Научная статья на тему 'Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах?'

Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / СЕМЬЯ / ЖИЗНЬ ПО СОВЕСТИ / ТРУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поташник Марк Максимович

Отсутствие раздела «нравственное воспитание» в образовательных программах школ. Мнения учёных и практиков о роли нравственного воспитания. Методы и понимание нравственного воспитания в системе формирования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах?»

ШКОЛА и воспитание

КАК ВОСПИТАТЬ НРАВСТВЕННОГО

человека в безнравственных обстоятельствах?

Марк Максимович Поташник,

действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук

Представленный материал посвящён острой проблеме, которую во многих школах не видят, упустили, забызди. Статья даёт возможность прежде всего руководителям школ, их заместителям организовать обсуждение (в рамках педагогического совета, методического совещания, конференции) и принять решение о внесении изменений или дополнений в основную образовательную программу школы, программу развития, а учителям — задуматься о содержании педагогической деятельности, её сущности, стиле, об отношении к детям и отношениях с детьми и, мы уверены, о компетентности и профессионализме.

• нравственность • нравственное воспитание • личность учителя • семья

• жизнь по совести • труд

И

стория возникновения этой статьи достаточно интересна. Я был приглашён для чтения лекций в Новониколаевский район Волгоградской области. Когда программа моего пребывания была согласована, председатель

комитета по образованию П.В. Митяшов высказал пожелание (по сути — социальный заказ): «Не могли бы Вы провести занятие с директорами и их заместителями

на тему...?» (и далее следовал вопрос, вынесенный в название статьи).

Не скрою, вопрос застал меня врасплох и своей неожиданностью, и своей остротой, и тем, что при всей его понятности я был не готов на него ответить.

Заметьте, вопрос был поставлен не научным сотрудником, не преподавателем педагогического вуза или института повышения квалификации учителей, не специалистом по инновациям, а практиками сельского района.

т/ч .. « - «а

Конечно же, серьезный обстоятельный ответ на него требует специального исследования, и не одним человеком, а группой ученых, методистов, школьных практиков. И что немаловажно — времени.

Включить его в план исследования какого-то научного подразделения или кафедры можно только на будущий год, поскольку планы текущего года все сверстаны, и работа начата: внести коррективы невозможно, поскольку контроль, учет, надзор расхода каждой копейки сейчас (сами понимаете)...

Но поскольку проблема была четко сформулирована, актуальность темы выше быть не может, нужно было что-то отвечать.

И я решил обратиться к тем, кого вопрос, как сейчас говорят, зацепил. Получил массу разных ответов, которые попытался как-то сгруппировать.

Важное предупреждение читателю: представленное не является результатом исследования, статья имеет целью обратить внимание читателя на серьезное противоречие в российском образовании, поставить вопрос, который многие упустили, а то и не видят его вовсе.

О чём говорит первая реакция

Чтобы разобраться в настроениях практиков, мы разослали вопрос, вынесенный в название

статьи, в сотню адресов респондентам по всей стране. Реакция была следующей:

• Ну и вопросы Вы ставите!!

• Зачем Вам это, если все равно ничего изменить нельзя?

• А Вы не боитесь, что Вас за этот вопрос. Да и нас вместе с Вами?

Однако более всего нас удивило то, что большинство то ли не поняло вопроса, то ли находилось под воздействием неведомой нам силы, лишившей образованного человека способности мыслить, но не дали прямого ответа вообще, а прислали объемные наукообразные эссе по нравственной проблематике: чем отличается нравственность от морали (или почему не отличается); перечень классных часов на этические темы; перечень (как правило, очень объемный) районных и городских мероприятий, якобы формирующих нравственность у детей. И несмотря на повторные послания с тем же вопросом, мы получали тексты, которые, если интеллигентно назвать, были рассуждениями по поводу, а если прямо и грубо (но по сути), то болтовней.

Потом мне объяснили, что сейчас такой тренд, мейнстрим, тенденция: на конференциях (форумах, семинарах, играх, презентациях) принято говорить о чем угодно, порассуждать, но не отвечать на острые вопросы.

Более того, как мы выяснили, значительная часть респондентов (далеко не худших работников образования) вообще не поняли вопроса, просили разъяснений, уточнений, дополнений.

Чуть позже я установил, что в главных документах, по которым должны сейчас работать школы (основная образовательная программа (ООП), программа развития, проекты на получение грантов) вообще нет проблематики нравственного воспитания, такой раздел вообще отсутствует. Именно эта констатация вызвала изумление респондентов, которые ужаснулись сами от себя и приговаривали: «Что же с нами произошло, если мы главное

в образовании — человека — потеряли, упустили и даже не заметили, как и почему это произошло?»

И заметим: поместив ООП на сайте школы (это обязательное требование), ни Рособрнад-зор, ни органы образования Вам даже замечания не сделают, что в основном документе, по которому должна работать школа, нет раздела «Нравственное воспитание».

Без комментариев.

Личность учителя — первый главный фактор

Напомним, речь идёт о первом из главных факторов воспитания нравственного ребёнка в безнравственных обстоятельствах жизни. Мы сейчас не готовы представить материал в систематизированном научном изложении. Приведём наиболее острые и интересные мнения, которые, мы уверены, дадут достаточное представление, чтобы читатели получили ответ на вопрос «Как ...?». Мы указали имена тех авторов, кто дал нам на это согласие.

• Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личностям (В.А. Караковский).

• Самое плохое для воспитания ребёнка, если учитель — пирожок ни с чем (В.А. Караков-ский).

• Когда у учителя развита эрудиция и вне рамок своего предмета и когда развита общая культура его личности, тогда он сможет организовать воспитание не только по программам, правилам, методикам, традициям, но ив любых непредвиденных ситуациях, постоянно возникающих в жизни детей, а также обеспечить нравственное воспитание и тех, кто груб, строптив, ленив, туп, склонен к дурному, испорчен, изуродован безнравственными обстоятельствами жизни.

• «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это несколько адаптированное

(с церковнославянского) наставление велико-го православного мудреца Серафима Саровского. Если ты — учитель — для себя ещё не нашёл подлинной дороги, то не указывай её другим. Ты же подобен слепому, который

ведёт слепца. Но если ты стал зрячим и видишь дорогу, то только тогда и можешь приглашать детей к путешествию. Спаси себя, то есть обрети свободу, зрение, духовный слух, любовь, которая не ищет своего, которая умеет помогать, которая алчет и жаждет правды, которая созидает жизнь, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи.

И ещё. Муха ищет навоз, а пчела — мёд. Если учитель — пчела, то он соответственно и поведёт детей мимо навозных куч к цветам. И ученики не заметят этих куч грязи. Так что даже один достойный и уважаемый детьми учитель может объять весьма большое пространство. За один урок (или внеурочное мероприятие) нельзя изменить жизнь. Но за один урок можно изменить мысли (установки, ценности, представления) ребёнка, которые навсегда могут изменить его жизнь. (Священник К.В. Зелинский, кандидат педагогических наук, завуч школы № 2 Новониколаевского района Волгоградской области.)

• В школах нравственное воспитание, как правило, имеет словесный характер (монологи, лекции, нотации, проповеди в форме классных часов). Это — фактически иллюзия воспитания, педагогическое заблуждение, ошибка. Я убеждена, что получить результат можно только через продуктивную производственную деятельность, к которой школьник мотивирован и в которой присутствуют постоянные взаимоотношения, взаимодействие между всеми её участниками. Только в этом случае сознанием и сердцем подростка та или иная норма нравственности будет принята. В случае её подтверждения, в процессе проживания подростком конкретной жизненной ситуации, будет принята окончательно, а в противном случае отторгнута.

И без силы воли здесь не обойтись. Вырабатывается она тоже путём активного включения подростка в любую

другую, кроме учебной, деятельность, в которой невозможно получить результат без волевых усилий.

Как же все это сделать? Ответ один: учителю быть вместе с ребёнком, с детьми, а не рядом; участвовать, а не наблюдать.

Если такие действия будут носить постоянный характер, то они непременно обеспечат нравственные результаты воспитания в нашем безнравственном обществе.

В подсобном хозяйстве нашей школы действуют мини-птицефабрика; производства биоовощей, мясомолочной продукции, биогумуса, хлебобулочных изделий.

В мини-птицефабрике содержим кур яичной и мясной пород, гусей, индоуток, перепелок. С апреля по июнь делаем несколько закладок по 150 и 550 яиц.

Много лет занимаемся выращиванием всех видов овощей: фасоли, помидоров разных сортов, лука, моркови, капусты, свеклы, огурцов. С пришкольного участка в 2,8 га собираем: 2 тонны капусты, 2,5 т моркови, 3,5 т свеклы, 120 кг лука, 1,5 т помидоров, более 15 т картофеля. Часть реализуем, а остальное идет в столовую и на корм животным. Благодаря применению биогумуса резко увеличился урожай, что заметно сказалось при его реализации на доходах школы.

Производство биогумуса. Это для нас новая отрасль производства — 4 года. В 2012 году на базе школьного подсобного хозяйства создана вермиферма (червят-ник — помещение для червей) по производству биогумуса с помощью дождевого червя «Старатель». В основу программы школьного элективного курса «Дождевой червь и плодородие земли» положена проблема перехода сельхозпроизводителей на биологическое (органическое) земледелие.

Ребята вместе со взрослыми, используя технологию вермикомпостирования для пе-

реработки органосодержащих отходов, а также самую эффективную технологию «движущейся гряды», получают высококачественное органическое удобрение и жидкие биопрепараты на основе верми-компостов. Используя собственные органические удобрения, мы улучшили почву, увеличили урожайность, выращиваем вкусную, ароматную и полезную растительную биопродукцию. И не будем забывать — в Сибири!

В этом производственном труде мои дети вырастают нравственными, несмотря ни на какие безнравственные обстоятельства жизни, которая у всех нелегкая. (Т.Н. Немирич, директор школы д. Кулиш Чунского района Иркутской области.)

• Ответить можно обстоятельно. Но если выделить суть, то ответ прост: «Воспитать нравственного ребенка в безнравственных обстоятельствах (которые, заметим, создали взрослые), можно — личным примером! Поскольку нравственность не бесплотна, ее носителем является хороший учитель». (М.В. Чеченкова — директор Института развития образования Калужской области.)

• С помощью ЕГЭ, ОГЭ, ВПР из школы сейчас удалено все, что относится

к воспитанию личности. Если в школе никто не занят нравственным воспитанием, то директору даже замечания не будет. А вот если не вовремя сдать отчет, мониторинг, не провести полицейский флешмоб, то держись. Все нравственное вытеснили ежедневные указания, что нужно сдать, чем срочно отчитаться, информационные технологии, 1Т-конкурсы, марафоны.

• Школа и семья сейчас — это две занимающие противоположные позиции силы, между которыми находится маленькая, беспомощная, всеми брошенная фигурка ребенка. Школа считает, что все основы воспитания закладываются, по определению, в семье, а педагоги должны

лишь поддерживать их. Семья считает, что она должна обеспечить ребёнка материально (еда, одежда, развлечения), а воспитывать должны специально обученные люди, то есть учителя. В итоге никто из взрослых не хочет брать на себя ответственность за нравственное воспитание ребёнка. И потому мы имеем тех детей, которых имеем. (А.В. Лисина — директор методического центра Можгинского района Удмуртской Республики.)

• Дала учащимся для написания эссе известные стихи Н.А. Некрасова:

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе.

Примерно половина в разной форме выразила несогласие, суть которого: «Не перед всяким учителем я готова преклонить колени». Есть, о чём задуматься!

• Есть учителя, которые сумели стать для воспитанников теми значимыми взрослыми, которые сконструировали вокруг себя (то есть

в школе) альтернативный безнравственным социальным обстоятельствам образ жизни. Он всегда создавался только одним путём: с помощью объединяющей детей и взрослых деятельности — равно увлекательной и для одних, и для других. Это могла быть игра, в которой, например, так нуждались лишённые нормального детства воспитанники В.Н. Соро-ки-Росинского — директора знаменитой «Республики ШКИД». Это мог быть и производственный труд, дававший, например, воспитанникам А.С. Макаренко — молодёжи с тёмным прошлым и туманным будущим — реальный шанс выйти в люди. Это могли быть и коллективные творческие дела, так полюбившиеся детям в школах В.А. Караковского и Е.А. Ямбурга. Какая именно эта деятельность — не так уж и важно. А там, где и детям, и взрослым интересно, воспитание оказывается очень эффективным. Но главное — оно становится конкурентным по отношению к улице (которая заставляет нас очень беспокоиться за своих детей), компьютеру (который подобно сказочному Дементору всасывает

в себя их жизненные силы) или телевидению (которое всё чаще не информирует, а манипулирует их сознанием, а то и развращает). Мы назвали хотя и некоторые, но постоянно присутствующие безнравственные обстоятельства.

Конечно, детей невозможно изолировать от внешнего мира, хотя он нередко действительно является безнравственным и потому вредным для их развития. Изоляция и бесполезна, и опасна. Культивируя же вокруг себя образ жизни, основанный на уважении человеческого достоинства, социальной солидарности, взаимной помощи, честности, педагоги не могут заменить им окружающую реальность, но могут показать, что бывает и другая. Очень точно эту мудрую педагогическую идею высказал замечательный педагог Януш Корчак: «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе; не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, даём тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и любви». (Заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности Российской академии образования, кандидат педагогических наук П.В. Степанов.)

• (Не в упрёк авторам всех ранее приведённых мнений, они поступили через 10—12 дней после моей просьбы прислать своё суждение (мы так договаривались). Одновременно со всеми респондентами я обратился и к учителю начальных классов. Показательно то, как конкретно и по существу думает учитель, и то, что этот текст был написан ею всего за 10 минут и тут же переслан мне. А ведь среди присланных (но не приведённых здесь) были целые трактаты о методологии, доктринах,

парадигмах, которые якобы дают ответ о том, как воспитать нравственного ребенка в безнравственных обстоятельствах, но ответа на вопрос «Как?» так и не дали. — М.П.)

Я отвечала на этот непростой вопрос, опираясь на свой жизненный опыт и на те главные роли, которые каждому из нас приходится играть, пока мы живем. Поскольку речь идет о ребенке, то для меня это я — учитель, я — мама, я — дочь.

Итак: Как? Каким образом? С помощью чего? (Предложенные ответы можно тасовать как колоду карт, переставлять в любом порядке и интерпретировать под свою среду обитания.)

1. Читать ребенку или вместе с ним классическую (художественную) литературу

и обязательно обсуждать прочитанное произведение.

2. Приобщать ребенка к самостоятельному осмысленному чтению и снова вместе обсуждать прочитанное.

3. Знакомить ребенка с поэзией, музыкой, живописью.

4. Посещать мировые и провинциальные музеи.

5. Знакомить маленького человека с архитектурой места, где он живет, например: просить его помочь в создании игры-квеста «Жемчужины моего родного города», а затем создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел принять участие в этой игре-квесте.

6. Как можно чаще бывать на природе

и учиться наблюдать: слушать пение птиц, кормить с руки белок, любоваться капельками росы.

7. Всей семьей посещать храм. Читать вместе Детскую Библию.

8. Посещать детские дома, дома-интернаты и хосписы. Готовить выступления

и творческие подарки к празднику для детей-сирот и больных людей. Учиться работать душой и сердцем!

9. Своими руками вместе с детьми делать подарки ветеранам и пожилым людям, живущим в домах для инвалидов и просто по соседству.

10. Поучаствовать вместе с ребенком

в незабываемом приключении, например: поплавать с дельфинами или полетать на воздушном шаре, с подростком — прыгнуть с парашютом.

11. Завести собаку или любое другое домашнее животное.

12. Заботиться о другом человеке, который в этом нуждается (младшем брате, сестре, прабабушке, прадедушке или просто немощном соседе).

13. Устраивать в школе и дома музыкально-поэтические вечера.

14. Путешествовать вместе с семьей.

15. Ездить на экскурсии всем классом. Принимать участие в туристических слетах.

16. Устраивать воскресные семейные обеды.

17. Играть всей семьей в настольные, интеллектуальные и спортивные игры.

18. Принимать участие в командных играх класса.

19. Обеспечить ребенку общение с людьми старшего поколения и показывать ему тактичное и уважительное отношение

к тем, кто намного старше него.

20. Организовать посещение кружков и спортивных секций.

21. Заниматься живописью, музыкой, хоровым русским народным пением (стараться вместе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ребёнком).

22. По выходным дням ходить всей семьёй в бассейн или на прогулку в парк, кататься на велосипеде или на лыжах зимой.

23. Помочь ребёнку собрать информацию

и приготовить презентацию о семье. Принять участие в конкурсе «История моей семьи в истории России».

24. Делать подарки к праздникам для близких.

25. Вместе с ребёнком бережно, с любовью относиться к родным, близким людям, друзьям.

26. Вместе посещать могилы родственников. Научить сына или дочь ценить и уважать корни.

27. Ухаживать за домом и садом. Вместе делать уборку и ремонт, вместе посадить дерево.

28. Разводить аквариумных рыбок и выращивать красивые цветы.

29. Смотреть нравственные отечественные (советские) и зарубежные фильмы.

30. Собирать семейные советы, обязательно выслушивая на них ребёнка и учитывая его мнение.

31. Помогать решать друг другу трудные проблемы. Показывать на личном примере, что значит «Протяни руку помощи».

32. Разговаривать на ночь «по душам» или просто обо всём на свете.

33. Читая прозаические или поэтические произведения, после просмотра спектакля или художественного (документального) фильма, телевизионной передачи или информации

из Интернета обратить внимание ребёнка на чьё-то безнравственное поведение и при благоприятной ситуации обсудить с ребёнком этот безнравственный поступок. Может быть, он поделится со взрослым и расскажет о ка-

ком-либо своём поступке, который он считает недостойным подражания.

34. Обратить внимание ребёнка на достойный пример нравственного поступка, который совершили его ровесники. Вместе с ребёнком проанализировать нравственные и безнравственные поступки его сверстников.

Чтобы воспитать нравственного ребёнка в безнравственных обстоятельствах окружающей жизни, надо самому быть нравственным рядом с ним!!! И тогда безнравственные обстоятельства хоть и не исчезнут, но не повлияют на нравственность подростка, не изуродуют его душу.

P.S. Когда я работала вожатой в летних оздоровительных лагерях для детей, у нас было правило «Делай всё, что тебе хочется, только вместе с детьми и на пользу детям». Мы вместе играли в шашки и шахматы, катались на лыжах и коньках, читали книги и просто болтали «за жизнь», купались в реке и играли в футбол, делали причёски и бегали на дискотеку, ходили в турпоходы и играли в «Зарницу», ездили на экскурсии и даже ходили на службу в храм. И всем было здорово!!! (Т.А. Жигулова — учитель начальных классов Центра образования

№ 109 г. Москвы.)

* * *

В заключение раздела напомним, что основной формой учебно-воспитательной работы в школе был и остаётся урок (более 12 тысяч за 11 школьных лет). Большинство респондентов и писали о том, что они осуществляют нравственное воспитание на уроке:

• через содержание основ наук;

• через методы обучения;

• через случайно возникшие или срежиссированные учителем воспитательные ситуации. Это верно, и таких ответов было много.

Однако этим большинством был упущен самый главный фактор нравственного воспитания и в процессе обучения — личность учителя. Это упущение (от незнания, от невежества) ясно говорит о недооценке учителями страны этого важнейшего фактора. То, как учитель вошел в класс, как одет, обут, причесан, как поздоровался, какое у него настроение, его речь, эрудиция, общая культура личности, креативность (творческое начало), чувство юмора, черты характера, психотип, объективность и справедливость оценок, отношение к труду, любовь к детям (есть она или отсутствует), поведение в экстремальной или конфликтной ситуации — все это и составляет то главное в личности педагога, что позволяет, увы, только немногим результативно осуществлять нравственное воспитание в безнравственных обстоятельствах жизни. Как образно написала нам одна директор: «Тут надо работать не методиками, а собой. А значит и самому (как писал А.И. Солженицын) жить не по лжи, быть нравственным». И помнить: любой проступок педагога (сорвалось злое, обидное для ученика слово, солгал, сподличал, низко пал) может все и навсегда перечеркнуть.

Кто, кроме школы, поможет родителям

Как мы выяснили, у многих учителей существует ошибочная точка зрения, будто школа отвечает за обучение ребенка, а воспитание — дело семьи. Даже если признать, что воспитанность ребенка в значительной степени зависит от семьи, то ив этом случае возникает правомерный вопрос: «А откуда людям, когда они становятся родителями, знать, как нужно правильно растить младшего школьника, подростка, старшеклассника, что конкретно делать, а чего не делать, о чем говорить с ребенком, как говорить?»

Мы попросили ряд руководителей муниципальных органов образования и директоров школ изучить вопрос, о чем классные руко-

водители говорят с родителями на собраниях. Выяснилась неприглядная (а точнее назвать — отвратительная) картина: в большинстве школ классный руководитель держит в руках журнал (или смотрит в электронный журнал) и устраивает публичный разнос тем родителям, чьи дети плохо учатся, нарушают дисциплину, прогуливают уроки.

О том, что это — грубейшее нарушение закона о защите персональных данных, мы здесь не говорим. В ряде хороших школ во исполнение ФЗ 152 изданы приказы, запрещающие учителям любые публичные разговоры об успеваемости и поведении детей. Эти вопросы обсуждаются только в личных встречах классного руководителя, учителя и родителей.

В аспекте статьи важен вопрос, где, как не на родительских собраниях учителя должны, специально подготовившись, объяснять родителям, как воспитать нравственного ребенка в безнравственных обстоятельствах. Ведь школьный учитель — это профессионально подготовленный педагог.

Тут уместно будет напомнить, что в прошлом опыте российской школы была такая хорошая практика, как родительский всеобуч. Учителя разрабатывали программы этого всеобуча на год с учетом возраста учащихся. И, конечно же, к этой практике следует немедленно вернуться, поскольку в ней есть множество аспектов, просто неизвестных родителям. Это, прежде всего, психологические особенности ребенка в зависимости от пола, возраста, способностей, это раскрытие роли матери и роли отца в воспитании, в помощи детям в учебе. Для нравственного воспитания в безнравственных обстоятельствах есть уйма вопросов, где родители, сами того не ведая, создают эти обстоятельства, не задумываясь об их ужасных последствиях для ребенка. Например, вопрос «Как нужно себя вести, если возникла угроза развода?» Ведь все дети, у которых в семье возникает эта

драма, оказываются в тяжелейшей ситуации, они не знают, как жить дальше, на чьей стороне быть, не понимают, почему самые дорогие для него люди — папа и мама — оскорбляют друг друга, дети из таких семей забрасывают учёбу, болтаются на улицах, отторгаются от школы, теряют ценностные ориентиры в жизни.

Телевидение вместо того, чтобы проводить интересные и полезные просвещенческие передачи для родителей, давно превратилось в одно из самых безнравственных обстоятельств для детей, родителей — для всех.

И тут возникает ряд важнейших управленческих проблем: как наилучшим образом обеспечить максимально возможную явку родителей, как подготовиться, чтобы родители ушли с собрания обогащённые, вдохновлённые и с хорошим настроением. Так что готовиться к встрече с родителями нужно так же тщательно, как к открытому уроку (читать книги, особенно В.А. Сухомлинского, где изложено содержание работы с родителями, сделать для себя план, быть соответствующим образом одетой).

Ну и, конечно, не уставать напоминать родителям, что их личный пример ни с чем не сравним по силе воздействия на детей. Если отец и мать не помогают своим пожилым родителям, то и дети, когда вырастут, будут вести себя так же. Если родители при ребёнке сквернословят, лгут друг другу и т.п., то. (всё понятно).

Но вопрос тут стал ещё сложнее. Появилась категория родителей, которые запрещают детям посещать «дурацкие» (как они говорят) школьные воспитательные мероприятия: «Мы отдали детей в вашу школу учиться — так хотя бы выучите их хорошо. А воспитывать мы их будем сами без ваших пошлых митингов, акций, форумов. Мы не доверяем учителям, которые проводят эти мероприятия. Прежде всего, их качеству». И это заявляют не какие-то родители-сектанты, а интеллигентные, образованные люди. Есть, над чем школе задуматься: какое должно быть качество школьного воспитания, чтобы родители ему доверяли? По большому счёту эта ситуация — вызов сегодняшнему педагогическому сообществу.

Каждый выбирает для себя, или вечные диалектические противоречия нравственного воспитания

Когда я предложил статью для публикации в ряд изданий, то в ответ услышал до боли в сердце знакомые идиотские вопросы типа: «А у Вас в статье есть чёткие, прямые, однозначные ответы, что надо делать? У Вас есть алгоритмы действий, которые дадут гарантированный результат?»

Отвечаю всем, у кого такие же вопросы возникли: «И да, и нет». С одной стороны, мы чётко ответили, что делать с собой учителю, родителям, руководителям школ. С другой, вынуждены сказать: субъектом нравственного воспитания в безнравственных обстоятельствах всегда является и сам школьник, которого нельзя лишать права выбора поступка в любой ситуации, если признавать ребёнка личностью. И только он сам может выбрать решение противостоять негативному, соблазнам, гнусным призывам («Возьми от жизни всё!», «Живи на яркой стороне!», «Пусть весь мир подождёт!» «Ты — супер!» и т.п.) или поддаться им.

Более того, в искушениях, соблазнах есть смысл проверки себя на готовность противостояния безнравственному, на терпение, на твёрдость духа. Так что будем помнить мудрое стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя.».

Но и это не вся правда. По справедливому утверждению кандидата педагогических наук К.В. Зелинского:

«В нравственности есть особое противоречие: нравственность далеко не всегда приводит человека к внешнему счастью. Порой нравственность противоречит счастью, как его понимают многие. Нравственность не ищет выгоды, не ищет своего и, соответственно, в борьбе за истину человек может лишиться всего».

Когда мы дали прочесть этот раздел директору 109-й московской школы (40! лет директорского стажа) Е.А. Ямбургу, он ответил: «Чтобы воспитать нравственного учителя или ученика в безнравственных обстоятельствах, нужно самому директору жить в ладу с собственной совестью, что и есть едва ли не главное директорское счастье, очень трудное счастье».

Мнение пессимистов, ответ пессимистам

Не доминирующую, но вполне весомую группу респондентов составили те, кто четко ответил: «Воспитать нравственного ребенка в безнравственных условиях невозможно».

Одни вспомнили известное размышление В.Ф. Шаталова о солении огурца: «Если взять свежий огурец и поместить его в рассол, то хочет он того или нет, он все равно по объективным законам физики и химии станет соленым».

На первый взгляд объяснение выглядит убедительным. Но если вспомнить, что человек — не огурец, что у ребенка есть разум, душа, воля, учителя, родители, то убедительность примера сведется к нулю, ибо любое объяснение сложного явления, касающегося человека, с позиций обыденного, а потому примитивного здравого смысла, окажется ложным.

Ряд из группы пессимистов вспомнили классическое изречение К. Маркса: «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Отсюда делается неправомерный вывод, что пока общество не станет другим, чем сейчас (то есть нравственным), до тех пор.

Ошибка этих людей в том, что они забыли, что ситуация вокруг любого ребенка разная и глупо все видеть только в черном цвете.

А вот мнение, которое мы не могли не поместить, ибо оно принадлежит классику педагогики, великому гуманисту К.Д. Ушинскому:

«Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников... Если же что-нибудь, несогласное с общественной жизнью, и успеет укорениться в молодом сердце, то и это немногое за дверями школы быстро изгадится»; «Школе не опрокинуть жизни, но жизнь легко опрокидывает деятельность школы, которая становится поперек ее пути».

Откровенно говоря, мы не знали, что можно ответить на мнение К.Д. Ушин-ского (хотя интуитивно были с ним не согласны), и потому обратились к специалисту по истории педагогики, кандидату педагогических наук, учителю истории, в прошлом директору школы, а ныне завучу 1514-й московской школы М.В. Левиту, который взял на себя смелость прокомментировать эти высказывания великого русского педагога:

«К.Д. Ушинский еще 150 лет назад зафиксировал невероятную сложность и тяжесть поставленной в названии статьи проблемы. Однако при этом он сам и масса достойных, выдающихся людей и даже святых, героев прошлых и нынешних времен, подвижников, да и просто честных тружеников, хороших отцов и матерей семейств, талантливых и творческих учителей говорит о том, что из общих выводов есть немало исключений. Предполагаю, что К.Д. Ушинский это написал для тех, у кого есть совесть, дабы они эти исключения умножали, к чему мы и призываем читателей».

Есть и группа, придерживающаяся крайне мрачных взглядов, заключающихся в том, что ситуация безысходная, обреченная, безнадежная:

«В безнравственном обществе воспитать нравственного человека? А зачем?

Те, кто родился с совестью, не востребованы нынешним обществом. На них нет социального заказа. Обществу нужны дельцы-умельцы, о которых есть взаправдашний анекдот:

— Чем нужно торговать, чтобы покупать роскошные квартиры, недвижимость за рубежом

и т.п.? — спросил сын (или школьник) у отца (или учителя).

— Родиной, сынок, родиной! — ответил серьёзно отец (и с горькой иронией учитель).

Как жить по совести, как быть нравственным, если невозможно объяснить школьнику, почему в обществе в почёте те, кто обворовывает бедных, не замечает нуждающихся и беззащитных, молчит при виде несправедливости, не помнит о своих долгах и обещаниях, обманывает тех, кто доверяет, и унижает тех, кто волею судеб находится в твоей власти...

Что нужно проделать над собой, чтобы прийти к пониманию нравственного образа жизни —

жизни по совести? Нужно или заново родиться, или. родиться в другое время. или в другой стране».

«Мрачно, очень мрачно. Ощущение полной безысходности», — скажут многие.

Но ответ, говорящий, что это не так, есть. И мы дадим его в конце статьи. Однако не будем отвергать мнение пессимистов, ибо и оно отражает жизнь, и с этим всем взрослым нужно что-то делать.

А ответ давний, мудрый и абсолютно не отвергаемый, написанный ещё евангелистом Иоанном: «Свет и во тьме светит. И тьма его не объемлет».

Так что если здесь задаться вопросом «Что делать?», то ответ прост и руководителям школ, и учителям: прекратить сетовать на всеобщую деградацию и безнравственные обстоятельства и приступить к исполнению прямых обязанностей, помня, что дорогу осилит идущий. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.