конференции ВЭПИ-ВГЛТА, в 5-ти томах. Редколлегия: главный редактор С.Л. Иголкин, ответственный редактор Т.Л. Безрукова, А.Э. Ахмедова. 2012. С. 156-160.
4. Гапонова С.Н. Совершенствование экономической деятельности предприятия на основе управления информацией / С. Н. Гапонова, Е. Ю. Давыдова, Е. Л. Смольянова. - Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 2008. - 120 с.
Кузьменко Н.И.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: негосударственные вузы, образование, негосударственный сектор, развитие образования.
Аннотация: данная статья посвящена вопросам получения образования в негосударственных вузах, выделены положительные аспекты, обоснована необходимость существования сектора негосударственного образования.
Keywords: private universities, education, private sector, the development of education.
Abstract: This article is devoted to the issues of education in private universities highlighted the positive aspects, the necessity of the existence of the non-state sector of education.
В России концепция высшего образования на данный момент находится в центре внимания. Проблема системного кризиса в образовании в России появилась с начала 1990-х годов и связана с кардинальными изменениями в общественной жизни, вызванными сменой общественно политического строя и переходом к рыночной экономике. Государство легализировало появление негосударственного образования, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млрд. студентов - около 14% из общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой,- до конца не определено, какая реформа образования нужна России, и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.
В настоящее время в общественном дискурсе активно обсуждаются проблемы и перспективы развития негосударственного сектора образования в России.
Негосударственный образовательный сектор России - участок действительно сложный. Однако нужно признать, что российские негосударственные вузы - это инновационная площадка для развития экономики. Они могут влиять на интеграцию и международные образовательные стандарты, а также дают возможность и право на образование многим.
По отношению к государственным вузам негосударственные вузы имеют определенные достоинства, они проявляются, в частности, в следующем.
Во-первых, негосударственные вузы проявляют готовность к изменению образовательных программ, ведению новых специальностей в соответствии с запросами бизнес-среды, что увеличивает возможные макроэкономические показатели страны, а также приводит к снижению безработицы, улучшению социального климата и т.п.
Во-вторых, для государственных вузов характерен консерватизм, появляющийся в необходимости для преподавателей четко придерживаться утвержденных стандартом программ, учебников. Негосударственные вузы обладают большей гибкостью в данном отношении, имея возможность для объективной корректировки учебных программ и введения новых специальностей, направлений и профилей в соответствии с появляющимися запросами реального сектора экономики и изменениями потребительского спроса.
Более того, именно способность негосударственных вузов к данному виду работы является важнейшей предпосылкой сохранения их конкурентоспособности на рынке.
В-третьих, за счет гибкости учебного процесса, открытости к использованию новых педагогических технологий негосударственные вузы обеспечивают возможность для самореализации преподавателям, стремящимся к поиску новых подходов в образовании, экспериментированию с содержанием учебных программ. Важным стимулом к поиску новых подходов, методов организации образовательного процесса для преподавателей негосударственных вузов выступает система оплаты труда, которая является более гибкой по отношению к принятой в государственных вузах, и в большей мере применить преподавательский талант и усилия.
Некоторые негосударственные вузы обладают большими, по отношению к государственным вузам ресурсами для организации и
технического оснащения учебного процесса, а также во многом способствует творческой и продуктивной работе преподавателей.
В-четвертых, негосударственные вузы ориентированы на реализацию индивидуального подхода к студентам, проявляющейся как в работе преподавателей, так в разработке графика занятий, удобного для работающих студентов, поддержании демократической атмосферы в вузе. Индивидуальный подход проявляется и в определении стоимости обучения, для которого основным критерием является объем соответствующих затрат, понесенных вузом. Во многих негосударственных вузах разрабатываются различные варианты учебных программ, соответствующих большей либо меньшей стоимости и ориентированных на разные запросы со стороны студентов и разные студенческие труппы.
В-пятых, негосударственные вузы обеспечивают возможность получения высшего образования студентам, имеющим мотивацию к его получению и способным оплачивать свое обучение, но в недостаточной мере подготовленных к обучению в вузе.
В-шестых, негосударственные вузы создают конкурентную среду, побуждающую государственные вузы к повышению мобильности, инновационности, своевременному и адекватному реагированию на изменяющиеся потребности общества.
В настоящее время негосударственные вузы успешно сотрудничают со многими государственными и общественными институтами, организациями работодателей и т.п. В частности, вузы успешно сотрудничают со многими работодателями, заметно сказывается на показателях региональных рынков труда. В настоящее время выпускники негосударственных вузов становятся востребованным «товаром», многие работодатели активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так необходимостью компенсировать естественное выбытие кадров.
В этой связи более гибкие негосударственные вузы способны быстрее ориентироваться на рынке труда, заключения договора с предприятиями на прохождение студентами производственных, учебных, преддипломных практик. Впоследствии, как показывает практика, студенты после прохождения практики приходят работать в те компании, где они уже работали стажерами.
По словам большинства российских, а, в частности, региональных работодателей, они уже взаимодействуют с негосударственными вузами в деле подготовки молодых специалистов Наиболее массовой моделью взаимодействия ведется целевая подготовка специалистов для
конкретного предприятия. В этой связи более гибко и оперативно работают именно негосударственные вузы.
Таким образом, в настоящее время негосударственные вузы являются востребованными на рынке труда. Они являются конкурентоспособными и готовы оперативно и продуктивно работать, взаимодействовать со многими общественными институтами, организациями работодателей, сообществами и т.п.
Список литературы
1. Беляков С.А. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. - М.: Макс Пресс, 2008. - 211 с.
2. Вифлеемским А.Б. От народною образования к платному обучению. - М.: Народное образование, 2008. - 120 с.
3. Галкин А.А. Институциональная среда российского общества // Территория науки. 2012. № 1. С. 44-48.
4. Менджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. - М.: Логос, 2008. - 208 с.
5. Плаксина Н.И. Сущность, содержание, структура и функции корпоративной культуры преподавательского коллектива кафедры ВУЗа // Территория науки. 2012. № 1. С. 212-215.
Кустов Ал.И., Коваленко B.B., Ишкова Л.Г., Мигель И.А., Закота А.А.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный педагогический университет, Военный авиационный инженерный университет
Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, технологические дисциплины, естественнонаучные дисциплины, информационные технологии.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы информационного обеспечения научных исследований при изучении технологических и естественнонаучных дисциплин, проведен анализ, обоснована необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Keywords: information, information provision, technological discipline,