Отзывы и рецензии
УДК 94 UDC 94
НЕ «ПАРТИЙНЫЙ ТЕОРЕТИК», А ОДИН ИЗ МОТОРОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Д.В. Суржик
Институт всеобщей истории Российской академии наук
(ИВИ РАН). Россия, 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 32а e-mail: [email protected]
Авторское резюме:
В данной рецензии рассматривается первое русскоязычное издание политического дневника Альфреда Розенберга. Рецензентом анализируются основные направления деятельности главы внешнеполитического ведомства НСДАП по военно-экономической и идеологической подготовке нацистской агрессии. Тем самым разрушается стереотип некоторых отечественных исторических работ о том, что А. Розенберг был, якобы, непричастен к развязыванию Второй мировой войны и был незаслуженно подвергнут смертной казни на основании вердикта Нюрнбергского трибунала.
Ключевые слова: А. Розенберг, А. Гитлер, внешнеполитическое ведомство НСДАП, Вторая мировая война.
[HE WAS] NOT A "PARTY THEORIST", BUT ONE OF THE WWII ENGINES D.V. Surzhik
Russian Academy of Sciences Institute for World History (IWH RAS) Russia, 119334, Leninsky prospect, 32a e-mail: [email protected] Abstract: The article is a review of the 1st Russian edition of Nazi crime Alfred Rosenberg. The author of the article analyzes major directions of the Nazi party Foreign Policy Office (Außenpolitische Amt der NSDAP) and Commissariat for Supervision of Intellectual and Ideological Education of the NSDAP (aka Rosenberg office) under Rosenberg, that was the military-economical and ideological preparation of Hitler's aggression in Europe. So the myths of Rosenberg as a person non-closely connected with
the outbreak of WWII and the person, who was falsely judged to death at the Nuremberg trial are crushed.
Keywords: Alfred Rosenberg, Adolf Hitler, NSDAP Foreign Policy Office, Außenpolitische Amt der NSDAP, Commissariat for Supervision of Intellectual and Ideological Education of the NSDAP, Nuremberg trial of major war criminals, WWII.
Весьма часто в исторической и публицистической литературе, посвященной третьему рейху, Альфред Розенберг находится в тени Гитлера и Геббельса, демонстрируется неким партийным теоретиком, оторванным от реальной политики. Поэтому широкому читателю трудно понять, за что он был осужден и казнен Нюрнбергским трибуналом. Действительно, в отличие от командования вермахта и СС, Розенберг не отдавал прямые приказы на уничтожение людей других национальностей. За что же был казнен А. Ро-зенберг, отказавшийся раскаяться и выступить с последним словом на эшафоте?
Ответить на этот вопрос позволяют дневники Розенберга. В отличие от мемуаров, рассчитанных на прочтение кем-то посторонним, жанр дневников - это заметки «для себя», а потому более искренни. Публикуемые дневники Розен-берга позволяют проследить не только взаимоотношения внутри гитлеровского руководства, но и идейную эволюцию главного идеолога партии, его деятельность по идеологическому обоснованию тезисов, распространяемых затем (или вопреки осторожности Розенберга) ведомством Геббельса, ведение нацистской пропаганды за рубежом и создание «коричневого интернационала».
И здесь нельзя умалить роль партийного идеолога, спрятать его за личиной «партийного идеолога», лишенного каких-либо административных полномочий, а значит - и ответственности за преступления нацизма. Именно Розенбергу принадлежит авторство терминов «окончательное разрешение еврейского вопроса», «расовая теория» и т.д., за которыми были спрятаны геноцид и ограбление других народов. Обоснование убежденности и долга немцев убивать другие народы, воспитание их в духе «дранг нах Остен», чтобы
обеспечить свое будущее и проведение соответствующей политики на оккупированных территориях СССР - таковы были основные направления деятельности рейхсляйтера Розенберга. При этом он, выходец из Ревеля, видел территорию бывшей Российской империи исключительно как источник сырья и продовольствия для немцев: «Проблема Востока состоит в том, чтобы перевести балтийские народы на почву немецкой культуры и подготовить широко задуманные границы Германии. Задача Украины состоит в том, чтобы обеспечить продуктами питания Германию и Европу, а континент — сырьем. Задача Кавказа прежде всего является политической задачей и означает расширение континентальной Европы, руководимой Германией, от Кавказского перешейка на Ближний Восток» (Звягинцев 2010: 239).
Однако перед тем, как делать такие геостратегические заявления, Альфред Розенберг прошёл большой жизненный путь. В 1921 г. с дипломом архитектора он попал в Мюнхен, где встретился с сыном крупного немецкого фабриканта Арнольдом Рехбергом, а вскоре Розенберг стал редактором нацистской газеты «Фелькишер беобахтер». На ее страницах Розенберг неоднократно повторял идею Рехберга о необходимости создать коалицию европейских государств с тем, чтобы повторить интервенцию в Советскую Россию, сменить власть и установить внешнее экономическое управление страной. Здесь идеи Рехберга, активно распространявшиеся им среди немецкого и французского генералитета, легли на благодатную почву Розенберга и Гитлера: «Мы, национал-социалисты... переходим к политике будущего — к политике территориального завоевания. Но если мы в настоящее время говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь думать о России и подвластных ей окраинных государствах» (Hitler 1936: 742).
Еще до прихода нацистов к власти в Германии Розенберг написал ряд теоретических работ (главные из них - «Миф ХХ века» и «Будущий путь германской внешней политики»), в которых будущий глава внешнеполитического ведомства НСДАП очертил цели и основы будущей дипломатии гитлеровского рейха - расширение Германии за счет завоевания восточноевропейских стран и Советского Союза. Как следует из дневника, Розенберг неустанно шел к цели уничтожения Советского Союза, решая задачи «обе-
спечения нашего [нацистского - Д.С.] влияния во всех без исключения государствах, граничащих с СССР» (Розенберг 2015: 123), внешнеэкономической поддержки военной промышленности и убеждения немцев в необходимости нового «натиска на Восток».
Такова была многоаспектная, но целенаправленная деятельность руководителя Внешнеполитического ведомства НСДАП и уполномоченного фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, которую Розенберг вёл, преодолевая сопротивление старой, родовой аристократии. После того, как нацисты пришли к власти, сложилась система дублирования государственных функций партийным аппаратом, получившая в историографии название «управляемого хаоса». Однако вряд ли можно говорить о том, что такое положение было создано искусственно и так же искусственно поддерживалось. Гитлеровское руководство боролось за контроль над ключевыми министерствами и решало проблему казуально: компромиссными назначениями (например, И. Риббентропа вместо отправленного «в почетную ссылку» в Протекторат Богемии и Моравии К. фон Нейрата) или резкими неожиданными ударами (как «ночь длинных ножей» и «дело Бломберга-Фрича» с последовавшей реорганизацией системы управления вооруженными силами).
Данная книга будет интересна еще и тем, что буквально с первых же страниц раскрывает основные шаги по подготовке гитлеровской агрессии в Европе: вытравливание инакомыслия в государственном аппарате и дискредитация политической и религиозной оппозиции, борьба за внешнеполитических союзников и установление внешнеэкономических связей (в том числе и в военно-экономической сфере), создание машины тотальной пропаганды шовинизма и геноцида. -Те сферы, где Ведомство Розенберга выступало мотором.
И здесь читатель невольно возвращается к дискуссии отечественной историографии 1990-х годов о том, где же ковался нацистский меч, 22 июня 1941 г. обрушившийся на Советский Союз. В дневнике Розенберга ясно показано, как активно развивалось немецко-английское сотрудничество в самолетостроении, создании систем ПВО, военно-морской сфере. Интересно отметить, что в дневниках Розенберга Британский союз фашистов, весьма влиятельный в Великобритании
в первой половине 1930-х годов, упоминается в дневнике всего один раз (в отличие от целого сонма английских лордов - заместителей министров и начальников комитетов, фактически помогавших создавать вермахт). Причина - на наш взгляд в том, что внешнеполитическое ведомство НСДАП и его глава были увлечены не политической демагогией (за что Розенберг на страницах своего дневника неоднократно критикует Геббельса и его министерство), а установлением действенных механизмов экономической и военной подготовки войны против СССР. Поэтому с первых же страниц книги читателя окружает множество имен должностных лиц в британских военно-воздушном, военном, военно-морском и иных министерствах. Еще более поразительна реакция внешнеполитических ведомств Великобритании и Франции на объявление о создании Гитлером полнокровных вооруженных сил (вермахта) на основе всеобщей воинской обязанности: «он [Гитлер] рассказал, как восприняли его сообщение послы. Итальянец побледнел (от злости, он всегда был противником [такого шага]), француз был ошеломлен, но затем сообщил о вероятном протесте своего правительства. Фюрер ответил: «Я приму его к сведению». «Вообще же, - добавил фюрер, - уважение к нам постоянно растет, я, как старый практик, замечаю это по повадкам послов. Понсе в конце согнулся в поклоне чуть не параллельно полу». Англичанин в самом начале сказал: «Но об этом мы как раз хотели вести переговоры». Но он быстро пришел в себя и спросил, какова ситуация с авиацией и флотом. На что фюрер заявил, что эти предложения Англии (т.е. паритет по авиации, 35% по флоту) сохраняются в их изначальном виде. Фиппс: «Тогда хорошо. А сколько это приблизительно, 36 дивизий?» Фюрер: «У России 100 дивизий, у Польши 30, у Франции 42, а у нас, значит, 36». Фиппс остался доволен этим ответом. Я сказал: если бы французы обладали отвагой, то в Париже сейчас бы зажужжали моторы бомбардировщиков. Фюрер: "Думаю, мы выкрутимся"» (Розенберг 2015: 87). Именно так, пользуясь где-то попустительством, а где-то безнаказанностью был создан вермахт - орудие гитлеровской агрессии в Европе.
А одним из главных двигателей, работавших на войну, был Альфред Розенберг. Это становится ясным не только из описанного выше круга задач ближайшего гитлеровского сподвижника,
но также из его деятельности по «идеологическому воспитанию немцев», то есть подготовке их к массовым убийствам и грабежам на чужой земле. О значении этой идеологической работы Розенберга говорит такой факт, не без гордости приводимый им в своем дневнике: «В Нюрнберге возводится крупнейший в мире Зал собраний. Именно там в грядущие годы и столетия будут приносить присягу на верность Германии. В фундамент этого гигантского здания на все времена замурованы два произведения: «Майн кампф» и "Миф [ХХ века]"» "» (Розенберг 2015: 102).
22 июня 1941 года многолетняя мечта Розен-берга сбылась: немецкие войска вторглись в Советский Союз. Всего через несколько недель, 17 июля он уже возглавил министерство по делам оккупированных восточных территорий. И снова Розенберг - не теоретик, а практик. На этот раз - практик грабежа и разбоя. Как утверждают современные историки, подчиненными Розенберга на оккупированной советской территории было «разграблено 427 музеев (в России - 173), уничтожено и вывезено на Запад 180 млн. экземпляров книг, 13 тыс. музыкальных инструментов» (Зинич 2011: 117).
Думается, публикация дневников Альфреда Розенберга преследует собой, прежде всего, цель расширить источниковую базу по истории гитлеровского рейха, предпосылкам и истории Второй мировой войны. В книге много имен, и неподготовленный читатель может «раствориться» в этом обилии лиц и ведомств. Но если у читателя есть некая база знаний, то он откроет для себя конкретных лиц и механизмы подготовки будущей мировой войны. Дневники главного идеолога НСДАП позволят рассмотреть развитие теории и практики нацизма от реваншизма и национализма, замаскированного под культуртрегерство, до обоснования геноцида других наций. - Приема, который и сегодня активно используется неонацистами, но, как и в прошлом, несет только кровь и смерть. - Трагичные последствия короткой власти нацистов хорошо известны: Вторая мировая война и миллионы жертв в Европе. В мае 1945 г. гитлеровский рейх прекратил свое существование, а 16 октября 1946 года по приговору Нюрнбергского трибунала был казнён главный идеолог и один из отцов Второй мировой войны, Альфред Розенберг.
Литература:
Звягинцев 2010 - Звягинцев А.Г. Нюрнбергский набат. Репортаж из прошлого, обращение к будущему. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Зинич 2011 - Зинич М.С. Деятельность Оперативного штаба А. Розенберга по вывозу культурных ценностей из СССР // Вопросы музеологии, 2011, № 1(3)
Розенберг 2015 - Розенберг А. Политический дневник. М.: Фонд «Историческая память», Ассоциация книгоиздателей «Русская книга, 2015.
Hitler 1936 - Hitler A. Mein Kampf. München: n/d, 1936.
References:
Zvyagintsev 2010 - Zvyagintsev A.G. Nyurnbergskiy nabat. Reportazh iz proshlogo, obrashchenie k budushchemu. [Nuremberg alarm. Report from the past, call to the future]. Moscow, 2010, 2170 p. [in Russian].
Zinich 2011 - Zinich M.S. Deyatel'nost' Operativnogo shtaba A. Rozenberga po vyvozu kul'turnykh tsennostey iz SSSR [A. Rosenberg Operational Stuff activities on comung-out of cultural values from the USSR], Voprosy muzeologii [Moscow], 2011, Nr 1(3), pp. 116 - 125.
Rozenberg 2015 - Rozenberg A. Politicheskiy dnevnik [Political Diary]. Moscow, 2015, 448 p. [in Russian].
Hitler 1936 - Hitler A. Mein Kampf. München: n/d, 1936.
Д.В. Суржик
Институт всеобщей истории Российской академии наук
(ИВИ РАН). Россия, 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 32а e-mail: [email protected] D.V. Surzhik
Russian Academy of Sciences Institute for World History (IWH RAS) Russia, 119334, Leninsky prospect, 32a
-
Отзывы и рецензии