Научная статья на тему 'Нефтяные перспективы Мангистауского региона'

Нефтяные перспективы Мангистауского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаралиева Г.К.

Одним из регионов, находящихся на пике индустриализации, где реализуются перспективные промышленные проекты будущего, является Мангыстауская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтяные перспективы Мангистауского региона»

НЕФТЯНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МАНГИСТАУСКОГО РЕГИОНА

© Назаралиева Г.К.*

Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова, Республика Казахстан, г. Актау

Одним из регионов, находящихся на пике индустриализации, где реализуются перспективные промышленные проекты будущего, является Мангыстауская область.

В Мангистауской области успешно стартовали более 30 инвестиционных и инфраструктурных проектов. 23 из них включены в республиканскую карту индустриализации, а 12 коммерческих проектов - в региональную. То есть регион по-прежнему привлекателен для инвесторов. К слову, в 2009 году международное рейтинговое агентство «БйсЬ» подтвердило инвестиционный рейтинг области: он на прежних стабильных уровнях.

Объем инвестиций в основной капитал в 2009 году составил 293 млрд. тенге (1,95 млрд. долларов США), или 71,8 % к аналогичному уровню 2008 г. То есть наблюдается некоторое снижение, связанное с уменьшением объемов инвестиций в основной капитал в горнодобывающей отрасли. Но в то же время по объему инвестиций на душу населения (661,4 тыс. тенге) среди регионов республики область находится на второй позиции.

Неплохо продвигается увеличение казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах, к которым относятся освоение месторождений «Кашаган», «Блок Н» и другие. Но есть некоторые нюансы, один из них - недостаточное развитие береговой инфраструктуры.

По данным иностранных инвесторов, казахстанское содержание по Северо-Каспийскому проекту на сегодня составляет порядка 32 %. Вроде, на первый взгляд, мы видим неплохой результат. Но они включают в себя объемы работ иностранных компаний, имеющих филиалы в Казахстане. Другими словами, небольшой объем выполняется у нас, а основные работы производятся за рубежом. Например, по такому принципу строится деятельность «Сайпем», «Кеппел» и других. То есть реальное казахстанское содержание значительно ниже.

В настоящее время морские нефтегазовые операции на 50 % поддерживаются из баз, расположенных в Астрахани и Баку. Там вся береговая инфраструктура (9 верфей) давно построена и функционирует, что сегодня и определяет в основном выбор инвесторов.

В результате, при беглом взгляде, ведущие мировые сервисные компании как бы широко представлены в Каспийском регионе, как правило, ми-

* Магистрант

ровые бренды - такие, как американские «Халибёртон» и «МакДермотт», итальянский «Сайпем», французский «Текнип», норвежский «Акер» и английский «Амек». Но пока, судя по их деятельности, эти компании не сильно заинтересованы в создании предприятий в Казахстане.

Может счастливое исключение в этом плане составляет проект на месторождении «Кашаган»? При его разработке фактически применялась так называемая «вне-бутылочная» схема поставки технологических объектов. То есть государство ставит перед инвесторами понятную и конкретную цель - повысить казахстанское содержание. Они же продолжают завозить все товары из-за рубежа. Например, таким образом были поставлены баржи инженерного обеспечения из Норвегии, баржи с компрессорными блоками из Арабских Эмиратов, баржи для закачки сырого газа из Италии, баржи-электростанции были сделаны на Мальте, жилые баржи - в Швеции; аварийно-спасательные суда из Польши и т.д.

Аналогичная ситуация с бурением скважин и поставкой нефтяного оборудования. Сегодня акционеры по Северо-Каспийскому проекту продолжают размещать заказы на мощностях в Баку, Астрахани и за рубежом.

Или же возьмем другой пример. При реализации второго этапа освоения месторождений с 2011 по 2015 годы по Северо-Каспийскому проекту потребуется порядка 550 тыс. тонн металлоконструкций. Для обеспечения этой потребности мощность всех верфей должна быть не менее 140 тыс. тонн в год. Кроме того, потребуется наличие 15 тысяч человек квалифицированных кадров. Существующие и строящиеся верфи Казахстана смогут изготовить металлоконструкций не более 70 тыс. тонн в год. Учитывая перспективную потребность, требуется создание еще двух верфей мощностью 40 тыс. тонн в год каждая.

При этом, например, судостроительный завод «Кеппел Казахстан» из-за недостатка площадей не имеет возможности расширяться. Поэтому мы предлагаем, изменив целевое назначения проекта расширения морского порта «Актау» в северном направлении, создать на северных территориях порта на базе единого слипа группу производств по выпуску морских судов и металлоконструкций. В том числе - для изготовления первой казахстанской самоподъемной плавучей буровой установки и предусмотреть площади под расширение судостроительного завода.

Дело в том, что концепция полномасштабного освоения «Кашагана» предполагает изготовление крупногабаритных металлоконструкций весом 1020 тыс. тонн. Одними из основных элементов схемы разработки месторождения являются 24 производственных модуля. Возможность строительства данных модулей у нас в регионе позволит в ближайшие 10 лет осваивать ежегодно порядка 5 млрд. долларов США! Стоит отметить, что пока мы говорим только о реализации проекта «Кашаган», не затрагивая будущие потребности при освоении месторождений «Жемчужина», «блока Н» и т.д.

278

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Ближайшие 5 лет только для Кашаганского проекта потребуется порядка 200 различных судов, 70 % из которых составят транспортировочные баржи.

Сейчас Казахстану важно, не теряя времени, работать на опережение. К примеру, в 2008 году в Азербайджане начато строительство судостроительного завода в Гарадаге, на котором уже в 2011 году будут производиться все типы судов для работ на шельфе. А у нас третий год идут бесполезные споры о строительстве сухого дока в Курыке! В результате мы не просто упускаем время. Это серьезная упущенная выгода для государства во всех отношениях! И в плане экономической выгоды, и в плане присутствия в нефтегазовых операциях на Каспийском море и т.д.

Руководство региона, например, уверено, что комплексное расширение и развитие береговой инфраструктуры необходимо начать до окончания базового проектирования и начала полномасштабного освоения Кашагана. Именно сегодня решаются принципиальные вопросы размещения заказов, готовятся конкурсы на основные работы. Завтра может быть поздно.

Сегодня вся инженерная и социальная инфраструктура рабочего поселка и морского порта Курык практически готова к началу полномасштабных работ. Так, электроснабжением готов снабдить «МАЭК-Курык», водоснабжением - «Актау-Курык». Не будет также проблем с газоснабжением, строится автодорога Актау-Курык, железная дорога Ералиево - Ку -рык, школы, детские сады, жилые дома и поликлиники. Что касается производственных объектов, то из 19 объектов береговой инфраструктуры построена лишь 1 верфь «Ерсай», по 4 проектам разработано технико-экономическое обоснование. По остальным - работа фактически не ведется.

У руководства области для решения этой и других существующих в регионе проблем есть предложения.

Достаточно Министерству нефти и газа, национальной компании «Каз-МунайГаз» активизировать работу по реализации Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, а Министерству индустрии и новых технологий совместно с фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» включить объекты береговой инфраструктуры в Карту индустриализации страны.

Наиболее важный и болезненный вопрос, требующий решения - это экологический аспект.

Тяжелые климатические условия и технологические проблемы обуславливают необходимость особого экологического контроля. Нельзя сбрасывать со счетов то, что в регионе резко континентальный климат. Добавьте к этому большую глубину залегания - 5 тыс. метров, высокое пластовое давление -более 800 атмосфер, содержание сероводорода до 20 %, утилизацию побочных продуктов, таких как сера, повторное закачивание в пласт сернистого нефтяного газа. Пока ни одна крупная страховая компания не согласилась страховать экологические риски освоения месторождения «Кашаган».

Возможно, необходимо подключить независимые международные экологические организации для мониторинга окружающей среды.

Остается и с каждым днем усугубляется проблема ликвидации скважин, находящихся в зоне затопления и подтопления Каспийского моря. 90 таких скважин находятся в аварийном состоянии. Для снижения техногенной нагрузки на акваторию моря эти скважины, независимо от принадлежности, должны быть ликвидированы до начала разработки месторождения «Кашаган».

Главной задачей является создание взаимодополняющего технологического кластера с тем, чтобы Казахстан занял прочное место в нефтегазовом секторе Каспийского региона.

Развитие береговой инфраструктуры в селе Курык - составляющая долгосрочной Стратегии территориального развития области и комплексного мега-проекта «Земля - Море - Небо». Все проекты являются взаимодополняющими. «Каспийский энергетический хаб» создается как сервисно-технологический центр для дальнейшего развития энергетического сектора страны, управления всеми оффшорными операциями и подготовки высококвалифицированных специалистов. Где жить и работать нашим и зарубежным специалистам? Для них должно строиться «Актау-Сити». Где отдыхать? Для этого создается курортная зона «Кендерли». Где производить? Для этого развивается СЭЗ «Морпорт Актау». Кому работать? Подготовка кадров должна вестись в новом Каспийском университете технологии и инжиниринга.

Сегодня заказы компаний, осваивающих казахстанские месторождения, всё ещё уходят в другие страны. Но сейчас еще есть возможность развернуть их на нашу отечественную экономику. Другого шанса развить мощную производственную и береговую инфраструктуру и занять соответствующее место в нефтегазовом секторе Каспийского региона может не быть. Только комплексная, целенаправленная и очень оперативная работа всех заинтересованных министерств и ведомств, способна повернуть ситуацию в нужное русло.

Поэтому руководство региона предлагает определить единым координатором во всех оффшорных проектах в казахстанском секторе Каспийского моря специализированную компанию «КазМунайТениз». А в рамках проводимых мероприятий по оптимизации действующих государственных программ, в целях обеспечения дальнейшей реализации предусмотренных мероприятий по развитию береговой инфраструктуры придать Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря статус отраслевой.

Список литературы:

1. Обзор нефтегазовой отрасли Казахстана. 2009.

2. http://www.inform.kz

3. http://mangystau.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.