17. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. - СПб: Иматон, 2006. - 204 с.
В. В. Морозова
УДК 376.37
НЕДОРАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО -ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
На
и а современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики наибольшее внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями, большую часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
По данным А. В. Бирюковой [1], М. С. Дороховой, И. А. Дмитриевой [2], и Ю. В. Романовой [3], Э. Н. Ризаевой и А. Р. Ибрагимовой [10], дети с ЗПР разнообразного этиопа-тогенеза демонстрируют сложные вариативные проявления речевого дефекта, различную структуру речевой патологии, всевозможные комбинации нарушенных звеньев речевого процесса.
Особенно выраженным в современных реалиях, согласно работам Е. С. Гальцевой [4], К. С. Кощевец и Е. Л. Мицан [5], Г. Н. Межен-цевой и Е. Ю. Шевченко [9], у дошкольников с ЗПР является недоразвитие фонетико-фонематической системы.
Самым сложным и неоднородным по клиническим проявлениям вариантом задержки психического развития является ЗПР церебрально-органического генеза (по К. С. Лебединской [8]), что обусловливает выбор темы нашего исследования.
Для диагностики развития фонетико-фо-нематической системы были использованы в модифицированном виде существующие методики исследования речевой деятельности, описанные в работах Р. И. Лалаевой [6], Н. В. Серебряковой [7] и др.
Эксперимент проводился на базе детских садов компенсирующего вида г. Гатчины Ленинградской области. Обследовались 30 шестилетних дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. Сведения их медицинской документации свидетельствуют о том, что у всех обследованных детей имеет место ЗПР церебрально-органического характера, обусловленное патологическими факторами в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период.
Анализ результатов, полученных при исследовании фонетического компонента речи.
Все обследованные нами дети с ЗПР церебрально-органического генеза имеют стертую дизартрию, что проявляется в следующем: 66,7 % (20 человек) детей с ЗПР имеют нарушения произношения как изолированных звуков, так и нарушения звуков в потоке речи. 23,3 % детей с ЗПР церебрально-органического генеза (7 человек) имеют полиморфное нарушение звукопроизношения (чаще дефекты произношения охватывают три фонетические группы звуков), 43,4 % (13 человек) - мо-номорфное нарушение звукопроизношения. У 33,3 % детей с ЗПР (10 человек) нарушения звукопроизношения устранены, однако в ряде случаев наблюдается неправильное звуко-произношение в потоке речи.
У обследованных детей с ЗПР церебрально-органического генеза отмечался различный характер нарушений звукопроизноше-ния: искажения (63,3 % случаев), замены (3,3 % случаев), отсутствие звуков (40 % случаев). Таким образом, наиболее распространен-
ными у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза являются искажения звуков.
Среди нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза чаще всего диагностируются ротацизмы - в 60 % случаях (у 18 человек: из них 56,7 % (17 детей) -увулярные ротацизмы, 3,3 % (1 ребенок) - велярные) и отсутствие звука [л] - у 40 % детей (12 детей). Далее по распространенности следуют сигматизмы свистящих - у 20 % детей (6 человек: из них 16,7 % (5 человек) - межзубные сигматизмы, 3,3 % (1 ребенок) - боковые) и шипящих звуков также у 20 % дошкольников (6 человек: из них 13,4 % (4 человека) - межзубные сигматизмы, 3,3 % (1 ребенок) - призубные, 3,3 % (1 ребенок) - боковые). У 3,3 % детей с ЗПР (1 ребенка) имеются стойкие паралалии (замена [р]-[л]), а также у 3,3 % детей (1 ребенка) отсутствие губно-зубных звуков.
У большинства дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (у 80 % - 24 детей) выявлены нарушения речевой моторики (можно предположить, что у 20 % детей (6 человек) речевая моторика была скориги-рована).
У 10 % детей с ЗПР (3 человека) выявлены нарушения кинестетической основы арти-куляторных движений, которые проявляются в трудностях определения положения губ и языка при произнесении определенного звука. Это обусловлено тем, что при определении места расположения губ и языка дошкольники с ЗПР зачастую образуют неправильный уклад артикуляторных органов, несмотря на то, что произнесение этих же звуков в спонтанной речи у них не является нарушенным. Так, при определении места расположения кончика языка при произнесении звука [с], дошкольники с ЗПР, не имея сигматизмов в спонтанной речи, располагают язык между зубами, а при произнесении звука [у] растягивают губы в улыбке.
У 60 % дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (18 человек) страдает кинетическая основа организации артикулятор-ных движений.
Нарушения речевой моторики проявляю -тся в гипер- или гипотонусе мышц языка при удержании заданной статической позы (в 60 % случаев). Отдельные артикуляторные позы («иголочка», «лодочка», «чашечка») дошкольники с ЗПР церебрально-органического генеза могут сделать только по подражанию, при этом движения языка ограничены в объеме, характеризуются неточностью, нарушением активности и плавности.
Исследование динамической организации артикуляторных движений выявило, что 43,3 % старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (13 человек) испытывают трудности при последовательном выполнении серий движений. При этом отдельные движения органов артикуляции (поочередный показ широкого и узкого языка, а также подъем языка на верхнюю губу и опускание его на нижнюю) вызывают особые затруднения, проявляющиеся в трудностях переключения, неточностях, нарушениях активности, плавности, последовательности движений органов артикуляции. Многократный повтор движений вызывает у дошкольников с ЗПР утомление и ведет к замедлению темпа.
Исследование реципрокной координации движений выявило, что 20 % старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (6 человек) испытывают трудности при одновременном выполнении нескольких артикуляционных движений. Так, вместо того, чтобы улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу, дошкольники с ЗПР сначала выполняют первую часть инструкции -улыбаются, а затем вытягивают губы трубочкой, тем самым, образуя смычку между языком и верхней губой. Таким образом, дошкольники с ЗПР производят поэтапное последовательное выполнение заданного комплекса артикуляционных движений, разделяя его на отдельные составляющие. При этом во время осуществления артикуляционных упражнений у дошкольников с ЗПР отмечается нарушения различных параметров движения органов артикуляции: тонуса, активности, объема, точности, темпа и переключаемости движений.
2022/2-
У 10 % детей с ЗПР церебрально-органического генеза (3 человека) отмечаются нарушения и кинетической, и кинестетической основы артикуляторных движений.
Таким образом, у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза нарушения кинетической основы организации ар-тикуляторных движений превалируют над нарушениями кинестетической основы.
При соотнесении состояния звукопроиз-ношения и особенностей артикуляторной моторики выявлено, что у всех 66,7 % детей (20 человек) нарушение звукопроизношения обусловлено недостатками артикуляторной моторики, в ряде случаев и другими факторами (нарушением слуховой дифференциации, неправильностью прикуса, укороченной подъязычной связкой и т. д.). Кроме того, у 16,7 % детей с ЗПР (6 человек) нарушения артикуляторной моторики не сочетаются с дефектами произношения звуков речи. Можно предположить, что это является результатом логопедической коррекции.
При исследовании умения дошкольников воспроизводить звукослоговую структуру слов выявлено, что 26,7 % детей с ЗПР церебрально-органического генеза (8 человек) испытывают выраженные трудности, а 13,3 % (4 детей) - незначительные проблемы при повторении слов и предложений, которые проявляются в пропусках звуков (36,7 % - 11 детей), слогов (40 % -12 детей), перестановках звуков (26,7 % -8 детей) и слогов (6,7 % - 2 детей) в словах, добавлениях звуков (3,3 % - 1 ребенок), персеверациях (6,7 % - 2 детей) и антиципациях (3,3 % -1 ребенок) звуков чаще в четырех и пятисложных словах.
Причем, повторение слов различной зву-кослоговой структуры на основе зрительного и слухового восприятия вызывает затруднения у 36,7 % дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (11 человек), воспроизведение слов по артикуляционным сбалансированным таблицам А. С. Штерн - у 16,7 % детей с ЗПР (5 человек), при воспроизведении слов со сложной звукослоговой структурой в предложениях трудности возникают у 30 %
дошкольников с психоречевым недоразвитием (9 человек).
Исследование просодической организации речи дошкольников выявило, что 46,7 % детей с ЗПР (14 человек) имеют затруднения с данным речевым аспектом.
Из них 3,3 % дошкольников (1 человек) затрудняются точно воспроизводить темп при произнесении фразы (1 слово в 1 сек. при быстром произнесении, 1 слово в 2 сек. при медленном произнесении, скорость переключения составляла 3 сек.).
43,3 % детей с ЗПР (13 человек), правильно воспроизводя неречевые ритмы, состоящие из 3 элементов, испытывают выраженные трудности при отхлопывании более сложных ритмических структур при опоре как на зрительный (36,7 % - 11 детей), так и на слуховой (30 % - 9 детей) анализаторы, что проявляется в наличии хаотичности при распределении пауз, слиянии ударов в единое целое без акцента, увеличении или уменьшении количества хлопков. В то же время речевой ритм всеми дошкольниками с ЗПР церебрально-органического генеза воспроизводится верно.
13,3 % детей с ЗПР церебрально-органического генеза (4 человека) испытывают сложности при воспроизведении ряда слов (10 % - 3 детей) и предложений (6,7 % - 2 детей) со смещением логического ударения, что проявляется в ошибочном выделении ударного слова. При этом вербальное ударение всеми дошкольниками с ЗПР определяется правильно.
3,3 % дошкольников (1 ребенок), имеющих психическое недоразвитие, испытывают сложности при вербальной передаче информации, что проявляется в виде нарушения процессов различения разнообразных видов интонации, их имитирования, а также самостоятельного воспроизведения.
Полученные в ходе исследования результаты показывают, что, просодические компоненты речи формируются у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза лишь с незначительным отставанием, сохраняя нормативный онтогенетический ход развития.
Анализ результатов, полученных при исследовании фонематического компонента речи
96,7 % старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (29 человек) имеют недоразвитие фонематической системы речи.
Из них 10 % детей (3 дошкольников) имеют дефекты восприятия и дифференциации звуков речи (особые трудности доставляет процесс различения свистящих и шипящих звуков у тех детей, произношение данных звуков у которых нарушено).
66,7 % дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (20 детей) испытывают сложности при осуществлении простого фонематического анализа слов (26,7 % (8 детей) - при узнавании звука на фоне слова; 16,7 % (5 человек) - при выделении звука из слова; 23,3 % (7 человек) - при осуществлении любого вида анализа). Причем, при выделении звука на фоне слова дошкольники с ЗПР чаще всего допускают ошибки смешения звуков [м] и [п]. Это говорит о том, что данная категория детей при выполнении задания опирается не столько на слуховой, сколько на зрительный анализатор. При осуществлении задания на выделение звука из слова дети с ЗПР испытывают наибольшие сложности с определением конечного гласного, называя вместо него предпоследний согласный звук (например, [ц] в слове улица, [в] - трава, [н] - окна и т. д.), это обусловлено тем, что дошкольники с ЗПР воспринимают конечный гласный звук как призвук предшествующего согласного. 4 детей с ЗПР (13,3 %) отказались от выполнения данного вида заданий.
Сложные формы фонематического анализа вызвали значительные трудности у большей части дошкольников c ЗПР церебрально-органического генеза. Так, 29 (96,7 %) детей не справились c осуществлением последовательного анализа. Дошкольники допускали ошибки в большинстве слов, отвечали только после повторения инструкции и неоднократного называния анализируемого слова. Основными ошибками при определении последователь-
Л г/ллл ам см н ы е ши/К, <с
ности звуков у детей ЗПР было выпадение согласного звука при их стечении (например, [б], [а], [н], [а] - банка); и вычленение слогов вместо звуков (например, [ка], [ша] - каша). Второй по распространенности была ошибка перестановки звуков в словах (например, [т], [о], [к] - кот; [л], [а], [а], [п] - лапа). B одном случае было отмечено увеличение количества звуков (например, [с], [у], [п], [э] - суп).
B задании на определение количества звуков в слове 29 (96,7 %) детей с ЗПР церебрально-органического генеза испытывали следующие трудности: считали количество слогов, a не звуков в слове (например, [ва], [за] - ваза); считали только согласные звуки, считая гласные призвуком предыдущего согласного (например, [л], [н] - луна); пропускали при подсчете согласные звуки при их стечении (например, [с], [у], [м], [а] - сумка).
Самым сложным заданием для всех дошкольников c ЗПР церебрально-органического генеза было определение соседей заданного звука в слове. Дошкольники не понимали задание: называли соседей звука наугад, отвечали «не знаю», молчали и отказывались от его выполнения. Данные результаты обусловлены тем, что дети c ЗПР имеют несовершенное развитие операции анализа.
Наибольшие трудности у 96,7 % старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (29 человек) вызвало задание на синтезирование слов из отдельных звуков. Особенные сложности возникли при синтезировании слов, состоящих из 5 и более звуков, входящих в состав двусложных или трехсложных слов без стечения согласных (например, канава), реже с одним стечением двух согласных (например, кошка, капуста). 4 детей с ЗПР церебрально-органического генеза (13,3 %) отказались от выполнения данного задания.
Можно предположить, что полученные результаты обусловлены недоразвитием мыслительной операции анализа детей; нечеткими представлениями o звуковом составе слова; смешением понятий «слог» и «звук»; нарушениями пространственной ориентировки; малым объемом памяти и неустойчивым вниманием.
При выполнении заданий на исследование фонематического представления выявлено, что 96,7 % дошкольников (29 человек) с ЗПР церебрально-органического генеза имеют значительное недоразвитие данного аспекта речи, которое находит свое проявление в следующем: 66,7 % детей с ЗПР (20 человек) испытывают проблемы подбора слов на заданный звук, называя ограниченное количество слов или давая неадекватные ответы; 23,3 % дошкольников (7 человек) затрудняются с выбором картинок, в названиях которых есть заданный звук; 93,3 % детей (28 человек) дают неадекватные ответы при подборе слов, состоящих из определенного количества звуков, и 70 % (21 человек) осуществляют выбор картинок, название которых состоит из определенного количества звуков, наугад или дают отказ от ответа. Полученные результаты обусловлены наличием у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза недоразвитых психических процессов, а также ограниченного словарного запаса.
Старшие дошкольники с ЗПР церебрально-органического генеза имеют недостаточно развитую фонематическую систему речи, что свидетельствует о замедленном темпе формирования этих процессов, о трудностях аналити-ко-синтетической деятельности на речевом уровне, а также о специфическом нарушении формирования фонематической системы в языковом сознании детей с ЗПР. Можно предположить, что это обусловлено, с нашей точки зрения, недоразвитием у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, несформированностью метаязы-ковой деятельности, трудностями перевода языковых операций во внутренний план.
Фонетико-фонематическая система детей с ЗПР церебрально-органического генеза характеризуется наличием, с одной стороны, задержки в своем формировании, с другой - специфических нарушений отдельных состаляю-щих, обусловленных нарушением межполу-шарного взаимодействия. Так, просодия, несмотря на задержку развития, формируется
гармонично, т. е. сохраняя нормативный ход развития в онтогенезе; артикуляционная моторика, звукопроизношение специфически нарушаются при формировании; звукослоговая структура и фонематические процессы при формировании задерживаются и нарушаются одновременно.
Вариативный характер формирования речевых компонентов дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза затрудняет проведение успешного коррекционно-логопе-дического процесса. В связи с этим перед нами встает необходимость разработки дифференцированного подхода в коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР, который будет отвечать нуждам данной категории детей.
АННОТАЦИЯ
В статье впервые представлен специфический характер отклонений в развитии фо-нетико-фонематической системы дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, рассмотрены различные комбинации нарушенных звеньев в структуре речевого дефекта. Фонетико-фоне-матическая система детей данной категории характеризуется наличием, с одной стороны, задержки в своем формировании, с другой -специфических нарушений отдельных составляющих, обусловленных нарушением межпо-лушарного взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, церебрально-органический генез, фонетико-фонематическое недоразвитие.
SUMMARY
The article for the first time presents the specific nature of deviations in the development of the phonetic-phonemic system of preschool children with mental retardation of cerebral-organic genesis, various combinations of disturbed links in the structure of a speech defect are considered. The phonetic-phonemic system of children of
this category is characterized by the presence, on the one hand, of a delay in its formation, on the other hand, specific violations of individual components due to a violation of interhemisphe-ric interaction. In this connection, there is a need to develop a differentiated approach to the correction of speech disorders in children with mental retardation of cerebral organic genesis.
Key words: preschool children, mental retardation, cerebral organic genesis, phonetic-phonemic underdevelopment.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюкова А. В. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: сборник статей по материалам Ш Всероссийской студенческой конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 5-9.
2. Дмитриева И. А. Специфика логопедического воздействия на детей, имеющих ЗПР // Вестник научных конференций. - 2017. - № 24 (18). - С. 55-57.
3. Дорохова М. С., Романова Ю. В. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2022. -С. 190-196.
4. Гальцева Е. С. Развитие фонематического анализа и синтеза у детей 5,5-6 лет с ЗПР // Психолого-педагогические исследования -Тульскому региону: сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров. - Чебоксары, 2021. - С. 17-20.
5. Кощевец К. С., Мицан Е. Л. ФФНР как психолого-педагогическая проблема у детей с ЗПР // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 161-164.
6. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. -СПб.: Наука-Питер, 2006. - 102 с.
7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 215 с.
8. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1980. - № 3. - С. 16-24.
9. Меженцева Г. Н., Шевченко Е. Ю. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии. -2021. - № 11 (64). - С. 88-94.
10. Ризаева Э. Н., Ибрагимова А. Р. Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Е-Бсю. - 2022. - № 3 (66). -С. 165-169.
А. Г. Абдуллин
УДК 159.98:364.27-053.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ
п
ротивоправное поведение детей и подростков и количество различных преступлений, совершенных ими, возрастает. Среди школьников в последнее время отмечается катастрофический всплеск распространения противоправного поведения и жестокости.
Противоправное поведение и жестокость детей и подростков - это действие, чаще всего враждебное, нацеленное на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать вседозволенность, силу и свое превосходство. Психологически - это распространенная форма проявления протеста детей и подростков против нелюбви, непонимания, и непринятия его как личности. Это отражение внутреннего мира, внутренней боли, старание разрядить внутреннюю дисгармонию, выражение своих противоречий через противоправное и жестокое поведение.
В последнее время в средствах массовой информации все чаще обсуждаются случаи совершения преступлений с изощренной жестокостью несовершеннолетними. Вокруг этих событий ведутся шумные споры. МВД в сводках фиксирует снижение подростковой преступности, однако профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии юридического института Томского государственного университета Л. Прозументов, отмечает, что наметился другой тренд: случаи насилия в подростковой среде участились и стали носить массовый характер. В них нередко участвуют дети до 14 лет и довольно часто из