Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы формирования гармоничной личности в современном российском социуме'

Духовно-нравственные основы формирования гармоничной личности в современном российском социуме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
892
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / PERSONALITY / SPIRITUALITY / INNER WORLD OF THE PERSONALITY / SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гунибский Магомед Шахмандарович

В статье раскрывается сущность понятий «духовность», «духовно-ценный мир личности», «компоненты духовности личности». Статья посвящена исследованию духовных основ развития личности в современном российском социуме. Раскрывается структура духовности и характеристика условий формирования духовных ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL BASES OF FORMATION OF THE HARMONIOUS PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

In article the essence of the concepts «spirituality», «spiritual and valuable world of the personality», «components of spirituality of the personality» reveals. Article is devoted to research of spiritual bases of development of the personality in modern Russian society. The structure of spirituality and the characteristic of conditions of formation of cultural wealth of the personality reveals.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы формирования гармоничной личности в современном российском социуме»

102 вектор юридической науки пзу,

Ш р)^^ i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Магомед Шахмандарович ГУНИБСКИЙ,

кандидат философских наук, доцент,

заместитель заведующего кафедрой философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ

В статье раскрывается сущность понятий «духовность», «духовно-ценный мир личности», «компоненты духовности личности». Статья посвящена исследованию духовных основ развития личности в современном российском социуме. Раскрывается структура духовности и характеристика условий формирования духовных ценностей личности. Ключевые слова: личность, духовность, духовный мир личности, духовное развитие личности, современное российское общество.

GUNIBSKIYM.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Deputy Head Department of Philosophical and Social and Economic Disciplines,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

SPIRITUAL AND MORAL BASES OF FORMATION OF THE HARMONIOUS PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

In article the essence of the concepts «spirituality», «spiritual and valuable world of the personality», «components of spirituality of the personality» reveals. Article is devoted to research of spiritual bases of development of the personality in modern Russian society. The structure of spirituality and the characteristic of conditions of formation of cultural wealth of the personality reveals. Keywords: personality, spirituality, inner world of the personality, spiritual development of the personality, modern Russian society.

Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.

Пифагор

В XX веке, как это было и в эпоху Античности, времена Сократа, Платона и Аристотеля, проявляется явный интерес к проблеме человеческой духовности1. Это и понятно: ведь определить, что такое духовность, равносильно

1 См.: Бондаренко И. А. Феноменология бытийствующего сознания. М. : МГУК, 2000 ; Шатилов С. Ф. Онтологические особенности человеческой субъективности: Основания и модусы : дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2002 ; Токарева С. Б. Сущность и эволюция духовности : дис. ... док. филос. наук. М., 2005 ; Амирова А. Р. Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности : дис. канд. филос. наук. Уфа, 2006 ; Игнатова А. А. Метатеоретический подход к анализу сознания : дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2011 ; Калинин П. Е. Становление статико-динамичного и континуально-дискретного единства в деятельности сознания : дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2011 ; Фомина З. В. Человеческая духовность: бытие и ценности : монография. Саратов : Сара© М. Ш. Гунибский, 2016 товская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2015 и др.

4^fW«f Гунибский M. Ш. (ТЭ

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Духовно-нравственные основы формирования гармоничной I^J^J

L_-У именио.Е.кутафина(мпод) личности в современном российском социуме

тому, чтобы ответить на вопрос «что такое человек в его высшем, специфическом смысле?». Объективные условия и специфика развития российского общества перед учеными ставят ряд новых задач, связанных с переосмыслением проблемы духовной личности. В настоящее время ситуация с «духовностью» и «личностью» гораздо сложнее. Естественным является многообразие взглядов на духовность. Становление духовности необходимо, но на каких основаниях? Возможен ли возврат к традиционной российской духовности, базирующейся на православном фундаменте, о чем писали философы Серебряного века, или степень снижения религиозного сознания современного российского человека требует апелляции к иным духовным основаниям? Эти вопросы имеют не только познавательное значение в смысле удовлетворения научного любопытства, они неизбежно выходят за рамки только лишь научного исследования. Особое значение данные вопросы приобретают в настоящее время, в эпоху становления информационной цивилизации, когда российское общество путем проб и ошибок определяет выбор своего будущего, ищет достойные пути дальнейшего развития.

Духовность, духовное всегда играли значительную роль в историческом процессе. Без духовности и вне духовности невозможно представить процесс эволюционного движения общества: «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, "существователями"»2. И. Ильин писал, что в человеке с бездуховным инстинктом отсутствует вера, доброта, жалость, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли. Дух проявляется в жажде священного, в искании Бога, в способности к самообладанию и к деятельной любви. Правосознание есть одно из основных проявлений «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке»3.

Проблемы функционирования духовной жизни российского общества во многом определяют содержание и направленность развития духовности4 как сущностной характеристики личности. Духовность личности представляет собой состояние его сознания, мировоззрения и социальных качеств и имеет много общих характеристик с духовной жизнью общества, а также обладает определенной спецификой5.

Именно духовность явилась человеку механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого. Духовность всегда рассматривалась как неотъемлемая и наиболее существенная характеристика человека, его differentia specifics. Ш

А

ч

2 Ильин И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. С. 307. "О

3 Ильин И. А. О грядущей России : изб. статьи. М. : Воениздат, 1993. С. 31. Й

Исходя из понимания содержательных различий понятий «духовность», «духовный мир», «духовная жизнь» личности, автор статьи употребляет их как синонимы.

См., например: Гидиринский В. И. Русская идея и армия (Философско-исторический анализ). М. : ВУ, 1997 ; Грузков В. И. Духовное и профессионализм. Ставрополь, 1996 ; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. М., 1997 ; Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода. М., 1996 ; Павлов А. В. Воздействие религии на современную армию. М., 1994.

X

п

* к

§ к

НАУКИ Ъ

5

104 вектор юридической науки пзу,

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

По мнению И. Ильина, «дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия; разумная не в смысле "сознания" или "рассудочного основания"»6. Следует согласиться, что дух действительно не может быть пассивен, а всегда выступает как движущая сила и энергия. Именно наличие духа в человеке помогает ему принимать решения и действовать.

Духовная жизнь личности — это сфера жизнедеятельности общества, характеризующаяся созданием, распределением, обменом, потреблением духовных ценностей: функционирующая и развивающаяся в интересах формирования и совершенствования у человека государственно-патриотических идеалов для выполнения ими своего гражданского долга на благо Родины. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества и государства есть в конечном итоге самое значимое, основное для деятельности личности. «Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов умереть», — эти слова принадлежат одному из величайших мыслителей России Л. Н. Толстому, который на своем жизненном примере продемонстрировал глубокую связь между духовным миром и материальным, личными принципами и социальной реальностью. Духовность личности представляет собой концентрированное выражение высших общечеловеческих ценностей — Истины и Справедливости, Добра и Красоты, Мудрости и Совести. Потеря хотя бы одного из компонентов этого триединства является свидетельством бездуховности личности. По утверждению Бердяева, завоевание духовности является одной из основных задач в жизни человека. Духовная личность живет в борьбе за благо, в подвигах, в радости солнечному свету. Духовность овладевает душой и телом и преобразует их. Победа над болью, страхом, одиночеством, смертью — это победа духовной личности над природой. Это есть духовная цель личности.

Достижение духовной цели — дело величайшей сложности. И оно предполагает, прежде всего, качественное повышение общей культуры массы людей и обретение новой духовности. Она теоретиками русской религиозной философии понимается «как духовное завоевание мира, как реальное изменение его», как совершение персоналистической революции. Субъекты новой духовности — «субстанциональные деятели», носители конкретного идеала — реализма, осознавшие абсолютные ценности, наделенные творческими силами для реализации их в своем поведении7. Духовность — это сущностная характеристика, так как в независимости от степени ее реализованности у конкретного индивида она является основополагающей или изначальной характеристикой личности. В силу системного строения личности человека духовность связана со всеми потенциалами личности и, более того, духовный потенциал совместно с аксиологическим являются основой для жизнедеятельности человека.

Признание духовного в качестве специфической реальности проявляется в возрастающем внимании ученых к его сложной внутренней структуре, его ядру. Ведь «без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведет к новому человеку»8.

6 Ильин И. О грядущей России: изб. статьи. С. 80—81.

7 См.: Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М. : Республика, 1994. С. 445.

8 Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. Париж : УМСА-Р, 1951. С. 48.

^=р)ШШШЖ Гунибский М. Ш.

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Духовно-нравственные основы формирования гармоничной г^Т

/_-У имениО.Е.Кутафина(МПОА) Личности в современном российском социуме

Для возрождения духовных сил личности «...необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума, внутреннее очищение и исцеление, свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи»9.

Как справедливо указывал П. И. Новгородцев, человек может уйти от мира, но он никогда не сможет уйти от себя самого, от противоречий собственного духа. Духовная жизнь человека, его индивидуальность шире и глубже политики и социальности. Ее нельзя сводить к отдельным общественным функциям. Поэтому и проблемы, с которыми сталкивается человек, находятся не вне его, а внутри его самого10.

В системе духовного мира личности, по утверждению И. А. Ильина, правосознание есть одно из основных проявлений «... я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке»11.

В системе духовности личности наряду с правосознанием особо выделяется этический компонент, который включает в себя такие духовные ценности, как патриотизм, гражданственность, государственность, долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, вежливость, тактичность, скромность, обязательность, профессиональная компетентность и др. Эти ценности наиболее рельефно и зримо характеризуют высшую степень готовности личности, верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять гражданский долг, а также выступают в качестве его морально-деловых характеристик и социальных черт.

Кратко остановимся на некоторых из них.

Патриотизм — сложное духовное качество личности, в обобщенной форме выражающее чувство и глубокое устойчивое осмысление любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к защите от агрессоров. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что он является одной из форм согласования личных и общественных интересов, единения Человека и Отечества. Проявляется патриотизм в уважении к историческому прошлому Родины, в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям народа, в гордости за достижения страны, в чувстве вины за ее беды.

Патриотизм—явление социально-историческое. Он не существует абстрактно, вне рамок человеческого общежития. Его содержание и роль меняются в зависимости от развития основных сторон общественной жизни. Это одно из наиболее глубоких чувств и одна из наиболее глубоких идей, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств.

«Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, — отмечает Президент Российской Федерации В. В. Путин, —мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». «У нас нет никакой и не может Ш

быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил глава А

государства в ходе встречи с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, □

3 февраля 2016 года12. 3

__и

- "0

9

Ильин И. А. Что нам делать? // Из истории русской мысли. Калининград : Янтарный сказ, 2001. С. 121—122.

См.: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. : Типо-литография т-ва И. Н. Кушне- Ш

рев и Ко, 1917. С. 39. 1

Ильин И. О грядущей России: изб. статьи. М. : Воениздат, 1993. С. 31.

См.: Подробнее на ТАСС. и^: http://tass.ru/politika/2636647

П

* к

§ к

НАУКИ Ъ

11

106 вектор юридической науки пзу

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Подлинного расцвета патриотизм в России достиг в петровскую эпоху. Петр I всячески содействовал тому, чтобы это явление было возведено в ранг государственной политики. Верность интересам Отечества он ставил выше всех иных интересов, выше самого государя. И сегодня знамениты его слова: «...не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь»13. Услуги Отечеству, усердие в государственных делах при Петре объявляются высшей доблестью и закрепляются в Табели о рангах как важнейшее условие получения чинов, наград и других привилегий.

Высшими формами проявления патриотизма российского человека всегда считались отвага, мужество и героизм. Многострадальному русскому народу приходилось жить, образно говоря, не выпуская из рук оружия. За время, прошедшее с Куликовской битвы до Первой мировой войны, Россия провела в сражениях 334 года. И во всех боях мужественно и героически защищал Отечество, родную землю российский солдат14.

Другой ценностью личности в современных условиях выступает гражданственность человека, что означает острое ощущение каждым человеком принадлежности к великому российскому народу и его исторической судьбе. Каждый человек в России должен ощущать себя прежде всего гражданином единого государства с наличием необходимого комплекса прав и обязанностей, свобод и гарантий безопасности. Иными словами, государство в России должно быть не только сильным, но и правовым, чтобы люди ощущали себя в нем полноправными гражданами единого государства. С другой стороны, идея гражданственности призвана сформировать у каждого гражданина России доверие и уважение к государству, закону и праву, готовность к защите национальных интересов.

Ценностью, выступающей центральным стержнем духовности личности, характеризующей его внутренний мир, является гражданский долг. Долг — этическая категория, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц, социальной общности, всего народа достичь чего-то, что-то сделать в конкретных социальных условиях и ситуациях. Другими словами, это внутренне принимаемое обязательство15. Содержанием долга как духовной ценности выступают осознанные человеком обязанности и требования к нему со стороны общества, государства, семьи, профессиональной группы и т.д. Это содержание, как правило, формируется в виде какого-то конкретного требования, повеления, политической, правовой или нравственной обязанности.

Исполнение личности своего гражданского долга является прекрасной школой формирования нужных моральных качеств, нравственного самоутверждения в глазах окружающих. Недаром так живуча крылатая фраза Гете: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Для полного исполнения своего долга личности всегда нужны такие духовные качества, как убеждения, прочные и глубокие знания, саморегуляция и сильная воля. Именно человек долга способен в нужную, крайнюю минуту закрыть грудью дышащую смертью ам-

13 Приказ битвой // Русский архив. 1871. С. 187.

14 См.: Аргументы и факты. 1995. № 34. Октябрь.

15 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 181.

^=р)ШШШЖ Гунибский М. Ш.

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Духовно-нравственные основы формирования гармоничной

/_-У имениО.Е.Кутафина(МПОА) Личности в современном российском социуме

бразуру, пойти на таран вражеского самолета, не отступить перед лицом грозной опасности, стоически преодолевать трудности повседневных будней. Сознательное выполнение долга способствует проявлениям высокого уровня гражданской зрелости личности, их нравственной позиции. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, из повседневной жизнедеятельности страны.

Таким образом, гражданский долг — это важнейшая, богатая по своему содержанию и сложнейшая в ее конкретном практическом применении духовная ценность личности. Она отражает, с одной стороны, осмысленное восприятие и осознание личностью позитивных норм и требований, как самого общества, так и конкретной социальной среды, а с другой — их реализацию в процессе повседневной деятельности.

Рассматривая значение таких ценностей личности, как честь и достоинство, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают, с одной стороны, формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, его духовной культуры, а с другой — одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.

В современном понимании честь включает в себя следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание личностью своего гражданского долга, ответственное отношение к своим обязанностям. Это наличие у личности постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять свой долг. Это верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным историческим духовным традициям, как бывшего СССР, так и настоящей России.

Основой чести служит нравственная убежденность личности. Кодекс чести зиждется на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности далеко не просто. Это требует от личности честности (не случайно слова «честь» и «честность» одного корня), развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, инициативы и усердия в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность, являясь существенным признаком профессиональной культуры личности, характеризует ее деловую надежность, способность осуществлять успешную деятельность, как в привычных, так и в нестандартных ситуациях. Специфика профессиональной компетентно- Ш

сти личности представляет собой ее способность анализировать, принимать А

оправданные решения и совершать верные действия, а также осуществлять □

эффективную должностную деятельность, обусловленную высокой степенью освоения общечеловеческой, профессиональной и духовной культуры в различных условиях.

Профессиональная компетентность личности не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовных качеств ее. Она немыслима без опоры на широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности. По этому поводу достаточно емко высказался великий Шарль де Голль: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

* к

Н К,

НАУКИ

108

вектор юридической науки

"Т^ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

шИ^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума»16.

Общекультурная подготовленность — фундамент личности, который позволяет ей верно ориентироваться в человеческом мире, развивать глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Потребляя духовные ценности, личность получает определенный эмоциональный заряд положительной направленности, что обусловливает актуализацию его деловых способностей, формирование высоких морально-нравственных качеств.

Важным показателем профессиональной культуры является степень овладения достижениями мировой и отечественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, театра и кино. В своем трактате «Об уме» философ Гельвеций отмечал: «Нельзя идти твердыми шагами по незнакомым дорогам, пересекаемым множеством пропастей. Твердость и сила ума всегда обусловливается его широтой»17.

Такова краткая характеристика ценностно-содержательных составляющих духовности личности современного российского общества.

Сегодня духовная жизнь российского общества и его представителей характеризуется рядом черт, которые необходимо учитывать в условиях функционирования и развития духовности личности. Наблюдается спад темпов и качества развития духовной культуры россиян, в частности молодежи, снижение ценностной «шкалы» их духовных запросов, потребностей, целевых установок. Усиливается дифференциация населения страны по материальному и социальному положению. Перспективы духовного и материального развития для многих людей остаются неясными. Социальная пассивность и духовная нейтральность многих граждан России находят все большее выражение в том, что они отдают предпочтение не общенациональным, государственным, а личным, семейным или узкокорпоративным ценностям и ценностным ориентациям. Это противоречит духовному строю, менталитету российской нации с ее историческим стремлением к соборности, дружбе и братству.

Ядром, стержнем духовности личности по праву являются духовные ценности, которые определяют его отношение к своему долгу и направленность действий по выполнению своего профессионального предназначения.

Система духовных ценностей российской нации в современных условиях только складывается. Как представляется, ее окончательное формирование потребует значительного исторического периода устойчивого развития российского общества, преодоления того кризиса, который оно переживает. Тем не менее можно обозначить в общих чертах ценностно-ориентирующую и ценностно-содержательную роль духовных ценностей в процессе формирования духовного потенциала российского общества и личности и определить основные требования к системе духовных ценностей, обусловленных российской действительностью.

Шарль де Голль. Профессиональная армия. М. : Государственное военное издательство, 1935. С. 95—96.

Гзльвеций. Об уме. М. : Соцэкгиз, 1938. С. 354.

^р)ШШп1Ш Гунибский М. Ш.

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Духовно-нравственные основы формирования гармоничной г^Т

/_-У именио.Е.кутафина(мпод) личности в современном российском социуме

Во-первых, система духовных ценностей личности должна быть составной частью общенациональных ценностей и носить общественно-гражданский, надклассовый и надпартийный характер. При этом ее содержание может объединять в себе как конституционно-правовые нормы России и общечеловеческие ценности гражданского общества, так и специфику профессиональной деятельности.

Во-вторых, эта система предполагает общенациональную направленность, которая будет способствовать обогащению духовной культуры национально-этнических регионов (республик, краев и областей), то есть развитию России как государственно-исторического целого с многонациональным, духовно сплоченным народом.

В-третьих, это должна быть система консолидирующих духовных ценностей, объединяющая в своем содержании интересы представителей различных социальных слоев, а также национально-исторические ценности досоветского, советского и постсоветского периодов жизни страны. При этом важно не впадать в крайности, не заниматься очернительством, «огульным охаиванием» всего того, что было в истории нашего государства. Развитие духовности российского человека предполагает высокую степень преемственности, возрождение утраченных или преданных забвению традиций народа. Важно, чтобы отечественная история при всех ее катаклизмах, падениях и взлетах вошла в кровь и плоть не одного поколения россиян.

В-четвертых, система духовных ценностей личности должна отличаться гуманностью. В центр ее необходимо поставить человека как высшую ценность и цель развития общества: его многочисленные потребности и интересы, права и свободы.

В-пятых, духовные ценности должны быть максимально доступны для усвоения, обладать способностью массового распространения и утверждения в общественном сознании людей, понятными и близкими любому представителю различных социальных слоев общества18. Последнее требование касается не столько содержания, сколько формы выражения основных ценностей и идеалов. Таковы основные требования к формированию духовных ценностей личности и укреплению духовного потенциала российского общества.

Как вывод, можно отметить, важнейшим условием и фактором становления духовности и нравственности личности является опыт духовной жизни, — опыт общения и взаимодействия личности с высшими ценностями бытия и ее самоопределения в них.

Духовный мир — это гармония знаний, чувства прекрасного и разумного начала, что составляет «образ мира» человека.

Как отметил глава Российского государства В. В. Путин на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям от 3 июля 2014 года «. приоритеты государственной молодежной политики . должны быть направлены на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом с тобой».

См. подробнее: Шахов М. Н. Основные параметры и контуры российской национально-государственной идеологии // Информационно-аналитический бюллетень. 1996. № 19. С. 14—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.