КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 008
НЕБЕСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Е.Л. Антонова1), В.Г. Туркина2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: E-pi-fan@yandex.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru
В статье рассматривается европейская пейзажная живопись. Особое внимание уделяется изображению неба и облаков, которые переворачивают представление о жанре.
Ключевые слова: европейская живопись, пейзаж, небо, облака.
Рассуждая о европейском изобразительном искусстве, мы с необходимостью обращаемся к характеристике последнего, данной Г. Вельфлином. Он указывал, что искусству в целом присуще чувство красоты, пронизывающее вселенную трепетного движения, которое и есть сама жизнь [1,^53]. В «плане выражения», вельфлинским «чувством красоты», наполненным «трепетным движением» как ощущением жизни и были пронизаны пейзажи и пейзажные композиции европейских художников XVII и Х!Х вв. В «плане содержания», такое истолкование искусства, как явления культуры, совпадало с прото- и просвещенческими идеалами, получавшими распространение в описываемое время.
На самом деле, космология - наука о Вселенной, покоившаяся на открытиях Галилея и Кеплера, и новое понимание «физической природы», сформулированное Ньютоном, коренным образом изменяло как представление о Мироздании, так и о месте человека в нем, согласно которому «обитаемый мир» человека расширялся до масштабов Вселенной, точнее - «до самых до небес». Излюбленным художественным приемом, отражающим 1) бесконечность и 2) одухотворенность Космоса одновременно, становится небо. Поэтому задолго до английского историка искусства К. Кларка, с запозданием констатировавшего, что «нас окружают вещи, созданные не нами. Это деревья, цветы, травы, реки, холмы, небо, облака. Веками они пробуждали в нас любопытство и благоговение» [2, с.2], - тема неба, полного облаков, становится близкой голландским художникам XVII века.
XVII век - время изучения атмосферных явлений и расцвета голландского пейзажа. А поскольку пейзаж - это «пространство», где протекает жизнь человека, - в нем находит свое выражение адекватное понимание реальности и место человека в ней. Это потребовало уточнения позиций «действующих лиц» в голландской живописи, где главными персонажами становятся бескрайнее небо (как символ природы) и природные стихии (как символы человеческих страстей), плавно «перетекающие» в пейзаже друг в друга. По-видимому, по этой причине в голландском пейзаже небо прописывалось ярко и живо, с учетом разнообразия породно-климатических особенностей Голландии. Во всяком случае, главным изобразительным «правилом» художественного строя голландского пейзажа становится визуализация союза природы и стихий, содержащая как смысловые, так и эмоциональные «переливы» настроения художника и времени. Собственно последнее становится одним из главных достижений голландской живописи, которое, по сути, превращает пейзаж как жанр в портрет природы.
С этой точки зрения интерес представляет не только пейзажная живопись, но и пейзаж, выполненный в технике офорта. В трактовке Г. Сегерса, например, пейзаж - не синоним безмятежности и покоя. В нем находит свое воплощение непредсказуемо изменчивый характер погоды европейского севера, что определяет эмоциональный уровень
восприятия, настраивающий на переживание или созерцание. В этом смысле офорты Сегерса вполне соотносимы с образцами пейзажной живописи. Лишенные колористики, они, тем не менее, остаются не менее выразительными, дышащими созерцательным спокойствием или же деятельным любопытством. Независимо от того, что создавал он -«конкретные» или комбинированные - «сборные» - пейзажи. Наиболее известные из них - редкие фантазийные офорты-натюрморты, офорт «Панорама Амерсфорта» (как пример «конкретного» пейзажа) и офорт «Река в горной долине», где небо и редкие облака - граница обозримого пространства, как пример «комбинированного» пейзажа.
И хоть в дальнейшем офорт остается всего лишь «вспомогательной техникой» при оформлении книг разного (религиозного, репрезентативного, развлекательного и др.) назначения, - для ряда знаменитых голландских художников офорты Г. Сегерса становятся не только приглашением к творчеству (Якоб ван Рейсдал), но даже сюжетной и технической подсказкой (Рембрандт). Так, небо в офортах Рембранта, например, используется как инструмент воздействия на зрителя: если в «Трех крестах» Рембрандта доминируют «сияющие» -разверстые - небеса, то в «Жертвоприношении Авраама» над происходящим простираются небеса «наблюдающие».
На большинстве голландских пейзажей изображаются лето и прекрасная погода. Иногда вдали видны угрожающие облака, но это не частое явление. А шторм демонстрируется как либо приближающийся, либо ослабевший. Один из наиболее именитых голландских пейзажистов Якоб ван Рейсдал чутко отзывается на сложный хор природных явлений, энтазис света, солнца и неба, сопряжение природы, сосредоточенное в жизни облаков. Таковы его «Мельница около Дюрстеде», показывающая величие и спокойствие природы, «Морской пейзаж», в котором художник напоминает о грозной силе природы, демонстрируя суровые и могучие облака, но дает зрителю надежду, «пронизывая» облака лучами солнца, обещающими окончание шторма и приближающееся спасение. Один их «малых голландцев» Ян Порцеллис, считавшийся непревзойденным мастером морского пейзажа, тщательным образом выписывал небо, коррелируя его колористику с окружающей морской темой. Его картины наполнены морской водой, солью, холодом и сопереживанием битве стихии и человека. Небо на картинах Порцеллиса обладает богатыми
световыми и атмосферными эффектами. Беспредельность и подвижность небесных явлений - облаков, сопряжена с динамикой морских волн, создавая у зрителя своеобразную «стереокартинку», объемную и живую. Солнечный свет, усиливает композиционную схему на картинах художника. Он струится сквозь облака, усиливая спасительный эффект.
Эффект «сияющих небес» будет нередко использоваться и Корнелисом Тростом при написании репрезентативных сцен из жизни разбогатевших торговцев, покупавших дворянские титулы. Его «Забавы в парке», например, постановочностью своей композиции напоминают работы французских художников, писавших аристократов на пленере. С одной лишь разницей - сияющие небеса с золотистыми облаками (своеобразным «штрихом к портрету» окружающей природы) становятся в его работе полноценными участниками сюжета. Наполненные сиянием и светом они придают особую - «сценическую» - праздничность, тому, что происходит на полотне, адресуя при этом воссозданное на нем настроение зрителю.
Самые распространенные виды голландской погоды - тяжесть нависших облаков, прерывистая морось и сильный дождь, а также завеса тумана - почти никогда не изображаются на картинах. Впрочем, художники никогда не показывают и дня без облаков, и чистого голубого неба. Это ограничение погоды согласуется с подходом к реальности, принятым голландскими художниками в целом. Одним из таких художников был Ф. де Мушерон, в чьих картинах преобладает спокойный охристый тон. Главным героем картин Мушерона также является высокое небо. Его высота и обилие воздуха подчеркнуты низкой линией горизонта, а глубина выделена кучевыми облаками, уютно расположившимися в неярких лучах солнечного заката.
Главный действующий субъект в небе - облака, которым художники уделяют особое внимание. Часто голландские художники, далекие от представлений о законах метеорологии, искажали формы облаков, чтобы служить своим целям в изображении неба и природы. В качестве примера рассмотрим разновидность облаков в сельских и морских пейзажах, которая часто встречается на картинах С. Ван Рейсдала. Сверкающее голубое небо полно длинных, волочащихся облаков с поднятыми внешними границами, похожими на фантастические лохматые кучковатые головы. Подгоняемые сильным
ветром справа налево, облака образуют сложный узор, который доминирует на картинах Рейсдала. Подобные облака существуют в реальной жизни, но их реализм не таков, каким их описывает автор. Ван Рейсдал показывает плоские слои, или слоистые облака, прикрепленные к пухлым кучам, или кучевым облакам - прикрепление, которое бросает вызов метеорологии и термодинамике. Облака Ван Рейсдала, по-видимому, были навеяны как природой, так и картинами других художников. Облака с длинными хвостами действительно встречаются в природе, но на гораздо большей высоте: высокогорные перистые облака, состоящие из ледяных кристаллов, согнутых ветром в изящные кривые «нити-линии».
До появления голландских художников редко можно было увидеть в пейзажной живописи столь грандиозные небеса, и редко облака играли столь важную роль в оживлении и связывании композиции картины. Небеса представляют собой показательную историю взаимоотношений между голландским искусством и природой. Живописная скрупулезность, ювелирная изощренность, с которой работают голландцы, позволили создавать колористически и композиционно выверенные произведения. Небо превращалось в эталон масштаба природы, а облака оказались универсальным изобразительным средством, помогая голландским художникам усиливать форму в картинах, организовывать целые композиции, обеспечивать формальное равновесие, укреплять структуру перспективы.
Перед зрителем разворачивается сложная композиция, реалистически достоверная и в то же время театрально и масштабно передающая грандиозность световоздушной среды. Темные или затемненные массы передних планов картин (купы деревьев, берег и пр.) переходят в освещенные участки неба и второго плана. Эта схема построения картины позволяла художнику подчеркнуть глубину пространства, отдавая большую часть полотна главному действующему герою картины - небу, на котором в течение дня образуются облака, набухающие на солнце и открывающие особый вид красоты. Эта история облаков была частью повседневного опыта художника и его аудитории. Это тем более интересно, что мы знаем, что голландский пейзаж писался не с натуры, а в мастерской, что создавало для мастера определенные рамки и возможности.
Эта тенденция будет преодолена лишь французскими романтиками, принадлежавшими к Барбизонской школе. Но не для того, чтобы продолжить тему неба с облаками. Им нужно было небо с облаками, создающее настроение или содержащее некий скрытый смысл, зашифрованный художником, в, казалось бы, банальном, ни о чем не повествующем сельском пейзаже. В частности, барбизонцы Руссо («Вид на Барбизон»), Дюпре («Дубы в Фонтенбло»), Диаз («Старая мельница около Барбизона») пишут пейзажи, где высокое небо с облаками есть своеобразное «знамя свободы» для человека, вырвавшегося за пределы душного города. Для Франсуа Милле, по «знаку рождения» в сельской местности, небо пейзажа («Стога: осень») с тяжелыми темными облаками - символ тяжелой беспросветной жизни крестьянина, которому «некуда больше податься». Для Ш.-Ф. Добиньи необъятная нежность неба пейзажа («Весна») - светлая грусть и надежда на счастье. Но все это уже в другой культурной среде и другой исторической реальности, лишенной ностальгической притягательности.
Тенденциозными и реалистичными одновременно были пейзажные планы в работах английских художников, работавших в нарочито реалистической манере. Многие художники к этому времени в поисках заказчиков предпочитали писать «абстрактные» пейзажи, не привязанные к конкретной местности. Такие работы были призваны выполнять сугубо декоративную или интерьерную функцию, не требуя от своих владельцев их созерцания, и уж тем более - эмоционального переживания. На этом фоне, работы Джона Констебла и Уильяма Тернера выделялись своей бьющей в глаза живостью, эмоциональностью, вызывающих щемящее чувство тоски по «малой» родине, желание хоть на минуту оказаться в местах детства и/или юности, побродить по лесным тропинкам и лугам, поваляться в траве, на морских отмелях, наблюдая за небом и облаками. В «Телеге для сена» Констебла, впечатляющей своим реализмом, воображение поражает как раз небо с клубящимися облаками, занимающее половину полотна и придающее пейзажу ощущение необычайной свежести. А в его «Лодке и штормовом небе» небо и море просто меняются местами, заставляя «запрокидывать» голову, буквально закатывая глаза. В маринах же Уильяма Тернера солнце слепит глаза, перекрывая небо и морскую перспективу.
Роль неба и облаков в создании пейзажных образов усиливается тем обстоятельством, что именно эта композиция давала возможность творцу передавать тончайшие нюансы света и тени, создавая воздушно-цветовую перспективу с тонкими переходами всевозможных оттенков жемчуга, розово-фиолетовых и голубых тонов, - всего того, что позволяет зрителю ощутить вкус и запах раннего утра или воздуха после дождя. Сочетание грандиозности природы и ее непостоянства и изменчивости задавало гармонию новой европейской живописи, начало которой положили голландцы. А в его «Лодке и штормовом небе» небо и море просто меняются местами, заставляя зрителя мысленного «запрокидывать» голову, буквально закатывая глаза. В маринах же Уильяма Тернера ослепляющее солнце перекрывает морскую перспективу. Ему не интересны звонкие голландские континентальные «сияющие небеса», он пишет слепящие английские морские...
Роль неба и облаков в создании пейзажных образов усиливается тем обстоятельством, что именно этот композиционный прием давал возможность художнику передавать тончайшие нюансы света и тени, создавая воздушно-цветовую перспективу с тонкими переходами всевозможных оттенков жемчуга, розово-фиолетовых, голубых или глубоких серых тонов, - всего того, что позволяет зрителю ощутить вкус и запах раннего утра, воздуха после дождя или свежего морского бриза. Сочетание грандиозности природы, ее непостоянства и изменчивости придавало неповторимый характер европейской пейзажной живописи, начало которой положили голландцы.
Список литературы
1. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - 416 с.
2. Кларк, К. Пейзаж в искусстве. - М.: Азбука-Классика, 2004. - 304 с.
HEAVEN IN EUROPEAN LANDSCAPE PAINTING
E.L. Antonova1), V. G. Turkina2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1)e-mail: E-pi-fan@yandex.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru
The article deals with European landscape painting. Special attention is paid to the image of the sky and clouds, which turn the idea of the genre.
Keywords: European painting, landscape, sky, clouds.