Научная статья на тему 'Не думай об архивах свысока'

Не думай об архивах свысока Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступников Игорь Васильевич

Страницы истории балета. Новые исследования и материалы. Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. Редактор-составитель Н.Л. Дунаева. СПб, «Балтийские сезоны», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не думай об архивах свысока»

280 Книжная полка

И.В. Ступников НЕ ДУМАЙ ОБ АРХИВАХ СВЫСОКА

Страницы истории балета. Новые исследования и материалы. Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. Ре-дактор-составителъ Н.Л. Дунаева. СПб, «Балтийские сезоны», 2009.

Читать архивные материалы, связанные с историей балета, всегда интересно - за откровенность, за новизну деталей и фактов театральной истории, еще не лишенной белых пятен и темных мест. За то мудрое спокойствие, с каким они дают возможность пытливому исследователю реконструировать образ прошлого, размытого дождями времени. Архивные документы наполняют историю балетного театра плотью, населяют живыми, конкретными, противоречивыми людьми. Мы узнаем, как и чем они жили, что думали о театре, как складывались их судьбы и как они поступали в трудных ситуациях, коих в их жизни, как выясняется, было немало.

Как ни парадоксально, архивные документы многолики: с одной стороны, они с твердой непреложностью утверждают тот или иной факт, с другой - бывают весьма субъективны, излагая очень личную точку зрения автора на события, которым он был свидетель или современник. И здесь требуются знания, эрудиция и опыт исследователя, способного разобраться в хитросплетениях времени, сопоставить факты истории, умело доказать свою точку зрения. Этими качествами в полной мере обладают авторы, статьи которых вошли в сборник «Страницы истории балета», созданный в стенах Петербургской консерватории. Это долгожданный сборник. Его рождение подготовили научные чтения кафедры режиссуры балета, впервые проведенные доцентом Консерватории Н.Л. Дунаевой в 1991 году. Именно эта хрупкая женщина сумела объединить в своих чтениях-семина-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 281

рах исследователей разных возрастов, интересов и профессий. Сумела привить им любовь к архивному документу как бесценному свидетелю эпохи. Откройте в книге Приложение III и вы увидите, как год от года росло число участников «Чтений», как ширился круг их интересов, как многие из них стали постоянными членами «дунаевских посиделок».

В сборник вошли исследования двадцати двух авторов. Общий охват материала огромен: от балетов-выходов времен Людовика XIV до спектаклей XX века, состав авторов - от маститых исследователей до пытливых неофитов. Раздел «Балетный театр и его деятели» я бы назвал «Люди и судьбы», ведь речь в нем идет о достойнейших деятелях балетной сцены и их печальных судьбах. Судите сами: горестный удел замечательной балерины и педагога Ольги Осиповны Преображенской, оставшейся на старости в нищете; унизительные просьбы о помощи к новому правительству Марии Мариусовны Петипа, яркой звезды Мариинского театра и дочери великого Мариуса Петипа; грустный финал жизни талантливого композитора и дирижера Риккардо Дриго, отдавшего петербургскому балету тридцать три года и лишенного революционной властью и авторских прав, и причитающегося гонорара ... О судьбах этих деятелей балета интересно пишут Г. Хуммаева, Н. Дунаева, Е. Филимонова.

С. Наборщикова и И. Ваганова публикуют материалы, раскрывающие эпизоды из жизни наших современников, и выясняется, что и в их биографиях были горькие моменты: каких трудов, отчаянных усилий и мужественного противостояния стоила хореографу-новатору Касьяну Голейзовскому постановка его балета «Иосиф Прекрасный»; какому унижению подверглись Наталья Дудинская и Константин Сергеев, которым было отказано в выезде в Англию для участия в праздновании 70-летия знаменитого балетоведа Арнольда Хаскелла.

Так имплицитно возникает в сборнике тема - художник и власть.

Кто-то из мудрых заметил: «Никогда не разрубайте узел, постарайтесь терпеливо разъять его на отдельные нити». Вот

282 Книжная полка

так, терпеливо и доказательно, с помощью архивных документов распутывают сложные «узлы» М. Ильичева, исследующая вопросы появления Мариуса Петипа в России, и А. Деген, уточняющий некоторые даты творческого пути хореографа Федора Васильевича Лопухова.

Писатель и драматург Михаил Кузмин, актриса Любовь Блок, художник Константин Сомов ... К искусству танца они имели косвенное отношение, не стояли балетного станка, не делали классических па, однако балет играл в их жизни немалую роль, порой «сбивая» с ранее избранного пути, увлекая своей красотой и тонким психологизмом. Авторы второго раздела - «Вокруг балета», - среди них Ю. Галанина, П. Дмитриев, Е. Яковлева, сумели тонко очертить круг интересов своих героев, показав одновременно, как этот круг размыкался и в пространство творческих интересов и увлечений входило искусство хореографии. Изысканная поэзия озвучивала безмолвное волшебство танца, кисть художника запечетлевала воздушные линии хореографических эволюций - складывался единый художнический мир взаимопонимания и гармонии.

Увлекательное чтение представляют комментарии/сноски к публикуемым материалам, которые показывают, какой сложный путь прошли исследователи в поисках истины: использованы семейные архивы и дневники, пресса и книги далекого времени, частная переписка и рукописи, стенограммы дискуссий и даже домовые книги паспортных столов.

Со вкусом подобран иллюстративный материал. Издательство «Балтийские сезоны» сделало немало, чтобы при скромных ресурсах, выделенных Консерваторией, «Страницы истории балета» выглядели элегантно. Новые исследования и материалы, отбросив легенды и пересуды, домыслы и искажения, представили нам реальное театральное прошлое, на которое может опереться театральное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.