Научная статья на тему 'Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева'

Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Линькова Е. В.

В статье автор рассматривает византизм как основу российской государственности в историософской концепции Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев подчеркивал, что Россия унаследовала от Византии особую модель государственности, религию в восточно-христианском варианте, а также духовио-нравственные и эстетические основы. И только на этой базе, по мнению Ф.И. Тютчева, возможно развитие и процветание России, а также тех славянских и православных народов, которым она покровительствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF BYZANTIUM AS THE BASE OF RUSSIAN STATE SYSTEM IN THE T. TUTCHEF'S HISTORIOSOPHIC CONCEPTION

In the article the author tackles upon problem of ideology of Byzantium as the base of Russian state system in the T. Tutchef s historiosophic conception. T. Tutchef underlines, that Russia inherited from Byzantium the model of state system, the original form of Christianity orthodoxy, spirit, moral and esthetic bases. Only these bases, on the T. Tutchef s opinion, can propose the prosperity of Russia and other Slavic and orthodoxies nations, which Russia patronizes.

Текст научной работы на тему «Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева»

ВИЗАНТИЗМ КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

Е.В. ЛИНЬКОВА

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов //7/9,4, Москва, у и. Миклухо-Маклая, 10-1

В статье авчор рассматривает визинтичм как основу российской государственности в историософской концепции Ф.И. Тютчева. Ф.И, Тютчев подчеркивал, что Россия унаследовала от Византии особую модель государственности, религию в восточно-христианском варианте, а также духопно-нранетисииые и ктетические основы. И только на этой базе, но мнению Ф.И. Тютчева, возможно развитие и процветание России, а также тех славянских и православных пародов, которым она покровительствует.

Понятием иизаитизма в русской мысли Х1Х-ХХ вв. стал обозначаться обширный культурно-исторический комплекс идей и соответствующих им форм социальной практики. Эго были идеи религиозные, государственно-политические, философско-нравственныс и художественно-эстетические. Их главная отличительная особенность заключалась в том, что они генетически восходили к мифологемам Византийской империи, и таким образом печать византизма означала, что как на «социальном теле», так и на духе России отчетливо проступали ее отличия от христианских цивилизаций западного типа.

Проблеме византизма в русской общественно-политической мысли, государственной идеологии и геостратегии посвящен ряд работ отечественных и зарубежных исследователей (А.Г. Дугина, А.Р. Устяна, В.Л. Махнача и др.)1, где в полной мере отражены такие аспекты византийской идеологии, как особый характер государственности, тип религиозности, морально-этические нормы, духовные основы и т.д.

Начало византизма в России историки относят ко второй половине XIX в., к работам К.Н. Леонтьева и ряда его современников. В частности, в монографии А.Р. Устяна2 автор справедливо отмечает, что среди наиболее выдающихся представителей русского общества XIX в. Византия очень часто служила моделью государственного устройства. Византизм, как идеология, включавшая в себя политические, историософские, культурологические, богословские, нравственные аспекты, представлялся наиболее близкой и органически связанной с Россией концепцией.

Как самостоятельная политическая идеология византизм складывался в два этапа. Первый этап - это исторический генезис совершенно особенной для своего времени, официальной концепции государства в Восточной Римской Империи У-1Х вв. В это время формируется определенный концептуальный идеал государственности, который в дальнейшем и унаследует Московское Царство. Второй этап - это развитие определенной историософской рефлексии в отношении этой доктрины в середине XIX - первой половине XX в. Сам термин «византизм» возник в конце

XIX столетия, прежде всего, в работе К.Н. Леонтьева «Византизм н славянство»3 (1875). Позже этот же термин использует о. Г. Флоровский в книге «Пути русского богословия»4 (1937), однако Г. Флоровский придает новый смысл этому термину, практически не связывая его с идеологией православного партикуляризма, что было характерно для К.Н. Леонтьева. Однако необходимо отметить, что основные постулаты византизма, его характерные особенности впервые раскрываются в публицистических статьях, письмах и поэтических произведениях великого русского мыслителя, поэта, общественно-политического деятеля и дипломата Федора Ивановича Тютчева. Именно в историософии Ф.И. Тютчева византийская традиция власти, а главное, религиозности, провозглашается отправной точкой российской государственности. Принципы ничантичма. окончательно оформившиеся в трудах К.Н. Леонтьева, впервые выделяет Ф.И. Тютчев и подчеркивает, что византизм структурообразующее начало в истории России. На его базе зарождается Русское государство, и византизме Ф.И. Тютчев видит и залог великого будущего России (в частности, эти мысли прослеживаются в следующих работах: «’Записка», «Римский вопрос, «Россия и Запад», «Отрывок»', в переписке е И.С'. Аксаковым, ' ).Ф. Тютчевой, А.Ф. Тютчевой, Л.М. Горчаковым и др.)0.

Однако наследие Византии не всеми мыслителями России расценивалось как исключительно благотворное. Справедливо замечание В.В. Розанова о том, что наследие Византии было неоднозначным. Он охарактеризовал русско-византийские отношения как некую силу, довлеющую над Россией на всем протяжении ее истории: «Разлагаясь, умирая, Византия нашептала России все свои предсмертные ярости и стоны н завещала крепко их хранить России. Россия, у постели умирающего, очаровалась этими предсмертными его вздохами, приняла их нежно к детскому своему сердцу и дала клятвы умирающему...»7. В.В. Розанов в данном случае указал на весьма серьезную проблему, о которой, как о исторически предопределенном факте писал с сожалением Ф.И. Тютчев. Речь идет об историческом антагонизме между Россией и странами Западной Европы, а также между Россией и Османской Империей. В этом вся неоднозначность и противоречивость византийского наследия. Однако если В.В. Розанов видит в этой проблеме лишь негативные черты и последствия, то Ф.И. Тютчев отмечает, что именно через это противоречивое влияние Византии Россия восприняла великую идею Державности, обрела свое место и роль на мировой арене, в истории мировой цивилизации.

Проблема интерпретации идеологии византизма в мировоззрении Ф.И. Тютчева практически не изучена. Исследователи не выделяют' поэта в качестве одного из основоположников этой доктрины, оставляя эту роль только за К.Н. Леонтьевым. Однако в статьях и обширной переписке Ф.И. Тютчева, где в полной мере отражается его общественно-политическая позиция, а также взгляды на историю России, достаточно глубоко обозначены принципы этой уникальной концепции государственности. 'Таким образом, изучение этого вопроса в историософии Ф.И. Тютчева позволяет расширить концептуальные рамки исследования его мировоззрения и исторических взглядов.

Для более четкого понимания воззрений Ф.И. Тютчева необходимо уточнить, что византизм для мыслителя — это некая модель государственности, сам термин «византизм» не встречается в его произведениях. Поэт употребляет понятия Восточная Империя, Православный Восток и под византизмом в его концепции как раз и понимаются принципы и основы именно византийской государственности, которые вместе с православием и регалиями власти восприняла Россия (в 988 г., а затем в 1462 г., когда Иван П1 вступил на престол в Москве). Главным и определяющим

всю дальнейшую историю России фактором для Ф.И. Тютчева являлось православие, которое Россия и унаследовала от Византии. Ключевая мысль поэта состояла в том, что Россия стала не просто преемницей Восточной Империи, она сама превратилась в Восточную Империю, т.е. не просто унаследовала элементы византийской государственности и духовности, но оказалась их полноправной носительницей. Россия явила собой именно Великую Православную Империю, для окончательного оформления которой необходимо было вернуть Константинополь, а также поглотигь Австрию8, в которой проживают славянские народы, тяготеющие к России. Ф.И. Тютчев весьма точно определял, что Империя не может быть иной, гак как «Православная Церковь - ее душа, славянское племя - ее тело»4.

Для византизма характерны несколько отправных точек, непреходящих ценностей, которые но, мнению Ф.И. Тютчева, и были изначально восприняты Русью -Россией. Основным идеалом византизма является 'так называемая «Симфония властей», которая восходит к социально-политической доктрине императора Юстиниана I (482’565). г)та концепция означает особую близость отношений между Церковью и Государством, предусматривает их особое сосуществование и взаимодействие. Однако византийская концепция о «Симфонии властей» на практике оставалась лишь идеалом, фактически никогда не осуществляемым. Этот идеал нарушался и в Византийской империи, что, по мнению А. Малера, привело во многом к ее падению в 1453 г. Этот идеал должна была воспринять Московская Русь после обретения статуса Третьего Рима. В концепции «Москва - третий Рим», являвшейся настоящей апологией византизма, Русское государство предстает историческим и политическим субъектом, активно участвующем в мировом цивилизационном процессе и несущем свою, духовно-нравственную, религиозную, общественно-политическую функцию.

Однако уже с самого первого московского царя Ивана Грозного начинается традиция русского цезаро-папизма, которой в XVII в. сопротивляется «откровенный папо-цезарист» патриарх Никон. В 1721 г. Петр 1 отменяет Патриаршество и вводит синодальное управление по протестантскому образцу, что окончательно разрушает идеал «Симфонии властей». Таким образом, если в эпоху Московского Царства «Симфония властей» была идеалом, то в эпоху Петербургской России эта концепция перестала существовать даже в виде идеала, к которому стремится государство и церковь. Однако принцип «Симфонии властей» не утратил своей силы, оставаясь в русской историософии в качестве идеала Святой Руси, исторического наследия Византии, истинно православной государственности.

Идеал византийского государства ~ это сильное, иерархическое, централизованное государство, где власть согласует свои действия с требованиями всех социальных страт, поэтому идеал византийской государственности можно определить как «имперскую демократию». Ф.И. Тютчев переносил этот принцип на русскую почву и писал о его крайней важности. Следуя этому идеалу, мыслитель выводит формулу государственного устройства России: «...чем народнее самодержавие, тем самодержавнеє народ»10. И эта формула применима к дальнейшему развитию России, считает Ф.И. Тютчев. Российское правительство должно следовать русским национальным государственным принципам, которые издревле были связаны с отличительными особенностями менталитета русского народа с русской религиозной традицией. Религиозная этика, по Тютчеву, порождает этику государственную. Тютчев в полном смысле слова человек государственного мировоззрения. Для него естественна верховная власть в самодержавном своем воплощении. Он восхищался такой сильной государственной личностью, как Петр I, хотя и сознавал, что Петр I не

действовал согласно русским традициям. Сохранилось любопытное замечание мыслителя о Петре и русской истории в целом: «Русская история до Петра Великого - сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело»11. Но несмотря ни на что, Петр I был для Тютчева одним из ярких представителей тех людей, которые работали на создание России как мировой держаны. Петр Великий, пытаясь уподобить Россию Западу, на самом деле укрепил монаршую самодержавную власть, что в целом, по мнению Ф.И. Тютчева, благотворно повлияло на дальнейшее развитие России. Мыслитель считал сильную государственную власть залогом прогресса и процветания России. Он подчеркивал, что Россия, став наследницей Византии, вместе с тем оказалась «законной и прямой преемницей верховной власти Цезарей. Эго полная и всецелая верховная власть, которая, в отличие от власти западных государств, не принадлежит какому бы то ни было внешнему авторитету и нс исходит от пего, а несет в себе самой свой собственный принцип власти, по упорядочиваемой, сдерживаемой и освящаемой Христианством»1''. По убеждению Ф.И. Тютчева, именно это «упорядочивание», «сдерживание» и «освящение» составляют основу и долговечность принципа власти и России, предохраняя ее от разрушительного этатизма. Такая позиция Ф.И. Тютчева была свойственна для всех представителей консервативного крыла отечественной общественно-политической мысли и подкреплялась политической доктриной Православной Церкви о «Симфонии властей», согласно которой Церковь должна существовать только вместе с царской властью, которая есть Божественное учреждение на земле.

Помимо модели государственности, Россия, с точки зрения Ф.И. Тютчева, »ниталав себя ее ментальность и духовные основы Византии. Россия всякий раз, в переломные моменты своего существования, делала выбор в пользу чех или иных цивилизационных установок, соответственно включая в себя различные этнические и духовные компоненты. Россия - «маятниковая цивилизация», но при каждом «колебании» она сохраняет и свою самобытность. С принятием православия в культуру Руси привносится византийский элемент. Православие принимает национальный облик. Но, учитывая, что Русь приняла религию в кирилло-мефодиевской духовной традиции (центром ее были Болгария и Моравия), Россия впитала элементы и этих культур, которые отличаются оптимистическим миросозерцанием, в отличие от византийского аскетизма. Таким образом, Россия формировалась на сложной духовно-нравственной основе, но никогда не включала в себя латинского, римского элемента, который, как ошечает Тютчев, чужд и русской ментальности и духовным началам России.

Эта мысль была развита в статьях Ф.И. Тютчева, где он доказывал, что, если Запад основывается на рационалистическом богословии, на идее святости папской власти, то Россия продолжает линию мистического богословия Византии, от которой Русь получила как религию, так и основные геополитические установки. Москва наследовала всю полноту геополитической проблематики Константинополя, столкнувшись, так лее как и Византия, с двумя враждебными силами: папством со стороны Запада и исламом со стороны Османской империи.

Ф.И. Тютчев развивает мысль, высказанную еще в средние века, о том, что Россия — законная наследница Византии, Восточной Империи, а следовательно, носительница принципов Восточной церкви. Противостояние Рима и Византии Тютчев проецирует на дальнейшие отношения между Россией и западноевропейским миром. «Пусть ни на секунду не забывает Восточная Церковь перед лицом Рима, что она — законная наследница Церкви Всемирной»13. Поэт отмечает, что противоречия между Восточной и Западной церквями восходят ко временам, когда Рим захватил,

присвоил себе власть над Всемирной Церковью. Эту «узурпацию» Рим оправдал необходимостью хранить единство веры. «Для достижения сей цели Рим не брезговал никакими средствами, ни насилием, ни хитростью, ни кострами, ни иезуитами. Ради единства веры он не побоялся извратить христианство»14.

В Римской церкви Тютчев видит виновницу многих бед как самой Европы, так и России. «Что же касается до России, то, если даже мы умолчим о снесенных нами оскорблениях, оо истории наших несчастий в 17 столетии, как сможем мы не сказать ни слова о политике папского престола в отношении народов, связанных с Россией братством племени и языка, но но воле рока от нее отделенных?»15. Здесь в полной мере проявляется геополитическая концепция Ф.И, Тютчева, его мысли о мессианской роли России и ее историческом предназначении. Так, но мнению Ф.И. Тют чева, шпшптгш, помимо базы для государственного строительства, является основой и внешней политики России. Византизм во внешнеполитическом курсе страны предусматривает собирание народов России в единое целое, где национальное. религиозное и все другие виды своеобразия, должны быть сохранены. Россия несет в себе великую историческую миссию создания максимально благоприятных условий для духовного и экономического развития всех славянских и православных народов. Эта мысль Ф.И. Тютчева особенно отчетливо проявляется при изучении его отношения к славянскому вопросу.

В понимании Ф.И, Тютчева Россия наполнила идею византизма своим, национальным смыслом, сшпозировав лучшие аспекты византийской модели государственности и нравственности. Византии, по мнению поэта, не хватало «глубины», «основательности», «она представляла собою, так сказать, голову, отделенную от туловища»16. И именно на русской почве Византия «вступила во владение собственным бытием»17.

Византизм, в концепции Ф.И. Тютчева, является неким скрепляющим началом, объединяющим православные народы, «весь этот огромный мир, возвышенный греческим крестом»18. Этот «мир», душой которого стала именно Россия, живет своей оригинальной жизнью, идет своим путем, отличным от пути западноевропейских государств, он самобытен и не может быть разрушен. «Православный Восток» ~ некое целое, которое, возможно, находясь и в состоянии географической раздробленности, нравственно всегда остается единым.

Таким образом, византизм Ф.И. Тютчева включает в себя такие особые черты, как:

- особая форма государственности, унаследованная от Византии;

- органическая связь государства и Церкви;

- духовно-нравственные и эстетические начала.

В своих статьях Ф.И. Тютчев восхваляет принципы византизма, призывает их сохранять и развивать на русской почве. Он также подчеркивает, что лишь государственная идея России, воспринятая изначально от Византии, обеспечит России будущее процветание, единство населяющих ее народов, поможет избежать кровавых революций, которые происходят в странах Западной Европы. Ф.И. Тютчев справедливо отмечал, что Россия изначально не пошла по пути создания национального государства, как это было в Европе. А переняла византийский принцип государственного строительства «универсализм против национализма».

Ф.И. Тютчев отмечал, что именно от Византии Россия переняла идею Держав-ности, ставшую стержнем, вокруг которого формировалось государство.

Без этой идеи Россия никогда не смогла бы стать великой дерлсавой, утвердившейся на столь обширной территории. Идеология универсализма органически воплотилась в жизни многонационального российского общества. И для духовного

возрождения России, для восстановления ее международного авторитета необходимо воскресить эту идею, но воскресить ее не чисто номинально (сделав из России «жандарма» Европы), а вернуться к историческим традициям власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дугин А. Консервативная революция. ~ М., 1994; Он же. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. - М., 2000; Махнич II, Владимиров Л Параметры христианской политики. М., 2000; Устнн А.Р. Политическая концепция не-овичантичма. - М., 2003.

2 Устнн А. Р. Вичаитичм и оирачнйстпо как геополитические стратегии рачшггия России в XXI в. • М., 2000.

■' Леонтьев К.Н. Вичаитичм и славянство. М., 2005.

4 Флоренский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

5 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма: В 6 т. М., 2003. Т. 3.

6 Там же. М., 2004 2005. Т. 4 *6.

7 Розанов В. В. Религия и культура. М., 1990. Т, 1. • С. 330.

я Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма... М., 2003. Т. 3. С. 201.

9 Там же. С. 196.

10 Цит. по: Литературное т\ат\спю, М., 1988. Т. 97. Кн. 1. С'. 272.

11 Тютчев Ф.И, Стихотворения. • М., 1935. С. 365.

12 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма... М., 2003. • Т. 3. С. 130 131.

13 Цит. по: Ос/нхшт АЛ. Новонайденный политический меморандум Тю тчева: к истории создания // Новое литературное обозрение. - 1992. -№ 1.--С. 104.

14 Там же. ~ С. 105.

15 Там же.

16 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма... - М., 2003. Т. 3. - С. 137.

17 Там же.

18 Там же. - С. 134.

THE IDEOLOGY OF BYZANTIUM AS THE BASE OF RUSSIAN STATE SYSTEM IN THE T. TUTCHEF’S HISTORIOSOPHIC CONCEPTION

E.V. LIN'KOVA

Department of Russian History Peoples3 Friendship University of Russia 10-1 Miklukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

In the article the author tackles upon problem of ideology of Byzantium as the base of Russian state system in the T. Tutchefs historiosophic conception. T. Tutchef underlines, that Russia inherited from Byzantium the model of state system, the original form of Christianity - orthodoxy, spirit, moral and esthetic bases. Only these bases, on the T. Tutchefs opinion, can propose the prosperity of Russia and other Slavic and orthodoxies nations, which Russia patronizes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.