василики Бобу-Ста-мати, которая, в свою очередь, получила сведения от Линоса Политиса18. Согласно этим данным, рукопись содержит произведение «EíoaY^YH T^q Ао-YiKqq», начинающееся с проэмия (Inc.: Пpooí|шv. 'Enei5q ó áv8pипoq napa тои tóv oAwv 8еои eíkóvi Kai Aóym rao^^eiq), его основной текст разбит на три части (|époq a' - №pi opwv [кеф. o'-y']; |lépoq p' - №pi tóv ávqKÓvTwv еíq Tqv в' тои voóq évépYешv [кеф. a'-8']; |lépoq y' - №pi tóv ávqKÓvTwv еíq Tqv y' тои voóq évépYеlav [кеф. a'-i']). Несмотря на то, что имя автора не указано в титуле, оно имеется в книжной эпиграмме: «'EmYpa||a 5i' íá^p^v еíq Tqv eíooymyhv BАáxou тои KpqTÓq óq éK Tqq pípАou | KTéap |év eí|i Kai Kwv-oтavтívou пóvoq | пеАи 5é pípАoq тои repaoi^u BАáxou | qTiq 5i5áOKei ouААo-YiO|óv ou|пАéкelv | tóv eíq pá8oq |ои éYKúптovтa Yv^oíraq» (Эпиграмма в ямбах от лица книги на введение Влаха Критского. Я есть достояние труда Константина, являюсь я книгой Герасима Влаха, которая учит составлять умозаключение, погружающее меня во глубины знания). В этой же рукописи, на страницах 75-83, находится, как пишет Василики Бобу-Стамати, и сочинение, озаглавленное «nepi tóv KaTa ц^о^ кa8óАou, фо nepi tóv névTe фиvóv тои Пopфupíou» (кеф. a'-5'), завершающееся схемой древа Порфирия. Однако вышеприведенные инципиты и количество глав не соответствуют выявленным нами ранее оригинальным произведениям Влаха, что ставит под сильное сомнение атрибуцию их Герасиму Влаху; также общее количество листов в кодексе заставляет нас сомневаться в наличии там сразу двух объемных сочинений; вполне возможно, что в нем находятся парафразы сочинений Герасима Влаха.

E - Афины, Национальный исторический музей (EQviko lOTopiKÓ Mou-OEio), собрание Историко-этнографического общества Греции (Io^pi^ Kai 'E8voАoYlкq 'ETaipeía Tqq 'EААá5oq), № 264. Рукопись XVIII в., состоит из 205 листов (21 х 15,6 см)19, представляет собой сборник логических сочинений, в том числе включает перевод учебника по логике Ф.Х. Вольфа. На лл. 2r-3r располагается текст, озаглавленный, как в вышеприведенной EBE 2735 (=A), «EíoaY^YT T^q АoYlкq. Eíq |épn Г'» (Введение в логику в трех частях). Инципит также соответствует EBE 2735 (=A): «'Enei5q ó av8pMraq napa тои tóv оА^ 8еои eíkóvi Kai АÓYФ rao^^eíq». В конце произведения на л. 3v располагается практически идентичный эпиграмме из рукописи EBE 2735 (=A) : текст, но без строчки от составителя ('EmYpa||a 5i' íá^p^v eíq Tqv eíoaY^YHv BАáxou тои KpqTÓq óq éK Tqq pípАou | пеАи 5é pípАoq тои repaoí^u BАáxou | qTiq 5i5áOKei ouААoYlO|óv o^^e^v | tóv eíq pá8oq |ои éYKúптovтa Yvqoíwq). Далее, на л. 39r следует титул: «'^iraq tóv névTe фиvóv тои

18 Mnó^nou-Zra^árn В. Пapaтnpl^O£ц oto x£ipóYpa9a tóv £pY«v тои repao^u BАáxou. E. 380 (n. 2), 381 (n. 2), 382.

19 См. каталог: Aá^npo; Z. KaтáАoYoq tóv kwSíkwv tóv év AGívaiq plpАш9nкóv пА!^ Tqq EGvÍKqq. B' KóSiKeq Tqq 'IOTOpiKqq Kai E9voАoYlкqq ETaipeíaq (áp. 240-253) // éААl^vo|^ví|^wv. 1913. T. 10. E. 185.

Порфирши», и на лл. 39¥-41: «Оршцо^ т^ 5ека кат^ор1^ тои Арюто-теЛои^». Можно утверждать, что данные сочинения тождественны тем, которые находятся в ЕВЕ 2735 (=А), впрочем, все они, судя по инципитам и малому количеству листов, не могут представлять собой целые произведения Герасима Влаха, самое большее, парафразы его логических трудов.

4. Сводная таблица рукописей логических сочинений Герасима Влаха

Вышеизложенный анализ рукописных свидетельств мы систематизируем в виде таблицы (при этом мы размещаем произведения не по номеру в «Перечне» Герасима Влаха, а в той последовательности, которая была характерна для выявленных нами рукописей и для аналогичного учебника Со-фрония Лихуда):

Рукописи

№ и название в «Перечне» M K I B Q V A E

1 EiaaYWYH ei? anaaav iqv AoYiKqv npaY^aieiav npooi^iov Siripq^evov ei? ßißAia ipia - - + + ф п п

5 'ÄAAq 5oai? ei? iqv eiaaY^Ynv Kai ei? anaaav iqv AoYiKqv npaY^aieiav парафрааег? те Kai ZnTH^aia + - + ? - п - -

6 Ei? Tqv AoYiKqv проог^шка Zrprn^aTa + - + ? - п - -

2 Ei? Tqv тои Порфuрíоu лapaфpäael? те Kai ZlTr^aTa - + + ? - п п п

3 Ei? та? 5eKa KaT^yopia? тои ÄpiaTOTeAou? лapaфpäael? те Kai Zrprq^aTa - + ? ? - п - п

4 Ei? то nepi ep^qveia?, npoTepa Kai uaTepa avaAuTiKa тои ÄpiaTOTeAou? ZqTq^aTa - ф ? ? - п - -

Условные сокращения: ф - фрагмент; п - парафраз.

5. Заключение

При изучении описаний и знакомстве с доступными нам рукописями мы пришли к выводу, что все логические сочинения Герасима Влаха сохранились в пяти дополняющих друг друга кодексах. Для издания полной коллекции этих текстов необходимо использовать сразу все сохранившиеся списки.

В качестве базового текста «Введения во всё логическое учение Аристотеля», по всей видимости, следует принять афонский кодекс Мюп 118 (=1),

поскольку он сохранил наиболее полный вариант сочинения. Ввиду того, что он находится в труднодоступном для исследователей месте, и вовсе недоступном для исследовательниц, необходимо заметить, что качество изображения снятого с него микрофильма (хранится в Институте патристи-ческих исследований в Фессалониках), с нашей точки зрения, позволяет осуществить набор текста, не прибегая к оригиналу. Вместе с тем колляции с BAR gr. № 469 (=B), в котором также находится данный текст с некоторыми пропусками, и с БАН Q № 6 (=Q), содержащим фрагмент автографа черновика с проэмием, необходимы для реконструкции оригинала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для подготовки к изданию «Введения во вступительные вопросы» и самих «Вступительных вопросов» следует брать за основу кодекс Marc. gr. IV. 60 (=M), так как он был переписан вскоре после создания сочинения, со всею очевидностью, с самого автографа либо с ближайшего к нему текста. Также этот кодекс выделяется аккуратностью и тщательностью исполнения, что отличает его от других. Осуществление колляций с Iviron 118 (=I), скорее всего, не выявит чтений, восходящих к оригиналу, и может быть рассматриваемо как факультативное.

Ввиду того, что остальные произведения, а именно комментарий на «Иса-гогу» Порфирия, комментарий на «Об истолкованиях» и обе «Аналитики» Аристотеля, дошли до нас, насколько нам известно, в составе кодекса МПТ № 156 (=K) и, по нашему предположению, в составе Iviron № 118 (=I), а также частично в BAR gr. № 469 (=B), все эти рукописи должны быть задействованы для реконструкции логических трактатов Герасима Влаха.

В результате нашего исследования мы также пришли к выводу, что пятое и шестое сочинения («Введение во вступительные вопросы» и сами «Вступительные вопросы») были написаны несколько позже остальных и изначально представляли собой отдельную книгу, с которой практически сразу же после написания (еще во время осады Кандии) была скопирована рукопись Marc. gr. IV. 60 (=M), содержащая только эти произведения. Именно эту раннюю рукопись или близкую к ней Герасим Влах, по всей видимости, передал греческой общине Венеции вместе со своей библиотекой, что отразилось в каталоге подаренных им книг. Впоследствии, вероятно, еще при жизни Герасима Влаха, данные два сочинения были закономерно помещены в общий сборник сразу после текста «Введения во всё логическое учение Аристотеля», и именно такое расположение с практически идентичными названиями и структурой мы видим у Софрония Ли-худа, ученика Герасима Влаха, в его автографе РГБ, ф. 173.I (Собрание МДА), № 300, за исключением того, что тот опускает за ненужностью небольшое введение к «Вступительным вопросам», служившее у Герасима Влаха введением к отдельно изданной книге. Интересно также заметить, что сочинения Софрония Лихуда детально следуют и внутренней структуре текстов Герасима Влаха, а также нередко дословно воспроизводят их отдельные параграфы и определения.

Список литературы

Уо Д.К. «Одоление на турское царство» - памятник антитурецкой публицистики XVII в. //

Труды отдела древнерусской литературы / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Т. 33. Л.: Наука,

1979. С. 91-92.

Фонкич Б.Л. Три автографа Герасима Влаха // Фонкич Б.Л. Исследования по греческой палеографии и кодикологии IV-XIX вв. М.: Языки славянской культуры, 2014. C. 652-664.

Litzica C. Biblioteca Academiei Romane. Catalogul manuscriptelor grece§ti. Bucure§ti: C. Gobl, 1909. VI, 565 p.

rspáúi^o; BÁá/o0pía|Poq катй Tqq tóv ^upKóv Pao^eíaq // MeoaioviKq ВфАюбпкп.

T. Г' / 'EmOTaoía K. Eá0aq. BeveTÍa: Túmiq тои Xpóvou, 1872. E. 141-142. Aq^qipaKonoúÁou А. Пpoo0qкal Kai AwpSooeiq eíq Tqv NeoeААqvlкqv ФlАoАoYÍav K. Eá0a.

Ле^а: Tura^ MéTZYep Kai Bíttiy, 1871. 119 o. ZáqcЛ.Х. AyanqTOq MlxaqА iepoкqpu5; éK Kpqtqq // Pa5á|av0uq. 1928. T. 13. E. 5-6. Aá^npo; Z. KaтáАoYoq tóv év Taiq p^mBí^^ тои AYÍou "Opouq éААqvlкóv ko5íkov.

T. a'-p'. Cambridge: Cambridge University Press, 1900. Aá^npo; Z. KатáАoYoq tóv кибкш tóv év A0qvaiq BlPАю0qкóv ^qv Tqq ESviKqq. A' Kó5iKeq

Tqq BlPАю0qкqq Tqq BouАqq (áp. 69-77) // Néoq éААqvo|vq|Иv. 1907. T. 4. E. 105-111. Aá^npo; Z. KaтáАoYoq tóv кибкш tóv év A0qvaiq PlPАю0qкóv ^qv Tqq E0vÍKqq. B' Kó5i-Keq Tqq 'IompiKqq Kai E0voАoYlкqq ETaipeíaq (áp. 240-253) // Néoq éААqvo|vq|Иv. 1913. Т. 10. E. 181-191. Mnó^nou-Zia^áin B. ПapaтqpqO£lq oto x£фÓYpaфa tóv epyuv тои Tepao^u BАáxou // ЕА-

Аqvlкá. 1975. Т. 28. E. 375-393. nanaSónouÁoc-Kspa^EÚc А. KaтáАoYoq ko5íkov eúplOкo|£vиv év Tq PlPАю0qкq тои év Kov-otavтlvouпóАel Meтoxíou тои ПavaYÍou Táфou. Ev ПeтpouпóАel: [s.n.], 1899. 600 o. (^epoooАu|lTlкq BlPАю0qкq. T. IV) ZnupiSmqc Г.К. Tepáo^q BАáxoq (1607-1685) // EneTqpiq тои MeoalИvlкou Apxefou. 1940. T. 2. E. 70-106.

TrnáKqc B. Tepáo^q BАáxoq о Kpqq (1605/7-1685), фlЛóooфoq, 0eoАÓYoq, фlАóАoYoq. BeveTÍa: EААqvlкó Ivoтlтoúтo BuZavnváv Kai MeTaPuZavnváv Ernu5<áv BeveTÍaq, 1973. 162 o.

Unpublished Gerasimos Vlachos's logical works* Lydia V. Spyridonova

Russian Christian Academy for the Humanities. 15 Fontanka emb., St. Petersburg, 191011, Russian Federation; e-mail: lydia.spyridonova@gmail.com

Andrey V. Kurbanov

Russian Christian Academy for the Humanities. 15 Fontanka emb., St. Petersburg, 191011, Russian Federation; e-mail: andrey.kurbanov@gmail.com

Gerasimos Vlachos was one of the most important Greek scholars of the 17th century, he is also known as the teacher of the brothers Leichoudes, the founders of the Slavic-Latin-Greek Academy in Moscow. The paper focuses on his unpublished student textbook on logic, which was a model for that of Sophronios Leichoudes. It appears that all the texts that make up this collection still remain unidentified. However, the catalogue of the Gerasimos Vlachos's private library, composed by Vlachos himself in 1683, and preserved in the Hellenic Institute for Byzantine and Post-Byzantine Studies in Venice, provides us with the list of his logical writings. According to it, the whole collection comprises a common "Introduction in logic", an "Introduction in questions and answers", as well as the paraphrases and introductions to Porhyry's "Isagoge", Aristotle's "Categories", "On Interpretation", "Prior Analytics" and "Posterior Analytics". The main objective of the present investigation, therefore, is to identify the titles of the logical writings listed in a catalogue of his private library with the logical texts, attributed to Vlachos in the manuscripts. After

This paper is part of the research Project No. 18-78-10051 funded by the Russian Scientific Foundation.

examining all the known witnesses that are supposed to transmit Vlachos's texts, we concluded that indeed only five of eight codices contain the genuine Vlachos's works on logic, no single codex contains the whole collection of his logical treatises but it seems that all of them survived. These preliminary investigations allow us to arrange these writings in original order and identify them with the titles of the catalogue. Finally, the data obtained from this survey authorized us to present the arguments for the selection and priority of the witnesses as well as for the possible structure of the future edition.

Keywords: Gerasimos Vlachos, Sophronios Leichoudes, history of logic, Cretan literature, Cretan Renaissance

For citation: Spyridonova, L.V., Kurbanov, A.V. "Neizdannye logicheskie sochineniya Gerasima Vlakha" [Unpublished Gerasimos Vlachos's logical works], Filosofskii zhur-nal / Philosophy Journal, 2021, Vol. 14, No. 4, pp. 144-156. (In Russian)

References

Fonkich, B.L. "Tri avtografa Gerasima Vlaha" [Three autographs of Gerasimos Vlachos], in:

B.L. Fonkich, Issledovanija po grecheskoj paleografii i kodikologii IV-XIX vv. [Studies in Greek Paleography and Codicology 4th-19th centuries]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kultury Publ., 2014, pp. 652-664. (In Russian)

Litzica, C. Biblioteca Academiei Romane. Catalogul manuscriptelor grece§ti. Bucure§ti:

C. Göbl, 1909. VI, 565 pp.

Uo, D.K. "'Odolenie na turskoe carstvo' - pamjatnik antitureckoj publicistiki XVII v." ['Triumph against the Kingdom of the Turks'], Trudy otdela drevnerusskoj literatury, ed. by

D.S. Likhachev, Vol. 33. Leningrad: Nauka Publ., 1970, pp. 91-92. (In Russian) r£paöi|io? BAáxo?. "0pia|ißo? Kara Tq? töv ToupKÖv ßaöiAeia?" [Victory over the Turkish

Empire], MsaaiaviKq BißAio8qKq, T. r', eniöTaöia K. Eá0a?. BevETÍa: Túnoi? tou Xpóvou, 1872, ö. 141-142. AqiqTpaKonoúAou, A. npooQqmi Kai AiopQáosiq síq rqv NsosÁÁqviKqv &úoÁoyíav K. ZáQa [Additions and amendations to the Modern Greek Philology of K. Sathas]. Asiría: Túnoi? MetZyep Kai Bíttiy, 1871. 119 ö. Zóq?, A.X. "AyanqTÖ? Mi/aqA ispoKqpu^ £k KpqTq?" [Michael Agapetos of Crete], PaSá^av-

0uq, 1928, T. 13, ö. 5-6. Aá|inpo?, £. KaráÁoyoq iäv év raiq ßißAiodqKcnq roß Äyiou "Opouq éÁÁqvwav Kaöwav [Catalogue of the Greek manuscripts on Mount Athos], T. 1-2. Cambridge: Cambridge University Press, 1900.

Aá|inpo?, £. "KaTáAoYO? töv kqsíkqv töv ev A0qvai? BißAio0qKÖv nAqv Tq? 'E0viKq?. A' KóSike? Tq? BißAioöqKq? Tq? BouAq? (áp. 69-77)" [Catalogue of the manuscripts in the Library of the Greek Parliament (n. 69-77)], Néoq éÁÁqvo^vq^av, 1907, T. 4, ö. 105-111. Aá|inpo?, £. "KaTáAoYO? töv kqsíkqv töv ev A0qvai? ßißAioSqKÖv nAqv Tq? E0vÍKq?. B' KóSike? Tq? 'IöropiKq? Kai 'E0voAo\aKq? 'ETaipáa? (áp. 240-253)" [Catalogue of the manuscripts in the Library of the Historical and Ethonological Society, (n. 240-253)], Néoq éÁÁqvo^vq^av, 1913, T. 10, ö. 181-191. Mnó|inou-ETa|iáTq, B. "napaTqpqöei? öTa x^ipÓYpa^a töv epY<av toö repaöi|ou BAáxou" [Observations on the manuscripts of Gerasimos Vlachos's works], 'EÁÁqvirn, 1975, T. 28, ö. 375-393.

nana5ónouAo?-K£pa|i£Ú?, A. KmáÁoyoq KaSÍKav súpiOKo^évav év rq ßißXioOqKq roß év Kav-GTCcvTivounóÁEi Msjoxíou roß navayíou Táfou [Catalogue of the Library of Metochiou tou Panaghiou Taphou]. Ev nsTpomóAa: [s.n.], 1899. 600 ö. (l£poöoAu|iiTiKq BißAioöqKq, T. IV)

EnupiSáKq?, r.K. "repáGi^o? BAáxo? (1607-1685)" [Gerasimos Vlachos (1607-1685)], Ens-

rqpiq roß Msömavwoßñpxsíou, 1940, T. 2, ö. 70-106. TaTáKq?, B. repáúi^oq BÁáxoq o Kpqq (1605/7-1685), fúóooqoq, QsoÁóyoq, fúóÁoyoq [Gerasimos Vlachos of Crete (1605/7-1685), philospher, theologian, philologist]. BeveTÍa: EA-AqviKó Ivötitouto BuZavTivóv Kai MeraßuZavTivov EnouSóv BeveTÍa?, 1973. 162 ö.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.