Научная статья на тему 'НЕБЕСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ'

НЕБЕСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / НЕБО / ОБЛАКА / EUROPEAN PAINTING / LANDSCAPE / SKY / CLOUDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Е.Л., Туркина В.Г.

В статье рассматривается европейская пейзажная живопись. Особое внимание уделяется изображению неба и облаков, которые переворачивают представление о жанре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAVEN IN EUROPEAN LANDSCAPE PAINTING

The article deals with European landscape painting. Special attention is paid to the image of the sky and clouds, which turn the idea of the genre.

Текст научной работы на тему «НЕБЕСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 008

НЕБЕСА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

Е.Л. Антонова1), В.Г. Туркина2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: E-pi-fan@yandex.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru

В статье рассматривается европейская пейзажная живопись. Особое внимание уделяется изображению неба и облаков, которые переворачивают представление о жанре.

Ключевые слова: европейская живопись, пейзаж, небо, облака.

Рассуждая о европейском изобразительном искусстве, мы с необходимостью обращаемся к характеристике последнего, данной Г. Вельфлином. Он указывал, что искусству в целом присуще чувство красоты, пронизывающее вселенную трепетного движения, которое и есть сама жизнь [1,^53]. В «плане выражения», вельфлинским «чувством красоты», наполненным «трепетным движением» как ощущением жизни и были пронизаны пейзажи и пейзажные композиции европейских художников XVII и Х!Х вв. В «плане содержания», такое истолкование искусства, как явления культуры, совпадало с прото- и просвещенческими идеалами, получавшими распространение в описываемое время.

На самом деле, космология - наука о Вселенной, покоившаяся на открытиях Галилея и Кеплера, и новое понимание «физической природы», сформулированное Ньютоном, коренным образом изменяло как представление о Мироздании, так и о месте человека в нем, согласно которому «обитаемый мир» человека расширялся до масштабов Вселенной, точнее - «до самых до небес». Излюбленным художественным приемом, отражающим 1) бесконечность и 2) одухотворенность Космоса одновременно, становится небо. Поэтому задолго до английского историка искусства К. Кларка, с запозданием констатировавшего, что «нас окружают вещи, созданные не нами. Это деревья, цветы, травы, реки, холмы, небо, облака. Веками они пробуждали в нас любопытство и благоговение» [2, с.2], - тема неба, полного облаков, становится близкой голландским художникам XVII века.

XVII век - время изучения атмосферных явлений и расцвета голландского пейзажа. А поскольку пейзаж - это «пространство», где протекает жизнь человека, - в нем находит свое выражение адекватное понимание реальности и место человека в ней. Это потребовало уточнения позиций «действующих лиц» в голландской живописи, где главными персонажами становятся бескрайнее небо (как символ природы) и природные стихии (как символы человеческих страстей), плавно «перетекающие» в пейзаже друг в друга. По-видимому, по этой причине в голландском пейзаже небо прописывалось ярко и живо, с учетом разнообразия породно-климатических особенностей Голландии. Во всяком случае, главным изобразительным «правилом» художественного строя голландского пейзажа становится визуализация союза природы и стихий, содержащая как смысловые, так и эмоциональные «переливы» настроения художника и времени. Собственно последнее становится одним из главных достижений голландской живописи, которое, по сути, превращает пейзаж как жанр в портрет природы.

С этой точки зрения интерес представляет не только пейзажная живопись, но и пейзаж, выполненный в технике офорта. В трактовке Г. Сегерса, например, пейзаж - не синоним безмятежности и покоя. В нем находит свое воплощение непредсказуемо изменчивый характер погоды европейского севера, что определяет эмоциональный уровень

восприятия, настраивающий на переживание или созерцание. В этом смысле офорты Сегерса вполне соотносимы с образцами пейзажной живописи. Лишенные колористики, они, тем не менее, остаются не менее выразительными, дышащими созерцательным спокойствием или же деятельным любопытством. Независимо от того, что создавал он -«конкретные» или комбинированные - «сборные» - пейзажи. Наиболее известные из них - редкие фантазийные офорты-натюрморты, офорт «Панорама Амерсфорта» (как пример «конкретного» пейзажа) и офорт «Река в горной долине», где небо и редкие облака - граница обозримого пространства, как пример «комбинированного» пейзажа.

И хоть в дальнейшем офорт остается всего лишь «вспомогательной техникой» при оформлении книг разного (религиозного, репрезентативного, развлекательного и др.) назначения, - для ряда знаменитых голландских художников офорты Г. Сегерса становятся не только приглашением к творчеству (Якоб ван Рейсдал), но даже сюжетной и технической подсказкой (Рембрандт). Так, небо в офортах Рембранта, например, используется как инструмент воздействия на зрителя: если в «Трех крестах» Рембрандта доминируют «сияющие» -разверстые - небеса, то в «Жертвоприношении Авраама» над происходящим простираются небеса «наблюдающие».

На большинстве голландских пейзажей изображаются лето и прекрасная погода. Иногда вдали видны угрожающие облака, но это не частое явление. А шторм демонстрируется как либо приближающийся, либо ослабевший. Один из наиболее именитых голландских пейзажистов Якоб ван Рейсдал чутко отзывается на сложный хор природных явлений, энтазис света, солнца и неба, сопряжение природы, сосредоточенное в жизни облаков. Таковы его «Мельница около Дюрстеде», показывающая величие и спокойствие природы, «Морской пейзаж», в котором художник напоминает о грозной силе природы, демонстрируя суровые и могучие облака, но дает зрителю надежду, «пронизывая» облака лучами солнца, обещающими окончание шторма и приближающееся спасение. Один их «малых голландцев» Ян Порцеллис, считавшийся непревзойденным мастером морского пейзажа, тщательным образом выписывал небо, коррелируя его колористику с окружающей морской темой. Его картины наполнены морской водой, солью, холодом и сопереживанием битве стихии и человека. Небо на картинах Порцеллиса обладает богатыми

световыми и атмосферными эффектами. Беспредельность и подвижность небесных явлений - облаков, сопряжена с динамикой морских волн, создавая у зрителя своеобразную «стереокартинку», объемную и живую. Солнечный свет, усиливает композиционную схему на картинах художника. Он струится сквозь облака, усиливая спасительный эффект.

Эффект «сияющих небес» будет нередко использоваться и Корнелисом Тростом при написании репрезентативных сцен из жизни разбогатевших торговцев, покупавших дворянские титулы. Его «Забавы в парке», например, постановочностью своей композиции напоминают работы французских художников, писавших аристократов на пленере. С одной лишь разницей - сияющие небеса с золотистыми облаками (своеобразным «штрихом к портрету» окружающей природы) становятся в его работе полноценными участниками сюжета. Наполненные сиянием и светом они придают особую - «сценическую» - праздничность, тому, что происходит на полотне, адресуя при этом воссозданное на нем настроение зрителю.

Самые распространенные виды голландской погоды - тяжесть нависших облаков, прерывистая морось и сильный дождь, а также завеса тумана - почти никогда не изображаются на картинах. Впрочем, художники никогда не показывают и дня без облаков, и чистого голубого неба. Это ограничение погоды согласуется с подходом к реальности, принятым голландскими художниками в целом. Одним из таких художников был Ф. де Мушерон, в чьих картинах преобладает спокойный охристый тон. Главным героем картин Мушерона также является высокое небо. Его высота и обилие воздуха подчеркнуты низкой линией горизонта, а глубина выделена кучевыми облаками, уютно расположившимися в неярких лучах солнечного заката.

Главный действующий субъект в небе - облака, которым художники уделяют особое внимание. Часто голландские художники, далекие от представлений о законах метеорологии, искажали формы облаков, чтобы служить своим целям в изображении неба и природы. В качестве примера рассмотрим разновидность облаков в сельских и морских пейзажах, которая часто встречается на картинах С. Ван Рейсдала. Сверкающее голубое небо полно длинных, волочащихся облаков с поднятыми внешними границами, похожими на фантастические лохматые кучковатые головы. Подгоняемые сильным

ветром справа налево, облака образуют сложный узор, который доминирует на картинах Рейсдала. Подобные облака существуют в реальной жизни, но их реализм не таков, каким их описывает автор. Ван Рейсдал показывает плоские слои, или слоистые облака, прикрепленные к пухлым кучам, или кучевым облакам - прикрепление, которое бросает вызов метеорологии и термодинамике. Облака Ван Рейсдала, по-видимому, были навеяны как природой, так и картинами других художников. Облака с длинными хвостами действительно встречаются в природе, но на гораздо большей высоте: высокогорные перистые облака, состоящие из ледяных кристаллов, согнутых ветром в изящные кривые «нити-линии».

До появления голландских художников редко можно было увидеть в пейзажной живописи столь грандиозные небеса, и редко облака играли столь важную роль в оживлении и связывании композиции картины. Небеса представляют собой показательную историю взаимоотношений между голландским искусством и природой. Живописная скрупулезность, ювелирная изощренность, с которой работают голландцы, позволили создавать колористически и композиционно выверенные произведения. Небо превращалось в эталон масштаба природы, а облака оказались универсальным изобразительным средством, помогая голландским художникам усиливать форму в картинах, организовывать целые композиции, обеспечивать формальное равновесие, укреплять структуру перспективы.

Перед зрителем разворачивается сложная композиция, реалистически достоверная и в то же время театрально и масштабно передающая грандиозность световоздушной среды. Темные или затемненные массы передних планов картин (купы деревьев, берег и пр.) переходят в освещенные участки неба и второго плана. Эта схема построения картины позволяла художнику подчеркнуть глубину пространства, отдавая большую часть полотна главному действующему герою картины - небу, на котором в течение дня образуются облака, набухающие на солнце и открывающие особый вид красоты. Эта история облаков была частью повседневного опыта художника и его аудитории. Это тем более интересно, что мы знаем, что голландский пейзаж писался не с натуры, а в мастерской, что создавало для мастера определенные рамки и возможности.

Эта тенденция будет преодолена лишь французскими романтиками, принадлежавшими к Барбизонской школе. Но не для того, чтобы продолжить тему неба с облаками. Им нужно было небо с облаками, создающее настроение или содержащее некий скрытый смысл, зашифрованный художником, в, казалось бы, банальном, ни о чем не повествующем сельском пейзаже. В частности, барбизонцы Руссо («Вид на Барбизон»), Дюпре («Дубы в Фонтенбло»), Диаз («Старая мельница около Барбизона») пишут пейзажи, где высокое небо с облаками есть своеобразное «знамя свободы» для человека, вырвавшегося за пределы душного города. Для Франсуа Милле, по «знаку рождения» в сельской местности, небо пейзажа («Стога: осень») с тяжелыми темными облаками - символ тяжелой беспросветной жизни крестьянина, которому «некуда больше податься». Для Ш.-Ф. Добиньи необъятная нежность неба пейзажа («Весна») - светлая грусть и надежда на счастье. Но все это уже в другой культурной среде и другой исторической реальности, лишенной ностальгической притягательности.

Тенденциозными и реалистичными одновременно были пейзажные планы в работах английских художников, работавших в нарочито реалистической манере. Многие художники к этому времени в поисках заказчиков предпочитали писать «абстрактные» пейзажи, не привязанные к конкретной местности. Такие работы были призваны выполнять сугубо декоративную или интерьерную функцию, не требуя от своих владельцев их созерцания, и уж тем более - эмоционального переживания. На этом фоне, работы Джона Констебла и Уильяма Тернера выделялись своей бьющей в глаза живостью, эмоциональностью, вызывающих щемящее чувство тоски по «малой» родине, желание хоть на минуту оказаться в местах детства и/или юности, побродить по лесным тропинкам и лугам, поваляться в траве, на морских отмелях, наблюдая за небом и облаками. В «Телеге для сена» Констебла, впечатляющей своим реализмом, воображение поражает как раз небо с клубящимися облаками, занимающее половину полотна и придающее пейзажу ощущение необычайной свежести. А в его «Лодке и штормовом небе» небо и море просто меняются местами, заставляя «запрокидывать» голову, буквально закатывая глаза. В маринах же Уильяма Тернера солнце слепит глаза, перекрывая небо и морскую перспективу.

Роль неба и облаков в создании пейзажных образов усиливается тем обстоятельством, что именно эта композиция давала возможность творцу передавать тончайшие нюансы света и тени, создавая воздушно-цветовую перспективу с тонкими переходами всевозможных оттенков жемчуга, розово-фиолетовых и голубых тонов, - всего того, что позволяет зрителю ощутить вкус и запах раннего утра или воздуха после дождя. Сочетание грандиозности природы и ее непостоянства и изменчивости задавало гармонию новой европейской живописи, начало которой положили голландцы. А в его «Лодке и штормовом небе» небо и море просто меняются местами, заставляя зрителя мысленного «запрокидывать» голову, буквально закатывая глаза. В маринах же Уильяма Тернера ослепляющее солнце перекрывает морскую перспективу. Ему не интересны звонкие голландские континентальные «сияющие небеса», он пишет слепящие английские морские...

Роль неба и облаков в создании пейзажных образов усиливается тем обстоятельством, что именно этот композиционный прием давал возможность художнику передавать тончайшие нюансы света и тени, создавая воздушно-цветовую перспективу с тонкими переходами всевозможных оттенков жемчуга, розово-фиолетовых, голубых или глубоких серых тонов, - всего того, что позволяет зрителю ощутить вкус и запах раннего утра, воздуха после дождя или свежего морского бриза. Сочетание грандиозности природы, ее непостоянства и изменчивости придавало неповторимый характер европейской пейзажной живописи, начало которой положили голландцы.

Список литературы

1. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - 416 с.

2. Кларк, К. Пейзаж в искусстве. - М.: Азбука-Классика, 2004. - 304 с.

HEAVEN IN EUROPEAN LANDSCAPE PAINTING

E.L. Antonova1), V. G. Turkina2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1)e-mail: E-pi-fan@yandex.ru 2)e-mail: veni_vedi_vika@mail.ru

The article deals with European landscape painting. Special attention is paid to the image of the sky and clouds, which turn the idea of the genre.

Keywords: European painting, landscape, sky, clouds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.