19. Суворов, Л. Н., Аверин, А. Н. Социальное управление: Опыт философского анализа [Текст] / Л. Н. Суворов, А. Н. Аверин-М.: Мысль, 1984.-232 с.
20. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Избранные труды, - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.
21. Харчев, А. Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) [Текст] / А. Г. Харчев - М.: Политиздат, 1990. - 222 с.
22.Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
23.Щуркова, Н. Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьников. (Методическое пособие для педагогов школы) [Текст] /
Н. Е. Щуркова-Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей. - 64 с.
24.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344 с,
25. Rushworth, М. Kidder. Universal Human. Finding and Ethical Common // The Futurist, - 1994. - July-Aug. - P. 8-11.
26. http://www.muh.ru/arch/konf_mZhedrin.htm?user=f20ddabd777e285b4cf3f7de 6ea98fa2
27. http://www.rusnauka.com/N]0/Pedagogica/koipakova%20a.p..doc.htm
28. http://www.sunhome.ru/psychology/! 1642
29. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2002/issue4/Fil8.html
УДК 37.01
Т. В. Егорова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Социальная ситуация развития в юности характеризуется, прежде всего, самоопределением и началом вступления молодого человека в самостоятельную жизнь. Юность - решающий этап формирования мировоззрения,
Мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности [4, с. 357].
Именно в юношеский период происходит решение смысложизненных проблем, завершается формирование смысложизненных ориентаций и определяется общий смысл жизни.
Молодой человек отвечает для себя на вопрос «Как и для чего жить?».
Определение смысла жизни включает социальную ориентацию личности, осознание себя частью социальной общности (группы, объединения, нации).
В поисках себя, собственного смысла жизни и «выхода» в общественную жизнь молодые люди, стремясь проявить самостоятельность, принимают участие в различных объединениях и движениях.
В связи с чем, можно сказать, что образование объединений в юношеском возрасте - естественная особенность развития, так как жизнь человека, как общественного существа, всегда протекает в группе, коллективе, объединении, которые выполняют определенные социализациопные функции:
- самореализация - стремление молодых людей к субъектному воплощению;
- эвристическая — активное самовоплощение молодежи, находящее выражение в музыкальных и художественных пристрастиях, моде, жаргоне, фольклоре;
- эмоционально-компенсаторная, помогающая в реализации различных индивидуальных притязаний и чувств молодых людей, стремлении к обновлению, приключениям, испытанию себя;
- кооперационно-коммуникационная, отвечающая юношеским потребностям в поиске собственной сферы общения и новой информации;
- инструментальная - любое движение и объединение всегда является инструментом передачи социальных ценностей и достижения неосознанных или сознательных результатов.
Неформальные объединения - неоднородное, весьма сложное явление, отражающее особенности социального и возрастного развития молодежи.
Неформальный - противоположность формальному, то есть неофициальный, произведенный не по форме, при отсутствии определенных правил, незапланированный, спонтанный, самобытный, самостоятельный, неофициальный.
Следует отметить, что в научной литературе нет общепринятого определения понятия «неформальные молодежные объединения».
Вместе с тем, несмотря на разнообразие терминов, в научных исследованиях существует общее понимание неформальных объединений молодежи как явления со специфичными характеристиками, выполняющего определенные социальные функции.
Неформальные молодежные объединения - это добровольные объединения с выраженным особым стилем жизни, возникающие в результате свободной инициативы молодых людей, объединяющихся по интересам для совместного времяпрепровождения, достижения конкретных общих целей через определенную групповую активность, выполняющие ряд социальных функций:
- предложение системы ориентиров и отношений;
- помощь в процессах формирования независимости;
- развитие уверенности в поведении и статусе;
- самоидентификация;
- становление «своего Я».
Характерными особенностями неформальных молодежных объединений является то, что они организуются на время, порой спонтанно, и распадаются, изменяются при смене интересов, состава или возрастной специфики участников [3, с. 92].
Важно учитывать, что участники неформальных объединений - это молодые люди по каким-либо причинам не вписавшиеся в нормальный ход социальной жизни общества. Поэтому в неформальных объединениях всегда присутствует протест против «этого общества» и стремление создать «лучшее» общество.
Вместе с тем участие молодого человека в неформальном объединении -это его попытка все же адаптироваться к «этому обществу», обрести смысл жизни. Это связано с тем, что для развития личности в подростковый и юношеский период особое значение имеет общение со сверстниками. Именно через общение со сверстниками удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении, происходит социальная ориентация: усвоение социальных норм, переоценка ценностей, познание жизни и деятельности.
В современном мире неформальные молодежные объединения, беря на себя часть социализационных функций, являются важным способом социальной ориентации личности.
В связи с этим целесообразным представляется создание классификации неформальных молодежных объединений, определяющей их направленность, на основе причинно-следственной связи между объектом исследования и задачей: с одной стороны, социально-педагоги ческой поддержки инициативности и активности молодежи, с другой стороны, профилактики вовлечения молодежи в неформальные объединения деструктивной направленности.
Следует отметить, что на сегодняшний день сложность классификации неформальных молодежных объединений связана:
- во-первых, с недостатком и упорядоченностью информации об объединениях;
- во-вторых, неформальные объединения начинают интересовать общество и государственные структуры, как правило, после вхождения с ними в конфликт, что не способствует установлению диалога;
~ в-третьих, сами объединения находятся в постоянной динамике: меняются их идеи, содержание, формы.
В связи с этим, классификация объединений, выявление общих закономерностей возникновения и участия молодежи в неформальных объедине-
ниях и выработка стратегии взаимодействия с ними являются непростыми задачами, но, несомненно, решаемыми.
При этом необходимо учитывать, что молодые люди, участвующие в неформальных объединениях, это активная молодежь, ищущая себя и выход своим идеям и энергии, пытающаяся влиять на окружающих и социум и это влияние может иметь различный вектор.
Поэтому приступая к работе с неформальными молодежными объединениями, следует выяснить вид или тип объединения, разобраться в его сущности, особенностях и направленности, прежде всего, его конструктивности или деструктивности.
К конструктивным объединениям относятся объединения:
- профессиональные и околопрофессиональные;
- политические (не представляющие социальной опасности);
- культурные;
- спортивные;
- игровые;
- землячества (если они не криминализированы);
- религиозные (кроме сатанинских и тоталитарных сект);
- гендерные.
Деструктивными являются объединения:
- экстремисткой и радикальной направленности;
- криминально-ориентированные;
- сатанинские и тоталитарные объединения;
- секты.
Если объединение имеет социально-ценностную, конструктивную направленность, то оно будет способствовать успешной социализации молодого человека. Подобные объединения предоставляют молодым людям возможность совместного существования и деятельности, что очень важно для само становления и развития молодых людей, так как в них молодежь проявляет собственную инициативность и активность, которые должны получать социально-педагогическую поддержку.
Социально-педагогическая поддержка - одна из форм социально-педагогической работы с молодежью, направленная на:
- защиту базовых интересов молодежи;
- создание специального пространства жизнедеятельности для молодых людей с учетом их интересов и потребностей;
- выявление и сопровождение инициатив молодежи;
- ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на молодого человека;
- оказание помощи молодым людям (определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации).
В основе социально-педагогической поддержки - субъектный подход к молодому человеку, с предложением новых способов взаимодействия со средой, обществом, отражающих гуманистические ценности цивилизации, самореализации и социокультурной адаптации.
Важнейшей особенностью социально-недагогической поддержки молодежи является ее педагогическая составляющая, направленная на воспитание и образование молодого человека.
В качестве ведущих принципов следует выделить:
- единство социальных, педагогических, психологических и правовых мер помощи в решении повседневных проблем молодёжи;
- приоритет профилактики возможных девиаций перед реагированием на уже возникшие проблемные ситуации;
- гуманизация отношения всего общества к молодым людям (в сфере законодательства, воспитания и обучения, наказания).
Гуманизация отношения к молодым людям предполагает:
- признание молодого человека как личности и как субъекта системы социальной системы;
- определение правого статуса и юридических механизмов защиты молодых людей на уровне законодательства;
- гарантированность поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- непосредственную помощь и поддержку молодому человеку при решении конкретной проблемы.
Конечно, все это возможно осуществить лишь при наличии единой системы социально-педагогической поддержки молодежи, деятельность которой должна проектироваться и корректироваться с учетом принципов социального воспитания и быть направлена на:
- мониторинг проблем молодежи;
- организацию комплекса мероприятий социально-педагогической поддержки молодых людей;
- обеспечение мер по защите прав и законных интересов молодежи на уровне исполнительной власти и управления образованием [2, с. 15-16].
По мнению С. С. Гиля, социально-педагогическая поддержка молодежи долэ!сна реализовываться с учетом следующих принципов.
Общеметодологических:
- признание ценности молодого человека как личности, уважение его человеческого достоинства;
- признание молодого человека субъектом права и социальных отношений;
- гуманизация отношений государственных, муниципальных и местных структур управления к молодежи и ее проблемам.
Орган изационно-педагогическюс:
- научность в исследовании и изучении качественных характеристик и параметров жизнедеятельности молодежи как социальной группы конкретного сообщества;
- самоорганизация ресурсов молодежи и общества в выявлении собственных интересов, потребностей и проблем, проектировании способов их разрешения посредством инициативных проектов;
- оптимальный учет интересов, потребностей, возможностей и проблем молодежи в социокультурной адаптации и самореализации в условиях конкретного социума;
- исследование, прогнозирование и учет потребностей, проблем и возможностей конкретного сообщества при поддержке молодежи и признание результатов социальной активности молодежи;
- адекватность принимаемых отношений при осуществлении социальнопедагогической поддержки потребностям и возможностям молодежи конкретного сообщества;
- социальная и личностная привлекательность взаимодействия в системе социально-педагогической поддержки молодежи и молодежных инициатив для всех субъектов;
- инициирование и стимулирование активности населения конкретного сообщества к созданию и разработке инициативных проектов, реализующих интересы и потребности молодежи, обеспечению ресурсной поддержки и сопровождения проектов;
- научно-методическое, педагогическое сопровождение носителей идей и инициатив в системе социально-педагогической поддержки молодежи на всех этапах;
- постоянство обратной связи и педагогического контроля процессов и результатов социально-педагогической поддержки молодежи.
Деятельностно-функциональных:
- системность информирования общества об особенностях положения, качественных характеристиках и параметрах жизнедеятельности молодежи как социальной группы конкретного сообщества, о социально-педагогической поддержке молодежи и результатах взаимодействия;
- доступность (территориальная, информационная, коммуникативная) социально-педагоги ческой поддерж ки;
- ясность и простота документального оформления инициативных проектов, претендующих на ресурсную поддержку и сопровождение;
- адекватное многообразие форм и способов социально-педагогической поддержки;
- открытость;
- преемственность и единство функций социально-педагогической поддержки во взаимодействии образовательных и социально-педагогических учреждений, органов по делам молодежи;
- межведомственность взаимодействия всех субъектов социально-педагогической поддержки молодежи в пределах конкретного сообщества;
- социальное партнерство всех социальных групп конкретного сообщества в решении проблем молодежи;
- адресность социального инвестирования;
- взаимная ответственность субъектов социально-педагогической поддержки молодежи [1].
Работая с молодежью неформальных объединений социальный педагог, педагог, психолог должен быть открыт. Участники объединений должны идти на взаимодействие осознанно и иметь возможность уклониться от общения.
При налаживании взаимодействия необходимо:
- изучать потребности и интересы молодых людей, участвующих в объединении;
- предлагать помощь и поддержку, не беря их под опеку;
- по возможности принимать участие в жизнедеятельности объединения.
При установлении взаимодействия с членами объединения можно осуществлять следующие мероприятия:
- педагогические, связанные с организацией свободного времени и групповой активностью с учетом потребностей молодых людей;
- жизнеориентированные, направленные на разрешение идентификационных конфликтов и повседневных проблем молодежи;
- по урегулированию социальных конфликтов, например, способствование проведению встреч с другими объединениям, чтобы разрушить взаимное предубеждение друг против друга;
- социально-пространственные, направленные на улучшение жизненной ситуации молодежи в конкретном районе и оказание помощи молодым людям при поиске места для встреч и времяпровождения.
Для эффективного взаимодействия с молодежными неформальными объединениями необходимо:
- формировать реестр молодежных объединений и движений и организаций, оказывающих поддержку молодежи;
- изучать и анализировать цели, мотивы и результаты деятельности молодежных объединений и движений, организаций, поддерживающих молодых людей;
- поддерживать молодежные объединения, служащие общественным интересам и способствующие развитию личности;
- содействовать созданию и функционированию молодежных объединений, направленных на решение проблем молодежи;
- обеспечивать информационно-методическую и кадровую поддержку деятельности социально-ценностных молодежных объединений;
- организовывать, проводить и поддерживать мероприятия молодежных объединений, реализующих государственную молодежную политику;
- способствовать ограничению деятельности объединений антисоциальной, деструктивной направленности;
- обеспечивать профилактику вовлечения в подобные объединения новых членов.
В неформальных молодежных объединениях асоциальной, деструктивной направленности, формируются нормы и установки, отрицающие или противостоящие ценностям и правилам существующего общества, что представляет серьезную опасность для самих молодых участников подобных объединений и для общества в целом. Опасность участия молодых людей в подобных объединениях состоит в том, что в процессе взаимодействия в данных объединениях вырабатывается отрицательная система норм и ценностей, усвоение и укоренение которой в структуре личности молодого человека оказывает негативное влияние, способствует отклоняющемуся поведению.
В объединениях подобного рода происходит общая деморализация личности, вследствие чего отклоняющееся поведение молодых людей стремительно прогрессирует.
Что касается профилактики вовлечения в неформальные объединения деструктивной направленности новых членов, следует отметить, что профилактика является специфическим видом деятельности, требующим знаний, умений и навыков в области педагогики, социальной педагогики и психологии.
В социальной педагогике под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение всевозможных провоцирующих обстоятельств, защита, сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья, содействие в достижении социально значимых целей и раскрытие внутреннего потенциала человека.
Профилактическая деятельность должна осуществляться в рамках комплексного подхода, ориентированного на динамическое взаимодействие с молодыми людьми и их окружением, на поощрение и формирование их личной ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих людей, активности.
Основными направлениями профилактики вовлечения молодежи в объединения деструктивной направленности являются:
- повышение социального статуса молодежи и ее роли в обществе;
- создание условий для успешной интеграции молодежи в общество;
- формирование у молодых людей активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
- поддержка инициатив молодежи (творческих, лидерских, социальных);
- образование молодёжи;
- охрана прав и труда молодых людей;
- забота о семьях;
-стимулирование межкультурного и межконфессионального взаимодействия молодежи;
- обеспечение занятости молодых людей в свободное время.
В профилактическую деятельность должны входить:
1) Организация среды, которая должна позволять решать задачи по формированию социально-одобряемого поведения и способствовать удовлетворению личностных потребностей молодого человека.
2) Развитие личностных ресурсов молодых людей, принятие самого себя, формирование адекватного представления о себе и позитивной самооценки, так как это является крайне важным для внутреннего благополучия, что непременно найдет отражение во внешних поведенческих проявлениях.
3) Формирование эффективных механизмов регуляции поведения, что предполагает:
- иерархизирование системы ценностей и закрепление её в структуре поведения;
- осознание механизмов формирования смысложизненных ориентаций и собственного поведения;
- определение личных жизненных планов молодого человека;
- развитие социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать, находить и оказывать поддержку.
Профилактика должна быть ориентирована на социальное окружение молодежи:
- семью;
- образовательный социум;
- неформальную среду (сверстники, друзья, группы, сообщества, объединения и т. п.).
Профилактическая работа в семье должна быть направлена на коррекцию детско-родительских отношений с целью обеспечения подростку, молодому человеку возможности реализации в семье своих функций и удовлетворения потребностей (принятии, любви, автономии, инициативности, поддержании самооценки, чувства значимости, совместном интересном досуге) или на изъятие подростка, при наличии экстремальных ситуаций, угрожающих здоровью и психофизическому благополучию, и осуществляется посредством следующих методов: пс и хо л ого-педагогического просвещения, консультирования, тренингов, семейных объединений и клубов.
Задачами профилактической деятельности в образовательном социуме являются укрепление связи подростка, молодого человека с образовательным сообществом и организация просоциальных групповых процессов.
Укрепление связи подростка, молодого человека с образовательным сообществом посредством привлечения его к планированию, подготовке, реализации и анализу коллективной деятельности, для чего необходимо создание и развитие системы самоуправления, традиций, уклада, правил образовательного учреждения, организация конкурсов, соревнований, свободного времени.
Комплекс социально-педагогических технологий организации групповых процессов включает следующие методы и формы работы: психологические упражнения, игры, тренинги знакомства, развитие навыков общения, группообразования, групповой персонификации пространства, навыков бесконфликтного поведения.
В профилактической работе с неформальной средой (с неформальным объединением) можно выделить следующие этапы:
1. Ориентация. Сбор информации о неформальном объединении.
2. Определение направленности объединения, мотивов деятельности, структуры отношений, характера и причин отклонений в образе жизни, поведении, взглядах, привычках членов групп.
3. Выявление индивидуальных особенностей членов объединения, которые могут использоваться при осуществлении профилактической работы или при взаимодействии с целью ресоциализации.
3. Проектирование (определение: цели, задач, направления, форм, методов взаимодействия с группой, участников, способов кооперации и координации их деятельности, ресурсов).
4. Планирование (разработка плана работы, определение последовательности шагов по достижению поставленной цели, реализации выбранных направлений и форм работы с группой, сроков ее осуществления, формулирование конкретных действий участников, ожидаемых результатов, ответственных).
5. Реализация плана.
6. Экспертно-диагностический (анализ эффективности проведенной работы, фиксация полученных результатов, выявление соответствия полученных результатов исходным целям).
Специалисты по организации профилактической работы (педагоги, социальные педагоги, психологи) должны:
— обладать достаточными теоретическими знаниями, необходимыми средствами и методами;
— уметь анализировать современную ситуацию;
— принимать решения на основе высокого уровня знаний и профессиональных умений;
- выдвигать новые нестандартные идеи;
- использовать на практике рациональные, отвечающие современному уровню развития образования приёмы педагогической, социально-педагогической, психологической работы;
- иметь развёрнутое представление о дифференцированной профилактической деятельности;
- быть убежденными в необходимости и успешности профилактической работы, уверенными в своих силах, уметь регулировать своё психическое состояние.
Библиографический список
]. Гиль, С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: опыт разработки и внедрения. [Текст] / С. С. Г иль. - Омск: ОмГПУ. - 2001. - 170 с,
2. Егорова, Т. В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Попова. / Т. В. Егорова. — Ковров: КГТА. - 2007. - С. 15-16.
3. Егорова, Т. В. Работа с экстремистскими молодежными объединениями в Германии [Текст] / Т. В. Егорова // Педагогика. - 2006. - № 5. - 92 с.
4. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. Пособие [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. - 2001. - 357 с.
УДК37.04. - 053
И. Ю. Шустова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ - ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА
Современное юношество развивается и формируется в различных, по своим воспитательным возможностям, развивающим функциям детско-взрослых общностях, которые характеризуются различными ценностносмысловыми полями, целями, формами и видами деятельности, структурой и длительностью функционирования. Многое зависит от эмоционально-психологических характеристик общности, ее референтности, значимости для юношества. Формирование юноши во многом зависит от того, в какой микросреде он формируются, от внешних социальных условий, которые, резонируя с внутренними условиями, стимулируют его развитие.
Представляется значимым рассматривать аспекты общественного воспитания, понятие детско-взрослой общности и ее роль в воспитании современ-