Научная статья на тему 'Негативные тенденции в освещении семейной проблематики на страницах печатных и электронных изданий'

Негативные тенденции в освещении семейной проблематики на страницах печатных и электронных изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / NON-PROFIT JOURNALISM / СЕМЕЙНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / FAMILY PROBLEMS / ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / NEWSPAPERS / ONLINE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катенева Ирина Геннадьевна

Рассматриваются негативные тенденции, связанные с освещением семейной проблематики в современных СМИ. На примере публикаций печатных и электронных изданий, вышедших в 2012 и 2013 гг., выявляются типичные ошибки, допускае­мые журналистами на различных этапах работы с семейной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negative trends in coverage of family problems in print and online media

Pragmatic perspective of modern speech activity allows defining new aspects of the This paper is devoted to the study of the negative trends, which associated with coverage of family problems in mass media. The object of the study is the materials of newspapers and online media that came out in 2012 and 2013. The typical mistakes of journalists are analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «Негативные тенденции в освещении семейной проблематики на страницах печатных и электронных изданий»

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 23-31.

УДК 070.1

И.Г. Катенева Новосибирск, Россия

НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

Рассматриваются негативные тенденции, связанные с освещением семейной проблематики в современных СМИ. На примере публикаций печатных и электронных изданий, вышедших в 2012 и 2013 гг., выявляются типичные ошибки, допускаемые журналистами на различных этапах работы с семейной тематикой.

Ключевые слова: социальная журналистика, семейная проблематика, печатные и электронные издания.

Сегодня семейная проблематика, т. е. общественно значимая нерешенная задача или какое-либо социальное изменение, связанное с трансформацией института семьи и семейных ценностей, находится в центре внимания журналистов, занимающихся социальными вопросами. В качестве основных социальных проблем социологи, психологи, культурологи, медиа-исследователи обозначают девальвацию семьи и брака как института, разрушение традиционных семейных устоев и разрыв межпоколенческих связей [Антонов 2005; Тырнова 2005; Мустафаева 2009; Фролова 2009 и др.].

В рамках научных исследований семья рассматривается с трех позиций: как малая социально-психологическая группа; социальный институт; формат узаконенных отношений, не актуальный для представителей молодого поколения. Анализ трехсот публикаций печатных и электронных изданий, вышедших в 2012 и 2013 гг., показал, что в качестве объекта журналистского исследования выбирается семья как социальный институт. Это обусловлено тем, что целевой аудитории разных типов СМИ интересны различные формы проявления функционирования семьи, брака.

Информационным поводом для обращения к освещению деятельности данного социального института могут послужить как различные программные мероприятия государственного уровня (реализация социальных программ и проектов по поддержке многодетных семей, сирот, семей, усыновляющих детей, и т. д.), так и сенсационные события (случаи насилия в семье, громкие разводы и т. п.).

© И.Г. Катенева, 2014

24

Раздел I. Современные масс-медиа...

Как правило, в качестве макротем для материалов журналисты выбирают социальные проблемы семьи, которые изучаются с точки зрения разных аспектов.

1. Экономический аспект (бытовые проблемы, трудоустройство членов семьи, жилищные проблемы и др.].

Самой востребованной темой является недоступность жилья для среднестатистической российской семьи. Например, статья под заголовком «Сколько еще туЖИТЬ в бараке?»: - Мы - нормальная, работающая семья, но не можем решить свою жилищную проблему, - говорят Сергей и Светлана Королёвы из Петрозаводска.

Они поженились в 1997 г, через год родилась дочка, и перед молодой семьей в полный рост встала жилищная проблема. Родители продали старенький дом в деревне, но вырученных средств хватило только на покупку части неблагоустроенного дома в Петрозаводске: с «удобствами» на улице, водой из колонки и печным отоплением, которое плохо обогревало дощатый барак, построенный сразу после войны. Но выбирать не приходилось... С тех пор прошло уже 14 лет (Аргументы и факты. 2012. № 13].

Показателем низкого уровня жизни населения страны является недоступность жилья для различных категорий граждан. Социальная незащищенность в этой сфере чаще всего демонстрируется на примере сирот, молодых семей, многодетных и неполных семьей. Эту проблему активно освещают как федеральные издания, так и газеты областного, городского и районного уровня: Сегодня большинство молодых семей не имеют собственного жилья, оттого вынуждены либо снимать квартиру, либо жить вместе с родителями. Ни тот, ни другой вариант нормальными не являются (Бердские новости. 2012. № 5].

На страницах официальных и проправительственных газет регулярно появляются публикации, посвященные постановлениям и решениям правительства, направленным на улучшение качества экономической и социальной поддержки вышеперечисленных категорий граждан. Пример:

Квадратные метры для круглых сирот

К началу нынешнего года более 1300 сирот Тюменской области нуждались в предоставлении жилых помещений. Поэтому понятно, отчего проблема жилья остается актуальной и вызывает огромное количество вопросов. В том числе и у читателей «Тюменских известий» из категории детей-сирот, которые просят разъяснить их законные права. Сироты в регионе, как информировали нас в областном департаменте социального развития, имеют право на жилье по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, а также на возмещение расходов по найму жилья до момента предоставления этого жилого помещения (Тюменские известия. 2012. № 50].

Также корреспонденты официальных СМИ значительное внимание уделяют отдельным аспектам реализации законодательных основ и про-

И.Г. Катенева

25

ектов, связанных с реализацией соцзащиты, например: Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении 50 млрд рублей на модернизацию дошкольного образования в регионах в 2013 году. Деньги должны быть потрачены на строительство новых детсадов, создание дополнительных мест, приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт дошкольных образовательных организаций, приобретение зданий для детсадов, поддержку негосударственного сектора дошкольного образования. Субсидии из госбюджета получат 82 региона (Российская газета. 2013. № 26].

Независимые и оппозиционные издания акцентируют внимание целевой аудитории на бездействии чиновников в решение важных проблем, касающихся жизни и здоровья социально незащищенных категорий населения (многодетных семей, отцов и матерей-одиночек, сирот]:

Скитаясь по съемным квартирам, подвалам и казенным углам, многодетная омская семья нашла временный приют в Казахстане. Но жить бы ей хотелось в России, которой она не нужна. В роддоме многопрофильной больницы на окраине Омска у Юли Беляевой 9-го апреля родился сын. Здоровенький, 3,5 килограмма, пока без имени. Все бы хорошо, да только жить им в России негде. Пятеро ее детей, рожденные ранее, живут в Казахстане - в городе Караганде, уехали туда в сентябре прошлого года с мужем Михаилом Мининым к его родителям, они оба - пенсионеры, за ними тоже нужен уход: мама страдает шизофренией, отец - рассеянным склерозом, практически не встает. Площадь родительской хрущевки - 42 кв.м: условия практически райские в сравнении с теми, в каких они жили до переезда - в подвале железнодорожного общежития на 12 кв.м всемером (Новая газета. 2013. 22 апр.].

2. Психологический аспект (алкоголизм, наркомания и другие виды зависимости, насилие в семье, девиантное поведение членов семьи и т. д.].

Бытовые преступления и семейные конфликты являются одной из востребованных криминальных тем, которую регулярно освещают журналисты. Популярность данной тематики в СМИ объясняется несколькими причинами: актуальностью и злободневностью происходящего; сенсационным характером событий, что позволяет привлечь и удержать внимание массовой аудитории; частотностью происшествий (более 100 преступлений ежедневно]. В итоге у журналистов не возникает проблем с поиском информационных поводов.

На «смаковании» интимных подробностей бытовых преступлений специализируются массовые и бульварные издания. Освещаемые бытовые преступления, как правило, связаны с домашним насилием, алкогольным или наркотическим опьянением и, как следствие, убийствами:

Отец ребенка Кулагин ударил девочку кулаком по голове, затем по телу и дважды с силой бросил на диван, - заявил тогда официальный представитель СКР Владимир Маркин. - Оказать малышке помощь они не пытались, вместо этого оставили ее умирать в ванной... На глазах у своей

26

Раздел I. Современные масс-медиа...

матери Аня умирала в квартире в течение четырех дней. Когда малышка погибла, Кулагин вынес ее тельце на балкон, где оно и пролежало еще шесть дней (Жизнь. 2013. № 26].

В центре журналистского внимания часто оказываются преступления, совершаемые подростками, а также случаи их аморального поведения, которые освещаются в двух форматах. Первый - отчеты о реализации ежегодной операции «Подросток», проводимой инспекторами по делам несовершеннолетних. Например, публикация «Понять и исправить сейчас!»:

Целью мероприятий стала профилактика правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних, а также в их отношении. Совместно с органами системы профилактики выявлен 121 родитель, не исполняющий обязанности по воспитанию и содержанию детей, 69 неблагополучных родителей поставлены на профилактический учет... Всего за время операции выявлено 79 нарушений антиалкогольного законодательства и 23 факта употребления наркотиков подростками (Искитимская газета. 2012. № 42].

Второй формат связан с сообщением фактов сенсационного характера. Большая часть материалов такого плана публикуется в криминальной хронике, что объясняется доминированием в текстах аттрактивной функции, связанной с эксплуатацией социальной проблематики для привлечения внимания читателей. Чаще всего предметом изучения становятся события сенсационного характера:

В городе Татарске 15-летний омич и его старший товарищ с помощью электрошокера напали на прохожего и «обчистили» его на 340 тысяч рублей.

В Новосибирской области почти три недели искали преступников, которые еще 21 апреля совершили разбойное нападение в городе Татарске. В тот день у одного из кафе города 15-летний омич и его старший товарищ - уроженец Алтайского края напали на прохожего и, применив элек-трошокер, завладели имуществом на сумму более 340 тысяч рублей. В настоящее время подозреваемые арестованы, сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Новосибирской области. Похищенное изъято (http://omsk-inform.ru/print/56118].

В современных печатных и электронных изданиях регулярно публикуются тексты об очередном издевательстве подростков или группы подростков над сверстниками, учителями и даже родителями. Часть информационных поводов, связанных с насилием и убийством, освещается в крупных жанрах, в том числе аналитических. Например, корреспонденция «Семеро второклассников избили ребенка в школьном туалете»:

Как рассказывает Людмила, мама пострадавшего, когда восьмилетний Денис зашел в туалет на перемене, там его караулили семь одноклассников. Ребята сразу напали на мальчика - повалили его на пол и стали избивать ногами... Беспощадный побой прервал лишь звонок на урок. Но

И.Г. Катенева

27

прежде чем разбежаться за парты, один из зачинщиков, второклассник Леша, успел шепнуть Денису: «Если кому расскажешь — загоним в гроб!» (http://www.odintsovo.info/news/?id=35083).

3. Культурно-воспитательный аспект, в рамках которого семья представляется как носитель определенных традиций, демонстрируется преемственность поколений, индивидуальный положительный опыт семьи.

Объектом журналистского исследования становятся официальные мероприятия, посвященные семейным праздникам (День защиты детей, День семьи, любви и верности и т. д.):

По инициативе центра семейного досуга «Позитив» и при поддержке Администрации района, 8 июля состоялось праздничное мероприятие. На торжество, которое прошло в актовом зале культурно-досугового центра, пригласили образцовые семьи, супруги в которых прожили в мире и ладу много лет (Вперед. 2013. № 82).

На страницах клерикальной прессы, а также областных, городских и районных изданий, сохранивших традиции советской журналистики, героями зарисовок и очерков становятся многодетные семьи и семьи, соблюдающие традиции патриархального уклада:

Два или три поколения назад никто не удивился бы большой семье. А вот в наше время семью Желтухиных стоит назвать уникальной. Здесь девять детей - жданных и желанных. Накануне молодого российского праздника едем в гости к этой удивительной семье... (Новая жизнь. 2013. № 27).

В прессе в качестве самого популярного информационного повода, позволяющего с точки зрения журналистов вести пропаганду семейных ценностей, являются серебряные и золотые юбилеи семейных пар:

«Бабушка рядышком с дедушкой» - эту песню можно громко и весело спеть про них - Анну и Алексея Лисогор. Только наши герои еще круче, чем известные песенные персонажи. Недавно они отметили не золотую, а бриллиантовую свадьбу. Шестьдесят лет вместе - это серьезно (Советская Сибирь. 2013. № 171).

4. Социологический аспект, в рамках которого семья рассматривается как ячейка общества (формы существования семьи - полные / неполные, формы существования брака - гражданские браки / сожительство, традиционные / однополые браки).

Грамотное освещение данного аспекта, а также анализ причин и следствий кризиса института семьи, который проявляется в росте числа добрачных и внебрачных связей, увеличении числа разводов и повторных браков, малодетности семьи, автономии поколений, ослаблении родительского авторитета, представлено только на страницах специализированных изданий.

В связи с событиями, происходящими в Европе, редакции универсальных изданий делают акцент на сенсационных информационных по-

28

Раздел I. Современные масс-медиа...

водах, связанных с распространением вариативных форм брака (однополые браки и права вступивших в них на усыновление детей]. Например, сообщение российского информационного агентства «Новости», на которое ссылались многие печатные издания:

Легализация однополых браков - одно из предвыборных обещаний президента-социалиста Олланда. До принятия закона во Франции были разрешены гражданские союзы однополых пар, однако социалисты решили легализовать браки между гомосексуалистами и предоставить возможность таким семьям усыновлять детей.

ПАРИЖ, 17 мая - РИА Новости, Виктория Иванова. Президент Франции Франсуа Олланд в субботу подпишет закон, позволяющий однополым парам заключать браки и усыновлять детей, ранее одобренный парламентом и Конституционным советом страны, сообщают в пятницу СМИ со ссылкой на администрацию главы государства (http://ria.ru/world/2013 0517/937965700.html#ix7z2d93nMh8W).

Как показали результаты исследования, типичными ошибками, допускаемыми журналистами в процессе выбора темы, информационного повода и героя для материала, посвященного семейной проблематике, являются следующие.

1. Ориентация на сенсационность и развлечение целевой аудитории. СМИ рассматриваются как коммерческий проект, поэтому в процессе освещения семейной проблематики журналисты больше ориентированы на эксплуатацию интересов целевой аудитории. Основным объектом исследования выбирается частная жизнь известных людей (политиков, общественных деятелей, звезд и др.] и обычных граждан (скандалы, сенсации, маргинальные явления].

На страницах массовых и бульварных изданий превалируют сообщения об изменах, романах, разводах, разделе имущества и спорах за право взять опеку над детьми. Яркой иллюстрацией данной негативной тенденции в освещении семейной проблематики являются анонсы материалов, размещенные на первой полосе газеты «Телесемь» в № 25 за 2013 г.: «Не первая леди Людмила Путина - стр. 4», «Семейные разборки Волочковой. Балет в трех действиях - стр. 6», «Собчак и Виторган: каникулы молодых в Сочи - стр. 11».

Акцентирование внимания читателя на псевдосенсациях характерно и для качественно-массовых изданий. Например, заметка под заголовком «Секс - не в счет!», опубликованная в «Московском комсомольце»:

Главное не поведение - не поведение, моральное или аморальное. Главное - вовремя оплачивать счет. К такому выводу можно прийти,узнав развеселую историю, разыгравшуюся в одном из флоридских ресторанчиков. Во Флориде полиция задержала пару, которая занималась сексом прямо во дворике ресторана, сообщает News 4. Но если вы думаете, что проказники угодили в участок за нехорошие излишества в общественном месте,

И.Г. Катенева

29

то вы ошибаетесь. Тридцатидвухлетний Джейми и его подруга Трифани попали в руки служителей закона вовсе не за свои занятия сексом, а за отказ оплачивать счет! (Московский комсомолец. 2012. № 44].

2. Негативизм. Журналисты эксплуатируют только негативные примеры решения вопросов, относящихся к семейной проблематике: описание случаев нарушения моральных запретов, акцентирование внимания на криминальных сторонах жизни. Часто в одном тексте или на одной газетной полосе сенсационность и негативизм выступают в тандеме. В качестве примера можно привести подборку заметок, предложенных читателям редакцией газеты «Честное слово» в № 40 за 2012 г.: 1) Полиция проводит проверку по факту отравления в Томске двухлетнего ребенка неустановленным наркотическим веществом; ребенок госпитализирован, сообщило региональное ГУ МВД; 2) Женщина в Тисульском районе (Кемеровская область) призналась в убийстве двух своих новорожденных детей несколько лет назад, сообщил источник в правоохранительных органах области.

3. Спекуляции и упрощения. Корреспонденты специально привлекают внимание к семейным проблемам, чтобы заработать авторитет для себя или редакции, при этом целевой аудитории не предлагаются конкретные варианты решения проблемы, у материалов нет действенности.

Также на страницах качественно-массовых изданий активно эксплуатируется эффект обманутого читательского ожидания, создаваемый за счет столкновения в сознании читателя информации, представленной в элементах заголовочного комплекса (заголовки и лидер-абзацы) и основном тексте. Так, интервью с министром труда Максимом Топилиным было озаглавлено следующим образом: «Министр труда: служебные романы не надо запрещать!». Ознакомившись с публикацией, читатель понимает, что неправильно интерпретировал заголовок:

- Служебные романы вы бы тоже запретили? Как к ним относитесь?

- Хорошо отношусь, особенно если складываются семьи. Занятые люди знакомятся в связи с работой, на работе, это нормально (Московский комсомолец. 2012. № 14).

Следовательно, для привлечения внимания целевой аудитории корреспонденты используют средства реализации композиционной манипуляции, к которым относится создание сенсационных заголовков, подзаголовков и лидер-абзацев. Эффект обманутого читательского ожидания может создаваться не только за счет интригующего игрового заголовка, но и лидер-абзаца, не соответствующего содержанию публикации. Например, первый абзац публикации, посвященной проблеме трудоустройства людей, имеющих ограниченные возможности по зрению: «Сколько можно сидеть на моей шее, слепая дрянь?!» - орал 22-летний Сергей на свою мать Валентину, инвалида по зрению. Домой сынок пришел пьяным и, не найдя на кухне бутылки водки, влепил матери крепкую затрещину. «Чтобы бу-

30

Раздел I. Современные масс-медиа...

тыль дома была всегда! А нет денег - вали работать» (Аргументы и факты. 2012. № 36].

Типичные ошибки, допускаемые журналистами на уровне создания и оформления текста:

- многотемье, которое приводит к дезорганизации читательского внимания;

- нераскрытость темы, которая, как правило, связана с дефицитом источников информации и отсутствием у журналиста четких представлений об объекте исследования;

- морализаторство (выдвижение на первый план в публикации авторских моральных оценок, а также нравственных поучений журналиста];

- тривиальность выводов, например: Число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, остается пока на уровне прошлых лет. Но, что гораздо страшнее, растет число подростков, употребляющих наркотические вещества. До недавнего времени эта беда обходила нас стороной, а вот теперь пришла к нам. Наши дети - это наше будущее. От всех нас зависит каким оно будет. Жаль, что часть взрослых этого не понимает (Ис-китимская газета. 2012. № 18].

Таким образом, сегодня процесс формирования и презентации образа семьи в печатных и электронных изданиях отличается непоследовательностью, разнонаправленностью (одновременной реализацией противоположных тенденций], спекулятивностью и манипулятивностью. Преобладание негативных тенденций, связанных с освещением семейной проблематики в современных масс-медиа, создает информационный хаос и формирует у массовой аудитории искаженное представление о проблемах и перспективах развития семьи как социального института.

Список литературы

1. Антонов А.И. Социология семьи. М.: Инфра-М, 2005. 368 с.

2. Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 109-113.

3. Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 31 с.

4. Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М.: АСИ, 2009. 288 с.

References

1. Antonov A.I. Sotsiologiya semyi [Family sociology]. Moscow, Infra-М, 2005.

368 p.

2. Mustafaeva F.A. Social problems of modern family [Sotsialnie problemy sov-remennoi semyi]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Social research, 2009, no. 7, pp. 109-113.

3. Tyrnova N.A. Molodaya semya v sovremennoy Rossii: problemy i tendentsii razvitiya [Young family in contemporary Russia: problems and trends of development], Abstract of dissertation of a Candidate of Social Sciences. Moscow, 2005. 31 p.

И.Г. Катенева

31

4. Frolova T.I. Chelovek i ego mir v informatsionnoi povestke dnya. Gumani-tarnye tekhnologii v zhurnalistike [Human and his world in informational agenda. Humanitarian technologies in journalism]. Moscow, ASI, 2009. 288 p.

I.G. Kateneva Novosibirsk, Russia

NEGATIVE TRENDS IN COVERAGE OF FAMILY PROBLEMS IN PRINT AND ONLINE MEDIA

Pragmatic perspective of modern speech activity allows defining new aspects of the This paper is devoted to the study of the negative trends, which associated with coverage of family problems in mass media. The object of the study is the materials of newspapers and online media that came out in 2012 and 2013. The typical mistakes of journalists are analyzed in detail.

Key words: non-profit journalism, family problems, newspapers, online media.

Сведения об авторе:

Катенева Ирина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Новосибирский государственный педагогический университет 630126, Новосибирск, ул. Вилюй-ская, 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: irina-kateneva@yandex.ru

About the author:

Kateneva Irina Gennadievna, candidate of philological sciences, аssistant рrofessor of the Department of journalism

Novosibirsk State Pedagogical University

28 Viluiskaya ul., Novosibirsk, 630126, Russia

E-mail: irina-kateneva@yandex.ru

Дата поступления статьи 18.08.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.