УДК 378(571.1)
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ПРОШЛОЕ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО БУДУЩЕГО
Юрий Ильич Казанцев
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, доктор исторических наук, зав. кафедрой истории и философии, профессор, тел. (383)266-42-82, e-mail: [email protected]
Изучение регионального опыта развития негосударственного образовательного сектора дает возможность определить общероссийские тенденции процесса, выявить его региональные особенности и своеобразие. Мировой опыт развития негосударственных вузов неоспоримо доказывает перспективность затеи. Но практика реализации общепризнанных идей на российском и региональном уровне столкнулась с множеством препятствий. Нараставшие сложности были сопряжены не только с рядом объективных фундаментальных причин, но и с непродуманными решениями Министерства образования РФ. Не выдержав нарастающих трудностей, ряд региональных вузов и многочисленные филиалы прекратили свою деятельность на территории Западной Сибири.
Ключевые слова: рынок, образовательные услуги, негосударственные образовательные учреждения Западной Сибири, тенденции развития частного сектора образования.
PRIVATE UNIVERSITIES OF WESTERN SIBERIA: THE PAST WITH NO CERTAINTJ OF FUTURE
Yuri I. Kazantsev
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 630008, Russia, Novosibirsk 113 Leningradskaya, D. Sc., Department Chairman of the National History Chair, Professor, tel. (383)266-42-82, e-mail: [email protected]
General trends in the non-state educational sector development throughout Russia as well as its regional characteristics and peculiarities can be derived on the base of regional experience. World experience in this field undoubtedly argues the private education to be an advanced idea. Still the attempt to root the ideas of the higher educational institutions organization adopted in the world had faced a vast number of obstacles in Russia. The problems on the increase were associated not only with a number of objective fundamental reasons, but with partial solutions of the Ministry of Education of the Russian Federation. Unable to withstand the increasing challenges a number of regional Universities and their numerous branch establishments ceased their activity on the territory of Western Siberia.
Key words: market of educational services, private educational institutions of Western Siberia, trends of development of private (non-state) educational sector.
Опыт европейских государств показал эффективность рационального сочетания традиционного государственного и нового негосударственного сектора в системе высшего образования. Большой положительный опыт и традиции инновационного образования накопила Англия. Насколько качественным и престижным является негосударственное образование в Англии, свидетельствуют
следующие данные. 74% самых авторитетных в стране судей получили дипломы в частных университетах, 51% известных журналистов являются выпускниками частных образовательных учреждений. В медицине, 61% успешных и самых высокооплачиваемых врачей обучались в негосударственных учебных заведениях Великобритании [1]. В других европейских странах частные ВУЗы появились гораздо позже, чем в Англии. Так в Германии первый негосударственный университет был основан только в 1982 г. В последующие тридцать лет здесь было открыто более сотни таких ВУЗов и в 2015 г. их насчитывалось уже 113, причем 70 % из них появились сравнительно недавно. Негосударственные университеты Германии изначально были ориентированы на подготовку иностранных студентов, и преподавание здесь велось на английском языке. Эти ВУЗы имеют различные источники финансирования, а кроме того обеспечиваются государственной финансовой поддержкой [2].
В 1990-е годы, в условиях формирования рыночной экономики появилась возможность создания негосударственных высших учебных заведений и в России. Учредителями негосударственных вузов выступали частные лица, общественные организации и творческие объединения. Негосударственные вузы в РФ должны были снизить нагрузку на бюджет и расширить возможности для молодежи получения высшего образования по месту жительства. Кроме того, негосударственные ВУЗы расширяли возможности получения второго высшего образования и переподготовки зрелых специалистов. Учредители ВУЗов надеялись, что частные учебные заведения смогут оперативно и гибко действовать на рынке образовательных услуг, внедрять инновационные технологии в образование, быть креативными, динамично развивающимися и самостоятельными.
Процесс создания частных ВУЗов начинался в Москве в 1992 г. и волной катился на периферию. В 2015 г. в Москве и Московской области в списках значилось 309 негосударственных образовательных учреждений. По количеству негосударственных ВУЗов одна российская столица опередила Германию и Италию, вместе взятые. На территории Западной Сибири прослеживается та же тенденция - областные центы и в первую очередь города с миллионным населением, становились местом сосредоточения учреждений негосударственного образования. Так в Новосибирске было открыто более десятка негосударственных ВУЗов. Группа ученых Академгородка, при поддержке Администрации области, Мэрии города Новосибирска и деловых кругов в 1992 г. учредила Сибирский независимый институт (СНИ). Одним из первых негосударственных ВУЗов города в 1992 г. был Новосибирский институт экономики и менеджмента (НИЭМ). С 1992 г. начала подготовку специалистов Сибирская академия финансов и банковского дела. В феврале 1993 г. был открыт Новосибирский гуманитарный институт. Сравнительно успешная деятельность негосударственных вузов на рынке образовательных услуг способствовала появлению все новых и новых негосударственных ВУЗов. Так в Новосибирске появился в 1997 г. Новый сибирский институт (НСИ), а осенью 2000 г. был создан Русско-немецкий университет (РНУ).
Если крупные научные и культурные центры региона (Новосибирск, Омск, Томск и другие) создавали частные ВУЗы используя свои резервы, то в небольшие города Западной Сибири активно стали внедряться филиальные сети. Так в 1997 г. появился Бийский филиал Современной гуманитарной академии. В филиале можно было получать первое и второе высшее образование, для удобства предлагались очная, заочная и дистанционная форма обучения. Эта же академия имела сеть своих филиалов в городах Западной Сибири. С 1997 г. работал Абаканский филиал частного образовательного учреждения высшего образования Современной гуманитарной академии. Академия вела заочную подготовку по специальностям экономика, юриспруденция, менеджмент не только в малых городах, ее филиалы действовали в Новосибирске, Омске и других областных центрах Западной Сибири [3].
Если во Франции продуктивно работало около 240 частных высших инженерных школ, то в России абсолютно доминировали негосударственные ВУЗы экономического и гуманитарного профиля. Яркое тому подтверждение дает государственная статистика.
Таблица 1
Выпуск специалистов негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования РФ в 1994 - 2003 гг. (тыс. чел.)
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Выпущено специалистов - всего 3,4 7,7 13,1 21,5 30,2 40,2 56,2 72,3 87,3 116,7
в том числе:
по группам специальностей 1,9 3,6 6,7 10,4 15,2 24,4 32,9 48,7 61,5 89,2
естественнонаучные - 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
гуманитарно-социальные 0,3 1,3 2,3 4,1 7,7 12,4 16,2 22,9 28,7 38,4
образование 0,03 0,2 0,7 0,6 0,8 1,1 0,7 0,8 0,9 1,3
Здравоохранение - - - 0,03 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
культура и искусство 0,4 0,3 0,3 0,3 0,5 0,7 0,4 0,5 0,7 1,0
экономика и управление 1,2 1,7 3,3 5,2 5,8 9,5 14,5 23,2 29,6 46,2
другие специальности - - 0,0 0,0 0,1 0,4 0,8 0,9 1,2 1,9
по направлениям подготовки 1,5 4,1 6,4 11,1 15,0 15,8 23,3 23,6 25,8 27,5
Это во многом объясняется тем обстоятельством, что подготовка экономиста, менеджера, юриста не требовала основательной лабораторной базы, не была сопряжена с большими расходами на приобретение машин и механизмов, не нуждалась в испытательных полигонах и т.д. Даже без этих затрат, учредители в первые годы работы негосударственного ВУЗа испытывали массу трудностей. Открытие и работа негосударственных вузов были сопряжены с проблемами государственного и местного уровня. Одним из острейших стал вопрос поиска помещений под новые вузы. В одних случаях приходилось приспосабливать под учебные аудитории здания бывших детских садов, которые по своим характери-
стикам мало годились для проведения занятий со студентами, в других случаях переоборудовались сданные в аренду административные помещения.
Другая проблема, которая преследовала негосударственные учебные заведения - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и нарастающий контроль за их деятельностью со стороны Министерства образования. В марте 2004 г. была создана Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор), эта стало завершающим аккордом становления системы государственного контроля за качеством образования в стране. Этот этап становления технологии госаккредитации (1994-2005 гг.) можно считать инновационным для отечественной системы образования. В условиях децентрализации и неоднородности системы образования по организационно-правовым формам государственная аккредитация сформировалась как институциональная форма оценки деятельности вуза на основе информационных технологий для поддержки принятия решений [4].
В России 1990-е годы изначально учредители негосударственных ВУЗов были заинтересованы в своем большинстве в получении прибыли. Специалисты пытаются градуировать негосударственные ВУЗы по целям их создания. К высшей категории относят те, которые нашли свою нишу и определили свою миссию в обществе, которые развиваясь, сравнялись с ведущими государственными вузами страны. В этом классификаторе есть и другая категория ВУЗов, которые были настроены на извлечение прибыли, их называли «фабрики по выдаче дипломов» [5].
Не миновали общих тенденций и негосударственные ВУЗы Западной Сибири. Если в начале 1990-х годов частных ВУЗов не было вообще, то в 1995/96 учебном году негосударственные высшие учебные заведения региона обучали свыше 233 тыс. студентов, а 2000 г. их численность превысила 340 тыс. чел., и достигла 9% всех обучающихся в негосударственных ВУЗах страны.
Таблица 2
Численность студентов негосударственных высших учебных заведений в Западной Сибири (на начало учебного года; тыс. человек)
1995/96 1998/1999 1999/2000 2005/2006 2009/2010
Российская Федерация 2655,2 3347,2 3728,1 1079,3 1283,3
Республика Алтай 4,2 4,8 5,2 0,6 0,5
Алтайский край 39,7 47,8 52,4 11,7 13,5
Кемеровская область 41,1 52,2 59,9 5,7 5,0
Новосибирская область 70,5 90,9 107,2 14,0 15,3
Омская область 41,4 49,2 56,0 8,7 15,4
Томская область 36,9 51,4 59,6 2,4 2,7
Итого: 233,8 296,3 340,3 43,1 52,4
С 2000 г. особенно быстро нарастали негативные тенденции в образовательной сфере, в том числе и негосударственной. Во-первых, негосударствен-
79
ные ВУЗы длительное время не получали ожидаемой бюджетной поддержки, оставшись со своими проблемами. Только в 2012 г. Министерство образования впервые допустило к участию в конкурсе на получение средств из федерального бюджета негосударственные ВУЗы. Одним из победителей такого конкурса стал Сибирский независимый институт (Новосибирск), получивший 46 бюджетных мест. В 2015 г. негосударственная Омская юридическая академия получила 49 бюджетных мест. Большинство негосударственных ВУЗов Западной Сибири осталось без государственной поддержки [6].
Во-вторых, демографическая ситуация в стране сопровождалась падением численности выпускников школ, обострилась конкуренция за абитуриента между государственными и частными ВУЗами. Как следствие, число студентов негосударственных ВУЗов начинало сокращаться и в 2010 г. едва превышало 50 тыс. чел. По сравнению с 2000 г.численность студентов в негосударственном секторе высшего образования Западной Сибири сократилась в 6,5 раза, в то время как по стране в целом только в 2,9 раза. Не выдержав нарастающих трудностей, ряд негосударственных ВУЗов прекратил свою деятельность. Причин тому было много, выделим основные: негосударственные высшие учебные заведения создавались на пустом месте, и оказались слабо обеспечены финансами и материальной базой; ориентация практически всех частных ВУЗов на подготовку экономистов, менеджеров и юристов привела к растущей конкуренции, которая резко возросла в условиях демографического спада, наборы студентов последовательно сокращались; возрастающий государственный контроль требовал роста числа штатных преподавателей и учебно-вспомогательного персонала в каждом ВУЗе, а следовательно и роста финансовых затрат, дальнейшее снижение стоимости обучения становилось невозможным. Эти и другие, в том числе и скрытые причины (коррупция, притеснения со стороны государственных чиновников) предопределили тенденцию угасания негосударственного сектора образования в регионе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. https://britbridge.ru/chastnye-uшversitety-velikobritaшi/(Обращение 27.10.2016).
2. http://www.de-portal.com/ru/ucheba-v-germanii/chastnye-vuzy-v-germanii.html (Обращение 27.10.2016)
3. http://sibvuz.ru/novokuznetsk/sf-miep.(Обращение 25.10.2016)
4. Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. Бордюрные камни госаккредитации// Электронный журнал об образовании. 20.09.2012 http://www.akvobr.ru/bordurnye_kamni_gosakkreditacii.html (Обращение 02.11.2016)
5. Зернов В. А. Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденции и перспективы // Высшее образование в России. - №4. - 2013. - С. 3-11.
6. http://www.univer-rating.ru/news.asp?lnt=7&id=459 (Обращение 25.10.2016)
© Ю. И. Казанцев, 2017