Научная статья на тему 'Неформальные молодежные объединения как способ социальной ориентации личности'

Неформальные молодежные объединения как способ социальной ориентации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4126
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Татьяна Валентиновна

Современные молодые люди, осваивая социальную реальность, участвуют в различных неформальных объединениях, которые являются сегодня одним из способов социальной ориентации личности. Исследование неформальных молодежных объединений современной России с целью выработки эффективных форм и методов взаимодействия с молодыми участниками различных объединений является актуальным и необходимым направлением комплексной педагогической и социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальные молодежные объединения как способ социальной ориентации личности»

19. Суворов, Л. Н., Аверин, А. Н. Социальное управление: Опыт философского анализа [Текст] / Л. Н. Суворов, А. Н. Аверин-М.: Мысль, 1984.-232 с.

20. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Избранные труды, - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.

21. Харчев, А. Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) [Текст] / А. Г. Харчев - М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

22.Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

23.Щуркова, Н. Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьников. (Методическое пособие для педагогов школы) [Текст] /

Н. Е. Щуркова-Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей. - 64 с.

24.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344 с,

25. Rushworth, М. Kidder. Universal Human. Finding and Ethical Common // The Futurist, - 1994. - July-Aug. - P. 8-11.

26. http://www.muh.ru/arch/konf_mZhedrin.htm?user=f20ddabd777e285b4cf3f7de 6ea98fa2

27. http://www.rusnauka.com/N]0/Pedagogica/koipakova%20a.p..doc.htm

28. http://www.sunhome.ru/psychology/! 1642

29. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2002/issue4/Fil8.html

УДК 37.01

Т. В. Егорова

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальная ситуация развития в юности характеризуется, прежде всего, самоопределением и началом вступления молодого человека в самостоятельную жизнь. Юность - решающий этап формирования мировоззрения,

Мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности [4, с. 357].

Именно в юношеский период происходит решение смысложизненных проблем, завершается формирование смысложизненных ориентаций и определяется общий смысл жизни.

Молодой человек отвечает для себя на вопрос «Как и для чего жить?».

Определение смысла жизни включает социальную ориентацию личности, осознание себя частью социальной общности (группы, объединения, нации).

В поисках себя, собственного смысла жизни и «выхода» в общественную жизнь молодые люди, стремясь проявить самостоятельность, принимают участие в различных объединениях и движениях.

В связи с чем, можно сказать, что образование объединений в юношеском возрасте - естественная особенность развития, так как жизнь человека, как общественного существа, всегда протекает в группе, коллективе, объединении, которые выполняют определенные социализациопные функции:

- самореализация - стремление молодых людей к субъектному воплощению;

- эвристическая — активное самовоплощение молодежи, находящее выражение в музыкальных и художественных пристрастиях, моде, жаргоне, фольклоре;

- эмоционально-компенсаторная, помогающая в реализации различных индивидуальных притязаний и чувств молодых людей, стремлении к обновлению, приключениям, испытанию себя;

- кооперационно-коммуникационная, отвечающая юношеским потребностям в поиске собственной сферы общения и новой информации;

- инструментальная - любое движение и объединение всегда является инструментом передачи социальных ценностей и достижения неосознанных или сознательных результатов.

Неформальные объединения - неоднородное, весьма сложное явление, отражающее особенности социального и возрастного развития молодежи.

Неформальный - противоположность формальному, то есть неофициальный, произведенный не по форме, при отсутствии определенных правил, незапланированный, спонтанный, самобытный, самостоятельный, неофициальный.

Следует отметить, что в научной литературе нет общепринятого определения понятия «неформальные молодежные объединения».

Вместе с тем, несмотря на разнообразие терминов, в научных исследованиях существует общее понимание неформальных объединений молодежи как явления со специфичными характеристиками, выполняющего определенные социальные функции.

Неформальные молодежные объединения - это добровольные объединения с выраженным особым стилем жизни, возникающие в результате свободной инициативы молодых людей, объединяющихся по интересам для совместного времяпрепровождения, достижения конкретных общих целей через определенную групповую активность, выполняющие ряд социальных функций:

- предложение системы ориентиров и отношений;

- помощь в процессах формирования независимости;

- развитие уверенности в поведении и статусе;

- самоидентификация;

- становление «своего Я».

Характерными особенностями неформальных молодежных объединений является то, что они организуются на время, порой спонтанно, и распадаются, изменяются при смене интересов, состава или возрастной специфики участников [3, с. 92].

Важно учитывать, что участники неформальных объединений - это молодые люди по каким-либо причинам не вписавшиеся в нормальный ход социальной жизни общества. Поэтому в неформальных объединениях всегда присутствует протест против «этого общества» и стремление создать «лучшее» общество.

Вместе с тем участие молодого человека в неформальном объединении -это его попытка все же адаптироваться к «этому обществу», обрести смысл жизни. Это связано с тем, что для развития личности в подростковый и юношеский период особое значение имеет общение со сверстниками. Именно через общение со сверстниками удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении, происходит социальная ориентация: усвоение социальных норм, переоценка ценностей, познание жизни и деятельности.

В современном мире неформальные молодежные объединения, беря на себя часть социализационных функций, являются важным способом социальной ориентации личности.

В связи с этим целесообразным представляется создание классификации неформальных молодежных объединений, определяющей их направленность, на основе причинно-следственной связи между объектом исследования и задачей: с одной стороны, социально-педагоги ческой поддержки инициативности и активности молодежи, с другой стороны, профилактики вовлечения молодежи в неформальные объединения деструктивной направленности.

Следует отметить, что на сегодняшний день сложность классификации неформальных молодежных объединений связана:

- во-первых, с недостатком и упорядоченностью информации об объединениях;

- во-вторых, неформальные объединения начинают интересовать общество и государственные структуры, как правило, после вхождения с ними в конфликт, что не способствует установлению диалога;

~ в-третьих, сами объединения находятся в постоянной динамике: меняются их идеи, содержание, формы.

В связи с этим, классификация объединений, выявление общих закономерностей возникновения и участия молодежи в неформальных объедине-

ниях и выработка стратегии взаимодействия с ними являются непростыми задачами, но, несомненно, решаемыми.

При этом необходимо учитывать, что молодые люди, участвующие в неформальных объединениях, это активная молодежь, ищущая себя и выход своим идеям и энергии, пытающаяся влиять на окружающих и социум и это влияние может иметь различный вектор.

Поэтому приступая к работе с неформальными молодежными объединениями, следует выяснить вид или тип объединения, разобраться в его сущности, особенностях и направленности, прежде всего, его конструктивности или деструктивности.

К конструктивным объединениям относятся объединения:

- профессиональные и околопрофессиональные;

- политические (не представляющие социальной опасности);

- культурные;

- спортивные;

- игровые;

- землячества (если они не криминализированы);

- религиозные (кроме сатанинских и тоталитарных сект);

- гендерные.

Деструктивными являются объединения:

- экстремисткой и радикальной направленности;

- криминально-ориентированные;

- сатанинские и тоталитарные объединения;

- секты.

Если объединение имеет социально-ценностную, конструктивную направленность, то оно будет способствовать успешной социализации молодого человека. Подобные объединения предоставляют молодым людям возможность совместного существования и деятельности, что очень важно для само становления и развития молодых людей, так как в них молодежь проявляет собственную инициативность и активность, которые должны получать социально-педагогическую поддержку.

Социально-педагогическая поддержка - одна из форм социально-педагогической работы с молодежью, направленная на:

- защиту базовых интересов молодежи;

- создание специального пространства жизнедеятельности для молодых людей с учетом их интересов и потребностей;

- выявление и сопровождение инициатив молодежи;

- ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на молодого человека;

- оказание помощи молодым людям (определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации).

В основе социально-педагогической поддержки - субъектный подход к молодому человеку, с предложением новых способов взаимодействия со средой, обществом, отражающих гуманистические ценности цивилизации, самореализации и социокультурной адаптации.

Важнейшей особенностью социально-недагогической поддержки молодежи является ее педагогическая составляющая, направленная на воспитание и образование молодого человека.

В качестве ведущих принципов следует выделить:

- единство социальных, педагогических, психологических и правовых мер помощи в решении повседневных проблем молодёжи;

- приоритет профилактики возможных девиаций перед реагированием на уже возникшие проблемные ситуации;

- гуманизация отношения всего общества к молодым людям (в сфере законодательства, воспитания и обучения, наказания).

Гуманизация отношения к молодым людям предполагает:

- признание молодого человека как личности и как субъекта системы социальной системы;

- определение правого статуса и юридических механизмов защиты молодых людей на уровне законодательства;

- гарантированность поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- непосредственную помощь и поддержку молодому человеку при решении конкретной проблемы.

Конечно, все это возможно осуществить лишь при наличии единой системы социально-педагогической поддержки молодежи, деятельность которой должна проектироваться и корректироваться с учетом принципов социального воспитания и быть направлена на:

- мониторинг проблем молодежи;

- организацию комплекса мероприятий социально-педагогической поддержки молодых людей;

- обеспечение мер по защите прав и законных интересов молодежи на уровне исполнительной власти и управления образованием [2, с. 15-16].

По мнению С. С. Гиля, социально-педагогическая поддержка молодежи долэ!сна реализовываться с учетом следующих принципов.

Общеметодологических:

- признание ценности молодого человека как личности, уважение его человеческого достоинства;

- признание молодого человека субъектом права и социальных отношений;

- гуманизация отношений государственных, муниципальных и местных структур управления к молодежи и ее проблемам.

Орган изационно-педагогическюс:

- научность в исследовании и изучении качественных характеристик и параметров жизнедеятельности молодежи как социальной группы конкретного сообщества;

- самоорганизация ресурсов молодежи и общества в выявлении собственных интересов, потребностей и проблем, проектировании способов их разрешения посредством инициативных проектов;

- оптимальный учет интересов, потребностей, возможностей и проблем молодежи в социокультурной адаптации и самореализации в условиях конкретного социума;

- исследование, прогнозирование и учет потребностей, проблем и возможностей конкретного сообщества при поддержке молодежи и признание результатов социальной активности молодежи;

- адекватность принимаемых отношений при осуществлении социальнопедагогической поддержки потребностям и возможностям молодежи конкретного сообщества;

- социальная и личностная привлекательность взаимодействия в системе социально-педагогической поддержки молодежи и молодежных инициатив для всех субъектов;

- инициирование и стимулирование активности населения конкретного сообщества к созданию и разработке инициативных проектов, реализующих интересы и потребности молодежи, обеспечению ресурсной поддержки и сопровождения проектов;

- научно-методическое, педагогическое сопровождение носителей идей и инициатив в системе социально-педагогической поддержки молодежи на всех этапах;

- постоянство обратной связи и педагогического контроля процессов и результатов социально-педагогической поддержки молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельностно-функциональных:

- системность информирования общества об особенностях положения, качественных характеристиках и параметрах жизнедеятельности молодежи как социальной группы конкретного сообщества, о социально-педагогической поддержке молодежи и результатах взаимодействия;

- доступность (территориальная, информационная, коммуникативная) социально-педагоги ческой поддерж ки;

- ясность и простота документального оформления инициативных проектов, претендующих на ресурсную поддержку и сопровождение;

- адекватное многообразие форм и способов социально-педагогической поддержки;

- открытость;

- преемственность и единство функций социально-педагогической поддержки во взаимодействии образовательных и социально-педагогических учреждений, органов по делам молодежи;

- межведомственность взаимодействия всех субъектов социально-педагогической поддержки молодежи в пределах конкретного сообщества;

- социальное партнерство всех социальных групп конкретного сообщества в решении проблем молодежи;

- адресность социального инвестирования;

- взаимная ответственность субъектов социально-педагогической поддержки молодежи [1].

Работая с молодежью неформальных объединений социальный педагог, педагог, психолог должен быть открыт. Участники объединений должны идти на взаимодействие осознанно и иметь возможность уклониться от общения.

При налаживании взаимодействия необходимо:

- изучать потребности и интересы молодых людей, участвующих в объединении;

- предлагать помощь и поддержку, не беря их под опеку;

- по возможности принимать участие в жизнедеятельности объединения.

При установлении взаимодействия с членами объединения можно осуществлять следующие мероприятия:

- педагогические, связанные с организацией свободного времени и групповой активностью с учетом потребностей молодых людей;

- жизнеориентированные, направленные на разрешение идентификационных конфликтов и повседневных проблем молодежи;

- по урегулированию социальных конфликтов, например, способствование проведению встреч с другими объединениям, чтобы разрушить взаимное предубеждение друг против друга;

- социально-пространственные, направленные на улучшение жизненной ситуации молодежи в конкретном районе и оказание помощи молодым людям при поиске места для встреч и времяпровождения.

Для эффективного взаимодействия с молодежными неформальными объединениями необходимо:

- формировать реестр молодежных объединений и движений и организаций, оказывающих поддержку молодежи;

- изучать и анализировать цели, мотивы и результаты деятельности молодежных объединений и движений, организаций, поддерживающих молодых людей;

- поддерживать молодежные объединения, служащие общественным интересам и способствующие развитию личности;

- содействовать созданию и функционированию молодежных объединений, направленных на решение проблем молодежи;

- обеспечивать информационно-методическую и кадровую поддержку деятельности социально-ценностных молодежных объединений;

- организовывать, проводить и поддерживать мероприятия молодежных объединений, реализующих государственную молодежную политику;

- способствовать ограничению деятельности объединений антисоциальной, деструктивной направленности;

- обеспечивать профилактику вовлечения в подобные объединения новых членов.

В неформальных молодежных объединениях асоциальной, деструктивной направленности, формируются нормы и установки, отрицающие или противостоящие ценностям и правилам существующего общества, что представляет серьезную опасность для самих молодых участников подобных объединений и для общества в целом. Опасность участия молодых людей в подобных объединениях состоит в том, что в процессе взаимодействия в данных объединениях вырабатывается отрицательная система норм и ценностей, усвоение и укоренение которой в структуре личности молодого человека оказывает негативное влияние, способствует отклоняющемуся поведению.

В объединениях подобного рода происходит общая деморализация личности, вследствие чего отклоняющееся поведение молодых людей стремительно прогрессирует.

Что касается профилактики вовлечения в неформальные объединения деструктивной направленности новых членов, следует отметить, что профилактика является специфическим видом деятельности, требующим знаний, умений и навыков в области педагогики, социальной педагогики и психологии.

В социальной педагогике под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение всевозможных провоцирующих обстоятельств, защита, сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья, содействие в достижении социально значимых целей и раскрытие внутреннего потенциала человека.

Профилактическая деятельность должна осуществляться в рамках комплексного подхода, ориентированного на динамическое взаимодействие с молодыми людьми и их окружением, на поощрение и формирование их личной ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих людей, активности.

Основными направлениями профилактики вовлечения молодежи в объединения деструктивной направленности являются:

- повышение социального статуса молодежи и ее роли в обществе;

- создание условий для успешной интеграции молодежи в общество;

- формирование у молодых людей активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;

- поддержка инициатив молодежи (творческих, лидерских, социальных);

- образование молодёжи;

- охрана прав и труда молодых людей;

- забота о семьях;

-стимулирование межкультурного и межконфессионального взаимодействия молодежи;

- обеспечение занятости молодых людей в свободное время.

В профилактическую деятельность должны входить:

1) Организация среды, которая должна позволять решать задачи по формированию социально-одобряемого поведения и способствовать удовлетворению личностных потребностей молодого человека.

2) Развитие личностных ресурсов молодых людей, принятие самого себя, формирование адекватного представления о себе и позитивной самооценки, так как это является крайне важным для внутреннего благополучия, что непременно найдет отражение во внешних поведенческих проявлениях.

3) Формирование эффективных механизмов регуляции поведения, что предполагает:

- иерархизирование системы ценностей и закрепление её в структуре поведения;

- осознание механизмов формирования смысложизненных ориентаций и собственного поведения;

- определение личных жизненных планов молодого человека;

- развитие социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать, находить и оказывать поддержку.

Профилактика должна быть ориентирована на социальное окружение молодежи:

- семью;

- образовательный социум;

- неформальную среду (сверстники, друзья, группы, сообщества, объединения и т. п.).

Профилактическая работа в семье должна быть направлена на коррекцию детско-родительских отношений с целью обеспечения подростку, молодому человеку возможности реализации в семье своих функций и удовлетворения потребностей (принятии, любви, автономии, инициативности, поддержании самооценки, чувства значимости, совместном интересном досуге) или на изъятие подростка, при наличии экстремальных ситуаций, угрожающих здоровью и психофизическому благополучию, и осуществляется посредством следующих методов: пс и хо л ого-педагогического просвещения, консультирования, тренингов, семейных объединений и клубов.

Задачами профилактической деятельности в образовательном социуме являются укрепление связи подростка, молодого человека с образовательным сообществом и организация просоциальных групповых процессов.

Укрепление связи подростка, молодого человека с образовательным сообществом посредством привлечения его к планированию, подготовке, реализации и анализу коллективной деятельности, для чего необходимо создание и развитие системы самоуправления, традиций, уклада, правил образовательного учреждения, организация конкурсов, соревнований, свободного времени.

Комплекс социально-педагогических технологий организации групповых процессов включает следующие методы и формы работы: психологические упражнения, игры, тренинги знакомства, развитие навыков общения, группообразования, групповой персонификации пространства, навыков бесконфликтного поведения.

В профилактической работе с неформальной средой (с неформальным объединением) можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Сбор информации о неформальном объединении.

2. Определение направленности объединения, мотивов деятельности, структуры отношений, характера и причин отклонений в образе жизни, поведении, взглядах, привычках членов групп.

3. Выявление индивидуальных особенностей членов объединения, которые могут использоваться при осуществлении профилактической работы или при взаимодействии с целью ресоциализации.

3. Проектирование (определение: цели, задач, направления, форм, методов взаимодействия с группой, участников, способов кооперации и координации их деятельности, ресурсов).

4. Планирование (разработка плана работы, определение последовательности шагов по достижению поставленной цели, реализации выбранных направлений и форм работы с группой, сроков ее осуществления, формулирование конкретных действий участников, ожидаемых результатов, ответственных).

5. Реализация плана.

6. Экспертно-диагностический (анализ эффективности проведенной работы, фиксация полученных результатов, выявление соответствия полученных результатов исходным целям).

Специалисты по организации профилактической работы (педагоги, социальные педагоги, психологи) должны:

— обладать достаточными теоретическими знаниями, необходимыми средствами и методами;

— уметь анализировать современную ситуацию;

— принимать решения на основе высокого уровня знаний и профессиональных умений;

- выдвигать новые нестандартные идеи;

- использовать на практике рациональные, отвечающие современному уровню развития образования приёмы педагогической, социально-педагогической, психологической работы;

- иметь развёрнутое представление о дифференцированной профилактической деятельности;

- быть убежденными в необходимости и успешности профилактической работы, уверенными в своих силах, уметь регулировать своё психическое состояние.

Библиографический список

]. Гиль, С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: опыт разработки и внедрения. [Текст] / С. С. Г иль. - Омск: ОмГПУ. - 2001. - 170 с,

2. Егорова, Т. В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Попова. / Т. В. Егорова. — Ковров: КГТА. - 2007. - С. 15-16.

3. Егорова, Т. В. Работа с экстремистскими молодежными объединениями в Германии [Текст] / Т. В. Егорова // Педагогика. - 2006. - № 5. - 92 с.

4. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. Пособие [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. - 2001. - 357 с.

УДК37.04. - 053

И. Ю. Шустова

ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ - ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

Современное юношество развивается и формируется в различных, по своим воспитательным возможностям, развивающим функциям детско-взрослых общностях, которые характеризуются различными ценностносмысловыми полями, целями, формами и видами деятельности, структурой и длительностью функционирования. Многое зависит от эмоционально-психологических характеристик общности, ее референтности, значимости для юношества. Формирование юноши во многом зависит от того, в какой микросреде он формируются, от внешних социальных условий, которые, резонируя с внутренними условиями, стимулируют его развитие.

Представляется значимым рассматривать аспекты общественного воспитания, понятие детско-взрослой общности и ее роль в воспитании современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.