Научная статья на тему 'Не быть заложником текущих обстоятельств(результаты инновационного развития Томской области)'

Не быть заложником текущих обстоятельств(результаты инновационного развития Томской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ РЕГИОН / RESOURCE REGION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / HYDROCARBON RESOURCES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова А.Е.

При сырьевой структуре экономики Томская область имеет длительную (по российским меркам) и довольно успешную историю инновационного развития. Однако в последние годы некоторые регионы, в том числе и с сырьевой специализацией (в частности, Республика Татарстан), показывают более динамичное инновационное развитие. Можно ли сказать, что Томская область сдает свои позиции перспективного инновационного региона? Анализ стратегических документов и мониторинг их выполнения убеждают, что интерес к перспективным задачам инновационного развития не утрачен. Вынужденный приоритет краткосрочных задач над долгосрочными целями в условиях кризиса тормозит движение по уже выбранному пути, но поставленные задачи выполняются, хотя и не в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Do not be a Hostage to Current Circumstances (the results of innovation development of the Tomsk oblast)

The Tomsk oblast has a raw material structure of economy and a long-term (by Russian standards) but successful history of innovation development. However, in recent years some raw-material regions (in particular, the Republic of Tatarstan) show a more dynamic innovation development. Can we say that the Tomsk oblast is losing its ground of a perspective innovative region? The analysis of strategic documents and the monitoring of their performance convince us that the interest in long-term tasks of the innovation development is not lost. The forced priority (in the crisis) of short-term objectives over the long-term plans inhibits the movement towards the outlined goals. However, the assigned tasks are being performed, though not fully.

Текст научной работы на тему «Не быть заложником текущих обстоятельств(результаты инновационного развития Томской области)»

ЭКО. - 2017. - №1 СЕВАСТЬЯНОВА А.Е.

Не быть заложником текущих обстоятельств

(результаты инновационного развития Томской области)1

А.Е. СЕВАСТЬЯНОВА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: aseva@ieie.nsc.ru

При сырьевой структуре экономики Томская область имеет длительную (по российским меркам) и довольно успешную историю инновационного развития. Однако в последние годы некоторые регионы, в том числе и с сырьевой специализацией (в частности, Республика Татарстан), показывают более динамичное инновационное развитие. Можно ли сказать, что Томская область сдает свои позиции перспективного инновационного региона? Анализ стратегических документов и мониторинг их выполнения убеждают, что интерес к перспективным задачам инновационного развития не утрачен. Вынужденный приоритет краткосрочных задач над долгосрочными целями в условиях кризиса тормозит движение по уже выбранному пути, но поставленные задачи выполняются, хотя и не в полном объеме.

Ключевые слова: ресурсный регион, стратегическое развитие,

институциональная среда, углеводородные ресурсы, инновационное развитие, мониторинг

Изменчивый облик региона

С конца XIX в. Томская область позиционировалась как крупный научно-просветительский центр Сибири. В структуре ее экономики давно присутствуют перерабатывающие отрасли -машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая. Объемы производства перерабатывающей промышленности значительно расширились в годы Великой Отечественной войны за счет эвакуированных из европейской части страны заводов. В это время появились и новые отрасли (электротехническая, оптико-механическая, резинотехническая). В 1960-х гг. в Томске началось производство обогащенного урана, введена в действие первая в Сибири промышленная атомная станция.

Из обширного списка имеющихся в недрах Томской области ресурсов (металлические и неметаллические полезные ископа-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 14-18-02345).

емые, бурые угли, углеводороды, торф и сапропели, подземные воды и др.) в наибольшей степени вовлечено в хозяйственный оборот углеводородное сырье: ведущее место в экономике региона заняла разработка нефтегазовых месторождений, наряду с обслуживающими их производствами. Доля добычи полезных ископаемых (среди которых более 70% приходилось на топливно-энергетические) в структуре ВРП к 2005 г. составляла 35,4%, обеспечивая 41% налоговых поступлений в бюджет Томской области [1]. До 2008 г. в значительной степени за счет нефте-и газодобычи Томской области удавалось достигать приемлемых значений основных показателей социально-экономического развития. Так, по ВРП на душу населения регион заметно превосходил среднероссийский уровень.

В 2009 г. произошло снижение ВРП (в сопоставимых ценах) на 3,5%, правда, уже в 2010 г. он вырос на 4,7%. В целом за 2009-2015 гг. наблюдалось не только замедление темпов экономического развития, но и абсолютное снижение значений показателей (таблица).

Динамика основных показателей развития Томской области за 2009-2015 гг., % к предыдущему году

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

ВРП (в сопоставимых ценах) 96,5 104,7 103,6 103,6 101,8 100,2 97,1

Добыча полезных ископаемых (индекс физического объема) 95,2 107,6 108,9 104,4 97,6 99,7 86,3

Обрабатывающие производства (индекс физического объема) 99,3 102,0 101,2 101,5 103,9 96,4 103,2

Реальные располагаемые денежные доходы 92,6 103,2 101,5 101,2 105,7 97,1 97,4

Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) 84,4 95,8 123,0 100,7 85,4 95,2 88,6

* По предварительным данным. Источники: [2-4].

Эти тенденции сохраняются (и даже усиливаются) в настоящее время. При некотором увеличении добычи углеводородов (в 2015 г добыча нефти выросла на 0,4%, природного и попутного газа - на 6,1%) на 15% сократилось производство электроэнергии, на 6,4% - тепловой энергии. Снизилось на 8,8% производство пиломатериалов, на 43% - древесноволокнистых плит. На 13,6% сократился выпуск лекарственных средств, на 11,6% - керамического неогнеупорного строительного кирпича [5].

Итоги развития области в 2016 г также не дают оснований ожидать перелома сложившихся тенденций в ближайшее время. Все основные показатели социально-экономического развития региона по отношению к соответствующему периоду 2015 г. снижаются. Так, индекс промышленного производства составляет 85,6% (в том числе в добыче полезных ископаемых - 98,6%, в обрабатывающих производствах - 79,8%), падают инвестиции в основной капитал и реальные располагаемые доходы населения, растет уровень регистрируемой безработицы [6].

Что касается доходов населения и других показателей «отдачи» для региона, в работе [7. С. 23] показано, что Томская область «производит больше, чем получает. Область имеет показатель душевого ВРП на уровне среднего по России, генерирует основную массу налоговых доходов, которые большей частью уходят в федеральный бюджет, но по уровню жизни населения и собственной бюджетной обеспеченности отстает практически от всех "родственных"2 регионов страны и от среднероссийского уровня». Вплоть до 2005 г. значения показателей среднедушевого дохода были близки к средним по стране. Затем по величине доходов на душу населения Томская область стала все больше и больше отставать от среднероссийского уровня.

Главной причиной ухудшения социально-экономического положения области стало изменение условий функционирования нефтегазодобывающих отраслей. Централизация налоговых доходов в федеральном бюджете в рамках налоговой реформы существенно сократила долю налогов, оставляемых добывающим территориям, а основная часть доходов рентного характера стала поступать в федеральный бюджет, поэтому даже увеличение добычи нефти и газа не может гарантировать рост доходов регионального бюджета. Основной налог с нефтегазовой отрасли - на добычу полезных ископаемых - в настоящее время полностью уходит из региона. Если в 2005 г. в территориальном бюджете оставалось более 60% налогов, собираемых УФНС России по Томской области, то уже в 2006 г. - менее 33%.

К тому же на территории региона уже длительное время не реализуются масштабные проекты, связанные с добычей

2 Здесь имеются в виду сибирские и северные нефтегазодобывающие регионы РФ [7. С. 21].

полезных ископаемых, которые могли бы генерировать значимые цифры доходов для территории. До сих пор в сырьевом секторе области доминируют крупные вертикально интегрированные компании (ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «СИБУР»), центры прибыли которых расположены за пределами Томской области.

В условиях значительного снижения рентных и других поступлений от нефтегазового сектора Томская область стала активно искать «несырьевые» пути развития, был усилен курс на диверсификацию экономики, поскольку только нефть и газ уже не могут обеспечить необходимых доходов для поддержания устойчивого социально-экономического развития Томской области. Объясняется это в первую очередь геолого-технологическими трудностями поддержания объемов добычи углеводородов и неблагоприятными внешними условиями (налогообложение добычи углеводородов, режим недропользования, системы управления и регулирования в минерально-сырьевом комплексе), которые в сырьевых регионах играют особую роль. Так, большая часть собранных на территории налогов отчисляется в федеральный бюджет (в 2015 г. - 69%).

По утверждению губернатора, «содержание моногородов нефтяников и газовиков - Стрежевого, Кедрового - обходится нам дороже, чем мы получаем налогов»; доля налоговых поступлений от нефтегазового сектора в регионе в 2015 г. снизилась до 20% (при 45% от обрабатывающих отраслей) [8].

Между тем минерально-сырьевой сектор - от изучения ресурсного потенциала территории и до освоения, добычи и переработки - может быть одним из мощнейших драйверов развития экономики и социальной сферы при согласованном развитии ключевых факторов - ресурсно-сырьевого (в настоящее время - нефтегазового), промышленно-технологического (включая атомную энергетику) и научно-образовательного [7].

Анализ стратегических документов последних лет свидетельствует: в регионе пришло понимание того, что хорошо работающий минерально-сырьевой сектор в тесной связи с другими отраслями и сферами хозяйственной деятельности может оказать значимое позитивное влияние на развитие экономики территории и ее социально-экономическую систему в целом. Особенности сырьевого профиля региона стали учитываться в стратегических

документах по инновациям. В последней версии «ИНО Томск» [9] появилось новое направление - «Передовое производство», предполагающее развитие производственных цепочек и инновационных кластеров, ориентированное на объединение инициативы и средств государства, университетов и научных организаций, крупного бизнеса. В первую очередь речь идет о таких компаниях, как «Газпром», «СИБУР», «Росатом», «Газпром нефть». Новые инструменты сотрудничества отрабатываются на примере взаимодействия промышленных и инновационных предприятий с «Газпромом», впервые в России создан совместный с Минприроды полигон по изучению новых способов исследования и добычи трудноизвлекаемой нефти.

На сегодняшний день регион уже нельзя назвать исключительно нефтегазовым, хотя в структуре ВРП области наибольший удельный вес все еще занимают добыча полезных ископаемых (в основном углеводородного сырья) и первичная их переработка. Затем следуют обрабатывающие производства, транспорт и связь, торговля, сельское хозяйство, строительство. Заметное место занимают атомная энергетика, лесозаготовка и лесопере-работка, машиностроение, научно-образовательный комплекс. В частности, доля обрабатывающих производств, в том числе высокотехнологичных, в структуре промышленности региона в 2015 г. составила 44,3%. В перспективе можно ожидать, что эта доля как минимум не снизится, так как на территории области реализуются крупные инвестиционные проекты в деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности, производстве ядерных материалов и др. [10].

Такая структура экономики позволила Томской области с численностью населения немногим более 1 млн человек в 2015 г. перечислить в федеральный бюджет больше, чем Новосибирская, Омская, Кемеровская области и Алтайский край, вместе взятые (с суммарным населением около 10 млн человек). В 2015 г. достигнут рост поступлений в консолидированный бюджет области (на 3,8 млрд руб.), дефицит бюджета сократился в два раза. Хотя, безусловно, в последние годы, как и в других российских регионах, заметно влияние кризисных явлений в экономике и финансовой сфере, острой нехватки государственных доходов. В частности, происходит сокращение доли федеральной помощи (2014 г. - 20%, 2015 г. - 14%), растет размер долга (отношение

долга к доходам бюджета в 2012 г. было 32%, в 2013 г. - 45, в 2014 г. - 50, в 2015 г. - 46, в 2016 г. ожидается выше 50%). Как отмечает председатель Законодательной думы Томской области О. В. Козловская, в таких условиях значительная часть расходов бюджета направляется на защищенные социальные статьи, в области имеет место недостаток средств на развитие. Если в 2007 г. на развитие выделялось около 17%, то в 2015-2016 гг. - не более 3% [11]. Это, безусловно, серьезно сдерживает изменения в структуре экономике.

Что касается дальнейших перспектив нефтегазового сектора на территории Томской области, то можно даже утверждать, что в существенной мере заместить его вклад крайне сложно не только сегодня, но и в обозримом будущем. Поддержание стабильных уровней добычи углеводородов и объемов работ в отрасли будут во многом определять динамику развития региона в средне- и долгосрочной перспективе. Здесь все еще имеются значительные запасы углеводородов, в том числе промышленных категорий. Но вовлечение в хозяйственный оборот новых перспективных районов, в частности, в правобережье Оби, связано с большими геологическими и финансовыми рисками и требует значительных затрат.

Дальнейшее развитие добычи углеводородов на территории области связано с освоением слабоизученных, преимущественно трудноизвлекаемых запасов, что требует применения инновационных технологических решений на всех этапах - от разведки до извлечения и использования. Освоение таких запасов - наукоемкое направление, которое зависит от научно-технического прогресса и должно быть тесно связано с развитием смежных отраслей (производств). К тому же масштабы сохранения сырьевой специализации зависят от конъюнктуры рынка.

Инновационный вектор: предпосылки, меры и шаги

В последние два десятилетия среди сильных сторон Томской области называются не только богатые природные ресурсы, но и человеческий капитал. Доля работников с высшим и средним образованием здесь уже длительное время высока не только по российским, но и по мировым меркам. Созданы хороший кадровый потенциал для инновационного развития

экономики и сильная научно-образовательная сфера. Но чтобы этот фактор реально заработал, важно создать широкий набор привлекательных условий для использования человеческого капитала на территории региона, начиная от условий проживания и возможности качественного удовлетворения каждодневных жизненных потребностей до уверенности в завтрашнем дне.

На первом этапе инновационного развития Томская область выигрывала за счет высокого научно-образовательного потенциала и активности основных участников инновационного процесса (в первую очередь региональных властей). Эти факторы стали значимыми предпосылками для реального ухода от сырьевой специализации.

Принятие первой региональной инновационной стратегии (в 2002 г.), определившей общую цель, модель, участников и инструменты формирования региональной инновационной системы, происходило в условиях, когда степень инновационной восприимчивости территории была невысока. Была поставлена задача - дополнить научно-образовательную сферу элементами бизнес-инфраструктуры и инструментами для превращения разработок в реальную продукцию.

«Стратегия развития Томской области до 2020 года», принятая в 2005 г., также была нацелена на формирование инновационной экономики. В список стратегических приоритетов были включены информационные и биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новая экономика», электротехника и приборостроение. В ходе реализации стратегии в основном сформирована система поддержки создания и внедрения инноваций, включающая законодательную базу, организационно-финансовую инфраструктуру, систему подготовки кадров [12].

В 2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации одобрена Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок (Концепция-2011), 14 января 2015 г. - Концепция создания инновационного территориального центра «ИНО Томск» (Концепция-2015) и утверждена «дорожная карта» по ее реализации.

В последние 10-15 лет действовали внешние факторы, способствующие заметному росту инновационности Томской области, наиболее значимыми были, во-первых, политика федерального центра, нацеленная на приоритетную поддержку

инновационных регионов, и, во-вторых, увеличение потенциала межрегионального сотрудничества. Первый фактор область довольно удачно использовала, привлекая практически все основные формы господдержки для развития инновационной сферы - субсидии на развитие инновационных территориальных кластеров, помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, на разработку и внедрение программ модернизации системы профессионального образования и др.

Впервые на федеральном уровне не только утвержден проект создания инновационного территориального центра («ИНО Томск», 2015 г.), но и сформирован орган управления реализацией региональной Концепции (рабочая группа под руководством заместителя председателя Правительства России А. В. Дворкови-ча). На заседаниях этой группы на постоянной основе рассматриваются актуальные вопросы выполнения мероприятий по созданию в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск». В 2015 г. было шесть таких заседаний.

Фактор сотрудничества с другими регионами в значительной степени еще только предстоит превратить в реальные плюсы. А возможности эти есть, в том числе и в сырьевых отраслях. Так, присутствие предприятий нефтегазового сектора в соседних регионах (Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО), их появление в Красноярском крае создают хорошие предпосылки для реализации разработок в этой сфере, формирования сервисного сектора, в частности, крупных сервисных компаний, ориентированных на предоставление хорошо структурированного комплекса услуг и продуктов. При этом особое внимание должно уделяться формированию и развитию предпринимательской компоненты - понимания проблем заказчика и умения их решать, способности представлять свой продукт и продавать его.

Принципиально важно, что в Томской области стратегия инновационного развития в полной мере стала неотъемлемой частью экономической политики. Регион последовательно движется по выбранному пути, входит в «Топ -10» всех рейтингов инновационного развития субъектов РФ. Согласно последнему рейтингу, подготовленному Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, по сводному инновационному индексу Томская область занимает седьмое место в России. Хотя надо отметить, что в последние

годы рейтинг зафиксировал отрицательную динамику для этого региона, особенно по показателю качества инновационной политики, по которому Томская область потеряла шесть позиций. Другие субъекты Федерации стали заметно обгонять ее в инновационном развитии. Так, в 2016 г. впервые этот рейтинг возглавил нефтегазодобывающий Татарстан, который во многом лидирует за счет повышения инновационной активности предприятий региона и увеличения научного потенциала [13].

Долгосрочные цели и их реализация

Проанализируем основные целевые установки инновационного развития области. В Постановлении Законодательной думы Томской области № 643 «О внесении изменений в постановление Государственной думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 "О Стратегии развития Томской области до 2020 года"» (2012 г.) [14] в качестве главной среднесрочной (до 2018 г.) цели названа «инновационная и конкурентоспособная экономика». Желаемый образ будущего, в частности, включает пункты: «Томская область - один из наиболее активных участников международных экономических отношений, участвующий в обмене знаниями, людьми, продуктами и капиталами на международных рынках. Благоприятные условия жизни и ведения бизнеса делают Томскую область привлекательной для внешних и внутренних инвесторов» и «Томская область - один из наиболее конкурентоспособных регионов России, максимально эффективно использующий имеющиеся конкурентные преимущества. Реализация проекта по созданию Центра образования, исследований и разработок (юг области), эффективное освоение природных ресурсов и создание центра компетенции по их добыче и переработке (север области) позволят обеспечить сбалансированное территориальное развитие и выход региона на международные рынки высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг».

В этом документе определены и ожидаемые результаты: в 2018 г. по сравнению с 2005 г. доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг должна вырасти с 7% до 30%; объем средств, полученных организациями на исследования и разработки, - в четыре раза, до 16,5 млрд руб.; сформировано десять высокотехнологичных

кластеров; создано и модернизировано не менее 135 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Для реализации целей запланировано следующее:

• увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте с 2,1% в 2005 г. до 7% (в 2020 г.);

• рост объемов финансирования научно-образовательной деятельности, в том числе внебюджетного (до 53% к 2025 г.);

• создание ежегодно около 30 инновационных организаций и 1,5 тыс. рабочих мест.

На более долгосрочную перспективу (2020-2030 гг.) значения этих показателей определены в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 г (Стратегия- 2030) [15].

Несмотря на отсутствие в нормативно-правовых документах, касающихся инновационной деятельности, четких формулировок некоторых используемых терминов (например, «высокопроизводительные рабочие места», «высокотехнологичные виды деятельности» и «высокотехнологичная продукция»), использование неидентичного набора показателей в целевых установках и мониторинге итогов их реализации, попытаемся проанализировать данные о достижении значений ключевых параметров в этой сфере.

Данные мониторинга основных показателей Стратегии-2030, выполненного в 2016 г, свидетельствуют, что движение по инновационному пути идет не теми темпами, которые намечались [10]. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте растет, но значение этого показателя по состоянию на 01.01.2016 г составило 23,2% (по итогам 2013 г. - 21,0%). Очевидно, что сохранение таких годовых темпов роста не позволит достичь целевых показателей Стратегии-2030: 27,0% - к 2020 г. и 36,0% - к 2030 г. [15].

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте в 2015 г достигла 2,27% против 2,24% в 2013 г (при ориентире 2,59% к 2020 г). Отмечается, что значение показателя значительно превышает среднероссийский уровень (1,44%) и близко к среднемировому, который равен 2,6% [10].

В Томской области уже идет процесс создания высокотехнологичных кластеров, в том числе нефтехимического, ядерного, лесопромышленного, фармацевтического и возобновляемых

5 ЭКО. - 2017. - №1

природных ресурсов. Пока трудно оценить в полном объеме, насколько удалось капитализировать существующий потенциал и развить его за счет связей участников кластера. Для такой оценки недостаточно подготовлена статистика, особенно в части отражения процесса трансформации научных знаний в новые товары и услуги. Да и кластеры в основном находятся в стадии создания и становления.

Наиболее продвинутым считается инновационный территориальный кластер «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», проект которого в 2014 г. был одобрен рабочей группой при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям к пятилетнему государственному субсидированию. В состав этого кластера входит более 200 компаний. Среди них - производители фармацевтических препаратов и медицинской техники, а также предприятия, специализирующиеся на разработке информационных технологий и выпуске электроники. Их деятельность ориентирована на производство продукции для таких быстрорастущих рынков, как техническое зрение, телемедицина и медицинская техника, промышленная робототехника, пробиотики, пищевые и фармацевтические ингредиенты, косметические средства.

Кластер отличает хорошо проработанный механизм координации деятельности и кооперации участников. В качестве успешного примера взаимодействия в рамках фармацевтического кластера в Томске называют, в частности, создание в 2014 г. компании «Сиатек» для вывода на рынок новых фармацевтических продуктов. Новый резидент Центра кластерного развития Томской области объединил три компании: «ИФАР» (разработка продуктов), «Арт Лайф» (производство и продажа) и «Сола-гифт» (подготовка сырья). Предприятие «Сиатек» занимается разработкой и производством инновационных лекарственных средств, среди которых - препараты для ранней диагностики и лечения рака, известный препарат «Йодантипирин» с новыми фармакологическими свойствами [16].

Стратегия-2030 намечает к концу срока ее реализации отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий, включая стимулирование локализации производства оборудования и внедрение современных технологий. В достижении этих целей

важны согласованные усилия и действия региональных властей и бизнеса в инновационной сфере. Пока склонность к инновациям у основных предприятий Томской области оказывается недостаточной, чтобы сформировать мощную основу для роста. Но и здесь есть положительные примеры. Так, корпоративный научный центр по химическим технологиям НИОСТ компании «СИБУР Холдинг» на данный момент признан лучшим резидентом Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ). НИОСТ в 2006 г. стал первым резидентом ОЭЗ «Томск». Его создание стало важным прецедентом успешного возрождения разрушенных отраслевых НИИ, которые в советской экономике обеспечивали связь науки и производства.

За десять лет существования с участием НИОСТа разработано более 30 современных марок полипропилена для различных сегментов (нетканые материалы, литье под давлением, рафии, БОПП-пленки, термоформование и др.). Центром получено 29 российских и 18 зарубежных патентов за разработки технологий создания новых продуктов, многие из которых находятся на разных стадиях внедрения в производство. Выполняются исследования, связанные с повышением эффективности существующих технологических процессов, в частности, по внедрению бесфталатных катализаторов на полиолефиновых площадках компании. Принято к реализации более 60 идей, позволяющих модернизировать ряд технологических процессов. Только в 2015 г. эффект от разработок с участием НИОСТа достиг 993 млн руб., в том числе от внедрения новых марок полипропилена - свыше 700 млн руб. Эффект от разработок уже превысил сумму сделанных вложений и полученных преференций по налогам [17].

При этом часть исследований носит стратегический характер, вложения в которые имеют высокие риски, но в случае успеха могут дать возможность получить ощутимые эффекты. Эта работа выполняется на фоне постоянного мониторинга новейших мировых достижений науки.

Согласно предварительным данным Росстата, общее количество высокопроизводительных рабочих мест в Томской области по итогам 2015 г. составило 124,1, что обеспечило выполнение запланированных на 2014-2015 гг. показателей. Тем не менее в 2015 г. по сравнению с 2014 г. значение этого показателя упало на 5,6% (по Российской Федерации - на 9%, по Сибирскому федеральному округу - на 8,8%) [10].

5*

Анализ хода реализации Концепции «ИНО Томск» в 2015 г. показывает, что в регионе идет объединение инициативы и средств государства, вузов и научных организаций, крупного бизнеса. Программа консолидировала региональные ресурсы для решения федеральных задач и стала заявкой на новую роль региона в развитии государства [8]. На практике удалось создать эффективный инструмент работы с министерствами и крупными компаниями:

• с Минприроды проработан вопрос организации лесоустроительных работ для развития лесопромышленного кластера;

• с Рослесхозом согласовано включение области в пилотный проект по лесоустройству;

• с Минприроды и томскими университетами создается технология геоинформационного учета и оценки природных ресурсов;

• по поручению Минпромторга проработан вопрос о вовлечении новых проектов госкомпаний и крупного бизнеса по направлению «Передовое производство»;

• планируется в 2016 г. запустить мощности компании «НИИТЭК ТПУ - Бурение» (растворы для бурения).

Минэкономразвития России осуществляет поддержку реализации Концепции «ИНО Томск». В частности, в 2015 г. выделены субсидии:

• на поддержку малого и среднего предпринимательства -145 млн руб.;

• на развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» - 96,7 млн руб.;

• на развитие инфраструктуры промышленного парка -145 млн руб.

Большое внимание стало уделяться интеграции реального сектора экономики с инновационной сферой. Так, в рамках Соглашения о сотрудничестве расширяется использование научно-технического и промышленного потенциала области для «Газпрома». В 2013-2014 гг. «Газпром» закупил у местных организаций оборудование и материалы на сумму свыше 2,3 млрд руб., в 2015 г. - на 3 млрд руб. Заключаются соглашения о сотрудничестве и контракты с другими компаниями, работающими на территории области («Интер РАО», «Россети», «СИБУР» и др.) [18].

Подводя итоги, можно отметить, что пока инновации не обеспечивают ощутимой социально-экономической отдачи для населения региона и ожидаемого повышения эффективности производства. Индикаторы результативности инновационной деятельности -доведение научных разработок до выпуска реальной продукции, доля инновационной в общем объеме отгруженной продукции, внедрение инновационных технологий и т. п. - оказались ниже запланированных в стратегических документах уровней [9, 14,15]. Именно по этим показателям Томская область отстает от такого региона, как Татарстан. Хотя трудно рассчитывать на бурное развитие в ухудшающихся внешних условиях и при нехватке ресурсов, область сохраняет некоторую динамичность благодаря гибкости и активности региональных властей.

Для регионов ресурсного типа сочетание сырьевого и инновационного путей можно отнести к необходимым условиям успешного долговременного устойчивого развития. Но сам по себе этот выбор не является достаточным условием процветания. Необходимы адекватные финансовая система, институциональные преобразования, политические компетенции и роль региональных властей, всемерное поощрение предпринимательства и частной инициативы и привлечение инвестиций в инновационные разработки от промышленных предприятий. Регионы учатся использовать эти возможности, но требуются постоянный анализ и дальнейшее исследование данных аспектов. Особенно актуальны научные исследования с практическим прицелом.

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года). С изменениями 2012 г URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/14529/2909.pdf (дата обращения: 15.03.2013).

2. Данные Томскстата. URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/tmsk/ru/statistics/ (дата обращения: 18.04.2016).

3. Томская область - Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах 2010 г. URL: http://knoema.ru/atlas/Российская-Федерация/Томская-область/0бъем-инвестиций-в-основной-капитал-в-ценах-2010-г (дата обращения: 12.06.2016).

4. Томская область в цифрах, 2015/ Крат. стат. сб. / - Томск: Томскстат, 2015. - 254 с. URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ resources/a7af4180449a4093a2abe720d5236cbc/Томская+область+2015. pdf (дата обращения: 12.07.2016).

5. Томскстат: индекс промпроизводства в регионе в 2015 г снизился на 0,6%. URL: http://www.riatomsk.ru/article/20160125/tomskaya-oblastj-promishlennoe-proizvodstvo-indeks-2015g/ (дата обращения: 25.01.2016).

6. Итоги социально-экономического развития Томской области за январь-июнь 2016 г URL: https://tomsk.gov.ru/files/front/download/id/57959 (дата обращения: 15.09.2016).

7. Томская область: трудный выбор своего пути / под ред. Кулешова В. В. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 260 с.

8. Интервью С. Жвачкина. URL: https://ino-tomsk.ru/ru/interview/ prosmotr/-/novost-ino-tomsk-takoy-mezhvedomstvennyy-organ-kotoryy-opredelyaet-chto-na-blizhayshie-gody-dolzhno-byt (дата обращения: 12.05.2016).

9. Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск». URL: https://ino-tomsk.ru/storage/74125/ Концепция%20ИН0%20Томск%20от%2014012015%20№ 22^.pdf (дата обращения: 16.02.2015).

10. Мониторинг основных показателей Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 г URL: https://duma.tomsk. ru/upload/files/2016/docs/monitor2030.pdf (дата обращения: 14.09.2016).

11. Кичанов М. «У региона должны оставаться средства на развитие» // Эксперт Сибирь. - 2016. - № 7-8 (470). - С. 14-19.

12. Стратегия развития Томской области до 2020 года. - Администрация Томской области. Томск, 2007. - 92 с.

13. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 248 с. URL: https://issek. hse.ru/data/2016/06/28/1115847925/RIR%202016.pdf (дата обращения: 05.07.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Постановление Законодательной думы Томской области № 643 «О внесении изменений в постановление Государственной думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 "О Стратегии развития Томской области до 2020 года"». URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/ documents/2016/14529/2909.pdf (дата обращения: 22.05.2016).

15. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 г. URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/29000/ (дата обращения: 12.04.2015).

16. Михайлов В. Форсированное развитие Томского фармкластера означает рост количества разработок инновационной продукции. URL: http:// pharmcluster.ru/pharma-news-russia/2434-forsirovannoe-razvitie-tomskogo-farmklastera-oznachaet-rost-kolichestva-razrabotok-innovatsionnoj-pоценить, roduktsii.html (дата обращения: 04.11.2016).

17. СИБУР организует инновационный форум, посвященный 10-летию R&D-центра компании. URL: https://www.sibur.ru/press-center/news/SIBU Rorganizuetinnovatsionnyyforumposvyashchennyy10letiyuRDtsentrakompanii/ (дата обращения: 15.10.2016).

18. «Газпром» увеличивает объем закупок продукции предприятий Томской области. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/june/article229589/ (дата обращения: 12.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.