280 Книжная полка
И.В. Ступников НЕ ДУМАЙ ОБ АРХИВАХ СВЫСОКА
Страницы истории балета. Новые исследования и материалы. Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. Ре-дактор-составителъ Н.Л. Дунаева. СПб, «Балтийские сезоны», 2009.
Читать архивные материалы, связанные с историей балета, всегда интересно - за откровенность, за новизну деталей и фактов театральной истории, еще не лишенной белых пятен и темных мест. За то мудрое спокойствие, с каким они дают возможность пытливому исследователю реконструировать образ прошлого, размытого дождями времени. Архивные документы наполняют историю балетного театра плотью, населяют живыми, конкретными, противоречивыми людьми. Мы узнаем, как и чем они жили, что думали о театре, как складывались их судьбы и как они поступали в трудных ситуациях, коих в их жизни, как выясняется, было немало.
Как ни парадоксально, архивные документы многолики: с одной стороны, они с твердой непреложностью утверждают тот или иной факт, с другой - бывают весьма субъективны, излагая очень личную точку зрения автора на события, которым он был свидетель или современник. И здесь требуются знания, эрудиция и опыт исследователя, способного разобраться в хитросплетениях времени, сопоставить факты истории, умело доказать свою точку зрения. Этими качествами в полной мере обладают авторы, статьи которых вошли в сборник «Страницы истории балета», созданный в стенах Петербургской консерватории. Это долгожданный сборник. Его рождение подготовили научные чтения кафедры режиссуры балета, впервые проведенные доцентом Консерватории Н.Л. Дунаевой в 1991 году. Именно эта хрупкая женщина сумела объединить в своих чтениях-семина-
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 281
рах исследователей разных возрастов, интересов и профессий. Сумела привить им любовь к архивному документу как бесценному свидетелю эпохи. Откройте в книге Приложение III и вы увидите, как год от года росло число участников «Чтений», как ширился круг их интересов, как многие из них стали постоянными членами «дунаевских посиделок».
В сборник вошли исследования двадцати двух авторов. Общий охват материала огромен: от балетов-выходов времен Людовика XIV до спектаклей XX века, состав авторов - от маститых исследователей до пытливых неофитов. Раздел «Балетный театр и его деятели» я бы назвал «Люди и судьбы», ведь речь в нем идет о достойнейших деятелях балетной сцены и их печальных судьбах. Судите сами: горестный удел замечательной балерины и педагога Ольги Осиповны Преображенской, оставшейся на старости в нищете; унизительные просьбы о помощи к новому правительству Марии Мариусовны Петипа, яркой звезды Мариинского театра и дочери великого Мариуса Петипа; грустный финал жизни талантливого композитора и дирижера Риккардо Дриго, отдавшего петербургскому балету тридцать три года и лишенного революционной властью и авторских прав, и причитающегося гонорара ... О судьбах этих деятелей балета интересно пишут Г. Хуммаева, Н. Дунаева, Е. Филимонова.
С. Наборщикова и И. Ваганова публикуют материалы, раскрывающие эпизоды из жизни наших современников, и выясняется, что и в их биографиях были горькие моменты: каких трудов, отчаянных усилий и мужественного противостояния стоила хореографу-новатору Касьяну Голейзовскому постановка его балета «Иосиф Прекрасный»; какому унижению подверглись Наталья Дудинская и Константин Сергеев, которым было отказано в выезде в Англию для участия в праздновании 70-летия знаменитого балетоведа Арнольда Хаскелла.
Так имплицитно возникает в сборнике тема - художник и власть.
Кто-то из мудрых заметил: «Никогда не разрубайте узел, постарайтесь терпеливо разъять его на отдельные нити». Вот
282 Книжная полка
так, терпеливо и доказательно, с помощью архивных документов распутывают сложные «узлы» М. Ильичева, исследующая вопросы появления Мариуса Петипа в России, и А. Деген, уточняющий некоторые даты творческого пути хореографа Федора Васильевича Лопухова.
Писатель и драматург Михаил Кузмин, актриса Любовь Блок, художник Константин Сомов ... К искусству танца они имели косвенное отношение, не стояли балетного станка, не делали классических па, однако балет играл в их жизни немалую роль, порой «сбивая» с ранее избранного пути, увлекая своей красотой и тонким психологизмом. Авторы второго раздела - «Вокруг балета», - среди них Ю. Галанина, П. Дмитриев, Е. Яковлева, сумели тонко очертить круг интересов своих героев, показав одновременно, как этот круг размыкался и в пространство творческих интересов и увлечений входило искусство хореографии. Изысканная поэзия озвучивала безмолвное волшебство танца, кисть художника запечетлевала воздушные линии хореографических эволюций - складывался единый художнический мир взаимопонимания и гармонии.
Увлекательное чтение представляют комментарии/сноски к публикуемым материалам, которые показывают, какой сложный путь прошли исследователи в поисках истины: использованы семейные архивы и дневники, пресса и книги далекого времени, частная переписка и рукописи, стенограммы дискуссий и даже домовые книги паспортных столов.
Со вкусом подобран иллюстративный материал. Издательство «Балтийские сезоны» сделало немало, чтобы при скромных ресурсах, выделенных Консерваторией, «Страницы истории балета» выглядели элегантно. Новые исследования и материалы, отбросив легенды и пересуды, домыслы и искажения, представили нам реальное театральное прошлое, на которое может опереться театральное будущее.