Научная статья на тему '«Не изменяй себе, Великая Россия!. . »: особенности общественно-политического консерватизма Ф. И. Тютчева'

«Не изменяй себе, Великая Россия!. . »: особенности общественно-политического консерватизма Ф. И. Тютчева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
646
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.И. ТЮТЧЕВ / КОНСЕРВАТИЗМ / ВИЗАНТИЗМ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ИМПЕРИЯ / T. TUTCHEF / CONSERVATISM / VIZANTIZM / SOCIO-POLITICAL DOCTRINE / EMPIRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Линькова Елена Валентиновна

Статья посвящена анализу консервативной общественно-политической концепции Т. Тютчева. Концепция включала положения о природе российской государственности, роли Православия, специфике социального развития страны. Автор анализирует политические взгляды Тютчева и факторы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Do not change yourself, Great Russia!..»: specific features of the T. Tutchef's social political conservatism

The article is dedicated to the analysis of T. Tutchef's conservative doctrine, of his attitudes about the nature of statehood of Russia, the role of orthodoxy, the specificity of social development. The author analyzes Tutchef's political views and the factors that determined them.

Текст научной работы на тему ««Не изменяй себе, Великая Россия!. . »: особенности общественно-политического консерватизма Ф. И. Тютчева»

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

«НЕ ИЗМЕНЯЙ СЕБЕ, ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!..»: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА Ф.И. ТЮТЧЕВА

Е.В. Линькова

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу консервативной общественно-политической концепции Т. Тютчева. Концепция включала положения о природе российской государственности, роли Православия, специфике социального развития страны. Автор анализирует политические взгляды Тютчева и факторы их формирования.

Ключевые слова: Ф.И. Тютчев, консерватизм, византизм, общественно-политическая мысль, Империя.

Консервативное направление отечественной общественно-политической мысли России XIX в. довольно многогранно и неоднородно. Консерватизм этой эпохи включил в себя и ряд либеральных установок, и сугубо охранительные черты.

Одним из ярких представителей консервативного течения середины XIX столетия является Ф.И. Тютчев, поэт, дипломат, талантливый общественно-политический и государственный деятель.

Идейные установки мыслителя можно охарактеризовать как национально-консервативные по своей направленности. Национальный консерватизм представляет собой особое течение общественно-политической мысли России, которое сочетает в себе религиозные, нравственные традиции российской государственности, а также консервативные установки в их классиче-

ской западноевропейской трактовке, представленной в работах Ж. де Мест-ра и др. К концептуальным основам национального консерватизма относится признание ценности принципа симфонии властей, самодержавия, национально ориентированной внешней политики. Принцип национального консерватизма - это, прежде всего, некий «инстинкт» национального самосохранения, залог независимости и существования государства и нации.

Именно в рамках национального консерватизма и предполагается рассмотреть его мировоззрение и идейные установки.

Ф.И. Тютчев развил и конкретизировал идеи Н.М. Карамзина, создал не только теоретическую формулу, но и особое мировоззрение, повлиявшие на становление идейных установок таких мыслителей и общественных деятелей России, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев и др.

Воззрения Ф.И. Тютчева были основаны на глубоком переосмыслении исторического пути России, его духовно-нравственных ценностей, национальных интересов и ориентиров. Именно сохранение и развитие национальных начал в сфере государственного строительства, общественных отношений, внешнеполитического курса являлось для мыслителя залогом процветания России.

Ф. И. Тютчев осознал необходимость осмысления культурно-исторического своеобразия, самобытности российской жизни, ибо в целом для российского общества конца XVIII - XIX в. было чрезвычайно важно подобное выявление и глубинное понимание своей индивидуальной сущности: «...основное и самое трудное для нас - обрести веру в самих себя; осмелиться признать перед самими собой огромное значение наших судеб и целиком воспринять его» (1). Ф.И. Тютчев призывал обратиться к историческим основам, к тому духовно-этическому наследию, которое накоплено на русской почве.

Превалирующим аспектом мировоззрения Ф. И. Тютчева было определение места и исторической миссии России в мире.

Идеи особого исторического пути, русского мессианизма, выраженная в концепции «Москва - Третий Рим», приобрела в концепции Ф.И. Тютчева новую форму и стала развиваться в парадигме «Россия - Запад». Эта тема стала во многом системой философских построений Ф.И. Тютчева и использовалась им в связи с поисками места и роли России в мировой истории. Формула «Москва - третий Рим» обрела, таким образом, новую интерпретацию, в основе которой были идеи об особом предназначении России. Однако мыслитель развил данную историософскую концепцию, добавив к ней идею Державности и Империи. Именно великодержавной и имперской, по мнению Ф.И. Тютчева, должна быть российская государственность и геополитическая стратегия.

Мыслитель поставил вопрос о сохранении России не только как государства, но и особого мира, самобытной цивилизации, которая своим существо-

ванием продолжает византийскую традицию. В реализации национальных интересов состоит главный смысл российской внутренней и внешней политики. Но национальный интерес выражается также и в «обеспечении духовного, нравственного суверенитета нации, внешних и внутренних условий для полнокровного развития и защиты присущих именно своему народу мироощущения и этики гражданских, политических и экономических отношений» (2).

По мнению Ф. И. Тютчева, следование этому принципу позволит России сохранить ее этническую самобытность, а также политическую и духовную независимость. Таким образом, национальный консерватизм поэта реализуется не только в системе представлений, сводящихся к сохранению и развитию культуры нации, ее духовных ценностей, но и к сохранению геополитического пространства.

Свою точку зрения мыслитель аргументировал тем, что именно на примере Византии можно увидеть, к чему приводит утрата народом национального духа, культуры, а главное - веры. Византийская империя лишилась своего суверенитета, своего права на геополитическое пространство, второй Рим пал из-за уступки латинской церкви. Россия же, по мнению Ф. И. Тютчева, не должна повторить подобного исторического опыта, именно поэтому он ратовал за развитие своей, особой формы государственности, отношений между властью и обществом, за следование православным ценностям как духовно-нравственным основам национальной традиции России, а главное, за выбор того внешнеполитического курса, который бы всецело отвечал интересам России.

Представления Ф. И. Тютчева об общественно-политическом развитии России, о ее национальных интересах и задачах прошли в своем развитии ряд этапов. На становление личности и мировоззрения мыслителя повлияли как исторические события современной ему эпохи, идейные течения XIX в., так и социокультурная среда, к которой он принадлежал (здесь стоит особо подчеркнуть роль его воспитателя С.Е. Раича, а также его ближайшего окружения, которое составляло элиту отечественной общественной мысли России).

Геополитические построения Ф.И. Тютчева сложились и эволюционировали под влиянием тех явлений, которые происходили на протяжении второй половины XIX в. в Западной и Восточной Европе, на Балканах и т.д. Так, в 1840-х гг. мыслитель принимал участие в полемике о месте России в европейском сообществе, о внешнеполитическом курсе русского правительства. Затем он анализировал узел противоречий между Россией и Западом накануне Крымской войны, а в 1860-1870-е гг. разрабатывал проекты оптимального уровня участия России в мировой политике.

Говоря о событиях, оказавших воздействие на становление и эволюцию тютчевских воззрений, следует также подчеркнуть роль наполеоновских войн, восстания декабристов, революционных событий в Европе в 1830— 1848 гг., Крымской войны, падения Севастополя и Парижского мира, реформ 1860-х гг., решения папского вопроса, создания Германской империи.

Все эти значимые исторические вехи были глубоко осмыслены поэтом, и, несомненно, повлияли на дальнейшее развитие его мировоззрения, на характер его общественно-политической и государственной деятельности.

В общественно-политической концепции Ф.И. Тютчева можно выделить ряд ключевых аспектов, которые, по сути, составляют основы русской государственности в мировоззрении мыслителя. Это симфония светской и духовной властей, православная духовно-нравственная традиция, стремление к соборности. Идеалом Ф.И. Тютчева стало сильное государство - Империя, в котором обязательным принципом является византийская формула симфонии властей: светской и духовной, т.е. гармония Государства и Церкви. Православные ценности в концепции Ф. И. Тютчева играют роль приоритетного элемента как в области государственного устройства, так и в общественных отношениях. Эти мысли прослеживаются не только в теоретических построениях поэта, но и в его лирике, посвященной проблемам поиска духовнонравственных начал государственности и общественного устройства России:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет, -Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа. (3)

Для Ф.И. Тютчева Россия - это, прежде всего, христианская, православная Держава.

Нужно отметить, что данная идея, отраженная в поэтических произведениях, публицистике и эпистолярном наследии мыслителя, вписывается в особую традицию религиозной и философской мысли, тип религиозного менталитета, который С.С. Хоружий справедливо называет «Восточнохристианским дискурсом», для которого свойственны исихазм в духовной сфере, имперская идеология с сакрализацией царской/императорской власти в области государственного строительства. В этом вопросе тютчевские идейные установки особенно близки мысли консерватора Ж. де Местра, полагавшего, что «большой народ никогда не может управляться только правительством» (4). Так, главным законом Османской Империи является Коран, Китаем руководят «с помощью законов, религии Конфуция, дух которого остается истинным монархом» (5), а для России французский консерватор не находит такой всеобъемлющей идеи, кроме как верность традициям власти и морально-нравственным устоям. Ф. И. Тютчев же подчеркивал, что такой идеологемой служит русское православие как некий комплекс не только духовных установок, но и фундамент российской государственности и общественных отношений.

Ф. И. Тютчев призывал не стремиться к копированию западноевропейских моделей государственного и социального устройства, отмечая, что в российском историческом опыте немало положительных примеров и дейст-

венных способов организации государственности. Основой, на которой философ предлагал развивать государство и общественные отношения, служит православие, его установки и ценности. Именно православие является истинным христианством и сохраняет в себе чистоту учения. «В течение веков Церковь на Западе, под покровительством Рима, почти совсем растеряла предписанный ей изначально законом характер. Среди великого человеческого сообщества она перестала быть обществом верных, свободно соединившихся в духе и истине под Христовым законом. Она стала учреждением, политической силой - Государством в Государстве» (6).

Действуя согласно с православными традициями, Россия, по мысли Ф. И. Тютчева, сможет устоять перед «крестовым походом» Революции, целью которой являлся подрыв и разрушение христианских начал, национальных ценностей и особенностей. Именно в слабости Церкви на Западе философ видел во многом причину нарастания революционных устремлений. У общества не осталось никаких духовно-нравственных ценностей, а «всякое ослабление и заметное умаление умственной жизни в обществе неизбежно оборачивается усилением материальных аппетитов и корыстно эгоистических инстинктов» (7). Вследствие этого началась борьба за власть, за реализацию своих собственных целей, а идея национальной общности и единения утонула в революционных устремлениях.

Мыслитель пишет об индивидуалистических принципах, превалирующих в западноевропейском обществе, из которых, по мнению Ф. И. Тютчева, проистекает стремление к «самовластию человеческого я» (8).

Революция - это следствие западноевропейской философии, по мнению Ф.И. Тютчева, «это вся современная мысль после ее (западной цивилизации. - Е.Л.) разрыва с Церковью» (9). Мыслитель отмечает пагубность революционных идей, особо подчеркивая, что «революция - болезнь, пожирающая Запад, а не душа, сообщающая ему движение и развитие» (10).

Однако Россия еще может устоять под натиском революционных идей благодаря своим сильным национальным традициям и православной вере. По мнению Ф.И. Тютчева, это наглядно показало вторжение Наполеона в 1812 г. «Поразительно: личный враг Наполеона - Англия. И тем не менее разбился-то он об Россию. Ибо именно Россия была его истинным противником - борьба между ними была борьбой между законной Империей и коронованной Революцией» (11).

Залогом стабильности в обществе мыслитель видел сохранение существующей формы власти. Он выступал против конституционных проектов, видя в них лишь стремление различных группировок к властвованию.

Ф. И. Тютчев утверждал, что революционные устремления невозможно «укротить. конституционными заклинаниями» (12). Против брожений в обществе может выступать только сильное самодержавие, опирающееся на национальные традиции, православные ценности и общественное мнение:

. Лишь там, лишь в той семье народной,

Где с властью высшею живая связь слышна,

И где она закреплена

Взаимной верою и совестью свободной.. (13)

Однако мыслитель отмечал, что современные ему монархи не отвечают своему высокому предназначению и не могут способствовать процветанию России. Кроме монарха вину за искажение национальной формы самодержавной власти Ф. И. Тютчев возлагал на бюрократию, среди которой, по его мнению, наблюдался полный упадок нравственных и религиозных идеалов. («Разложение повсюду. Мы движемся к пропасти, и не по бесшабашности, а просто по безразличию» (14).) Философ невысоко оценивал бюрократический аппарат России, полагая, что не правительство, а земство могло бы разбирать ряд вопросов, в частности касающихся гражданских прав и социальных проблем, так как именно земская структура ближе к народу и в своей деятельности учитывает общественное мнение.

Всякое переустройство во внутренней политике должно, по мнению Ф. И. Тютчева, проводиться при обязательном взаимодействии власти и общества. Мыслитель призывал дать свободу общественному мнению, подчеркивая, что «речь идет не о дозволении публике вмешиваться в совещания Государственного совета или определять совместно с печатью правительственные меры». Опорой власти должны стать Православная Церковь и народное мнение, которые помогут государству развиваться гармонично, без революционных потрясений и в то же время согласно интересам общества и национальным традициям. Пока правительство России не поймет, сколь важно иметь подобную «сокровенную связь с самой душой страны», оно не достигнет успеха ни во внутренней, ни во внешней политике. Для этого необходимо также и «повсеместное пробуждение всех. нравственных и умственных сил» России, «искреннее и единодушное содействие общему делу» (15). Как представляется, именно в этой формуле во многом проявляется национально-консервативная концепция Ф. И. Тютчева, т. е. признание незыблемости государственного устройства России (что свойственно для отечественной консервативной мысли) и следование интересам нации во внутри- и внешнеполитическом курсе.

Геополитическая доктрина Ф. И. Тютчева, как и его общественно-политические воззрения, отличается тем же стремлением реализации русских национальных интересов. Для тютчевских внешнеполитических взглядов характерны такие аспекты, как решение вопроса о месте России на международной арене, ее исторической роли, миссии в мировой цивилизации.

Философ доказывал, что во внешнеполитическом курсе, как и во внутренних вопросах, Россия должна придерживаться византийского принципа Империи. «Венец и скипетр Византии» (16) заложили тот идеологический

фундамент, на котором зародилось Русское государство, в византизме Ф. И. Тютчев видел и залог великого будущего России.

Так, по мнению поэта, византизм, помимо базы для государственного строительства, является основой и внешней политики России. Византизм во внешнеполитическом курсе страны предусматривал собирание народов России в единое целое, где национальное, религиозное и все другие виды своеобразия должны быть сохранены. Россия несет в себе великую историческую миссию создания максимально благоприятных условий для духовного и экономического развития всех славянских и православных народов. Эта мысль Ф.И. Тютчева особенно отчетливо проявляется при изучении его отношения к славянскому вопросу.

Россия, по мнению Ф. И. Тютчева, являлась органичной, составной частью Европы и могла претендовать на объединение вокруг себя близких ей по вере и корням народов.

Ф. И. Тютчев последовательно доказывал право России называть себя Европой, но Восточной. Под этим термином он понимал особый мир, цивилизацию, культуру, «законную и прямую преемницу верховной власти Цезарей» (17).

Однако Западная Европа на протяжении веков отказывала России в праве на самобытное существование, этим вызвано и усиление русофобских настроений в европейском общественном мнении в 20-40-х гг. XIX в.

Англия и Франция использовали любые способы, чтобы не позволить России реализовать свои национальные интересы. Западные страны вмешивались в русско-австрийские отношения, в польский и восточный вопрос. «Австрия в глазах Запада не имеет иной ценности, кроме своей антирусской направленности, и тем не менее она не могла бы существовать без помощи России» (18).

Те же мысли Ф.И. Тютчев высказывал и относительно Польши, представляя ее во многом лишь «орудием против России» (19) и способом воздействия западноевропейского общественного мнения на российскую внешнюю политику.

Нужно отметить, что Ф. И. Тютчев вовсе не враждебно относился к Западу. Он ни в коей мере не разделял мнения, что Россия и Запад антагонистичны в своих основных устоях и принципах. Он относился непримиримо лишь к вполне определенным силам и тенденциям Запада, воплощавшимся в римском папстве, в прусском милитаризме, в антирусской политике Англии и, в особенности, Франции в лице Наполеона III. В своей политической концепции Ф.И. Тютчев определял эти силы как выражение воинствующего индивидуализма, который являлся в его глазах источником зла вообще.

Мыслитель стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является его «законной сестрой», хотя и живущей «своей собственной органической, самобытной жизнью» (20).

Россия, переняв традиции, религию и идеологию Византии, возложила на себя обязанности защиты православного мира, в том числе и от римской католической церкви.

Ф.И. Тютчев предлагал образовать великую православную Империю, законную Империю Востока, а также воссоединить две церкви - восточную и западную - под эгидой православного императора. «Православный император в Константинополе, повелитель и покровитель Италии и Рима, православный папа в Риме, подданный императора» (21). Россия - законная наследница традиций византийской государственности, а значит, и носительница имперского идеала, должна взять на себя роль мировой цивилизации, полагал мыслитель. «В этом пункте Тютчев одним из первых в русской историософии пришел к идее о смене цивилизаций, став прямым предшественником Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, а впоследствии и евразийцев» (22).

Воззрения Ф.И. Тютчева получили свое широкое развитие в работах поздних славянофилов и почвенников. Глубокое проникновение в суть тех или иных явлений, выявление процессов, не лежащих на поверхности, а также способность Ф.И. Тютчева «усматривать в отдельном явлении его внутренний, сокровенный смысл» (23) сделала его мировоззрение современным и актуальным для любой эпохи.

Одним из ключевых аспектов геополитической и историософской концепции Ф.И. Тютчева являлся вопрос о славянском единстве.

Преследуя идею о воссоединении славянских и православных народов, философ становится одним из первых панславистов в России. Он видел в славянах естественных союзников России в ее противостоянии враждебным ей силам на Западе.

Ф.И. Тютчев поставил вопрос о цивилизационном статусе восточноевропейских народов, говоря о том, что в итоге они должны будут примкнуть либо к России, либо к романо-германскому Западу. Говоря о славянах, Ф.И. Тютчев подчеркивал, что условием их будущего развития будет союз именно с Россией, которая поможет сохранить им свои национальные традиции, тогда как Запад полностью поглотит и «обезъязычит» (24) эти народы. Уже в 40-е гг. XIX в. на страницах европейской прессы, рассматривая проблемы международной политики, Ф.И. Тютчев выделял проблему положения славянских народов на мировой арене, писал об их явном бесправии и «второсортном» положении по сравнению с немцами или венграми.

Определенным критическим моментом в развитии мировоззрения Ф.И. Тютчева, а также в его взглядах на славянский вопрос стала Крымская война, которая разрушила многие его мифотворческие построения, однако не заставила его отказаться от идеи славянского единства. На первый план он выдвигает культурную и духовную составляющую общеевропейского союза.

Именно после войны, а точнее, после более близкого знакомства с деятелями славянского движения Ф.И. Тютчев начал осознавать, что стратегические и национальные интересы России и зарубежных славян во многом расходятся. Он понял, что зарубежные славяне не хотят отказываться от своей культурной и политической независимости. После Славянского съезда

1867 г. стали очевидными противоречия как в самом славянском мире, так и между Россией и зарубежными славянами.

К началу 1870-х гг. Ф.И. Тютчев осознал, что доказывать необходимость союза славян с Россией бессмысленно. По его мнению, лишь преодолев тяжелые испытания, славяне придут к пониманию этой необходимости, так как подлинная культурная и политическая независимость славян невозможна без их союза с Россией. Только в единении восточных, западных и южных славян Ф.И. Тютчев видел залог сохранения славянской национальной идентичности. Эту его мысль впоследствии четко выразил Н.Я. Данилевский: «Независимость без единства ослабит Славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни» (25).

В целом же можно отметить, что славянская доктрина Ф. И. Тютчева является одним из важных аспектов его историософской и геополитической концепции, касающейся не только взаимоотношений России и славянства, но и проблем, связанных с историческими противоречиями между Россией и Западом. Между тем славянская тема в его мировоззрении представляет особый интерес хотя бы потому, что мыслитель выработал свою оригинальную геополитическую концепцию взаимоотношений славянства и России, которую можно расценивать как одну из интерпретаций идеи славянской взаимности на русской почве.

Таким образом, доктрина Ф.И. Тютчева состояла в определении роли России в мире, в недопущении столкновения между Западом и Россией. Поэт стремился восстановить в Европе должный образ своей страны, подвергаемой постоянным клеветническим обвинениям, пытался предостеречь Запад от войны, не только европейской, но и мировой, которую Ф.И. Тютчев предвидел благодаря своему дару духовного и политического ясновидения.

В результате необходимо отметить, что в тютчевской историософии Россия предстает некой третьей силой, которая во многом не вписывается в ход мировой истории в европейском его понимании. Различие между Россией и Западом происходит как в области веры, так и в сфере самого жизненного и государственного устройства, духовных и моральных ценностей.

Ф. И. Тютчев не был склонен сводить все различие между Россией и Западной Европой только к догматическим разногласиям между католичеством и протестантизмом, с одной стороны, и православием, с другой. Он указывал, что различие это намного глубже.

Мыслитель полагал, что историческое призвание и судьба России отлична от судьбы Запада. Россия несет в мир торжество права и историческую законность, тогда как Европа - Революцию. Революция, по мнению Ф.И. Тютчева, - враг христианства, и только Россия остается в XIX в. практически единственной страной, которая пытается жить «с Богом», сохранять

высшую божественную легитимность верховной власти в самодержавии и духовные традиции византийского христианства, не растерять свою идентичность как восточной державы, опирающейся на религиозно-нравственный фундамент Православия. По его мнению, государственное будущее и мировое призвание России зависят именно от действенного сохранения и полноты осознания православной основы ее исторического бытия.

Ф.И. Тютчев отмечал, что, по Божественному Промыслу, Восточная Церковь настолько соединилась с особенностями государственного строя и внутренней жизнью общества, что стала высшим выражением духа нации, «синонимом России», «священным именем Империи», «нашим прошедшим, настоящим и будущим». И только следуя этим принципам Россия, по его мысли, сможет существовать не просто как государство, но и как цивилизация.

Ф. И. Тютчеву не удалось претворить в жизнь многие аспекты своей национальной доктрины, однако его общественно-политические и геополитические построения несомненно повлияли на становление отечественной интеллектуальной традиции, заложили основу развития национальноконсервативных проектов в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Тютчев Ф.И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б.Н. Тарасова. - М., 2007. - С. 51.

(2) Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М., 2004. - С. 94.

(3) Тютчев Ф.И. Россия и Запад... - С. 139.

(4) Местр Ж., де. Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. - СПб., 2007. - С. 40.

(5) Там же.

(6) Тютчев Ф.И. Полн собр. соч. Письма: В 6 т. - М., 2003. - Т. 3. - С. 163.

(7) Тютчев Ф.И. Там же. - Т. 3. - С. 203.

(8) Там же. - Т. 5. - С. 18.

(9) Там же. - С. 180.

(10) Там же. - С. 179.

(11) Там же. - С. 199.

(12) Там же. - Т. 3. - С. 146.

(13) Там же. - Т. 2. - С. 243.

(14) Там же. - Т. 3. - С. 256.

(15) Тютчев Ф.И. Россия и Запад. - С. 101.

(16) Там же. - С. 163.

(17) Там же. - С. 42.

(18) Тютчев Ф.И. Полн собр. соч. - Т. 3. - С. 194.

(19) Там же.

(20) Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Русская идея. - М., 1992. - С. 96.

(21) Цит. по: Цымбурский В.Л. Тютчев как геополитик // Общественные науки и современность. - 1995. - № 6. - С. 92.

(22) Общественная мысль России XVIII - начала XIX века: Энциклопедия. - М. 2005. -С. 559.

(23) Аксаков И. С. Биография Ф.И. Тютчева. - М., 1997. - С. 134.

(24) Тютчев Ф.И. Россия и Запад... - С. 157.

(25) Цит. по: Троицкий Е. Православие и славянское единение // Мир Божий. - 1999. -№ 2(5). - С. 62.

«DO NOT CHANGE YOURSELF, GREAT RUSSIA!..»: SPECIFIC FEATURES OF THE T. TUTCHEF’S SOCIAL POLITICAL CONSERVATISM

E.V. Linkova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of Russia History Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 10-a, Moscow, Russia, 117198

The article is dedicated to the analysis of T. Tutchef’s conservative doctrine, of his attitudes about the nature of statehood of Russia, the role of orthodoxy, the specificity of social development. The author analyzes Tutchef’s political views and the factors that determined

them.

Key words: T. Tutchef, conservatism, vizantizm, socio-political doctrine, Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.