Человек и общество =======
А.М. БАГАУТДИНОВ
*
Башкирский государственный университет Негативная духовность: сущность и проявление
Актуальность темы исследования негативной духовности диктуется тем, что постижение духовности человека всегда являлось одной из центральных проблем философии на протяжении всей её истории. Однако до сих пор в философии нет единства и определённой ясности относительно того, что же представляет собой духовность человека, каков её состав и структура, каковы закономерности её формирования, функционирования, эволюции и трансформации. Отечественные исследователи духовности неоднократно отмечали, что осмысление перспектив духовности человека и общества является актуальной проблемой современной философии1.
Одной из малоизученных в отечественной философии остаётся проблема антипода духовности, который предстаёт для многих исследователей в форме бездуховности. На наш взгляд, это не совсем оправдано, поскольку априори не может быть человека без духа и души. Бездуховность скорее всего отражает лишь низкий уровень духовности, не более того. Сегодня в отечественной философии складывается парадоксальная ситуация - вроде признаётся, что есть антипод духовности, но вроде его и нет, более того, некоторые исследователи подвергают сомнению саму возможность философской рефлексии отрицательной духовности2.
* Багаутдинов Азат Маратович, е-mail: philosof02@mail.ru
1 Федотова, В.Г. Механизмы ценностных изменений общества // Философские науки. 2010, № 11, с. 53.
2 Лившиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997, с. 147.
Другие исследователи допускают возможность существования негативной окраски духовности, но только на уровне душевной сферы человека: «... духовность в отличие от душевного строя личности не может быть злой или отрицательной»3. Многие исследователи также придерживаются позиции Фоминой З.В., поскольку духовность в философской традиции всегда воспринималась, да и сейчас воспринимается только в смысле положительного вектора развития человека и общества.
Вместе с тем, с позициями вышеизложенных исследователей согласиться нельзя. Впервые в отечественном гуманитарном знании возможность духовности предстать в форме негативного явления была описана в известном в советский период времени сборнике, посвящённом изучению духовности4. Далее в отечественной философии амбивалентность духовности исследовалась через дихотомию «духовность - бездуховность», что, несомненно, ограничило возможности исследования негативной духовности именно как негативного феномена, проявляющегося на уровне личностном, социальном и имеющего связь с трансцендентным.
Сегодня в мире идёт обострение социальных, расовых, межнациональных, межконфессиональных противоречий, которое приводит к нарастанию агрессии, падению нравов, торжеству нигилизма, цинизма, легализации пороков и росту преступности. Мир поляризуется по уровню доходов, и постепенно агрессивность и вражда проникают в межличностные отношения, что способствует становлению негативной духовности, которая проявляется в антигуманных формах.
Таким образом, сама жизнь диктует необходимость обращения пристального внимания на проблему негативной духовности. Мы отстаиваем приоритет применения аксиологического подхода, посколь-
3 Фомина, З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997, с. 41.
4 Человек и духовность: Сборник статей / Отв. ред. Федотова В.Г. Рига, 1990, с. 6.
ку ценности являются сущностным содержанием духовности: и положительной, и отрицательной. В отношении понятия ценностей целесообразно использование понятия «негативная ценность» для наименования ценностей, содержание которых противоречит содержанию положительных ценностей. Наиболее общей отрицательной моральной ценностью является зло, представленное в совокупности конкретных ценностей. Очевидно, что необходимо признавать реальность существования зла, связанного с такими свойствами, как физическое несовершенство, психическое страдание, совершение нравственных проступков, духовного насилия.
Наше видение амбивалентной сущности духовности заключается в нижеследующих выводах проведённого исследования.
• Духовность является уникальной характеристикой человека. Для выявления ее содержания и особенностей проявления необходимо выделить наиболее общие представления о природе человеческой деятельности, так как духовность формируется в этой деятельности и, развиваясь, остаётся тесно связанной с ней. Рассматривая духовность сквозь призму деятельности, можно определить её как сущностную характеристику человека.
• Субъективное бытие личности происходит одновременно в трёх измерениях: виртуальном, душевном и духовном. Деятельность субъекта сначала проявляется виртуально, то есть имеет мысленную форму, которая впоследствии обретает материальное выражение. Знания, которыми человек обладает, призваны обеспечить его выживание, поэтому они «заинтересованы» этим человеком. Важнейшим имманентным свойством личности является её умение превращать информационные сигналы и смыслы в знаки, из чего можно заключить виртуальную сущность человека.
• Духовность представляет собой особую форму деятельности человека, выражающуюся в стремлении к познанию бытия, вы-
ступающей как критерий соизмеримости человека с идеальными сторонами мира, выраженной в ценностных установках субъекта. Духовность - динамическое состояние, качественно изменяющееся во времени в направлении интеграции или дезинтеграции элементов внутреннего мира человека. Мотивом духовной деятельности выступает потребность в самореализации, присущей каждому человеку. Решающим для самореализации является ценностная составляющая, в соответствии с которой выбирается соответствующая ценностная стратегия.
• Многомерная природа духовности проявляется в её амбивалентности: духовность (положительная духовность) - негативная духовность, понимаемые как противоположные смысложизненные стратегии. В основе духовности лежит конструктивная самореализация, в основе негативной духовности - деструктивная. Духовность (позитивная духовность) опирается на гуманистическую ценностную стратегию, на созидательную деятельность и саморазвитие, на основе которых формируется активная, толерантная личность. Негативная духовность основана на ценностных установках интолерантности, доминирования над другим, отрицания другого, носит антигуманный характер, объективирующийся в различных видах физического и духовного насилия, причинения страданий, унижения и уничтожения. Негативная духовность выражается в сознательном утверждении зла, активной пропаганде патологических форм бытия.
• Псевдодуховность представляет собой неосознанное неявное проявление духовного потенциала, которое искажает ключевые свойства духовности и нарушает основные принципы духовного бытия как целого. Псевдодуховность - иллюзорное восприятие реальности, расхождение между видимостью и сущностью, изменение духовной структуры человека путём гиперболизации значимости собственного Я, признак утраты личностью её субъективных
качеств. Псевдодуховность активна по видимости и пассивна по сути. Феномены, которые можно отнести к псевдодуховным, внешне тождественны образцам духовности, иногда воспринимаются как свободное творческое самовыражение личности, однако с феноменом духовности никак не связаны.
• Духовное насилие - это стремление причинять страдания, мучения человеку, что находит отражение в реализации соответствующих идей и представлении данного процесса. Духовное насилие может быть реализовано преднамеренно или импульсивно, сознательно или неосознанно, в соответствии с мотивацией. Оно свойственно лишь для человека, является продуктом его страстей и противоречий, которые возникают ввиду соответствующих воспитания, духовного мира и условий жизни. Духовное насилие и его проявления обнаруживают диалектическую взаимосвязь с агрессией, враждебностью, отчуждением. Понятия «духовное насилие» и «агрессия» находятся в родовидовых отношениях - духовное насилие является специфическим проявлением агрессии человека.
Багаутдинов А.М. Негативная духовность: сущность и проявление.
В статье обоснована необходимость введения понятия «негативная духовность» в проблемное поле философии. Негативная духовность трактуется как деятельность, направленная на сознательное утверждение зла, пропаганду патологических форм бытия. Вводится понятие «духовное насилие», которое понимается как стремление причинять страдания, мучения человеку и может быть реализовано сознательно или неосознанно.
Ключевые слова: негативная духовность, бездуховность, псевдодуховность, моральные ценности, духовное насилие, духовная деятельность, добро и зло, амбивалентность личности.
Bagautdinov A.M. Negative spirituality: the nature and manifestation. In
this article the necessity of introducing the concept of "negative spirituality" in the problem field of philosophy. Negative spirituality is treated as activities aimed at the conscious assertion of evil propaganda pathological forms of life. Introduces the concept of "spiritual violence", which is understood as a desire to inflict pain, suffering person and can be implemented either consciously or unconsciously.
Keywords; negative spirituality, lack of spirituality, pseudo-moral values, spiritual abuse, spiritual activity, good and evil, the ambivalence of the individual.