Научная статья на тему 'Негативно-социальные проявления коррупции'

Негативно-социальные проявления коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2146
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Право / юриспруденция / коррупция / коррупционные проявления / присвоение имущества / злоупотребление служебным положением / правовое государство / law / jurisprudence / corruption / misappropriation of property / abuse of power / rule of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Алексей Викторович

В статье рассматриваются вопросы негативных проявлений коррупции в политической, экономической и социальной сферах, приводятся примеры из судебной и политической практики, дается авторское определение коррупции, классификация коррупции, предлагаются меры на различных государственных уровнях по минимизации коррупционных проявления, приводятся примеры борьбы с коррупцией в зарубежных юрисдикциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE SOCIAL MANIFESTATIONS OF CORRUPTION

The article discusses the negative manifestations of corruption in the political, economic and social spheres, provides examples from judicial and political practice, provides an author’s definition of corruption, classifies corruption, suggests measures at various state levels to minimize corruption, provides examples of the fight against corruption in foreign jurisdictions .

Текст научной работы на тему «Негативно-социальные проявления коррупции»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10429 СОКОЛОВ Алексей Викторович,

кандидат юридических наук, адвокат,

e-mail: aleksei.gestor.s@gmail.com

НЕГАТИВНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы негативных проявлений коррупции в политической, экономической и социальной сферах, приводятся примеры из судебной и политической практики, дается авторское определение коррупции, классификация коррупции, предлагаются меры на различных государственных уровнях по минимизации коррупционных проявления, приводятся примеры борьбы с коррупцией в зарубежных юрисдикциях.

Ключевые слова: Право, юриспруденция, коррупция, коррупционные проявления, присвоение имущества, злоупотребление служебным положением, правовое государство.

SOKOLOV Alexey Viktorovich,

PhD in law, the lawyer

NEGATIVE SOCIAL MANIFESTATIONS OF CORRUPTION

Annotation. The article discusses the negative manifestations of corruption in the political, economic and social spheres, provides examples from judicial and political practice, provides an author's definition of corruption, classifies corruption, suggests measures at various state levels to minimize corruption, provides examples of the fight against corruption in foreign jurisdictions.

Keywords: law, jurisprudence, corruption, misappropriation of property, abuse of power, rule of law.

Коррупция (лат. согшр^о - подкуп, продажность) - это сложное социальное явление, зародившееся еще в глубокой древности и дожившее до настоящего времени во всех странах мира. Коррупция, поражая публичный аппарат управления, проявляется в разложении власти [13], продажности политических, общественных деятелей, государственных чиновников и должностных лиц, в использовании авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Коррупция создается в результате намеренно избыточной регуляции со стороны исполнительной власти, которая поддерживаетя судебной практикой и правоприменением1. Это было хорошо также известно и в Библейские времена:

1 Имеется ввиду ситуации, при которых, например, местная администрация создает невыполнимые условия для смены разрешенного использования земельного участка, издавая запутанные и необоснованные локальные акты, а суды при рассмотренииспо-ров предпринимателей с органами местного самоуправления активно применяют «наштампованные» правила землепользования и застройки, правила предоставления земельных участков и так далее, не давая им правовой оценки на предмет наличия злоупотребления правами и властью.

«...судьи должны хорошо исследовать2...усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ними тысячиначльниками, стона-чальниками...».3 « ...И дал я повеление судьям. выслушивайте братьев ваших и судите справедливо..., не различайте лиц на суде.».4

Коррупция обладает высоким уровнем адаптивности. Данное качество определяет ведущую позицию в функционировании регулятивных механизмов в социуме. Чем сложнее система цивилизации тем чувствительнее необходимость в эффективных средствах нивелирования тех противоречий, что неизбежно возникают при взаимодействии интересов целого и частей. Коррупция явлется подсистемой правовой и политече-ской «цивилизации».

В отношении коррупции нужно отметить, что статья 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная 12 декабря 2000 года в Палермо, определяет коррупцию как умышленные уголовно-наказуемые деяния, включающие следующее:

2 Втор.19:15-21.

3 Исх. 18:13-26.

4 Втор.1:9-18.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

- обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

- вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей1 .

Подобные определения коррупции дают и А.И. Долгова [14], Н.Ф. Кузнецова [15]. Коррупцию также можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц [12].

Американские исследователи М. Джонстон и Дж. С. Наем рассматривают коррупцию как проблему в виде "...поведения, отклоняющегося от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленного желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающего ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций" [9]. "Коррупция - злоупотребление публичной властью ради частной выгоды", - такое краткое и точное определение коррупции дает Ю. Сентура.

В 2016 году большой шум наделал отчет некоммерческой организации GlobalWitness, сотрудники которой сняли на скрытую камеру переговоры с представителями 13 крупнейших юридических компаний Нью-Йорка. На видео, записанном на скрытую камеру, сотрудники представились советниками министра из африканской страны, желающими потратить незаконно нажитые миллионы так, чтобы американские власти не обнаружили источники средств. Результат оказался ошеломляющим, 12 из 13 лучших юридических фирм США тут же предложили рабочие схемы и лишь один юрист отказался обсуждать

1 Конвенция ООН против коррупции. 31.10.2003 Номер: 58/4 Глава III (ст. 15).

отмывание преступных средств из моральных соображений.Но самым удивительным было то, что юридические компании рекомендовали использовать не преступные схемы, а методы (трастовые фонды, подставные фирмы, банковские счета, и даже себя в качестве доверительного собственника офшорного траста), которые ни на гран не нарушали американское законодательство, но при этом позволяли легально сделать то, что в любой другой стране называлось бы преступлением. При этом на бытовом уровне американцы действительно стараются избегать коррупции, поскольку понимают, что система не на их стороне, люди же обладающие большими деньгами, напротив, имеют спектр возможностей и не опасаются серых схем, поскольку осознают, что при наличии средств защиту в США всегда можно обеспечить. В то же время это не значит, что в случае предложения взятки на дороге патрульный в США ее никогда не возьмет. При желании он попросту сделает это иным способом, направив «нарушителя» на определённую станцию СТО, где ему продемонстрируют видимость ремонта, а водитель, в свою очередь, изобразит видимость оплаты сервисных услуг.В остальном же для сокрытия факта коррупции у Вашингтона есть масса пропагандистских мер. В частности, ежегодный Отчет восприятия коррупции, выпускаемый TransparencyIntemational и тиражируемый как основной топ-лист. В нем США неизменно занимают места наиболее «чистых» от коррупции стран мира, что закономерно, если учесть, что одним из главных спонсоров «независимого» НКО выступает ФРС США, не раз замешанная в крупнейших коррупционных скандалах2.

К сказанному можно добавить слова ученого - адвоката А.И. Кирпичникова: "Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества" [11]. JosephSenturia определял коррупцию как злоупотребление публичной властью ради частной выгоды [1].

Иными словами, коррупция означает взяточничество, непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми"), присвоение публичных средств для частного использования [2].

Российский Совет по внешней и оборонной политике и Региональный общественный фонд "Индем"3 подготовили доклад, в котором сказано, что коррупция подразумевает ситуацию, когда должностные лица принимают противоправные решения, морально неприемлемые для обще-

2 https://regnum.ru/news/economy/2698915.html

3 Индем - информатика для демократии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ственного мнения, когда выгоду извлекает некоторая вторая сторона, а должностные лица получают противозаконное вознаграждение от этой стороны, и обе стараются скрыть свои действия .

При этом действующее уголовное законодательство РФ признает криминальным проявлением коррупции злоупотребление служебным положением, властью (ст.285 УК РФ), присвоение имущества (хищение, растрата или злоупотребление должностным лицом своим служебным положением) (ст. 160 УК РФ), получение (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ). Если представлять коррупцию как действия или бездействия определенных лиц при перераспределении ресурсов, то выявляется следующее: в этом процессе обязательно участвуют представитель общества, представитель власти и некоторый имеющийся у власти ресурс, которым распоряжается этот представитель власти по своему усмотрению (рис. 1).

Нельзя забывать, какую угрозу для существования государства и общества создает коррупция. Это широкое распространение криминального лоббизма, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, оформление несуществующих предприятий, незаконные внешнеэкономические операции, участие в коммерческих организациях государственных служащих, вмешательство в деятельность правоохранительных органов [10].

Нужно заметить, коррупциогенность законодательства вызывает особую тревогу. Не соблюдается процедура принятия законов, что ведет к законодательным решениям, поддерживающим корыстные интересы, для пресечения чего необходимо принятие законов о лоббизме и о процедуре принятия законов. Созданные коммерческими и криминальными структурами технически оснащенные специальные службы безопасности противостоят пресечению коррупции в правоохранительных органах [17].

Таким образом, разлагающее влияние коррупции на все сферы жизни общества (экономику, социальную сферу, политику) приводит к негативным последствиям, препятствуя прогрессивному, поступательному развитию общества и представляя серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. Коррупция в экономической сфере создает целый ряд негативных явлений и процессов, нарушая механизм рыночной конкуренции, так как выгоду получает не тот, кто конкурентоспособен, а кто смог получить преимущества за взятки [5]:

- Создаются монополистические тенденции в экономике, снижается эффективность ее функ-

ционирования и дискредитируется идея свободной конкуренции.

- Происходит неэффективное распределение средств государственного бюджета (госзаказы, кредиты), препятствуя реализации правительственных программ.

- Несправедливое распределение доходов обогащает субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

- Происходит повышение цен на товары услуги по причине коррупционных "накладных расходов".

- Создаются благоприятные условия для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Снижаются налоговые поступления в государственный бюджет, происходит отток капитала за рубеж.

- При длительной коррупции государство перестает выполнять свои базовые обязанности: обеспечение безопасности населения, развитие занятости граждан, при возникновении эпидемий аппарат власти не вводит чрезвычайное положение, а придумывает неправовые понятия («самоизоляция», «нерабочие дни» и т.д.) в целях избежания исполнения финансовых обязательств перед обществом.

Недоверие бизнеса к правоохранительным оргнам и судебной системе достигло рекордных значений. Об этом свидетельствуют данные исследования ФСО, которое прилагается к ежегодному докладу, подготовленному уполномоченным при призеденте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Всего были опрошены 279 экспертов и 189 предприниателей в 36 регионах. Три четверти респондентов - 74, 3% считают, что ведение бизнеса в России небезопасно. В 2017 году такой точки зрения придерживались 57,1 % Заметно увеличилась доля респондентов не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% в 2017 г. до 73,8 % в 20201 г.

Далее, социальная сфера также страдает от отрицательного влияния коррупции:

- Заметное различие между объявленными и реальными ценностями создает двойной стандарт морали и поведения. В результате мерой всего в обществе становятся деньги, человек оценивается с этой точки зрения. Растет безразличие к нормам морали, права, общественного мнения и др.

- Несправедливое перераспределение жизненных благ ведет к резкому возрастанию имущественного неравенства среди населения, к обни-

1 https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2020/05/24/830948-strashneebiznesom?utm_ source=facebook.com&utm_medium=social&utm_ campaign=nedoverie-biznesa-k-pravoohranitelnym-o&fbclid=IwAR0kjdFMs_tlwKWTB5pcCYf9DfH7j_ QutMhZOf5aAPnyT7llyx3ocWhy0eo.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

0

01

2

Со

0 §

1

ГТ1 %

2 оо

О §

■ь.

ко о ко о

Сущность тт содержа тте природы

КО 17 Ц V ПОГЕШ

Л

ОсНОВ-ЛЫ? ПТ>1РГ|ГРН ИОрр^-ГТИРТРГ1

- НнхвчнюенкггЕО аишцдакльства к е целой нщриитнвной

Созшюши «ЦИК чвнншжын условиЛ ДПН КОРРЪТШНН вврсэнлгые" нуо^и ]г лтгльлз!!:- иппрунцсн цпшпшне! илишш, аанньнс1)

■ Бивпишаьпн/лщ.

■ Ршэфедапттсшлпи: фртп^в прштджязгг гкудонтму ■ гагуд1р:.тш и ргспр^-еляет Н)Н.И1И1( ужжли, ргоыет вопроси а к]: иг: м:::|| 1:1:1 ^ре^тритт^ оуетвцввдг лащвы в хиш >т.я Сасрсдпгочйдш тттл лоттгожчнй т ртык -пжжнвп» «ллачт шэ-1гт?.пы1ьи ВОШйхактн ХТЯ (ИЗВН Г НI КОРРУПЦИИ

КорКТШЕМ МСИГТ ■ИШШШТ* ТОЛЬКО ПН. 1ЛЙ ГОРг'ЛЩХПи з;аиыел1гйстлт-,ст с р!-:1 с валпшвалпж ■ вш:

■ Ни им аптата тй'-за. плод« материально* оЗеспгщнл^ чннавннкйв, иш. црввимвБишя псулфлиянш рсин-ина Нк'блилнш. саекмн.

ЛТ.ГЙТ уп^тгпт! псшгежющш Недаац^к гпсгдлрстЕ^ныой сласти

■ Отсутствие с-ииз1! с геенною кокттюпл и. птюиегоа^ шипении (шений

Г*

Факторы, кпторы* могут Е.нипъ ла уровень. злррушши: крнтлны. □вшви! с л-]'Ь:г1«э>п в.истек (.пстешия ттрегиент^ ■=| >:: ~и мш ■)&янооентргкоп£| мр а I (]> о гт ОЛаГОСОСТПАИИЛ ШМ, СО^раЩМЦМ ' 'я ср р\ ои и с-лл ¿1 осъеитсл рл-^р « л £л ил п> сгарэыи

тео/ллретвл:, пр1Ечн»2£ ■пшшга \г.|имс|:!| (ст|:п\ ишпш]; ■нутрянн 1С«- причины г 14^|Ц1С1н«ш аппарате (Запага шя. то I ■.>.:!!.■ к;н уланов. поаиииа ипомдпбв}.

■С' ф| гт11.11С апсель от сп рлпгр^сгпгш'пнттн кедгрл'лщпт: ~:131 шли и с ф«з (нзшахгыя *ПЕ11ШКП) т»&ие шпыюти с-трас^. хь-иочи зотавак-шун-. о^рмзую

ттрг:.|ггш--гтгн,п.:тЕ (.тг-гпрнмЕр. и-гфтег-пстап), прачяв^лд^титыгость, сфср! ниогм&нн^чеянеш (ж прелменла бюд+стны> сулйни сансма к иравотраннтельные орпкы; ¿доюокрш <-нас;

^и^пн.'С^кшвнкпЦцжнф, распргмтпгнт. ттроллта,

лриыгнниич, оптвлпк •емаоннхрилкий избирательный лрошда:. зижшщпшщый црщме.

П"К '«ПВНЧ НОСПУИЦН

Рвет эедсееця шснсиыя кюсуларсоу нтосулдотдеинкн.

оозгестЕ-кя^-^-т-гп ои□сотым:п:■: л:гл■птг ПОЛИСАМ--:* ШПВНПаЫЛЕШ! ¡.ЧИ'г^'СТШМПЯ 7EDpL.ni

-КЕвшналамцпж ■ифмвлганЕ штвднэш

. Усг(]!о лзторптету -прапы и ляп-гтнтпгозг^^Л тгрттт::Iтг-.т:яг-тпг

У

России

У

Рисунок 1. Схема сущности и содержания природы коррупции как негативного социально-правового явления1.

Составлено автором.

щанию значительной части общества и возрастанию социальной напряженности в стране [8].

- Дискредитация права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества формирует в обществе представление о беззащитности граждан перед властью и перед преступностью [16].

Ронда Абрамс отмечает, что работая в международных масштабах необходимо следить за тем, чтобы всегда действовать в духе социальной ответственности, касается ли это трудовых ресурсов, прав человека, окружающей среды, взяточничества или коррупции [4].

Рассмотрим негативные последствия коррупции в политической сфере:

- Происходит смещение политических целей общенациональных к обеспечению реальной власти олигархических кланов и группировок [8].

- Вывод капитала за рубеж, что способствует предательству интересов национальной безопасности страны.

- Падение престижа страны на международной арене, что может привести к политической и экономической изоляции.

- Недоверие общества к власти, разочарование в ценностях демократии, что может привести к более жесткой форме государственного устройства - диктатуре.

Обратим внимание на то, что политическая коррупция приобретает новые особенности. Обычная деловая практика при ведении бизнеса становится все более политизированной, перемещаясь в различные структуры власти. Исследования экспертов говорят о том, что становится сложным понять разницу между политическими партиями, правительствами, фирмами, правоохранительными органами и структурами организованной преступности. Немецкий криминолог В. Хетзер считает, что "во многих странах продажность стала уже основным принципом общественного устройства, важным элементом в борьбе за политическую власть". Поэтому сомнения в самой возможности выработки государственной стратегии борьбы с коррупцией представляются правомерными. Правоохранительные органы многих стран бессильны в рамках политических и экономических систем, связанных круговой коррупционной порукой [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в развитии коррупционных отношений имеются и другие негативные тенденции:

1. Экспансия коррупционных отношений, когда разовые коррупционные связи приобретают устойчивость и трансформируются в мощные коррупционные сети.

2. Интернационализация и глобализация коррупции. Формы коррумпированных денежных потоков все более недоступны для контроля со стороны национальных правоохранительных органов. В ответ на эту тенденцию в 2003 г. была принята Концепция ООН против коррупции.

3. Расширение сферы легализации коррупции (видимость законности коррупционных сделок), спектра разнообразных способов взяточничества и их маскировки [7].

Вернемся к недавнему прошлому нашей страны, когда нахождение основной части собственности в руках государства являлось причиной таких тенденций, как недостаток частной собственности и бедность ресурсов отчасти препятствовали взяточничеству и вымогательству - это с одной стороны, а с другой стороны - распоряжение собственностью администраторами - чиновниками и концентрация власти способствовали взяточничеству, растрате ресурсов и другим злоупотреблениям собственностью. Госсобственность, формально находясь во владении всех граждан, не принадлежит никому, то же происходит и с ответственностью: всеобщая ответственность есть ничья ответственность. При этом государственные чиновники лишь управляют собственностью, но лишены мотивации собственников, откуда идет их уязвимость в отношении взяточничества.

Известно, чем меньше уровень рыночных отношений, тем значительнее роль государства в организации экономического развития: оно раздает привилегии, делегирует полномочия различным уровням административной лестницы. Это влияет на структуру коррупции, определяющую власть и ресурсы, доступные для нечестных администраторов, способы и виды коррупционных действий.

Ситуация меняется в настоящее время, когда роль коррупции можно представить следующим образом: когда собственность была в руках государства, у государственных чиновников была функция обслуживающего персонала, а это давало им возможность получать взятки за сделки. Однако сейчас чиновники предоставляют свои услуги по собственной инициативе, часто услуги навязанные. Государственные чиновники облагают данью бизнес. Если раньше коррупция в бизнесе являлась формой существования собственно бизнеса, то в настоящее время она является формой существования государственного аппарата и целых политических структур.

По существу, с коррупцией в государственном аппарате боролись исключительно представители этого аппарата, что привело к определен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ным последствиям, когда боровшиеся, несомненно, не могли менять коренные причины, порождающие коррупцию, а борьба против коррупционеров часто перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. В конце советского периода коррупция развивалась на фоне ослабления государственной машины, которое сопровождалось процессом уменьшения централизованного контроля, а затем распадом идеологических основ, экономической стагнацией и в конечном итоге падением уровня развития экономики, крахом СССР. В России централизованно организованная коррупция государства постепенно сменилась "федеративным"устройством из множества коррумпированных систем [3].

Приведем пример уголовного дела, рассмотренного 2 февраля 2007 г. судом Приморского края над организованным преступным сообществом по обвинению 14 человек, включая бывшего депутата краевого парламента Юрия Степан-ченко, ныне скрывающегося от правосудия в США.

Обвинение вменяет высокопоставленным чиновникам в вину нанесение государственной казне ущерба на сумму более чем в 550 млн. рублей.

Уголовное дело № 138212 СКП по Приморскому краю было заведено в декабре 2007 года и взят под стражу с заключением в СИЗО исполняющий обязанности руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю Игорь Мещеряков, прежде занимавший пост вице - губернатора и курировавший управление краевым имуществом.

Мещеряков и его предполагаемые сообщники были обвинены в продаже госимущества по ценам, заниженным в десятки раз1.

Итак, корни российской коррупции лежат в предшествующих десятилетиях, включая советское время. Эти тенденции усилились в переходный период, который и в других странах с похожей ситуацией сопровождался ростом коррупции при ослаблении государственной машины. Все это обусловило нынешнее состояние коррупции в России, когда отсутствует контроль над всеми сферами деятельности государства и общества, включая контроль над управлением государственным имуществом. Наиболее важными факторами, определяющими рост коррупции и имеющими исторические корни, кроме дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, можно назвать следующие факторы:

1 ИА "Владтайм", 06.02.11 http://www.vladtime. ru/2011/02/06/tri-virus-korrupcii-porazil-primore.html

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

- быстрый переход к экономической системе, не имеющей в основе необходимой правовой базы и правовой культуры;

- отсутствие адекватной правовой системы и соответствующих культурных традиций в советское время;

- развал партийной системы контроля [6].

Кроме всего, нужно отметить, что это явление условно можно подразделить на коррупцию мелкую, бытовую, когда граждане решают свои повседневные проблемы (оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную, элитарную, деловую коррупцию, когда решаются крупные проблемы бизнеса. Мелкая и крупная коррупция органически взаимосвязаны и взаимозависимы, что обусловлено общностью централизованного, патерналистского, организационного и социально-психологического характера.

В частности, мелкая, низовая коррупция (уровень повседневных проблем предпринимателей и других граждан) становится привычной нормой, пронизывая все слои общества. Подавляющее большинство уголовных дел по коррупции связано с разоблачением коррупционеров именно на этом уровне [19].

Понятно, низовая коррупция привлекательна тем, что полезна как получателю (или вымогателю) взятки, так и взяткодателю, и риск здесь минимален для обеих сторон. Взятки помогают решить многие бытовые проблемы, за небольшую плату дающие возможность совершать мелкие нарушения законов и инструкций (превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.)

Соответственно для крупной коррупции характерно высокое социальное положение ее субъектов, она отличается изощрённо-интеллектуальными способами совершения коррупционных действий, большим материальным, физическим и моральным ущербом, максимальной латентностью и, что важно, снисходительным, более того, бережным отношением властей к этой группе преступников.

Элитная (крупная) коррупция включает политиков, высшее и среднее чиновничество и характеризуется тем, что принимаются решения, имеющие высокую значимость (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.)

Таким образом, разница между мелкой и крупной коррупцией в том, что одна повседневно покушается на материальное благосостояние граждан, а другая поглощает огромное количество государственной и частной экономики.

В качестве примера возьмем приговор бывшему руководителю Территориального управления Росимущества по Омской области(04.05.2011) Доказательства, собранные следственными органами следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области суд признал достаточными для вынесения приговора Вячеславу Шишкину - бывшему руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, который признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы оперативно-розыскной деятельности, представленные УФСБ России по Омской области. Следствие и суд установили, что в период с сентября 2005 года по ноябрь 2006 года Шишкин незаконно, превышая должностные полномочия, подписал ряд документов, в результате чего 13 объектов недвижимости, расположенных в городе Омске и являющихся государственной собственностью, перешли в собственность ООО "ЮжУралСнаб", чем Российской Федерации причинен ущерб в размере свыше 64 миллионов рублей.

В 2007 году и в феврале 2008 года Шишкин без согласия федеральных органов, превышая свои полномочия, подписал ряд документов, в результате чего земельные участки, являющиеся собственностью государства и находящиеся в бессрочном пользовании ФГУП ПО "Полет", общей площадью около 27 гектаров, незаконно перешли в собственность ЗАО "Омскстрой"и ООО "Глобус". В результате действий обвиняемого Российской Федерации был причинен ущерб в размере 29 миллионов 942 тысяч рублей.

Помимо этого, следственными органами Шишкин обвинялся в том, что он в период с 2005 года по 2009 год осуществлял управление государственным имуществом ненадлежащим образом, а именно, нежилыми помещениями, находящимися на улице Волочаевской в городе Омске, в

результате чего в доход государства не поступила арендная плата за использование объектов федеральной собственности в размере 79 миллионов 393 тысяч рублей. По мнению следствия, Шишкиным совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), однако суд в этой части обвинения Шишкина оправдал. Приговором суда Шишкину назначено наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии-поселении [18].

По нашему мнению, можно предложить следующую классификацию коррупции по видам в зависимости от сферы деятельности: коррупция в сфере государственного управления; парламентская коррупция; коррупция на предприятиях. Так, существование коррупции в сфере государственного управления возможно по причине того, что государственные служащие (чиновники) распоряжаются государственными ресурсами и потому могут принимать решения исходя из своих личных корыстных побуждений.

Приведем конкретный пример подобного уголовного дела, рассмотренного в 2011 году следственным управлением по ЦАО г. Москвы в отношении заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве Сергея Корчагина и заместителя начальника отдела учета федерального имущества данной организации Дмитрия Князева. Следствие инкриминирует обвиняемым совершение покушения на мошенничество в особо крупном размере.

Названные лица в декабре 2009 г. обратились к проректору Московской государственной академии водного транспорта с требованием о вознаграждении в виде 10 500 000 рублей за отказ от изъятия у Московской государственной академии водного транспорта помещений по ул. Садовнической и за прекращение проверок по использованию этого имущества1.

В качестве обобщения различных видов классификаций коррупционных правонарушений представляем следующую таблицу 1.

<?> Официальный сайт Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве 02.02.2011 http://moscow.sledcom.ru/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Таблица № 1. Классификация видов коррупции1

Типы классификаций Содержание

1. По значимости а) Верхушечная коррупция Связанная с деятельностью государственных органов власти

б) Низовая коррупция Коррупция, в которую вовлечены различные организации, иногда наделенные властными полномочиями, а иногда нет, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям.

в) Деловая коррупция Вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ. Внутренняя коррупция чаще всего является следствием просчетов в менеджменте.

2. По типам взаимодействующих субъектов 1. Граждане и мелкие служащие 2. Фирмы и чиновники 3. Нация и политическое руководство

3. По типу выгоды 1. Получение прибыли 2. Уменьшение расходов

4. Политическая и экономическая 1. Сферы законодательства 2. Деятельность партий и выборных кампаний 3. Управления государственным имуществом и т.д.

5. По статусу субъектов 1. коррупция в органах власти; 2. коррупция в частном секторе.

6. По степени общественной опасности (социальные последствия) 1. коррупция-проступок; 2. коррупция-преступление.

7. По направленности Внутренняя и внешняя

8. В зависимости от сферы деятельности 1.Коррупция в сфере государственного управления; 2. Парламентская коррупция; 3. Коррупция на предприятиях.

9. По способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. 1. Монополизация власти, 2. Чрезмерная централизация.

10. По совершению законных действий или незаконных действий. 1. Взятка для ускорения решения законного вопроса (мздоимство), 2. Взятка за совершение действий, запрещенных законом (лихоимство).

1 Составлено автором. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Организованные и скоординированные действия коррупционеров приводят к объединению в преступные сообщества, к формированию взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления и по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Возникает тесная связь коррупционных сетей с организованной преступностью. Состав коррупционных сетей такой: государственные чиновники, обеспечивающие нужные решения; коммерческие и финансовые структуры, реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы; силовое прикрытие со стороны представителей органов МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции и др. [17] Относительно многообразия источников коррупции можно сказать следующее: это государственные финансовые и товарные потоки, а также денежные средства граждан и предпринимателей, у которых имеются правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых зависит от решения чиновников.

Рассматривая понятие коррупции, можно увидеть постоянный во времени процесс. Коррупция - не случайный факт перераспределения ресурсов волюнтаристским образом, но постоянный процесс оборота ресурсов в обществе. Коррупция, в которой участвуют представители общества и власти, представляет собой замкнутый цикл циркуляции ресурсов в обществе, имеющий две основные стадии:

- Ресурс всего общества обманом (силой, хитростью) или добровольно переходит к власти, становясь властным ресурсом.

- Чиновники распределяют властный ресурс между членами общества или между чиновниками.

Здесь можно заметить следующие элементы коррупционного процесса:

- власть, то есть ее представители, перераспределяющие ресурсы; - общество, то есть лица, которым предоставляются ресурсы;

- имеющийся в обороте общественный ресурс.

Наличие государственной монополии на необходимые обществу ресурсы практически создает условия неизбежности коррупции, так как сам процесс перераспределения предполагает то, что получающие захотят отблагодарить дающего. И чем сильнее монополия, тем больше коррупция.

Далее, при переходе от государственной монополии к рыночным отношениям, начинающимся снизу, коррупция почти неизбежна. Например, государственный врач или юрист свою лич-

ную практику начинает, оказывая частные услуги на рабочем месте своим близким, затем за символическую плату, затем за рыночную плату. И, прежде чем он откроет собственный частный бизнес (легально зарегистрирует свой статус), нужно немало времени, требующегося для создания массовой практики, для осознания обществом неизбежности введения рынка частных услуг, для разработки и принятия соответствующего законодательства, для осознания и оказывающим услугу, и получающим услугу возможности и необходимости легального оформления отношений.

Обобщая сказанное о коррупции, нужно признать, что сильная исполнительная власть, контролируя деятельность общества, действует не столько в целях развития общества, сколько в своих собственных корыстных интересах. Власть занята поиском финансовых потоков не для расширения их, а, напротив, для перекрытия с целью принудить субъектов, кому принадлежат эти финансовые потоки, платить взятки, подкармливая коррупцию и поддерживая ее жизнеспособность, или уводить потоки в тень, в параллельную экономику, уменьшая налоги и увеличивая платежи рэкету, тем самым подкармливая бандитские формирования. Иначе теряется производительность, повышается себестоимость и уходит конкурентоспособность как на местном, так и на мировом рынке [20]. Последствием подобных действий может стать деформация государства как социального института, так как при длительной адаптивной коррупции коррумпированный социум проходит точку не возврата. Коррупция может стать своеобразным «экономическим курсом» вымещающим любые экономические программы и преоборазования. В этом случае государству не возможнобудет войти в международное сообщество и продолжить развитие.

Нужно заметить, производительность коррумпированного общества уменьшается в любом случае. По России валовой внутренний продукт (ВВП) уменьшается по этой причине на миллиарды долларов, что однако позволяет отдельным чиновникам незаконно обогатиться несколькими десятками тысяч долларов с помощью целенаправленно созданных затруднений.

Как правило, наличие коррупции можно распознать по ее характерным признакам, а именно: конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя или конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Вместе с тем, имеется много разновидностей коррупции, аналогичных мошенничеству, относящихся к категории преступлений против государственной власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Итак, подводя итог сказанному, мы пришли к следующему определению коррупции:

Коррупция, являясь сложным антисоциальным общественно опасным явлением, корни которого лежат в историческом, политическом, экономическом процессе проявляется в разложении власти, поражающим публичный аппарат управления, приводящим к разложению экономической, политической и других систем государства. Коррупция выражается во взяточничестве, расхищении государственного имущества и в других видах незаконного обогащения с использованием служебного положения, в продажности должностных лиц и общественных деятелей, в срастании с мафиозными структурами, проявляясь в различных сферах деятельности - в политике, науке, искусстве, в журналистике, законотворчестве, правоприменении, когда два и более индивида или группы совместно действуют в своих собственных интересах в ущерб третьей стороне вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Коррупция характеризуется множеством способов явного или скрытого ее проявления, а также ее неискоренимостью в случае отсутствия политической воли властей, направленной на реальную борьбу с этим явлением.

Кроме того, нужно отметить такой факт, что коррупции может быть подвержен любой человек, получивший власть над распределением не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор и т.д.) Из этого становится понятным, что именно необходимо менять, если поставлена цель победить коррупцию. Чем меньше монополий, тем ниже коррупция. По-мимо этого необходимо мак-симмально ограничить полномочия чиновников, свести их действия к формально-регистрационным, услить независимость судебной системы, формировать гражданское общество и прежде всего таких институтов как адвокатура и юридическое сообщество. Необходима реальная политическая воля по сокращению коррупции и усилению независимости бизнеса и личности.

Список литературы:

[1] Wewer G. PolitischeKorruption // Politic-Lexicon. Munchen, Wein, 1994. S. 481.

[2] Аникин А.А. Взяточничество как коррупционное преступление и меры противодействия ему / Дисс... канд. юрид.наук: 12.00.08. 2009 г.

[3] Барышев В.В., Левитин А.Т., Мишарин М.Л. Вопросы деловой этики муниципальных служащих http://tovgms.ru/socproj/kodeks/voprdeletiki/ chapter3/chapter3p1/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[4] Бизнес-план на 100%: стратегия и тактика эффективного бизнеса / РондаАбрамс; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020, С. 36.

[5] Борисов О.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России / Автореф. дисс... ... канд. экон. наук: 08.00.05. 2009 г.

[6] Волков А. С. Коррупция: Криминологический и правовой аспекты // Материалы международной научной конференции «Коррупция - коррозия общества и государства». Екатеринбург. 2000 http://law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1224512

[7] Голиков Г,А. Коррупция: легализация или борьба // Борьба с преступностью за рубежом 2006 № 1 С. 36-37.

[8] Джабраилов М.Х. Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации Социологический анализ / Дисс... канд. социол. наук: 22.00.04. 2005 г.

[9] Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международное жюри социальных наук. - Париж,

- 1997. - № 16.

[10] Информационный бюллетень Государственной Думы ФС РФ. 1998. № 10. С. 3.

[11] Кирпичников А. Это модное слово «коррупция» // Российская провинция. - Набережные Челны, - 1995. - № 5.

[12] Коррупционные преступления (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2018).

[13] Кошелев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14. 2009 г. с. 25.

[14] Криминология / Под ред. А.И. Долговой.

- М.: ИНФРА-М, 1997.

[15] Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: МГУ, 1994.

[16] Кузнецов Ю.А., Силинский Ю.Р., Хому-това А.В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции / Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией с.12.

[17] Музалевская Е.А.Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции: Истоки и тенденции, 1992 - 2005 гг. // Следователь. 2007. № 12. С. 55-64.

[18] Противодействие коррупции. Расследование уголовных дел коррупционной направленности // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Омской области 2011, http://su.omsk.ru/www/su.nsf /0/6152В027 ECEA46E7C625755B001C5972?opendocument

[19] Филатова Т.В. Расследование взяточничества как проявления коррупции / Дисс... канд. юрид. наук: 12.00.09. 2009 г.

[20] Фирсов А. Заметки о коррупции/ Демократиями 2002 http://www.democracy.ru/ article. php?id=577.

Spisok literatury:

[1] Wewer G. PolitischeKorruption // Politic-Lexicon. Munchen, Wein, 1994. S. 481.

[2] Anikin A.A. Vzyatochnichestvo kak korrupcionnoe prestuplenie i mery protivodejstviya emu / Diss... kand. yurid.nauk: 12.00.08. 2009 g.

[3] Baryshev V.V., Levitin A.T., Misharin M.L. Voprosy delovoj etiki municipal'nyh sluzhashchih http://tovgms.ru/socproj/kodeks/voprdeletiki/ chapter3/chapter3p1/

[4] Biznes-plan na 100%: strategiya i taktika effektivnogo biznesa / RondaAbrams; Per. s angl. -4-e izd. - M.: Al'pina Pablisher, 2020, S. 36.

[5] Borisov O.A. Korrupciya kak ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii / Avtoref. diss... ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. 2009 g.

[6] Volkov A. S. Korrupciya: Kriminologicheskij i pravovoj aspekty // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Korrupciya - korroziya obshchestva i gosudarstva". Ekaterinburg. 2000 http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1224512

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Golikov G,A. Korrupciya: legalizaciya ili bor'ba // Bor'ba s prestupnost'yu za rubezhom 2006 № 1 S. 36-37.

[8] Dzhabrailov M.H. Korrupciya v organah gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii Sociologicheskij analiz / Diss... kand. sociol. nauk: 22.00.04. 2005 g.

[9] Dzhonston M. Poisk opredelenij: kachestvo politicheskoj zhizni i problema korrupcii //

Mezhdunarodnoe zhyuri social'nyh nauk. - Parizh, -1997. - № 16.

[10] Informacionnyj byulleten' Gosudarstvennoj Dumy FS RF. 1998. № 10. S. 3.

[11] Kirpichnikov A. Eto modnoe slovo "korrupciya" // Rossijskaya provinciya. - Naberezhnye CHelny, - 1995. - № 5.

[12] Korrupcionnye prestupleniya (Podgotovlen dlya sistemy Konsul'tant Plyus, 2018).

[13] Koshelev I.N. Administrativno-pravovoj mekhanizm protivodejstviya korrupcii i obespecheniya sobstvennoj bezopasnosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.14. 2009 g. s. 25.

[14] Kriminologiya / Pod red. A.I. Dolgovoj. - M.: INFRA-M, 1997.

[15] Kriminologiya / Pod red. N.F. Kuznecovoj, G.M. Min'kovskogo. - M.: MGU, 1994.

[16] Kuznecov YU.A., Silinskij YU.R., Homutova A.V. Rossijskoe i zarubezhnoe zakonodatel'stvo o merah protivodejstviya korrupcii / Social'no-ekonomicheskie i politicheskie posledstviya, porozhdaemye korrupciej s.12.

[17] Muzalevskaya E.A.Korrupciya v sisteme gosudarstvennoj sluzhby v Rossii: istoki i tendencii: Istoki i tendencii, 1992 - 2005 gg. // Sledovatel'. 2007. № 12. S. 55-64.

[18] Protivodejstvie korrupcii. Rassledovanie ugolovnyh del korrupcionnoj napravlennosti // Sledstvennoe upravlenie Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii po Omskoj oblasti 2011, http:// su.omsk.ru/www/su.nsf /0/6152B027ECEA46E7C62 5755B001C5972?opendocument

[19] Filatova T.V. Rassledovanie vzyatochnichestva kak proyavleniya korrupcii / Diss... kand. yurid. nauk: 12.00.09. 2009 g.

[20] Firsov A. Zametki o korrupcii/ Demokratiya. ru 2002 http://www.democracy.ru/ article.php?id=577.

\

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.