Научная статья на тему 'Многосубъектное инвестирование в накопление человеческого капитала: взгляд с позиций компетентностного подхода'

Многосубъектное инвестирование в накопление человеческого капитала: взгляд с позиций компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / НАКОПЛЕНИЕ / ACCUMULATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна

В статье рассматриваются структурные и бюджетные ограничения, препятствующие ускоренному формированию в России экономики, основанной на знаниях. Делается вывод о необходимости, возможности и экономической целесообразности накопления человеческого капитала за счет объединения инвестиционных ресурсов субъектов макро-, мезои микроэкономического уровня. Обоснованы преимущества компетентностного подхода к расширению корпоративных инвестиций в высшее профессиональное образование как ключевую для накопления человеческого капитала сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTISUBJECT INVESTMENT IN ACCUMULATION OF THE HUMAN CAPITAL: A LOOK FROM POSITIONS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

The author presents the structural and budgetary constraints that prevent to develop knowledge-based economy in Russia. Besides, the author proves a necessity, an opportunity and economic feasibility of pooling multi-actors investment (from macro-, mesoand microeconomic level) for human capital accumulation as well as advantages of competence-based approach to expansion of corporate investments into higher education as key for accumulation of the human capital.

Текст научной работы на тему «Многосубъектное инвестирование в накопление человеческого капитала: взгляд с позиций компетентностного подхода»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2014

О. НЕДОСПАСОВА кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики Северского технологического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

МНОГОСУБЪЕКТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

В статье рассматриваются структурные и бюджетные ограничения, препятствующие ускоренному формированию в России экономики, основанной на знаниях. Делается вывод о необходимости, возможности и экономической целесообразности накопления человеческого капитала за счет объединения инвестиционных ресурсов субъектов макро-, мезо- и микроэкономического уровня. Обоснованы преимущества компетент-ностного подхода к расширению корпоративных инвестиций в высшее профессиональное образование как ключевую для накопления человеческого капитала сферу.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, накопление, компетенции

Классификация 1БЬ: Б150, Б420, 1300, 1310.

Инвестиции в человеческий капитал характеризуется признанием в современной экономике в качестве ключевого условия и фактора развития. В последние годы наблюдается заметный рост объема и глубины исследований, посвященных корпоративным вложениям в отрасли, ответственные за капитализацию врожденных и приобретенных человеческих качеств1. О нерешенности многих вопросов, касающихся встраивания корпоративного сектора экономики в систему многосубъектного инвестирования в накопление человеческого капитала, свидетельствует новый этап дискуссий относительно движущих сил посткризисного развития российской экономики2. Все настойчи-

1 См например: Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3. С. 1-14; Соболев Э.Н. Стратегия бизнеса в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 5. С. 2-7; Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН, 2012.

2 Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114-146; Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Но-

вее звучит тезис о необходимости приведения структуры и объемов финансирования российского высшего профессионального образования (ВПО), как ключевой для накопления человеческого капитала сферы, в соответствие с вызовами постиндустриального общества3.

Высшее профессиональное образование как сфера пересечения частных, корпоративных и государственных инвестиционных интересов

Несмотря на беспрецедентный рост популярности теории человеческого капитала, на пути к помещению человека в центр инвестиционных процессов в России неизбежны структурные и бюджетные ограничения. Первые обусловлены количественными потерями в человеческом капитале, возникшими за годы рыночных преобразований и их влиянием на будущее: по среднему варианту демографического прогноза Росстата к 2030 г. в России произойдет сокращение численности трудоспособного населения еще на 11 млн человек4. Бюджетные ограничения, сдерживающие формирование в РФ инновационной экономики, связаны с несоответствием структуры финансирования отраслей, ответственных за накопление человеческого капитала, особенно высшего профессионального образования (ВПО), и современным требованиям. Известно, что спрос на ВПО и капиталоемкость данной сферы повсеместно растут быстрее, чем бюджетные возможности. Мировой опыт показывает, что ориентация в финансировании отраслей, капитализирующих врожденные и приобретенные качества человека, преимущественно на бюджетные ресурсы угрожает финансовой устойчивости даже высокоразвитых стран.

Так профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер в своих исследованиях убедительно показал, что преодоление бюджетных ограничений в сфере ВПО в развитых странах происходит за счет интеграции конкурентных национальных отраслей с образовательными учреждениями. В США и Западной Европе сотрудничество между университетами и предприятиями началось именно как способ получения инвестиций

вый импульс через два десятилетия [Текст]: Докл. на XIII Междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 3-5 апр. 2012 г. / Е.Г. Ясин. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2012.

3 Государственное финансирование высшего профессионального образования / Абалкина И.В. и др. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2008; Капелюшников Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Р.И. Капелюшников, А.Л. Лукьянова. М: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

4 По данным демографического раздела официальной статистики РОССАТА. www. gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.htm (дата обращения: 15.12.2013).

из богатого источника - промышленности. Этот процесс наблюдается с конца 90-х гг. ХХ в., когда бизнес, почувствовав кадровые ограничения и острую неудовлетворенность качеством вузовского образования, начал активные инвестиции в эту сферу. Сейчас такие вложения стали давать отдачу, причем как для компаний-инвесторов, так и для университетов. К настоящему времени особенно преуспели в получении отдачи от инвестиций в сферу ВПО регионы и отрасли с мощными, современными, конкурентными в глобальном масштабе компаниями.

Важно заметить, что само по себе увеличение количества средств, выделяемых на образование, отнюдь не являются универсальным решением проблемы конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочной перспективе. Яркими примерами здесь могут служить страны Латинской Америки и Восточной Азии, где на образование расходуется примерно равная доля ВВП, но социально-экономическая эффективность образовательных инвестиций оказывается принципиально разной (как по причине различной структуры источников соответствующих инвестиций, так и в связи с выбором различных инвестиционных приоритетов).

Параллельно с дискуссией о необходимых объемах и структуре вложений в сферу ВПО продолжаются дебаты о том, следует ли рассматривать рост негосударственного финансирования отраслей, ответственных за накопление человеческого капитала в целом, и ВПО в частности, только как вынужденное явление5. В значительной мере разделяя точку зрения о «замещающем» эффекте негосударственного финансирования ВПО, следует признать высокую значимость новых возможностей для мобилизации частных инвестиций в соответствующие отрасли, институционального закрепления за ними новых механизмов государственно-частного инвестирования.

Таким образом, политический вопрос о том, кто в современных условиях должен платить за все более дорогое высшее образование, неуклонно смещается в экономическую сферу и предполагает его решение не с позиций спонсоров, а с позиций инвесторов. Потенциальные условия для превращения отечественного ВПО в сферу, привлекательную для диверсифицированных инвестиций, были продекларированы как в первом, так и во втором Федеральном Законе «Об образовании», нашли отражение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»6. В правительственных мерах по госу-

5 Клячко Т.Л. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2.

6 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» ЬаБе.сопБикап!:. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368.

дарственной поддержке ведущих университетов РФ также отражено стремление к постепенному переносу «центра тяжести» по их финансированию с бюджетных на внебюджетные источники. Несмотря на мощную риторику о важности инвестиций в человеческий капитал, Правительство РФ планирует опережающий рост бюджетных расходов на силовой блок, а не на отрасли, ответственные за накопление человеческого капитала (рис.).

2011 2012 2013 2014 2015

■ Оборона и правоохранительная деятельность ■ Образование □ Здравоохранение Рис. Доля отдельных видов расходов в структуре федерального бюджета РФ7

Важно отметить, что половина финансовых ресурсов в ВПО в нашей стране - частная. Однако суммарное финансирование данной сферы из всех источников в РФ не превышает 1,5% ВВП. Для сравнения: в развитых странах объем только государственного финансирования ВПО в среднем составляет 1,8% ВВП, а три страны (Канада, Корея и США) расходуют на данную сферу более 2% ВВП8.

Дополнительным аргументом тому, что государственно-частное инвестиционное взаимодействие в сфере ВПО должно осуществляться в России с опорой преимущественно на корпоративный сектор экономики, является и тот факт, что платежеспособный спрос населения РФ на образовательные услуги уже достиг границы насыщенного спроса.

7 Составлено автором по «Основным направлениям бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Источник: материалы официального сайта Министерства финансов РФ. www.minfin.ru/ru/reforms/ budget/results/ (дата обращения: 21.11.2013).

8 «Education at a Glance. OECD Indicators 2011». dx.doi.org/10.1787/eag-2011-en (дата обращения 21.11.2013).

Его расширение невозможно без существенного (до уровня 50% населения) роста доли среднего класса, ожидать который следует, по оценкам экспертов, не ранее середины ХХ1 в.9

Таким образом, многосубъектный подход к инвестированию в накопление человеческого капитала требует объединения государственных и негосударственных вложений в отрасли, ответственные за накопление человеческого капитала (в том числе ВПО) как инвестиций, выгоды от которых в будущем будут присваиваться и накапливаться субъектами инвестирования, действующими на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях. При этом накопление человеческого капитала целесообразно рассматривать, с одной стороны, как многоуровневый процесс приращения знаний, навыков, умений и способностей, воплощенных в людях, а с другой - как присвоение экономической отдачи от инвестиций, осуществляемых теми или иными субъектами (табл. 1).

Дуализм процесса накопления человеческого капитала, наличие в нем двух независимых и несводимых друг к другу начал отражают не только сложность рассматриваемого понятия, но и проблематичность универсального подхода к его оценкам на макро-, мезо и микроуровнях, ведет к неизбежному расхождению результатов при различных методах измерений.

Преимущества компетентностного подхода для диверсификации инвестиций в накопление человеческого капитала

В качестве теоретического основания для корпоративных инвестиционных решений в сфере ВПО и выбора в ней конкретных форм инвестиций в накопление человеческого капитала, целесообразным представляется использование компетентностного подхода. Широкое внимание к нему во многом обусловлено подписанием Россией Болон-ской декларации10 и принятием в связи с этим обязательств по гармонизации национальной системы высшего образования с европейской системой. Причем результаты образования должны описываться на языке компетенций, представляющих собой не только совокупность усвоенной информации, знаний, умений и личностных диспозиций

9 См., например, итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. 2020strategy.ru/documents (дата обращения 12.12.2013).

10 Полный текст Болонской декларации доступен на официальном сайте The European Higher Education Area. www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_ DECLARATION1.pdf (дата обращения 15.12.2013). Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции.

субъекта образовательного процесса, но и «...способности человека действовать в различных проблемных ситуациях»11. Благодаря компе-тентностному подходу появляется возможность преодоления «двойной закрытости» информации. Под «двойной закрытостью» информации здесь имеется в виду то, что при традиционном подходе ни потенциальный работодатель, ни сам носитель человеческого капитала четко не знают, какие именно знания, умения и навыки были (или будут) сформированы за годы обучения. Единственное, что гарантируют выпускнику и предлагают работодателю, - это диплом о высшем образовании, который целесообразно рассматривать скорее как «сигнал» о потенциальных возможностях индивида, чем их фактическое подтверждение.

Компетентностный подход позволяет определить, в чем конкретно состоит заинтересованность в инвестициях в ВПО у всех сторон, участвующих в социальном диалоге по формированию компетенций. Отметим, что в перечень структур и лиц, заинтересованных в результатах деятельности учреждений ВПО, выраженный на языке компетенций, следует отнести не только государственные структуры различного уровня, региональное и отраслевое бизнес-сообщество, домашние хозяйства, кредитные, страховые и некоммерческие организации. Высокой значимостью эти результаты обладают также и для самих высших учебных заведений в лице их топ-менеджеров, преподавателей и сотрудников. В табл. 2 кратко представлены основные формы проявления заинтересованности в расширении объема и спектра инвестиций в систему ВПО для каждой из названных групп.

Компетентностный подход позволяет обосновать особую роль бизнес-сообщества в привлечении инвестиций в сферу ВПО. Поскольку именно в ней формируется стратегически важный для современного бизнеса ресурс - высококвалифицированные работники, способные своим трудом ускорить инновационное развитие экономики, то корпоративные инвесторы регионального и (или) отраслевого уровней являются для данной сферы субъектами с наиболее высоким инвестиционным потенциалом. При этом его практической реализации препятствуют объективные обстоятельства институционального характера и некоторые исторические закономерности.

При обосновании инвестиционных долей различных субъектов в сферу ВПО следует учитывать, что каждый инвестор имеет определенную свободу в сообщении тех выгод, которые он ожидает получить от инвестиций в накопление человеческого капитала. При этом

11 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.

Таблица 1

Уровни и формы накопления человеческого капитала

Уровни накопления человеческого капитала Макроуровень (социально-экономическое пространство национальной экономики) Мезоуровень (локальное социально-экономическое пространство) Микроуровень (социально-экономическое пространство отдельной фирмы или индивида)

Субъекты инвестирования Государство Региональные и отраслевые комплексы Фирмы Индивиды (домашние хозяйства)

Объекты инвестирования Преимущественно общий человеческий капитал Преимущественно специфический человеческий капитал Общий и специфический человеческий капитал

Формы накопления человеческого капитала: - как приращение запаса знаний, навыков, умений и способностей, воплощенных в людях Рост благосостояния населения, интернационализация и мобильность человеческого капитала, инновационное развитие экономики Прирост ключевых компетенций компании, повышение ее инновационной активности и конкурентоспособности Развитие общей культуры, специальных знаний, навыков, умений, природных и приобретённых способностей

- как присвоение экономической отдачи от инвестиций Наполнение государственного бюджета Извлечение прибыли и рост рыночной стоимости компании Формирование личных доходов

Методологический аппарат для оценки экономической отдачи от инвестиций и накопления человеческого капитала Разработан, имеются результаты применения на национальном и международном уровнях Разработан частично, результаты применения фрагментарны Разработан, имеются результаты применения

от ожидаемых выгод инвестора будет зависеть его инвестиционный вклад. Верно и обратное: от доли в инвестициях зависит объем выгод, присваиваемых в будущем каждым инвестором. Заметим, что, желая уменьшить свои затраты, корпоративные инвесторы могут стремиться к сознательному искажению (занижению) оценки ожидаемой отдачи от инвестиций в сферу ВПО. Такое явление принято называть «манипулированием данными». Поэтому востребованными здесь оказываются защищенные от искажения механизмы распределения инвестиций, известные в специальной литературе как механизмы «честной игры» или «открытого управления»12.

Компетентностный подход предполагает, что для повышения инвестиционной привлекательности сферы ВПО необходимо внедрение в деятельность учебных заведений принципов современного корпоративного управления. Как известно, ведущие российские корпорации публикуют стандартные финансовые отчеты и проходят обязательный аудит. Эти правила соответствуют международным требованиям и защищают интересы акционеров от злоупотреблений внутренней администрации. Российские вузы не обязаны размещать в открытых источниках информации отчеты о своей финансовой деятельности, поэтому объективно оценить их экономическое положение довольно сложно. В контексте многосубъектного инвестирования в накопление человеческого капитала корпоративным инвесторам в сферу ВПО важно знать, на что его средства были затрачены и как принимались эти решения. «Понятность» инвестиций, прозрачная финансовая отчетность вузов являются важными условиями расширения инвестиционного сотрудничества бизнеса и университетов.

Компетентностный подход позволяет масштабировать уровни привлечения инвестиций в сферу ВПО. При формировании системы привлечения инвестиций в сферу ВПО возможно сочетание принципов «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый означает широкую активность самих учреждений ВПО в привлечении диверсифицированных источников и возможность создания в каждом конкретном случае уникальной системы управления финансовыми потоками, адаптированной к региональным и отраслевым особенностям. Принцип «сверху вниз», в свою очередь, означает, что основной импульс в многосубъектном инвестировании в сферу ВПО исходит от государства. Развитие данной системы осуществляется в этом случае с опорой на административный ресурс центра и предполагает преобладание в ней государственного финансирования.

Многосубъектное инвестиционное взаимодействие в сфере ВПО означает, что региональные и отраслевые бизнес-структуры входят в

12 См., например: Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977.

Таблица 2

Субъекты, заинтересованные в привлечении инвестиций в систему ВПО*

Субъекты Проявление заинтересованности

Государство Расширение источников инвестиционных ресурсов и повышение эффективности их использования в условиях существующего правового поля

Региональное и отраслевое бизнес-сообщество Соответствие объема и форм осуществления образовательных инвестиций присваиваемым выгодам при приемлемом уровне риска

Индивиды как носители ВПО и соответствующие домашние хозяйства Конкурентные преимущества на рынке труда, высокая отдача образовательных инвестиций

Кредитные и страховые организации Участие в предоставлении образовательных кредитов при условии их срочности, платности и возвратности

Некоммерческие организации Достижение уставных целей в просветительской и правозащитной сферах, благотворительность

Специальные фонды, аккумулирующие гранты и пожертвования Эффективное управление долгосрочными активами

Руководители учреждений ВПО Благоприятные условия для реализации миссии организации, повышение ее конкурентоспособности, гибкости и финансовой стабильности за счет большего объема ресурсов

Преподаватели и сотрудники вузов Повышение уровня доходов и степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, повышение социального статуса, рост стимулов к повышению качества преподавания и проведению научных исследований

* Составлено автором.

инвестиционное партнерство по накоплению человеческого капитала, «следуя за государством». Они встраиваются в предлагаемые экономические механизмы, рационально реагируя на экономические и налоговые стимулы, исходящие от государства. Отметим, что независимо от того, какой именно принцип привлечения инвестиций в сферу ВПО будет преобладающим («сверху вниз» или «снизу вверх»), макро-, мезо- и микроуровни привлечения инвестиций представляют собой равноправные элементы общей системы накопления человеческого капитала.

Выводы

В современных условиях вопрос о том, кто должен платить за высшее образование, неуклонно смещается в экономическую сферу, от спонсоров к инвесторам. Для его решения необходимо согласование частных, корпоративных и государственных интересов в ходе накопления врожденных и приобретенных качеств человека. Многосубъектный подход к инвестированию в накопление человеческого капитала требует объединения государственных и негосударственных вложений в отрасли, ответственные за накопление человеческого капитала (в том числе ВПО) как инвестиций, выгоды от которых в будущем будут присваиваться и накапливаться субъектами всех уровней экономики.

Преимущества компетентностного подхода подтверждают идею о его плодотворности для решения актуальной задачи повышения инвестиционной привлекательности ВПО как ключевой для накопления человеческого капитала сферы, развития в ней государственно-частного инвестиционного взаимодействия субъектов макро-, мезо- и микроэкономического уровней. Главным объектом корпоративного инвестирования может и должен стать так называемый «компетент-ностный разрыв», ликвидация которого отвечает интересам бизнеса, государства и индивида, но одновременно он является источником корпоративных выгод, а значит не может рассматриваться данным сектором как желание государства переложить на бизнес часть затрат на развитие ВПО.

Литература

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Иинститута экономики РАН. 2009. № 3.

2. Соболев Э.Н. Стратегия бизнеса в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 5.

3. Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М:, Институт экономики РАН, 2012.

4. Клячко ТЛ. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.