Научная статья на тему 'Неформальная занятость женщин. Проблемы и пути совершенствования социальной политики'

Неформальная занятость женщин. Проблемы и пути совершенствования социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комлева М. Н.

В статье рассматриваются феномены неформальной экономики, поднимаются проблемы женской неформальной занятости на рынке труда и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальная занятость женщин. Проблемы и пути совершенствования социальной политики»

М.Н.Комлева,

кандидат экономических наук, доцент (КНИТУ)

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются феномены неформальной экономики, поднимаются проблемы женской неформальной занятости на рынке труда и пути их преодоления.

Неформальная занятость - системообразующий элемент неформальной экономики, характеризующийся

латентным, динамичным характером, размытостью границ, сложностью статистического определения уровня, масштабов, интенсивности и иных социально значимых параметров. Она все чаще становится объектом исследования с позиций экономической социологии. Во многих экономических и социологических работах отмечается, что неформально занятые осуществляют

незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую

деятельность индивидуально или на малых предприятиях. Они не платят налоги, не делают социальных отчислений и заработную плату получают «черным налом» [1].

Представляется уместным определить неформальную занятость как массовое социально-экономическое явление,

состоящее в экономическом поведении индивидов, групп, общностей,

участвующих в работе по найму или в рамках самозанятости на рынке труда, что приносит им прямо или косвенно доход без легального оформления трудовых

отношений со всеми вытекающими из этого социальными, правовыми и

экономическими последствиями [1].

Временная или в режиме совмещения как дополнительный вариант

неформальная занятость становится

привлекательной для значительной части трудоспособных мужчин и женщин, особенно во время и после финансового

кризиса 2008 года, заморозившего активность в реальном секторе экономики. Эта привлекательность обусловлена давлением высокой безработицы (ее

уровень в РТ фиксируется в пределах 910% от экономически активного населения), задержками с выплатой заработной платы, вынужденными отпусками на предприятиях в сфере формальной экономики, слабой

социальной политикой.

Эмпирические исследования

неформальной занятости требуют выбора соответствующей методологии, учета общенациональных, региональных, местных условий, а также ее гендерного измерения. Большая часть исследователей ищет пути количественной оценки феномена неформальной занятости на основе данных статистики или количественных

социологических опросов (Ю.Латов, Е.Синдяшкина и др.).

При изучении специфики и социальных проблем женской неформальной

занятости на уровне гендерной общности нами использованы методические приемы и решения, вытекающие из применения качественной социологической

методологии, в частности, метод

глубинного неформализованного

интервью. Подобный опыт нашел отражение в эмпирических работах

З.Хоткиной. По специальной методике «снежного кома» были отобраны и проинтервьюированы 50 женщин -работниц неформального сектора экономики, представляющих в основном сферу рыночной торговли, транспорта,

строительства, сферы услуг, ЖКХ. Это неформально нанятые работницы: продавщицы, торгующие на рынках, в подземных переходах, в палатках, с лотков; работницы общепита, небольших кафе, закусочных;

малоквалифицированные и

неквалифицированные рабочие.

Анализ эмпирических данных позволил стратифицировать пирамиду

неформальной занятости в гендерном измерении, выявить ужасающие социальные проблемы и специфику женской неформальной занятости в Татарстане, наметить пути

совершенствования социальной политики в регионе.

Гендерный анализ положения общностей на рынке труда показал, что женщины более образованны, чем мужчины, но этот факт вовсе не позволяет им выиграть конкуренцию и закрепиться в формальной экономике на достойных или хотя бы приемлемых по заработной плате и социальному статусу рубежах. В результате в неформальный сектор экономики на рынке труда Татарстана под воздействением безработицы, гендерной дискриминации и депривации в формальной экономике вытеснены 50,2% профессионально образованных женщин, большинство из которых не могут в рамках неформальной занятости «найти себя» и реализовать свой профессиональный потенциал. Среди них 20,5% имеют высшее или незаконченное высшее образование, а 29,7% получили среднее специальное образование. В общности мужчин эти показатели несколько ниже: 19,7% и 25,5% соответственно.

Сравнительный анализ эмпирического материала по Республике Татарстан и России в целом позволил структурировать социально-гендерные проблемы и последствия широкого распространения женской неформальной занятости в условиях рыночного транзита. Основные обобщения состоят в следующем:

• Предприниматели в силу ряда экономических, политических и социокультурных причин заинтересованы

и часто вынуждают женщин работать без оформления трудовых отношений.

• В женской среде старших возрастных групп доминируют установки на вынужденный тип вхождения в неформальную занятость, вызванные необходимостью выживания. Добровольнопоисковый вариант предпочитают молодые женщины. Его выбор обусловлен, прежде всего, маскулинизацией экономического поведения, что в свою очередь неизбежно порождает проблемы в брачнорепродуктивной и семейной сфере, подрывает женское здоровье.

• Стратификацию неформальной

занятости в регионе отличают значительные вертикальная и

горизонтальная сегрегация, поляризация и диспропорции в гендерном разделении труда. Общность женщин, работающих по неформальному найму в торговле, сфере обслуживания, строительстве, на транспорте, подвергается большей гендерной дискриминации, чем в рамках формальной экономики и бюджетной сферы, несмотря на то, что совокупные доходы неформально занятых женщин выше, чем в формальной экономике.

• Для большинства неформально занятых женщин характерна элементарная правовая неграмотность, чем нередко пользуются частные работодатели. Одним из социальных последствий бесправия неформально занятых по найму является эксплуатация женщин и феминизация бедности посредством искусственного и бесконтрольного занижения оплаты труда при высокой его интенсивности.

• Неформально занятые по найму

женщины работают в тяжелых условиях: для абсолютного большинства из них характерна сверхзанятость и

невозможность поддерживать свое здоровье. Такой режим работы ведет к дезорганизации семейных отношений, мешает воспитанию детей, провоцирует социальные болезни: алкоголизацию,

наркотизацию, табакокурение.

• В неформальном секторе с течением времени развивается процесс деградации и девиантизации женщин, втянутых в

тяжелую атмосферу неофициальных трудовых отношений, где нередко для решения трудовых вопросов используется моральное или даже физическое насилие.

• Минимизируя всеми возможными способами экономические и социальные издержки найма, предприниматели, несмотря на административное давление, уходят от уплаты налогов, не придерживаются этических норм социально ответственного бизнеса. В итоге в среде бизнес- сообщества и неформально занятых расчеты наличными с выручки или платежи в конвертах воспринимаются как норма поведения, «естественное» явление.

• В результате сокрытия доходов от

налогообложения снижаются

государственные финансовые

возможности развития социальной

политики на федеральном и региональном уровнях.

• В регулировании социальных

отношений в сфере неформального найма региональные власти, как и федеральные в целом, опираются на административноправовые, репрессивные меры,

направленные на запреты и ограничения, принудительное заключение договоров найма и выплату налогов, что имеет лишь краткосрочный социально-экономический эффект и способствует развитию

коррупции.

• Социальные проблемы женщин,

работающих по найму в неформальном секторе экономики или в режиме самозанятости, не артикулируются во властных структурах, в прессе, на митингах, в профессиональном

сообществе, в работе женских и профсоюзных организаций, политических партий.

Разработка мер по преодолению

негативных социально-экономических последствий, возникающих под давлением неформального рынка труда, по элиминации социальных проблем неформально занятых женщин, по

укреплению социального партнерства как важного гендерного ресурса общественного развития требует научно-обоснованного

экономического регулирования,

продуктивного нормотворчества,

комплексного взаимодействия различных структур, занимающихся решением проблем занятости, безработицы, оплаты труда.

В этой связи предлагается следующий ряд практических предложений,

способствующих решению этой важной задачи:

1.Как формальная, так и неформальная экономика, занятость функциональны. Поэтому нецелесообразно принимать исключительно репрессивные меры по элиминации неформальной занятости, ибо она принципиально неустранима. Опора только на практики принудительного толка лишь приведет к «теневизации» и криминализации неформального рынка труда, к росту коррупции, поскольку нет административных преград, которые нельзя обойти с помощью подкупа. Вместе с тем мировая практика показывает, что для противодействия росту неформальной экономики необходимо в качестве одной из первоочередных мер рассматривать совершенствование работы органов налогового контроля.

2. Вполне реалистична постановка

вопроса о сокращении масштабов неформальной занятости на основе продуманной экономической политики. Это, прежде всего, ускоренное преодоление последствий финансового

кризиса и транзитивного периода; опережающий рост заработной платы в формальном секторе; обеспечение

социальных и правовых гарантий для работающих по найму; сокращение безработицы; укрепление доверия к политико-правовым и экономическим институтам государства. Такие меры позволят существенно повысить

экономическую привлекательность

формальной занятости для широких слоев населения, особенно женщин, в массе своей сориентированных на безопасность, гарантии занятости, удобную по режиму и близости к дому работу.

3. Весьма целесообразно создание общественно-государственной комиссии с широким участием ответственных лиц,

представителей деловых кругов,

профсоюзов и общественных ассоциаций (в том числе женских), которая изучала бы и отслеживала ситуацию в неформальном

секторе, принимала превентивные

решения, артикулировала в

профессиональном и общественном сознании озабоченность общества и государства ростом неформальной

занятости и социальных проблем, которые этот процесс порождает.

4.Для сокращения масштабов

неформальной занятости женщин

необходимы дополнительные меры в рамках центров занятости,

профориентационной и информационноразъяснительной работы, по ликвидации правовой неграмотности наемных

работниц. Ощутимой помощью для

молодых и работоспособных женщин могут стать телевизионные программы,

дискуссионые материалы прессы по проблемам неформальной занятости,

равенства прав на труд. Кроме того, необходимы и специальные меры государственной поддержки центров и учреждений, занимающихся вопросами трудоустройства женщин (проведение женских ярмарок вакансий, открытие женских отделений на бирже труда, развитие целевых программ по распространению формальной занятости, обязательное трудоустройство

выпускников профессионально-

образовательных учреждений на основе контрактов и другие мероприятия).

5. С нашей точки зрения, в условиях

массового абсентеизма и утраты доверия к государству и его политическим институтам, крайне необходимо

пробуждать социально-политическую

активность неформально занятых и, прежде всего, женщин в связи с тем, что они

выступают объектом сверхэксплуатации, дискриминации и сегрегации по гендерному признаку. Такая активность могла бы заявить о себе в организационно-правовой форме неправительственных общественных

организаций, женского движения, ассоциации наемных работников, политической партии или профсоюзного объединения. Создание неправительственных организаций и ассоциаций, СМИ, выражающих интересы неформально занятых, могли бы определенно повлиять на положение дел в этой сфере. Только занимая активную общественнополитическую позицию, можно привлечь внимание правительственных и общественных организаций к социальным проблемам женщин в рамках неформальной занятости, сложить их усилия для решения вопросов социальной и правовой защиты наемных работниц.

7. Необходимо увеличить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представительство женщин в депутатском корпусе, в среде высшего чиновничества, в бизнес-сообществе - там, где вызревают и принимаются политические,

экономические и социально значимые решения.

Из проделанной работы следует, что необходимо дальнейшее повышение эффективности государственной социальной политики в отношении общности женщин, занятых на неформальном рынке труда, по улучшению социально-экономических

условий их жизни, созданию реальных возможностей для выбора собственных стратегий поведения с учетом естественных, социальных, демографических

возможностей, на основе соблюдения и обеспечения конституционных прав и гарантий женщин, включая социальную защиту и социальное обеспечение семьи, материнства и детства, укрепления этих основополагающих социальных институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комлева М.Н. Женщины на рынке труда: социогендерное измерение неформальной занятости (по материалам Республики Татарстан): автореф. дис. канд.соц.наук. Казань, 2006.

2.Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики//Экономист.1998.№6.

3.Латов Ю.В. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты// Проблемнотематический сб. М.: ИНИОН,1999.

4. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России//Вопросы экономики.2000.№3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.