Научная статья на тему 'Негосударственные ресурсы в накоплении человеческого капитала: Актуальные задачи для национальных исследовательских университетов'

Негосударственные ресурсы в накоплении человеческого капитала: Актуальные задачи для национальных исследовательских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна

Создание в России национальных исследовательских университетов (НИУ) предполагает их финансовую и статусную поддержку со стороны государства. С этой целью создаются новые экономические механизмы: распределение бюджетных средств под реализацию проектов НИУ происходит в течение ограниченного периода времени на конкурсной основе и при условии привлечения внебюджетных источников финансирования. В связи с этим актуальной научной проблемой является формирование условий для оптимального сочетания в финансировании НИУ государственных и частных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственные ресурсы в накоплении человеческого капитала: Актуальные задачи для национальных исследовательских университетов»

НЕДОСПАСОВА Ольга Павловна

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики

Северский технологический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

636036, РФ, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 65 Контактные телефоны: (3823) 78-02-55, (909) 545-98-57

Негосударственные ресурсы в накоплении человеческого капитала: актуальные задачи для национальных исследовательских университетов

Ключевые слова: человеческий капитал; высшее профессиональное образование; национальный исследовательский университет; внебюджетные источники финансирования; распределение затрат; эффективность.

Аннотация. Создание в России национальных исследовательских университетов (НИУ) предполагает их финансовую и статусную поддержку со стороны государства. С этой целью создаются новые экономические механизмы: распределение бюджетных средств под реализацию проектов НИУ происходит в течение ограниченного периода времени на конкурсной основе и при условии привлечения внебюджетных источников финансирования. В связи с этим актуальной научной проблемой является формирование условий для оптимального сочетания в финансировании НИУ государственных и частных ресурсов.

Посткризисное развитие современной экономики предполагает помещение человека в центр воспроизводственного процесса. Инновационный сценарий развития российской экономики также акцентирован на накоплении человеческого капитала, выделяет его в качестве основного фактора долгосрочного экономического роста, а сферу образования - как приоритетную сферу национальной экономики.

Высшее профессиональное образование (ВПО) является одной из важнейших сфер, обеспечивающих накопление человеческого капитала. Наблюдаемое в последние годы лавинообразное повышение интереса к теориям человеческого капитала постоянно дополняется развитием теорий эндогенного роста. Начиная с 1980-х годов (Р. Ромер, Р. Лукас и др.) акцент в теориях эндогенного роста делается на зависимости экономического роста от наличия и уровня развития человеческого капитала, включенного в инновационный процесс [1]. При этом человеческий капитал не только выступает источником новых идей и инноваций, но и является фактором, облегчающим их восприятие и распространение.

Признание мощного инновационного потенциала сферы ВПО стало основанием для создания в Российской Федерации сети национальных исследовательских университетов (НИУ). Это мероприятие в рамках приоритетного национального проекта «Образование» предполагает финансовую и статусную поддержку тех российских университетов, которые предлагают инновационные программы развития, ориентированные на серьезные исследования, на интеграцию науки и образования.

Отличительным признаком НИУ является способность генерировать знания, обеспечивать эффективный трансфер технологий, проводить широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных исследований, концентрировать свои усилия на подготовке магистров и кадров высшей квалификации и обеспечивать деятельность развитой системы переподготовки и повышения квалификации.

© Недоспасова О. П., 2010

Предоставление федеральной помощи НИУ осуществляется по принципу «статус и деньги в обмен на выполнение обязательств», которые измеряются показателями эффективности деятельности университетов. К таким индикаторам относятся: успешность образовательной и результативность научной и инновационной деятельности НИУ, развитие кадрового потенциала, рост международного и национального признания, показатели финансовой устойчивости деятельности университета.

Создание НИУ в РФ предполагает, что за счет бюджетного финансирования на начальном этапе деятельности в них будут сформированы инфраструктурные рамки (научное оборудование, технологии, переподготовка кадров, грантовые программы для ученых и преподавателей). Следующий этап деятельности НИУ (с опорой преимущественно на внебюджетные ресурсы) требует развития государственно-частного партнерства в сфере ВПО, включающего средства индивидов, домашних хозяйств, территориальных и отраслевых бизнес-структур, финансово-кредитных организаций. Отдельной задачей становится формирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) как фактора финансовой стабильности НИУ, активизации его образовательной, научной и инновационной деятельности в условиях финансовой автономии.

Для создания НИУ были задействованы новые экономические механизмы: распределение бюджетных средств под реализацию проектов НИУ происходит в течение ограниченного периода времени на конкурсной основе и при условии привлечения внебюджетных источников финансирования. Важно отметить, что требование софи-нансирования касается как стартовых условий деятельности НИУ, так и его более отдаленных перспектив. Это означает, что уже на этапе представления конкурсной программы университет должен предусмотреть достаточные меры для того, чтобы продолжать свое поступательное развитие на последующем этапе программы, когда бюджетная государственная поддержка будет завершена. Таким образом, за короткий промежуток времени НИУ должны научиться зарабатывать средства не только за счет платного образования (опыт в этой сфере в настоящее время есть у большинства российских университетов), но и путем создания и внедрения в реальный сектор экономики интеллектуальных продуктов, превращения университетов из монополий, финансируемых государством, в эффективных собственников и инвесторов. В связи с этим актуальной научной проблемой является формирование условий для оптимального сочетания в финансировании национальных исследовательских университетов государственных и частных ресурсов, обеспечивающих динамичное накопление человеческого капитала.

Во всем мире спрос на высшее образование растет более быстрыми темпами, чем возможности государства выделять для этого адекватные бюджетные средства, поэтому проблема ограниченности ресурсов государственного бюджета на фоне растущих финансовых потребностей ВПО актуальна для большинства стран. В последние годы практически повсеместно политический вопрос о том, кто должен платить за все более дорогое высшее образование, смещается в экономическую сферу. Все чаще он формулируется как вопрос о том, какая доля затрат на сферу ВПО и на каких условиях будет финансироваться государством (а какая и на каких условиях - из негосударственных источников) [2].

В экономической литературе эта ситуация получила название «аскетизм высшего образования». Данный термин означает, что, планируя выделение из бюджета все большей суммы и/или доли для финансирования сферы ВПО, государство вынуждено жертвовать приращением финансирования других уровней образования и/или других (не менее значимых) государственных функций. Альтернативным (и широко используемым в мировой практике) подходом в связи с этим является создание условий для реализации концепции распределения затрат (cost sharing). Суть концепции заключается в обосновании эффективной доли государственных и частных источников финансирования в сфере ВПО и выборе конкретных инструментов распределения между ними общего бремени затрат.

Повышение активности исследований в сфере финансирования ВПО как важнейшей области накопления человеческого капитала в международном аспекте обусловлено необходимостью принимать взвешенные решения при реформировании национальных систем высшего образования. Большинство авторов приходит к выводу, что при финансировании ВПО нельзя ориентироваться только на один ресурс, а систему финансирования следует формировать согласованно и последовательно [3].

Концепция «распределения затрат» исходит из того, что все субъекты, имеющие свои иногда согласующиеся, а иногда и противоречивые интересы и запросы в сфере ВПО, способны прийти к компромиссному решению. Для этого требуется их взаимодействие при решении вопросов о финансировании ВПО с позиций не спонсоров, а инвесторов. При условии корректного распределения ренты, создаваемой ВПО, на частную и общественную можно обосновать справедливую долю государственного и негосударственного финансирования в данной сфере. Иными словами, появляется возможность договориться о распределении финансирования в данной сфере как инвестиций, пропорциональных ожидаемым выгодам, которые в будущем будут присваиваться каждой из сторон. Концепция распределения затрат доказательно обосновывает, что совместное финансирование в сфере ВПО способно обеспечить выгоды всем его участникам, поскольку в итоге каждый оказывается в выигрыше. Государство увеличивает число высокообразованных членов общества, способных ускорить его экономический рост, домашние хозяйства (осуществлявшие прямые личные расходы на получение ВПО) получают в будущем более высокие доходы, региональное и отраслевое бизнес-сообщество приобретает в лице новых носителей человеческого капитала стратегические перспективы повышения конкурентоспособности.

Однако в условиях, доставшихся многим российским регионам в наследство от командной экономики, работодатели зачастую присваивают значительную часть ренты от ВПО, не осуществляя значимого финансирования данной сферы. Такую ситуацию можно описать с помощью известного в теории эффекта наездника (free rider problem), когда один агент хочет «прокатиться» за счет других. Эта проблема является весьма актуальной на новом этапе взаимодействия НИУ с предприятиями соответствующих отраслей и региональным бизнес-сообществом в целом.

В большинстве исследований, проводимых российскими учеными (Я. Кузьминов, И. Абанкина, Т. Абанкина, Л. Якобсон, И. Соболева, И. Майбуров, Т. Клячко, Е. Сабуров, В. Тамбовцев и др.), подчеркивается необходимость дополнения бюджетного финансирования вузов механизмами софинансирования за счет частных источников на принципах партнерства [4]. Поскольку любое решение по привлечению в сферу ВПО дополнительных источников финансирования должно быть изучено на предмет возможных искажений и издержек, необходимы эмпирические доказательства эффективности предлагаемых новаций.

Северский технологический институт, как базовый вуз Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уже более 50 лет готовит кадры для предприятий атомной промышленности, а с 2009 г. является филиалом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Решение руководства страны о создании НИЯУ МИФИ связано с необходимостью поддержки стратегической для России ядерной отрасли и учитывает международный опыт, согласно которому для всех ядерных держав (включая наиболее рыночные, как, например, США) финансирование образовательных программ в данной сфере является прерогативой государства.

Северский технологический институт - полноправный и активный участник программы развития НИЯУ МИФИ, которая включает пять основных направлений: развитие технологической инфраструктуры, развитие учебных программ и материалов, повышение квалификации преподавателей, развитие информационных образовательных ресурсов и создание системы обеспечения качества учебного процесса и научных

исследований. Кроме этого общая для всего НИЯУ МИФИ программа развития содержит конкурентные разделы, связанные с учетом ядерных материалов, сотрудничеством со всемирным ядерным университетом, расширением практики взаимных стажировок.

Программа развития НИЯУ МИФИ предполагает выполнение всеми его структурными подразделениями заявленных индикаторов эффективности. Так, в части финансовой устойчивости НИЯУ МИФИ предполагается, что в период с 2009 по 2017 г.:

• отношение доходов от реализованной научно-технической продукции (включая права на результаты интеллектуальной деятельности) к затратам федерального бюджета на выполнение университетом НИОКР увеличится с 55 до 90%;

• доходы университета, получаемые из всех источников на одного научно-педагогического работника, возрастут более чем в 2 раза (с 900 до 1 850 тыс. р.);

• ежегодное финансовое обеспечение Программы развития НИЯУ МИФИ за счет средств Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» возрастет на треть (с 300 до 400 млн р.);

Чтобы обосновать эффективную долю, структуру и конкретные формы негосударственного финансирования для НИЯУ МИФИ, необходимо выполнение двух условий (аксиом): анонимности и монотонности. Согласно аксиоме анонимности ни государство, ни любой другой субъект, осуществляющий финансирование в сфере ВПО, не должен иметь особого преимущества перед другими субъектами, т. е. объемы его финансирования определяются преимущественно оценками будущих выгод от вложений. (Актуальность данного условия существенно возрастет после завершения стартового этапа деятельности НИЯУ и снижения в нем доли государственного финансирования.) Согласно аксиоме монотонности с ростом ожидаемых выгод от софинансирования НИЯУ МИФИ должен расшириться как круг участников данного государственно-частного партнерства, так и финансовая доля субъектов, входящих в его состав. (Данное условие теоретически обосновывает формирование и развитие государственно-частного партнерства в регионах присутствия структурных подразделений университета и экономических интересов Госкорпорации «Росатом», а также использование в деятельности НИЯУ МИФИ новых финансовых инструментов.)

Таким образом, аксиома анонимности применительно к финансированию НИЯУ МИФИ отражает естественное требование равенства условий для государственного и негосударственного финансирования, а аксиома монотонности столь же естественное требование к структуре финансирования, суть которого можно выразить так: «больше получаешь - больше плати».

При обосновании долей и конкретных форм софинансирования НИЯУ МИФИ следует также учитывать, что каждый потенциальный участник этого процесса имеет определенную свободу в сообщении тех выгод, которые он ожидает получить от финансирования, либо в сообщении объема инвестиций, который он согласен вложить. При этом от ожидаемых выгод зависит доля его финансирования, и наоборот, от доли в общем финансировании зависит доля присваиваемых выгод.

Российские НИУ осваивают новые экономические механизмы привлечения внебюджетных ресурсов что называется «на марше»: не только не останавливая, но и качественно совершенствуя все направления своей деятельности. Ценность принципа со-финансирования программ развития НИУ как государственно-частного партнерства в таких условиях состоит в том, что позволяет им заранее быть готовыми к негативным последствиям жесткой фиксации доли бюджетных средств, выделяемых для финансирования программы развития. Если доля государственного финансирования университета слишком мала, то будет незначительным и объем внебюджетного финансирования, а если велика, то уменьшится эффективность использования бюджетных средств.

Обоснование рациональной структуры и конкретных форм привлечения негосударственного финансирования в НИЯУ МИФИ (в том числе на уровне его структур-

ного подразделения СТИ) позволит не только увеличить общий объем финансовых ресурсов в данной сфере, но и повысить эффективность использования в ней бюджетных средств.

В настоящее время, вследствие сложности объекта исследования и хронической «не-дореформированности» системы финансирования ВПО в России, целостной теории, позволяющей оценить эффективность многосубъектного финансирования НИУ с целью динамичного накопления человеческого капитала и основанной на оптимальном сочетании государственных и частных ресурсов, пока не сложилось. Поиск эффективных решений в этой сфере предполагает опору не только на действующую нормативную базу, регулирующую вопросы финансирования НИУ. Необходима оценка предложений по совершенствованию нормативной базы многосубъектного финансирования НИУ в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на успешность развития НИУ объемы исключительно государственного финансирования оказывают нелинейное влияние. Наиболее существенное воздействие на эффективность реализации программы развития НИУ оказывает структура его финансовых ресурсов и конкретные механизмы привлечения внебюджетных источников финансирования.

Источники

1. Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопр. экономики. 2009. № 9.

2. Барр Н. Высшее образование: способы и источники финансирования / пер. с англ. М. Семеновой // Вопр. образования. 2005. № 2.

3. Хан Р. Частное финансирование системы высшего образования // Экономика образования. 2008. № 4.

4. Абанкина И. В. и др. Государственное финансирование высшего профессионального образования. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.