Научная статья на тему 'Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией'

Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1737
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ДИЗАРТРИЕЙ / ДИЗАРТРИЯ / НЕДОРАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ / ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА / ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюховских Людмила Александровна

В статье раскрываются теоретические аспекты и авторское экспериментальное исследование особенностей пространственных представлений и их взаимосвязь с нарушением понимания сложных логико-грамматических структур языка у младших школьников с легкой степенью дизартрии и общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брюховских Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией»

НЕДОРАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Л.А. Брюховских

Дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными нарушениями фонетической стороны отмечаются и особенности развития лексико-грамматической стороны речи. Поражение двигательных механизмов в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития. Исследования Л.О. Бадаляна, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой указывают на замедленное развитие ряда высших корковых процессов, в том числе и пространственного гнозиса. Очевидно, что дезинтегрированное речевое развитие детей с дизартрией может оказывать патологическое влияние на развитие и формирование пространственного гнозиса, пространственных представлений, что находит свое отражение в речевой деятельности, в частности в понимании сложных логикограмматических структур языка [Бадалян 1984; Лопатина 2003; Маевская 1975; Мартынова 1975; Мастюкова 1983].

Известно, что при переработке любой информации человек может использовать разные стратегии — хаотичную и целостную, симультанную и сукцессив-ную, рефлексировать ситуацию целиком или игнорировать какой-либо ее фрагмент, иметь или не иметь навык структурирования материала, но эти параметры «в корне своем суть пространственные представления» [Семенович 2002].

А.В. Семенович указывает, что пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов — письмо, счет, чтение, мышление, речь и т. п. [Семенович 2002].

Характеризуя симультанный вид синтетической деятельности коры, А.Р. Лу-рия писал, что «...овладение любой системой отношений, будь то грамматическая система языка или система арифметических понятий, необходимо предполагает размещение элементов в известную симультанно обозримую схему, .в восприятии грамматической системы языка, необходимость этих синтезов может выступать также с большой отчетливостью, и их нарушение приводит к распаду соответствующих логико-грамматических отношений» [Лурия 1963 : 70,72].

Недоразвитие или нарушение пространственного восприятия, пространственных представлений приводит к трудностям ориентировки в пространстве, дефектам в конструктивно-изобразительной деятельности, трудностям счета, понимания сложных логико-грамматических структур. Возникают трудности в понимании предлогов и приставок с пространственным значением, отношений сравнений, инверсионных конструкций. Данные проявления свидетельствуют о

«неблагоприятном состоянии теменно-затылочных отделов коры больших полушарий» [Лурия 2002].

О.И. Галкина выделила несколько показателей, характеризующих развитие пространственных представлений у младших школьников: уровень дифферен-цировки пространственных признаков и отношений; уровень речевого обозначения их, соответствие между представлением и значением слова; уровень синтеза пространственных и количественных представлений; уровень включения пространственного представления в мыслительную деятельность учащихся [Галкина 1961].

Основная цель исследования — выявить первичный механизм нарушения понимания логико-грамматических структур языка у испытывающих трудности в обучении младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи. Исследование опиралось на основные методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским.

Нами были использованы нейропсихологические методики исследования высших психических функций, разработанные А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Т.В. Ахутиной, тесты мотометрической шкалы Озерецкого — Гельнитца, традиционные методы и приемы, используемые в логопедии для обследования детей с нарушениями речи, предложенные Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спи-ровой, Г.В. Чиркиной и др. Была проведена нейропсихологическая диагностика и комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование 100 младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи IV уровня, испытывающих трудности в обучении, и 30 учащихся 2— 3 классов с нормальным речевым развитием и успешно справляющихся с учебной программой школы.

Целями изучения понимания логико-грамматических структур языка было выявление уровня и особенностей понимания конструкций: сравнительных, атрибутивного родительного падежа, творительного падежа со значением ору-дийности, предложно-падежных с пространственным значением, пассивных, инвертированных и выражающих временные отношения.

Целью изучения пространственного гнозиса было выявление уровня и особенностей сформированности: соматопространственного гнозиса, ориентации в схеме собственного тела; зрительно-пространственного гнозиса; умения устанавливать пространственные отношения изображаемых предметов; зрительно-пространственной ориентации; владения вербальными средствами для обозначения в речи пространственных отношений между предметами; зрительно-конструктивной деятельности; сформированности квазипространственных представлений.

Исследование соматопространственного гнозиса, праксиса выявило снижение уровня сформированности данного психического процесса. Ориентация в схеме собственного тела у школьников с дизартрией имеет более низкий средний показатель (1,37 балла) по сравнению со школьниками с нормальным речевым развитием (2 балла).

Показатели уровня сформированности умения устанавливать пространственные отношения у учащихся с речевой патологией резко снижены по сравнению

с результатами школьников первой группы: соответственно 1,28 и 2,0 балла. Прослеживается взаимозависимость между уровнем выполнения заданий и степенью их условности. Учащиеся затрудняются устанавливать пространственные отношения между предметами, не дифференцируют значение пространственных предлогов «над» и «под», ошибаются в выборе фигур по двухкомпонентной характеристике.

Низкий уровень развития зрительно-конструктивной деятельности у школьников с дизартрией (1,19 балла). У части школьников выявлено сочетание расстройств симультанности, целостности восприятия, дефицита в звене развертывания программы рисунка, сличения результата с образцом. У них преобладал двухмерный тип изображения.

Школьники с дизартрией испытывают трудности в вербализации пространственных отношений между предметами: средний балл 1,05, у школьников с нормальным речевым развитием — 1,95. Использование пространственной лексики ограничено наречиями «вверху — внизу». Указательные местоимения — «здесь», «тут», наречия «слева — справа» актуализируются только после вербальной стимуляции.

Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций также выявило снижение уровня сформированности данного психического процесса. Была изучена иерархия сложности семи типов грамматических конструкций для понимания школьниками с дизартрией. Зависимость понимания содержания фраз от грамматической сложности (в порядке возрастающей сложности) представлена в таблице.

Таблица

Зависимость понимания фраз от грамматической сложности школьниками с дизартрией и нормальным речевым развитием (в %)

Тип фразы Полное понимание, школьники с дизартрией Полное понимание, школьники с норм. реч. разв.

Родительный (атрибутивный) 80 100

Творительный (орудийный) 75,7 100

Сравнительные 70,7 100

Пассивные 55 98,5

Временные 33,5 100

Инверсионные 21,5 94,3

Предложные 11,4 94,3

Из таблицы видно, что грамматическая сложность конструкций оказывает выраженное и однозначное влияние на декодирование их школьниками с речевой патологией и существенно не влияет на декодирование их школьниками с нормальным речевым развитием. Понимание предложных конструкций с пространственным значением у школьников с дизартрией соответствует низкому уровню (средний балл 0,96). Низкий уровень понимания данных конструкций обусловлен неуточненным лексическим значением пространственных предлогов, высокой степенью их абстрагирования, невозможностью использовать се-

мантические опоры, чувственные опоры, наличием обратимости конструкций, несформированностью квазипространственных представлений.

Исследование понимания временных сложноподчиненных конструкций с союзами «после того как», «прежде чем», в которых последовательность событий вступала в противоречие с их изложением, и декодирование простых временных конструкций с использованием предлогов «после», «перед» с пространственновременным значением показали существенные различия между двумя группами. Средний балл за серию составил соответственно 1,88 и 1,13, что свидетельствует о трудностях в проведении дополнительной трансформации конструкции во внутреннем плане у школьников с дизартрией.

Низкий уровень продемонстрировали школьники с речевой патологией в понимании инверсионных конструкций (средний балл 1,19). Декодирование данных конструкций серьезно нарушено и носит специфический характер, обусловленный невозможностью провести вспомогательную трансформацию необычной структуры конструкции во внутреннем плане. У испытуемых с нормальным речевым развитием декодирование данного типа конструкций сохранно.

Уровень понимания логико-грамматических конструкций, выражающих отношения родительного (атрибутивного) и творительного (орудийного) падежей, а также сравнительных конструкций был более успешным, хотя и ниже, чем у школьников с нормальным речевым развитием.

Средний балл сформированности пространственного гнозиса у школьников с дизартрией составил 1,36; средний балл понимания логико-грамматических структур языка — 1,40, что позволяет говорить о недостаточном уровне сформированности данных психических процессов.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что нарушение понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией обусловлено недоразвитием пространственного гнозиса, пространственных и квазипространственных представлений.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, подвергались статистической обработке. Вычисления проводились на IBM / PC с помощью пакета прикладных программ корпорации STAT Soft ink. - SPSS 10,5 для среды WINDOWS. Статистический анализ подтвердил достоверность результатов. Взаимосвязь показателей между недоразвитием пространственного гнозиса, прак-сиса, пространственных представлений и пониманием сложных логико-грамматических структур языка у школьников с речевой патологией отражает высокую корреляцию (rs = 0,445, при р < 0,01).

Таким образом, проведенное исследование показывает, что у части младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и общим недоразвитием речи имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, пространственных представлений, снижено понимание сложных логико-грамматических структур языка вследствие функциональной задержки в развитии теменно-височно-затылочных отделов мозга (зона ТРО). Данная задержка обусловлена воздействием негрубых неблагоприятных перинатальных факторов, повлекших за собой нарушение функций двигательного анализатора, снижение кинестетического восприятия, вторичное речевое недоразвитие.

Недоразвитие пространственного гнозиса, пространственных представлений проявляется в снижении умения ориентироваться в схеме тела, устанавливать пространственные отношения предметов. Данная функция нарушается сильнее, если установка пространственных отношений лишается вспомогательных опор. Ошибки в определении пространственных отношений находят выражение в зрительно-конструктивной деятельности. В изобразительной деятельности учащихся можно отметить отсутствие способов передачи перспективы, у части школьников наблюдались специфические ошибки, связанные с расстройством симультанности, целостности восприятия, дефицита в звене развертывания программы рисунка, сличения результата с образцом. Отличительным признаком является несформированность умения использовать в речи пространственные вербально-понятийные средства языка. Специфические ошибки выявлены и в письменной речи. Наблюдаются отставание в усвоении строения разрядного числа, повлекшее за собой нарушения счетных операций, недоразвитие невербального и вербального способов переработки пространственной информации.

У младших школьников с дизартрией и общим недоразвитием речи наблюдается снижение уровня понимания сложных логико-грамматических структур языка, при этом прослеживается зависимость между уровнем выполнения задания и степенью его условности. Успешность декодирования зависит от наличия дополнительных опор. Учащиеся не дифференцируют значения пространственных предлогов, по этой же причине затрудняются в декодировании конструкций, выражающих временные отношения. Нарушены процессы декодирования инверсионных, пассивных конструкций и конструкций с подчинением, для понимания которых необходимо выполнить дополнительную трансформацию структуры предложения во внутреннем плане.

В экспрессивной речи у младших школьников отмечается несформирован-ность грамматического строя, которая проявляется трудностями в употреблении предлогов, союзов, наречий, выражающих пространственные отношения. В связной речи выявляются легкие нарушения программирования связных высказываний и нарушения языкового оформления: стереотипные связующие элементы, бедность использования лексико-грамматических и синтаксических средств, недостаточность предикативной функции речи, трудности актуализации слов и структурирования предложений.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что недоразвитие понимания сложных логико-грамматических структур языка является следствием несформированности базовых пространственно-временных представлений, связанных со структурами как левого, так и правого полушария.

Библиографический список

1. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. - М.: Медицина, 1984. - 575 с.

2. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения / под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 118—125.

3. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. — 2003. - № 5. - С. 45-50.

4. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейропсихологические исследования / А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 322с.

5. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Академия. - 2002. - 384 с.

6. Маевская, С.И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской // Нарушения речи и голоса у детей. - М.: Просвещение, 1975. - С. 108-118.

7. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской // Расстройства речи и методы их устранения. - М.: МГПИ, 1975. -С. 79-91.

8. Мастюкова, Е.М. Особенности понимания речи у учащихся с ДЦП / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 2-9.

9. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.