Научная статья на тему 'Не стоит село без праведников'

Не стоит село без праведников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / КУЛЬТУРНЫЙ КРУГОЗОР / НАУЧНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поташник Марк Максимович

Роль регионального управления в профессиональном развитии педагогов. Деятельность, направленная на сохранение ценности и повышение качества образования на примере Новониколаевского района Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не стоит село без праведников»

НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКОВ

Марк Максимович Поташник,

действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор

В последнее время критическое о российском образовании разве что ленивый не пишет: всё в нём только мрачное, проблемное. И это обоснованно, справедливо. Но, как ни парадоксально, хорошее, прогрессивное тоже есть. Предлагаемая читателям статья об уникальном для нынешнего времени положительном опыте Новониколаевского района Волгоградской области, где автор несколько раз побывал и всё написанное в статье изучал на месте.

Почему статью М.М. Поташника «Не стоит село без праведников» рекомендую прочитать каждому директору и завучу, если он (она, они) всерьёз заботится о том, чтобы его школа оставалась или стала действительно учебным и воспитательным учреждением, а не просто местом, где государство содержит несовершеннолетних под присмотром взрослых?

Тому есть три веских причины.

Первая: в условиях, когда разрушена прежняя отраслевая система управления и поддержки школы, когда практически нет больше методических кабинетов, центров, отраслевой науки, когда образование рассматривается и властью, и большинством народа всего лишь как социальная услуга наряду с парикмахерской, баней, поликлиникой, собесом и кладбищем, Учитель, его интеллигентность, совесть и профессионализм остаются единственной гарантией сохранения школы в её собственном сущностном качестве, а именно места, где происходит передача культурных ценностей, знаний, обретение гражданской идентичности от старшего поколения — младшему.

Статья М.М. Поташника о том, каким образом в сложных условиях нищенского финансирования в отдалённом сельском районе создали возможности для всемерной поддержки профессионального роста школьного учителя усилиями нескольких людей, обладающих не только авторитетом власти, но и властью авторитета. А для школьного администратора нет ничего полезнее, чем знакомство с уникальным опытом управления профессиональным ростом учителя, описанным в данной статье. Директора и завучи будут знать, что нужно требовать от руководителей муниципальных органов образования и глав районных администраций для учителя. Они могут цитировать фрагменты статьи на августовских конференциях и ставить вопросы руководителям районов. И зал наверняка их поддержит аплодисментами.

Вторая: в условиях, когда текущее управление школой усилиями вышестоящей бюрократии всё больше превращается в примитивный, отбирающий у руководителей последние

силы документооборот, где нет места управлению как таковому, а есть лишь мелочный контроль и унизительный надзор, огромную роль в сохранении школы, где действительно происходит созидание (образование) личности, начинает играть так называемая внутренняя (она же корпоративная, или организационная) культура школы и районной образовательной системы. Эта культура содержит в себе и постоянно воспроизводит традиции школы, её дух и внутренний календарь, незыблемые, хотя и неписанные правила педагогической этики, особую атмосферу интеллигентности в отношениях «ученик — учитель — администратор — родитель» и т.п.

Статья М.М. Поташника о том, как именно создаются условия для выращивания культуры школы, «окультуривания» межшкольного и околошкольного социального пространства, усилиями всего лишь нескольких человек районного уровня и директоров школ, объединённых общей благородной целью. А цель эта в том, чтобы место, где они живут, оставалось не просто пригодным для жизни людей, но развивалось, становилось лучше, чтобы дети оставались на земле отцов, чтобы лучшие ученики возвращались в свои школы хорошими учителями... Очень важно каждому школьному администратору ознакомиться с тем, как именно, какими средствами, в каких формах осуществляется управление формированием внутренней культуры школы и всего образовательного пространства муниципальной территории.

Наконец, третья причина. Она совсем простая, хотя, наверное, самая важная. Прочитав статью М.М. Поташника «Не стоит село без праведников», директор школы, завуч, председатель методобъединения, учитель, родитель, даже старшеклассник, а вдруг и руководитель муниципалитета — почувствует, поверит, что «ничего не пропало», что от каждого из них (нас!) в конечном счёте зависит хорошее будущее своей школы, а может быть, и выше. Статья по-настоящему внушает оптимизм. И профессиональный, и даже житейский. После её прочтения хочется работать с верой в себя и людей.

М.В. Левит, заместитель директора 1514-й московской гимназии, кандидат педагогических наук

• управление образованием • развитие педагогов • культурный кругозор

• научно-культурные инвестиции

Опора на науку и культуру: всё лучшее — учителю (возвращение к разумному управлению)

Чтобы понять, в чём смысл и особая ценность опыта Новониколаевского района, покажем, что произошло в масштабе страны с взаимоотношениями школы и педагогической науки в последние годы. Учителя перестали приобретать и читать книги, руководители перестали приглашать учёных для сопровождения экспериментов, разработки проектов, наконец, для развития педагогов, которое приносит результат, если оно носит непрерывный характер. Сложилась отвратительная и опасная тенденция пренебрежения и даже полного игнорирования научного

знания, творчества, а гипертрофировано и без того преувеличенное значение бездумной исполнительности указаний чиновников, основанной на извращённом толковании вертикали власти.

Когда статья была написана, по сложившейся у меня практике я разослал текст коллегам для замечаний и предложений. Среди писем, которые получил в ответ, выделяется одно — моей бывшей соискательницы, директора школы, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя России, которое привожу.

«За последние годы мы в педколективе не обсуждали ни одной научной идеи, не слушали никого из учёных, не проводили экспериментов (как положено — с инновационной идеей, моделью, гипотезой)... Последние годы мы даже намеченный нами же план фактически не выполняли, а работали только по исполнению бесконечных распоряжений и указаний сверху, сдавали справки, отчёты, данные, но никакого научно-методического сопровождения образовательного процесса не было, это исчезло из нашей жизни. Мы просто не заметили, как стали частью порочной практики небрежения научным знанием, частью этого сложившегося в стране мракобесия»1.

На этом мрачном фоне опыт сельского Новониколаевского района Волгоградской области, конечно, удивляет. С момента назначения П.В. Митяшова председателем комитета по образованию в 2007 году и по настоящее время в районе побывали по несколько раз (Вы не поверите!). три десятка докторов и кандидатов наук, профессоров, академиков в качестве лекторов, руководителей экспериментов и проектов и др. Мы специально называем имена этих учёных, преподавателей вузов, сотрудников академий, поскольку все они известные люди, чтобы у читателей не было сомнений, ибо описанное — уникальный и для Волгоградской области, и для страны факт: С.В. Белова, В.В. Сериков, С.М. Домусчи, В.И. Слободчиков, В.И. Супрун, Е.А. Ямбург, Д.В. Полежаев, Н.К. Сергеев, А.А. Остапенко, М.В. Кла-рин, С.В. Куликова, Л.А. Милованова, Л.В. Макмак, Г.М. Николаенко, В.П. Нико-лаенко, Т.А. Хагуров, Е.В. Брысина, Л.Н. Савина, Н.М. Борытко, Т.А. Замятина, И.В. Власюк, Н.А. Красавский, Е.В. Зудина, Т.В. Черникова, О.С. Карпова, М.В. Николаева, А.Г. Критский, Г.Н. Насу-ленко, Т.П. Резник и др.

1 Мракобесие (то же, что обскурантизм) — враждебное отно< шение к науке, просвещению, знаниям, культурному прогрессу. — Словарь русского языка: В 4-х т. — М.: Русский язык, 1984. — Т. 2. — С. 568.

Беру на себя смелость утверждать, что ни в одном муниципальном образовании страны, ни в одной школе за несколько лет учителя не общались с таким количеством учёных.

Кроме мероприятий районного масштаба, многие из названных учёных и деятелей культуры работают в рамках эксперимента, проекта по конкретной для каждой из 15 школ района теме. Как Вам это, уважаемый читатель?! И это при том, что р.п. Новониколаевский находится аж в 350 км (!) от областного центра. А теперь представьте себе, сколько организационно-управленческих усилий нужно было предпринять, сколько людей задействовать, сколько управленческих проблем (финансовых, правовых, кадровых, научно-методических, информационных, временнымх, материально-технических, организационных и др.) решить, чтобы работу учёных с учителями и детьми осуществить.

А ведь во многих районах области и страны сейчас нет ни одной экспериментальной площадки или даже проекта, ни одного профильного класса, ни одного учёного с какой бы то ни было лекцией.

В Новониколаевском районе всё не так: сейчас работают 4 региональных инновационных площадки. С одним только Волгоградским педуниверситетом реализуется 8 совместных проектов и программ.

Комитет по образованию Новониколаевского района и 3 инновационные площадки получили статус лабораторий Волгоградского научно-образовательного центра РАО. Некоторые из них выиграли гранты РАО, губернатора и др. Опыт работы системы образования района с учителями представлялся на очень серьёзных заседаниях учёного совета Волгоградского социально - педагогического университета, на Всероссийских съездах участников апробации и освоения проф-стандарта в Москве, на конференциях

и семинарах различного уровня, в центральных журналах.

Когда и где это было, чтобы один из самых небольших сельских муниципальных районов области проводил у себя международные (!) научно-практические конференции? А тут это обычное дело.

День Педуниверситета — этого нет ни в одном районе Волгоградской области! Ректор, весь ректорат и учёный совет вуза, студенты — все здесь! И все работают с учителями и детьми.

Полностью поменялись тематика и формат муниципальных образовательных мероприятий. Фестиваль ученических проектов «Есть идея!»; конкурс не рефератов или «погубленных» докладов (как в большинстве школ страны), а настоящих исследовательских работ «Во всём мне хочется дойти до самой сути»; фестиваль мировых культур «Глобус»; муниципальные проекты «История исчезнувших хуторов», «Душа живёт иным законом...», «Памятники и обелиски Новониколаевского района»; Школа молодого учителя; диспут-клуб для подростков «Иду на Вы!». Три года 16 школьных команд играют не в какие-то дешёвые полуопереточные игры, а в высокоинтеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» от областной ассоциации знатоков и эрудитов.

До прихода П.В. Митяшова отслеживать публикации учителей района было нетрудно, их было немного. Сегодня отследить процесс публикаций непросто: количество статей стало весьма велико. Школами издаются сборники статей, конспектов уроков под научной редакцией известных учёных.

В прошедшем году было организовано обучение педагогов и руководителей в магистратуре (14 человек). В планах — провести конкурс исследовательских работ. педагогов.

Пожалуй, я остановлюсь. Дело не в перечне, а в содержании. Если в двух словах, то комитет реализует то, в чём он видит смысл жизни человека: «Стать большим, чем ты есть» (слова председателя комитета П.В. Митяшова).

И это при том, что все нынешние тяжелейшие проблемы российского образования не проходят мимо района: оптимизация сети школ, хроническое недофинансирование, снижение стимулирующих выплат, филиализация и отчёты, справки, глупые отягощающие жизнь приказы сверху — всё как у всех в стране. Какая-то работа по развитию и прежде велась, но она была стабильно-застывшей, без какой бы то ни было стратегии, без свежей мысли и нестандартных решений. Итоги работы подводились на до отвращения скучных августовских конференциях (ремонтные работы, приёмка школ, местечковые интересы и, конечно, достижения без анализа проблем). Бывший глава района самодовольно с высокой трибуны журил «провинившихся» руководителей, а затем — поздравления и чествования: ветеранов, юбиляров и т.д. К слову сказать, в большинстве муниципалитетов России и сегодня так всё проходит.

И когда на первую августовскую конференцию в 2007 году, подготовленную командой П.В. Митяшова, приехали ректоры и профессора волгоградских вузов и корреспондент Волгоградского ТВ — уже сам факт произошедшего был оглушительным. Глава района, приглашённые гости-учёные, сам председатель комитета впервые произнесли, что главная проблема школы и педагогики — прежде всего сам педагог, его квалификация, профессиональные возможности, его развитость/неразвитость, и если не заниматься его профессиональным и культурным ростом, его мировоззрением, никакого развития не будет. Ни слова об отремонтированных кабинетах, ни слова о славных победах. Сказано совсем иное: «За бравыми докладами об очередных поставках компьютерной техники и приобретении школьных автобусов мы забыли о самом главном человеке в школе — об учителе». У людей загорелись глаза, затрепетало сердце, заработал мозг. Они захотели иначе работать и иначе жить.

Опыт организации работы комитета по образованию, руководителей школ и учителей Новониколаевского района Волгоградской области по развитию педагогов позволяет сделать важный вывод для многих читателей — работников образования России: ошибочно считать причиной апатии и застоя в образовании только недостаточность финансовых средств. И воистину прав был выдающийся российский хирург, естествоиспытатель и педагог Н.И. Пирогов, когда писал: «Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами».

Уместно будет добавить: учителя Новониколаевского района первыми в стране и практически стопроцентно собрали деньги и приобрели каждый для себя методические пособия «Как помочь учителю в освоении ФГОС », «Освоение ФГОС: методические материалы для учителя». Тут показателен и сюжет с новым талантливым учебником-энциклопедией для вузов члена-корреспондента РАО А.В. Хуторского «Дидактика». Когда я сообщил о выходе этой замечательной книги, то реакция в районах была такая: «Ой, 1 200 руб. (там 720! страниц. — М.П.) — это для нас очень дорого», «Дидактика? — напомните, пожалуйста, что это такое?» и т.п. И только школы Новониколаевского района приобрели её сразу по экземпляру на каждое образовательное учреждение. А председатель комитета сказал: «Это же современная основа для методической работы с учителем на много лет». Напомним: современного учебника дидактики в России не было больше 30 лет.

П о о

Залогом устойчивого развития педагогов района является и постоянная работа по поддержанию и расширению не только научного, но и культурного кругозора сельских учителей. Назовём наиболее значимые дела из этого аспекта работы комитета.

1. Стажировки и научно-педагогические экспедиции. Это непросто организовать с финансовой точки зрения (а в свете 44 ФЗ

работа усложняется в разы). Школам трудно зарабатывать внебюджетные средства, очень трудно побуждать учителей использовать личные сбережения. Но без этой работы нельзя. Суть стажировок в лучших школах Москвы и Санкт-Петербурга проста: «лучший способ обучения — быть помощником мастера» или хотя бы быть с ним рядом.

2. Работа педагогического клуба «Сферы». Это встречи педагогов в неформальной творческой обстановке, где звучат стихи (в том числе и в авторском исполнении), песни, эссе, обсуждение острых и интересных публикаций.

И сразу видны душа, талант (или его отсутствие) каждого.

Группа педагогов СШ № 3 побывала вместе с детьми в мастерской заслуженного художника РФ С.М. Домусчи. Смонтировали об этой поездке фильм. Так вот, его всесторонне обсудили в учительской среде клуба.

3. Посещение театров, встречи с артистами. Даже Новониколаевский — самый отдалённый от областного центра район сотрудничает с театральными коллективами региона, например, с Волгоградским театром юного зрителя, который ставит

'Т' о

спектакли и для взрослых. 1 ак, в районном доме культуры ТЮЗом был представлен спектакль «Брачный договор» по одноимённой пьесе Э. Кишона. В апреле педагогов пригласили на премьеру спектакля «Последний звонок» с последующим его обсуждением с автором сценария. На встрече с режиссёром театра решено начать работать с детскими театральными студиями района.

Т «

Также в район по приглашению приезжает театр Волгограда «Благодатное небо». Последняя показанная пьеса — «Русский крест» по поэме Н.А. Мельникова.

Хотя сцена местного ДК не приспособлена для использования всех возможностей театра, но не в этом суть. Вообще театром

довольно быстро заражаются. В соседней Воронежской области — Борисоглебский драматический театр. С ним район сотрудничает более 10 лет. И они выезжают, и учителя — к ним. Чаще всего — это смешанные группы педагогов и школьников.

Когда нет возможности приехать труппе целиком, приглашают кого-то из артистов, и он даёт перед учителями моноспектакль. Такое сотрудничество в части организации — не столь уж и сложно.

Работа в данном направлении обеспечивает не только интеллектуальный рост учителя в целом, это и постижение возможностей импровизации, техники актёрского мастерства, это интерпретация литературных произведений, совместный просмотр с детьми и последующее обсуждение, написание эссе по полученным впечатлениям и т.д.

Для поддержания и развития общей культуры за последние 5 лет учителя района не раз побывали в театральном институте им. Б. Щукина, в театре им. Вахтангова, в Мариинском театре, в Доме моды Вячеслава Зайцева, в Оптиной пустыни, в Тарханах, в музее-усадьбе С.А. Рахманинова в Тамбовской области и др.

4. Проектная деятельность школ обязательно предполагает и работу по расширению культурного кругозора и развитию интеллекта учителя. В Куликовской школе реализуется интереснейший проект «Письма о главном», в основе которого выстраивание творческих отношений с известными деятелями науки и культуры через переписку. Эпистолярный жанр не просто забыт, а трансформирован в уродливые открытки с готовыми куплетами-поздравлениями, в SMS-ки без точек и запятых и т.д. А в Новониколаевском районе учителя и школьники пишут письмо лауреату премии им. А.И. Солженицына, земляку, писателю Б. Екимову и получают в рукописном виде (!) — ответное... Это совершенно другие (неформальные, душевные и духовные) письма! Это иной уровень общения!

Конечно, полезны могут быть не только проекты. Школа № 2 вышла с инициативой проведения фестиваля «Свидание с музыкой».

Дети, обучающиеся в музыкальной школе, занимающиеся классической музыкой, часто выпадают из многих внеклассных мероприятий. В актовом зале школы собрались владеющие скрипкой, баяном, фортепиано, гитарой. На встречу пригласили преподавателей музыкальных школ соседних районов. Это был потрясающий концерт! Юноша из 10-го класса сказал: «Я, наконец-то, увидел, что моя скрипка нужна людям». «Ради этих моментов стоит работать педагогом», — сказали мне учителя.

5. Использование грантов. Для педагогов они связаны с инновационной деятельностью. Вот уже 7 лет в Новониколаевском районе премию главы муниципалитета получают ежегодно 5 педагогов, проделавших большую культурно-просветительскую работу.

После всего этого в школы приходят другие (обновлённые) учителя с желанием работать лучше.

Скажите, уважаемый читатель, в Вашем городе, районе, школе учителя живут такой насыщенной интеллектуальной и культурной жизнью? Как Вы думаете, в чём причина того, что в Новониколаевском не так, как у большинства? * * *

Один из рецензентов статьи сказал нам: «Всё это красиво, конечно. Но каковы официальные (измеряемые) показатели качества образования?» Оставим на совести автора вопроса его дремучее невежество: непонимание того, что качество образования человека — неизмеряемая категория. И ответим: средний балл ЕГЭ выпускников Новониколаевского района по математике и русскому языку, литературе, географии, физике, обществознанию выше областного. Таковы дивиденды на научно-культурные инвестиции в развитие личности учителя, при этом не немногих избранных, а каждого!

И ещё один значимый штрих об образовательной системе Новониколаевского района: накануне последнего приезда мне было высказано пожелание-социальный заказ: «Вы бы не могли провести занятия хотя бы с руководителями школ и их заместителями на тему «Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах?» Как Вам это, уважаемый читатель? Вопрос, над которым боятся думать даже учёные, вузовские преподаватели. А тут учителя из глубокой провинции! Красноречивый факт, однако!

Учитель — не только профессия, а и предназначение

Во все времена в России учителей не хватает. А хороших педагогов особенно. У кого ни спроси, в ответ знакомая аргументация: «Денег платят мало, а работать приходится очень много». И это — сущая правда. Но какой смысл обсуждать это, если учителя всё терпят. В Новониколаевском подошли к вопросу по-новому: организовали сетевой проект «Социально-педагогический класс». Его открыли совместным решением Волгоградского социально-педагогического университета и комитета по образованию района. Созданы были программы, учебные планы и т.п. Срок обучения 2 года. Все учащиеся (это 10—11-е классы) получают возможность обучаться в вузе по целевому контракту на одном из факультетов университета. Вероятность возвращения в свой район высока: здесь же их дом, родители, близкие.

В чём особенности этого проекта.

Во-первых, это отбор кандидатов не только и не столько по показателям успеваемости, а и по тому, где и как проявила себя старшеклассница (старшеклассник) в общении с младшими, может ли претендент свободно общаться с детьми, есть ли у него педагогические задатки. Здесь понимают, что хотя главным критерием отбора в педагогический профильный класс является хорошая успевае-

мость претендента и по выбранному профилю (предмету), и другим предметам, но все знают, что этот показатель не коррелирует с педагогическими способностями.

Во-вторых, это организация таких видов деятельности, творческих дел, где потенциальные педагоги могут себя проявить как старшие товарищи, учителя, друзья. Особенно в лагерях кратковременного пребывания, экскурсиях, в выездах за пределы района и др.

В-третьих, учителя вместе с будущими своими коллегами готовят уроки и дают им возможность вести эти уроки, пробовать себя в роли учителя, почувствовать роль педагога.

В-четвёртых (и это главное), — помощь психологов и педагогов в нахождении своего предназначения (или констатация его отсутствия). Напомним, что синонимами предназначения являются: способность, призвание, жилка, природная склонность, дар, судьба, доля, счастье, смысл жизни, миссия, функция, будущность, посланни-чество, удел, участь.

Речь идёт о том, что есть немало работающих учителей, которые знают науку, лежащую в основе учебного предмета и методику его преподавания, но дети их не слушаются, не воспринимают, не любят, а то и ненавидят. И этот горе-учитель не понимает, почему, и начинает ви-

о Г" о

нить детей. Ему нужно уйти из школы, а он говорит: «Я больше ничего не умею» и мучает детей, мучается сам, поскольку у него нет педагогического призвания, харизмы, которые являются только генетически заданным фактором. Ведь развить в себе можно только то, что заложено природой. Как говорят: «Если призвание (предназначение) человека — лесоруб, то ему не нужно идти работать в яблоневый сад».

Наконец, кандидатам в педагоги честно говорят, что они будут учиться в вузе,

получат там любимую профессию, но за которую платят невысокую зарплату, что дети требуют полной самоотдачи и потому могут возникать проблемы в личной жизни и т.п.

Так что пока в других местах только сетуют на нехватку педагогов, в Новониколаевском выращивают будущих учителей для своего района.

И небывалое бывает: интеллигент в чиновничьем кресле

Здесь мы расскажем о необычном чиновнике — председателе комитета по образованию Новониколаевского района Волгоградской области Петре Викторовиче Митяшове, который (если говорить кратко) поднял образование района из разрухи.

Что такое современный российский чиновник? Это человек-функция с особым отношением к людям, суть которого: за мнимым величием собственной личности не видеть человека в подчинённых, за звонками вышестоящих не слышать, не чувствовать боли и нужды других. П.В. Митяшов — несомненно феномен, исключительное явление в российском образовании. За 55 лет постоянного общения с работниками образования России я таких не встречал.

ЛЧ о о

С одной стороны, постоянная тьма хозяйственных забот о школах, детсадах, учителях и детях района; ежедневное море документов (запросов, предписаний, распоряжений, приказов и пр.), которые нужно читать, принимать решения, реализовывать, отвечать; взаимодействие с бесчисленными надзорными структурами (прокуратура, рособрнадзор, потребнадзор, технадзор, санэпиднадзор, трудовая инспекция, МЧС (пожнадзор), автодорнадзор, атомтех-надзор, ветеринарный надзор, экологический, ГИБДД, госинспекция по маломерным судам, КРУ и т.д.); представительство на совещаниях, заседаниях в районе и области (до Волгограда 350 км); отстаивание интересов образования района везде (это сейчас всегда борьба) и т.д. Этого (чиновничьего) всегда много с утра и до нового утра.

С другой стороны, П.В. Митяшов участвует во всех собственно педагогических и методиче-

ских мероприятиях. Не просто присутствует или создаёт условия (хотя одно это было бы уже хорошо, так как многие и этого не делают), а именно участвует, генерирует идеи, анализирует, организует, то есть ежедневно взаимодействует со школами, директорами, учителями, детьми. (См. раздел «Опора на науку и культуру.».)

Пожалуй, самая большая специфическая особенность этого чиновника в том, что он по сути своей был и остался творческим не только управленцем, но и педагогом, несмотря ни на какие обстоятельства. Пётр Викторович лично ведёт занятия в педклассе, организует и ведёт как активный модератор диспуты с молодёжью района по острейшим проблемам, организует приобретение предварительно изученной им самим методической литературы всеми (именно всеми!) учителями района, посещает уроки учителей с их последующим анализом. (У нас сейчас редко какой завуч ходит на уроки, а тут председатель комитета района.)

Когда в 2014 году мы готовили первое в стране пособие по стандартам, получили много очень хороших разработок уроков со всей страны, но лучшей оказалась разработка урока Петра Викторовича по пьесе А.Н. Островского «Гроза» как самая грамотная, интеллектуально насыщенная (читатель может сам посмотреть и оценить её по книге «Как помочь учителю в освоении ФГОС», стр. 88—93) и безусловно очень творческая.

В работе с директорами школ у П.В. Митяшова свой принцип: работать не по формуле «приказал — исполнили», а «посоветовались — решили». Он очень ценит каждого директора как личность, на которую возложена огромная ответственность.

Особо хочу отметить письма Петра Викторовича педагогам района (и всем, и индивидуальные) — отклик на события

в образовании района, духовная поддержка тех, у кого проблемы, несчастья, трудности. Всё это делает его письма ожидаемыми, желанными.

Пётр Викторович пишет научные статьи, есть у него собственная проза и стихи глубокого философского и очень личного содержания, которые трогают до глубины души.

А ещё удивляет его фантастическая работоспособность. Трудно представить, как всё сделанное П.В. Митяшовым за 10 лет вмещается в одну человеческую жизнь.

Кроме широкой общекультурной эрудиции П.В. Митяшов — безупречно грамотный (и с точки зрения русского языка) человек. Его письма, выступления, доклады — образец логической выстроенности, эмоциональной окрашенности, остроты фактов, точности оценок событий и обобщений, всегда филигранно отточенный текст при полном отсутствии орфографических, синтаксических, стилистических и орфоэпических ошибок. Добавим к этому тонкий эстетический вкус (в живописи, музыке, поэзии), удивительную чуткость и отзывчивость к проблемам учителей, детей, их родителей (то есть у чиновника не утеряна связь со школой, с нуждами людей). Это высокообразованный человек, обладающий огромной внутренней культурой, настоящий интеллигент, несомненно благородная личность. Быть на чиновничьей должности и остаться человеком — дело не из лёгких. Вы много встречали таких чиновников?

Человек на своём месте

Когда речь заходит о чиновниках более высокого уровня, то у большинства людей портится настроение и на лице непроизвольно возникает гримаса отвращения, поскольку об абсолютном большинстве чиновников ни одного доброго слова сказать нельзя. Почти все они считают себя едва ли не Богом избранными и потому наглые, высокомерные, не уважающие и не любящие людей — кому

они, собственно, и призваны служить. И если речь идёт о главах администраций городов и районов России, то по отношению к руководителям органов образования и школ у них всегда есть утверждённая законом издевательская и кощунственная по своей несправедливости 278-я статья, ч. II «Увольнение руководителя без объяснения причин».

В нынешнее время чиновник, который душой болеет за дело, за людей, — явление редчайшее, а потому и очень ценное. Именно таким является глава Новониколаевского района Сергей Степанович Чул-ков. Несколько фактов без комментариев.

У главы района по-настоящему хорошие отношения на человеческом уровне с каждым из директоров школ, заведующих детсадами и учреждениями допобразова-ния. На них он, прежде всего, и опирается во время предвыборных баталий.

Никогда не пропускает августовскую педагогическую конференцию (на этот день возвращается из отпуска или командировки, где бы ни был). Внимательно слушает выступающих. Все знают, он не терпит победных реляций и ценит тех, кто говорит о проблемах. Обязательно отвечает по каждой претензии, проблеме, противоречию.

Пять лет район проводит День Педуни-верситета, когда в район приезжают ректор, весь ректорат и профессорско-преподавательский состав. С.С. Чулков уделяет этому событию весь день, отложив все прочие дела, даже если это связано с мероприятиями в областном центре или в столице.

Его решением ежегодно (вот уже шесть лет) проводится конкурс с получением премии главы района для педагогических работников. Ни в одной другой отрасли такого нет. Учредил также премию главы для отличившихся в учёбе и творчестве детей. Считает образование брендом Новониколаевского района.

Не любит, когда его благодарят за внимание и поддержку кого-то или чего-то в образовании. Тут же переводит благодарность на непосредственных инициаторов и исполнителей любых удач, успехов, побед в системе образования. С.С. Чулков несомненно обладает лидерской харизмой и огромным человеческим обаянием, как и подобает хорошему руководителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И наконец, о самом болезненном вопросе для школ страны — хроническом недофинансировании образовательной отрасли. В Новониколаевском районе Волгоградской области с благодарностью называют имя главы района — Сергея Степановича Чулкова, который при острейшем дефиците финансов изыскивает возможности и не только словом, но и делом поддерживает развитие общей культуры педагогов района, а не ведёт себя как иные жлобы из числа муниципальных и государственных чиновников или депутатов, невежественно заявляющих: «Мы этому образованию всё валим и валим, а им всё мало и мало».

Если кратко: глава района любит свою большую и малую родину, любит людей, которые здесь живут. В этом секрет успехов района и личностный смысл его управленческой работы, его жизни.

Кто светел, тот и свят: отец Константин

В Новониколаевском районе (в системе образования, в его социальной жизни) есть личность, с которой все хотят общаться. Это Константин Владленович Зелинский — священник, настоятель прихода храма Архангела Михаила х. Алексиковский Новониколаевского района Волгоградской области; руководитель отдела религиозного образования Урюпинской епархии; доцент кафедры теории, методики и организации социально-культурной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования; заместитель директора по научно-методической работе школы № 2 Новониколаевского района, кандидат педагогических наук.

Многие не понимают: «Как это священнослужитель и работает на светской должности заместителя директора школы в государственном

учреждении?» Ну, и, конечно, аргументы, что по Конституции школа отделена от Церкви, что Богу — богово, а кесарю — кесарево и т.д.

В Новониколаевском всё в соответст-

тг «

вии с Конституцией, но не так, как везде. И мы считаем: всё, что связано с К.В. Зелинским, сложилось правильно. И дело тут, прежде всего, в нём самом: сила личности этого человека такова, что в какой бы роли он ни выступал, он — незаменимый помощник и администраторам района, и директорам школ, и завучам, и учителям, детям, родителям — всем.

Объясним ситуацию. Никого не удивляет, что академик, лауреат Нобелевской премии (за научный вклад), физиолог И.П. Павлов был глубоко верующим человеком.

Выдающийся французский математик, механик, физик, литератор и философ XVII века Блез Паскаль был не только верующим, но и вёл полумонашеский образ жизни.

Архиепископ (!) Русской Православной церкви Лука (в миру В.Ф. Войно-Ясе-нецкий), доктор богословия, был и доктором медицинских наук, профессором, выдающимся хирургом и анестезиологом.

А о Н.И. Пирогове и К.Д. Ушинском, которых мы чтим и постоянно цитируем, и говорить нечего. Полагаю, примеров достаточно, и они убедительны.

Причина недоумений и вопросов в том, что общество ещё только медленно подходит к пониманию того, что жёсткой границы между религиозным и научным сознанием нет. Не случайно так уважаемый школьными педагогами-гуманитариями В.С. Библер в своём труде «От на-укоучения к логике культуры (Два философских введения в XXI век)» писал, что XXI век — век диалогики, то есть

естественного совмещения и взаимного обогащения научной логики, технических прозрений, интуиции, чувствования души и всего того, что даёт человеку вера. Иначе говоря: многим людям нужны и высокая научная культура, и глубинное понимание религии.

Отец Константин (в миру Константин Владленович Зелинский) так же, как его выдающиеся предшественники, не путает школьную или вузовскую кафедру и амвон.

Чтобы понять уровень эрудиции (а он высочайший!) К.В. Зелинского как педагога, предлагаем прочесть его мнение о новом федеральном государственном образовательном стандарте: «ФГОС, как и всё новое, страшит. И «футлярный» учитель, с неизменным «как бы чего не вышло», формально исполняя требования ФГОС, свой испуганный взор неизменно преклоняет пред тремя высокомерными буквами — «Е» «Г» «Э». В них он видит защиту и спасение (натаскаю, надрессирую, успешно доведу до выпуска: мне спокойно и другим хорошо), но, увы, не видит в них тюремных стен, ограничивающих взгляд на мир. Учитель же, который не боится заглянуть правде в глаза и откроет (именно откроет, а не продекларирует, что открыл) двери под названием ФГОС, обнаружит масштабный арсенал возможностей для преобразования не только своей педагогической деятельности, но и самого себя, и учащихся. Он может обрести новую педагогическую позицию: не урокодателя, а учителя, научающего учиться, учителя-мудреца. Он не только заботится о ЗУНах, но и мотивирует учащихся на совместную познавательную деятельность, где знания — мостик к постижению мира, непосредственная встреча с миром и устроение подлинных отношений с мирозданием, а не набор ответов для ЕГЭ.

Однако нельзя не отметить неизбежные риски: в погоне за разнообразными результатами (предметными, метапредметными, личностными) не свалиться бы в формализм и не потерять бы Человека с его индивидуальной и уникальной траекторией развития. А пото-

му учитель, открывающий дверь в пространство ФГОС, должен в первую очередь ответить себе на вопросы: во имя кого? (вопрос об абсолютном смысле бытия), во имя чего? (вопрос о ценностях) и для чего? (вопрос о цели) он будет учить детей. И только тогда ФГОС, возможно, станет для него Факелом Горящим, Освящающим Сердца».

Как вам такая эрудиция, господа учёные, методисты, руководители всех рангов, учителя?

Всех, кто входит в дом К.В. Зелинского, поражает его домашняя библиотека. Такое с любовью собирается всю жизнь. Книги по педагогике, философии, богословию. Глаза разбегаются. Многие педагоги и жители района и по сей день пользуются книжными запасниками о. Константина с его великодушного разрешения.

Встречи с о. Константином, беседы с ним — неотъемлемая часть жизни людей Новониколаевского. Они очень многое дают и в плане духовной крепости, и для ума, и для души. Он лишён крайностей, фарисейского налёта, допускает компромиссы и никогда не настаивает на посещении прихода, в котором он служит.

Для верующих он — священник. Для всех остальных — мудрый аналитик и советчик. До приезда о. Константина в районе была духовная пустыня, люди не знали, что есть Евангелие, впервые услышали от него многие сюжеты и притчи, взятые из самой издаваемой в мире книги — Библии, — это о каждом из нас или наших близких, знакомых, коллег, соседей: о блудном сыне, о зависти (история о Каине и Авеле), о тиранической природе царской власти, об ученике — апостоле Иуде. Наконец, многие впервые услышали от о. Константина потрясающий по своей интеллектуальной мощи, истинности, мудрости и красоте гимн Любви из послания Апостола Павла коринфянам.

Выступает против огульного внедрения «Основ православной культуры», считая, что в большинстве своём этот предмет не подкреплён кадровыми ресурсами, а вести его должны только хорошо подготовленные учителя.

Отец Константин открыто выступал против массового учительского невежества. Заметьте, читатель: не руководитель регионального или муниципального органа образования, а завуч сельской школы и священник. Речь идёт о фактах, когда в ряде областей Приволжского федерального округа стали проводить районные, окружные, региональные конкурсы учителей «Лучший православный учитель», не удосужившись вникнуть в формулировку названия соревнования. Речь идёт об учителях, преподающих вышеназванный учебный предмет, где один из модулей по выбору учеников или их родителей называется «Основы православной культуры». «Ну, подумайте, — пишет о. Константин, — может ли быть конкурс с названием «Лучший православный рабочий», «Лучший православный хирург» и т.д. Разве для врача есть какие-то именно православные методы лечения или для рабочего — особые православные приёмы обработки деталей?

Т «

То же и в школьной педагогике — разве есть какие-то особые православные методы преподавания или православные приёмы, средства, формы обучения? Невозможно понять и другого: а что, учителю предметной области «ОРКСЭ» с модулем «Основы православной культуры» слабо выйти на общий конкурс «Учитель года»? Ведь победителя этого конкурса определяют по параметрам педагогики, а не по вероисповеданию или идеологии? Я за преподавание в школах основ православной культуры, но название конкурса, предполагающего соперничество, соревнование, некорректно, и мой аргумент против такого названия богословский. Православие, как и любая религия, вера, — сфера весьма деликатная, а потому нужно взвешивать каждое слово, каждую формулировку и помнить: имя Господне и всё то, что связано с именем Господним, не нужно нам самим, православным, поминать всуе. Это ведь одна из десяти Заповедей Божьих».

Досадно, что никто из учителей Кировской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской и других областей не отказался участвовать в этом невежественном даже по названию ме-

роприятии!». От себя заметим: речь идёт о мероприятии, которое одобрили и полпреды Президента РФ, и губернаторы, и министры образования, и., и участвовавшие в конкурсе учителя. Подумайте, читатель, много ли Вы знаете людей, которые бы так грамотно и принципиально высказывали свою позицию?

Благодаря К.В. Зелинскому, в школе, где он работает, открыты зал отечественной культуры и зал науки, школы района стали центрами культурного образования жителей района. Он читает лекции об искусстве, проводит вебинары по педагогике для учителей страны, организует выставки художников и просмотры острых художественных фильмов с их последующим обсуждением, поставил школьный спектакль «Путешествие в музыкальное королевство», курирует шахматный кружок и секцию бадминтона и т.д.

За время моих приездов в Новониколаевский район и в Волгоград столько людей поведали о том, что отец Константин кому дал дельный совет, кого поддержал, чьи действия проанализировал, кому помог понять, разобраться в противоречивой ситуации, кого аргументировано критиковал и поправил, кого просто выслушал, кого утешил. (несть числа). «Светлый человек!» — сказала мне одна мудрая учительница. И я тут вспомнил строчку из песни: «Кто светел — тот и свят». Это как раз про таких, как и педагог, и священник по призванию о. Константин (Константин Владленович Зелинский).

К месту добавить: отец. 7 хороших детей (6 своих и 1 приёмный), окончил Новосибирскую консерваторию.

Вернёмся к названию статьи

Когда статья была закончена, необходимо было заключение или хотя бы итоговая фраза, возвращающая читателя

к названию статьи. Но никак не получалось. И я обратился за помощью к своему очень эрудированному и мудрому соавтору по многим книгам — кандидату педагогических наук, заместителю директора по научно-методическому обеспечению образовательного процесса 1514-й московской гимназии М.В. Левиту. Прочитав статью, он написал заключение, объясняющее название статьи, которое мы и приводим:

«Не стоит город без святого, а село без праведника». Сказано давно и вроде бы не про нынешний XXI век — и не святой, и не праведный.

А людям, как и во все времена, хочется справедливости, чистоты, порядка, добрых отношений, честности, трудолюбия, наконец. Хочется, чтобы врачи лечили, рабочие — трудились, продавцы — не обманывали, учителя — учили, полицейские — охраняли, судьи — судили по закону и совести, чиновники — добросовестно и грамотно управляли.

Многие ошибочно считают: «Чем больше полицейских, чиновников, чем больше запретов, суровых законов, штрафов, прокуроров и охранников — тем лучше будет жизнь». Но не получается. В нынешней России чиновников уже в полтора раза больше, чем было во всём СССР, и полицейских, и судей, и охранников — в разы больше. А сколько сёл и городов загажены, сколько людей заражены наркоманией, страдают от безделья, от безнадёжности, от невостребованности и не видят лучшего будущего., говоря старинным языком «не стоят», «опустились», «упали». Правы, получается, предки — не заменяют прокуроры, полицейские, охранники, чиновники и прочие госслужащие тех, кого можно и сегодня считать тихими сельскими праведниками, благодаря которым есть в Отечестве места, где, по-прежнему, «стоят» сёла: чистые, ухоженные, с хорошими школами, крепкими семьями и хозяйствами и даже — честными и умелыми администраторами.

Эта статья была о тех, кого почитают (чтут — от слова «почёт») соседи-односельчане не за место в табели о рангах, должность, звание, богатство и даже не за пользу, которую они им приносят. Но тогда — за что? А просто за то, что рядом с таким человеком любой из них чувствует себя хорошим — как ребёнок рядом с любящим отцом. Каждый старается не врать, не воровать, не хамить, бескорыстно помогать соседу, выполнять свою работу красиво и с радостью. Тут даже слово «старается» не очень подходит потому, что добрые человеческие качества при соприкосновении с таким праведником являются без натуги, сами со/- О Т/4 О

бой. Как цветок, который поворачивается к свету не потому, что хочет казаться лучше, а потому, что по-другому не может» .

От себя добавим: таковы люди, работающие в образовательной системе Новониколаевского района Волгоградской области России. Они и есть те праведники, кого в Святом Писании называют «соль земли»2, на ком и держится современная Россия.

Пожелаем им успехов в их трудах

и заботах о детях.

* * *

Конечно, как и во всяком деле, между этими людьми есть масса проблем, трудностей (прежде всего психологических, человеческих). Несмотря на название статьи, они — не святые, у них нет нимбов, а их праведность в том, что они могут держать себя в руках ради общего дела, управлять своими чувствами, симпатиями-антипатиями и подчиняют свои эмоции необходимости сообща творить благо для людей по совести и со всей душевной силой. НО

2 Избранные люди, лучшие представители человеческого общества, самая суть, душа народа, сильные, добрые, надёжные люди, любящие свой народ и свою землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.