Научная статья на тему 'Не сбавляя оборотов'

Не сбавляя оборотов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Москаленко

За последние четыре года объем новых сделок по лизингу автотранспорта в России почти утроился и достиг 323 млрд рублей. Неплохой результат, учитывая, что еще пять лет назад значительная часть потенциальных клиентов была очень слабо осведомлена о таком инструменте, как автолизинг, и его преимуществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не сбавляя оборотов»

ИНСТРУМЕНТЫ I лизинг

не сбавляя зи,

ОБОРОТОВ

АНДРЕИ МОСКАЛЕНКО

как расширить корпоративный автопарк, не вытаскивая деньги из оборота

За последние четыре года объем новых сделок по лизингу автотранспорта в России почти утроился и достиг 323 млрд рублей. Неплохой результат, учитывая, что еще пять лет назад значительная часть потенциальных клиентов была очень слабо осведомлена о таком инструменте, как автолизинг, и его преимуществах.

Автолизинг — одно из немногих направлений российского лизингового бизнеса, которые в последние несколько лет демонстрировали устойчивый рост. В прошлом году увеличение лизинговых продаж в легковом сегменте составило 13,5%, а в грузовом — 33%. И это притом, что российский авторынок в 2013-м сократился на 5%. В этом году эксперты прогнозируют снижение оборотов лизинга в целом на 5-8%. Но автолизинг движется в противоход рынку и собирается вырасти на 5-10%. В нынешнем своем состоянии российский автолизинг — очень конкурентная отрасль со множеством сильных игроков, что само по себе подразумевает для клиента богатство выбора.

ко взаимной выгоде

«В последние несколько лет лизинг активно развивался и стал практически столь же узнаваемым, как банковский кредит», — говорит генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. Сравнение лизинга с банковским кредитом на покупку коммерческого автотранспорта неслучайно. Оба инструмента призваны решить проблему нехватки

у покупателя средств, с той лишь разницей, что по условиям лизинга право собственности на автомобиль переходит к лизингополучателю лишь по окончании договора. Говоря о преимуществах и удобствах этих двух финансовых инструментов, как считают в ЗАО «Сбербанк Лизинг», нужно исходить из разницы между кредитными и лизинговыми платежами. В абсолютном выражении платежи примерно одинаковы, но для финансового результата компаний лизинг более выгоден. Дело в том, что юридические лица относят лизинговые платежи в полном объеме на себестоимость, тем самым получая возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль. Используя лизинг, они не отображают свои лизинговые обязательства на балансовых счетах — а значит, кредиторская задолженность предприятия не увеличивается.

В широком смысле автолизинг — это комплекс услуг, который не только включает в себя финансирование покупки автомобиля, но и предполагает полный сервис. В частности, лизинговая компания за определенную плату осуществляет постановку на учет и страхование автомобиля, а в отдельных случаях также предоставляет услуги по проведению ремонтных работ, продлению страховых полисов и прохождению регламентного ТО. Все сервисные расходы при этом включаются в лизинговые платежи, определенные индивидуальным графиком.

Выгоден лизинг и для самих поставщиков и производителей автотранспорта: для них это важный канал сбыта. С помощью лизинга поставщик может ощутимо расширить свою клиентскую базу за счет предприятий, которые не имеют возможности отвлекать значительные финансовые ресурсы на покупку автотранспорта.

«Сотрудничая с лизинговыми компаниями, автодилеры предоставляют им как оптовым покупателям значительные скидки — 10-15%, — поясняет заместитель генерального директора компании «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. — Эти

АВТОЛИЗИНГ НАБИРАЕТ ХОД

доля автолизинга в общем объеме лизинговых сделок

2010

15,5%

начало 2014

24,9%

Источник: Hospitality Income Consulting

виды на 2014 год (прогноз)

РЫНОК ЛИЗИНГА

300-307

млрд р

-5-8%

133

МЛРД Р

+5%

МЛРД Р

+10%

лизинг легкового лизинг грузового автотранспорта автотранспорта

Источники: Комитет автопроизводителей АЕБ, РА «Эксперт»

скидки проецируются на лизингополучателем, и в ряде случаев даже с учетом маржи компании лизингополучатель может приобрести автомобиль фактически с нулевым удорожанием относительно его рыночной цены».

победит сильнейший

Почти все лизинговые компании — а их сейчас в России около двух сотен — работают в сегменте автолизинга. В их числе есть и те, что являются дочерними структурами крупных корпораций и банков с госучастием. «Автотранспорт — привлекательный предмет лизинга для лизинговых компаний, — говорит Алексей Сичинава, — поэтому конкуренция в секторе высокая, а в период экономической нестабильности она еще увеличивается, так как сворачивается финансирование менее ликвидных предметов лизинга, более рискованных проектов». В этих условиях, по словам эксперта, сокращается число качественных лизингополучателей — и лизинговые компании вынуждены уделять особое внимание качеству клиентуры и удержанию тех клиентов, кто хорошо проявил себя в процессе сотрудничества ранее.

«Учитывая положительные темпы роста продаж и рост количества лизинговых компаний в сегменте автотранспорта, можно наблюдать примерно одинаковые процентные ставки, сходные условия финансирования и практически идентичные лизинговые программы, в связи с чем борьба за клиента идет уже на уровне сервиса», — говорит Максим Агаджанов.

Прежде всего соперничество идет за скорость рассмотрения заявок. Это важно, так как большинство лизингополучателей в сегменте автолизинга — это представители малого и среднего бизнеса, которые не в состоянии надолго отвлекать значительные средства и для которых даже неделя простоя может иметь принципиальное значение. Для ускорения процедуры рассмотрения заявок и заключения сделок лизинговые ком-

ДЕЛО ЗА МАЛЫМ

Самые активные покупатели автотранспорта в лизинг сейчас — представители малого и среднего бизнеса. На их долю в большинстве лизинговых компаний приходится почти треть сделок. В основной массе это представители торговли, на втором месте — грузопассажирские перевозчики. Начинают набирать обороты строительные компании. Все больший интерес к лизингу проявляют и индивидуальные предприниматели: сейчас практически каждое пятое обращение к лизингодателям поступает от ИП. Для многих из них лизинг становится способом привлечения финансирования, у которого практически нет альтернативы.

Что касается непосредственно транспортных средств, то лизингополучатели, конечно, отдают предпочтение зарубежным брендам — проверенным «рабочим лошадкам» от Renault, Ford, Peugeot, Citroen и Volkswagen. Но и продукция российского автопрома пользуется стабильным спросом: отечественные автомобили ценят за их относительно низкую стоимость и доступность обслуживания в регионах. Меняется в последнее время отношение и к китайской технике: она становится надежнее, число официальных поставщиков увеличилось в несколько раз, да и география их дислоцирования расширилась.

инСТрУМЕнТЫ

лизинг

олег ершов

генеральный директор оао «лизинговая компания «камаз»

Наш портрет идеального лизингополучателя выглядит так: компания среднего размера с положительным опытом работы на рынке, возраст — 3-5 лет, руководитель — довольно молодой человек 30-45 лет. При этом компания должна обладать прозрачной структурой, в которой легко определить центр закупок, а финансовый закупщик доступен для коммуникаций.

пании внедряют комплексные автоматизированные системы управления, системы скоринга для оценки потенциальных лизингополучателей на основании статистики предыдущих сделок. Сейчас некоторые компании уверяют, что готовы дать ответ по заявке в течение нескольких часов.

Важную роль в автолизинге стали играть так называемые розничные сделки — контракты на одну или несколько единиц автотранспорта, заключаемые по экспресс-продуктам. В основном, как пояснили «Бизнес-журналу» в пресс-службе компании «Сбербанк Лизинг», эта часть рынка весьма плотно занята несколькими крупными игроками, которые в последние пять лет активно инвестировали в развитие фи-

лиальной сети, а также в автоматизацию бизнес-процессов. Без географической близости к клиенту на розничном поле сейчас крайне сложно добиться значимых успехов. А быстрое обслуживание большого потока сделок возможно только при условии оптимизации и упрощения процесса принятия решения и оформления сделки.

При этом, как считает директор департамента лизинговых продаж компании «ЮниКредит Лизинг» Александр Клюев, для клиента высокая конкуренция на рынке автолизинга дает положительный эффект: новые продукты, быстрое рассмотрение заявок, дополнительные выгоды при приобретении автопарков и т. д. Но для лизинговых компаний такая ситуация является дополнительной проверкой на прочность. «В борьбе за клиента некоторые используют упрощенные системы оценки клиентов и принимают повышенные риски, что рано или поздно приведет к проблемам с покрытием лизинговых обязательств», — уверен эксперт.

коронный номер

В условиях роста конкуренции перспективной становится специализация на каком-то одном виде бизнеса. Раньше в одной определенной нише работали, как правило, только отраслевые лизинговые фирмы при крупных производственных предприятиях. «Наша компания специализируется на одном сегменте в силу внутрикорпоративного позиционирования, — говорит Олег Ершов, генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ». — Лизинг — помощь в продажах, один из способов продвижения продукции на рынок с позиционированием «лизинг от производителя». Но теперь ситуация

различия между лизингом и кредитом на приобретение автотранспорта

лизинг КРЕДИТ

удорожание в год 5-14% 10-15%

страховка 5-10% (в зависимости от марки) 7-10%

кто оплачивает страховку лизинговая компания заемщик

налог на имущество 2,2% (включен в удорожание) 2,2%

плательщик налога на имущество лизинговая компания (предмет лизинга — на ее балансе) заемщик

срок амортизации имущества (в зависимости от группы ос) 25-30 месяцев 74-90 месяцев

коэффициент ускоренной амортизации 1,1-3 нет

срок оформления сделки 3-14 дней 15-60 дней

ндс уплаченный, возмещаемый из бюджета НДС от общей суммы договора лизинга в текущих платежах НДС от стоимости оборудования, НДС с уплаченных процентов по кредиту не возмещаются

платежи, относящиеся на себестоимость лизинговые платежи в полном объеме только платежи процентов по кредиту* и начисленная амортизация

обеспечение аванс 10-30% ликвидное имущество, стоимость которого в 1,5-2 раза превышает сумму кредита

* — Затратами признаются проценты в размере, не превышающем среднюю ставку по аналогичным обязательствам более чем на 20%; при отсутствии информации о сопоставимых долговых обязательствах предельная величина процентов, признаваемых расходами, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза — если обязательство выдается в рублях, и равной 15% — если обязательство выдается

в валюте (п. 1 ст. 269 НК РФ). Источник: Единая лизинговая справочная

КЕЙС

ЛУЧШЕ КРЕДИТА

Однажды воспользовавшись лизингом, многие предприниматели делают его своим постоянным инструментом для расширения бизнеса. «Для нас автотранспорт — основное средство производства», — рассказывает генеральный директор московской компании «Полиграфспецснаб» Максим Филатов. Его организация занимается пуско-налад-кой и ремонтом полиграфического оборудования в типографиях. Легкие коммерческие автомобили нужны для доставки сервисных бригад на объекты. «Мы не могли, да и сейчас не можем изымать оборотные средства для покупки нового автотранспорта, — говорит Филатов. — Делать же ежемесячные лизинговые платежи за автомобили мы способны». Впервые лизинговой услугой он воспользовался в 2002 году. На тот момент компания была клиентом Райффайзенбанка, поэтому выбор пал на его дочернюю структуру — «Райффайзен-Лизинг». В общей сложности за 12 лет компания приобрела в лизинг 25 автомобилей и вполне довольна сотрудничеством. Раньше «Полиграфспецснаб» сам выбирал поставщиков автомашин, но в последние несколько лет доверяет это лизингодателю. «У него более обширная информация по наличию, ценам и более выгодные условия поставок, чем у нас, — говорит Михаил Филатов. — Он имеет хорошие скидки на автомобили». Руководитель «Полиграфспецснаба» считает лизинг более выгодным, чем кредит, в связи с возможностью зачета НДС и уменьшением налога на прибыль компании.

ЛИЗИНГ АВТОТРАНСПОРТА, СПЕЦТЕХНИКИ, ОБОРУДОВАНИЯ

меняется. На рынке есть ряд игроков, выбравших для себя специализацию различной глубины. Прежде всего это компании, специализирующиеся на лизинге авиа- и железнодорожной техники, и кэптивные фирмы при производителе, зачастую ориентированные на обслуживание продаж определенной марки. «Сегодня даже крупнейшие государственные лизинговые компании, работающие во всех сегментах рынка лизинга и являющиеся по сути своей универсальными, начинают позиционировать себя как специализированные», — рассказывает Алексей Сичинава. Специализация нужна для того, чтобы лучше понимать клиента из той или иной рыночной ниши, специфику его работы и специфику рынка, на котором он работает, и, исходя из этого, формировать конкретные финансовые предложения для этих клиентов, налаживать партнерские отношения с теми или иными поставщиками лизингового имущества, работающими в определенной нише.

«Учитывая существенную долю рынка лизинговых компаний, принадлежащих госбанкам, остальным участникам приходится просто искать новые точки роста для своего бизнеса, — считает управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер. — Поиск новых ниш приводит к тому, что лизингодатели вынуждены корректировать свои бизнес-процессы под потребности рынка. Это в итоге приводит к разделению и специализации направлений бизнеса внутри компаний». Кроме того, в последние годы производители стали жестче увязывать предоставление льготных условий лизинговым компаниям с объемами продаж продукции.

«Тенденция к более узкой специализации — это один из классических путей развития практически любого рынка, — говорит начальник отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов. — Если на первоначальном этапе большинство компаний работает с широким спектром клиентов и услуг, то в дальнейшем требования рынка по качеству и скорости заставляют специализироваться». Таким образом, большинство игроков начинает переходить от стратегии расширения доли на рынке к стратегии минимальных издержек и дифференциации. Не без дополнительных преиму- щц ществ, которые возникают у клиентов в связи с этим. ■Я

ЕДИНЫЙ НОМЕР

8-800-25-010-25

УДОРОЖАНИЕ

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

СРОКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

ООО «РЕСО-Лиэинг». На правах рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.