Научная статья на тему 'Недостатки классификации должностей муниципальной службы'

Недостатки классификации должностей муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
875
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / РЕЕСТР МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СЛУЖБА / ЗАКОН / MUNICIPAL POST / LEGAL STATUS / REGISTER OF MUNICIPAL POSTS / MUNICIPAL EMPLOYEE / SERVICE / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самвелян Карен Грачевич

В Российской Федерации правовое регулирование муниципальной службы в настоящее время требует социально-экономических преобразований. Необходимо повышение общего и профессионального уровня грамотности таких лиц, а также воспитание в муниципальных служащих высоких морально-этических качеств. А для выработки эффективных путей решения имеющихся проблем необходимо исследовать институт должностей муниципальной службы. В статье анализируется понятие муниципальной должности ее виды и признаки. Определяются недостатки в классификации должностей муниципальной службы. Как важный момент в характеристики муниципальной должности рассматривается реестр муниципальных должностей.Currently, the legal regulation of municipal services in the Russian Federation requires socio-economic reforms. It is necessary to increase the general and professional level of literacy of such persons, as well as to educate high moral standards in municipal employees. And in order to develop effective ways to solve existing problems, it is necessary to study the institution of municipal service posts. The article analyzes the concept of a municipal post, its types and characteristics. Deficiencies in the classification of municipal service posts are determined. As an important point in the characteristics of a municipal post, the register of municipal posts is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостатки классификации должностей муниципальной службы»

НЕДОСТАТКИ КЛАССИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

DISADVANTAGES OF CLASSIFICATION OF POSITIONS OF MUNICIPAL SERVICE

УДК 4414

Самвелян Карен Грачевич

студент, бакалавр,

Дальневосточный Федеральный Университет, Владивосток, Россия

Samvelian Karen Grachevich

Student., baccalaureate,

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

АННОТАЦИЯ

В Российской Федерации правовое регулирование муниципальной службы в настоящее время требует социально-экономических преобразований. Необходимо повышение общего и профессионального уровня грамотности таких лиц, а также воспитание в муниципальных служащих высоких морально-этических качеств. А для выработки эффективных путей решения имеющихся проблем необходимо исследовать институт должностей муниципальной службы. В статье анализируется понятие муниципальной должности ее виды и признаки. Определяются недостатки в классификации должностей муниципальной службы. Как важный момент в характеристики муниципальной должности рассматривается реестр муниципальных должностей.

ANNOTATION

Currently, the legal regulation of municipal services in the Russian Federation requires socio-economic reforms. It is necessary to increase the general and professional level of literacy of such persons, as well as to educate high moral standards in municipal employees. And in order to develop effective ways to solve existing problems, it is necessary to study the institution of municipal service posts. The article analyzes the concept of a municipal post, its types and characteristics. Deficiencies in the classification of municipal service posts are determined. As an

important point in the characteristics of a municipal post, the register of municipal posts is considered.

Ключевые слова: муниципальная должность, правовой статус, реестр муниципальных должностей, муниципальный служащий, служба, закон.

Keywords: municipal post, legal status, register of municipal posts, municipal employee, service, law.

В Российской Федерации под муниципальной службой понимается институт комплексной отрасли права - муниципального права, который призван обеспечивать исполнение органами местного самоуправления своих полномочий.

Законное определение понятия «муниципальная служба» закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», где указано, что под муниципальной службой следует понимать профессиональную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе и предполагающую замещение определенной муниципальной должности путем заключения трудового контракта [1].

При установлении правового статуса муниципальной службы необходимо обратиться к вопросу о том, какие нормативные правовые акты входят в основу правового регулирования соответствующих правоотношений. В настоящее время сложилась трехуровневая система правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации. Во-первых, как следует из п. «н» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления [2, с.19]. Во-вторых, в п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве правовых основ муниципальной службы в Российской Федерации перечисляются нормативные правовые акты трех уровней власти - федерального, регионального и муниципального [1].

В систему правовых источников входит:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные законы и подзаконные акты;

3) Законодательство субъектов РФ;

4) Законодательство органов местного самоуправления.

Муниципальная служба представляет собой разновидность публичной

службы и во многом похожа на государственную гражданскую службу,

наделена теми же признаками [2, с. 20].

. В рамках муниципальной службы реализуется компетенция органов местного самоуправления.

На современном этапе развития несмотря на правовую урегулированность системы должностей органов местного самоуправления существует достаточно много проблем.

Но основной проблемой современных муниципальных служащих России на современном этапе является низкий уровень профессионализма муниципальных служащих. Он подкреплен не только отсутствием единых требований к образованию и стажу работы, отсутствием программ по повышению квалификации и переподготовке муниципальных служащих, но и низким уровнем денежного содержания таких лиц. Это, в свою очередь, порождает коррупцию, которая издревле является проблемой для российского государства. В связи с этим необходимо обеспечить повышение уровня денежного содержания таких лиц, который позволит поддерживать достойный уровень жизни лиц, обеспечивающих интересы конкретного муниципального образования и действующих во благо общества [3, с. 94].

Таким образом, в настоящее время правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации требует социально -экономических преобразований. Необходимо повышение общего и профессионального уровня грамотности таких лиц, а также воспитание в муниципальных служащих высоких морально-этических качеств. А для выработки эффективных путей решения имеющихся проблем необходимо исследовать институт должностей муниципальной службы.

Понятие муниципальной должности закреплено в п.1 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, которая гласит, что это «.. .должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность...» [1].

В отличие от определения, которое было закреплено в ранее действовавшем Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в трактовке Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ четко указан перечень органов, в которых работают муниципальные служащие: органы местного самоуправления и избирательная комиссия муниципального образования.

Изучив определение «муниципальная должность», научную литературу можно выделить следующие признаки муниципальной должности:

1) муниципальная должность закрепляется на основании устава муниципального образования;

2) работа в определенных органах: органы местного самоуправления и избирательная комиссия муниципального образования;

3) наличие определенных прав и обязанностей, а также ответственности за их неисполнение;

4) должность замещается на постоянной основе, в соответствии с требованиями законодательства.

Выделяют и другой подход к классификации признаков муниципальной должности.

«1) К муниципальным должностям муниципальной службы относятся должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

2) Другой признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления.

3) Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей...»[4].

Исходя из определения муниципальная должность, закрепленного в. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, можно сделать вывод, что выделяют следующие виды муниципальных должностей:

- должность в органах местного самоуправления;

- должность в избирательной комиссии муниципального образования;

- лица, замещающие муниципальную должность [1].

Но в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ приведена иная классификация муниципальных должностей:

1) выборные должностные лица местного самоуправления;

2) должностные лица местного самоуправления;

3) член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах [5]. По нашему мнению, недостатком вышеприведенной классификации является то, что мы уже установили, что муниципальная должность в современном понимании не предполагает выборного порядка замещения. Муниципальные служащие назначаются.

Важным моментом характеристики муниципальной должности является

реестр должностей.

Понятие такого реестра закреплено в п.1 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, который представляет собой «...перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.. .»[1].

Реестр - это перечень, позволяющий определить уровень профессионального статуса должности субъекта в системе органов местного самоуправления или избирательных комиссий муниципального образования.

Кроме того, именно на основании момента включения лица в реестр определяет начало течения статуса муниципального служащего, а также лиц, его замещающих. Следовательно, можно сделать вывод, что муниципальными служащими является только то должностное лицо, которое включено в реестр. Прекращение должности муниципального образования наступает с момента исключения ее из реестра.

Требования к структуре реестра в Федеральном законе от 02.03.2007 №25-ФЗ отсутствуют. За исключением указания на то, что в них могут быть должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, осуществляющие свои функции по трудовому договору, поэтому в муниципальных образованиях существуют различные подходы к его формированию.

В некоторых муниципальных образованиях при формировании реестра учитываются названия должностей не только по Федеральному закону от 02.03.2007 №25-ФЗ, но и в зависимости от вида муниципального образования (городские округа, муниципальные районы, городские (сельские) поселения). Примером является Закон Астраханской области от 4 сентября 2007 г. № 52/2007-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» [6].

В некоторых муниципальных образованиях при формировании реестров учитывается численность населения. В качестве примера можно назвать Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» [7].

Также из вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование и структура реестра определяется муниципальными нормативными актами.

Но в основном муниципальные образования при формировании реестров учитывают только функциональное назначение той или иной

муниципальной должности.

Также муниципальные акты определяют порядок ведения реестра, виды вносимых туда сведений, а также обеспечивают защиту реестра от несанкционированного получения иными лицами информации о должностных лицах.

Важность реестра также заключается в том, что он лежит в основе штатного расписания органа местного самоуправления или избирательной комиссии местного самоуправления.

В ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ указаны следующие группы муниципальных служащих:

«.1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.» [1].

Таким образом, рассмотрение должностей муниципальной службы невозможно без изучения реестра должностей муниципальной службы, понятие которого закреплено в п.1 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ. Кроме того, именно на основании момента включения лица в реестр определяет начало течения статуса муниципального служащего, а также лиц, его замещающих. Прекращение должности муниципального образования наступает с момента исключения ее из реестра. Важность реестра также заключается в том, что он лежит в основе штатного расписания органа местного самоуправления или избирательной комиссии местного самоуправления.

В ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ приведена классификация должностей муниципальных служащих, которые включают в себя должности высшей, главной, ведущей, старшей, младшей группы [1].

В статье 9 законодатель устанавливает основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. Они нацелены на формирование компетентного состава аппарата работников муниципальных органов. Должны учитываться: уровень профессионального образования; стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей. По сути это классический подход к организации работы, связанной с приемом на работу в систему муниципальных органов.

Но для этого необходимо предпринять практические действия, т. е. создать базу для подготовки специалистов в области муниципального управления, которая в настоящее время в Российской Федерации отсутствует. Анализ современного состояния проблемы позволяет сделать вывод о том, что ход реформы местного самоуправления характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении кадровой политики, что остро ощущается на уровне муниципальной власти, от эффективной деятельности которой во многом зависит успех проводимых реформ.

Литература

1. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 2 июля 2007г. № 25-ФЗ (в ред. от 27.12.2018г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 66530/(дата обращения: 1.06.2020).

2. Левченко Н.А. Основные задачи и принципы государственной и муниципальной службы / Н.А. Левченко, М.В. Агуреева // В сборнике: Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства Сборник научных статей по материалам II-й научно-практической конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - 2015. - С. 19-23.

3. Еремин С.Г. К вопросу о современном понятии и содержании должностей муниципальной службы //В книге: Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе Материалы Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2016. С. 94-98.

4. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.Е. Кутафин // Bugabooks. - Режим доступа: http://bugabooks.com/book/129-municipalnoe-pravo-rossijskoj-federacii/89--3-ponyatie-i-klassifikaciya-municipalnyx-sluzhashЫx.html(дата обращения: 1.06.2020).

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ (в ред. от 01.09.2019г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс» - Режим доступа: http : //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_44571/(дата обращения: 1.06.2020).

6. Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области: закон Астраханской области от 4 сентября 2007 г. № 52/2007-03 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» -Режим доступа: https://base.garant.ru/9297200/(дата обращения: 1.06.2020).

7. О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области: закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» - Режим доступа: https://base.garant.ru/9297200/(дата обращения: 1.06.2020).

Literature

1. On municipal service in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of July 2, 2007. No. 25-FZ (as amended by from 27.12.2018) [Electronic resource] / / SPS "Consultant plus" - access Mode:

http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/(accessed date: 1.06.2020).

2. Levchenko N. A. Main tasks and principles of state and municipal service / N. A. Levchenko, M. V. Agureeva // In the collection: Topical issues of socioeconomic development of the modern state Collection of scientific articles on the materials of the II-th scientific and practical conference. South Russian state Polytechnic University (NPI) named after M. I. Platov, 2015, Pp. 19-23.

3. Eremin S. G. On the issue of the modern concept and content of municipal service posts // In the book: the Role of local government in the development of the state at the present stage Materials of the International scientific and practical conference. State University of management. 2016. Pp. 94-98.

4. Kutafin O. E. Municipal law of the Russian Federation [Electronic resource] / O. E. Kutafin / / Vugabooks. - Access mode: http://bugabooks.com/book/129-municipalnoe-pravo-rossijskoj-federacii/89--3-ponyatie-i-klassifikaciya-municipalnyx-sluzhashhix.html(date of request: 1.06.2020).

5. On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation of October 6, 2003 No. 131-FZ (ed. from 01.09.2019) [Electronic resource] / SPS "Consultant plus" - access Mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/(accessed date: 1.06.2020).

6. on certain issues of legal regulation of municipal services in the Astrakhan region: law of the Astrakhan region of September 4, 2007 No. 52/2007-OZ [Electronic resource] / / SPS "Garant" - access Mode: https://base.garant.ru/9297200/(accessed date: 1.06.2020).

7. about some questions of municipal service in the Volgograd region: the law of the Volgograd region of February 11, 2008 No. 1626-OD [Electronic resource] / / SPS "Garant" - access Mode: https : //base.garant.ru/9297200/(accessed date: 1.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.