Научная статья на тему 'NBICS – будущее постчеловека или техночеловека?'

NBICS – будущее постчеловека или техночеловека? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТЧЕЛОВЕК / ТЕХНОЧЕЛОВЕК / ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / NBICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кроляк Д. И., Юпатов В. Д.

Конвергентное развитие нано-, био-, инфои когнитивных технологий (сокращенно NBIC) сегодня рассматривается как программа превращения человека в постчеловека, а его возможная технобиоэволюция – как киборгизация и уход от духовной составляющей. В данной статье мы попробуем разобраться, чем именно инициирован этот процесс, в чем его особенности, и к чему, собственно, он может нас привести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «NBICS – будущее постчеловека или техночеловека?»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

Ю: 2016-05-27^-6950 Краткое сообщение

Кроляк Д.И., Юпатов В.Д.

ЫБ!СБ - будущее постчеловека или техночеловека?

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Гришечкина Н.В.

Резюме

Конвергентное развитие нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий (сокращенно NBIC) сегодня рассматривается как программа превращения человека в постчеловека, а его возможная технобиоэволюция - как киборгизация и уход от духовной составляющей. В данной статье мы попробуем разобраться, чем именно инициирован этот процесс, в чем его особенности, и к чему, собственно, он может нас привести.

Ключевые слова: постчеловек, техночеловек, техноэволюция, конвергенция, NBICS

В 1859 году Ч. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов», где впервые была изложена его теория эволюции. Логика данной теории приводит к мысли о том, что человек, возможно, является не последней стадией развития живых существ, а лишь его промежуточным звеном. Одним из первых об этом заговорил Ф. Ницше в произведении «Так говорил Заратустра». Здесь Ницше вводит образ Сверхчеловека как существа, способного превзойти современного человека настолько, насколько тот превзошел обезьяну. Научно-техническая революция XX века порождает новую философскую концепцию - трансгуманизм, представители которой поддерживали использование достижений науки и технологий для улучшения умственных и физических возможностей человека. Трансгуманисты (Д. Хаксли, Ф.М. Эсфендиари) полагали, что человек должен перейти в своем развитии к «постчеловеческой форме существования», целью которой является избавление от таких аспектов человеческого существования как болезни, старение и смерть.

Развитие трансгуманистических идей сегодня выражено созданием так называемой NBIC - концепции технобиоэволюции человека, связанной с конвергентным развитием нано-, био-, инфо- и когнитивных наук. Стоит отметить, что толчком этой конвергенции послужило именно развитие нанонауки, которая выступила в роли связующего звена между различными областями научной деятельности. Развитие НБИК - технологий открывает перед человечеством возможность изменения природы и в том числе, человека на самом фундаментальном уровне. Речь здесь идет о возможности самосборки молекулярных наносистем с заданными свойствами, об их саморегуляции, о путях решения проблем эмбрио- и морфогенеза, самоорганизации сетей различных типов, т.е. об осознанной направленной эволюции.

Появляется такое понятие, как гибридная реальность. Различные среды существования человека становятся разумными, персонализированными и связанными между собой. Окружающая среда начинает «понимать» нас за счет приобретения различных вычислительных элементов, высокочувствительных оптических, тепловых, звуковых сенсоров и элементов памяти. Создание биометрической технологии позволяет среде узнавать нас по отпечаткам пальцев, сетчатке глаза, голосу и т.д. Связь этих «разумных» сред осуществляется посредством моментальной передачи информации от одного сенсора или датчика к другому посредством сети Интернет. На основе данной панкоммуникации формируются такие среды, как «умный» дом, «умный» город, Интернет Вещей (Internet of Things) и т.д. Таким образом, границы человеческого тела размываются, происходит взаимопроникновение цифрового и материального бытия, что обусловливает межсистемный переход субъектов на качественно новый уровень развития.

В связи с этим возникают вопросы, касающиеся направленности этого перехода. Куда и кем или чем должен направляться трансформативный процесс? Какие формы он должен принять?

В англоязычных экспертных текстах для конкретизации используется термин «усовершенствование, улучшение человека». Речь здесь идет о технологическом усилении, приращении и модификации человеческого интеллекта и телесности.

«Улучшение» обеспечивает уже не только восстановление или улучшение той или иной человеческой характеристики (зрения, слуха, памяти и т.д.), но и создание качественно новых способностей (к примеру, способность видеть в инфракрасном или ультрафиолетовом излучении, связь людей между собой посредством нейроинтерфейса, голограмм и т.д.) Особенно этому способствует развитие биоинформатики и биотехнологии. Сейчас активно ведутся работы по созданию искусственного интеллекта, способного к симуляции разума, личности, сознания и даже к самообучению на основе полученных из окружающей среды данных. Уже существуют полностью автоматически пилотируемые дроны, самолеты и автомобили.

Идея о технобиологической эволюции человека отрицательно воспринимается некоторыми представителями современного философского общества. Этому способствует, как отмечают философы Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В., ряд факторов: «фактор традиции», «фактор эстетики» и «фактор конца».

«Фактор традиции» обусловливает восприятие идеи технобиоэволюции как противоречащей духовным традициям человечества, его моральным ценностям и устоям.

«Эстетический фактор» связан с опасением утраты привычных внешних характеристик человека, потерей его облика, «роботизированию» и механизации человеческой сущности.

«Фактор конца» действенен благодаря именованию результата грядущих изменений - «постчеловек». Постчеловечность ассоциируется с бесчеловечностью, постчеловек - с киборгом, тупиковой ветвью развития.

Для создания положительного ценностно-эмоционального контекста и формирования мировоззренческой программы технобиоразвития целесообразнее употребить название «техночеловек» как обозначение новой стадии эволюции. В этом контексте речь идет уже не только о NBIC, но и о NBICS - т.е. о конвергентном развитии нано- , био- , инфо- , когно- , а также социогуманитарных наук. Активное вовлечение таких наук, как философия, социология, антропология, экология, психология,

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

lOOO

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

педагогика, экономика способствует более полному и разностороннему решению проблем направленности технобиоразвития. Созданная в Европе, программа NBICS гуманитаризирует слишком технократичную NBIC - концепцию и активно дополняет ее философскими, социальными, антропологическими и экологическими моделями.

Итак, не вызывает сомнений тот факт, что человечество сегодня находится на новом этапе своего развития. Окружающая среда становится персонализированной, чувствительной, приобретает черты человеческого сознания. В то же время, человек все больше сливается с этой средой, границы субъект-объект стираются в пространстве и времени. Появляются новые передовые методы лечения ранее неизлечимых патологий, создаются такие технологии улучшения человека, как нейропротезирование, крионика, выращивание искусственных органов и др.

Конвергентное развитие различных отраслей науки в дальнейшем должно способствовать возникновению метаобласти знания и более полному изучению всех уровней организации материи, а также ускорению выявления базисных природных закономерностей, определяющих идущие в мире процессы.

Литература

1. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека// Вопросы философии. 2013. №3. С.12-21.

2. Баксанский О.Е. Конвергентные технологии современного общества// Человек в техносреде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Выпуск 1. Под ред. доц. Н.А. Ястреб. - Вологда.: ВоГУ, 2014. - 200 с. С.8-15.

3. Чеклецов В.В. Топологическая версия постчеловеческой персонологии: к Разумным Ландшафтам// «Философские Науки», Выпуск 6, 2010, С.36-54.

4. Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра. Книга для всех и для никого.» Перевод В.В.Рынкевича под редакцией И.В.Розовой. М.: "Интербук", 1990

5. Проблема постчеловеческого будущего. http://transhumanism-russia.ru/content/view/555/94/

6. Converging Technologies for Improving Human Performance. Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report. Ed. by M. Roco and W.Bainbridge. Dordrecht: Kluwer Acad. Publ., 2003.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.