В.А. Исаев
Нефть на службе экономического прогресса арабских стран
Из всех видов сырья ни с чем не сравнимое место в экономике и международных отношениях занимает нефть - основной и пока незаменимый полностью источник энергии, самый массовый товар в мировой торговле. Для арабских стран и России ее роль просто исключительна.
С тех пор, как накануне и во время Первой мировой войны началась ожесточенная конкуренция за мосульскую (Ирак) нефть, понятия «нефть» и «арабы» стали неразрывными. На протяжении вот уже более 100 лет все, что имеет прямое или косвенное отношение к арабской нефти, выросло в многообразную, чрезвычайно разветвленную и сложную систему взаимосвязанных проблем и противоречий на общемировом, региональном и страновом уровнях.
По данным на начало XXI в., в арабских странах было сосредоточено почти 65% мировых запасов жидкого топлива с рекордно низкими издержками производства: два доллара за тонну саудовской нефти против 28 долл. в США и 55 долл. в Северном море. За счет арабской нефти Западная Европа и Япония удовлетворяли свои потребности в жидком топливе в среднем на 60%, а США - на 25 %. Запасы нефти в районе только одного Персидского залива с его арабским «ядром» таковы, что их вполне достаточно для удовлетворения около 2/3 возможного потребления всеми странами мира в течение минимум 80 лет.
В начале 70-х годов прошлого века арабские страны, действуя через механизм Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), взяли в свои руки (преодолев в жесткой борьбе сопротивление западных нефтяных монополий) определение цен на жидкое топливо и подняли их до уровня, учитывающего прежде всего его рентный характер. С этого момента не иностранные монополии, как это было прежде, а сами арабские страны стали получать почти всю нефтяную ренту, в том числе монопольную, которая до того доставалась иностранным нефтяным компаниям. Регулируя через ОПЕК уровень добычи нефти и цены на нее, арабские страны стали оказывать существенное воздействие на экономическое развитие всего мира, в том числе и на финансовую ситуацию мирового хозяйства в его центрах и на периферии, темпы роста национального дохода и направление научно-технического прогресса.
Во время двух вспышек энергосырьевого кризиса (1973-1974 и 1979-1980 гг.) торговые и платежные балансы абсолютного большинства развитых государств сводились с отрицательным сальдо, а в группе развивающихся стран - импортеров нефти это сальдо стало хронически отрицательным, что весьма болезненно сказалось на всем процессе их хозяйственного развития: расходы на ввоз нефти и нефтепродуктов достигали 30-и и более процентов стоимости всего их импорта. В периоды же резких скачков цен на жидкие углеводороды «нефтяная составляющая» инфляции превышала 25%, что сыграло немаловажную роль в снижении темпов роста национального дохода различных стран.
В результате в мировой экономике наступил новый этап - этап повсеместной экономии энергии, снижения энергоемкости машин, оборудования и технологических процессов производства, всего общественного продукта, наконец, структурной перестройки промышленности за счет преимущественного роста неэнергоемких отраслей и выноса в развивающиеся страны производств, потребляющих много энергии (первичная обработка сырья, металлургия и др.). В итоге к началу 1990-х гг. конечное энергопотребление в развитых странах сократилось в среднем на 35%, что избавило их от необходимости ежегодного импорта примерно 900 млн. т энергоносителей в пересчете на нефть.
Со своей стороны, арабские страны, стремившиеся не допустить переполнения мирового рынка жидкого топлива, уменьшали свою нефтедобычу с целью поддержания высоких цен на нефть. Кроме того, они (главным образом страны Персидского залива) расходовали огромные по тем временам средства (до 100 млрд. долл. в год) на сооружение нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, чтобы в возможно большей степени заменить экспорт сырой нефти вывозом нефтепродуктов и нефтехимикатов.
Многие арабские нефтеэкспортирующие страны пошли еще дальше и приступили к широкомасштабной диверсификации местной экономики. И хотя на этом пути им пришлось столкнуться с немалыми трудностями, они добились существенных и заметных успехов. Уже в начале 1990-х невозможно было представить себе арабский регион без мощных комбинатов черной и цветной металлургии, огромных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, постоянно растущего танкерного флота и т.п. Понятно, что это было бы невозможно без солидной финансовой базы, основой которой послужили так называемые нефтедоллары. Особенно впечатляющим выглядел прогресс монархических государств, расположенных на Аравийском полуострове, в которых еще в конце 1950-х гг. существовала работорговля, а все богатство некоторых местных шейхов составляли два-три десятка верблюдов. И вот всего лишь за какие-то 20 лет - с исторической точки зрения срок ничтожный - крошечные поселки, затерянные в аравийских песках, превратились в современные города с развитыми системами жизнеобеспечения населения, включая созданные буквально на пустом месте центры образования и здравоохранения.
Не следует однако забывать, «нефтяное» богатство досталось арабским странам в результате длительной и упорной борьбы (об ее истории и перипетиях мы здесь говорить не будем, т.к. они хорошо известны из работ многих отечественных и других экономистов, историков и политологов) против иностранного капитала, в течение ряда десятилетий эксплуатировавшего топливные ресурсы арабского региона.
В то же время нельзя отрицать, что основы современной нефтяной промышленности арабских стран были заложены главным образом иностранными нефтяными компаниями, вложившими в этот процесс свой капитал, высокопроизводительное оборудование, современные для тех лет технологии, опыт и труд своих квалифицированных специалистов. Кроме того, они создали и разработали необходимую транспортную инфраструктуру, наладили системы экспорта и продажи жидкого топлива.
Правда и то, что за счет доходов от эксплуатации арабской нефти те же монополии имели возможность сбывать нефть по низким ценам и все же получать высокие доходы. Тем самым они в течение ряда десятилетий создавали центрам капитализма необходимые условия для снижения материалоемкости общественного продукта, развития высококапиталоемкой сырьевой базы, концентрации усилий на форсированном развитии отраслей обрабатывающей промышленности, освоения достижений научно-технического прогресса. Сравнительно высокие и стабильные темпы роста экономики развитой части капиталистического мира после Второй мировой войны были в существенной степени обеспечены за счет монополистической эксплуатации сырьевых ресурсов «третьего мира», в том числе нефтяных запасов арабских стран, которые заплатили за создание на своей территории современной нефтяной промышленности непомерно высокую цену. К моменту национализации нефтяных концессий арабскими странами иностранные монополии многократно окупили свои вложения и извлекали невероятно высокую прибыль. Например, американские нефтяные компании только в 1971 г. получили 125% чистой прибыли на капитал, вложенный в нефтяную промышленность арабских стран Ближнего Востока, тогда как в самих США этот показатель в том же году составил лишь 8,7%.
Такое положение стало одной из причин того, что в 1970-е гг., на гребне энергетического кризиса, арабские страны начали фронтальное наступление на позиции иностранных нефтяных монополий. Это привело в конце концов к фактической ликвидации иностранных нефтяных концессий и восстановлению национального суверенитета арабов над источниками нефти.
Понятно, что Запад предпринимал свои контрмеры, предлагая арабским нефтедобывающим странам выгодные сферы приложения нефтедолларов, включая потребительские товары, продовольствие, ноу-хау, содействие в строительстве и эксплуатации современных промышленных предприятий, оружие, наконец, чтобы сохранить доступ, пусть даже на новых условиях, к нефтяным ресурсам арабского региона. На всем протяжении 70-80-х гг. прошлого века между арабскими и развитыми капиталистическими странами происходила своего рода «притирка» (далеко не
бесконфликтная), которая в начале 1990-х гг. привела к тому, что между ними стала складываться своеобразная система взаимозависимости.
Прежде всего, в арабском регионе больше не осталось концессий в их классической форме, хотя иностранный капитал сохранил непосредственный доступ к нефтяным ресурсам арабских стран. Происходило это в рамках смешанных обществ и компаний под общим контролем со стороны национального государства в лице местных арабских фирм. При этом иностранный партнер был вынужден принять новые, достаточно жесткие правила «игры». Так, на него стали падать все риски на проведение поисковых работ на нефть (частично эти затраты возмещались местными властями только в случае обнаружения коммерческих запасов нефти). Кроме того, он был обязан израсходовать четко обусловленную сумму средств на разведочные работы в заранее оговоренные сроки. При заключении соглашения иностранная компания стала вносить специальный взнос (бонус) и была обязана уплатить особый налог (ройялти) обычно в размере 12,5-20% и подоходный налог от 55 до 85% своих доходов по мере роста добычи нефти, поддерживать высокий - от 75 до 90% -удельный вес национальных кадров: рабочих, инженерно-технического и управленческого
персонала, занятых по данному соглашению. В результате доля иностранного капитала в прибылях от операций с нефтью ни в одной арабской стране не превышала к середине 1990-х гг. 10%.
Следует также отметить широкое распространение в арабском регионе подрядных соглашений, при которых в обязательном порядке сохранялся национальный суверенитет на нефтяные ресурсы. Арабские страны использовали эти и другие виды соглашений в комплексе, иногда оговаривая себе право и на неординарные действия. Например, Кувейт добился права выкупить собственность бывших хозяев его нефти, а Саудовская Аравия приобрела танкеры для доставки своей нефти к местам потребления последней. Другими словами, арабские страны прилагали да и ныне прилагают все усилия, чтобы войти в транснациональный бизнес с нефтью и ее производными. При этом главную гарантию успеха они видят в сохранении и упрочении национального суверенитета над своими нефтяными ресурсами.
Наряду с этой важнейшей задачей, арабские страны предприняли и предпринимают усилия по дальнейшим геологическим изысканиям с целью увеличения своих нефтяных запасов, развитию всего нефтяного комплекса, видя в этом главные условия укрепления своих позиций в мировом хозяйстве и залог их дальнейшего социально-экономического прогресса.
Таким образом, благодаря умелому использованию своих нефтяных ресурсов, арабские страны за последние 30 лет сумели серьезнейшим образом перестроить свои отношения с иностранным капиталом, значительно модернизировать национальную нефтедобывающую отрасль, практически на пустом месте создать современные нефтехимию и нефтепереработку, придать дополнительные импульсы всему хозяйственному развитию, создать эффективно действующие фонды развития и фонды будущих поколений (Кувейт, например, с помощью таких фондов смог в кратчайшие исторические сроки полностью восстановить свое национальное хозяйство, включая нефтяной комплекс, после освобождения от разрушительной иракской оккупации начала 1990-х годов), построить современные финансовые системы, обеспечить своих граждан серьезным социальным «пакетом», включающим бесплатные и эффективно действующие системы здравоохранения и образования, и др. Конечно, в разных странах эти последние действуют по-разному, но их успех заметен не только, скажем, в ОАЭ или Саудовской Аравии, но и в Сирии или Иордании.
Ясно, что не следует идеализировать руководство арабских стран, которое, естественно, не могло не избежать ряда ошибок и просчетов при создании и развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, за что вполне справедливо подвергалось критике со стороны отечественных и зарубежных аналитиков. Например, неоднократно отмечалось, что добившись перераспределения в свою пользу известной части прибавочного продукта в рамках мирового хозяйства и, таким образом, по крайней мере формально, прекратив прямую эксплуатацию, арабские страны не смогли ликвидировать свою зависимость от Запада.
К тому же диапазон принятия самостоятельных решений арабскими странами в «нефтяной» сфере относительно масштабов развития и диверсификации нефтяного комплекса довольно жестко регламентируется факторами, находящимися до сих пор вне сферы влияния арабских стран. Они не властны над явлениями, которые объективно порождаются в центрах мирового хозяйства: структурными и циклическими кризисами, достижениями научно-технического прогресса и др. Не в состоянии они также повлиять на хозяйственную политику развитых государств, стремящихся из-за высоких цен на сырье к ускоренному развитию собственных сырьевых ресурсов, снижению
энергоемкости общественного продукта, усилению традиционных и особенно нетрадиционных барьеров в рамках различного рода союзов и объединений.
Курс арабских стран (в первую очередь - нефтедобывающих) на ликвидацию их эксплуатации со стороны промышленно развитых государств путем поддержания последними монопольно низких цен на нефть и повышения этих цен до границы платежеспособного спроса объективно способствовал появлению новых конкурентов, ослаблению роли арабских стран в мировом «нефтяном» хозяйстве, росту влияния чисто рыночных факторов в определении цен на жидкие углеводороды в ущерб интересам арабских нефтеэкспортеров.
Следует также заметить, что закономерности развития мирового хозяйства и современного международного разделения труда объективно ограничивают для арабских стран рамки экспорта не только готовой продукции, но и вывоза сырья и полуфабрикатов, а следовательно, препятствуют и совершенствованию их производительных сил. Понятно, что крупные арабские государства со сравнительно емким внутренним рынком и определенным уровнем развития производства располагают в этой ситуации более благоприятными возможностями, но таких арабских стран -единицы.
Несмотря на ликвидацию концессионного типа эксплуатации нефтяных ресурсов арабских стран и контроль над ними национальных правительств, иностранные нефтяные монополии сумели сохранить различные формы доступа к управлению этими ресурсами. Формально уступив национальным государствам монополию на добычу нефти, они смогли оставить за собой право на реализацию значительной части арабской нефти на мировом рынке, а также - на поставку арабским странам активных элементов основного капитала. В то же самое время арабским странам были предложены части активов западных «нефтяных» монополий, в результате покупки которых арабские страны превращались в партнеров транснационального бизнеса.
Используя такой фактор, как самые низкие в мире издержки производства нефтепродуктов и нефтехимикатов в арабских странах, транснациональные корпорации стали держать курс на сосредоточение в странах базирования производства нефтепродукции высокой степени сложности с большой добавленной стоимостью и включение этих стран в свои технологические схемы в качестве поставщиков базовых и промежуточных товаров. Тем самым иностранные «нефтяные» монополии стали объективно способствовать повышению производственного и технического потенциала арабских стран, которые сами стремятся производить нефтехимическую продукцию конечного производственного и потребительского спроса и с этой целью строят с западной помощью на своей территории мощные современные нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы. Но до сих пор, несмотря на определенную передвижку сил в этой сфере, говорить о превращении асимметричной взаимозависимости арабских стран и развитых государств Запада в симметричную не приходится.
Тем не менее, если достаточно объективно сопоставить уровни социально-экономического развития, достигнутые за последние 25-30 лет, скажем, Иорданией, Алжиром или Сирией, не говоря уже о Кувейте или ОАЭ, то нельзя не отметить прогресс, которого они достигли за этот период.