УДК 336.6 JEL G23
DOI10.26425/1816-42 77-2018-9-22-26
Кругляк Людмила Ивановна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва e-mail: [email protected]
Аннотация. Основной целью статьи является установление генезиса такого крупного институционального инвестора как негосударственные пенсионные фонды и их современное состояние в пенсионной системе РФ. Приведено детальное исследование возникновения негосударственных пенсионных фондов в рыночной экономике России, а также исследование основных параметров институциональной и функциональной структуры отношений по формированию этими фондами пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Выявлены современные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России.
СТАНОВЛЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фатхлисламова Гульнара Фадисовна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва e-mail: [email protected]
Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсионные резервы, пенсионные накопления, пенсия, лицензирование.
Kruglyak Ludmila
Candidate of Economic Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow e-mail: [email protected]
Abstract. The main purpose of the article is to create a definition of the genesis of such a large institutional investor as non-state pension funds (NPFs) and their current status in the pension system of the Russian Federation. The article provides a detailed study of the emergence of APFs in the market economy of Russia, as well as a study of the
FORMATION OF NON-STATE PENSION FUND IN THE PENSION SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION
Fatkhlislamova Gulnara
Candidate of Economic Sciences, Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration, Moscow main parameters of the institutional and functional structure of relations on the forma-
В настоящее время активными участниками отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений граждан являются негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ). По итогам 2017 г. рыночная стоимость совокупного инвестиционного портфеля пенсионных накоплений всех НПФ составила 2,6 трлн руб. Среди всех участников по формированию и инвестированию пенсионных накоплений граждан НПФ обеспечили наибольший темп прироста их инвестиционных портфелей - чуть более 1/5 от их рыночной стоимости. В 2017 г. НПФ сохранили за собой лидирующие позиции в привлечении пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (далее — ОПС). В 2016 г. впервые за тринадцатилетний период функционирования накопительной компоненты самым крупным субъектом на пенсионном рынке становятся НПФ, управляя почти 4 трлн руб. пенсионных средств граждан.
Период развития и реформирования института НПФ насчитывает 25 лет период. В источниках литературы становление НПФ в России обычно связывают с принятием Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР» [7; 8]. Статьей данного Указа было разрешено создавать за счет чистой прибыли предприятия пенсионные фонды «для увеличения пенсий работникам предприятий» [2].
Но исторически создание института НПФ были заложены Постановлением Совета министров СССР от 08.12.1990 г. № 1 235 «О создании страхового общества «Наука» и страхового пенсионного фонда работников науки» [1]. Финансовой основой функционирования данного пенсионного фонда стали добровольные взносы граждан и организаций, а также части прибыли страхового общества «Наука». По сути, страховое общество «Наука» выступала основателем пенсионного фонда работников науки. Данный пенсионный фонд создавался с целью «повышения уровня социальной, экономической и правовой защищенности научных коллективов, ученых и специалистов в условиях регулируемых рыночных отношений, а также наиболее полного использования возможностей инвестиционной деятельности в научно-технической сфере» [1].
О Кругляк ЛИ., Фатхлисламова Г.Ф., 2018
e-mail: [email protected]
tion of NPFs of pension savings and pension reserves. The modern tendencies of APF development in the pension system of Russia are revealed.
Keywords: Non-state pension fund, pension reserves, pension savings, pension, licensing.
Первым частным НПФ стал Российский страховой пенсионный фонд, который был зарегистрирован в 1991 г. с уставным капиталом 100 млн руб., учредителями выступили Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (далее - РФ), Министерство труда РФ, банк «Российский кредит», ассоциация «Арго-сервис» [6].
Следующим шагом стало издание Президентом Б. Н. Ельциным указа «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Указ) в 1992 г. [3]. После подписания Указа число НПФ стремительно росло (20 -в январе 1993 г., 100 - в январе 1994 г., от 800 до 1000 - в январе 1995 г.) [9]. Данный Указ установил легитимность системы негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) в России. Рассмотрим основные положения Указа [3].
1. Учредителями могут выступать: предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения.
2. НПФ учреждаются в форме юридического лица.
3. Независимость НПФ от обязательного государственного пенсионного страхования (далее — ОПС).
4. НПФ не вправе заниматься коммерческой деятельностью.
5. Активы НПФ вправе размещать специализированные компании по управлению активами НПФ на основании договора об управлении активами НПФ.
6. компании несут ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого правительством РФ.
7. Лицензирование деятельности НПФ и специализированных компаний по управлению активами НПФ органом государственного регулирования в лице инспекции НПФ.
8. Создание в структуре НПФ специального подразделения межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ, в состав которой должны входить представители государственных органов власти.
Этим же Указом предусматривалось в трехмесячный срок разработать предложения по налогообложению деятельности НПФ, а также пенсионных выплат гражданам из НПФ и предложения о возможности использования приватизационных чеков в качестве взносов в НПФ. Министерство социальной защиты России 23.12.1992 г. представило в правительство РФ подготовленные рабочей группой проекты нормативных документов по НПФ. Но принятие необходимого законодательного обеспечения продлилось еще несколько лет.
Введение в оборот приватизационных чеков в деятельность НПФ было принято достаточно оперативно - в октябре 1992 г. был издан Указ Президента РФ «Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения», предусматривающий принимать в качестве паев приватизационные чеки [4].
В условиях отсутствия нормативно-правовой базы первые НПФ регистрировались органами местного самоуправления как некоммерческие организации или акционерные общества закрытого типа, а в Нижнем Новгороде органы государственной власти признавали их страховыми организациями [5]. Основным разрешительным документом для НПФ в тот период был письменный ответ Министерства социальной защиты о том, что уставные документы НПФ прошли экспертизу и при создании соответствующего контролирующего органа НПФ обязаны пройти процедуру лицензирования.
Первым органом, регулирующим деятельность НПФ, стала созданная Министерством социальной защиты Инспекция НПФ. С середины 1994 г. Инспекция НПФ до принятия соответствующего нормативно-правового акта, определяющего процедуру лицензирования, осуществляла регистрацию уставов фондов, созданных в организационно-правовой форме «фонд», создавая тем самым некое подобие легитимности деятельности НПФ. По данным Инспекции НПФ, было выдано более 428 лицензий [10].
В современной экономической литературе любая система рассматривается с двух позиций: институциональной (как совокупность различных институтов, обеспечивающих функционирование определенной системы) и функциональной (как совокупность определенных отношений в определенной сфере деятельности). Современная институциональная и функциональная структура НПФ начала складываться с 2004 г. с включением НПФ в систему обязательного пенсионного страхования по доверительному управлению пенсионными накоплениями.
Субъектами отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, средств (т. е. в системе ОПС) являются НПФ, управляющие компании, Пенсионный фонд, страхователи и застрахованные лица, в системе НПО - НПФ, вкладчики, участники. Анализ динамики показателей, характеризующих коли-
чество НПФ, позволяет определить основные направления ее трансформации: четко проявляется тенденция к сокращению общего числа НПФ, в том числе и действующих в системе ОПС (рис. 1). Наибольший темп сокращения числа НПФ как в целом, так и действующих в ОПС наблюдался в 2016 г. и в большей степени за счет ужесточения требований к деятельности НПФ со стороны мегарегулятора. Сокращение количества ОПС продолжилось и в 2017 г., но темы сокращения значительно снизились. Можно утверждать, что рынок вошел в некую фазу стабильности.
я
о «
к
0
х х
1 I о к
0
1 о К
0 я
1
ч
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС в качестве страховщика
Общее количество НПФ
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Количество негосударственных пенсионных фондов
В системе ОПС лица, в пользу которых страхователи формируются в НПФ накопительные пенсии, называются застрахованными лицами. В системе НПО - это участники фонда, заключившие с НПФ договора негосударственного пенсионного обеспечения. Рассматривая количество данных субъектов, то очевидно, что застрахованные лица по ОПС значительно превышают количественно число участников по НПО (рис. 2). Однако такая ситуация наблюдалась не всегда на протяжении периода с 2005 г. по 2017 г., с 2010 г. количество застрахованных лиц стало превышать участников НПФ по НПО. Одним из положительных явлений следует считать прирост количества участников по НПО в 2017 г. - впервые за последние пять лет. Однако темпы прироста застрахованных лиц все еще превышают темпы прироста участников НПФ.
ц
и т
0 ш
1
Ц £
30 000
20 000
10 000
-1-1-1-1-1-1-1-
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
1 Год
Застрахованные лица
Участники по НПО
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Количество лиц, застрахованных в системах обязательного пенсионного страхования (ОПС), негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), тыс. чел.
За период с 2005 г. по 2017 г. совокупная рыночная стоимость инвестпортфелей НПФ увеличилась с 279 млрд руб. до 3,8 трлн руб., т. е. в 13,5 раз за последние 13 лет. По результатам 2005 г. и 2017 г., объем пенсионных накоплений в НПФ значительно превышает величину пенсионных резервов, начиная с 2013 г. В настоящее время объем привлеченных средств в НПО значительно уступает величине средств в ОПС (рис. 3). Прирост совокупной величины инвестпортфелей НПФ обеспечивается в большей степени за счет прироста пенсионных накоплений, формируемых в ОПС. Таким образом, основным драйвером роста остается система ОПС. Следует констатировать тот факт, что реформирование пенсионной системы привело к усилению обязательной компоненты пенсионной системы, ослабив добровольное пенсионное страхование.
30 000 _.
« S
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Пенсионные накопления в НПФ Пенсионные резервы НПФ
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 3. Динамика пенсионных накоплений и пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
с 2005 г. по 2017 г., млн руб.
С начала старта возможности инвестирования части перечисляемых работодателями страховых взносов система ОПС стала превалирующей в пенсионной системе страны. В целом система ОПС концентрирует 4,5 трлн руб., а система НПО 1,2 трлн руб., что составляет 4,9 % и 1,2 % к валовому внутреннему продукту, соответственно. Причем доля пенсионных резервов в общем объеме привлеченных пенсионных средств НПФ сократилась с 99 % в 2005 г. до 31 % в 2017 г., а для пенсионных накоплений возросла с 1 % до 69 % соответствующих годах. Таким образом, пенсионная система России характеризуется недостаточным уровнем развития различных форм добровольного пенсионного страхования по причине того, что государство на протяжении последних лет действует только по пути усиления обязательной компоненты. Во многом возникшие в настоящее время проблемы финансирования российской пенсионной системы связаны с данным фактом.
Б и блиографически й сп и со к
1. О создании страхового общества «Наука» и Страхового пенсионного фонда работников науки: Постановление Совмина СССР от 08.12.1990 г. № 1235. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).
2. О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР: указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 255. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).
3. О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РСФСР от 16.09.1992 г. № 1077. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/documcnt/cons_doc_LAW_930/ (дата обращения: 08.07.2018).
4. Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения Указ Президента РФ от 26.10.1992 г. № 1304. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.07.2018).
5. Азарова, О., Логинов, М. В. России незаметно появились частные пенсионные фонды / О.Азарова, М.Логинов // Коммерсант. -№214 от 06.11.1993 г.
6. Андриянов, А. Российский страховой пенсионный фонд деньги возьмет, но чуть позже / А. Андриянов // Коммерсантъ Власть. № 135 от 31.08.1992 г.
7. Вязовская, Т. Н. Исторический опыт становления негосударственных пенсионных фондов России в 1991-2004 гг. // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 2. - С. 255-262.
8. Данишевская, И. В. Этапы реформирования системы пенсионных накоплений и возрастание роли негосударственных пенсионных фондов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 4 (46). - С. 37-46.
9. Колобаев, О. М. Развитие негосударственных пенсионных фондов - период «беззакония» // Пенсионное обозрение. -2017 г. - № 1 (29) - C. 22-26.
10. Колобаев, О. М. 15 лет с начала лицензирования НПФ // Пенсионное обозрение. 2010 г. - № 4 (4). - C. 1-7.
References
1. O sozdanii strakhovogo obshchestva «Nauka» i Strakhovogo pensionnogo fonda rabotnikov nauki [On the establishment of the insurance company «Science» and the Insurance pension fund of the workers of science]: Postanovleniye Sovmina SSSR ot 08.12.1990 № 1235. Available at: System of «Consultant Plus» (accessed 07.07.2018).
2. O pervoocherednykh merakh po organizatsii raboty promyshlennosti RSFSR [On the priority measures to organize the work of industry in the RSFSR]: ukaz Prezidenta RSFSR ot 03.12.1991 № 255. Available at: System of «Consultant Plus» (accessed 07.07.2018).
3. O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh [On non-state pension funds]: ukaz Prezidenta RSFSR ot 16.09.1992 № 1077. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_930/ (accessed 08.07.2018).
4. Ob ispol'zovanii privatizatsionnykh chekov v tselyakh sotsial'noy zashchity naseleniya [On the use ofprivatization checks for the purposes of social protection of the population]: Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.1992 № 1304. Available at: System of "Consultant Plus" (accessed 08.07.2018).
5. Azarova O., Loginov M. V Rossii nezametno poyavilis' chastnyye pensionnyye fondy [Private pension funds have imperceptibly appeared] // Kommersant, 06.11.1993, I. 214.
6. Andriyanov A. Rossiyskiy strakhovoy pensionnyy fond den'gi voz'met, no chut' pozzhe [The Russian pension insurance fund will take the money, but a little later] // Kommersant Vlast', 31.08.1992, I. 135.
7. Vyazovskaya, T. N. Istoricheskiy opyt stanovleniya negosudarstvennykh pensionnykh fondov Rossii v 1991-2004 [Historical experience of the formation of non-state pension funds of Russia in 1991-2004] // Prepodavatel' XXI vek. 2009, I. 2. - pp. 255-262.
8. Danishevskaya, I.V Etapy reformirovaniya sistemy pensionnykh nakopleniy i vozrastaniye roli negosudarstvennykh pensionnykh fondov [Stages ofreforming the system ofpension savings and increasing the role of non-state pension funds] // Finansovaya ana-litika: problemy i resheniya, 2011, I. 4(46), pp. 37-46.
9. Kolobayev, O. M. Razvitiye negosudarstvennykh pensionnykh fondov - period «bezzakoniya»[Development of non-state pension funds - the period of «lawlessness»] // Pensionnoye obozreniye. - 2017. - I. 1 (29), pp. 22-26.
10. Kolobayev, O. M. 15 let s nachala litsenzirovaniya NPF [15 years since the beginning of licensing of NPF] // Pensionnoye obozreniye [Pension review], 2010, № 4 (4), pp. 1-7.