Научная статья на тему 'НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ / СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригарина Наталья Константиновна

Статья посвящена анализу негативных оценочных суждений, используемых в межличностном профессиональном педагогическом общении. В статье дан краткий обзор актуальных публикаций по теме исследования, уточнены особенности деструктивного коммуникативного поведения применительно к межличностному профессиональному педагогическому общению; охарактеризованы негативные оценочные суждения как проявления деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель»; предложены способы и приемы их нейтрализации. Материалом исследования послужили открытые источники сети Интернет, в которых содержатся примеры использования негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей (30 контекстов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE VALUE JUDGMENTS IN INTERPERSONAL PROFESSIONAL COMMUNICATION OF TEACHERS AS MANIFESTATIONS OF DESTRUCTIVE COMMUNICATIVE BEHAVIOR

The article is devoted to the analysis of negative value judgments used in interpersonal professional pedagogical communication. The article gives a brief overview of current publications on the research topic, clarifies the features of destructive communicative behavior in relation to interpersonal professional pedagogical communication; negative value judgments are characterized as manifestations of destructive communicative behavior in the dyad “experienced teacher - novice teacher”; methods and techniques for their neutralization are proposed. The material of the study was open Internet sources, which contain examples of the use of negative value judgments in interpersonal professional communication between experienced and novice teachers (30 contexts).

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Негативные оценочные суждения в межличностном профессиональном общении учителей как проявления деструктивного коммуникативного поведения

Пригарина Наталья Константиновна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» E-mail: prigarina99@mail.ru

Статья посвящена анализу негативных оценочных суждений, используемых в межличностном профессиональном педагогическом общении.

В статье дан краткий обзор актуальных публикаций по теме исследования, уточнены особенности деструктивного коммуникативного поведения применительно к межличностному профессиональному педагогическому общению; охарактеризованы негативные оценочные суждения как проявления деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель»; предложены способы и приемы их нейтрализации.

Материалом исследования послужили открытые источники сети Интернет, в которых содержатся примеры использования негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей (30 контекстов).

Ключевые слова: межличностное профессиональное педагогическое общение, деструктивное коммуникативное поведение, негативные оценочные суждения, способы и приемы нейтрализации негативных оценочных суждений.

о с

CJ

со см о см I—

Негативные оценочные суждения - один из видов проявлений деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном педагогическом общении.

Актуальность изучения негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном педагогическом общении определяется недостаточным количеством теоретических исследований, посвященных изучению данных проявлений, а также насущной потребностью педагогических коллективов современных школ в разработке способов и приемов нейтрализации негативных оценочных высказываний в диаде «опытный учитель - начинающий учитель».

Объект исследования: деструктивное коммуникативное поведение.

Предметисследования: способы и приемы нейтрализации негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель».

Материалом исследования послужили открытые источники сети Интернет, в которых содержатся примеры использования негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей (30 контекстов).

Цель исследования: исследование негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном педагогическом общении; определение, систематизация и анализ способов и приемов их нейтрализации в диаде «опытный учитель - начинающий учитель».

Задачи исследования:

1) изучить теоретические предпосылки исследования негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения и способов и приемов их нейтрализации в межличностном профессиональном педагогическом общении;

2) произвести анализ негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном педагогическом общении;

3) установить, систематизировать и описать способы и приемы нейтрализации негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель-начинающий учитель».

Научная новизна исследования состоит в разработке способов и приемов нейтрализации негативных оценочных суждений, используемых в межличностном профессиональном педагогическом общении опытных и начинающих учителей.

Теоретическая значимость: исследование развивает и уточняет отдельные положения теории профессионального педагогического общения и теории деструктивной коммуникации.

Практическая значимость: результаты исследования актуальны для использования в диагностических и профилактических мероприятиях, связанных с предупреждением деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей, могут быть использованы для проведения тренингов и мастер-классов в разновозрастных педагогических коллективах.

Обоснование научных методов. Поставленные задачи и специфика материала обусловили использование описательного метода, позволившего произвести наблюдения, интерпретацию и обобщение материала, и метода коммуникативно-прагматического анализа, обеспечившего выявление и отбор контекстов, связанных с использованием негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель».

Основная часть

Межличностное общение с коллегами играет важную роль в профессиональном становлении молодого учителя. Для начинающих педагогов очень важны помощь и поддержка со стороны опытных учителей, но, в силу различных причин и обстоятельств, они их получают не часто, несмотря на официально существующую в современных школах систему наставничества.

Не комментируя объективные и субъективные причины и обстоятельства отсутствия взаимопонимания и возникновения напряженности в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей, отметим, что такое явление традиционно имеет место в разновозрастных педагогических коллективах и сопровождается проявлениями деструктивного коммуникативного поведения.

Вопросы деструктивного коммуникативного поведения активно обсуждаются современными учеными. Исследованы особенности деструктивного общения в целом [1 ] и специфика деструктивности в педагогической коммуникации в частности [2; 3; 4; 5; 6]. Описаны стратегии и тактики деструктивного речевого поведения учителя [3; 4], установлены коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе [5].

Исследователи полагают, что «коммуникация в определенных условиях превращается в средство реализации деструктивности, т.е. в средство преднамеренного причинения собеседнику мо-

рального и физического вреда» [3, с. 26], и подчеркивают, что «в педагогическом дискурсе де-структивность имеет свою специфику, определяемую особой ролью педагога и конструктивными задачами и идеалами педагогической деятельности» [3, с. 27].

При этом специалисты убеждены, что «проявления базовых конфликтов педагогов обнаруживаются в оценочной деятельности учителя» [7, с. 9]. Определяющая роль оценочной деятельности педагога определена еще в классических трудах Ш.А. Амонашвили [8], Б.Г. Ананьева [9] и др.

Анализ научной литературы по теме исследования выявил недостаточную разработанность вопросов, связанных с нейтрализацией негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения в межличностном профессиональном общении учителей, что и побудило к написанию настоящей статьи.

Как известно, «оценка - это одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, поступков людей, качеств личности, образа жизни в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Оценочные суждения люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних проявлений и эмоций» [10, с. 74]. Оценочное суждение определяется учеными как «профессиональная функция учителя, состоящая в аналитическом высказывании, устанавливающем ценность чьего-либо действия, суждения» [11, с. 553].

Наше исследование показало, что негативные оценочные суждения в процессе межличностного профессионального педагогического общения допускают как опытные, так и начинающие учителя. «Педагогическая деятельность без оценки не может существовать, поэтому оценка является способом предъявления дискурса» [7, с. 9].

Предлагаем следующие способы и приемы нейтрализации негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном педагогическом общении в диаде «опытный учитель-начинающий учитель»: выражение благодарности собеседнику, переключение внимания, контрзаявление и игнорирование.

1. Выражение благодарности

В ответ на негативное оценочное суждение целесообразно поблагодарить собеседника. Благодарность может быть выражена с помощью следующих речевых формул:

- Благодарю вас за профессиональную заинтересованность в решении данной проблемы...

- Понимаю вашу заинтересованность в нашем общем деле, наверняка связанную с вашим высокопрофессиональным подходом.

- Благодарю вас за интересные мысли и оценки. Я обязательно подумаю над ними...

- Я ценю ваше мнение, ваш опыт и благодарю вас за интерес к моей работе...

- Я готов/а воспользоваться вашими предложениями и учесть ваши пожелания.„[12].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

2. Переключение внимания оппонента

Для нейтрализации негативного оценочного суждения собеседника можно попытаться переключить его внимание, снизив напряженность диалога и выделив в негативном оценочном суждении части, аспекты, мысли с наименьшим негативным посылом:

- Думаю, что основной смысл вашего высказывания заключается в его второй части, которую я и прокомментирую...

- Я могу исчерпывающе ответить на ваш вопрос, понимая важность этого вопроса для вас, но вы не можете не согласиться с тем, что отвечать на него уместнее только после обсуждения главного (проекта, проблемы, дела, идеи и т.п.). [13].

Переключить внимание собеседника можно, предложив ему обсудить его нелицеприятное высказывание в другое время и других обстоятельствах:

- Я с удовольствием отвечу на ваше оценочное суждение позднее (по окончании занятий, в другое время, в другом месте, наедине и т.п.).

- Я готов/а обсудить ваши замечания более подробно и основательно позднее (по окончании занятий, в другое время, в другом месте, наедине и т.п.).

- Я буду рад/а получить вашу консультацию по данной проблеме в другое время.[14].

3. Контрвопросы и контрзаявления

Эффективным приемом для нейтрализации

негативных оценочных суждений являются контрвопросы и контрзаявления. Например, в ответ на обвинение: «Вы не используете новейшие методики!» можно спросить: «А вы?! А вам это удается?!».

«Неоднозначность оценок требует от оратора обязательного обоснования оценки и предъявления тех критериев, которыми он руководствуется при оценивании предмета [15, с. 234]. Поэтому в тех случаях, когда оценочные суждения не просто негативны по смыслу, но еще и выражены в грубой форме, можно попросить оппонента пояснить или аргументировать свои резкие высказывания, а также сделать контрзаявление:

- Я не ожидал/а такой оценки от человека, которого считал образцом деликатности и выдержки.

- Я рассчитывал/а на понимание и помощь в трудной ситуации.

- Меня несколько смущает обвинительная направленность ваших высказываний.[16].

4. Игнорирование

Весьма продуктивным приемом нейтрализации негативных оценочных суждений является их игнорирование, отсутствие реакции на резкость, бестактность, грубость. Это может быть просто мол-5 чание или - после паузы - продолжение общения § в спокойной и доброжелательной форме, - как буд-£3 то негативного отрицательного суждения не было. еЗ Использование игнорирования в диаде «учи-ав тель-ученик» считается проявлением деструк-

тивного коммуникативного поведения [6]. Однако в диаде «опытный учитель-начинающий учитель» игнорирование, наоборот, нейтрализует проявления деструктивности в межличностном профессиональном педагогическом общении.

Применяя речевые формулы, рекомендуемые для нейтрализации негативных оценочных суждений, рекомендуется придерживаться спокойной манеры общения, демонстрировать доброжелательное отношение к собеседнику, стараться понять причины, вызвавшие его негативные оценочные суждения.

Использование негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном педагогическом общении обусловлено низкой коммуникативной культурой, отступлениями от профессиональной этики, отсутствием взаимопонимания и влечет за собой ухудшение или прекращение деловых отношений, понижение самооценки педагогов и конфликты.

Таким образом, анализ открытых источников сети Интернет, содержащих примеры использования негативных оценочных суждений в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей, позволил установить их деструктивный характер и предложить способы и приемы их нейтрализации: выражение благодарности; переключение внимания, контрвопросы и контрзаявления, игнорирование.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим теоретическим осмыслением и углубленным изучением негативных оценочных суждений как проявлений деструктивного коммуникативного поведения и разработкой практических рекомендаций по их нейтрализации.

Литература

1. Волкова Я.А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте: монография. Волгоград, 2014. 303 с.

2. Щербинина Ю.В. Гармонизация педагогического дискурса: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2010. 469 с.

3. Дьякова А.А. Стратегии и тактики деструктивного речевого поведения учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 6(169). С. 163170.

4. Волкова Я. А., Панченко Н.Н. Переориентация агрессии как деструктивная тактика в педагогическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 6. С.1969-1974.

5. Волкова Я. А., Панченко Н.Н. Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 23-33.

6. Дьякова А.А. Деструктивность игнорирования, или о важности «вербальных поглаживаний»

(на материале педагогического дискурса) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3(166). С.258-263.

7. Красноперова Е.В. Технология преодоления проявления речевой агрессии учителей в педагогическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 18 с.

8. Амонашвили Ш.А. Оценки. Строительство школы будущего. М.: Амрита-Русь, 2021. 268 с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2х т. Т. 2. Психология педагогической оценки. М.: Педагогика, 1980. С. 128-267.

10. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения: Словарь ключевых понятий и определений. Сетевое учебное издание / Сост. Е.В. Ширшов. М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2017. 138 с.

11. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.

12. Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/material/mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/ (дата обращения 20.07.023).

13. Способы разрешения конфликтов между учителями [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://molotokrus.ru/sposoby-razresheniya-konfliktov-mezhdu-uchiteley/ (дата обращения 20.07.23).

14. Специфические причины конфликтов «учитель-учитель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://conflictmanagement.ru/ spetsificheskie-prichinyi-konfliktov-uchitel-uchitel/ (дата обращения 20.07.23).

15. Пригарина Н.К. Оценки как средство манипуляции в юридическом дискурсе. Юрислингви-стика. 2007. № 8. С. 229-235.

16. Конфликт учитель - учитель. Конфликты между учителями [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cspsid-pechatniki.ru/ raznoe/konflikt-uchitel-uchitel-konflikty-mezhdu-uchitelyami.html (дата обращения 20.07.23).

NEGATIVE VALUE JUDGMENTS IN INTERPERSONAL

PROFESSIONAL COMMUNICATION OF TEACHERS

AS MANIFESTATIONS OF DESTRUCTIVE

COMMUNICATIVE BEHAVIOR

Prigarina N.K.

Volgograd State Pedagogical University

The article is devoted to the analysis of negative value judgments

used in interpersonal professional pedagogical communication. The

article gives a brief overview of current publications on the research topic, clarifies the features of destructive communicative behavior in relation to interpersonal professional pedagogical communication; negative value judgments are characterized as manifestations of destructive communicative behavior in the dyad "experienced teacher - novice teacher"; methods and techniques for their neutralization are proposed. The material of the study was open Internet sources, which contain examples of the use of negative value judgments in interpersonal professional communication between experienced and novice teachers (30 contexts).

Keywords: interpersonal professional pedagogical communication, destructive communicative behavior, negative value judgments, ways and means of neutralizing negative value judgments.

References

1. Volkova Ya.A. Destructive communication in the cognitive-discursive aspect: monograph. Volgograd, 2014. 303 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shcherbinina Yu.V. Harmonization of pedagogical discourse: dis. ... Dr. ped. Sciences. Moscow, 2010. 469 p.

3. Dyakova A.A. Strategies and tactics of destructive speech behavior of a teacher. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2022. No. 6(169). pp. 163-170.

4. Volkova Ya. A., Panchenko N.N. Reorientation of aggression as a destructive tactic in pedagogical discourse // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2022. V. 15. No. 6. S. 1969-1974.

5. Volkova Ya. A., Panchenko N.N. Communicative parameters of destructiveness in pedagogical discourse // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication. 2022. No. 4. S. 23-33.

6. Dyakova A.A. Destructiveness of ignoring, or the importance of "verbal strokes" (on the material of pedagogical discourse) // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2022. No. 3(166). pp. 258-263.

7. Krasnoperova E.V. The technology of overcoming the manifestation of speech aggression of teachers in pedagogical discourse: author. dis. ... cand. ped. Sciences. Izhevsk, 2006. 18 p.

8. Sh. A. Amonashvili, Estimations. Building the school of the future. M.: Amrita-Rus, 2021. 268 p.

9. Ananiev B.G. Selected psychological works: In 2 volumes. T. 2. Psychology of pedagogical assessment. M.: Pedagogy, 1980. S. 128-267.

10. Information, education, didactics, history, teaching methods and technologies: Dictionary of key concepts and definitions. Network educational publication / Comp. E.V. Shirshov. M.: Publishing house "Academy of natural sciences", 2017. 138 p.

11. Bezrukova V.S. Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher). Yekaterinburg, 2000. 937 p.

12. Interpersonal conflict at school: teacher vs. teacher [Electronic resource]. Access mode: URL: https://rosuchebnik.ru/material/ mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/ (date of access 20.07.023).

13. Ways to resolve conflicts between teachers [Electronic resource]. Access mode: URL: https://molotokrus.ru/sposoby-razresheniya-konfliktov-mezhdu-uchiteley /(date of access 20.07.023).

14. Specific Causes of Teacher-Teacher Conflicts [Electronic resource]. Access mode: https://conflictmanagement.ru/ spetsificheskie-prichinyi-konfliktov-uchitel-uchitel/ (date of access 20.07.023).

15. Prigarina N.K. Estimates as a means of manipulation in legal discourse. Jurislinguistics. 2007. No. 8. P. 229-235.

16. The teacher-teacher conflict. Conflicts between teachers [Electronic resource]. Access mode: https://cspsid-pechatniki.ru/raz-noe/konflikt-uchitel-uchitel-konflikty-mezhdu-uchitelyami.html (date of access 20.07.023).

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.