Научная статья на тему 'НАЗВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРУПП И АЛЬБОМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

НАЗВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРУПП И АЛЬБОМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / НОМИНАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ / ГРУППА / ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щитова Наталья Георгиевна

Данная статья посвящена проблеме изучения названий музыкальных групп и их альбомов. Целью работы является выявление номинативных средств языка в названиях англоязычных музыкальных групп и их альбомов, описание их характеристик и функций, особенностей использования в обучении английскому языку. В статье представлены примеры упражнений и заданий, которые можно применять как в качестве основного, так и дополнительного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Щитова Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAMES OF ENGLISH-LANGUAGE MUSICAL BANDS AND ALBUMS AND THEIR USE IN THE TEACHING OF ENGLISH

This article is devoted to the problem of studying the names of musical bands and their albums. The aim of this work is to identify the nominative means of language in the names of English-speaking musical bands and their albums, to describe their characteristics and functions, features of use in teaching of the English language. Examples of exercises and tasks that can be used both as basic and additional material are presented in the article.

Текст научной работы на тему «НАЗВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРУПП И АЛЬБОМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

22. Wakelin, M.F. English dialects: an introduction. London. 1972.

23. Wakelin, M.F. Language and history in Cornwall. Leicester, 1975.

24. Wakelin, M.F. Rural dialects in England // Language in the British Isles. Cambridge, 1984. P. 70-93.

25. Wakelin, M.F. The south west of England (Varieties of English around the World). Amsterdam - Philadelphia, 1986. Vol. 5.

Н.Г. Щитова

НАЗВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРУПП И АЛЬБОМОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения названий музыкальных групп и их альбомов. Целью работы является выявление номинативных средств языка в названиях англоязычных музыкальных групп и их альбомов, описание их характеристик и функций, особенностей использования в обучении английскому языку. В статье представлены примеры упражнений и заданий, которые можно применять как в качестве основного, так и дополнительного материала.

Ключевые слова: имя собственное, номинация, музыкальный альбом, группа, прецедентное имя, комплекс упражнений.

N.G. Shchitova

NAMES OF ENGLISH-LANGUAGE MUSICAL BANDS AND ALBUMS AND THEIR USE IN

THE TEACHING OF ENGLISH

Abstract. This article is devoted to the problem of studying the names of musical bands and their albums. The aim of this work is to identify the nominative means of language in the names of English-speaking musical bands and their albums, to describe their characteristics and functions, features of use in teaching of the English language. Examples of exercises and tasks that can be used both as basic and additional material are presented in the article.

Keywords: proper name, nomination, musical album, band, precedent name, set of exercises.

Эволюция человека и общества, открытия в науке и технике, тесная взаимосвязь культуры и языка, ментальное развитие индивидуума формируют интерес к познанию окружающего мира, а по-стояное возникновение новых предметов, явлений, музыкальных жанров, стилей и направлений ставит задачу дать им соответствующее название. В результате осуществления мыслительной деятельности и появляется номинация, которую рассматривают, с одной стороны, как умственную активность, с другой стороны, как научное направление. Изучение способов номинации отдельных областей языка, в нашем случае - наименований в музыкальной сфере, позволяет исследователям более детально и глубоко понять номинативный механизм языка и, возможно, наметить перспективные пути развития лексической системы английского языка.

Актуальность исследования обусловлена тем, что названия англоязычных музыкальных групп и их альбомов отражают явления массовой музыкальной культуры, вербализация которой хотя уже и находилась в фокусе интереса лингвистов [1; 2] и др., все еще требует дополнительного изучения и рассмотрения, в том числе и с точки зрения способов номинации и возможности применения номинативных единиц в названиях музыкальных групп и альбомов для обучения английскому языку. Синтез культуры и языка, подход, который используется в методике обучения иностранным языкам, оказывает влияние на обучаемых, носителей определенной культуры, владеющих родным языком и изу-

чающих второй как иностранный. Влияние на формирование их мировоззрения, характера, поведения, непосредственно на восприятие окружающей действительности, получает языковую интерпретацию. Одной из целей обучения иностранному языку является формирование и дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая позволит им стать активными участниками межкультурной коммуникации, преодолеть культурный барьер, заполнить лакуны знаний в области музыкальной культуры.

Исследование процесса образования имён собственных, их номинации уходит своими корнями в глубокую древность. Имена собственные использовались для наименования людей, представителей животного мира, деревьев, растений и цветов, географических и природных объектов, небесных тел и созвездий, артефактов, а также различных вещественных составляющих культурной и духовной деятельности. Постоянное развитие человечества вызывает потребность в образовании новых слов, переосмыслении или исчезновении старых, значение которых может измениться в соответствующих условиях жизни и деятельности человека. Таким образом, некоторые имена собственные переходят в разряд нарицательных. В связи с постоянными изменениями в укладе жизни, образование новых имён и названий, их значения являются объектом исследования для представителей различных научных дисциплин.

В науке о языке есть специальный раздел, посвящённый изучению имён, названий и именований, - ономасиология. Еще древние философы Аристотель, Платон, Варрон, Диоген Вавилонский, область интересов которых включала исследование происхождения имен, положили начало этой науки. В своих трудах, обращаясь к наименованию предмета или выбору имени для вещи, они обозначали особую функцию слова и предложения - номинативную.

Говоря об имени собственном как о члене системы номинации, стоит отметить его функции в языке. В современном обществе основной функцией имён собственных является назывательная, которая реализуется в двух основных аспектах: дистинктивном (индивид выделяется из коллектива) и интеграционном (все носители одного и того же имени собственного объединяются в общую группу)

[4, 6].

В середине прошлого столетия внимание лингвистов было сфокусировано на разграничении понятий из области номинаций, и исследователи занимались такими явлениями, как вторичная, косвенная, событийная, фразовая, анафорическая номинация. При исследовании этих видов номинации, а также входящих в их состав номинатавных единиц, кроме традиционных лексем, они стали рассматривать предложения-высказывания и окказиональные средства.

С начала ХХ века исследователи теории номинации стали выделять группы наименований. На современном этапе наблюдается следование этому принципу изучения, также внимание было обращено и на рассмотрение онимов как отдельной группы. Основоположником классификации исследуемых феноменов по тематическим группам стал Ф.П. Филин [5, 256]. Ономастику, насчитывающую уже более 70 описанных групп, в которые входят антропонимы, топонимы, библионимы, астронимы, геонимы, гидронимы и многие другие объекты, можно отнести к науке, наиболее разработанной в плане их исследования. Тематические группы были и остаются предметом интереса многих ученых. Одним из новых направлений в исследовании номинации является изучение прецедентных онимов.

На наш взгляд, названия англоязычных музыкальных групп и альбомов являются источниками социокультурных, а тексты песен - и социолингвистических знаний, из которых, благодаря творческому подходу авторов, можно почерпнуть ценную информацию об особенностях культуры, предпочтениях и ценностных ориентациях носителей языка. В названиях англоязычных групп и альбомов используются имена собственные, прецедентные имена, фрагменты пословиц, в том числе в трансформированном виде, являющиеся частью культуры общества, в котором они возникли или функционируют в настоящее время. Проблема элементов заголовочного комплекса, в том числе названий музыкальных альбомов, представляет интерес как для отечественных, так и для зарубежных исследователей прежде всего потому, что, предваряя текст (музыкальный альбом, CD-сборник музыкальных композиций), они могут передавать определенную информацию о содержании всего альбома, а список песенных композиций (оглавление) в целом выполняет функцию своеобразного путеводителя по содержанию музыкального альбома. Название сборника композиций группы, вместе с другими

затекстовыми элементами (оформление обложки, графика), может и должно восприниматься слушателем как смыслосодержащая составляющая всего музыкального альбома. Название альбома может теснейшим образом быть связанным с музыкальными композициями сборника и становится полностью понятым только после восприятия всех песен.

Название выполняет не только функцию привлечения внимания потенциальной аудитории, но и служит проводником к пониманию восприятия мира, той реальности, которая окружала автора, создателя сборника песен, во время его работы над конкретным материалом, музыкальным альбомом. Осуществляя анализ названий групп и альбомов, в зависимости от их жанровой специфики и направления в музыке, можно заметить наличие отсылок к философским идеям, религиозным учениям, размышлениям о жизни и смерти, индивидуальному критическому осмыслению действительности.

Преподнести информацию и одновременно запомниться могут не все названия, но их лучшие образцы остаются в памяти, а вместе с ними - и содержание музыкальных альбомов. Одними из таких названий являются амбивалентные названия музыкальных коллективов или их альбомов. Двойственное отношение к полученной информации обычно возникает, если создатели групп, авторы текстов или исполнители наделяют названия своих произведений, музыкальных продуктов элементами интригующего характера и экспрессивности. Внимание аудитории возможно привлечь обыгрыванием, интерпретацией, смысловыми преобразованиями названий групп или их альбомов. Они должны быть привлекательными для слушателя, способными вызвать у него желание познакомиться как с музыкальным коллективом, так и с содержанием альбома, а потом и с творчеством исполнителей, текстами песен. Эта задача выполняется также стилистическими средствами.

В исследуемых текстах (названиях групп, музыкальных альбомов) был выявлен ряд особенностей: случаи образования названий рок-групп от прецедентных имен (антропонимы, топонимы, мифологизмы, литературные источники, другие тексты): Samson, Santana, New York Dolls, Bombay Bicycle Club, Chaos UK, Chelsea, Tokio Dragons, Asia, The Sherlocks, Gryphon, Gloria Mundi, Status Quo и др. Наиболее популярными сферами-источниками прецедентного имени являются: литература, география, мифология, религия и др.

Название группы может указывать на музыкальное направление, стиль, в котором работают музыканты. Для достижения этого эффекта, стремясь самовыразиться ярко и необычно, группы прибегают к различным средствам, в том числе к метафоре и другим стилистическим фигурам. В частности, некоторые коллективы, играющие в стиле трэш-метал, используют в своих названиях наименования металлов или сплавов: Chroming Rose, Iron Savior, Wheels of Steel, The Lord of Steel.

Рассматривая специфику наименований, необходимо учитывать и экстралингвистические факторы, такие как место появления группы, увлечения её участников, технический прогресс и даже возможные юридические проблемы. Например, группа Savatage первоначально называлась Avatar, но после выпуска первого альбома Sirens выяснилось, что уже существует другой коллектив с таким же названием. Поэтому группа придумала новое именование методом сложения слов, добавив Savage к первоначальному имени [3]. Также ярким примером значимости юридического аспекта является история названия группы L.A. Guns. После распада участники группы судились несколько месяцев, решая судьбу прав на название и материал. По решению суда появилось два коллектива — L.A. Guns и L.A.Guns [Там же]. Некоторые конструкции имеют абстрактный характер, предоставляя слушателям пищу для размышления и возможность принятия самостоятельного решения относительно их стилистического оформления, авторского смысла и творческого посыла.

Названия песен, групп и их музыкальных альбомов являются средством пополнения и расширения лексического запаса, его прочного закрепления вследствие того, что они содержат новые выражения и слова, как выходящие за рамки изучаемых тем, так и прекрасно их дополняющие. Например, лексика, которая уже известна в определенном контекстуальном окружении в соответствии с учебными материалами, изучаемыми темами, может появляться в таких текстах в новом контексте, что облегчает её активизацию. В названиях групп, песен, музыкальных альбомов, синглов встречаются реалии страны изучаемого языка, имена собственные, поэтические слова, географические названия, прецедентые имена (Vinegar Joe, Angel, Dire Straits, High Tide, Guano Apes, Cinderella, Inspiral Carpets, Once Upon A ., The Moody Blues). Это помогает развитию чувства языка у обучаемых, при-

обретению знаний об особенностях стилистики. При регулярном использовании материала, содержащего названия музыкальных коллективов, их альбомов, названий песен, в них входящих, у учащихся формируется культурологическая компетенция, более глубокое понимание специфики другой культуры. В качестве учебного, раздаточного материала при обучении английскому языку могут использоваться дополнительные компоненты, например, тексты-«легенды» об авторе, исполнителе или о создании самой группы или музыкального альбома.

При грамотной и правильной организации процесса обучения названия песен, альбомов, музыкальных сборников, сами песенные тексты становятся эффективным средством в формировании и улучшении навыков аудирования иностранной речи, произнесения слов, словосочетаний и предложений, закрепления и усваивания структур грамматики, увеличения пассивного запаса лексики. В английском языке, с точки зрения его фонетического строя, есть звуки, требующие определенных усилий для их запоминания, дриллинга. Дополнительную возможность сделать процесс усвоения лексики интересным, увлекательным мы видим в использовании исследуемого материала (названий групп, музыкальных альбомов и песен, в них входящих) при обучении английскому языку. В целом, при организации процесса обучения английскому языку с использованием предложенного материала, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых; создавать такие условия, чтобы они выступали соучастниками этой работы, взаимодействовали друг с другом; отношения должны базироваться на сотрудничестве и совместном творчестве, где роль преподавателя заключается в направлении и, при необходимости, корректировке деятельности в соответствии с разработанным планом, предусматривающим коммуникативную направленность обучения. Также важно сформировать у студентов четкое представление того, как и в каких ситуациях общения на английском языке они смогут применять изученный материал.

Названия музыкальных групп, альбомов, сборников песен могут стать основой для разработки комплекса упражнений языковых (т.е. подготовительных), условно-речевых и речевых (т.е. коммуникативных), с целью их дальнейшего использования при обучении английскому языку.

В качестве примера представим несколько возможных заданий:

1. Match the English and the Russian variants of the album titles.

2. Feel the gaps with proper words to create the proper phrase.

3. Match the songs and their performers.

4. Let's play Guessing game.

5. Look at the slide (picture), you can see parts of different words. Combine parts to restore the words and use them in your own situations, please.

6. Могут также предлагаться вопросно-ответные упражнения, упражнения на модификацию полученной информации, составление небольших высказываний, по ключевым словам, из названий групп или их альбомов, в качестве опоры может быть использован план или иллюстрации, наглядный материал. Task. Work in pairs. Choose any topic you like (music, rock-bands, song festivals, favourite singers, etc.), make up a short dialogue, using at least 3 items we've learnt and then read it out loud.

7. Look at the covers of these albums, guess their titles and give, please, a short account about any of

them.

A) Money for Nothing

B) The Originals

C) Reunion

D) Night Songs

Система упражнений должна быть направлена на отработку всех видов речевой деятельности, как продуктивных, так и рецептивных, и способствовать повышению мотивации к обучению. В качестве заданий, направленных на обобщение полученных знаний по той или иной теме, связанной с изучением лексики в названиях музыкальных групп, альбомов, песен в авторских сборниках или названиях мероприятий, организованных для популяризации того или иного музыкального направления (фестивали, концерты), и/или контроль степени их усвоения, можно предложить подготовить проекты или презентации, выполнять которые рекомендуется не только индивидуально, но и в группах.

Таким образом, в процессе работы с предложенным материалом вводятся новые слова и словосочетания, закрепляется уже известная лексика, используются разные формы деятельности, предоставляется возможность расширить кругозор, отработать в данном режиме номинативные единицы в названиях музыкальных групп, альбомов, песен, фестивалей. Разработанный комплекс упражнений позволит не просто познакомиться с новой лексикой, но и научиться грамотно ее применять в процессе коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюжева, М.Б. Лингвокультурологические аспекты англоязычных названий музыкальных групп: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.Б. Дюжева. - Владивосток, 2007. - 22 с.

2. Плешков, Е.С. Функционально-семантические особенности англоязычных названий музыкальных групп, альбомов и песен/ Е.С. Плешков // Вестник Южно-уральского государственного университета. - Серия: Лингвистика. - 2016. -Том 13. - №2. - С. 75-77.

3. Рок-энциклопедия от A до Z. - URL: http://rockfaces.ru/(дата обращения 15.03.2022).

4. Топорова, Т.В. Язык в зеркале культуры: древнегерманские двучленные имена собственные/ Т.В. Топорова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 253 с.

5. Филин, Ф.П. О лексико-семантических группах слов/ Ф.П. Филин. - София, 1957. - 624 с.

О.А. Яковлева, М.В. Мазуренко

АВТОРСКОЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯМИ

В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА «СТЕПЬ»

Аннотация. В статье предпринята попытка многоаспектного анализа цветообозначений в повести А.П. Чехова «Степь». Целью исследования стало выявление цветовых блоков, объединяющих несколько цветообозначений на основе их семантической близости. Определены грамматические способы выражения цветообозначений. Акцентируется внимание на символическом смысле цветовой палитры повести.

Ключевые слова: Чехов, цветовосприятие, цветообозначения, цветовые блоки, семантика цвета, символика цвета.

O.A. Jakovleva, M.V. Mazurenko

AUTHOR'S COLOR PERCEPTION AND ITS REPRESENTATION BY COLOR DESIGNATIONS IN A.P. CHEKHOV "STEPPE"

Abstract. The semantic content of color blocks in A. P. Chekhov's novel "The Steppe" is considered, which allows identifying the author's features of color perception in the concept of the world and man. An attempt is made to interpret various ways of using and grammatical ways of expressing color meanings. Attention is focused on the symbolic meaning of the color palette of the story.

Keywords: Chekhov, "Steppe", novella, color perception, color designations, color blocks, semantics of color, symbolism of color.

Цветовосприятие как часть картины мира Чехова традиционно является предметом изучения лингвистов и литературоведов, исследующих чеховский художественный метод в повести «Степь». Самые первые свидетельства этого представлены в антологии «А. П. Чехов: Pro et Contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX - начала XX в. (1887 - 1914)», объединившей работы русских философов, критиков и литературоведов конца XIX — начала XX века. Так, в работе «А. П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.