Научная статья на тему 'Негосударственный сектор высшего образования России: состояние и перспективы развития'

Негосударственный сектор высшего образования России: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PRIVATE UNIVERSITIES / EDUCATION / PRIVATE SECTOR / THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Н.И.

Данная статья посвящена вопросам получения образования в негосударственных вузах, выделены положительные аспекты, обоснована необходимость существования сектора негосударственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the issues of education in private universities highlighted the positive aspects, the necessity of the existence of the non-state sector of education.

Текст научной работы на тему «Негосударственный сектор высшего образования России: состояние и перспективы развития»

конференции ВЭПИ-ВГЛТА, в 5-ти томах. Редколлегия: главный редактор С.Л. Иголкин, ответственный редактор Т.Л. Безрукова, А.Э. Ахмедова. 2012. С. 156-160.

4. Гапонова С.Н. Совершенствование экономической деятельности предприятия на основе управления информацией / С. Н. Гапонова, Е. Ю. Давыдова, Е. Л. Смольянова. - Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 2008. - 120 с.

Кузьменко Н.И.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: негосударственные вузы, образование, негосударственный сектор, развитие образования.

Аннотация: данная статья посвящена вопросам получения образования в негосударственных вузах, выделены положительные аспекты, обоснована необходимость существования сектора негосударственного образования.

Keywords: private universities, education, private sector, the development of education.

Abstract: This article is devoted to the issues of education in private universities highlighted the positive aspects, the necessity of the existence of the non-state sector of education.

В России концепция высшего образования на данный момент находится в центре внимания. Проблема системного кризиса в образовании в России появилась с начала 1990-х годов и связана с кардинальными изменениями в общественной жизни, вызванными сменой общественно политического строя и переходом к рыночной экономике. Государство легализировало появление негосударственного образования, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млрд. студентов - около 14% из общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой,- до конца не определено, какая реформа образования нужна России, и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.

В настоящее время в общественном дискурсе активно обсуждаются проблемы и перспективы развития негосударственного сектора образования в России.

Негосударственный образовательный сектор России - участок действительно сложный. Однако нужно признать, что российские негосударственные вузы - это инновационная площадка для развития экономики. Они могут влиять на интеграцию и международные образовательные стандарты, а также дают возможность и право на образование многим.

По отношению к государственным вузам негосударственные вузы имеют определенные достоинства, они проявляются, в частности, в следующем.

Во-первых, негосударственные вузы проявляют готовность к изменению образовательных программ, ведению новых специальностей в соответствии с запросами бизнес-среды, что увеличивает возможные макроэкономические показатели страны, а также приводит к снижению безработицы, улучшению социального климата и т.п.

Во-вторых, для государственных вузов характерен консерватизм, появляющийся в необходимости для преподавателей четко придерживаться утвержденных стандартом программ, учебников. Негосударственные вузы обладают большей гибкостью в данном отношении, имея возможность для объективной корректировки учебных программ и введения новых специальностей, направлений и профилей в соответствии с появляющимися запросами реального сектора экономики и изменениями потребительского спроса.

Более того, именно способность негосударственных вузов к данному виду работы является важнейшей предпосылкой сохранения их конкурентоспособности на рынке.

В-третьих, за счет гибкости учебного процесса, открытости к использованию новых педагогических технологий негосударственные вузы обеспечивают возможность для самореализации преподавателям, стремящимся к поиску новых подходов в образовании, экспериментированию с содержанием учебных программ. Важным стимулом к поиску новых подходов, методов организации образовательного процесса для преподавателей негосударственных вузов выступает система оплаты труда, которая является более гибкой по отношению к принятой в государственных вузах, и в большей мере применить преподавательский талант и усилия.

Некоторые негосударственные вузы обладают большими, по отношению к государственным вузам ресурсами для организации и

технического оснащения учебного процесса, а также во многом способствует творческой и продуктивной работе преподавателей.

В-четвертых, негосударственные вузы ориентированы на реализацию индивидуального подхода к студентам, проявляющейся как в работе преподавателей, так в разработке графика занятий, удобного для работающих студентов, поддержании демократической атмосферы в вузе. Индивидуальный подход проявляется и в определении стоимости обучения, для которого основным критерием является объем соответствующих затрат, понесенных вузом. Во многих негосударственных вузах разрабатываются различные варианты учебных программ, соответствующих большей либо меньшей стоимости и ориентированных на разные запросы со стороны студентов и разные студенческие труппы.

В-пятых, негосударственные вузы обеспечивают возможность получения высшего образования студентам, имеющим мотивацию к его получению и способным оплачивать свое обучение, но в недостаточной мере подготовленных к обучению в вузе.

В-шестых, негосударственные вузы создают конкурентную среду, побуждающую государственные вузы к повышению мобильности, инновационности, своевременному и адекватному реагированию на изменяющиеся потребности общества.

В настоящее время негосударственные вузы успешно сотрудничают со многими государственными и общественными институтами, организациями работодателей и т.п. В частности, вузы успешно сотрудничают со многими работодателями, заметно сказывается на показателях региональных рынков труда. В настоящее время выпускники негосударственных вузов становятся востребованным «товаром», многие работодатели активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так необходимостью компенсировать естественное выбытие кадров.

В этой связи более гибкие негосударственные вузы способны быстрее ориентироваться на рынке труда, заключения договора с предприятиями на прохождение студентами производственных, учебных, преддипломных практик. Впоследствии, как показывает практика, студенты после прохождения практики приходят работать в те компании, где они уже работали стажерами.

По словам большинства российских, а, в частности, региональных работодателей, они уже взаимодействуют с негосударственными вузами в деле подготовки молодых специалистов Наиболее массовой моделью взаимодействия ведется целевая подготовка специалистов для

конкретного предприятия. В этой связи более гибко и оперативно работают именно негосударственные вузы.

Таким образом, в настоящее время негосударственные вузы являются востребованными на рынке труда. Они являются конкурентоспособными и готовы оперативно и продуктивно работать, взаимодействовать со многими общественными институтами, организациями работодателей, сообществами и т.п.

Список литературы

1. Беляков С.А. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. - М.: Макс Пресс, 2008. - 211 с.

2. Вифлеемским А.Б. От народною образования к платному обучению. - М.: Народное образование, 2008. - 120 с.

3. Галкин А.А. Институциональная среда российского общества // Территория науки. 2012. № 1. С. 44-48.

4. Менджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. - М.: Логос, 2008. - 208 с.

5. Плаксина Н.И. Сущность, содержание, структура и функции корпоративной культуры преподавательского коллектива кафедры ВУЗа // Территория науки. 2012. № 1. С. 212-215.

Кустов Ал.И., Коваленко B.B., Ишкова Л.Г., Мигель И.А., Закота А.А.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный педагогический университет, Военный авиационный инженерный университет

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, технологические дисциплины, естественнонаучные дисциплины, информационные технологии.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы информационного обеспечения научных исследований при изучении технологических и естественнонаучных дисциплин, проведен анализ, обоснована необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Keywords: information, information provision, technological discipline,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.