СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
И. Ю. ТИМОФЕЕВА,
кандидат экономических наук, подполковник милиции, преподаватель Смоленский филиал Московского университета МВД России
В настоящее время обозначился ряд тенденций, имеющих принципиально большое значение для выявления недобросовестных налогоплательщиков в условиях продолжающегося экономического кризиса и построения стратегических механизмов защиты налоговых интересов государства. По разным причинам их масштаб и скорость распространения недооцениваются, уровень налоговых рисков не просчитывается. Поэтому на современном этапе эффективность обеспечения безопасности налоговых взаимоотношений должна быть обеспечена инструментами экономического и правового регулирования, инновационными методами налогового планирования и управления.
Чем меньше угроз и рисков при исчислении налогов, тем больше от них отдача, следовательно, меньше проблем при обеспечении налоговой, финансовой, экономической и национальной безопасности. Данное явление напрямую зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. На передний план выходит проблема взаимоотношений личности, общества, государства в налоговом пространстве, т. е. обеспечение гарантированных прав и свобод налогоплательщика по исполнению обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в правовом государстве. Личность рассматривается не только как налогоплательщик, но и как объект управления, который необходимо изучать во взаимосвязи с объективными законами функционирования рыночной экономики и криминологическими закономерностями возникновения экономической и налоговой преступности.
Вопросы правового поведения личности при ведении предпринимательской деятельности и исчислении налогов перестали быть сферой исключительного регулирования налогового
законодательства, что ярко проиллюстрировано на примере дела о налоговых схемах и недобросовестности налогоплательщиков, связанных с поставками газа в регионы.
В исследуемом периоде ОАО «Химазот»1 занималось производством удобрений и азотных соединений и другими видами деятельности. Для осуществления своей производственной деятельности ОАО «Химазот» заключило договоры поставки газа с ООО «Региональная компания по реализации газа» на2007г. — в объеме 654,5 млн м3, на2008г. — в объеме 654,5 млн м3 с последующими дополнительными соглашениями, хотя планируемый объем потребления газа был намного больше и составлял на 2007 г. 740 млн м3, на 2008 г. — 770 млн м3.
В соответствии с условиями указанных договоров (п. 2.4) по взаимному согласию сторон могут быть поставлены дополнительные объемы газа по заявке Покупателя, которые оплачиваются 100 %-ным предварительным платежом за 10 дней до начала поставки. По окончанию каждого месяца уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве по-данного-принятого газа, что и осуществлялось в течение 2007—2008 гг. В этот период на основании письменных заявок ОАО «Химазот» по согласованию с ОАО «Русьгаз» от ООО «Регионгаз» были получены дополнительные объемы газа в объеме 154,3 млн. м3, что подтверждается актами о количестве поданного-принятого газа, счетами-фактурами, письмами, заявками, факсограммами.
Казалось бы, все в порядке, обоснованно и подтверждено документами, но из представленных на исследование материалов следует, что кроме договора на поставку газа, заключенного в 2007 г.
1 Названия фирм, имена и фамилии, а также адреса в ста-
тье изменены. (Прим. авт.)
с ООО «Регионгаз», ОАО «Химазот» (Принципал) заключило агентский договор от 19.01.2007 № 3 с московской фирмой ООО «Трансреал» (Агент), согласно которому Агент обязуется совершать по поручению Принципала юридические и иные действия по приобретению дополнительного природного газа от имени и за счет Принципала, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги в размере от 28 до 33 % стоимости дополнительных объемов газа по цене, установленной ФСТ России.
В рамках исполнения агентского договора Агент — ООО «Трансреал» обязан выполнять следующие действия (п. 2.1 договора):
— осуществлять поиск продавцов (поставщиков) газа;
— оказывать содействие в фактическом получении Принципалом от продавца газа на условиях заключенного договора купли-продажи (поставки);
— своевременно осуществлять подготовку необходимой для поставки газа документации;
— согласовать объемы дополнительной поставки газа с ОАО «Русьгаз», ООО «Межрегионгаз» и другими организациями.
Кроме того, договором предусмотрено, что Агент обязан предоставить Принципалу отчет о выполненной работе и счет-фактуру.
Согласно представленным отчетам по исполнению агентского договора Агент — ООО «Трансреал» проводил переговоры с экспертами ОАО «Русьгаз» по вопросам возможности выделения дополнительного объема газа и его поставки для ОАО «Химазот». В результате действий Агента достигнуты соглашения с ОАО «Русьгаз» о поставке Принципалу сверхлимитных объемов газа.
С февраля 2007 г. по апрель 2008 г. ОАО «Химазот» на основании агентского договора № 3, актов приемки-сдачи оказанных услуг и выставленных счетов-фактур перечислило на расчетный счет ООО «Трансреал» агентское вознаграждение в сумме 23,6 млн руб., в том числе НДС в сумме 3,6 млн руб. Сумма агентского вознаграждения (без учета НДС) в целях налогообложения включена в себестоимость продукции (работ, услуг), сумма НДС предъявлена к налоговым вычетам, что подтверждается данными бухгалтерского и налогового учетов, объяснениями главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера ОАО «Химазот».
Из объяснения вице-президента ОАО «Химазот» А. А. Вальтова следует, что в его должностные обязанности входит обеспечение предприятия финансами, атакже газом. В конце 2006 г. в офис ОАО «Химазот», находящийся в Москве, обратилась организация ООО «Трансреал» с предложением
закрыть недостающие объемы газа по агентскому договору. По требованию Агента заявка на выделение дополнительного объема газа оформлялась на имя руководителя правления ОАО «Русьгаз» и передавалась в офис ООО «Трансреал» через курьера или водителя. Для решения рабочих вопросов по поставкам газа А. А. Вальтов встречался с В. А. Дороховым, атакже общался с ним по телефону. Все договорные обязательства выполнялись в срок и в полном объеме.
В то же время согласно информации ИФНС России по г. Москве № 75 следует, что ООО «Трансреал» состоит на учете в инспекции с 27.04.2002, зарегистрировано по адресу г. Москва, Благосвят-ский пер, д. 12, к. 2 и имеет расчетный счет в ОАО «Темп-Банк», который был закрыт 19.05.2005. В ЕГРЮЛ сведений о гражданине В. А. Дорохове как о генеральном директоре не имеется. В течение 2007—2008 гг. ООО «Трансреал» в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность не представляло, за исключением декларации по НДС за апрель 2005 г. и декларации по налогу на прибыль за 1кв. 2005 г., в которых доходы от реализации товаров (работ, услуг) были нулевые.
Согласно данным ОАО «Темп-Банк» для открытия счета ООО «Трансреал» были представлены документы, свидетельствующие о том, что на должность генерального директора был назначен гражданин А. С. Кудин с правом финансовой подписи документов и действия от имени ООО «Трансреал» без доверенности. Сведения о генеральном директоре ООО «Трансреал» В. А. Дорохове отсутствуют.
В соответствии с объяснениями гражданина А. С. Кудина, который по сведениям банка и налогового органа с 2002 г. по настоящее время числится генеральным директором ООО «Трансреал», к финансово-хозяйственной деятельности указанной фирмы он отношения не имеет и отрицает какую-либо связь с ней. Однако с гражданами В. А. Дороховым и А. Н. Лароновым знаком по деятельности, связанной с другой организацией.
Из объяснения В. А. Дорохова следует, что он работал в ООО «Трансреал» в должности генерального директора с 2003 г. по март 2005 г. Необходимый пакет документов для внесения изменений в банк и в налоговую инспекцию составлял и должен был представить А. Н. Ларонов. По юридическому адресу ООО «Трансреал» не находилось, бухгалтерские документы отсутствуют.
Из объяснения А. Н. Ларонова следует, что он с 2002 г. по I кв. 2005 г. работал в ООО «Трансреал» в должности главного бухгалтера по совместительству. В штате фирмы кроме него был еще генеральный директор — В. А. Дорохов. Однако документы,
подтверждающие полномочия В. А. Дорохова, отсутствуют.
Из объяснения исполнительного директора ОАО «Химазот» В. В. Борикова следует, что в период 2007—2008 гг. в его правомочия не входило заключение контрактов и договоров на сумму свыше 5 млн руб. Кроме того, он не имел права заключать контракты и договоры на поставку газа. Весь объем природного газа ОАО «Химазот» получало от ООО «Регионгаз». Каким образом и через какие организации осуществлялись поставки дополнительных объемов природного газа, ему не известно. С гражданином В. А. Дороховым — директором ООО «Трансреал» — он не знаком, каких-либо взаимоотношений с ним и с представителями ООО «Трансреал» не имел. Все документы по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с организацией ООО «Трансреал» поступали в ОАО «Химазот» из офиса, расположенного в Москве.
Из объяснения главного бухгалтера ОАО «Химазот» Н. И. Лужикиной следует, что в представленном ей агентском договоре от 19.01.2004 № 3, заключенного между ООО «Трансреал» и ОАО «Химазот», стоит подпись, ей не принадлежащая. При подписании данного договора она не присутствовала, с гражданином В. А. Дороховым — директором ООО «Трансреал» — не знакома, каких-либо взаимоотношений с ним и с представителями ООО «Трансреал» не имела.
Из объяснения инженера-технолога ОАО «Химазот» Е. В. Власовой, которая в 2007—2008 гг. осуществляла контроль за исполнением договоров поставки природного газа с ООО «Регионгаз», следует, что об организации ООО «Трансреал» она узнала из поступивших в адрес ОАО «Химазот» бухгалтерских документов. Сопровождение договоров, заключенных между ООО «Трансреал» и ОАО «Химазот», она не осуществляла. Заявки и иные поручения в адрес ООО «Трансреал» она не готовила и не отправляла, никто из непосредственных руководителей ей не поручал готовить такие документы. С гражданином В. А. Дороховым — директором ООО «Трансреал» — она не знакома, каких-либо взаимоотношений с ним и с представителями ООО «Трансреал» не имела.
Согласно сведениям, у ОАО «Русьгаз» никаких договорных взаимоотношений с ООО «Трансреал» по вопросам выделения дополнительных объемов газа для ОАО «Химазот» не имелось. Отсутствие каких-либо взаимоотношений с ОАО «Русьгаз» — единственным крупным поставщиком газа — подтверждается также объяснениями А. Н. Ларонова и В. А. Дорохова. Документы, подтверждающие взаимоотношения между ООО «Трансреал» и ОАО «Русьгаз» по вопросам выделения дополнительно-
го объема газа и его поставки для ОАО «Химазот» (протоколы проведения переговоров с экспертами ОАО «Русьгаз», соглашения между ООО «Трансреал» и ОАО «Русьгаз» о поставках газа) отсутствуют. Следовательно, отчеты Агента (ООО «Трансреал») содержат недостоверные данные о выполнении условий агентского договора.
Таким образом, агентский договор, заключенный между ООО «Трансреал» и ОАО «Химазот», не имел разумной деловой цели, был подписан от имени ООО «Трансреал» лицом, полномочия которого на указанные действия не подтверждены документально. Отчеты Агента и акты приема-сдачи оказанных услуг, представленные ООО «Трансреал», не подтверждают реального характера осуществляемых действий в интересах Принципала, так как документы, подтверждающие взаимоотношения между ООО «Трансреал» и ОАО «Русьгаз» по вопросам выделения дополнительного объема газа и его поставки для ОАО «Химазот» (протоколы проведения переговоров с экспертами ОАО «Русьгаз», соглашения между ООО «Трансреал» и ОАО «Русьгаз» о поставках газа) отсутствуют. Работники ООО «Трансреал» В. А. Дорохов и А. Н. Ларонов с представителями ОАО «Русьгаз» не встречались, переговоры не вели. Кроме того, согласно данным, ОАО «Русьгаз» никаких договорных взаимоотношений с ООО «Трансреал» не имело.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
6. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53.
7. О проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс»: постановление Конституционного СудаРФ от20.02.2001 № 3-П.
(Окончание следует)