Научная статья на тему 'Негосударственный пенсионный фонд как элемент теневой пенсионной схемы'

Негосударственный пенсионный фонд как элемент теневой пенсионной схемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ (НПФ) / NON-GOVERNMENTAL PENSION FUNDS (NPFS) / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (НПО) / NON-GOVERMENTAL PENSION SCHEMES (NPO) / СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / SYSTEM OF ADMINISTRATIVE REGULATION / ТЕНЕВАЯ СХЕМА / SHADOW SCHEME / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛООБОРОТ / SHADOW CAPITAL TURNOVER / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баланюк Наталья Юрьевна

В статье осуществлён анализ источников противоправных деяний, видов и способов противоправных деяний в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, а также мониторинг факторов, которые влияют на разработку противоправных схем, главным элементом которых является негосударственный пенсионный фонд. Сформулирован ряд выводов, предложений и рекомендаций, направленных на усовершенствование административно-правового регулирования отношений в сфере негосударственног пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-GOVERNMENTAL PENSION FUND AS AN ELEMENT OF RETIREMENT PENSION SCHEME

The article presents the analysis of the sources of illegal acts, forms and methods of illegal acts in the sphere of nongovernmental pension schemes as well as monitoring of the factors that affect the development of illegal schemes, the main element of which is a private pension fund. The article frames a number of conclusions, proposals and recommendations aimed at improvement of administrative and legal regulation of relations in the sphere of non-governmental pension shemes.

Текст научной работы на тему «Негосударственный пенсионный фонд как элемент теневой пенсионной схемы»

«органы судейского сообщества». В свою очередь образование органов судейского сообщества и послужило фундаментом для образования особой организационной формы - внутрисистемного судебного управления как структурно-функционального элемента судебной власти.

Список литературы

1 Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991. М, 2000.

2 Материалы Пленума ЦК КПСС. 27 - 28 января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. 94 с.

3 XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: в 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2.

4 Резолюции XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд. полит. лит. 1988.

5 Судьи и народные заседатели о себе //Советская юстиция. 1989. №6.

6 Слободкин Ю. О суде присяжных без прикрас // Советская юстиция. 1990. №9.

7 Волженкин Н. Организация работы президиума суда// Советская юстиция. 1986. №12.

8 Морозов С. Зачем юристу Кодекс чести? //Советская юстиция. 1990. №12.

9 «О порядке издания общего наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства». Высочайшее утвержденное мнение Государственного совета. 1885//Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы: В 6 т. /отв. ред. И.А. Исаев. М, 2003. Т. IV. На рубеже веков: эпоха войн и революций.

10 Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.

11Радутная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977; Ароцкер Л.Е. Судебная этика // Социалистическая законность. 1969. № 9. С. 31-35; Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973; Проблемы судебной этики. М., 1974; Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975. С. 49-61; Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущность // Советское государство и право. 1971. № 12. С. 88 - 97; Строгович М.С., Кореневский Ю.В., Зайцев Е.А., Киселев Я. С. Проблемы судебной этики / под ред. М.С. Строговича. М.: Наука, 1974. 272 с.

12 Проблемы народных судов. Круглый стол «СЮ»// Советская юстиция . 1990. №12.

13 Поздняков М. Почему буксует реформа? // Юридическая газета. 2011. № 10.

14 Собрание законодательства РФ, 14.02.2011. № 7. Ст. 898.

15 Кузнецова Н. Психологический аспект в кадровой работе с народными судьями //Советская юстиция. 1989 . №5.

16 Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. М.: Юридическая литература, 1976. 256 с.

17 Радутная Н.В. Судья. Основы подготовки к профессии. М.,1986. С. 34; Радутная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М.,1977.

18 Сумароков И. Судебный стресс //Российская юстиция. 2003. №12. С.60.

19 Закон СССР от 4 августа 1989 г. «О статусе судей в СССР» //Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 9. Ст. 223.

20 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 23. Ст. 441.

21 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989. № 9. Ст. 223; Ведомости СССР. 1989. № 22. Ст. 419; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989. № 22. Ст. 420; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989. № 22. Ст. 422; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989. № 22. Ст. 423.

Н.Ю. Баланюк

Национальный университет государственной налоговой службы Украины

УДК 342.9

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕНЕВОЙ ПЕНСИОННОЙ СХЕМЫ

Аннотация

В статье осуществлён анализ источников противоправных деяний, видов и способов противоправных деяний в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, а также мониторинг факторов, которые влияют на разработку противоправных схем, главным элементом которых является негосударственный пенсионный фонд.

Сформулирован ряд выводов, предложений и рекомендаций, направленных на усовершенствование административно-правового регулирования отношений в сфере негосударственног пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды (НПФ), негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), система административно-правового регулирования, теневая схема, теневой капиталообо-рот, финансовый мониторинг.

N. Y. Balanyuk

National State University of Tax Service of Ukraine

NON-GOVERNMENTAL PENSION FUND AS AN ELEMENT OF RETIREMENT PENSION SCHEME

Abstract

The article presents the analysis of the sources of illegal acts, forms and methods of illegal acts in the sphere of nongovernmental pension schemes as well as monitoring of the factors that affect the development of illegal schemes, the main element of which is a private pension fund.

The article frames a number of conclusions, proposals and recommendations aimed at improvement of administrative and legal regulation of relations in the sphere of non-governmental pension shemes.

Index terms: non-governmental pension funds (NPFs), non-govermental pension schemes (NPO), system of administrative regulation, shadow scheme, shadow capital turnover, financial monitoring,

Введение

В России существует две формы пенсионного обеспечения - государственное и негосударственное (далее - НПО). Объектом исследования данной статьи является негосударственная форма пенсионного обеспечения. Этот вид финансовых услуг в России является относительно новым. Его внедрению и становлению предшествовала большая подготовительная работа. Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам (далее - НПФ). Только в 2008 году вследствие негативных действий финансового кризиса число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния.

При разработке и принятии Федерального Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ были учтены как положительный, так и отрицательный российский и мировой опыт функционирования НПФ. Например, новая система деятельности пенсионных фондов была призвана исключить возможность возникновения ситуаций, подобных тем, что сложились в деятельности компании «Максвелл» в Великобритании, где работодатель присвоил весь пенсионный фонд.

Законом о НПФ предусмотрено много элементов защиты средств участников НПФ: контроль за деятельностью фонда остается в руках Совета фонда; инвестированием средств фонда может заниматься только компания по управлению активами, которая получила лицензию Службы Банка России по финансовым рынкам; диверсификация вложений - вклад средств в различные виды ценных бумаг, в разные эмитенты, а не в одно лицо с тем, чтобы в случае его банкротства вкладчики не потеряли все средства.

Новым в государственном регулировании деятельности НПФ есть передача полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Службе Банка России по финансовым рынкам - подразделении Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года. С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам упраздняется (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645).

На первый взгляд, закон о НПФ в современной редакции исключает возможность недобросовестного обращения с пенсионными активами фондов. Но с началом функционирования НПФ на российском рынке финансовых услуг были обнаружены пробелы в нормативном регулировании этих фондов, позволяет неправомерно использовать средства их участников. Анализ их деятельности показал, что в Российской Федерации возникла с НПФ проблема, подобная которой имеет место в Украине и других постсоветских странах. Большинство российских НПФ являются дочерними структурами и широко применяют теневые схемы инвестирования пенсионных средств в акции собственной материнской компании, подвергая своих участников рискам из-за ненадлежащей диверсификации.

Негосударственное пенсионное обеспечение через использование НПФ заключается в том, что средства, предоставленные пенсионному фонду его вкладчиками, создают активы пенсионного фонда. Исполнительный орган ведет учет участников пенсионного фонда, заключает пенсионные договоры от име-

ни пенсионного фонда, обеспечивает осуществление пенсионных выплат участникам фонда. Пенсионные активы хранятся у специализированного депозитария на соответствующих текущих счетах и в других формах. Компания по управлению активами (далее - КУА) оперирует пенсионными активами (осуществляет инвестиционную и иную деятельность с ценными бумагами) с целью их пополнения и роста. Из этих пенсионных активов в соответствии с пенсионными договорами осуществляются выплаты участникам НПФ.

Использование пенсионных активов не по назначению возможно лишь в случае, когда все вышеперечисленные лица, принимающие участие в НПО (кроме участников НПФ), действуют согласованно с конечной целью изъять пенсионные активы в теневой капитало-оборот. То есть для оптимального обеспечения функционирования теневой схемы с использованием механизмов НПФ (далее - теневая пенсионная схема) ее субъектам необходимо свести к минимуму задействованных в ней лиц.

Первым этапом теневой пенсионной схемы является создание дочернего НПФ. Имеется в виду создание НПФ, который в своей деятельности подконтролен и действует в интересах материнской компании-учредителя. То есть в идеале основатель, исполнительный орган и компания по управлению активами должны быть одним юридическим лицом. В этом случае при условии предварительного сговора с депозитарием (а возможно, и без этого), основатель НПФ становится единым распорядителем пенсионных активов.

Общие условия Закона о негосударственных пенсионных фондах (ст. 7) запрещают назначать на должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда работников управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лиц, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо; аффилированных лиц управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лиц, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда и т.д.

Однако основатель негосударственного пенсионного фонда при желании может обойти все ограничения Закона о НПФ по совмещению ролей в деятельности НПФ, кроме запрета быть специализированным депозитарием этого пенсионного фонда [2, ст. 7]. Теоретически такое сочетание ролей упрощает управление деятельностью НПФ, но на практике - дает широкий простор для возможности совершения нарушений в сфере управления пенсионными активами (например, хищение пенсионных активов, нарушение условий диверсификации). Поэтому контролирующим органам следует обращать большее внимание на деятельность потенциально опасных фондов с точки зрения совершения теневых операций. А в дальнейшем в Закон о НПФ следует внести изменения, которые бы исключили возможность образования НПФ по такому сценарию.

Вторым этапом теневой пенсионной схемы является формирование пенсионных активов. На этом этапе СПД может с помощью НПО вывести свои финансовые активы из-под налогообложения. В первом случае пенсионные активы НПФ формируются на общих основаниях за счет взносов вкладчиков - эти активы в дальнейшем могут присваиваться субъектами, которые

контролируют деятельность компании по управлению активами. Присвоение происходит с помощью теневых инвестиционных схем, рассмотрены ниже (КУА может работать в нарушение инвестиционной декларации НПФ или работать в соответствии с ней, если она заранее создавалась под присвоение активов). Следствием этих действий будет хищение пенсионных активов и вывод валютных средств за границу.

Во втором случае СПД - это основатель НПФ, где он одновременно выступает как управляющий и КУА и формирует пенсионные активы дочернего фонда за счет собственных средств. Как работодатель он может осуществлять пенсионные взносы в пользу всех своих работников - тогда пенсионные договоры заключаются работодателем с пенсионным фондом по выбору такого работодателя [1, ст. 255].

СПД-работодатель может осуществлять пенсионные взносы в пользу своих работников в размере в расчете не более 12% от суммы расходов на оплату труда. Если СПД придержется этих требований, то, во-первых, уплаченные суммы не будут включаться в общий месячный налогооблагаемый доход работника [1, ст. 213.1.], во-вторых, он имеет право отнести к составу валовых расходов каждого отчетного налогового периода (нарастающим итогом) сумму таких взносов [1, ст. 253, 255].

Таким образом, СПД может вывести из-под налогообложения значительные денежные ресурсы в подконтрольном ему НПФ. Поскольку работодатель-СПД имеет право устанавливать размеры отчислений в НПФ [1, ст. 255], то он будет и сам определять, на какую сумму будет уменьшен его налогооблагаемый доход. Поэтому контролирующим органам следует обращать усиленное внимание на случаи формирования пенсионных активов за счет взносов работодателя-СПД. А именно на то, как влияют данные взносы на размер уплачиваемого налога на прибыль и как затем используются вновь созданные пенсионные активы.

Третьим этапом теневой пенсионной схемы является применение к накопленным на подконтрольном НПФ пенсионных активов теневого инвестирования. Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [4, ст. 1], То есть их фактически могут осуществлять все субъекты хозяйственной деятельности. Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде помимо выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты расходов, связанных с осуществлением НПО, могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда [2, ст. 25.1, 26].

Вообще теневое инвестирование является родовым для многих видов финансовых учреждений - автор будет останавливаться на анализе общих этапов данной теневой схемы с включением некоторых специфических особенностей ее проведения из-за использования пенсионных активов.

В первом случае дочерние НПФ будут инвестировать пенсионные средства в материнские компании, во втором случае теневое инвестирование реализуется через покупку неликвидных акций или иных ценных бумаг по завышенным ценам. На этом этапе возможно несколько вариантов:

1 Покупка российским СПД в рамках договоров-поручений пакетов акций российских предприятий у

фирм-нерезидентов по ценам значительно выше их рыночной стоимости. Как правило, в подобных схемах задействованы фиктивные предприятия, которые осуществляют последующую покупку ЦБ при конечных расчетах. Такая схема работает только при условии полной поддержки банковским учреждением, которое обеспечивает весь спектр расчетов в ходе проведения операций (от предоставления кредитов, авалирования и выпуска векселей к получению и конвертации валюты за рубежом). Данная операция позволяет выводить значительные суммы валютных ценностей за границу России с последующим получением отмытого преступного дохода за пределами страны [6, 99].

2 Покупка российским СПД неликвидных акций иностранных предприятий или других ценных бумаг по завышенной цене. В этом случае избыток переплаченных средств остается за рубежом в распоряжении лиц, контролирующих деятельность данного СПД, а продавец получает процент от стоимости этой операции. Цель этой сделки - вывод валютных средств за границу

Обычно вырученные от подобных операций средства оседают на оффшорных счетах, а затем возвращаются в Россию в виде тех же инвестиций или при использовании теневой схемы приватизации. Конечно, законодательство РФ пытается ограничить бесконтрольную скупку ценных бумаг, опасных с точки зрения возможности совершения с их помощью теневых инвестиционных схем. В НПФ инвестиционной и иную деятельность от имени этого учреждения осуществляет компания по управлению активами, поэтому ограничения инвестиционной деятельности пенсионного касаются в большей степени именно КУА.

Хотя законодатель в Законе о НПФ пытался исключить применение теневого инвестирования из пенсионных активов, контролирующие органы должны обращать внимание на то, что некоторые ограничения возможно обойти.

Если лицо, которое осуществляет управление пенсионными и инвестиционными активами, заручится поддержкой специализированного депозитария в своей теневой инвестиционной деятельности, то совершении противоправных действий фактически невозможно обнаружить, так как никто кроме депозитария не осуществляет текущий контроль за инвестиционной деятельностью НПФ и инвестиционного фонда. Единственная опасность выявления теневой деятельности в данном случае - это обязательный ежегодный аудиторский контроль. Однако при условии создания учреждений, которые будут действовать в течение одного отчетного года, то аудиторской проверки можно избежать.

Итак, на сегодня нет четко организованного жесткого контроля со стороны государственных органов о состоянии активов пенсионных фондов, порядка совершаемых по ним инвестиционной и иной деятельности. Это может привести к широкому применению теневых пенсионных схем и достижения субъектами этих схем противоправных последствий: присвоение (обычное хищения) пенсионных активов; вывод активов СПД из-под налогообложения; формирование теневых валютных резервов. Во избежание возможных негативных следствием нужно ввести изменения в законодательство относительно возможного круга учредителей НПФ и усиления контроля за использованием пенсионных активов.

Список литературы

1 Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

2 О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ.

3 Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ;

4 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ.

5 Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ.

6 Отмывание денег: уголовно-правовая квалификация, предотвращения преступности, законодательство и международный опыт: учебное пособие. Ирпень: Национальная академия ГНС Украины, 2004. 310 с.

7 Официальный сайт Службы Банка России по финансовым рынкам. URL: http://www.fcsm.ru/.

М.М. Басимов

Курганский государственный университет

УДК 316.303.7

НЕЛИНЕЙНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ

Аннотация

В статье представлены шесть зависимостей: одна для степенной функции и пять для социологических параметров в рамках различных исследований, которые наглядно и содержательно демонстрируют необходимость ухода от линейного взгляда в изучении социальной действительности, от методологии XVIII века. А линейное мышление может быть просто опасным в познании сложной нелинейной реальности, сводя все ее многообразие только к простым зависимостям.

Ключевые слова: социологическое исследование, зависимость, нелинейный, множественное сравнение, сравнительная весомость, коэффициент силы связи, триады, кварты.

M.M. Basimov Kurgan State University

NONLINEAR SOCIOLOGY IN SPECIFIC EXAMPLES

Abstract

The article describes six dependences, i.e. one for power function and five for sociological parameters within various researches, which visually and substantially show a necessity of escaping from a linear look in studying social reality, from methodology of XVIII century. Besides, linear

thinking can be simply dangerous in studying complex nonlinear reality reducing all its variety only to simple dependences.

Index terms: sociological research, dependence, nonlinear, múltiple comparison, comparative validity, constraint force coefficient, triads, quarts.

Описание сложного, как показывает К. Майнцер, президент Немецкого общества по изучению сложных систем и нелинейной динамики, невозможно без представления о нелинейности и современных нелинейных моделей. В условиях современного мира линейное мышление, до сих пор доминирующее в некоторых областях науки, становится принципиально недостаточным и даже опасным в нелинейной сложной реальности [10]. «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой (синергетической) парадигмы, в том числе, и социологического исследования. Можно даже сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности [6].

Хотя большинство социологов крайне далеки от концепции нелинейности в социологии, и это подтверждает последний европейский конгресс «11th Conference of the European Sociological Association 2013 (Torino)», в тезисах которого «non-linear» или «nonlinear» как слово или часть слова встречается (кроме наших материалов) только в 10 тезисах (всего около 3000 тезисов). При этом чаще это общие фразы о нелинейности, и авторы далеки от конкретной реализации этой концепции.

Используя авторский подход к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в социологических исследованиях посредством реализации обобщенного варианта метода множественного сравнения [2; 3] для квантильных разбиений данных (объектов) по каждому измеряемому параметру, отказываясь от предварительного выдвижения гипотезы о форме зависимости (линейная или какой-то конкретный вид нелинейной зависимости), для изучаемой матрицы данных можно определить как формы зависимостей, так и степени их выраженности на различных отрезках шкал рассматриваемых параметров [1, 4].

Рассмотрим пять зависимостей и их интерпретации, выявленные с помощью авторского метода изучения статистической связи, из различных социологических исследований, проведенных за последние годы в Учебно-исследовательской лаборатории социальных исследований КГУ (кафедра социологии и социальной работы).

Но перед тем, как перейти к рассмотрению зависимостей социологического содержания, рассмотрим одну показательную зависимость из идеализированной математической задачи, где каждый из параметров представляет собой значения одной из 36 элементарных функций в интервале, симметричном относительно нуля с равномерным шагом аргумента. Коэффициенты силы связи SV нормируются таким образом, чтобы значение SV=1 соответствовало единичной линейной корреляции R=1, полученной для линейной функции (например, Y=X).

Рассмотрим четную функцию (зависимость Y=X2 от X), для которой коэффициент линейной корреляции равен нулю, но в то же время не только нельзя сказать, что связь между переменными отсутствует, а следует отметить, что она очень сильная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.