УДК 347.191
«НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ ПОГЛОЩЕНИЯ» КАК РАЗНОВИДНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ
Н. А. Санисалова, К. О. Танцерева, В. А. Катомина
«HOSTILE TAKEOVER» AS A FORM OF CORPORATE CONFLICTS
N. A. Sanisalova, K. O. Tanzereva, V. A. Katomina
Аннотация. В статье рассматриваются сущность, объект, виды «недружественных поглощений» в корпоративном праве, проводится анализ правового регулирования такого вида корпоративного конфликта, как «недружественное поглощение», приводятся практические примеры.
Ключевые слова: слияние, поглощение, конфликт, корпорация, реорганизация.
Abstract. The article deals with the essence, the object types of «hostile takeovers» in corporate law, the analysis of the legal regulation of this kind of corporate conflict as a «hostile takeover», provides practical examples.
Key words: merger, takeover, conflict, corporation, reorganization.
Используемый в российских средствах массовой информации и деловых кругах термин «корпоративные конфликты» ассоциируется в сознании большинства граждан нашего общества с «недружественными поглощениями», «силовыми захватами предприятий» и т.п. Вместе с тем «недружественные поглощения» являются лишь разновидностью корпоративных конфликтов. Более того, используемый в академической и деловой интерпретации термин «поглощение» вообще не является правовым, поскольку не предусмотрен действующим российским законодательством.
В соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, под «слиянием» понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом [1].
Понятие же «поглощение» отсутствует в гражданском и корпоративном законодательствах Российской Федерации. Упоминание об этом термине можно встретить лишь в Указе Президента Российской Федерации № 1392 от 16 ноября 1992 г. и в Распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 5.1. Указа Президента РФ № 1392 от 16.11.1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», под поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого [2].
Из гл. 6 Распоряжения от 04.04.02 г. № 421/р Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» следует, что к существенным корпоративным действиям в первую очередь следует отнести такие действия, как реорганизация общества, приобретение 30 % и более размещенных акций общества (поглощение),
которые в значительной степени влияют на структурное и финансовое состояние общества и, соответственно, на положение акционеров [3].
Недружественное поглощение - поглощение хозяйствующего субъекта (предприятия), происходящее против воли настоящих собственников (акционеров) и/или менеджеров, с использованием экономических, организационных, правовых и иных мер.
Объектами недружественных поглощений могут являться: объекты недвижимого имущества, акции и доли в уставном капитале юридических лиц. Причинами успешной реализации схем недружественного поглощения могут служить: несовершенство и противоречивость законодательства, беспечность руководителей, ошибки при создании юридических лиц, коррупционные механизмы и т. п.
В англосаксонской трактовке недружественное поглощение означает банальную скупку акций на рынке, осуществляемую против воли неэффективного менеджмента и нерасторопных крупных акционеров.
В общем смысле поглощение - это процесс, в результате которого активы компании становятся собственностью покупателя. Заметьте, покупателя, а не захватчика. Поглощение происходит, когда одна компания приобретает контроль над другой.
Конечная цель любого поглощения - доступ к активам определенного предприятия. Поставленной задачи можно достичь различными путями: как напрямую, т.е. приобрести в собственность интересующее имущество, так и опосредованно, т.е. стать владельцем контрольного пакета акций компании, имеющей на балансе указанное имущество.
В настоящее время наибольшее распространение получили три основных варианта поглощения компаний:
- установление контроля над менеджментом предприятия либо лицом,
представляющим интересы владельца крупного пакета акций;
- приобретение контрольного пакета акций;
- банкротство компании с последующим приобретением ее активов [1].
В ситуации с единственным собственником либо с приобретением всего имущественного комплекса речь идет о полном корпоративном контроле, при наличии нескольких собственников компании - о частичном корпоративном контроле, который, в свою очередь, принимает пять форм:
- простой - право на участие в принятии решений (доля участия не более 25 % уставного капитала);
- блокирующий - простой частичный контроль, дающий право блокирования принятия решений (доля участия 25 % и менее 50 % уставного капитала);
- равноправный - блокирующий частичный контроль, дающий право равноправного участия в определении решений (50 % доли в уставном капитале);
- преобладающий - частичный контроль, дающий право преобладающего участия в принятии решений (более 50 %, но менее 75 % в уставном капитале);
- доминирующий - преобладающий частичный контроль, дающий право на определение решений, принимаемых собственниками (от 75 % до 100 % доли в уставном капитале).
Относительно термина «недружественное поглощение» автор полагает, что было бы некорректно закреплять его в действующем законодательстве. Отразив в Гражданском кодексе это понятие, мы тем самым придали бы ему статус юридического факта со всеми вытекающими последствиями. В этом случае недружественное поглощение имело бы право на жизнь.
Дружественные слияния и поглощения преследуют, как правило, следующие позитивные цели:
- служат условием вывода фирмы из кризиса, связанного со сравнительно высоким уровнем издержек производства (обычно сопровождается сменой неэффективного руководящего состава);
- открывают возможности использования преимуществ, связанных с горизонтальной или вертикальной интеграцией хозяйственных процессов;
- способствуют упрочению базы финансовых операций, что повышает кредитоспособность фирмы и т.п.
Слияния и поглощения в России представляют самостоятельный интерес, поскольку обладают рядом особенностей, к числу которых относятся:
- различия в причинах данных процессов (в России весьма существенно влияние таких факторов, как постприватизационное перераспределение собственности, экспансия и реорганизация крупных групп и финансовые кризисы);
- незначительное влияние прямого государственного регулирования (рынок ценных бумаг в России с самого начала развивался как рынок корпоративного контроля, в связи с этим, слияния и поглощения практически не затрагивают организованный фондовый рынок, и рыночная цена акций на вторичном рынке не имеет существенного значения);
- отсутствуют равноправные слияния, что также может быть связано с неразвитым фондовым рынком;
- преобладание агрессивного поглощения через банкротство и различные долговые схемы.
Среди наиболее применяемых в последние годы недобросовестных способов захвата контроля над предприятием следует выделить:
- вывод имущества предприятия, прежде всего недвижимого, посредством фальсификации сведений о его единоличном исполнительном органе;
- использование обеспечительных мер по судебным искам с целью перехвата контроля над корпорацией;
- формирование параллельных органов управления корпорации;
- возникновение параллельно действующих реестров акционеров;
- оказание давления на участников корпорации при проведении скупки акций, долей, паев.
Недружественное поглощение, как правило, сопряжено с насильственным захватом предприятия, сменой охраны предприятия, насильственным выдворением с территории предприятия его руководства и т.д.
Уголовный кодекс России содержит достаточно норм, эффективное применение которых позволило бы в разы уменьшить прыть «захватчиков», так называемых рейдеров. В этом легко убедиться, даже поверхностно изучив УК РФ. Об этом говорят и профессионалы [4, с. 58-64].
При подделке документов, связанных с захватом предприятия, действия преступников квалифицируются по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»).
Подделка документа и его использование преследуются по ст. 327 УК РФ в том случае, если этот документ является официальным и предоставляет права или освобождает от обязанностей. Если же он подделан с целью совершения мошенничества, то квалификации по ч. 1 указанной статьи подлежит только сам факт подделки, а использование поддельного документа охватывается диспозицией ст. 159 УК РФ. В том случае, когда поддельный документ изготовлен и использован в суде в качестве доказательства по гражданскому делу, данное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 303 УК РФ.
При захвате предприятия иногда выдвигаются незаконные требования о передаче имущества под угрозой применения насилия. Данные действия квалифицируются в соответствии со ст. 163 УК РФ («Вымогательство»).
Отдельной квалификации по ст. 183 УК РФ заслуживает неправомерный доступ к содержащейся в реестре акционеров информации для ее использования в преступных целях. Причем по данной статье к ответственности могут быть привлечены как лица, осуществляющие незаконным способом сбор сведений, составляющих коммерческую тайну (по ч. 1 ст. 183 УК РФ), так и лица, незаконно разгласившие сведения служебного характера, которые были доверены или стали известны им в ходе работы (по ч. 2 ст. 183 УК РФ).
Действия руководителя коммерческой организации по неправомерному отчуждению активов, незаконному перераспределению финансовых потоков, формированию искусственной кредиторской задолженности, а также иные действия, противоречащие интересам организации и причинившие ей вред, совершенные с целью защиты от недружественного поглощения либо после поглощения, могут быть квалифицированы по ст. 201 УК РФ, а при наличии документов, устанавливающих полную материальную ответственность руководителя, по ст. 160 УК РФ.
Если в результате таких действий возбуждена процедура банкротства юридического лица, руководителю может быть инкриминировано преступление, предусмотренное ст. 196 УК РФ, а в случае вывода активов с переводом денежных средств за границу в офшорные компании - преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ.
Представление подложных протоколов, учредительных и иных документов при регистрации проспекта эмиссии акций может быть квалифицировано как злоупотребление при выпуске ценных бумаг, т.е. как преступление, предусмотренное ст. 185 УК РФ.
Физическое вторжение на территорию захватываемого предприятия, сопряженное с нанесением телесных повреждений обороняющейся стороне, повреждением имущества, применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, если в таких действиях содержатся признаки нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, образует состав преступления, предусмотренный ст. 213 УК РФ («Хулиганство»). Имеют место случаи квалификации органами прокуратуры действий по захвату предприятия в соответствии со ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки»).
При наличии решения суда, вынесенного с соблюдением процессуальных требований, действия по реализации этого решения вопреки установленному порядку (например, без возбуждения исполнительного производства) являются самоуправством и наказываются по ст. 330 УК РФ. Если при воз-
буждении исполнительного производства судебный пристав превысил свои полномочия, в отношении его может быть возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ.
Наконец, вооруженные действия по захвату предприятия могут быть квалифицированы как разбой (ст. 162 УК РФ) [1; с. 8-14].
Пример
В налоговую инспекцию был отправлен фальшивый протокол внеочередного собрания акционеров одного из крупнейших заводов с решением об избрании нового генерального директора. Новый руководитель подписал договор купли-продажи комплекса зданий общей площадью 2 768 кв. м. Покупателем является, конечно, фирма - «однодневка», которая тут же перепродает «лакомую» недвижимость.
На оформление обеих сделок ушло меньше месяца. Новый собственник защищен от претензий прежнего истинного хозяина статусом «добросовестного приобретателя». «Однодневка» благополучно ликвидируется, закрывается и «нищая» жертва. Все, дело сделано. Бывший директор узнал о том, что он уже не собственник здания, только когда ЧОП «выносило» его из кабинета. Конечно, было возбуждено уголовное дело по ст. 159 Уголовного кодекса, но виновные давно уже в «теплых странах», так что дойти до суда этому уголовному делу явно не суждено [5].
Таким образом, действующее законодательство нуждается в совершенствовании в части недопущения создания «фирм-однодневок», например, значительно увеличив размер уставного капитала коммерческих юридических лиц и увеличив срок регистрации создания таких организаций, возложив на органы юстиции обязанность регистрации создания коммерческих юридических лиц наряду с некоммерческими.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 3.
2. Указ Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 (ред. от 26.03.2003, с изменением от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») // СПС «консультант плюс». Версия от 12.03.2013.
3. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с «Кодексом корпоративного поведения № от 05.04.2002 г.) // Вестник ФКЦБ России. - 30.04.2002. - № 4.
4. Сычев, П. Г. Корпоративные войны в современной России / П. Г. Сычев // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. - 2004. -№ 4. - С. 58-64.
5. Конева, Ю. В. Недружественные поглощения и экономическая безопасность предприятия / Ю. В. Конева // Юридический справочник руководителя. - 2006. -Октябрь.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 15.
7. Добровольский, В. И. Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста / В. И. Добровольский. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 576 с.
8. Кашурников, С. Что понимается под «недружественным поглощением» / С. Ка-шурников // Охранная деятельность. -2010. - 13 авг.
9. Сычев, П. Г. Криминальные поглощения и Уголовный кодекс / П. Г. Сычев // Ди-ректор-Инфо. - 2004. - № 31 (143). - С. 8-14.
Санисалова Наталья Александровна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Танцерева Кристина Олеговна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Катомина Виктория Александровна кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Sanisalova Natal'ya Aleksandrovna candidate of juridical sciences, associate professor,
sub-department of private and public law, Penza State University
Tantsereva Kristina Olegovna
student,
Penza State University
Katomina Viktoriya Aleksandrovna candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of state law, Penza State University
УДК 347.191 Санисалова, Н. А.
«Недружественные поглощения» как разновидность корпоративных конфликтов / Н. А. Санисалова, К. О. Танцерева, В. А. Катомина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 283-288.